Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Планирование как важнейшая функция управления




Конечной задачей управления является достижение и поддержание заданного (желаемого, целевого) состояния выхода объекта управления (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Схема системы управления

 

В относительно замкнутой системе социально-экономического управления блок А - задающий блок, который определяет желаемое состояние (цель) выхода объекта управления и формирует программу работы блока В для достижения этой цели. В производственных системах под объектом управления понимается одна или часть стадий производственно-хозяйственного процесса, осуществляемая организационно-обособленным звеном, которая является преемником целенаправленного управляющего воздействия.

Блок В наблюдает за параметрами выхода объекта управления, сравнивает их с заданными параметрами и воздействует по определенной программе на объект с тем, чтобы минимизировать отклонения фактических параметров от заданных. В ряде моделей системы управления предполагается, что блок В может воздействовать не на объект, а на его вход.

Блок В называют функциональной системой оперативного управления (регулирования), которая включает подсистемы наблюдения (учета, контроля, анализа), выработки и принятия решений по ликвидации отклонений от заданного режима функционирования объекта управления и организации (структуризации, нормирования, стимулирования).

Блок А - функциональная система планирования, которую можно разделить на дне функциональные подсистемы; формирования целей (целеполагание) и разработки способов достижения целей (собственно планирование в узком смысле этого слова).

В любой конкретной системе управления целеполагание осуществляется под влиянием внешней среды. Ее влияние тем больше, чем меньше обособлен от среды объект управления, чем уже диапазон факторов среды, который способна учитывать данная система управления. В частнокапиталистической рыночной экономике, в которой управление ограничено рамками отдельных предприятий и фирм, внешняя среда задает условия действий каждой обособленной хозяйственной единице через механизм конкуренции, соотношение спроса и предложения.

Общий цикл управления "планирование - оперативное управление - объект управления" в более развернутом виде может быть представлен как последовательность этапов (рис. 1.2).

С формальной стороны процесс разработки плана является процессом принятия решения. Последнее понимается как некое руководство к действию (план действия) для объекта управления. Обычно разрабатывается несколько вариантов такого плана. Выбор наилучшего варианта называется принятием решения.

План как альтернатива решения х включает характеристику желаемого состояния выходов объекта управления (w - целевая компонента плана) и характеристику способов достижения цели, т.е. состояний управляемых факторов (m – входная ресурсная и g – мощностная компоненты плана). План может быть представлен в виде х=<т, g, w>. Каждый плановый вариант хєХ должен отвечать ограничениям по ресурсам и быть внутренне сбалансированным по производственным возможностям.

Рис. 1.2. Схема процесса управления:

1 - контур стратегических (тактических) решений;

2 - контур оперативных (регулирующих) решений

 

Общую задачу планирования можно представить в виде пары < Х, ≥>, где Х- множество альтернатив (допустимых планов); ≥ - предпочтение на этом множестве.

Процесс принятия решения включает формирование множества X и выявление предпочтения ≥, т.е. постановку задачи принятия решения. Далее осуществляется собственно принятие решения.

Предпочтение, заданное на множестве, позволяет выбрать альтернативу х*єХ такую, что х*≥х для любого х≠х*; хєХ. Под предпочтением можно понимать любой способ устранения неопределенности при выборе альтернатив из множества X. В общем случае это упорядочение альтернативы (задание профиля предпочтения) от лучшей кхудшей:

 

х1 ≥ х2 ≥ х3 ≥ …≥ хn, где хєХ

 

Очень часто профиль предпочтения задается без его обоснования. Но в частном случае формулируется в явном виде критерий решения, т.е. правило отбора альтернатив. Примером может служить критерий максимума прибыли при выборе варианта производственной программы предприятия. При некоторых предпосылках можно данному профилю предпочтения альтернатив приписать так называемую функцию полезности (целевую функцию). Если удается построить функцию полезности, то ее вместо профиля предпочтения задают в качестве критерия решения

Обычно альтернативы оцениваются по многим признакам, с различных точек зрения. По каждому признаку (точке зрения) формируется свой профиль предпочтения или критерий решения. Но в конечном итоге необходимо каким-либо образом согласовать их друг с другом, чтобы осуществить выбор одной альтернативы.

Принятие решения разбивается в этом случае на два этапа. На первом этапе выделяется некоторое множество признаков (точек зрения), по которым оцениваются альтернативы. По каждому отдельному признаку осуществляется выбор лучшей с этой точки зрения альтернативы. На втором этапе необходимо осуществить согласованный выбор единственной альтернативы. Процедура выбора здесь существенно зависит от сравнимости самих признаков и от способа задания предпочтения на множестве альтернатив по каждому признаку.

Процесс принятия решений (разработки планов) начинается с получения данных, их фильтрации и структуризации. На следующем этапе осуществляется постановка задачи принятия решений. Вообще говоря, задачей называется логическое высказывание вида: «дано А, требуется Б». Тогда ситуацией назовем высказывание: «дано А», а проблемой - высказывание: «требуется Б». При принятии плановых решений обычно имеют дело со многими ситуациями и проблемами. В потоке поступающих данных приходится сопоставлять их друг с другом, чтобы поставить конкретную задачу принятия решений. Ситуацию и проблему можно рассматривать как неполную постановку задачи, в которой соответственно не выявлены цель и условия ее решения

Цель и условия являются элементами решения, без них нельзя говорить о задаче принятия решения. Цели описываются содержательно и при помощи количественных параметров. В управлении производством плановые решения носят в основном многоцелевой характер, т.е. в решении предусматривается несколько целей. Формирование этих целей осуществляется, как правило, методом логического мышления. Что касается способов задания целей, то они могут быть самыми разнообразными: от их простого перечня до построения графа (дерева) целей с характеристиками их приоритетов.

Принятие решений всегда осуществляется в условиях различных ограничений: финансовых, материальных, правовых, этических и т.п. Поэтому важно четко сформулировать множество ограничений, которые должны учитываться при принятии решения.

Для достижения целей формируется множество альтернативных решений, из которых должно быть выбрано единственное оптимальное или приемлемое. При долгосрочном стратегическом планировании может быть использована концепция ступенчатой процедуры выработки и принятия решений по принципу усечения «конуса решений» (рис. 1.3). Важным при этом является оценка эффективности альтернатив не только в рамках планового периода, но и социально-экономических последствий за границами периода Прогнозирование при такой концепции является формой выделения из множества потенциально возможных альтернатив решений подмножества осуществимых альтернатив и отсечение неосуществимых.

 

Рис. 1.3. Усечение «конуса решений»

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 473; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.