Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы планирования




При определении принципов планирования на предприятии необходимо иметь ввиду, что в рыночных условиях единого, однообразного подхода к внутрифирменному планированию фактически не существует. Различие наблюдается в содержании планов, длительности горизонта планирования, длительности разработки, организации планирования. Более того, даже формы и процедуры планирования деятельности для разных отделений одной компании могут быть различными. Содержание процесса планирования компании в значительной степени зависит от уровня централизации планирования и управления.

Для компании, действующей на многих отдаленных рынках, характерна высокая степень самостоятельности отдельных подразделений в принятии решений. Напротив, компания, сбывающая однородную продукцию на одном рынке, как правило, тяготеет к централизации планирования и управления.

Степень формализации системы планирования (обязательные для подразделения компании формы плановых документов, процедуры планирования, сроки и периодичность разработки плановых документов, наличие единого методического обеспечения и т.д.) в существенной мере зависит от многих факторов, в том числе от положения компании и особенности ее деятельности на рынке.

Компании, действующие на рынке с определенным кругом потребителей, установившейся структурой спроса и конкуренции, как правило, используют относительно формализованные плановые системы, с жестко обусловленными плановыми периодами, распределением функций планирования и системой разработки планов. Другие компании, работающие в условиях высокой степени риска, с неопределенными колебаниями объема и структуры спроса, чаще ориентируются на гибкую систему планирования, предусматривающую регулярное, периодическое внесение изменений в планы.

Выбор горизонта планирования при разработке планов определяется как особенностями деятельности компании, так и традициями. В ряде компаний долгосрочные планы носят скорее сценарный характер. Использование сценария дает возможность управленцам рассматривать краткосрочные проблемы и пути их преодоления с учетом долгосрочных целей и задач.

Гибкость, динамизм, разнообразие организационных форм и методов должны характеризовать планирование и на отечественных предприятиях. Они должны отойти от прошлой государственной единой унифицированной схемы планирования. Это касается и горизонтов планирования. С традиционной, единой для всех пятилетней периодичностью должна собираться только отчетная информация, дающая возможность получить картину социально-экономического развития страны и отдельных элементов народнохозяйственной системы за временные периоды, кратные пяти годам. Единый, обязательный для всех пятилетний горизонт планирования противоречит общим концепциям планирования в условиях рыночных отношений.

Отечественная и зарубежная теория и практика внутрифирменного планирования позволили определить ряд принципов, основные из которых можно рекомендовать предприятиям при планировании своей деятельности.

К общим принципам планирования, сформулированным французским теоретиком менеджмента Анри Файолем относятся: необходимость, единство, непрерывность и гибкость.

Принцип необходимости планирования означает повсеместные и обязательные применения планов при выполнении любого вида трудовой деятельности. Отсутствие плана или программы сопровождается колебаниями, ошибочными маневрами, несвоевременной переменой ориентации, являющимися причинами плохого состояния, если не краха, дел. Принцип необходимости или обязательности планирования особенно важен в условиях рыночных отношений.

Принцип единства планов предусматривает разработку общего или сводного плана социально-экономического развития предприятия. Все отдельные планы должны быть тесно увязаны с единым комплексным планом предприятия.

Принцип непрерывности планов заключается в том, что на каждом предприятии процессы планирования, организации и управления производством, как и трудовая деятельность, являются взаимосвязанными между собой и должны осуществляться постоянно и без остановки.

Принцип гибкости планов тесно связан с непрерывностью планирования и предполагает возможность корректировки установленных показателей и координации планово-экономической деятельности предприятия.

Помимо рассмотренных классических выделяют общеэкономические принципы:

1. Комплексность планирования на основе всестороннего изучения социальных, экономических, технических, технологических и экологических сторон объекта планирования

2. Системный подход к планированию, т.е. составление прогнозов и планов во взаимосвязи как в пространстве (структурный аспект), так и во времени. План предприятия - это система, объединяющая различные плановые решения в единое целое на какой-то промежуток времени.

3. Многовариантность планирования, которая предполагает выбор единого варианта из множества.

4. Разнообразие подходов к организации планирования, обусловленное разнообразием видов предприятий, их целей и задач, выпускаемой продукции (услуг).

5. Динамичность и непрерывный характер планирования. Немедленное внесение в планы всех изменений, влияющих на деятельность предприятия.

6. Сбалансированность плановых решений во времени, с ресурсами и производственными мощностями.

7. Единство плановых и организационно-технологических решений. Принятие плановых решений по производству продукции должно основываться на организационно-технологических моделях.

8. Непротиворечивость плановых решений во всех разделах, на всех уровнях и стадиях.

9. Сочетание и взаимосвязь ресурсного (от возможности) и нормативного (от потребности) подходов.

10. Применение четкой концепции планирования, понимаемой всеми принимающими участие в планировании.

Основные принципы планирования ориентируют предприятие на достижение наилучших экономических показателей. Многие принципы тесно связаны и переплетены между собой. Принципы планирования обуславливают характер и содержание плановой деятельности на предприятии и организации. При этом важная задача профессиональных плановиков состоит в стимулировании и облегчении планирования другими для себя. Экономисты-менеджеры должны обеспечить мотивы, информацию, знание, понимание, мудрость и воображение, необходимые остальным категориям персонала, чтобы планировать для себя. Активное воздействие персонала на процессе планирования получил название принципа участия [8]. Принцип участия тесно связан с принципом единства и означает, что каждый член предприятия (организации) становится участником плановой деятельности независимо от должности и выполняемой им функции, т.е. процесс планирования должен привлекать к себе всех, тех, кого оно непосредственно затрагивает.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 632; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.