Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психолог — школьники




Вся профессиональная деятельность психолога в школе ори­ентирована на школьников, создание условий для их полно­ценного развития, образования в рамках школьной Среды, решение возникающих у них социально-психологических про­блем. Поэтому мы не видим смысла еще раз подробно оста­навливаться на тех формах, в которых осуществляется взаи­модействие психолога с конкретным ребенком, ученической группой, параллелью и т. п. Напомним, что это:

— диагностика

- развивающая и психокоррекционная работа

— консультирование

- сопровождение в процессе работы со специалистом вне
школы

— психологическое просвещение.

Напомним также, что мы считаем важным условием эф­фективного взаимодействия психолога со школьниками «пог­ружение» последних на определенный период учебного года в психологическую среду. В плане организации такое погруже­ние реализуется как цикл работы психолога и педагогическо­го коллектива со школьниками определенной параллели. В рамках этого цикла осуществляются все перечисленные выше психологические формы взаимодействия со школьниками, что, естественно, не исключает, что работа с отдельными ученика­ми или группами не может продолжаться и вне цикла — по их запросу или по решению самого психолога.

Любая из названных выше видов психологической работы с детьми и подростками несет в себе как минимум двойную нагруз­ку. С одной стороны, решается определенная задача в рамках процесса сопровождения — информационная, развивающая, просветительская и др., с другой стороны, устанавливается уни­кальный межличностный контакт между психологом и школьни­ком, сам по себе обладающий мощным развивающим, психоте-

 

19. Зак. 5574


•.• М. Битянова


Психолог в школе: проблемы взаимодействия


 


рапевтическим потенциалом. Величина этого потенциала зависит и от профессионализма психолога, и от выбранной им позиции в общении с учащимися. Об этой позиции мы и хотели бы погово­рить, выделив несколько принципиально важных моментов.

Первое. Позиция психолога в отношениях со школьни­ками должна обеспечивать ему авторитет взрослого, специа­листа, личности, но не педагога. Проще говоря, школьный психолог не должен восприниматься детьми как еще один

учитель.

Не хотелось бы, чтобы за этой фразой педагоги увидели что-то обидное для себя. Просто нельзя сидеть сразу на двух стульях. Невозможно быть одновременно родителем и психологом, по отношению к своему ребенку, начальником и мужем по отношению к своей супруге, психологом и педаго­гом по отношению к одному и тому же ребенку. Это различ­ные позиции и по своим изначальным задачам, и по своим стилевым поведенческим характеристикам, и по тем ожи­даниям, которые они формируют у школьника. Иначе пси­холог в школе не был бы нужен вообще. Ведь он не делает что-то за педагога, он делает нечто отличное, дополняю­щее деятельность педагога. По психологическим кругам ко­чует историческая фраза одного директора, сказавшего: «В моей школе психолог никогда не будет вести уроков. Психо­лог, ведущий уроки, перестает быть психологом».

Чтобы не стать педагогом в глазах школьников, психолог как минимум не должен делать нечто важное, присущее толь­ко педагогу. Прежде всего— вести уроки. Причем, с нашей точки зрения, любые, в том числе — занятия по психологии в их классическом обязательном урочном варианте, с фиксацией результатов в дневнике и журнале. Такую деятельность мо­жет осуществлять приглашенный специалист— например, психолог соседней школы. Уроки — это не единственный мо­мент. Важен и стиль поведения психолога: способ, которым он приглашает детей прийти на обследование, устанавливает связь с родителями, организует развивающие и просветительские занятия, контролирует их посещение и делает замечания и многое другое. Обсуждая другие моменты, связанные с пози­цией психолога в отношениях со школьниками, мы так или иначе вернемся к вопросу от том, как остаться психологом, не пополнив в глазах детей педагогический коллектив.


Второе. Позиция психолога должна обеспечивать его доступ­ность для общения со школьником, формировать у школьников уверенность в конфиденциальности всего, что происходит в сте­нах психологического кабинета. Как этого можно достичь? Преж­де всего, очень важно, чтобы дети были уверены в постоянстве самого присутствия психолога в школе. График присутствия, висящий на двери его комнаты, должен строго соблюдаться. Школьник, испытывая затруднения или просто из любопытства, натолкнувшись пару раз на запертую дверь, перестанет ее за­мечать. Мы уверены, что эффективно работать в школе может только включенный в нее специалист, а не специалист «прихо­дящий». Прежде всего школьники не примут такую позицию, не смогут установить с ним доверительный контакт.

Конечно, этот контакт зависит и от стиля поведения психо­лога, его открытости, доброжелательности, настроенности на разнообразное общение со школьниками. И в этом тоже про­является отличие психологической и педагогической позиции. Для педагога его работа состоит в том, чтобы преподавать, общение со школьниками — вторично. Для психолога обще­ние — это работа, значимость которой часто выше самых изо­щренных психотерапевтических и коррекционных технологий.

Третье. Зачем школьникам психолог? Вот один из наибо­лее точных ответов, данных ученицей 9 класса: «Психолог ну­жен для того, чтобы говорить с ним о том, о чем нельзя погово­рить с родителями». Конечно, это не единственный ответ. Его содержание будет зависеть и от возраста школьника, и от его индивидуальных особенностей. Выделим несколько наиболее распространенных вариантов позиций психолога в отношени­ях со школьниками: «Психолог — врач, психиатр», «Психо­лог — адвокат ребенка», «Психолог — доверенное лицо», «Пси­холог — массовик-затейник».

«Психолог — врач». Эта позиция чужда и неприятна боль­шинству психологов и чем-то очень привлекательна для педаго­гов, которые часто своими действиями и словами просто «заго­няют» в нее психолога. «Будешь плохо себя вести, отправлю к психологу, пусть он с тобой разбирается» — такое послание может быть адресовано недисциплинированному или отстаю­щему ученику. Ребенок может быть буквально «заброшен» в кабинет психолога с гневным криком: «Пусть он Вам объяснит, почему он так себя ведет!» и т. д. Психолог превращается для


 


• • • М. Битянова • • •


Психолог в школе: проблемы взаимодействия


 


 

школьника в еще одно пугало, наряду с директором и мили­цией, который на свой манер, своими способами (таблетки, гип­ноз, кодирование, еще что-нибудь в этом духе) перевоспитыва­ет, воздействует, наказывает бедного ученика. Это беда для специалиста. И очень распространенная, особенно— за преде­лами крупных просвещенных центров, где психологу, кроме всего прочего, еще и очень трудно противопоставить что-либо профессионально весомое таким ожиданиям педагогов и детей.

«Психолог — адвокат». Позиция, близкая сердцу многим людям с хорошим психологическим образованием и гуманисти­ческими взглядами. От кого надо защищать ребенка? От роди­телей, педагогов, администрации школы, вообще всех «нехоро­ших» взрослых. По-своему очень привлекательная позиция, осо­бенно для тех, кто в основном работает с самими школьниками. Она позволяет быстро наладить близкий доверительный кон­такт с детьми под лозунгом: «Я с вами, вы не виноваты». Школь­ники с удовольствием делятся своими тайнами, в основном, правда, жалуются на непонимание и произвол взрослых. Пси­холог же формирует у них и поддерживает у себя страдатель­ную установку: дети — жертвы, им надо посочувствовать и поп­робовать убедить взрослых, что так вести себя нельзя.

Естественно, что такая позиция не вызывает симпатии тех самых взрослых, но это еще полбеды. Она не продуктивна для самих школьников, и рано или поздно они начинают это чув­ствовать или даже понимать, так как общение с психологом не дает им перспектив развития и самовоспитания, что является для них ценностью.

«Психолог — массовик-затейник». В его исполнении все выглядит как занимательная игра — тестирование, рассказ о его результатах, развивающее занятие на классном часу, КВН, даже тренинговая группа по саморегуляции. Такого психоло­га очень любят дети, бегают за ним «табунами»: «А Вы еще к нам придете?», «А Вы еще будете нас обследовать?». Однако любые его попытки поговорить чуть серьезней, наталкивают­ся на «Давайте лучше поиграем!». Через некоторое время пси­холог начинает замечать, что его работа превратилась, а вер­нее сказать, «выродилась» в культурно-просветительскую, что само по себе хорошо, но несколько не про то...

Мы уверены, что при всей важности различных техноло­гий, позволяющих управлять вниманием и интересом детей,


они не должны заслонять главную, серьезную по своей сути идею работы. Важно, чтобы и школьники понимали важность, серьезность и ответственность работы психолога. Не всегда то, что приходится делать с психологом, — смешно или интерес­но, но это важно и полезно. Психологическая работа должна стать не только частью учебно-воспитательной системы для педагогов и администрации, такой же — необходимой, посто­янной — она должна стать для самих детей, не теряя по воз­можности своей эмоциональной привлекательности.

Наконец, последняя позиция: «Психолог — доверенное лицо». Школьник, доверяя психологу, веря в целесообраз­ность его работы и открытость его намерений, в достаточной степени осознанно предоставляет ему информацию о себе, особенностях своего развития и состояния. Он доверяет ему использовать эту информацию — сообщать в нужном объеме учителям, родителям, ему самому с тем, чтобы создать бла­гоприятные условия для решения школьником задач разви­тия, образования и социализации в рамках школьной Среды. Подчеркнем, он делает это достаточно осознанно: он знает, когда его тестируют и зачем, когда за ним наблюдают, он знает, что результаты затем обсуждаются на консилиумах и с педколлективом, родителями. Он понимает, зачем ему, уче­нику, это нужно, он может обсудить этот вопрос с психоло­гом. Важно и то, что психолог не скрывает и тот факт, что ответственность за свое обучение, поведение, успешность раз­вития несет и сам ребенок. И ему тоже предстоит меняться, предпринимать усилия, заниматься для того, чтобы решить свои проблемы. Психолог может ему в этом помочь. Психо­лог не во всем поддерживает школьника: какие-то суждения, поступки он может осудить, не принять. Но при этом ребенок знает: все, что психолог делает, он делает с установкой на помощь ему, поддержку и принятие.

Такая позиция представляется нам наиболее эффективной.

Четвертое. Школьник вправе отказаться от взаимодейст­вия с психологом в любых формах. Психологическое тестиро­вание, консультирование, коррекция не могут быть вменены ему в обязанность. И дети должны знать об этом своем праве. Другое дело, как психолог сумеет преодолеть естественное желание любого школьника незамедлительно воспользовать­ся любым данным ему правом.


 




• • • М. Битянова • • •


• • Психолог в школе: проблемы взаимодействия


 


Психолог — родители школьников

Традиционный вопрос, который задается школьными пси­хологами практически всегда на семинарах, посвященных из­ложению модели сопровождения: «Почему в Вашей модели так мало внимания уделяется работе с родителями, разве мо­гут быть решены какие-либо серьезные проблемы школьников без их участия?» Мы постараемся сейчас высказать нашу се­годняшнюю точку зрения на этот вопрос.

Среди профессионалов или знатоков школьной практи­ческой психологии одинаково распространены две крайние точки зрения. Первая — невозможно решать школьные про­блемы ребенка, не работая глубоко и серьезно с его семьей как целостной системой. Вторая — школьный психолог рабо­тает со школьной системой взаимоотношений ребенка, кото­рая не включает в себя семья как таковую. Все, что ребенок «приносит» в школьную систему из семейной, рассматривает­ся и корректируется не само по себе, а только в свете школь­ных его проблем. Как это ни банально, наша точка зрения где-то между ними, хотя и тяготеет ко второй.

В настоящий момент целесообразно привести два аргумен­та, обосновывающих нашу позицию. Один аргумент — науч­но-методологический. Суть его в следующем. Мы рассматри­ваем школу как целостную систему социальных взаимоотно­шений ребенка. На его поведение, жизнедеятельность в рамках этой системы оказывают влияние внешние факторы, в том числе и такой мощный, как семья. Но это влияние опосредованно самой школьной системой, теми отношениями, возможностя­ми, проблемами и успехами, которые существуют у ребенка в ее рамках. Школьный психолог, делаем мы для себя опреде­ленный рабочий вывод, может работать с этой системой отно­шений ребенка, лишь привлекая семью для решения задач сопровождения, но не рассматривая ее как решающий фак­тор успешности обучения, развития и воспитания.

Второй аргумент — социально-практический. Сегодня в Рос­сии не существует нормативной базы, задающей различные правовые нормы деятельности школьного психолога. Но она обязательно будет создаваться и можно прогнозировать неко­торые ее будущие черты с учетом общемировых тенденций. В частности, семья с ее проблемами будет все больше автономи-


зироваться от влияния школы и, соответственно, школьного пси­холога. Есть определенные социально-государственные струк­туры, за которыми будут закрепляться достаточно большие полномочия в отношении семьи, оказания на нее внешнего воз­действия. Прежде всего этим будет заниматься институт соци­альных работников. Однако они однозначно не будут возложе­ны на школьных психологов. Уже сегодня мы обязаны считать­ся с правом родителей не давать разрешение на психологическое тестирование или психологическую работу с ребенком, на пра­во самого школьника старше 12 лет отказаться от такого воз­действия даже при согласии его родителей.

Итак, мы представляем себе работу школьного психолога с семьей как привлечение ее членов, но прежде всего — родите­лей, к сотрудничеству в решении школьных проблем ребенка. При этом при обоюдном согласии возможно обсуждение тех проблем общения, воспитания, которые возникают вне школы и на школьных отношениях никак не сказываются. Более «глу­бокое» проникновение школьного психолога в семейную систе­му — супружеские проблемы, отношения с прародительской семьей и др. нам кажется, выразимся мягко, весьма не жела­тельным. Для этого существуют другие специалисты, с други­ми профессиональными функциями и другой позицией в отно­шении семьи и ее детей школьного возраста.

Основные формы организации сотрудничества школьного психолога и родителей это:

— групповые и индивидуальные консультации по итогам
психологического сопровождения;

— психологическое просвещение;

— индивидуальные консультации по запросу или инициа­
тиве психолога.

Все они описаны в тексте данной книги.

ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГ И ШКОЛА: ПРОБЛЕМЫ ПОДЧИНЕНИЯ

Вопросами построения взаимоотношений не исчерпывается круг проблем, которые возникают в связи с появлением в школе психолога у него самого и других участников школьной системы. Еще один момент, который мы считаем нужным затронуть, —


 


М. Битянова • •.

это проблемы административного и профессионального подчине­ния психолога. Сейчас, как известно читателю, этот вопрос реша­ется однозначно: все рычаги управления деятельностью психоло­га находятся в руках школьной администрации. И сегодня это многих не устраивает, по крайней мере, на официальном и на неофициальном уровне широко обсуждается вопрос о возможных путях изменения этой ситуации. Мы в данной книге хотели бы высказать свою точку зрения только по поводу одного аспекта проблемы — профессионального подчинения. Оно, на наш взгляд, должно выводится за рамки системы отношений психолога и ад­министрации и вообще за рамки школы. Психолог заключает со школой профессиональный контракт, он является ее сотрудни­ком, частью школьной системы, но вопросы его профессиональной деятельности, в том числе — ее оценки, используемых технологий, подходов, методического оснащения должны оставаться за компе­тентными «инстанциями». Кому же в профессиональном плане должен подчиняться школьный психолог? На сегодняшний день существуют два типа структур в народном образовании, которым могут быть переданы такие функции: методические отделы быв­ших РОНО и психологические центры того административного уровня, который непосредственно выходит на конкретные учреж­дения образования (муниципальные, районные, сельские, городс­кие и т. д.). Наверное, этот вопрос еще рано обсуждать в силу того, что система психологических центров в народном образова­нии еще только складывается даже в Москве, однако именно им, на наш взгляд, предпочтительнее передать функции профессио­нального управления школьными психологами. Центры могли бы осуществлять методическую поддержку, взять на себя просвеще­ние и профессиональное развитие психологов, даже функции груп­пы профессиональной поддержки, так как располагают соответ­ствующими специалистами. Они могут компетентно оценить эф­фективность их деятельности, предоставив результаты своей аналитической работы школам. Центр осуществлял бы курирова­ние школ с точки зрения осуществляемой в них психологической работы, помогал при поиске специалиста, составлении контракта. Принципиально важно следующее: школьные психологи, находясь в тесной связи с центром, знали бы, куда и как можно переадре­совать запрос, направить для оказания квалифицированной по­мощи. Методические отделы к сожалению не всегда могут компе­тентно осуществлять такие функции.


• • • Психолог в школе: проблемы взаимодействия

Нам представляется, что изменение в области профессио­нального подчинения принесло бы в конечном итоге пользу всем участникам ситуации: школьной администрации, психологу, психологическому центру, стало бы первой ступенькой в про­цессе создания единой системы психологической поддержки народного образования.

ГЛАВА 3. ШКОЛА И ПСИХОЛОГ: ОДИН В ПОЛЕ НЕ ВОИН

Мы подходим к обсуждению наиболее важных моментов, ка­сающихся взаимодействия психолога и всей школьной системы.

Мы неоднократно подчеркивали: деятельность психолога в школе достаточно автономна. Не потому что независима, а пото­му что представляет собой целостную самостоятельную систему со своими целями и задачами. Мы хотели тем самым поставить психолога в позицию профессионала, избавив его от роли «де­вочки на побегушках». Однако цели и задачи психологической деятельности не только не противоречат педагогическим целям, но и, наоборот, сущностно с ними связаны. Психологическая работа — часть общего педагогического, образовательного про­цесса в школе. Она становится действительно значимой и эф­фективной, если опосредуется соответствующей педагогической практикой. Мы думаем, что идеология сопровождения как ника­кая другая позволяет объединить усилия педагога и психолога, поскольку сопровождение — это не только и не столько метод работы школьного психолога. Это — цель и способ организации всего педагогического процесса в школе.

Конечно, это тема другой большой работы — как техноло­гически ввести идею сопровождения в педагогический процесс. Однако мы надеемся, что эта книга дала читателю представ­ление о перспективности, внутренней мощи, гибкости принци­па психолого-педагогического сопровождения, его большого технологического потенциала. Одно мы хотели бы подчеркнуть уже сейчас: серьезная психологическая работа неизбежно ока­жет огромное влияние на всю образовательную систему дан­ной школы, вызовет к жизни мощные силы изменения, посту­пательного движения вперед, к новой системе, которая смог­ла бы органично и естественно включить в себя психологическую


• • • М. Битянова • • •

деятельность. В связи с этом замечанием мы хотим обратиться к школьным директорам и педагогам с маленьким импровизи­рованным «открытым письмом».

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ КОЛЛЕКТИВУ ШКОЛЫ, РЕШИВШЕМУСЯ «ЗАВЕСТИ» У СЕБЯ ПСИХОЛОГА

Многоуважаемые коллеги!

Прежде всего, разрешите высказать вам искреннее ува­жение в связи с принятым вами решением пригласить на работу в школу психолога. Оно современно и своевременно. Однако мы просим вас перед принятием окончательного ре­шения еще немного подумать вот над каким непраздным вопросом: «А зачем школе, каждому из вас нужен школьный психолог'?» Дело в том, что далеко не все ваша ожидания и надежды сбудутся после его появления.

Если вы надеетесь, что психолог снимет с вас наиболее тяжелый педагогический грузнеуспевающих, «ленивых», не­управляемых, недисциплинированных, короче говоря, «труд­ных» школьников, что он отдельно от вас поработает с ними и они вернуться к вам иными, готовыми к привычному вам стилю педагогического влияния, вашим ожиданиям не дано сбыться.

Если вы надеетесь на его профессиональную помощь, гра­мотный совет в вопросах, касающихся обучения и взаимодей­ствия со школьниками, ваши представления оправданы. Но советы и рекомендации психолога будут касаться не только и даже не столько новейших психологических приемов и тех­нологий управления ребенком, целенаправленного воздействия на его психическую активность и личность. Они прежде все­го будут ориентированы на вас, анализ вашей профессио­нальной деятельности, выбранного вами стиля общения, ус­тановок и стереотипов, сложившихся в отношении конк­ретного ребенка и т. д. Психологическая помощь учителю — это помощь в профессиональном и личностном самосовер­шенствовании, развитии, это совместный труд педагога и психолога, позволяющий в конечном счете и решить конк­ретную проблему, и усовершенствовать всю профессиональ­ную педагогическую деятельность.

Если вы заинтересованы в психологе как специалисте, способном существенно дополнить и развить существующую


------ • • • Психолог в школе: проблемы взаимодействия • • •--

школьную образовательную и воспитательную систему, серьез­но подойдите к подбору нужной кандидатуры, сформулируйте психологу свои требования и ожидания и будьте готовы к серь­езной, глубокой и длительной инновационной деятельности.

Подчеркнем особо: процесс слияния школьной психологи­ческой работы с существующей учебно-воспитательной сис­темой, превращения их в единую систему психолого-педаго­гического сопровождения школьниковдлительный. Психо­лог в школеэто надолго. Конечно, первые результаты его работы, если она изначально правильно спланирована и пос­ледовательно реализована, могут проявиться уже в первый год работы. Однако для того, чтобы психологическая прак­тика стала неотъемлемой частью школьной Среды, требу­ются годы. И в этом вопросе вам нельзя спешить самим и нельзя торопить психолога. Достаточно длительным явля­ется период первичной адаптации в школе, за время которо­го педагоги и школьники должны привыкнуть к его присут­ствию, наладить простейшие человеческие межличностные контакты. Главноедолжна сформироваться атмосфера взаимного доверия (так сказать, базового принятия) психо­лога всеми участниками внутришкольного взаимодействия. Затем последует еще более длительный период профессио­нальной адаптации, в процессе которой должен быть создан общий психолого-педагогический язык, найдены удобные и эф­фективные формы взаимодействия психолога и педагогов, психолога и администрации и т. д. На наш взгляд, психологи­ческая работа в школе станет действительно эффективной лишь спустя годы целенаправленной совместной сопровож­дающей работы, осуществляемой всем педагогическим кол­лективом, когда формы и методы сопровождения традици­онно закрепятся в организационной культуре данной школы, а сама сопровождающая идеология, стоящий за ней взгляд на ребенка и его школьную жизнедеятельность будут частью профессионального «Я» учителя.

Уважаемые педагоги! Психолог в школеэто возмож­ный путь к развитию, обновлению учебно-воспитательного процесса, это новый тип школы и педагогической деятельно­сти, для которых психология не является частью внешнего престижа школы, способом избавления от «педагогического брака» или профессиональным «костылем», а представляет


М. Битянова • • •


• • • Психолог в школе: проблемы взаимодействия


 


собой неотъемлемую и важную часть повседневной работы каждого педагога. Если вы именно таким образом зададите ему и себе цели вашей совместной профессиональной деятель­ности и приложите усилия для их осуществления, психологи­ческая деятельность принесет школе огромную пользу.

Итак, психолог в школе — это серьезно, ответственно и на­долго. Мало убедить в этом педагогический коллектив и замо-тивировать его на серьезную работу. Психологу необходимо обладать значительным серьезным профессиональным и лич­ностным ресурсом для того, чтобы реализовать психологичес­кую работу в ее целостной и последовательной форме. Каж­дый ли психолог, приходящий сегодня на работу в школу, го­тов к этому? Мы хотим немного остановиться на этом вопросе на последних страницах нашей книги.

ГЛАВА 4. ПСИХОЛОГ В ШКОЛЕ: ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ

Итак, отвечаем на заданный нами самими вопрос: нет, да­леко не каждый психолог готов сегодня, работая в школе, раз­вернуть свою работу как целостную психолого-педагогическую систему, основана ли она на идеях управления, помощи или сопровождения. Многие либо ограничивают свою деятельность определенными направлениями работы (только диагностика и выдача общих рекомендаций, только индивидуальная работа с «трудными» и т. д.) либо «тонут» в море школьных проблем, превращаясь в психологическую «скорую помощь», специа­листов «на подхвате», массовиков-затейников либо просто учи­телей.

Работать в школе трудно: требуется высокая профессио­нальная квалификация в самых различных областях практи­ческой психологии, особый личностный настрой на включен­ное эмпатическое общение, развитая мотивация помощи, вы­сокая профессиональная и личностная самооценка и многое другое. Нужна организованность и хорошо структурирован­ное, тренированное мышление, развитая наблюдательность. Необходим и высокий эмоциональный потенциал, собственная психологическая проработанность, позволяющая включаться


в решение чужих проблем, не проецируя собственных. Список можно продолжать.

Несомненно, в определенном смысле психологическая рабо­та в школе — это призвание, но прежде всего — это результат специальной качественной профессиональной подготовки. В данной работе мы не считаем возможным обсуждать наши представления о том, как должна в деталях выглядеть такая подготовка, хотя эти представления есть, они существуют не только на уровне идеи, но и на уровне проектов учебных пла­нов, конкретных и не раз отработанных учебных курсов, про­грамм семинаров для практикующих школьных психологов и т. д. В самом общем виде такая подготовка должна сочетать необходимое базовое психолого-педагогическое образование с развернутой одно-двухгодичной специализацией на базе ву­зовской подготовки и постоянной системой повышения квали­фикации на базе психологического центра по месту непосред­ственной работы школьного психолога.

На сегодняшний день и школа, и психолог должны серьезно подходить к любым поступающим предложениям о трудоустрой­стве. Психологу необходимо оценить ситуацию с точки зрения тех возможностей, которые она предоставляет для реализации целос­тной системы психологической работы в школе: материально-тех­нические условия, готовность педагогического коллектива к со­трудничеству, а администрации — к действенной поддержке. Педагогическому коллективу школы, директору очень важно определить характер и уровень профессиональной подготовки психолога, его готовность к решению школьных психолого-педа­гогических задач, и в случае положительного решения — четко донести до специалиста свои требования и ожидания, а также найти возможности для его дальнейшего профессионального развития. Вряд ли и психолог, и школа могут сегодня надеяться на вари­анты, близкие к идеалу. И тем, и другим предстоит развиваться, накапливать новые знания и представления, искать пути сотруд­ничества, но при наличии доброй воли, понимания большого смыс­ла осуществляемых усилий, а также некоторой теоретической базы совместной работы возникающие трудности могут быть устра­нены. А в качестве теоретической основы создаваемого альянса психолога и педагогического коллектива школы может выступить предложенная вашему вниманию модель сопровождения школь­ников в процессе обучения.


М. Битянова


. • • Послесловие


 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1093; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.