Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

О числительных 2 страница




6 KUUS KUUE - KUUE L KORRUSEL -....................

7 SEITSE SEITSME - SEITSME S KORTERIS -..................

8 KAHEKSA KAHEKSA - KAHEKSA S TOAS -....................

9 ÜHEKSA ÜHEKSA - ÜHEKSA L LAUAL -....................

10 KÜMME KÜMNE - KÜMNE AKNA EES -....................

 

У количественных числительных от 11 до 19 в эстонском языке есть две равнозначные исходные формы:

A B

11 ÜKS TEIST = ÜKS TEISTKÜMMEND

12 KAKS TEIST = KAKS TEISTKÜMMEND и т.д.

В речи мы пользуемся более простым вариантом A, но форма OMASTAV находится по варианту B, причем по частям.

KAKSTEIST = KAKSTEIST KÜMMEND = KAKS + TEIST KÜMMEND

Форма OMASTAV слова KAKS è KAHE.

Форма OMASTAV частицы TEIST KÜMMEND (KÜMMEND - деся-

ток, т.е. KÜMNE) - TEISTKÜMNE. Таким образом

 

K (1) K (2)

11 ÜKSTEIST ÜHETEISTKÜMNE

12 KAKSTEIST KAHETEISTKÜMNE

13 KOLMTEIST KOLMETEISTKÜMNE

14 NELITEIST NELJATEISTKÜMNE

15 VIISTEIST VIIETEISTKÜMNE

16 KUUSTEIST KUUETEISTKÜMNE

17 SEITSETEIST SEITSMETEISTKÜMNE

18 KAHEKSATEIST KAHEKSATEISTKÜMNE

19 ÜHEKSATEIST ÜHEKSATEISTKÜMNE

 

"Книги (есть) на двенадцати столах." -

RAAMATUD ON KAHETEISTKÜMNEL LAUAL.

 

Тот же принцип используется при нахождении форм падежа OMASTAV простых чисел от 20 до 90:

K (1) = KAKSKÜMMEND = KAKS + KÜMMEND

K (2) = KAHE + KÜMNE = KAHEKÜMNE

 

K (1) K (2)

20 KAKSKÜMMEND KAHEKÜMNE

30 KOLMKÜMMEND KOLMEKÜMNE

40 NELIKÜMMEND NELJAKÜMNE

50 VIISKÜMMEND VIIEKÜMNE

60 KUUSKÜMMEND KUUEKÜMNE

70 SEITSEKÜMMEND SEITSMEKÜMNE

80 KAHEKSAKÜMMEND KAHEKSAKÜMNE

90 ÜHEKSAKÜMMEND ÜHEKSAKÜMNE

 

100 SADA SAJA

1000 TUHAT TUHANDE

106 MILJON MILJONI

 

10.4. О практическом использовании K (2).

Работая с начинающими, автор излагает весь материал 10 главы в течение одного занятия (2-2,5 астрономического часа). Однако затем на 5-6 недель учащимся запрещается пользоваться числительными по памяти - только по таблице (приложение 2.4). На то есть свои резоны. Не вдаваясь в подробности, автор рекомендует и Вам в ближайшие недели все, что связано с использованием числительных, сверять с этой главой и с таблицей 2.4.

 

Harjutus 50. * (Повторите упражнение 18.)

KUS?

Kus on pliiatsid? ç Kus on lauad?

Pliiatsid on............................... ç Lauad on...............................

на 100 тетрадях ç в 18 комнатах

Kus on vihikud? ç Kus on toad?

Vihikud on............................... ç Toad on...............................

в 70 коробках ç в 16 квартирах

Kus on karbid? ç Kus on korterid?

Karbid on............................... ç Korterid on...............................

на 50 стульях ç в 13 домах

Kus on toolid? ç Kus on majad?

Toolid on............................... ç Majad on...............................

на 20 столах ç на 4-х улицах

 

Harjutus 51. * (Повторите упражнение 22).

Переведите, проверяя на свойство DIR. KAB.

Перекресток двух улиц. -.....................................................

Стены четырех домов. -.....................................................

Двери семи квартир. -.....................................................

RÕÕM,RÕÕMU - радость

Радость восьми друзей. -.....................................................

MURE - забота

Забота сорока семей. -.....................................................

SÜNDMUS,SÜNDMUSE - событие

События одиннадцати лет. -.....................................................

 

Harjutus 52. * (Повторите упражнение 28.)

KUS ASUB? Составьте предложения.

(KIRIK), (LÄHEDAL), (2 VABRIKUT):

1. Kaks vabrikut on kiriku lähedal.

2. Kirik on kahe vabriku lähedal.

 

(ÕPETAJA), (EES), (14 ÕPILAST):

1.................................................................................................................

2.................................................................................................................

(AKEN), (JUURES), (3 KAPPI):

1.................................................................................................................

2.................................................................................................................

(APTEEK), (VASTAS), (17 RESTORANI):

1.................................................................................................................

2.................................................................................................................

(RISTMIK), (KÕRVAL), (30 KAUPLUST):

1.................................................................................................................

2.................................................................................................................

(PARK), (TAGA), (9 PANKA):

1.................................................................................................................

2.................................................................................................................

(HOTELL JA KOHVIK), (VAHEL), (6 LASTEAEDA):

1.................................................................................................................

2.................................................................................................................

 

 

10.5. О порядковых числительных.

Вспомните, как у Пушкина погодушка улещает Стеньку Разина "погулять по морю, по синему":

"Пригоню тебе три кораблика:

На первом корабле красно золото,

На втором корабле чисто серебро,

На третьем корабле душа-девица."

Общее количество кораблей - три. С этим Вы уже знакомы, это количественное числительное - KOLM. Но среди них есть первый, есть второй и есть третий. Выделенные слова, являясь чиc- лительными, не обозначают количество - это порядковые числительные. Именно с ними Вам и предстоит познакомиться.

 

Во многих языках количественные и порядковые числительные до какого-то значения имеют разные корни, например:

 

количественные порядковые

русский язык 1 один 1. первый

2 два 2. второй

 

английский язык 1 ONE 1. FIRST

2 TWO 2. SECOND

 

ôèíñêèé ÿçûê 1 YKSI 1. ENSIMMÄINEN

2 KAKSI 2. TOINEN

 

Аналогичное явление имеет место и в эстонском языке:

1 ÜKS 1. ESIMENE

2 KAKS 2. TEINE

Кстати, точка после цифры обозначает, что числительное является порядковым. И запомните, что слово TEINE имеет два значения: TEINE - второй, другой.

Итак, Вам предстоит запомнить два новых слова. Однако этим хлопоты и ограничатся, если Вы усвоите одно простое правило.

 

Сравните предлагаемые Вашему вниманию количественные (K (1)) и порядковые (П (1))числительные:

 

K (1) П (1)

4 NELI 4. NELJAS - четвёртый

7 SEITSE 7. SEITSMES - седьмой (и т.д.)

10 KÜMME 10. KÜMNES

12 KAKSTEIST 12. KAHETEISTKÜMNES

15 VIISTEIST 15. VIIETEISTKÜMNES

30 KOLMKÜMMEND 30. KOLMEKÜMNES

60 KUUSKÜMMEND 60. KUUEKÜMNES

100 SADA 100. SAJAS

 

Если Вы самостоятельно найдёте зависимость между количественными и порядковыми числительными, т.е. правило образования порядковых - не забудете это уже никогда. Так что не торопитесь, подумайте. А у нас пока - небольшое лирическое отступление.

 

Имея некоторый опыт преподавания эстонского языка, автор знает, что на этом этапе многие учащиеся, сталкиваясь всё с новыми проблемами, подумывают о том, чтобы бросить это дело и - "В деревню, к тётке, в глушь, в Саратов..."

Не сдавайтесь! Поверьте гению:

"Сердце в будущем живёт

Настоящее уныло:

Всё мгновенно, всё пройдет

Что пройдёт, то будет мило."

 

Итак, надо полагать, Вы разобрались с тем, как связаны между собой количественные и порядковые числительные и готовы сфор- мулировать:

порядковые числительные (за исключением 1. и 2.) образуются с помощью суффикса -S, который прибавляется к форме OMASTAV соответствующего количественного числительного, т.е.:

П (1) = K (2) + S.

Некоторые изменения при этом происходят лишь с двумя числительными:

3 KOLM,KOLM E è 3. KOLM A S

106 MILJON,MILJON I è 106. MILJON E S

 

Harjutus 53. Образуйте порядковые числительные и проверьте результат по приложению 2.4.:

5. - VIIES 14. -.........................

6. -.......................... 17. -.........................

9. -.......................... 20. -.........................

11. -.......................... 80. -.........................

 

Harjutus 54. * Переведите.

ELULUGU.

Семидесятый год, Нарва. -...........................,..............

Одиннадцатая средняя школа. -...........................................

Девятый класс. -...............................

Первая любовь. -...............................

Восьмидесятый год, Ленинград. -..........................,...............

Второй медицинский институт. -...........................................

Шестой курс. -...............................

Третий ребёнок. -...............................

Девяностый год, Нарва. -...........................,..............

Четвёртый муж. -...............................

Пятая фамилия. -...............................

ELU - жизнь KESKKOOL - средняя школа

LUGU,LOO - рассказ MEDITSIINILINE - медицинский

ELULUGU - биография KURSUS,KURSUSE - курс

MEDITSIINIINSTITUUT - медицинский институт

 

Порядковые числительные отвечают на вопрос MITMES?, который получен по общему правилу:

K (1) K (2) П (1)

MITU? MITME? è MITMES?

 

Harjutus 55. NÄDAL.

Mitmes nädalapäev on esmaspäev?

ESMASPÄEV* - понедельник. Esmaspäev on esimene nädalapäev.

Сложные слова склоняем по последнему: ESMAS PÄEV,ESMASPÄEVA

Mitmes nädalapäev on teisipäev?

TEISIPÄEV - вторник............................................................

Mitmes nädalapäev on kolmapäev?

KOLMAPÄEV - среда............................................................

............. nädalapäev on neljapäev?

NELJAPÄEV - четверг............................................................

................................. on reede?

REEDE - пятница............................................................

....................................... laupäev?

LAUPÄEV - суббота............................................................

......................................................?

PÜHAPÄEV - воскресенье............................................................

Mis päev on täna? -..............................................

Kas täna on tööpäev või puhkepäev? -...................................................

Millised päevad on teil tööpäevad? -.....................................................

Millised päevad on teil puhkepäevad? -.....................................................

TÄNA - сегодня

PUHKEPÄEV - выходной день

 

Harjutus 56. * С образованием порядковых числительных, приведённых в приложении 2.4., должно было бы быть всё ясно. Однако есть ещё сложные порядковые числительные, например: 42-ой, 121-ое упражнение, 1343-ий год и т.п. Они состоят из двух и более слов:

42-ой - сорок второй,

121-ое - сто двадцать первое,

1343-ий - тысяча триста сорок третий. Обратите внимание: несмотря на то, что в целом является порядковым, лишь последнее слово является порядковым числительным по определению (первый, второй и т.п.). А остальные слова? Это количественные числительные в именительном падеже.

Так же и в эстонском языке лишь последний компонент сложного порядкового числительного является порядковым числительным, остальные - количественные, но (NB!) - в форме OMASTAV.

То есть:

VENE KEEL EESTI KEEL

K (1) K (1) K (1) П (1) çK (2) K (2) K (2) П (1)

сорок второй ç neljakümne teine

сто двадцать первый ç saja kahekümne esimene

тысяча триста сорок третий ç tuhande kolmesaja neljakümne kolmas

 

Переведите:

1240-ой год. -.............................. aasta.

1525-ый год. -...................................................

1739-ый год. -...................................................

1816-ый год. -...................................................

1906-ой год. -...................................................

1918-ый год. -...................................................

1991-ый год. -...................................................

 
 
NB! На будущее: в сложных порядковых (и количественных) числительных склоняется лишь последний компонент, остальные всегда в форме K(2).  

 


Harjutus 57. * MIS KUUPÄEV TÄNA ON?

KUUPÄEV - дата, месяц и число

 

TALV,TALVE - зима

TALVEKUUD:

DETSÉMBER,DETSÉMBRI Mitmes kuu aastas on detsember? -

- Detsember on kaheteistkümnes kuu aastas.

Mitmes talvekuu on detsember? -

- Detsember on esimene talvekuu.

Mis kuupäev täna on? - (21.12)

- Täna on kahekümne esimene detsember.

JAANUAR,JAANUARI Mitmes kuu aastas on jaanuar? -

-.....................................................................

Mitmes talvekuu on jaanuar? -

-.....................................................................

Mis kuupäev täna on? - (27.01)

-.....................................................................

VEEBRUAR,VEEBRUARI Mitmes kuu aastas on veebruar? -

-.....................................................................

Mitmes talvekuu on veebruar? -

-.....................................................................

Mis kuupäev täna on? - (24.02)

-.....................................................................

 

KEVAD,KEVADE - весна

KEVADKUUD:

Mis kuupäev täna on? - (22.03) MÄRTS,MÄRTSI

-............................................................

Mis kuupäev täna on? - (30.04) APRÍLL,APRÍLLI

-............................................................

Mis kuupäev täna on? - (31.04) MAI

-............................................................

 

SUVI,SUVE - лето

SUVEKUUD:

JUUNI Mis kuupäev täna on? - (23.06)

-............................................................

JUULI Mis kuupäev täna on? - (24.07)

-............................................................

AUGUST,AUGUSTI Mis kuupäev täna on? - (29.08)

-............................................................

 

SÜGIS,SÜGISE - осень

SÜGISKUUD:

(23.06) - Täna..................................... SEPTÉMBER,SEPTÉMBRI

(28.10) - Täna.................................... OKTOOBER,OKTOOBRI

(26.11) - Täna..................................... NOVÉMBER,NOVÉMBRI

 

10.6. О склонении порядковых числительных.

Вы сможете склонять порядковые числительные, если будете знать их формы падежа OMASTAV (обозначим П (2)). За исключением слов ESIMENE,ESIMESE и TEINE,TEISE, OMASTAV для каждого порядкового числительного находится по общему правилу:

 

П (2) = П (1) - S + NDA (см. приложение 2.4.), т.е.

 

П (1) П (2)

- S + NDAç èMITMENDA S?

MITMES? è è è MITMENDA è ç в котором?

ç è MITMENDA L?

на котором?

ç è VIIENDA S (klassi s, korteri s, karbi s)

VIIES è VIIENDA è ç

ç è VIIENDA L (korruse l, tooli l, karbi l)

Harjutus 58. * RESTORANIS.

Mitmenda l laua l on vaas? - (на 4-ом) Vaas on neljanda l laua l.

Mitmenda s viinapudeli s on vesi? - (в каждой 3-ей)

-........................................................................................

Mitmenda l akna l on puhtad kardinad? - (только на 9-ом)

-........................................................................................

Mitmenda l korruse l on köök? - (на 2-ом)

-........................................................................................

Mitmenda s ämbri s on kohv? - (в 6-ом)

-........................................................................................

Ja mitmenda s ämbri s on supp? - (тоже в 6-ом)

-........................................................................................

Kus tavaliselt magab kass? - (обычно на 1-ой плите, на сковородке)

-........................................................................................

VIIN,VIINA - водка SUPP,SUPI - суп

VESI,VEE - вода MAGAMA,MAGAN - спать

KÖÖK,KÖÖGI - кухня PLIIT,PLIIDI - кухонная плита

KOHV,KOHVI - кофе PANN,PANNI - сковорода

 

Harjutus 59. * MILLAL? - когда?

 

NB! В понедельник. - ESMASPÄEVA L. (см. сноску на

Во вторник. - TEISIPÄEVA L. стр. 33)

В этом году. - SELLE L AASTA L.

3-го июня. - KOLMANDA L JUUNI L.

 

RIIGIPÜHAD - государственные праздники.

Millal on uusaasta? - (Новый год, 1.01.)

- Uusaasta on esimese l jaanuari l.

Millal on iseseisvuspäev? - (День независимости, 24.02.)

-..............................................................................

Millal on kevadpüha? - (Праздник весны, 1.05.)

-..............................................................................

Millal on võidupüha? - (Праздник победы, 23.06.)

-..............................................................................

Millal on jaanipäev? - (Иванов день, 24.06.)

-..............................................................................

Millal on jõulud? - (Рождество, 25.12 и 26.12.)

-..............................................................................

10.7. О I типе слов.

В этой главе, дабы упростить процесс нахождения формы частичного падежа (OSASTAV), мы ввели понятие II типа слов (стр. 57). Ранее был определён I тип (стр. 35). Однако это было сделано в недостаточном объёме. Доведём эту работу до конца.

 

Выпишем типовые слова 10-ти типов, с 17-го по 26-ой (по ÕS):

 

17. VAIKNE, VAIKSE, VAIKSET - тихий

18. VAENE, VAESE, VAEST - бедный

19. SOOLANE, SOOLASE, SOOLAST - солёный

20. TEOS, TEOSE, TEOST - сочинение, произведение

21. TEHAS, TEHASE, TEHAST - завод

22. TEINE, TEISE, TEIST - второй, другой

23. ÜLDINE, ÜLDISE, ÜLDIST - всеобщий

24. OLULINE, OLULISE, OLULIST - существенный

25. RASKUS, RASKUSE, RASKUST - тяжесть

26. HARJUTUS, HARJUTUSE, HARJUTUST - упражнение

 

Вы видите, что из приведённых десяти типовых слов 6 соответствуют тому определению I типа, которое мы дали на стр. 35 (слова, которые в NIMETAV оканчиваются на -NE, а в OMASTAV на -SE), а 4 - не соответствуют. Тем не менее, у всех этих слов есть одна общая черта. Найдите её!

 

Выделим I тип слов по следующему признаку: - это слова, оканчивающиеся в OMASTAV на -SE.

А уж форма частичного падежа (OSASTAV) для слов I типа находится без проблем:

ç -SE è -ST, если перед -SE - гласная

OSASTAV = ç

ç -SE è -SET, если перед -SE - согласная.

 

 

Harjutus 60. *

Nimetav Omastav Osastav

tööline tööl i se è tööli st

vaikne vai k se è vaik set

sinine sinise è........... .............

väike väikeseè........... .............

rahvus rahvuseè........... .............

peatus peatuseè........... .............

kuldne kul d seè........... .............




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2487; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.133 сек.