КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Соц эк-ка и разв-е ее осн-х категорий у Г. де Греефа, Вебера
Одним из первых в социол-ой науке вопрос о созд-и экон-кой соц-и поставил Гильом де Грееф, бельгильский социолог. Де Грееф иссл-л проблемы соед-я эк-ки и научного социализма (последний и явл-ся соц-гией в его понимании) в единую «социол-ую экономию» или «экон-кую соц-ию». Термины «соц экономия», «экон-кая соц-ия», «социол-ая экономия» были для него синонимами. Соц отн-я – это отн-я между индивидами, группами и о-вом, и все экон-ие явления должны рассм-ся через эту призму. Научный социализм первым внес данный вид соц-го анализа в экон-кое иссл-е, тем самым превратив эк-ку в экон-ую соц-ию. Де Грееф считал, что об-во – это соц целое, некий сверхорганизм, кот-й сост-т из след-х подсис-м: эк-ки, генетики (форма семьи, рождаемость, смертность и т.д.), эстетики, коллективной псих-и (религиозные чувства и т.д.), этики, права и политики. Эк-ка выполняет фун-ю питания. Питание для о-ва – первичное усл-е жизни о-ва => экон-ие отн-я обусл-т все другие отн-я. Экон-е отн-я – самые простые и первичные. В них самих главное не произ-во, а обращение; это отн-я дв-я мат-ных благ, людей, ср-в коммуникации и т.п. В примитивных о-вах не было произв-ва, а были лишь формы обращения – собирательство или охота, и в совр-х о-вах тоже главное не произ-во, а обращение – власть над ним (банки, финансы, кредит) дает власть нам всем о-вом. Раз на эк-ку нельзя смотреть как на отд-ю подсис-му о-ва, то при решении экон-их проблем надо учитывать расстановку пол-ких, юрид-х, нравс-х психол-их сил. По де Греефу соц экономия рассм-т взаимоотн-я эк-ки с: -Генетикой – как экон-й рост форм-т тип семьи; -Эстетикой – каким образом эк-ка созд-т досуг для занятие населения видами ис-ва; -Коллективной псих-ей – как религ-ное созн-е форм-т отн-е к труду; -Этикой – как нравы опр-ся эк-кими усл-ми; Правом – как хоз-ое право подчиняет все другие отделы права; Политикой – как пол-кие действия опр-ся экон-ми интересами. В области методологии де Грееф поддерживал позитивизм, поэтому главная задача экон-кой соц-ии для него – открытие законов питания о-ва, а главный метод – исторический. Итак, Гильом де Грееф поставил задачу создания отд-й отрасли соц-ии – экон-ой соц-ии, он предложил свой взгляд на ее предмет и метод. Но его заслуга в большей степени состоит в самой постановке вопроса. Действительное разв-е сод-я экон-ой соц-ии связывается с именем Вебера. Макс Вебер в своей работе «Хозяйство и о-во» предложил свои социально – экон-кие категории. Начинает Вебер с иссл-я социол-ких категорий экон-го д-я. Как он полагал, действие экономически ориентировано до тех пор, пока оно связано с удовл-ем потр-тей или получением прибыли. А эк-ка – это такая сфера деят-ти, которая сущ-т для удовл-я потр-тей людей при огран-х ресурсах. Эк-ка предполагает рациональное планир-е труда и мирное исп-е ресурсов (любое силовое действие уже неэкон-ое). Экон-ое действие, считал Вебер, может быть либо традиционным, либо целерациональным. Целерациональное связано с: - систематическим распр-ем потребительских стоимостей между настоящим и будущим (осущ-е запасов, накоплений); -с распределением потребительских стоимостей в зав-ти от их степени полезности (учет предельной полезности); -с систематическим произ-вом потреб-их стоимостей, при кот-м все необходимые ср-ва контролируются самими производителем, возм-тью приобретения контроля над другими потребительными стоимостями по соглашения с другими экон-ми агентами (обмен). По Веберу, все общ явл-я связаны с экон-ми действиями. Эти общ явл-я могут быть либо: -чисто экон-ми (биржи, банки); - экономически релевантными, т.е. тесно связанными с эк-кой (этика протестантизма); -экономически обусловленными, т.е. имеющими лишь косвенное взаимод-е с эк-кой (художественный вкус). Также орг-ции в о-ве могут разд-ся на: - чисто экон-ие (пред-тия, фирмы); - экономически регулирующие, т.е. форм-щие порядок в группе производителей (гильдии в средние века, крестьянские общины); - экономически активные, в основном выполняющие неэкон-кие фун-и, но ведущие хоз-ные дела (монастыри, колледжи); - устанавливающие формальный экон-ий порядок (г-во в рын эк-ке). Важн видом экон-кого дейстия, по Веберу, явл-ся обмен. Обмен – наиб яркий пример экон-го взаимод-я людей. В нем прояв-ся и конфликт интересов (между сторонами по поводу цены и между конкурентами на рынке), и компромисс. Обмен может быть традиционным (взаимные подарки в примитивных о-вах), либо рациональным, когда обе стороны стремятся выиграть. Обмен стан-ся реальным только в усл-х ден-й сис-мы. Когда любой товар может быть обменен на деньги, тогда складывается рын ситуация Рынок характ-ся той или иной степенью автономности в о-ве. Обычно он регул-ся разл-ми методами: традицией, соглашением, законодательством, добровольными действиями экон-х агентов (напр, монополистическое регулир-е рынка). Итак, рын сис-ма возможна при ден-й орг-ции х-ва. Деньги дают возм-ть соверш-я обмена, отделяя 2 стороны – приобретение и уплату, а также получение ср-в в кредит для экон-ой деят-ти. - Деньги делают реальными накопления; - Деньги опр-т возм-ть гибкого исп-я факторов произв-ва (экономия на одних факторах и осущ-е вложений – в другие). => Совр. х-во не может быть натуральным. Рын экономика основана на деят-ти по произв-ву прибыли – это предпр-ая деят-ть. Она ориентирована на прибыльность. Предпр-во также явл-ся эконом-их действием, как и традиц-ное экон-е действие, если оно исп-т мирные пути получения прибыли. Рын эк-ка всегда предп-т индивидуальный интерес, потребитель явл-ся фигурой, ради кот-й исходит дв-е сис-мы. Движущей силой действий Ч в рын эк-ке, согласно Веберу, явл-ся стремление к получению дохода. Он выд-т 2 вида доходов: 1.з/п и прибыль – доходы от личной деят-ти. Имеет прогрессивное зн-е. 2.рента и % - доходы от обладания правом собст-ти на землю или капитал – имеет консервативное зн-е, т.к. не связан с личной деят-тью. Для тех, кто не имеет собст-ти, мотивация экон-ой деят-ти в рын сис-мы принимает вид добывания ср-в к жизни для себя и своей семьи, труд-я деят-ть может иметь ценность как образ жизни. Для предпринимателей мотивом явл-ся возм-ть получения прибыли, либо сама деят-ть выступает как призвание. В усл-х плановой эк-ки другая стр-ра мотивов. Мотивы здесь явл-ся в большей степени альтруистическими – действия ориентированы не на самост-ть, а на выполнения инструкции, отсут-т сильные стимулы к труду, т.е. нет боязни остаться без ср-в сущ-ю, так как есть рациональная сис-ма обесп-я благами, не позволяющая Ч погибнуть. В докапиталистическом х-ве мотивация труда как в с/х, так и в домашнем произв-ве была традиционной – основывалась на обычном представлении о кач-ве и кол-ве труда. Особенно была мотивация на основе обладания ср-вами произ-ва и контроля над деят-тью (это мелкое крестьянское х-во, ремесленное произ-во). => Капиталистическая мотивация носит целерациональный хар-р, социалистическая – ценностно – рациональный, докапиталистическая – традиционный. Разделение труда. Вебер полагал, что разд-е труда может сущ-ть: 1.технически – в соотв-и с организацией труда и требованиями техники; 2.экономически – в зав-ти от орг-ции пред-тия (либо по бюджетно – административному принципу, либо по принципу частного пред-тия для произв-ва прибыли); 3.социально – в зав-ти об обладания ср-вами произв-ва (присвоены собственником/рабочими). Вебер различал и виды присвоения права на труд: 1.присвоение труда самим работником (цеховые мастера); 2.присвоение труда владельцем работника (крепостной труд); 3.присвоение труда организацией рабочих (профсоюзом); Формальное отсутствие присвоения труда своеобразная продажа раб силы на рынке. Разд-е труда и присвоение тесно связаны с понятием классовой стр-ры. Класс – совок-ть индивидов, находящихся в одинаковой класс-й ситуации. Классовая ситуация – типичная возм-ть обесп-я благами, приобретение жизненной позиции и внутреннего удовл-я. Классы делятся Вебером в зав-ти от их отн-я к собст-ти: 1.позитивно привилегированные (собственники земли, шахт, фабрик, ценных бумаг, живущие на ренту); 2.средние классы (крестьяне, ремесленники, кот-е получают доход как от собст-ти, так и от своих спос-тей и труда); 3.отрицательно привилегированные (несвободные работники, деклассированные элементы). Классы также дел-ся в зав-ти от их отн-я к предпр-ой деят-ти: 1.позитивно привилегированные (предприниматели, банкиры, купцы, лица свободных профессий); 2.средние классы (фермеры, госслужащие); 3.отрицательно привилегированные (рабочие классы). Классы могут разл-ся по степени социальности, в зав-ти от легкости индив-ой и поколенческой мобильности (раб класс, буржуазия). Таковы основные, наиболее важные категории соц экономии, представленные Вебером в работе «Хоз-во и об-во». Это – категории экон-го действия и его типов, категории экон-х явлений, категории обмена, денег, рынка, харак-ки экон-ой мотивации, категории разд-я труда и классов. Вывод: С именем де Греефа и Вебера мы связываем созд-е формальных опр-й и категорий экон-кой соц-ии. 38. Разделение труду с т. зр. соц.и в труде Дюркгейма «О разд.и общ.го труда» Дюркгейм внес большой вклад в разв-е экон-кой соц-ии. Его первая книга «О разд-и общ-ого труда» была 1-ым обращением соц-ии к иссл-ю конкр-х экон-ких процессов. Главн целью социол-кой теор разд-я труда Дюркгейма было иссл-ть разд-е труда не как экон-ий процесс, а с т. зр. его соц-ных фун-й и причин, показать, что в основе разд-я труда лежит соц-ное разд-е людей. Соц-ная фун-я разд-я труда закл-ся в созд-и солид-ти, т. е. о-ва, более тесно взаимосвязанного. Чувство солид-ти — это чувство взаимозав-ти, взаимозаинтересованности и целостности людей в об-ве. Как можно иссл-ть изм-е солид-ти в о-ве? Для Дюркгейма необходим был точный показатель солид-и, и он нашел его в фактах права. В истории цивилизации можно выд-ть 2 отл-х друг от друга типа права: 1.репрессивное права (уголовное), выделяемое по признаку наказания; 2.реститутивное (хоз-ое, договорное), определяемое по признаку восст-я нарушенных отношений или порядка. Репрессивное право сущ-ло в примитивных о-вах, где не было разд-я труда. Это право в виде обычая или традиции предполагало, с одной стороны, общие нормы пов-я и обяз-ти, с другой — санкции за нарушение этих норм и обяз-тей. Само право обычно имело религ-ую легитимность, и наказание выступало как апелляция к Богу. Наказание обычно было направлено на причинение страдания виновному либо на огран-е свободы или лишение жизни. Но главное его зн-е состояло в воспитании страха и законопослушности гр-н. Репрессивное право наказывает Ч за его отличия от действия остальных. Этот тип права отраж-т более глубокие соц-ные отн-я — одинаковость пов-я и мышления членов соц. группы. Дюркгейм наз-т эти отн-я механической солид-тью. => Мех-ой солид-ти соотв-т репрессивное право, такой тип о-ва (примитивные племена, орды, кланы) основан на одинаковости созн-я и пов-я и жестких санкциях за отличие и индив-ть. В о-вах, где высоко развито разд-е труда, обычно господствует реститутивный тип права. Это право направлено на восстан-е общего порядка без ограничения свободы деят-ти личности. Оно не только не сдерживает индивидуальности действий, но наоборот — предполагает разнообразные виды деят-ти и их урегулирование. Такой тип права возн-т тогда, когда сущ-т дифференциация труда, а следовательно, и людей, когда люди отл-ся друг от друга по образу жизни, когда об-во не поглощает индивид-ть, а предполагает личностные харак-ки деят-ти. Данный тип соц-х отн-й наз-т органической солид-тью. Итак, исследуя типы прав-х отн-й, отражающих солид-ть в об-ве, Дюркгейм доказывает, что разд-е труда созд-т новый тип взаимод-я людей в о-ве — органическую солид-ть. В этом для него — соц фун-я экон-го процесса разд-я труда. Причины возн-я разд-я труда. Глав причину возн-я разд-я труда Дюркгейм видел в распаде сегментарной стр-ры о-ва. Примитивное о-во сост-т из ряда племен, не связанных между собой, и в рамках каждого племени люди примерно равны. Но постепенно происх-т рост физ-ой и моральной плотности: -Население возр-ет в объеме при неизменной территории проживания; -Моральная плотность связана с ростом числа взаимод-й людей или общения в связи с несколькими причинами — переходом от кочевого к оседлому образу жизни, от деревни к городу, с разв-ем ср-в коммуникации— языка, дорог, почты и т. д. Если бы сегментарная стр-ра о-ва сохр-сь при этих усл-ях, то одинаковость людей и соц-ных групп привела бы к межличностным и соц. конфликтам, т.к. на ограниченной территории однородные объекты конфликтуют. Так возн-т дифференциация людей и типов экон-ой деят-ти. Кроме того, разд-е труда связано с некот-ми др соц-ми причинами. 1. при переходе к монотеизму происх-т ослабление коллек-го созн-я — в отличие от конкр-ой религии многобожества, монотеизм дает идею Бога вообще, следовательно, и свободу каждому понимать Бога по-своему. Так возн-т дифференциация индивид-го созн-я. 2.При переходе к городскому образу жизни происходит ослабление традиции в о-ве — это связано с тем, что в усл-х концентрации большого числа людей Ч свободен от общ-го мнения и может не след-ть установленному образу жизни и экон-ой деят-ти. => Итак, по Дюркгейму, разд-е труда возн-т потому, что у людей нет другого выхода, они могут сохр-ть о-во только в усл-ях диффер-ции деят-ти и возрастания солид-ти. Дюркгейм в своей теор разд-я труда доказывает тезис возрастающей солид-ти о-ва с ходом экон-ого разв-я. Этот вывод противоречит марксистскому положению об усилении соц-х противоречий в развитом капит-ческом о-ве. Как же Дюркгейм объясняет наличие и рост в совр-ном, о-ве этих противоречий? Он признает, что сущ-т такие процессы, как антагонизм труда и капитала, кризисы, банкротства, они явл-ся анормальными следствиями разд-я труда. Нормальной фун-ей разд-я труда явл-ся созд-е солид-ти, но есть и патология — это и есть указанные соц. противоречия. Они возн-т вследствие аномии — отсут-я орган-х форм этих отн-й. -Напр, антагонизм труда и капитала возн-т из-за неопределенности соц. прав и обяз-тей капиталиста и рабочего, их отн-я не урегулированы =>капиталист имеет лишь смутное понятие о том, что надо заботиться о работниках, а рабочий— о том, что надо прилежно трудиться. -Аналогично и свободный рынок приводит к кризисам, благодаря отсутствию уре-гулированности рын-х отн-й. Для преодоления данной ситуации необходимо устранить состояние аномичности соц-х отн-й, тогда разд-е труда будет действительно соотв-ть возрастающей солидарности в о-ве. Таковы идеи Дюркгейма о соц-х причинах и следствиях разд-я труда. Вывод: Итак, Дюркгейм показал, что экон-ий прогресс связан с созданием нового типа о-ва, основанного на органической солидарности. -Разд-е труда означает для о-ва рост дифференциации и интеграции; -Причины разд-я труда кроются в объективном процессе возрастания физ-ой и; моральной плотности населения; -Анормальные соц. следствия разд-я труда могут быть преодолены при усл-и уничтожения аномического хар-ра этих отн-й. Его работа - одна из первых социол-ких теор разд-я труда. Она получила большое признание среди социологов и экономистов. Бюхер писал, что среди экономистов сложилась популярная со времен Смита теор разд-я труда, кот-я вращается в одном и том же круге, только Дюркгейм сумел выйти из него и по-новому взглянул на это экон-ое явление.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 661; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |