КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Об-во и хоз-во И.Д. Кондратьева
Работа «Осн проблемы экон-ой статики и динамики» была написана в 1931 г., когда Кондратьев находился в Бутырской тюрьме. Рукопись книги удалось передать на волю и почти шестьдесят лет она ждала своей публикации, кот-я была осущ-на в серии «Социол-ое наследие» в 1991 г. Неко-е главы работы и ее продолжение не сохр-сь, но именно те части, которые наиболее интересны для экон-кой соц-ии, опубликованы. В них разбир-ся вопросы опр-я о-ва и х-ва, методологии изучения соц-го х-ва. Начинает Кондратьев с опред-я понятия о-ва. Весь мир он разделял на несколько классов явл-й — математ-их величин, физико-хим-х, орган-явл-й, психол-ой и соц-ой жизни. О-во как совок-ть людей пред-т собой высший по сложности ур-нь, где сочетаются физ-ие, хим-ие, орган-ие и психол-ие силы. В нем само строение совок-ти может оказ-ть сущее-ное влияние на свои элементы. Между элементами о-ва сущ-т сильная связь и взаимозав-ть, что обеспечивает о-ву уст-ть. Но о-во как многослойная совок-ть, в кот-й сконцентрированы разл-ые по природе типы элементов, менее устойчиво по сравнению с первичными простейшими совок-тями. О-во как совок-ть предст-ся целостностью, имеющей внутр стр-ру. Некот-е совок-ти обладают телеологическим единством, т. е. подчиненностью центру — например организм, г-во; другие, такие как Солнечная сис-ма, не обладают этим единством. Кондратьев о-во людей рассм-т как совок-ти, не обладающими телеологическим единством. В рез-те взаимод-я элементов совок-ти получаются явления, которых нет как начального элемента, напр, форма взаимод-я людей в о-ве — классы — не явл-ся исходным элементом, но выступает харак-кой о-ва как совок-ти. Исходным элементом о-ва явл-ся Ч как биол-ое, псих-ое и соц-ое единство. Непосредственные причины пов-я или действия Ч — это потр-ти. Потр-ти могут приводить к: -«телеологической» мотивации по схеме «для того, чтобы»; - к «принципиальной» мотивации — по признаку долга; -к «основной» мотивации— по типу аффекта (страха, голода, ревности и т. п.); - к «предметной» мотивации (в силу подражания). Деят-ть Чможет иметь дело либо с самим процессом удов-ния потр-тей, либо с процессом созд-я усл-й, ср-в для удовл-ия потр-тей. Чем выше ур-нь разв-я челов-ва, тем больше деят-ть связана с созд-м ср-в для удов-я потр-тей, а не с самим потребл-ем. В момент деяте-ти люди вступают в процесс взаимод-я. Это взаимод-е имеет массовый хар-р, поэтому действия Ч сталкиваются с поступками большого числа людей и приводят к иным рез-там, отличающимся от заранее планировавшихся целей. Таким образом, в о-ве появляются соц-е явл-я, кот-е не могут быть сведены к сво-вам отдельного Ч и которые свойственны лишь множеству людей. Что же такое хоз-во? Хоз-ой деят-тью наз-ся деят-ть Ч, направленная на удов-ие матер-х потр-ей, а соц-ть хоз-ва в целом связывается с тем, что она почти всегда имеет коллек-й хар-р. Но соц-е х-во — не простая сумма единичных хоз-в. Само единичное х-во не обязательно должно быть единоличным (предприятие, включающее многих людей, также отн-ся к единичному хоз-ву), и тогда оно само имеет соц-е компоненты. При объяснении х-ва необходимо с самого начала основываться на социальности, сами хозяйственные явл-я есть общественные явл-я, и они обладают всеми св-вами социальности. Х-во есть реальная совок-ть людей, связанных общей деят-тью — деят-тью по созд-ю ср-в удовл-я потр-тей. Однако не вся деят-ть по обесп-ю ср-в удовл-я потр-тей связана с хоз-вом, а только та, кот-я имеет соц-е сод-е. Хоз-я деят-ть может быть активной или пассивной. Активной формой хоз-ой деят-ти явл-ся труд, кот-й Кондратьев опр-л, следуя Марксу, как целесообразную деят-ть Ч, связанную с затратами нервно-мускульной энергии. Но труд может и не иметь хоз-ой природы (труд поэта, напр). Примером пассивной хоз-ой деят-ти может быть воздержание от потреб-я в целях накопления, забастовка и т. п. Ч, обращаясь к хоз-м действиям, вне зав-и от своей воли вступает в хоз-ые отн-я. Поэтому не только акты поведения в хоз-й сфере создают хоз-ые отн-я, акты пов-я явл-ся выраж-м социально-экон-х отн-й. Методология изучения соц-го х-ва. Кондратьев писал о том, что социально – экон-ая действ-ть бесконечно сложна и многообразна. Кроме того, каждый конкретный факт соц-го х-ва имеет единичную природу, он индивидуален и неповторим. Кондратьев полагал, что конкретная действ-ь еще и дискретна до известной степени. Под этими словами он имел в виду, что общ-е отн-я, стремления, желания не могут восприниматься непосредственно, они проявляются через действия или вещи, без этого они проходят бесследно. Но, несмотря на все эти сложности, наука существует как факт. Какие приемы исп-т наука для познания социально-экон-ой действ-ти? Прежде всего наука оперирует «идеализациями», т. е. приемом выведения идеально-предельных понятий. В рез-те наука «берет» действ-ть не конкретными образами, а специально созданными схемами. Наука, используя общие понятия, выявляет схему строения действ-ти, вносит сис-му и порядок в бесконечное многообразие мира. Общее в явл-х дает возм-ь устан-ть регулярность, повторяемость событий и вместе с причинностью позв-т опр-ть законом-ь. Общ х-во можно рассм-ть как реал-ю совок-ть людей, их действия предст-т собой единичные явл-я, в массе этих единичных явлений законом-ть действует как вероят-ть совершения того или иного события. При этом каждое единичное событие остается случайным, нерегулярным и индивидуальным, только лишь большое число этих событий обнаруживает законом-ть. Но закон сам по себе ничего не говорит — неизвестно, будет ли он действовать вечно или в течение лишь опред-го периода времени (если изм-ся условия, то изм-ся и законы, действующие в этих усл-х).
42.Теор праздного класса Т. Веблена Это было одно из первых иссл-й таких социол-х категорий, как институт в экон-ой теории (Институт, с т. зр. Веблена, - это сформировавшийся образ мыслей, закрепленный в обычае или порядке, руководствуясь кот-ми живут люди). Оно знаменовало дв-е эк-ки и экономистов навстречу соц-ии. Причины появ-я праздного класса. Этот класс возник в эпоху варварства, когда часть представителей племени освобождается от производительного труда за счет избытка производимого продукта => наряду с трудовым миролюбивым образом жизни образ-ся хищнический уклад жизни. Война, охота стан-ся главными примерами такой деят-ти. Здесь необходимы сила, ловкость, хитрость, необремененность сомнением, решительность. - Сначала эти харак-ки закреп-ся в разделении полов — мужчина в рамках общ-го мнения ориентирован на подвиг, соперничество. Но вскоре и мужское население разд-ся на тех, у кого преобладают хищнические инстинкты, и тех, у кого склонность к трудовому образу жизни. Война и охота - более почетные виды деят-ти, чем труд. Др причина появ-я праздного класса – разв-е технологии =>оружие превращает Ч в сильное и грозное животное. !!! В рез-те этих перемен возн-т особый соц-й слой — праздный класс, характеризующийся специфическим образом мышления, пов-я, дух-й культурой. Институт праздного класса — это привычка судить обо всем с т. зр. схватки, агрессии, силы. С данного момента борьба стан.ся главным признаком общ-ой жизни. Помимо пренебрежения трудом, чертой, указывающей на принад-ть к праздному классу явл-ся собст-ть. Она не выполняет никаких экон-х фун-й. Ее цель лишь сопоставление владельца с другими людьми и подчеркивание его превосходства. !!! Вскоре собст-ть в виде богатства, а не доблестная деят-ть Ч, уже сама приносит почет и уважение, собст-ть как бы заменяет личность. -Если в примитивных о-вах собств-ть была связана с присвоением пленных, рабов, то затем основой собст-ти стала земля, а в совр-ных о-вах – ден-й ур-нь богатства. Харак-ки праздного класса. 1.Демонстративная праздность. Если для трудящихся труд — образ их жизни, предмет гордости, то для высших классов принадл-ть к труду — унижение, знак принад-ти к низшему сословию. Сегодня признаками принад-ти к праздному классу явл-ся обычно квазинаучная образов-ть, воспит-ть, обладание прислугой. Во всем этом есть признак непроизводительного исп-я времени. Прислуга явл-ся подставным праздным классом — это как бы владение людьми и демонстрация их отвлечения на непроизводительные нужды. 2.Демонстративное потр-е. Это потр-е не служит мотиву удовл-я потр-тей, оно направлено на доказательство принадлежности к высшим классам. Сначала оно было потреблением редких продуктов питания. В совр-ных усл-х потребление напоказ ярче всего представлено через предметы роскоши (ценится ручная работа). Демонстративное потр-е может сущ-ть и через «подставных» лиц — если муж работает, то жена за него предс-т праздность и избыточное потр-е. 3.Праздный класс тесно связан с ден-й культурой («ден-й класс»). Для этого класса сущ-т некий общий стандарт потреб-я в виде опред-го ур-ня ден-х расходов. Этот ден-й ур-нь выше необходимых ср-в сущ-я, он опред-ся мотивом ден-го соперничества. Возн-т ден-е каноны вкуса — предмет получает эстетическую ценность не по своим кач-вам, а по своей стоимости. Напр, люди начинают более любить дорогие цветы, специально выращиваемые на продажу, чем полевые. В природе люди начинают ценить не естественное, а искусственное — парки с фигурной стрижкой деревьев и газонов; животные ценятся не полезные, а бесполезные — собаки кошки, и чем реже порода, тем дороже они стоят. Представления о красоте Ч также в совр-м о-ве форм-ся по принципам ден-х канонов вкуса — для внешности женщины характерна подставная праздность (тонкие черты, хрупкость, почти болезненность, длинные волосы и прическа — все это должно подчеркивать неспособность к труду). Еще больше излишнюю ценность и праздность акцентирует одежда — она восприн-ся по своей цене, соответствию моде. Одежда должна быть эмблемой праздности: лакированная обувь, высокий каблук, длинные платья — все это свид-т о неприспособленности к работе. 1.Праздный класс в целом склонен к консерватизму. Логика Beблена здесь такова: каждая соц-я общность склад-ся из институтов (единства взглядов, привычек, образа жизни), всякий Ч испытывает, с одной стороны, силу давления привычки, а с другой — внеш-х обст-в (напр, ден-х затруднений). Но праздный класс менее всего испытывает силу экон-х затруднений, поэтому он менее всего склонен менять соц-е институты, ему свойственно отвращение к переменам. Консерватизм сам стан-ся традицией праздного класса. => В целом праздный класс в совр-ном о-ве наследует архаические черты праздного класса хищнической стадии — это агрессия, обман, необремененность сомнением и сочувствием, обладание собст-тью, хотя они и преобразуются в более мягкие черты — упорство, целеустремленность, ловкость. - Доступ в праздный класс имеют те, кто обладает неординарными хищническими наклонностями. Это и есть тот тип «экон-го Ч», считал Веблен, кот-й признает только, свой собственный интерес, расчетливость и рационализм. - Архаические черты раннего варварства, такие как сила и обман, прояв-ся в приверженности высших классов к спорту, охоте. Также праздным классом наследуется склонность к азарту и риску. - Праздному классу свойственны религ-ть и собл-е обрядов благочестия — вера в высшую силу и авторитет воспитывает чувство статуса, преданности. - Также восп-ю и воспроизв-ву представителей праздного класса содействует сис-ма высшего образ-я. Классическое образ-е направлено на восп-е архаических черт, разв-т консерватизм, способ-т обучению упр-нию (интерес праздного класса связан главным образом с полит-ми и юрид-ми науками), дает бесполезные зн-я, подчеркивая непрактичный хар-р образ-я. Но представители праздного класса наследуют некот-е черты, сформированные в древ-ти на миролюбивой стадии разв-я, — это благотворительность, сочувствие, товарищеское общение, солид-ть. Это объясняется частично тем, что экон-ая нужда не заставляет всех соответ-ть хищническому складу хар-ра. Поэтому часть представителей праздного класса занята в произв-ве вне зав-ти от дохода, другая — в науке, искусстве без преобл-я завистнического интереса. Вывод: Но в целом, заключал Веблен, праздный класс бесполезен и вреден для о-ва. - Соперничество и вражда мало способ-т консолидации о-ва, - Праздность и демонстративное потр-е противоречат прогрессу о-ва — любое повышение эффек-ти произв-ва всегда поглощается демонстративным расточительством, поэтому не ослабевают напряж-ть труда и нищета трудящихся классов. -Негативную роль играет праздный класс и по отн-ю к эк-ке: его интерес—не прогресс, а прибыль и эксплуатация; это — паразитическая фун-я, поэтому Веблен настаивал на отделении бизнеса от произв-ва. - Склонность праздного класса к вере в мифические силы и связанные с этим азарт и риск только вредят произв-ву, нарушая понимание реал-х причинно-следственных связей, так необходимое для реалистичного упр-ния эк-кой. Т. об., Веблен подчеркивал, что праздный класс был сформ-н на более ранних стадиях разв-я, им он и соответ-т, но не подходит для совр-ти.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 411; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |