Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Приемы самостимулирования




СЛОВА-САМООПИСАНИЯ

Учеников просят написать три слова, наиболее точно описывающих их самих. Затем листок бумаги, на котором написаны эти слова, переворачивается, и теперь участников просят написать три слова, выражающих желаемое учениками описание себя. Далее их просят взять одно слово из второго списка и обрисовать то специфическое поведение, которое было бы характерно для человека такого типа. Затем проводится групповая дискуссия, в ходе которой описываемое этим словом личностное качество рассматривается как цель, а предлагаемые способы поведения – как средства достижения этой цели.

УСПЕХИ ЗА ДЕНЬ

Нет в психологическом развитии и мотивации человека фактора более решающего, чем та оценка, которую он сам себе дает. В конце каждого учебного дня предлагайте ученикам поделиться с классом своими успехами за день. Для некоторых это задание покажется достаточно трудным, но на примере других эти ученики поймут, что и у них не все потеряно. Это даст ученику ощущение реального результата в учебной работе и позитивно повлияет на его самооценку.


 

Приложение VII. Методика оценки работы учителя (МОРУ) (Дж. Хэссард и др., 1987; адаптация Л.М. Митиной и А.М. Раевского, 1990)

(проведение наблюдений на уроках независимыми экспертами)

Данная методика позволяет оценить уровень развития двух групп компетентностей учителя: методическую и предметную подготовку (компетентности I, II, III, V) и коммуникативные способности, умение создавать творческую атмосферу на уроке (компетентности IV, VI, VII). Она дает возможность не только фиксировать и оценивать реальный для каждого учителя уровень владения педагогическими компетентностями или его динамику во времени, но и сопоставлять его с уровнем, минимально необходимым для педагога.

Подробное описание методики приведено в работе Митиной Л.М. Психологическая диагностика коммуникативных способностей учителя. – Кемерово, 1996.

I.Получение информации о запросах ученика и его продвижении в обучении 1.Оценивание продвижения ученика на уроке: а)контролируются отдельные слабые (сильные) учащиеся; б)требуется ответ от конкретных уч-ся для оценивания; в)уч-ся побуждаются оценивать свою работу и работу друг друга; г)ищутся причины трудностей и непонимания в работе уч-ся.
II.Демонстрация учителем знания учебного предмета и письменного и устного объяснения материала 2.Использование приемлемого письменного объяснения: а)записи для уч-ся аккуратные, чёткие; б)прочтение записей правильное; в)техника языка правильная; г)использование языка правильное. 3.Использование приемлемого вербального объяснения: а)дикция способствует пониманию речи учителя; б)подача материала (объём, скорость) нормальная; в)устная речь правильная; г)произношение правильное. 4.Демонстрация владения учебным предметом: а)демонстрация материала (информация) точна своевременна; б)комментарии и реакции на вопросы уч-ся точны, адекватны; в)содержание материала предъявляется в логической последовательности; г)предоставляется возможность для разных уровней усвоения материала.
III.Организация времени урока, пространства класса, учебных пособий и ТСО в целях обучения 5.Уделение времени рутинным задачам: а)привлекается внимание уч-ся перед объяснением материала; б)исходные указания по плану урока ясные, полные; в)учебные пособия и средства обучения легко доступны для уч-ся; г)эффективность работы класса стимулируется передачей учащимся функций учителя. 6.Эффективное использование времени урока: а)обучение начинается с началом урока; б)нет ненужных задержек и проволочек на уроке; в)нет нежелательных отступлений на уроке; г)обучение продолжается до конца урока. 7.Создание внешних условий, благоприятствующих обучению: а)классная комната приведена в порядок, чиста; б)учебная активность совместима с окружающими условиями; в)стенды (полки) благоприятствуют обстановке (условиям обучения); г)учебные пособия расположены упорядоченно (удобно для уч-ся) или учитель ведёт урок не в своём кабинете.
IV.Общение, взаимодействие учителя с учащимися 8.Объяснения, связанные с содержанием урока: а)объяснения содержания ясны и даются с использованием подходящих слов и терминов; б)общение адекватно, ошибок в общении мало; в)используемые примеры иллюстрируют содержание; г)основные наиболее трудные моменты выделены. 9.Разъяснения при непонимании материала учащимся: а)определение областей непонимания материалаи повторное объяснение; б)стремление к устранению непонимания материала; в)использование различных слов. примеров; г)разъяснения даются индивидуально, для небольших групп учащихся или не являются необходимыми, на уроке нет неясностей. 10.Использование реакций, вопросов учащихся при изложении содержания материала учителем: а)пояснения (вопросы, примеры) запрашиваются у учащихся; б)выясняются уч-ся, желающие дать пояснения; в)реакции и идеи уч-ся принимаются с благодарностью; г)идеи уч-ся разрабатываются (используются) на уроке. 11.Предъявление информации учащимся об их прогрессе: а)ожидания относительно результатов учащимся сообщаются сразу же; б)особая обратная связь предоставляется учащимся при неадекватном выполнении учебной работы; в)учащимся предоставляются предложения по улучшению выполнения учебной работы (такие предложения не требуются).
V.Демонстрация учителем соответствующих методов обучения 12.Приемлемое использование методов обучения: а)каждый метод обучения соответствует цели обучения; б)один из методов используется приемлемо; в)два или больше методов используются приемлемо; г)каждый метод используется приемлемо. 13.Адаптация обучения к учащимся: а)обучение соответствует особенностям учащихся; б)все уч-ся имеют возможность участвовать в двух или более видах учебной активности; в)соответствующее время отводится для достижения учебных целей; г)уч-ся и учитель взаимодействуют как две группы. 14.Использование средств обучения и учебных материалов: а)средства обучения соответствуют особенностям учащихся, целям обучения; б)средства обучения используются без каких-либо трудностей; в)учебные материалы соответствуют особенностям уч-ся, целям обучения; г)учебныематериалы используются без отвлечения внимания уч-ся и соответственно целям урока. 15.Осуществление активностей в логической последовательности: а)урок начинается со стимулирующего введения; б)устанавливается необходимая связь с пройденным материалом; в)учебные активности следуют в логическом порядке; г)урок заканчивается логично.
VI.Поддержание творческой атмосферы на уроке 16.Передача личного энтузиазма: а)энтузиазм передаётся посредством зрительного контакта, мимики; б)энтузиазм передаётся посредством голосовых интонаций; в)энтузиазм передаётся энергичной позой; г)энтузиазм передаётся жестами. 17.Стимуляция интереса учащихся: а)формулируется важность темы урока по отношению к содержанию учебного предмета, жизни; б)используются интересные, необычные аспекты темы; в)интерес стимулируется с помощью вопросов, юмора; г)урок персонализируется с помощью использования опыта учащихся. 18.Демонстрация теплоты и дружелюбия: а)приятный тон голоса, зрительный контакт; б)имена уч-ся используются в тёплой, дружеской манере; в)теплота, дружелюбие демонстрируются посредством улыбок, юмора; г)теплота, дружелюбие демонстрируются путём сидения, стояния рядом с учащимися. 19.Помощь учащимся в выработке позитивной самооценки: а)речь учителя свободна от сарказма и насмешек; б)учитель ведёт себя с уч-ся учтиво, вежливо, уважительно; в)персонализированное поощрение за хорошую работу; г)персонализированное ободрение, поддержка при столкновении с трудностями в работе.
VII.Поддержание учителем на уроке приемлемого поведения учеников 20.Поддержание включённости учащихся в урок: а)варьирование стимуляции путём изменения голоса, движений учителя; б)поиск активного включения в работу пассивных учащихся; в)поощрение участия учащихся в работе; г)85 % или больше времени учащиеся проводят за решением разного рода задач. 21.Руководство учащимися, не включёнными в учебную работу: а)использование невербальных средств воздействия в целях вовлечения этих уч-ся в учебную работу; б)использование вербальных средств воздействия в целях вовлечения этих уч-ся в учебную работу; в)использование средств поддержания внимания этих уч-ся на учебной работе или отсутствие неучебного поведения. 22.Соблюдение учащимися определённых ожиданий относительно их поведения: а)ожидания относительно поведения ясны учащимся; б)поддержание постоянных ожиданий относительно поведения учащихся; в)учащимся предоставляется вербальная (невербальная) связь относительно неприемлемого поведения. 23.Воздействие на нарушение дисциплины: а)управление поведением всего класса во время урока; б)учащиеся редко нарушают течение урока; в)учащиеся, нарушающие урок, сталкиваются с быстрой реакцией учителя, не остаются без внимания; г)учащиеся, нарушающие урок, сталкиваются с соответствующей реакцией учителя, не остаются без внимания.

Процедура анализа строится по методу стандартизированного наблюдения. Наблюдатель, присутствуя на уроке, фиксирует в карте (приведена выше) варианты поведения учителя, отражающие основные профессиональные компетентности.

Затем осуществляется количественный анализ в соответствии с приведенным ниже ключом.


 

Ключ для вычисления уровня владения педагогическими компетентностями (способностями)

Наименование педагогических компетентностей Номера индикаторов Полное количество индикаторов Минимальное количество индикаторов
I. Получение информации о запросах ученика и его продвижении в обучении   а, б, в, г Итого: 4 а + 1 (любой)
II. Демонстрация учителем знания учебного предмета и письменного и устного объяснения   а, б, в, г а, б, в, г а, б, в, г Итого: 12 а, б, в, г а, б, в, г а, б, в
III. Организация времени урока, пространства класса, учебных пособий в целях обучения   а, б, в, г а, б, в, г а, б, в, г Итого: 12 3 (любые) 3 (любые) 3 (любые
IV. Общение, взаимодействие учителя с учениками   а, б, в, г а, б, в, г а, б, в, г а, б, в, г Итого: 16 а+2 б+1 а, б а,б+1
V. Демонстрация учителем соответствующих методов обучения   а, б, в а, б, в, г а, б, в, г а, б, в, г Итого: 15 а, б а, в + 1 а, в а, в + 1
VI. Поддержание творческой атмосферы на уроке   а, б, в, г а, б, в, г а, б, в, г а, б, в, г Итого: 16 а, б + 1 а, в + 1 а + 2 а + 1
VII. Поддержание учителем на уроке приемлемого поведения учеников   а, б, в, г а, б, в а, б, в а, б, в, г Итого: 14 г + 2 в + 2 а + 2 а, в, г

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1487; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.