Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Опишите схему решения задачи методом математического моделирования




Рассмотрим данный вопрос на примере следующей задачи:

Моторная лодка прошла 25 км по течению реки и 3 км против течения, затратив на весь путь 2 часа. Какова скорость лодки в стоячей воде, если скорость течения реки 3 км/ч.

Решение:

Этап I: Сведения решения текстовой задачи к математической задаче решения уравнения

Пусть км/ч – скорость лодки в стоячей воде. Тогда скорость лодки по течению км/ч, а против течения км/ч. По течению реки лодка прошла 25 км за ч, а против течения 3 км за ч. Значит, время, затраченное на весь путь, выраженное через неизвестное , будет ч, но по условию на весь путь затрачено 2 ч.

Следовательно, . (1)

Уравнение (1.1) ‑ математическая модель задачи, возможно и неполная, но отражающая самую существенную связь условий задачи.

Конечно, в дальнейшем может возникнуть необходимость дополнить модель неучтёнными ограничениями.

Подчеркнём, что в уравнении (1.1) – безразмерная, неименованная величина. В математической модели мы отвлекаемся от физического смысла рассматриваемых величин: для нас важны числа, которыми эти величины выражаются.

Этап II: Решение математической задачи

На втором этапе решаем математическую задачу, т.е. уравнение (1) и получаем два корня: .

Этап III: Анализ полученного решения

На третьем этапе, имея уже решение математической задачи, необходимо это решение проанализировать, разобраться в его содержательном смысле и сделать правильные выводы.

При этом следует иметь в виду, что уравнение (1) есть следствие исходной задачи и потому может содержать посторонние решения.

Действительно, удовлетворяет уравнению (1), но не удовлетворяет условию задачи, так как скорость лодки 2 км/ч не может быть меньше скорости течения реки 3 км/ч. Итак, ответ, записанный в терминах исходной задачи: скорость лодки в стоячей воде равна 12 км/ч.

Теперь очевидно, что при построении математической модели мы не учли ограничение по условию задачи на скорость лодки в стоячей воде:

. (2)

Таким образом, равнение (1) имеет единственное решение.

Полностью формализованной математической моделью рассматриваемой задачи является смешанная система, состоящая из уравнения (1) и неравенства (12). Именно эта система является математической записью физических условий, однозначно определяющих скорость лодки в стоячей воде.

При решении прикладных задач очень важным является третий этап, заключающийся в обратном переводе результата исследования модели с языка математики на язык прикладной задачи, этап интерпретации (истолкования) результата исследования математической модели, этап, на котором нужно разобраться в решении математической задачи, в реальном смысле этого решения и сделать правильные выводы.

СЛЕДОВАТЕЛЬНО:

Приведём общую схему применения математики к изучению реальных объектов и решению прикладных задач:

Реальный объект, прикладная задача
 
Содержательная модель, текстовая задача
 
Математическая модель
 
Решение математической задачи
 
Интерпретация решения в терминах реальной задачи или содержательной модели

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 476; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.