КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вводная часть
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ Морфология и систематика растений 2015 Хабаровск УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
УДК 58 (075.32) ББК 28.5 я723 Б 86 для самостоятельной аудиторной работы студентов, обучающихся по очной форме по специальности 060301.65 «Фармация»
Издательство ГБОУ ВПО Дальневосточный государственный медицинский университет Хабаровск
Составитель: доцент, к.ф.н. Е.В. Чуева
Рецензенты: доцент, к.б.н. Г.М. Трускова, доцент, к.ф.н. И.М. Масюк
© Издательство ГБОУ ВПО ДВГМУ, 2014 Знание внешнего строения (морфологии) растения и умение определять и описывать отдельные части и органы, особенно те, которые используются в качестве лекарственного растительного сырья, являются важными направлениями ботанической подготовки будущих провизоров. Цель настоящего учебного пособия – помочь студентам в изучении описательной морфологии цветковых растений. Оно включает пояснения основных понятий и терминов по морфологии корня, побега, цветка, соцветия, плода и семени, сопровождающиеся рисунками и схемами, задания к практическому усвоению материала, домашние задания для закрепления полученных знаний, а также контрольные вопросы и задания. Учебное пособие предназначено для организации самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя во время аудиторных занятий по ботанике по разделам «Морфология растений» и «Систематика растений». Ботаника на фармацевтическом факультете является общетеоретической, базисной дисциплиной в системе подготовки провизора. Цель -подготовка студента для овладения специальной дисциплиной – фармакогнозии, формирование у студентов системных знаний по ботанике и умений выполнять описание и определение растительных тканей, органов, представителей разных систематических групп. Задачи: - изучение биологических закономерностей развития растительного мира; - изучение основных положений учения о клетке и о её структуре; - ознакомление с разнообразием морфологических и анатомических структур органов растений; - изучение растительных групп, включающие лекарственные виды, изучаемые в курсе фармакогнозии; - ознакомление с диагностическими признакам растений, которые используются при определении сырья; - ознакомление с основными физиологическими процессами, происходящими в растительном организме; - формирование представлений об экологии, фитоценологии и географии растений; - ознакомление с редкими и исчезающими видами растений, подлежащими охране и занесёнными в «Красную книгу»; - формирование умений приготовления временных микропрепаратов и проведения гистохимических реакций; - формирование умений анатомо-морфологического описания растений и определения растений по определителям; - формирование практических навыков в сборе и сушке гербария; - формирование умений и навыков для проведения геоботанических описаний фитоценозов; - формирование навыков изучения научной ботанической литературы. Учебная дисциплина «Ботаника» относится к циклу математических, естественно-научных и медико-биологических дисциплин. Для изучения ботаники необходимы знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами. Курс латинского языка дает знания основ грамматики латинских названий ЛР, семейств, морфологических групп лекарственного растительного сырья. При изучении латинского языка студенты учатся писать и читать. Дисциплина «Биология» даёт знания основ клеточной теории, особенностей строения клеток различных типов, химического состава клетки. Во время занятий студенты приобретают навык работы с микроскопом. Основные понятия и законы общей экологии; экологические факторы, их влияние на окружающую среду; виды природных ресурсов, охрану окружающей природной среды студенты изучают в курсе дисциплины «Основы экологии и охраны природы». Изучение «Ботаники» в соответствии с ФГОС направлено на формирование у студентов следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций: · способность и готовность использовать на практике методы естественно-научных наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1); · способность и готовность к самосовершенствованию (ОК-2); · способность и готовность к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности (ОК-5); · способность и готовность осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм (ОК-8); · способность и готовность применять основные методы, способы и средства получения, хранения и переработки научной и профессиональной информации; получать информацию из различных источников, в том числе с использованием современных компьютерных средств, сетевых технологий, баз данных и знаний (ПК-1); · способность и готовность организовывать и проводить заготовку лекарственного растительного сырья с учетом рационального использования ресурсов лекарственных растений, прогнозировать и обосновывать пути решения проблемы охраны зарослей лекарственных растений и сохранности их генофонда (ПК-6); · способность и готовность оценивать качество лекарственного растительного сырья (используемые органы растения, гистологическая структура) (ПК-38); · способность и готовность к проведению информационно-просветительской работы по пропаганде здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности (ПК-47); · способность и готовность работать с научной литературой, анализировать информацию, вести поиск, превращать прочитанное в средство для решения профессиональных задач (выделять основные положения, следствия из них и предложения) (ПК-48); · способность и готовность к участию в постановке научных задач и их экспериментальной реализации (ПК-49). В ходе своей познавательной деятельности студент должен знать: · основные биологические закономерности развития растительного мира и элементы морфологии растений; · основы систематики прокариот, грибов, низших и высших растений; · основные положения учения о клетке, и растительных тканях, диагностические признаки растений, используемые при определении сырья; · основные физиологические процессы, происходящие в растительном организме; · основы экологии растений, фитоценологии, географии растений. Уметь: · проводить морфологическое описание и определение растений по определителям. Владеть: · ботаническим понятийным аппаратом; · навыками постановки предварительного диагноза систематического положения растений; · методами описания фитоценозов и растительности с целью диагностики лекарственных растений и их примесей; · методами исследования растений с целью диагностики лекарственных растений и их примесей.
РАЗДЕЛ Морфология растений Занятие № 1 Тема «Морфология вегетативных органов: корень, побег» Целевые задачи: Знать: - строение и функции корня; - разнообразие корней; - строение и функции побегов; - разнообразие побегов; - описательные научные термины. Уметь: - на гербарных образцах определять типы корневых систем, типы листорасположения, виды стеблей по положению в пространстве и по поперечному сечению.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 447; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |