Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вводная часть




УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

Морфология и систематика растений

2015

Хабаровск

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

 

 

 

 

УДК 58 (075.32)

ББК 28.5 я723

Б 86

для самостоятельной аудиторной работы студентов,

обучающихся по очной форме по специальности 060301.65 «Фармация»

 

 

 

Издательство

ГБОУ ВПО Дальневосточный государственный

медицинский университет

Хабаровск

 

 

Составитель:

доцент, к.ф.н. Е.В. Чуева

 

 

Рецензенты:

доцент, к.б.н. Г.М. Трускова,

доцент, к.ф.н. И.М. Масюк

 

 

 

 

 

© Издательство ГБОУ ВПО ДВГМУ, 2014


Знание внешнего строения (морфологии) растения и умение определять и описывать отдельные части и органы, особенно те, которые используются в качестве лекарственного растительного сырья, являются важными направлениями ботанической подготовки будущих провизоров.

Цель настоящего учебного пособия – помочь студентам в изучении описательной морфологии цветковых растений. Оно включает пояснения основных понятий и терминов по морфологии корня, побега, цветка, соцветия, плода и семени, сопровождающиеся рисунками и схемами, задания к практическому усвоению материала, домашние задания для закрепления полученных знаний, а также контрольные вопросы и задания.

Учебное пособие предназначено для организации самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя во время аудиторных занятий по ботанике по разделам «Морфология растений» и «Систематика растений».

Ботаника на фармацевтическом факультете является общетеоретической, базисной дисциплиной в системе подготовки провизора.

Цель -подготовка студента для овладения специальной дисциплиной – фармакогнозии, формирование у студентов системных знаний по ботанике и умений выполнять описание и определение растительных тканей, органов, представителей разных систематических групп.

Задачи:

- изучение биологических закономерностей развития растительного мира;

- изучение основных положений учения о клетке и о её структуре;

- ознакомление с разнообразием морфологических и анатомических структур органов растений;

- изучение растительных групп, включающие лекарственные виды, изучаемые в курсе фармакогнозии;

- ознакомление с диагностическими признакам растений, которые используются при определении сырья;

- ознакомление с основными физиологическими процессами, происходящими в растительном организме;

- формирование представлений об экологии, фитоценологии и географии растений;

- ознакомление с редкими и исчезающими видами растений, подлежащими охране и занесёнными в «Красную книгу»;

- формирование умений приготовления временных микропрепаратов и проведения гистохимических реакций;

- формирование умений анатомо-морфологического описания растений и определения растений по определителям;

- формирование практических навыков в сборе и сушке гербария;

- формирование умений и навыков для проведения геоботанических описаний фитоценозов;

- формирование навыков изучения научной ботанической литературы.

Учебная дисциплина «Ботаника» относится к циклу математических, естественно-научных и медико-биологических дисциплин.

Для изучения ботаники необходимы знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами.

Курс латинского языка дает знания основ грамматики латинских названий ЛР, семейств, морфологических групп лекарственного растительного сырья. При изучении латинского языка студенты учатся писать и читать.

Дисциплина «Биология» даёт знания основ клеточной теории, особенностей строения клеток различных типов, химического состава клетки. Во время занятий студенты приобретают навык работы с микроскопом.

Основные понятия и законы общей экологии; экологические факторы, их влияние на окружающую среду; виды природных ресурсов, охрану окружающей природной среды студенты изучают в курсе дисциплины «Основы экологии и охраны природы».

Изучение «Ботаники» в соответствии с ФГОС направлено на формирование у студентов следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:

· способность и готовность использовать на практике методы естественно-научных наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);

· способность и готовность к самосовершенствованию (ОК-2);

· способность и готовность к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности (ОК-5);

· способность и готовность осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм (ОК-8);

· способность и готовность применять основные методы, способы и средства получения, хранения и переработки научной и профессиональной информации; получать информацию из различных источников, в том числе с использованием современных компьютерных средств, сетевых технологий, баз данных и знаний (ПК-1);

· способность и готовность организовывать и проводить заготовку лекарственного растительного сырья с учетом рационального использования ресурсов лекарственных растений, прогнозировать и обосновывать пути решения проблемы охраны зарослей лекарственных растений и сохранности их генофонда (ПК-6);

· способность и готовность оценивать качество лекарственного растительного сырья (используемые органы растения, гистологическая структура) (ПК-38);

· способность и готовность к проведению информационно-просветительской работы по пропаганде здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности (ПК-47);

· способность и готовность работать с научной литературой, анализировать информацию, вести поиск, превращать прочитанное в средство для решения профессиональных задач (выделять основные положения, следствия из них и предложения) (ПК-48);

· способность и готовность к участию в постановке научных задач и их экспериментальной реализации (ПК-49).

В ходе своей познавательной деятельности студент должен

знать:

· основные биологические закономерности развития растительного мира и элементы морфологии растений;

· основы систематики прокариот, грибов, низших и высших растений;

· основные положения учения о клетке, и растительных тканях, диагностические признаки растений, используемые при определении сырья;

· основные физиологические процессы, происходящие в растительном организме;

· основы экологии растений, фитоценологии, географии растений.

Уметь:

· проводить морфологическое описание и определение растений по определителям.

Владеть:

· ботаническим понятийным аппаратом;

· навыками постановки предварительного диагноза систематического положения растений;

· методами описания фитоценозов и растительности с целью диагностики лекарственных растений и их примесей;

· методами исследования растений с целью диагностики лекарственных растений и их примесей.

 

РАЗДЕЛ Морфология растений

Занятие № 1

Тема «Морфология вегетативных органов:

корень, побег»

Целевые задачи:

Знать:

­- строение и функции корня;

- разнообразие корней;

- строение и функции побегов;

- разнообразие побегов;

- описательные научные термины.

Уметь:

- на гербарных образцах определять типы корневых систем, типы листорасположения, виды стеблей по положению в пространстве и по поперечному сечению.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 413; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.