Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие познавательной деятельности




1. Кругозор:

а) представления о мире достаточно развернуты и конкретны, может рассказать о стране, городе, в котором живет, о животных, растениях, временах года;

б) представления достаточно конкретны, но ограничены непосредственно окружающим;

в) кругозор ограничен, знания даже о непосредственно окружающем отрывочны. Бессистемны.

2. Развитие речи:

а) речь содержательна, выразительна, грамматически правильна;

б) ребенок затрудняется в поиске слов, в выражении мыслей, в речи встречаются отдельные грамматические погрешности, она недостаточно выразительна;

в) слова приходится вытягивать, ответы чаще всего односложные, в речи много ошибок (нарушение согласования, неправильный порядок слов, незаконченность предложений).

3. Развитие познавательной деятельности:

а) ребенок активен, любознателен, задания выполняет с интересом;

б) ребенок недостаточно активен и самостоятелен, при выполнении заданий требуется внешняя стимуляция, круг интересующих вопросов довольно узок;

в) уровень активности, самостоятельности низкий, при выполнении заданий требуется постоянная внешняя стимуляция, интереса к внешнему миру не обнаруживает, любознательности не проявляет.

4. Сформированность интеллектуальных умений (анализа, сравнения, обобщения, установления закономерностей):

а) правильно определяет содержание. Смысл (в том числе скрытый смысл) анализируемого, точно и емко обобщает его в слове, видит и осознает тонкие различия при сравнении, обнаруживает закономерные связи;

б) задания, требующие анализа, сравнения, обобщения и установления закономерных связей, выполняет со стимулирующей помощью взрослого;

в) выполняет задания с организующей или направляющей помощью взрослого, может перенести освоенный способ деятельности для выполнения сходного задания;

г) при выполнении заданий, требующих анализа, сравнения, выделения главного, установления закономерностей, нужна обучающая помощь с трудом, самостоятельный перенос не осуществляется.

5. Произвольность деятельности:

а) удерживает цель деятельности, намечает ее план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, сам преодолевает трудности в работе, доводит дело до конца;

б) удерживает цель деятельности, намечает ее план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, однако в процессе деятельности часто отвлекается, преодолевает трудности в работе только при психологической поддержке;

в) деятельность хаотична, непродуманна, отдельные условия решаемой задачи в процессе работы теряются, результат не проверяется, прерывает деятельность из-за возникающих трудностей, стимулирующая, организующая помощь малоэффективна.

6. Контроль деятельности:

а) соответствие результатов усилий ребенка и поставленной цели, ребенок сам может сопоставить все полученные им результаты с поставленной целью;

б) частичное соответствие результатов усилий ребенка и поставленной цели, самостоятельно ребенок не может видеть это не полное соответствие;

в) полное несоответствие результатов своих усилий и поставленной цели, ребенок сам этого несоответствия не видит

7. Темп деятельности:

а) соответствие средним показателям возрастной группы;

б) ниже средних показателей возрастной группы;

в) намного ниже средних показателей возрастной группы.

8. Учебные знания, умения (перечислить имеющиеся), указать конкретно, с каким запасом учебных умений ребенок идет в школу (знание букв, элементарные математические представления и т.д.).

Вывод: Общая средняя оценка уровня развития познавательной деятельности:

1. Выше среднего, средний (развитие большинства показателе оценивается первым уровнем).

2. Ниже среднего (развитие большинства показателей оценивается вторым уровнем).

3. Низкий (развитие большинства показателей оценивается третьим уровнем).

4. Очень низкий (развитие интеллектуальных умений оценивается четвертым уровнем при оценке большинства показателей третьим).

4.Состояние здоровья:

а) Особенности развития на этапе дошкольного детства (указать конкретные обстоятельства, если таковые имели место, повлиявшие на развитие ребенка: тяжелые роды, травмы, длительные заболевания).

б) Темп развития в дошкольном детстве (своевременно ли ребенок начал ходить, говорить).

в) Состояние соматического здоровья (характер отклонений в системах и функциях организма, болезненность: сколько раз в истекшем году болел, сколько дней в целом).

Вывод: Группа здоровья ____________

5.Трудности в школьной адаптации:

а) Трудности, связанные с поведением ребенка.

б) Трудности, связанные с организацией учебной деятельности.

в) Наблюдаемые признаки предрасположенности ребенка к нарушениям здоровья (соответствующее подчеркнуть): тревожность, высокая утомляемость, раздражительность, чрезмерная невнимательность, расторможенность, отвлекаемость, неусидчивость, заторможенность, обидчивость, плаксивость, упрямство, драчливость, агрессивность, двигательное беспокойство, головные боли, головокружение, плохой аппетит, навязчивые привычки, грызение ногтей и т.д.

Жалобы со стороны родителей (соответствующее подчеркнуть): чрезмерная усталость после школы, недосыпание, конфликтность, беспричинный подъем температуры, плохой аппетит, тошнота, укачивание в транспорте, непереносимость резких звуков, жары, духоты, холода, потливость, аллергические реакции, ночное недержание мочи, другие жалобы.

Заключение. Рекомендации по индивидуальной работе с ребенком.

Задание 2. В процессе беседы с ребенком определите уровень адаптации ребенка к школе.

І. Примерные вопросы по выявлению отношения ребенка к школе:

1. Ходил ли в детский сад? Если нет, то с кем был дома?

2. Нравится ли тебе в школе? Что нравится? Почему? Что не нравится?

3. Чем тебе нравилось больше всего заниматься до школы? почему?

4. Что ты больше всего любишь делать? Что чаще всего делаешь дома?

5. За что тебя хвалит учительница, мама, папа?

6. За что ты чаще всего получаешь замечания от учительницы? Мамы? Папы?

7. Какие ты знаешь хорошие оценки, за что их ставят?

8. Хотел ли идти в школу? Почему?

9. На каких уроках интересней всего заниматься? Почему?

10. Какой урок тебе не нравится? Почему?

11. Где тебе лучше – в детском саду или в школе?

12. Хотел бы ты вернуться в детский сад? Почему?

13. Хотел бы ты, чтобы учитель приходил к тебе домой и занимался с тобой одним? Почему?

 

ІІ. Определение уровня адаптации ребенка к школе

Высокий уровень адаптации:

а) Первоклассник положительно относится к школе.

б) Предъявляемые требования воспринимаются адекватно.

в) Учебный материал усваивает легко.

г) Глубоко и полно овладевает программным материалом.

д) Решает усложненные задания.

е) Прилежно. Внимательно слушает указания, объяснения учителя.

ж) Выполняет поручения без внешнего контроля.

з) Проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе.

и) Готовится ко всем урокам.

к) Общественные поручения выполняет охотно и добросовестно.

л) Занимает в классе благоприятное статусное положение.

Средний уровень адаптации:

а) Первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных реакций.

б) Понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно.

в) Усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые задачи.

г) Сосредоточен и внимателен при выполнении заданий поручений, указаний взрослого, но при его контроле.

д) Бывает сосредоточен только в процессе, когда занят чем-то для него интересным.

е) Готовиться к урокам и выполняет домашнее задание почти всегда.

ж) Общественные поручения выполняет добросовестно.

з) Дружит со многими одноклассниками.

Низкий уровень адаптации

а) Первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе.

б) Нередки жалобы на здоровье.

в) Доминирует подавленное настроение.

г) Наблюдаются нарушения дисциплины.

д) Объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно.

е) Самостоятельная работа с учебником затруднена.

ж) При выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интерес.

з) К урокам готовится не регулярно. Ему необходим постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей.

и) Сохраняет работоспособность и внимательность при удлиненных паузах для отдыха.

к) Для понимания нового и решения задач по образцу требует значительной учебной помощи учителя и родителей.

л) Общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания, пассивен.

м) Близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников.

Задание 3.3. На основании двух предыдущих заданий составьте характеристику личности первоклассника.

Схема характеристики личности первоклассника

1. Общие сведения об ученике: возраст, состав семьи, материальная обеспеченность и бытовые условия, состояние здоровья, внешний вид, посещал ли детский сад.

2. Характеристика знаний и умений, с которыми пришел ученик:

а) отсутствие или наличие недостатков речи, умение рассказывать, запас стихотворений, сказок, умение их пересказывать и декламировать;

б) знание букв, умение читать, качество чтения;

в) умение писать буквы, слова, предложения, владение печатным или рукописным шрифтом, пишет карандашом ил ручкой;

г) умения: считать до 10, 20, 100 и обратно, решать примеры и задачи, сравнивать множество предметов, вычислять, складывать, отнимать умножать, делить, различать и называть геометрические фигуры;

д) умение различать цвета;

е) умение рисовать.

3. Владение:

а) пространственными и временными представлениями: спереди, сзади, сегодня, завтра, вчера;

б) общественными представлениями: где ты живешь? Название улицы, города. Где работают папа и мама? Что они делают на работе? Что нравится в нашем городе (селе)? Зачем пришел в школу? Для чего нужно учиться? Что делают крестьяне? Что делают рабочие? Кто защищает Родину?

в) представлениями о природе: какое время года сейчас? Какое бывает перед этим? Какое будет потом? Какие цветы ты знаешь? Какие деревья знаешь? Каких животных знаешь? Покажи павлина, сокола и т.д.

г) навыками ручного труда6 что умеешь делать? Отношение к труду;

д) навыками культурного поведения: отношение к старшим, младшим. Одноклассникам, знание «волшебных» слов, умение ими пользоваться, умение пользоваться носовым платком, салфеткой, столовыми приборами, поведение за столом в столовой;

е) знание песен, танцев

4. Предложения и выводы о воспитании ребенка

Раздел ІV. Контроль и оценка знаний, умений, навыков студентов

Работа каждого студента в период практики контролируется и оценивается дифференцированно по следующим показателям:

1. Участие в работе установочной и итоговой конференций.

2. Ежедневные педагогические наблюдения в школе.

3. Качественное и своевременное выполнение заданий практики.

4. Участие под руководством учителя в подготовке учебных занятий.

5. Организация и проведение мероприятий с детьми.

6. Ведение дневника.

7. Своевременность сдачи отчетной документации, аккуратность в ее оформлении.

По итогам практики студенту выставляется зачет.

Критерии оценки работы студентов по итогам практики:

«Зачтено» выставляется за:

ü систематическое проведение педагогических наблюдений в течение всех дней практики;

ü интересный глубокий анализ учебно-воспитательной работы;

ü правильное и качественное выполнение заданий практики;

ü инициативная помощь учителю в осуществлении учебно-воспитательной работы;

ü предоставление отчетной документации в указанные сроки и в соответствии с требованиями по ее содержанию и оформлению;

ü активное участие в подведении итогов каждого дня практики;

ü активное участие в защите отчетов по практике.

«Не зачтено» выставляется за:

ü отсутствие на базе практики без уважительных причин;

ü небрежное выполнение заданий (грубые ошибки в сборе эмпирических данных и их обработке);

ü предоставление отчетной документации с опозданием.

Раздел V. Требования к отчетной документации

После окончания практики студенты представляют на проверку руководителю практики от кафедры педагогики следующую отчетную документацию:

1. Дневник по педагогической практике «Первые дни ребенка в школе» по схеме:

Дата Содержание работ Выводы
     

 

2. Психолого-педагогическую характеристику готовности ребенка к школе (с материалами обследования).

3. Материалы по адаптации ребенка к школе.

4. Письменный отчет о выполнении плана и заданий практики.

Отчетная документация должна быть сдана в течение следующей после практики недели.

 

Раздел VI. Подведение итогов практики

Подведение итогов практики проводится на итоговой конференции не позднее, чем через 10 дней после окончания практики или в последний день практики в школе.

Зачеты по практике принимаются комиссией (не более 3-х человек), в состав которой входят руководители о университета. Кафедр, преподаватели кафедры педагогики, по возможности, руководители практики от баз.

Примерные темы для выступления на конференции

1. Характеристика 6-7-летних детей (опыт педагогических зарисовок).

2. Проявление эмоций у детей в 1-ые дни пребывания в школе.

3. Подготовка детей к школе в детском саду.

4. Запас представлений первоклассников по ознакомлению с окружающей средой.

5. Объем умений и навыков в области устной речи, чтения, письма, счета.

6. Подготовка учителя к работе с первоклассниками в первые дни.

7. Первые уроки по различным предметам.

8. Воспитательная работа в первые дни пребывания детей в школе.

9. Правила поведения детей в школе и работа над ними в первые дни.

10. Как я проведу первый день в первом классе.

11. Первое родительское собрание, особенности его проведения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1053; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.053 сек.