Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Беспозвоночные 1 страница




Часть 1

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

V. СИСТЕМАТИКА РАСТЕНИЙ

 

Практическое занятие _______

 

Тема: _________________________________________________________________

 

Цель: ________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

 

Задание №1___________________________________________________________________

 

№ п\п Название семейства   Признаки      
1. Жизненная форма      
2. Вегетативные органы: 1) подземные органы (тип корневой системы, видоизменения)      
2) стебель (форма поперечного сечения, ориентация в пространстве)          
3) листья (простые или сложные, наличие прилистников, листорасположение, особенности)      
3. 1) тип соцветия        
2) цветок (особенности строения, формула)          
3) тип плодов (по морфологической и морфогенетической классификации)        
№ п\п Название семейства   Признаки      
1. Жизненная форма      
  2. Вегетативные органы: 1) подземные органы (тип корневой системы, видоизменения)      
2) стебель (форма поперечного сечения, ориентация в пространстве)          
3) листья (простые или сложные, наличие прилистников, листорасположение, особенности)        
    3. 1) тип соцветия          
2) цветок (особенности строения, формула)        
3) тип плодов (по морфологической и морфогенетической классификации)      

 

Вывод:_______________________________________________________________________

 

_____________________________________________________________________________

 

Практическое занятие _______

 

Тема: _________________________________________________________________

 

Цель: ________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

 

Задание №1___________________________________________________________________

 

№ п\п Название семейства   Признаки      
1. Жизненная форма      
2. Вегетативные органы: 1) подземные органы (тип корневой системы, видоизменения)      
2) стебель (форма поперечного сечения, ориентация в пространстве)          
3) листья (простые или сложные, наличие прилистников, листорасположение, особенности)      
3. 1) тип соцветия        
2) цветок (особенности строения, формула)          
3) тип плодов (по морфологической и морфогенетической классификации)        

Вывод:_______________________________________________________________________

 

_____________________________________________________________________________

литература

Основные источники:

1. Дьяков Ю.Т. Ботаника. М.: Издательство МГУ, 2007.

2. Зайчикова С.Г., Барабанов Е.И. Ботаника: Учебник для фарм. училищ и колледжей. Издательство ГЭОТАР – Медиа, 2009.

 

Дополнительные источники:

1. Лотова Л.И. Ботаника: Морфология и анатомия высших растений. Изд.4-е доп. М.: Издательство МГУ, 2010.

2. Родионова А.С. Ботаника: учебник. М.: Академия, 2006.

3. Тимонин А.К. Ботаника: учебник в 4 т. М.: Академия, 2007.

4. Яковлев Г.П., Челомбитько В.А. Ботаника. СПб.: «Специальная литература», 2008.

 

для лабораторно-практических занятий по зоологии

 

 

 

Челябинск

 

Одобрено учебно - методическим советом биологического факультета

ФГБОУ ВПО «Челябинский Государственный университет»

 

Рабочие тетради предназначены для самостоятельной работы студентов – бакалавров 1 курса биологического факультета по зоологии на лабораторно-

практических занятиях по разделу «Беспозвоночные».

 

Составитель: Непершина Г. А., доцент кафедры микробиологии, иммунологии и общей биологии

Рецензент: Жигалова Н.И., кандидат медицинских наук

 

Рабочая тетрадь для лабораторно-практических занятий по зоологии призвана помочь студентам усвоить обширный материал, с которым они знакомятся на занятиях, систематизировать его и облегчить подготовку к зачёту и экзамену.

При выполнении заданий студентам следует руководствоваться следующими рекомендациями:

1. Прежде чем приступить к самостоятельной работе проанализируйте материал учебника и лекционный материал. Внимательно изучите общую характеристику группы и строение изучаемого объекта.

2. Изучая объект, зарисуйте его в отведённом для этой цели месте под соответствующим заголовком. Рисунки должны быть крупными и чёткими. Это важнейший для биолога метод детального изучения и подробного анализа строения животного. Выполненный рисунок – это документ о проделанной работе и наглядный справочный материал. Вначале простым хорошо заточенным мягким карандашом нанесите контуры объекта и его основных органов, затем прорисуйте их детали. После первоначального наброска обведите контуры мягким карандашом. При изображении внутренних органов пользуйтесь цветными карандашами. Одну и ту же систему органов окрашивайте в один и тот же цвет: пищеварительную систему окрашивайте коричневым цветом, дыхательную – фиолетовым, выделительную – зелёным, половую – жёлтым, нервную – оранжевым, сосуды, несущие артериальную кровь – красным, венозную – синим.

С целью экономии времени для каждого объекта заранее составлена легенда главнейших органов и частей тела. Студент на рисунке указывает стрелкой все органы изучаемого объекта и ставит соответствующий номер легенды.

3. Закрепляя объект в препаровальной ванночке, вкалываете булавки в воск наклонно, чтобы удобно и прочно закрепить его. Пользуйтесь инструментами (скальпелем, ножницами, препаровальными иглами) для препаровки объекта.

При вскрытии выясните, где расположены органы, какие это органы, к какой системе относятся и только после этого их можно удалить.

4. Закончив работу, приведите в порядок своё рабочее место. Вымойте ванночку и инструменты. Инструменты вытрите насухо. Остатки вскрытых животных сложите в специальный сосуд. Вытрите лабораторный стол. Инструменты и рабочее место сдайте дежурному.

Все записи в тетради делаются только синим цветом, рисунки – простым карандашом. Отксерокопированный текст и рисунки не допустимы.

 

 

Занятие 1

Тема: Подцарство Простейшие, или Одноклеточные. Тип Саркомастигофоры

 

Задание 1. Используя схему 1 проанализируйте эволюцию строения тела животных, сопоставляя её с общей системой царства животных

       
   
 
 
 
 

 


Схема 1. Уровни организации структуры тела на современном этапе эволюции

 

Анализ схемы:_________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

Задание 2. Запишите черты сходства между растениями и животными

1) _______________________________________________________________________

2) _______________________________________________________________________

3) _______________________________________________________________________

4) _______________________________________________________________________

5) _______________________________________________________________________

6) _______________________________________________________________________

 

Задание 3. Заполните таблицу:

Основные черты различия между растительными и животными организмами

 

Признаки Зелёные растения Животные
Способ питания    
Обмен веществ      
Целлюлозная клеточная стенка    
Признаки Зелёные растения Животные
Способность к росту    
Способность к передвижению    
Активность в поисках пищи    
Роль в цепи питания    
Высшая нервная деятельность    
Цикл развития      
Системы органов     Вегетативные: Репродуктивные: Соматические. Репродуктивная:
Ткани      

 

Задание 4. Запишите систематическое положение объекта

 

Подцарство простейшие __________________________________________________

Тип саркомастигофоры ________________________________________________

Подтип саркодовые _____________________________________________________

Класс корненожки _____________________________________________________

Отряд амёбы ___________________________________________________________

Представитель амёба обыкновенная (протей) ____________ __________________

 

Задание 5. Изучите по методическим указаниям и зарисуйте строение амёбы протей

 

Рис.1 Амёба протей –___________________________


1 – эктоплазма

2 – эндоплазма

3 – заглатываемые пищевые частицы

4 – сократительная вакуоль

5 – ядро

6 – пищеварительные вакуоли

7 - псевдоподии


 

Задание 6. Запишите систематическое положение объекта

 

Тип саркомастигофоры _________________________________________________

Подтип жгутиконосцы __________________________________________________

Класс животные жгутиконосцы ________________________________________

Отряд кинетопластиды __________________________________________________

Представитель трипаносома ____________ __________________________________

 

Задание 7. Изучите и зарисуйте строение трипаносомы

 

 

Рис. 2. Трипаносома – ___________________________ _


1 – жгутик

2 – волнообразная перепонка

3 – кинетосома (базальное зерно)

4 – кинетопласт(генерация энергии - движени)

5 – ядро


 

Задание 8. Запишите систематическое положение объекта

 

Тип саркомастигофоры____________________ ______________________________

Подтип жгутиконосцы __________________________________________________

Класс растительные жгутиконосцы _____________________________________

Отряд эвгленовые _______________________________________________________

Представитель эвглена зелёная ___________________________________________

 

Задание 9. Изучите и зарисуйте строение эвглены зелёной

 

 
 

 

 


Рис. 3. Эвглена зелёная –___________________________________


1 – жгутик

2 – стигма (глазок)

3 – резервуар сократительной вакуоли

4 – сократительная вакуоль

5 – хроматофор

6 – ядро

7 – зёрна парамилона


Задание 10. Заполните таблицы:

 

Характеристика класса Корненожек

 

Признаки Отряд амёбы Отряд раковинные амёбы Отряд фораминифёры
Местообитание        
Форма и размеры        
Окраска      
Скелет (оболочка)        
Органоиды передвижения      
Пища        
Органоиды пищеварения      
Способ питания      
Органоиды выделения      
Дыхание          
Размножение   Бесполое:     Бесполое:     Бесполое:   Половое:
Формы существования   Паразитические: Свободноживущие:    
Значение: - положительное   - отрицательное (вызываемые заболевания, симптомы)      

Занятие 2

Тема: Тип Апикомплексы (на примере малярийного плазмодия)

 

Задание 1. Запишите систематическое положение объекта

Тип апикомплексы ______________________________________________________

Класс споровики ________________________________________________________

Отряд кокцидии ___________________ ______________________________________

Подотряд кровяные споровики ___________________________________________

Представитель малярийный плазмодий _______________ _______ ______________

 

Задание 2. Изучите и зарисуйте жизненный цикл малярийного плазмодия

 

 

Рис. 4 Жизненный цикл малярийного плазмодия


1 – спорозиот

2, 3 – рост шизонта

4 – шизогония в клетках печени

5 – мерозоиты

6 – 8 – эритроцитарная шизогония

9 – 12 – образование микро- и макрогамонтов

13 – образование макро- и микрогамет

14 – копуляция гамет

15 – зигота

16 – 18 – спорогония и образование спороцисты со спорозоитами

19 – накопление спорозоитов в слюнных железах комара


Тема: Тип Инфузории, или Ресничные. Строение и жизнедеятельность инфузории-туфельки

 

Задание 3. Запишите систематическое положение объекта

Тип инфузории ________________________________________________________

Класс ресничные инфузории ____________________________________________

Подкласс равноресричные инфузории ____________________________________

Представитель инфузория туфелька ________________ _____________________

 

Задание 4. Изучите и зарисуйте строение инфузории-туфельки

 

Рис. 5. Инфузория – туфелька - _________________________________

 


1 – реснички

2 – пищеварительные вакуоли

3 – микронуклеус

4 – рот

5 – глотка

6 – порошица в момент выбрасывания непереваренных остатков пищи

7 – сократительная вакуоль

8 – макронуклеус

9 - трихоцисты


 

Задание 5. Зарисуйте этапы конъюгации инфузории - туфельки

 

1 – соединение двух инфузорий (конъюгантов) друг с другом перистомальными областями с образованием в месте контакта цитоплазматического мостика, соединяющего обе инфузории;  
2 – демонтаж макронуклеусов, деление микронуклеусов мейозом с образованием четырёх гаплоидных ядер;
3 – разрушение трёх гаплоидных ядер, деление четвёртого митозом. Из двух образовавшихся гаплоидных ядер, одно (женское) останется на месте, второе (мужское) переместиться по цитоплазматическому мостику в другую инфузорию;
4 – обмен мужскими ядрами, следствием которого является перекомбинация генетической информации;  
5 – слияние мужского и женского ядер с образованием диплоидного синкариона, расхождение инфузорий. После расхождения инфузории называются эксконъюгантами.    
6 – деление синкариона три раза митозом, образование восьми диплоидных ядер, из которых четыре являются микронуклеусами, четыре – макронуклеусами;    
7 – демонтаж трёх микронуклеусов, образование инфузории с пятью ядрами: одно – микронуклеус (диплоидный), четыре – микронуклеусы, тоже диплоидные;  
8 – деление каждого из эксконъюгантов надвое, причём генеративные ядра делятся митозом, а макронуклеусы расходятся попарно в дочерние клетки. Образование четырёх дочерних инфузорий, каждая из которых имеет один микронуклеус и два макронуклеуса.  
9 – деление каждой из четырёх дочерних инфузорий надвое, вновь микронуклеусы делятся митозом, а макронуклеусы расходятся в дочерние инфузории.  

Задание 6. Заполните таблицу

Строение инфузории

 

Питание      
Дыхание  
Выделение      
Половой процесс  
Размножение  
Значение и разнообразие инфузорий      

 

 

Занятие 3

Тема: Коллоквиум по типу Простейшие

Контрольные вопросы:

1. Кто и когда впервые обнаружил простейших? ____________________________________

2. По каким признакам выделен тип простейших? ___________________________________

_________________________________________________________________________________

3. Какова современная систематика простейших? ____________________________________

_________________________________________________________________________________

4. Чем различаются классы типа простейших между собой? ___________________________

_________________________________________________________________________________

5. Какие функции выполняет сократительная вакуоль? _______________________________

_________________________________________________________________________________

6. Что такое циста? _____________________________________________________________

7. Как питается амёба обыкновенная? ______________________________________________

_________________________________________________________________________________

8. В чём разница между фаго- и пиноцитозом? ______________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Какие представители класса Саркодовых, кроме амёбы обыкновенной, существуют? ___________________________________________________________________________

10. Дайте характеристику дизентирийной амёбе (место обитания, чем питается, размножение, стадии жизненного цикла, кто является переносчиком цист дизентирийной амёбы, название заболевания, какой вред причиняют). ___________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Какие простейшие формируют морские осадочные породы? _________________________

___________________________________________________________________________

12. Как геологи определяют возраст отложений, скорость движения материков, климат прошлого? _________________________________________________________________

13. Кому достаётся раковина при делении фораминифёр – матери или дочери? ____________

_________________________________________________________________________________

14. Между ботаниками и зоологами издавна ведётся спор относительно принадлежности эвглены зелёной к растениям или животным. Какие признаки позволяют ботаникам относить эвглену к зелёным водорослям, а зоологам причислять её к животным? _______

______________________________________________________________________________

15. Как размножаются жгутиконосцы? ___________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

16. Чем опасны для человека и животных трипаносомы и лейшмании? ________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

17. Какие черты организации тела споровиков связаны с паразитизмом? _______________

______________________________________________________________________________

18. Как осуществляется борьба с малярией в настоящее время? ______________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

19. Какой вред от токсоплазмы? ________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

20. Внесите в таблицу условные обозначения, которые стоят рядом с соответствующими высказываниями, раскрывающими понятия «паразит», «хозяин паразита», «переносчик паразита».

Условные обозначения Высказывания Понятия Ответы
1.   2.   3.     4. 5. 6. Обитает в организме другого животного или человека Организм, на котором обитает животное, приносящее ему вред Животное, которое переносит возбудителя заболевания от больного организма к здоровому Малярийный комар Человек, заболевший малярией Возбудитель малярии Паразит  
    Переносчик паразита      
Хозяин  

 

21. Что такое конъюгация? _____________________________________________________

22. Какими ядрами обмениваются особи при конъюгации – мужскими или женскими?____

___________________________________________________________________________

23. Как происходит обмен наследственной информацией при конъюгации?_____________

______________________________________________________________________________

24. На основании каких биологических и морфологических особенностей инфузорий можно считать высокоорганизованными простейшими? _________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

25. Чем отличается функция порошицы от функции сократительных вакуолей у инфузории? _

___________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

26. Какую функцию выполняют трихоцисты? _____________________________________

______________________________________________________________________________

27. Как происходит процесс питания у инфузорий? ________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

28. В чём биологическое значение конъюгации и связанного с ней полового процесса?

___________________________________________________________________________

29. Какую роль выполняют инфузории, обитающие в пищеварительном тракте жвачных животных? ______________________________________________________________

______________________________________________________________________________

30. Как скажется на жизни водных обитателей гибель простейших в водоёме? __________

______________________________________________________________________________

31. Где живут и какую болезнь вызывают паразитические формы жгутиконосцев? _______

_____________________________________________________________________________

32. У морских и паразитических простейших нет сократительных вакуолей. Почему?

_____________________________________________________________________________

33. Установите соответствие между видом простейшего и способом (амии), которым он размножается.

Вид Способ размножения
1. Амёба протей А. Поперечное деление материнской клетки надвое
2. Эвглена зелёная Б. Продольное деление материнской клетки надвое
3. Вольвокс В. Шизогония
4. Лямблия Г. Половой процесс типа конъюгации
5. Трипаносома Д. Половое размножение типа изогамии
6. Трубач Е. Половое размножение типа гетерогамии
7. Малярийный плазмодий Ж. Половое размножение типа овогамии

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 655; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.126 сек.