КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Беспозвоночные 1 страница
Часть 1 РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ V. СИСТЕМАТИКА РАСТЕНИЙ
Практическое занятие _______
Тема: _________________________________________________________________
Цель: ________________________________________________________________________
Задание №1___________________________________________________________________
Вывод:_______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Практическое занятие _______
Тема: _________________________________________________________________
Цель: ________________________________________________________________________
Задание №1___________________________________________________________________
Вывод:_______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________ литература Основные источники: 1. Дьяков Ю.Т. Ботаника. М.: Издательство МГУ, 2007. 2. Зайчикова С.Г., Барабанов Е.И. Ботаника: Учебник для фарм. училищ и колледжей. Издательство ГЭОТАР – Медиа, 2009.
Дополнительные источники: 1. Лотова Л.И. Ботаника: Морфология и анатомия высших растений. Изд.4-е доп. М.: Издательство МГУ, 2010. 2. Родионова А.С. Ботаника: учебник. М.: Академия, 2006. 3. Тимонин А.К. Ботаника: учебник в 4 т. М.: Академия, 2007. 4. Яковлев Г.П., Челомбитько В.А. Ботаника. СПб.: «Специальная литература», 2008.
для лабораторно-практических занятий по зоологии
Челябинск
Одобрено учебно - методическим советом биологического факультета ФГБОУ ВПО «Челябинский Государственный университет»
Рабочие тетради предназначены для самостоятельной работы студентов – бакалавров 1 курса биологического факультета по зоологии на лабораторно- практических занятиях по разделу «Беспозвоночные».
Составитель: Непершина Г. А., доцент кафедры микробиологии, иммунологии и общей биологии Рецензент: Жигалова Н.И., кандидат медицинских наук
Рабочая тетрадь для лабораторно-практических занятий по зоологии призвана помочь студентам усвоить обширный материал, с которым они знакомятся на занятиях, систематизировать его и облегчить подготовку к зачёту и экзамену. При выполнении заданий студентам следует руководствоваться следующими рекомендациями: 1. Прежде чем приступить к самостоятельной работе проанализируйте материал учебника и лекционный материал. Внимательно изучите общую характеристику группы и строение изучаемого объекта. 2. Изучая объект, зарисуйте его в отведённом для этой цели месте под соответствующим заголовком. Рисунки должны быть крупными и чёткими. Это важнейший для биолога метод детального изучения и подробного анализа строения животного. Выполненный рисунок – это документ о проделанной работе и наглядный справочный материал. Вначале простым хорошо заточенным мягким карандашом нанесите контуры объекта и его основных органов, затем прорисуйте их детали. После первоначального наброска обведите контуры мягким карандашом. При изображении внутренних органов пользуйтесь цветными карандашами. Одну и ту же систему органов окрашивайте в один и тот же цвет: пищеварительную систему окрашивайте коричневым цветом, дыхательную – фиолетовым, выделительную – зелёным, половую – жёлтым, нервную – оранжевым, сосуды, несущие артериальную кровь – красным, венозную – синим. С целью экономии времени для каждого объекта заранее составлена легенда главнейших органов и частей тела. Студент на рисунке указывает стрелкой все органы изучаемого объекта и ставит соответствующий номер легенды. 3. Закрепляя объект в препаровальной ванночке, вкалываете булавки в воск наклонно, чтобы удобно и прочно закрепить его. Пользуйтесь инструментами (скальпелем, ножницами, препаровальными иглами) для препаровки объекта. При вскрытии выясните, где расположены органы, какие это органы, к какой системе относятся и только после этого их можно удалить. 4. Закончив работу, приведите в порядок своё рабочее место. Вымойте ванночку и инструменты. Инструменты вытрите насухо. Остатки вскрытых животных сложите в специальный сосуд. Вытрите лабораторный стол. Инструменты и рабочее место сдайте дежурному. Все записи в тетради делаются только синим цветом, рисунки – простым карандашом. Отксерокопированный текст и рисунки не допустимы.
Занятие 1 Тема: Подцарство Простейшие, или Одноклеточные. Тип Саркомастигофоры
Задание 1. Используя схему 1 проанализируйте эволюцию строения тела животных, сопоставляя её с общей системой царства животных
Схема 1. Уровни организации структуры тела на современном этапе эволюции
Анализ схемы:_________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Задание 2. Запишите черты сходства между растениями и животными 1) _______________________________________________________________________ 2) _______________________________________________________________________ 3) _______________________________________________________________________ 4) _______________________________________________________________________ 5) _______________________________________________________________________ 6) _______________________________________________________________________
Задание 3. Заполните таблицу: Основные черты различия между растительными и животными организмами
Задание 4. Запишите систематическое положение объекта
Подцарство простейшие __________________________________________________ Тип саркомастигофоры ________________________________________________ Подтип саркодовые _____________________________________________________ Класс корненожки _____________________________________________________ Отряд амёбы ___________________________________________________________ Представитель амёба обыкновенная (протей) ____________ __________________
Задание 5. Изучите по методическим указаниям и зарисуйте строение амёбы протей
Рис.1 Амёба протей –___________________________ 1 – эктоплазма 2 – эндоплазма 3 – заглатываемые пищевые частицы 4 – сократительная вакуоль 5 – ядро 6 – пищеварительные вакуоли 7 - псевдоподии
Задание 6. Запишите систематическое положение объекта
Тип саркомастигофоры _________________________________________________ Подтип жгутиконосцы __________________________________________________ Класс животные жгутиконосцы ________________________________________ Отряд кинетопластиды __________________________________________________ Представитель трипаносома ____________ __________________________________
Задание 7. Изучите и зарисуйте строение трипаносомы
Рис. 2. Трипаносома – ___________________________ _ 1 – жгутик 2 – волнообразная перепонка 3 – кинетосома (базальное зерно) 4 – кинетопласт(генерация энергии - движени) 5 – ядро
Задание 8. Запишите систематическое положение объекта
Тип саркомастигофоры____________________ ______________________________ Подтип жгутиконосцы __________________________________________________ Класс растительные жгутиконосцы _____________________________________ Отряд эвгленовые _______________________________________________________ Представитель эвглена зелёная ___________________________________________
Задание 9. Изучите и зарисуйте строение эвглены зелёной
Рис. 3. Эвглена зелёная –___________________________________ 1 – жгутик 2 – стигма (глазок) 3 – резервуар сократительной вакуоли 4 – сократительная вакуоль 5 – хроматофор 6 – ядро 7 – зёрна парамилона Задание 10. Заполните таблицы:
Характеристика класса Корненожек
Занятие 2 Тема: Тип Апикомплексы (на примере малярийного плазмодия)
Задание 1. Запишите систематическое положение объекта Тип апикомплексы ______________________________________________________ Класс споровики ________________________________________________________ Отряд кокцидии ___________________ ______________________________________ Подотряд кровяные споровики ___________________________________________ Представитель малярийный плазмодий _______________ _______ ______________
Задание 2. Изучите и зарисуйте жизненный цикл малярийного плазмодия
Рис. 4 Жизненный цикл малярийного плазмодия 1 – спорозиот 2, 3 – рост шизонта 4 – шизогония в клетках печени 5 – мерозоиты 6 – 8 – эритроцитарная шизогония 9 – 12 – образование микро- и макрогамонтов 13 – образование макро- и микрогамет 14 – копуляция гамет 15 – зигота 16 – 18 – спорогония и образование спороцисты со спорозоитами 19 – накопление спорозоитов в слюнных железах комара Тема: Тип Инфузории, или Ресничные. Строение и жизнедеятельность инфузории-туфельки
Задание 3. Запишите систематическое положение объекта Тип инфузории ________________________________________________________ Класс ресничные инфузории ____________________________________________ Подкласс равноресричные инфузории ____________________________________ Представитель инфузория туфелька ________________ _____________________
Задание 4. Изучите и зарисуйте строение инфузории-туфельки
Рис. 5. Инфузория – туфелька - _________________________________
1 – реснички 2 – пищеварительные вакуоли 3 – микронуклеус 4 – рот 5 – глотка 6 – порошица в момент выбрасывания непереваренных остатков пищи 7 – сократительная вакуоль 8 – макронуклеус 9 - трихоцисты
Задание 5. Зарисуйте этапы конъюгации инфузории - туфельки
Задание 6. Заполните таблицу Строение инфузории
Занятие 3 Тема: Коллоквиум по типу Простейшие Контрольные вопросы: 1. Кто и когда впервые обнаружил простейших? ____________________________________ 2. По каким признакам выделен тип простейших? ___________________________________ _________________________________________________________________________________ 3. Какова современная систематика простейших? ____________________________________ _________________________________________________________________________________ 4. Чем различаются классы типа простейших между собой? ___________________________ _________________________________________________________________________________ 5. Какие функции выполняет сократительная вакуоль? _______________________________ _________________________________________________________________________________ 6. Что такое циста? _____________________________________________________________ 7. Как питается амёба обыкновенная? ______________________________________________ _________________________________________________________________________________ 8. В чём разница между фаго- и пиноцитозом? ______________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 9. Какие представители класса Саркодовых, кроме амёбы обыкновенной, существуют? ___________________________________________________________________________ 10. Дайте характеристику дизентирийной амёбе (место обитания, чем питается, размножение, стадии жизненного цикла, кто является переносчиком цист дизентирийной амёбы, название заболевания, какой вред причиняют). ___________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 11. Какие простейшие формируют морские осадочные породы? _________________________ ___________________________________________________________________________ 12. Как геологи определяют возраст отложений, скорость движения материков, климат прошлого? _________________________________________________________________ 13. Кому достаётся раковина при делении фораминифёр – матери или дочери? ____________ _________________________________________________________________________________ 14. Между ботаниками и зоологами издавна ведётся спор относительно принадлежности эвглены зелёной к растениям или животным. Какие признаки позволяют ботаникам относить эвглену к зелёным водорослям, а зоологам причислять её к животным? _______ ______________________________________________________________________________ 15. Как размножаются жгутиконосцы? ___________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 16. Чем опасны для человека и животных трипаносомы и лейшмании? ________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 17. Какие черты организации тела споровиков связаны с паразитизмом? _______________ ______________________________________________________________________________ 18. Как осуществляется борьба с малярией в настоящее время? ______________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 19. Какой вред от токсоплазмы? ________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 20. Внесите в таблицу условные обозначения, которые стоят рядом с соответствующими высказываниями, раскрывающими понятия «паразит», «хозяин паразита», «переносчик паразита».
21. Что такое конъюгация? _____________________________________________________ 22. Какими ядрами обмениваются особи при конъюгации – мужскими или женскими?____ ___________________________________________________________________________ 23. Как происходит обмен наследственной информацией при конъюгации?_____________ ______________________________________________________________________________ 24. На основании каких биологических и морфологических особенностей инфузорий можно считать высокоорганизованными простейшими? _________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 25. Чем отличается функция порошицы от функции сократительных вакуолей у инфузории? _ ___________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ 26. Какую функцию выполняют трихоцисты? _____________________________________ ______________________________________________________________________________ 27. Как происходит процесс питания у инфузорий? ________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 28. В чём биологическое значение конъюгации и связанного с ней полового процесса? ___________________________________________________________________________ 29. Какую роль выполняют инфузории, обитающие в пищеварительном тракте жвачных животных? ______________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ 30. Как скажется на жизни водных обитателей гибель простейших в водоёме? __________ ______________________________________________________________________________ 31. Где живут и какую болезнь вызывают паразитические формы жгутиконосцев? _______ _____________________________________________________________________________ 32. У морских и паразитических простейших нет сократительных вакуолей. Почему? _____________________________________________________________________________ 33. Установите соответствие между видом простейшего и способом (амии), которым он размножается.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 698; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |