Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: Внешнее и внутреннее строение круглых червей на примере аскариды 2 страница





 


 

Рис. 24. Мантийная полость беззубки

 


1 – линия, по которой обрезана мантия

2 – передний мускул-замыкатель

3 – задний мускул-замыкатель

4 – рот

5 – нога

6 – ротовые лопасти

7 – левая внутренняя полужабра

8 – левая наружная полужабра

9 – правая складка мантии

10 – вводной (дыхательный) сифон

11 – задняя кишка

12 – выводной (анальный) сифон

13 - перекардий


 


 

 

1 – мускул-замыкатель

 

2 – чувствующие щетинки

 

3 – зубец раковины

 

4 – нить биссура (липкая нить)

 

5 – краевые зубчики на зубце раковины

       
   
 

 

 


 


Рис. 25. Глохидий беззубки (личинка)

 

 


Рис. 26. Внутреннее строение прудовика


1. язык с тёркой;

2. глотка;

3. пищевод;

4. желудок;

5. кишечник;

6. печень;

7. сердце;

8. предсердие;

9. желудочек;

10. лёгкое;

11. анальное отверстие.


 

Задание 3. Заполните таблицы

 

Сравнительная характеристика классов моллюсков

 

  Признаки     классы
Брюхоногие __________________   Двустворчатые ___________________   Головоногие ___________________  
Форма раковины        
Голова, придатки        
Форма ноги        
Органы дыхания        
Сердце        
Нервная система        
Развитие (личинка)        
Способ питания        

Значение моллюсков

 

Промысловое значение моллюсков  
Моллюски, приносящие вред человеку  

 

Задание 4. Дайте определения терминам:

 

Велигер – ______________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Глохидий – _____________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мантия – _______________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мантийная полость – ____________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Фильтратор – ___________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Марикультура – _________________________________________________________

 

Задание 5. Выберите правильные утверждения:

 

А - все моллюски – водные животные.

Б – у водных и сухопутных моллюсков жаберное дыхание

В – тело всех моллюсков состоит из головы, туловища и ноги

Г – у двустворчатых моллюсков фильтрация воды происходит в двух сифонах

Д – тёрка – это приспособление к захвату и удержанию добычи

Е – туловище моллюсков окружено большой кожной складкой – мантией

Ж – между мантией и телом находится мантийная полость

З – раковина образуется из веществ, выделяемых мантией

И – прудовики и катушки дышат лёгкими

К – пищевод кальмаров и каракатиц проходит через мозг.

 

Занятие 10

Тема: Внешнее и внутреннее строение ракообразных на примере речного рака. Многообразие ракообразных

 

Задание 1. Запишите систематическое положение объекта

 

Тип членистоногие ______________________________________________________

Подтип жабродышащие __________________________________________________

Класс ракообразные ______________________________________________________

Подкласс высшие раки ___________________________________________________

Отряд десятиногие раки _________________________________________________

Представитель речной рак ________________________________________________

 

Задание 2. Изучите по методическим указаниям и зарисуйте строение рака

 

Рис.27. Вскрытый речной рак (самка)

 


1 – желудок

2 – жевательный мускул

3 – печень

4 – сердце

5 – ости

6 – глазная артерия

7 – антеннальная артерия

8 – верхняя брюшная артерия

9 – яичник

10 – жабры

11 – задняя кишка

12 – рострум

13 – антеннула

14 – антенна

15 – фасеточный глаз

16 – клешня первой пары ходильных ног

17 – ходильные ноги

18 – карапакс

19 – брюшко

20 – плавательные пластинки

21 - тельсон


 

Рис.28. Конечности речного рака

 


Головные сегменты:

1 – антеннула

2- - антенна

3 – мандибула

4 – максилла I

5 – максилла II

Грудные сегменты:

ногочелюсти:

6 – __________________

7 – __________________

8 – __________________

 

 

ходильные ноги:

9 – _____________________

10 – ____________________

11 – ____________________

12 – ____________________

13 – ____________________

Брюшные сегменты:

копулятивный аппарат:

14 – ____________________

15 – ____________________

двуветвистые брюшные ножки:

16 – ____________________

17 – ____________________

18 – ____________________

19 – плавательная пластинка


Задание 3. Запишите систематическое положение объекта

 

Подкласс жаброногие ____________________________________________________

Отряд листоногие _______________________________________________________

Подотряд ветвистоусые _________________________________________________

Представитель дафния, или водяная блоха __________________________________

 

Задание 2. Изучите по методическим указаниям и зарисуйте строение дафнии

 

 

Рис.29. Дафния

 


1 – сложный глаз

2 – науплиальный глаз

3 – мозг

4 – край головы

5 – антеннула

6 – антенна

7 - мандибула

8 – кишка

9 – печёночный вырос

10 – максиллярная железа

11 – сердце

12 – яичник

13 – выводковая камера

1ё4 – спинные выросты

15 – задний шип панциря

16 – щетинки

17 – брюшко

18 – грудные ноги

19 – первая пара грудных ног


Занятие 11

Тема: Внешнее и внутреннее строение паукообразных на примере паука-крестовика. Многообразие хелицеровых

 

Задание 1. Запишите систематическое положение объектов

 

Тип членистоногие ______________________________________________________

Подтип хелицеровые _____________________________________________________

Класс паукообразные _____________________________________________________

Отряд пауки ____________________________________________________________

 

Задание 2. Изучите по методическим указаниям и зарисуйте строение паука

 

 

Рис.30. Схема внутреннего строения паука


1 – глаза

2 – ядовитая железа

3 – хелицера

4 – мозг

5 – рот

6 – подглоточный нервный узел

7 – выросты средней кишки

8 – основание ходильных ног

9 – лёгкое

10 – дыхальце

11 – яйцевод

12 – яичник

13 – паутинные железы

14 – паутинные бородавки

15 – анус

16 – мальпигиевы сосуды

17 – ости

18 – протоки печени

19 – сердце

10 - глотка


 

Задание 2. Заполните таблицу

Сравнительная характеристика отрядов пауков

 

    Признаки отряды
Скорпионы ___________   Сольпуги ___________ Сенокосцы ___________ Пауки ___________ Клещи ___________ ____________
Число сегментов              
Строение и функции хелицер            
    Признаки отряды
Скорпионы ___________   Сольпуги ___________ Сенокосцы ___________ Пауки ___________ Клещи ___________ ____________
Строение и функции педипальп              
Ходиль-ные ноги            
Наличие желёз            
Дыхание              
  Развитие              

 

Характеристика отрядов клещей

 

Отряды, семейства, представители   Характеристика
Отряд Акариформные, или настоящие клещи ______________ Семейство панцирных клещей ______________   Семейство амбарных клещей, или тироглифоидных  
Отряды, семейства, представители   Характеристика
Семейство галлообразующих (четвероногих) _______________   Семейство паутинные клещи _______________     Подотряд краснотелковые  
Отряд паразитиформные клещи _______________   Семейства: гамазоидные клещи _______________   Иксодовые клещи (собачий, таёжный) ______________      

 

Занятие 12

Тема: Внешнее и внутреннее строение насекомых на примере чёрного таракана и пчелы. Значение и экологическая радиация трахейных

 

Задание 1. Запишите систематическое положение объектов

 

Тип членистоногие _______________________________________________________

Подтип трахейнодышащие _________________________________________________

Класс насекомые открыточелюстные _______________________________________

Подкласс крылатые_______________________________________________________

Инфракласс новокрылые___________________________________________________

Насекомые с неполным превращением ______________________________________

Надотряд ортоптероидные ________________________________________________

Отряд таракановые ________________________________________________________

Задание 2. Изучите по методическим указаниям и зарисуйте строение насекомых


 

 

1 – тазик

2 – вертлуг

3 – бедро

4 – голень

5 – лапка

 

 


Рис.31 – Нога чёрного таракана

 

Рис.32. Анатомия чёрного таракана

 


1 – резервуар слюнной железы

2 – слюнная железа

3 – пищевод

4 – зоб

5 – жевательный желудок

6 – пилорические выросты

7 – средняя кишка

8 – мальпигиевы сосуды

9 – задняя кишка

10 – брюшная нервная цепочка

11 – трахея

12 – семенник

13 – семяпровод

14 – придаточные железы

15 – семяизвергательный канал


 

 

Рис. 33. Ротовой аппарат грызущего или жующего типа


1 – верхняя губа

2 – верхняя челюсть

3 – 7 – нижняя челюсть:

3 – основной членик

4 – стволик

5 – щупик

6 – наружная лопасть

7 – внутренняя лопасть

 

8 -12 – нижняя губа:

8 – подподбородок

9 – подбородок

10 – щупик

11 – наружная лопасть

12 – внутренняя лопасть


 

Задание 3. Заполните таблицы

 

Характеристика отрядов насекомых с неполным превращением

 

  Отряд Ротовой аппарат, питание   Крылья Тип метаморфоза Назва-ние личинки Важнейшие семейства
Прямокры-лые _________            
Таракано-вые _________            
Полужёст-кокрылые _________            
Равнокры-лые _________        
Стрекозы _________              
Вши _________            

 

Характеристика отрядов насекомых с полным превращением

 

  Отряд Ротовой аппарат, питание   Крылья   Личинки   Куколки Важнейшие семейства
Жёстко-крылые   _________            
Двукры-лые   _________            
Перепон-чатокры-лые __________________            
Ручейни- ки _________          
Чешуекрылые _________            
Блохи _________          

Насекомые – паразиты и переносчики заболеваний человека

 

  Паразиты и переносчики Экологи-ческая группа Вызываемые заболевания или переносимые возбудители   Меры профилактики   Меры борьбы
Вши рода   ____________          
Блоха обыкновенная   ____________        
Клоп постельный ____________ ___________          
Комары рода          
Москиты рода ____________          
Мухи кровососущие (слепни, настоящие мухи) __________ ___________        

 

Занятие 13.

Контрольная работа по теме «Членистоногие»

Контрольные вопросы:

1. Чем объясняется многообразие и большое число членистоногих? ______________

_____________________________________________________________________________

2. Чем отличается сегментация тела членистоногих от сегментации тела кольчатых червей? ________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

3. Какие функции могут выполнять конечности членистоногих? _________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Что такое кутикула членистоногих и чем она покрыта снаружи? ______________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Каковы свойства среднего и внутреннего слоя кутикулы? ____________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Какие недостатки имеет внешний покров членистоногих? ____________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Как образуется внутренняя полость тела членистоногих? _____________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Что находится в целоме членистоногих? ___________________________________

_____________________________________________________________________________

9. Опишите строение кровеносной системы членистоногих. Что такое гемолимфа?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Могут ли членистоногие размножаться бесполым способом? __________________

_____________________________________________________________________________

11. Какие ароморфозы появились у членистоногих по сравнению с их предками?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12. Что такое мозаичное зрение? _____________________________________________

_____________________________________________________________________________

13. Перечислите пресноводные и морские формы ракообразных. __________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

14. Какую роль играют ракообразные в биогеоценозах? __________________________

_____________________________________________________________________________

15. Почему десятиногие раки так называются? _________________________________

_____________________________________________________________________________

16. Чем питается речной рак?________________________________________________

_____________________________________________________________________________

17. Где самка выращивает икру и молодых рачков? _____________________________

_____________________________________________________________________________

18. Что такое ости и сколько их в сердце рака? _________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

19. Что такое антеннальная железа, каковы её функции и почему она ещё называется «зелёной» железой? _____________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

20. Какие паразиты используют циклопа в качестве промежуточного хозяина? ______

_____________________________________________________________________________

21. Куда открываются протоки антеннальной железы? ___________________________

_____________________________________________________________________________

22. Установите соответствие между видом ракообразного и его систематическим положением

 

Вид Отряд Подкласс
1. Речной рак А. Жаброногие I. Жаброногие
2. Мокрица Б. Листоногие II. Амксиллоподы
3. Дафния И. Веслоногие III. Высшие раки
4. Циклоп Г. Усоногие  
5. Бокоплав Д. Равноногие  
6. Щитень Е. Разноногие  
7. Артемия Ж. Десятиногие  
8. Морские уточки    
9. Саккулина    
10. Рак-отшельник    

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 608; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.