![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема: Внешнее и внутреннее строение круглых червей на примере аскариды 2 страница
Рис. 24. Мантийная полость беззубки
1 – линия, по которой обрезана мантия 2 – передний мускул-замыкатель 3 – задний мускул-замыкатель 4 – рот 5 – нога 6 – ротовые лопасти 7 – левая внутренняя полужабра 8 – левая наружная полужабра 9 – правая складка мантии 10 – вводной (дыхательный) сифон 11 – задняя кишка 12 – выводной (анальный) сифон 13 - перекардий
1 – мускул-замыкатель
2 – чувствующие щетинки
3 – зубец раковины
4 – нить биссура (липкая нить)
5 – краевые зубчики на зубце раковины
Рис. 25. Глохидий беззубки (личинка)
Рис. 26. Внутреннее строение прудовика 1. язык с тёркой; 2. глотка; 3. пищевод; 4. желудок; 5. кишечник; 6. печень; 7. сердце; 8. предсердие; 9. желудочек; 10. лёгкое; 11. анальное отверстие.
Задание 3. Заполните таблицы
Сравнительная характеристика классов моллюсков
Значение моллюсков
Задание 4. Дайте определения терминам:
Велигер – ______________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Глохидий – _____________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Мантия – _______________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Мантийная полость – ____________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Фильтратор – ___________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Марикультура – _________________________________________________________
Задание 5. Выберите правильные утверждения:
А - все моллюски – водные животные. Б – у водных и сухопутных моллюсков жаберное дыхание В – тело всех моллюсков состоит из головы, туловища и ноги Г – у двустворчатых моллюсков фильтрация воды происходит в двух сифонах Д – тёрка – это приспособление к захвату и удержанию добычи Е – туловище моллюсков окружено большой кожной складкой – мантией Ж – между мантией и телом находится мантийная полость З – раковина образуется из веществ, выделяемых мантией И – прудовики и катушки дышат лёгкими К – пищевод кальмаров и каракатиц проходит через мозг.
Занятие 10 Тема: Внешнее и внутреннее строение ракообразных на примере речного рака. Многообразие ракообразных
Задание 1. Запишите систематическое положение объекта
Тип членистоногие ______________________________________________________ Подтип жабродышащие __________________________________________________ Класс ракообразные ______________________________________________________ Подкласс высшие раки ___________________________________________________ Отряд десятиногие раки _________________________________________________ Представитель речной рак ________________________________________________
Задание 2. Изучите по методическим указаниям и зарисуйте строение рака
Рис.27. Вскрытый речной рак (самка)
1 – желудок 2 – жевательный мускул 3 – печень 4 – сердце 5 – ости 6 – глазная артерия 7 – антеннальная артерия 8 – верхняя брюшная артерия 9 – яичник 10 – жабры 11 – задняя кишка 12 – рострум 13 – антеннула 14 – антенна 15 – фасеточный глаз 16 – клешня первой пары ходильных ног 17 – ходильные ноги 18 – карапакс 19 – брюшко 20 – плавательные пластинки 21 - тельсон
Рис.28. Конечности речного рака
Головные сегменты: 1 – антеннула 2- - антенна 3 – мандибула 4 – максилла I 5 – максилла II Грудные сегменты: ногочелюсти: 6 – __________________ 7 – __________________ 8 – __________________
ходильные ноги: 9 – _____________________ 10 – ____________________ 11 – ____________________ 12 – ____________________ 13 – ____________________ Брюшные сегменты: копулятивный аппарат: 14 – ____________________ 15 – ____________________ двуветвистые брюшные ножки: 16 – ____________________ 17 – ____________________ 18 – ____________________ 19 – плавательная пластинка Задание 3. Запишите систематическое положение объекта
Подкласс жаброногие ____________________________________________________ Отряд листоногие _______________________________________________________ Подотряд ветвистоусые _________________________________________________ Представитель дафния, или водяная блоха __________________________________
Задание 2. Изучите по методическим указаниям и зарисуйте строение дафнии
Рис.29. Дафния
1 – сложный глаз 2 – науплиальный глаз 3 – мозг 4 – край головы 5 – антеннула 6 – антенна 7 - мандибула 8 – кишка 9 – печёночный вырос 10 – максиллярная железа 11 – сердце 12 – яичник 13 – выводковая камера 1ё4 – спинные выросты 15 – задний шип панциря 16 – щетинки 17 – брюшко 18 – грудные ноги 19 – первая пара грудных ног Занятие 11 Тема: Внешнее и внутреннее строение паукообразных на примере паука-крестовика. Многообразие хелицеровых
Задание 1. Запишите систематическое положение объектов
Тип членистоногие ______________________________________________________ Подтип хелицеровые _____________________________________________________ Класс паукообразные _____________________________________________________ Отряд пауки ____________________________________________________________
Задание 2. Изучите по методическим указаниям и зарисуйте строение паука
Рис.30. Схема внутреннего строения паука 1 – глаза 2 – ядовитая железа 3 – хелицера 4 – мозг 5 – рот 6 – подглоточный нервный узел 7 – выросты средней кишки 8 – основание ходильных ног 9 – лёгкое 10 – дыхальце 11 – яйцевод 12 – яичник 13 – паутинные железы 14 – паутинные бородавки 15 – анус 16 – мальпигиевы сосуды 17 – ости 18 – протоки печени 19 – сердце 10 - глотка
Задание 2. Заполните таблицу Сравнительная характеристика отрядов пауков
Характеристика отрядов клещей
Занятие 12 Тема: Внешнее и внутреннее строение насекомых на примере чёрного таракана и пчелы. Значение и экологическая радиация трахейных
Задание 1. Запишите систематическое положение объектов
Тип членистоногие _______________________________________________________ Подтип трахейнодышащие _________________________________________________ Класс насекомые открыточелюстные _______________________________________ Подкласс крылатые_______________________________________________________ Инфракласс новокрылые___________________________________________________ Насекомые с неполным превращением ______________________________________ Надотряд ортоптероидные ________________________________________________ Отряд таракановые ________________________________________________________ Задание 2. Изучите по методическим указаниям и зарисуйте строение насекомых
1 – тазик 2 – вертлуг 3 – бедро 4 – голень 5 – лапка
Рис.31 – Нога чёрного таракана
Рис.32. Анатомия чёрного таракана
1 – резервуар слюнной железы 2 – слюнная железа 3 – пищевод 4 – зоб 5 – жевательный желудок 6 – пилорические выросты 7 – средняя кишка 8 – мальпигиевы сосуды 9 – задняя кишка 10 – брюшная нервная цепочка 11 – трахея 12 – семенник 13 – семяпровод 14 – придаточные железы 15 – семяизвергательный канал
Рис. 33. Ротовой аппарат грызущего или жующего типа 1 – верхняя губа 2 – верхняя челюсть 3 – 7 – нижняя челюсть: 3 – основной членик 4 – стволик 5 – щупик 6 – наружная лопасть 7 – внутренняя лопасть
8 -12 – нижняя губа: 8 – подподбородок 9 – подбородок 10 – щупик 11 – наружная лопасть 12 – внутренняя лопасть
Задание 3. Заполните таблицы
Характеристика отрядов насекомых с неполным превращением
Характеристика отрядов насекомых с полным превращением
Насекомые – паразиты и переносчики заболеваний человека
Занятие 13. Контрольная работа по теме «Членистоногие» Контрольные вопросы: 1. Чем объясняется многообразие и большое число членистоногих? ______________ _____________________________________________________________________________ 2. Чем отличается сегментация тела членистоногих от сегментации тела кольчатых червей? ________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 3. Какие функции могут выполнять конечности членистоногих? _________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 4. Что такое кутикула членистоногих и чем она покрыта снаружи? ______________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 5. Каковы свойства среднего и внутреннего слоя кутикулы? ____________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 6. Какие недостатки имеет внешний покров членистоногих? ____________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 7. Как образуется внутренняя полость тела членистоногих? _____________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 8. Что находится в целоме членистоногих? ___________________________________ _____________________________________________________________________________ 9. Опишите строение кровеносной системы членистоногих. Что такое гемолимфа? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 10. Могут ли членистоногие размножаться бесполым способом? __________________ _____________________________________________________________________________ 11. Какие ароморфозы появились у членистоногих по сравнению с их предками? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 12. Что такое мозаичное зрение? _____________________________________________ _____________________________________________________________________________ 13. Перечислите пресноводные и морские формы ракообразных. __________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 14. Какую роль играют ракообразные в биогеоценозах? __________________________ _____________________________________________________________________________ 15. Почему десятиногие раки так называются? _________________________________ _____________________________________________________________________________ 16. Чем питается речной рак?________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 17. Где самка выращивает икру и молодых рачков? _____________________________ _____________________________________________________________________________ 18. Что такое ости и сколько их в сердце рака? _________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 19. Что такое антеннальная железа, каковы её функции и почему она ещё называется «зелёной» железой? _____________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 20. Какие паразиты используют циклопа в качестве промежуточного хозяина? ______ _____________________________________________________________________________ 21. Куда открываются протоки антеннальной железы? ___________________________ _____________________________________________________________________________ 22. Установите соответствие между видом ракообразного и его систематическим положением
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 635; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |