Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тенденции финансирования культуры в России




Место России в типологиях стран по роли государственного финансирования культуры

Постоянная государственная поддержка культуры в России. Бюд­жетное финансирование — основа государственных гарантий сохране­ния и развития культуры, зафиксированных в Законе РФ "Основы зако­нодательства Российской Федерации о культуре" (далее — "Основы").

Роль государства — Инженера. Промежуточное положение между романским и германским типом финансирования.

Внесение серьезных изменений в "Основы" в рамках администра­тивной реформы (август 2004 г.). Переход государства от мер социаль­ной защиты, социальных гарантий и льгот организациям и деятелям культуры к менее обязывающим мерам их поддержки в части финанси­рования, льготного налогообложения и др. Таким образом, Россия пере­стает позиционировать себя как социальное государство, выступающее гарантом сохранения и развития культуры, а оставляет за собой лишь субсидиарную ответственность в этой области. Ориентация на роли Архитектора и Патрона.

Основные тенденции финансирования культуры до конца 80-х годов XX века.

А) Централизованное финансирование (движение денежных пото­ков сверху вниз).

Б) Планирование средств на культуру в общей сумме затрат на так называемый "соцкультбыт".

В) Остаточный принцип финансирования, базирующийся на пред­ставлении о тратах на культуру как непроизводительных расходах об­щества.

Тенденции финансирования культуры с конца 80-хначала 90-х годов XX века.

А) Децентрализация финансирования культуры (связана с приняти­ем законодательных актов о местном самоуправлении). Разграничение организаций культуры в качестве объектов финансирования и их закре­пление за бюджетами разных уровней (федеральным, региональными, местными). Из средств федерального бюджета финансируются феде­ральные культурные программы и проекты, а также объекты культуры, находящиеся в федеральном ведении.

Финансирование остальных организаций, культурных программ и проектов осуществляется за счет средств региональных и местных бюд­жетов.

Положительные стороны процесса децентрализации финансиро­вания:

— усиление адресности поддержки культурной деятельности;

— появление у регионов и муниципалитетов возможности прово­дить самостоятельную политику, более полно учитывающую их куль­турную и национальную специфику.

Отрицательные стороны:

— локализация социально-культурного развития, что может привес­ти к разрушению единого культурного пространства страны;

— зависимость развития культуры от возможностей региональных и местных бюджетов, а нередко и от отношения соответствующих орга­нов власти.

С 2005 — 2006 годов — переход от разделения бюджетов к разгра­ничению доходных и расходных полномочий между органами власти разных уровней. Проблема несоответствия расходных полномочий и реальных источников для их реализации на региональном и муници­пальном уровнях.

Перераспределение части средств федерального бюджета между регионами через дотации из Федерального фонда финансовой поддерж­ки субъектов РФ. Конечная цель перераспределения средств — реали­зация конституционных прав граждан на пользование услугами куль­туры независимо от места их проживания. Основные задачи: обеспе­чение минимального уровня бюджетного финансирования культуры в регионах; выравнивание бюджетной обеспеченности, снижение диффе­ренциации в уровне расходов на культуру в субъектах РФ при сохранении многообразия их национальных, культурных и исторических тра­диций.

Аналогичны цели, задачи и механизмы регулирования межбюджет­ных отношений на уровне субъект РФ — муниципальное образование.

Б) Обособление бюджетных ассигнований, выделенных на культу­ру, при формировании бюджетов всех уровней. Появление в бюджетах отдельной строки "Культура, искусство и кинематография", позднее (2004 г.)—"Культура, кинематография и средства массовой информации".

В) Попытка преодоления остаточного принципа финансирования культуры. Закрепление в "Основах" норматива бюджетных ассигнова­ний, направляемых на финансирование культуры,— не менее 2% средств из федерального бюджета и не менее 6% средств из региональ­ных и местных бюджетов. Сохранение остаточного подхода к финан­сированию культуры, невыполнение указанных нормативов, как на ста­дии формирования бюджетов, так и на этапе распределения бюджет­ных средств24. Приостановка действия норматива ассигнований на культуру из федерального бюджета в 2001 — 2004 годах путем ежегод­ного внесения изменений в "Основы". Изъятие формулировок о норма­тивах финансирования культуры из бюджетов разных уровней (август 2004 г.)

Тенденция постоянного недофинансирования культуры, как на фе­деральном, так и на региональном и муниципальном уровнях.

Перевод сферы культуры на казначейское исполнение бюджетов. Потери бюджетных ассигнований, выделенных на культуру, на этапе их получения из органов казначейства в связи с отсутствием надлежащих навыков работы со сметами доходов и расходов.

Г) Переход к многоканальной системе финансирования.

Возможность объединения средств бюджетов разных уровней для финансирования культурных проектов.

Появление альтернативных, внебюджетных источников финанси­рования культуры.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1697; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.