КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Политико-правовые учения в Древнем Риме
Политико-правовые учения Древнего Рима имели много общего с учениями античной Греции. В своих теоретических построениях римские мыслители обычно опирались на древнегреческие политико-правовые представления о формах государства, о соотношении закона и справедливости, о естественном праве, использовали их учение о политике и др. Примечательно, что, когда в середине V в. до н.э. возникла необходимость составления писаного законодательства, в Грецию были направлены римские посланцы для ознакомления с греческими законами. Но римские авторы не ограничивались лишь простым заимствованием положений своих предшественников, а применяли их творчески, с учетом особенностей и задач римской действительности. Самым значительным достижением древнеримской мысли является, как известно, создание самостоятельной науки – юриспруденции. Римские юристы обстоятельно разработали многие проблемы общей теории государства и права, а также отдельных юридических дисциплин: гражданского права, государственного и административного права, уголовного права, международного права. Своеобразием отличаются изменения, внесенные древнеримскими мыслителями в политические концепции. Так, ими были выдвинуты идеи, теоретически отражавшие новые реалии – кризис полисного устройства и старой полисной идеологии, превращение Рима в мировую державу, – переход от республики к империи, от традиционных форм правления к новым формам единоличной власти и т.д. Из мыслителей Древнего Рима, развивших оригинальные и новые положения в области теорий государства и права, прежде всего следует отметить Марка Туллия Цицерона (106-430 гг. до н.э.), который, подражая Платону, изложил свое учение в диалогах «О государстве» и «О законах». Ему принадлежит приоритет юридизации понятия «государство». Цицерон определяет государство (лат. respublika) как дело, достояние народа (лат. res populi). При этом он подчеркивает, что народ – это не простая совокупность людей, но их соединение, основанное на согласии между ними в вопросах права, на общем интересе. Тем самым государство в трактовке Цицерона предстает не только как выражение общего интереса всех его свободных членов, что было характерно для древнегреческих учений, но одновременно и как согласованное правовое общение этих членов, как «общий правопорядок». Таким образом, Цицерон стоит у истоков того понимания государства, которое впоследствии развилось в понятие «правовое государство». Цицерон сформулировал вывод, согласно которому подчинение всех закону есть основное условие свободы. Ему принадлежат следующие замечательные слова: «Только в таком государстве, где власть народа наибольшая, может обитать свобода; ведь приятнее, чем она, не может быть ничего, и она, если она не равна для всех, уже и не свобода». В своих правовых воззрениях Цицерон так же, как и Платон, и Аристотель, апеллировал к природе, её разуму и законам. В основе права, полагал он, лежит присущая природе справедливость. Существо и смысл справедливости (и, следовательно, основной принцип естественного права) он видел в том, что «она воздает каждому свое и сохраняет равенство между всеми». Первое требование справедливости, отмечал Цицерон, не вредить другим и не нарушать чужую собственность. Естественное право (высший, истинный закон), по Цицерону, возникло раньше, чем какой бы то ни было писаный закон, чем какое-либо государство. Отсюда вытекает требование: человеческие установления (политические учреждения, писаные законы и т.д.) должны соответствовать справедливости и праву, ибо последние не зависят от мнения и усмотрения людей. Кроме того, писаные законы должны соответствовать традициям, обычаям предков, строго установленным в том или ином государстве. Только такие законы, по его мнению, могут считаться справедливыми. В творческом наследии Цицерона содержится также немало интересных положений о формах государства, правовой регламентации государственной деятельности, о смешанном правлении как наилучшем виде государственного устройства, о гражданине как субъекте права и государства, о справедливых и несправедливых войнах, принципах международного права, оказавших большое влияние на развитие не только политико-правовой мысли, но всей последующей человеческой культуры. Обособление юриспруденции в Древнем Риме в самостоятельную отрасль знаний относится к началу II в. до н.э., а её расцвет приходится на эпоху ранней империи (I в. до н.э. - III в. н.э.). К числу самых известных юристов периода ранней империи принадлежали Гай, Папиниан, Павел, Ульпиан и Модестин. Источниками права юристы считали мировой божественный разум. Право ими не отделялось от нравственности. Право – это искусство добра и справедливости, это, по определению Ульпиана, «наука о справедливом и несправедливом». В составе права, действовавшего в Римской империи, выделялось три части: естественное право (ius naturale), право народов (ius gentium) и право граждан (ius civile). Естественное право, по представлениям римских юристов, распространялось как на людей, так и на животных. К его установлениям относятся брак, семья, воспитание детей. Право народов охватывает правила, которые мировой разум установил для людей. Этим правом узаконены война, рабство, разделение народов, основание царств, международная торговля и т.д. Право граждан, или цивильное право, регулирует отношения между свободными римлянами. Право в Древнем Риме делилось на частное и публичное. По известной формуле Ульпиана, публичное право относится к положению государства, частное – к пользе отдельных граждан. Принципы римского права легли в основу правовых доктрин многих стран континентальной Европы, классических правовых доктрин XVIII-XIX вв. В пределах Римской империи, когда она вступила в стадию глубокого кризиса, в начале нашей эры возникло христианство – движение угнетенных, как религия рабов, бедняков и бесправных, покоренных или рассеянных Римом народов. Первые христиане осуждали богатство, связывая его с угнетением бедных, проповедовали идеи всеобщего равенства и свободы людей, исповедовали принципы общности имущества, всеобщей обязанности трудиться, распределения по труду или по потребностям. В целом политико-правовая идеология ранних христиан носит эсхатологический характер. Эсхатология (греч. eschatos – конечный, последний) – это религиозное учение о «последних временах», об идеальном порядке на Земле, который явится результатом вмешательства божественного Спасителя. Согласно данному учению, такой порядок наступит во второе пришествие Иисуса Христа через «последний суд», когда вместо господствующих на Земле зла, насилия и беззакония установится «Царство Божие», т.е. идеальное государство, которое будет состоять из совершенных людей (праведников) и в котором будут царить вечный мир, благоденствие, гармония и справедливость. Социально-политический смысл идей раннего христианства состоит в том, что через понятие «Царство Божие» осуждались и отвергались существовавшие в Римской империи порядки, прежде всего политическая власть рабовладельцев. Ей противопоставлялся идеал справедливого государства. К середине II в. н.э. в христианстве, однако, верх берет то направление, которое делало упор на мистическую сторону учения. Стал складываться отдельный от масс церковный аппарат, присвоивший себе монопольное право проповедовать и трактовать христианское учение. Подверглись пересмотру политико-правовые идеи ранних христиан. Всеобщее равенство было истолковано как равенство перед Богом во всеобщей греховности. Первоначальное осуждение императорской власти свелось к робкой, чисто религиозной оппозиции, постепенному утверждению «кесарю – кесарево, божие – богу». Земному царству противопоставляется превосходство царства небесного. Доминирующими становятся призывы подчиняться властям, не противиться злу. Церковь стремится к союзу с императорской властью. При императоре Константине христианство было объявлено равноправной с другими религиями (313 г.), а затем господствующей (324 г.). Положения о превосходстве небесного царства над земным теоретическое обоснование получили в доктрине Аврелия Августина (354-430 гг.), известного тем, что он противопоставлял Церковь и государство, рассматривал их как самостоятельные сущности: «Град Божий» как воплощение идей Бога и всемирного господства Церкви и «град земной» – государство как порождение дьявола, нечто низменное и греховное, хотя и способное к добродетельным переменам в духе божественных предустановлений. Вопросы для обсуждения на семинаре 1. Древнегреческая цивилизация. Феномен греческого полиса. 2. Представления об этическом и правовом порядке древнегреческих мудрецов. 3. Проблематика государства, власти и права в трактатах Платона. 4. Политико-правовые воззрения Аристотеля. Темы рефератов 1. Идеи права и справедливости в поэмах Гомера и Гесио-да. Учение о формах государства и законах софистов. 2. Афинская демократия. 3. Государство и личность в представлениях древнегреческих мыслителей. 4. Политико-правовые воззрения стоиков. 5. Учение о круговороте политических форм Полибия. 6. Политические идеи в христианстве. Вопросы для повторения, размышления, самоконтроля и самостоятельной работы 1. Проведите сравнительный анализ воззрений Платона и Аристотеля на сущность и происхождение государства и права. 2. Проанализируйте и сравните подходы к решению вопроса о взаимоотношениях личности, общества и государства в странах Древнего Востока и античном мире. 3. Как относились Платон, Аристотель, Цицерон к частной собственности? Почему? 4. Проследите эволюцию взглядов Платона на государство. 5. Какие признаки, рецепты и процедуры античной демократии используются в современной политической жизни. 6. Какие принципы положены Цицероном в основу классификации права? 7. Почему Цицерона считают предшественником теории правового государства? Список рекомендуемой литературы Аристотель. Политика // Аристотель. Сочинения. М., 1984. Т. 4. Асмус В. Платон. М., 1975. Библия. Новый Завет. (Любое издание.) Гвозденко Г.Б. Цицерон в веках. М., 1968. Деревкин А.А. Цицерон о государстве и праве. М., 1985. Кечекьян С.Ф. Учение Аристотеля о государстве и праве. М., 1947. Мирзаев С.Б. Полибий. М., 1986. Персесянц B.C. Политические учения Древней Греции. М., 1979. Платон. Сочинения. М., 1971. Утченко С.Л. Политические учения Древнего Рима. М., 1977. Эбельс Г. Обзор развития политических учений древнего мира. Рига, 1990.
Глава ΙΙΙ. Политические и правовые учения в средневековой Западной Европе и на Арабском Востоке Своеобразие политико-правовой мысли западноевропейского средневековья. Учение Фомы Аквипского. Средневековая юриспруденция. Средневековые ереси: политико-правовые идеалы. Политико-правовые учения арабского мира. Источники и характерные черты шариата. Учения Аль-Фараби, Ибн Халдуна. Общее и особенное в политико-правовых доктринах исламского и западноевропейского мира.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 571; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |