КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Политико-правовые доктрины Арабского мира
Политико-правовая идеология на Арабском Востоке начинает формироваться в начале VII в., в период, когда в государствах этого региона родоплеменной строй стал сменяться феодальным. Как и в странах Западной Европы, политико-правовая идеология строилась на основе господствующего религиозного мировоззрения – в данном случае ислама. Основателем этой религии считают Мухаммеда (Магомета). Он родился в Мекке около 570 г. В 610 г. выступил против древнеарабского многобожия, с проповедью покорности единому богу – Аллаху (ислам по-арабски – покорность). Вскоре новая религия превратилась в мощное общественное движение, а община мусульман, приверженцев ислама (муслим – «преданный», т.е. предавший себя Аллаху), стала центром объединения Аравии, своеобразным теократическим государством, превратившимся при преемниках Мухаммеда – халифах – в обширный Арабский халифат. Причина широкого признания ислама связана с тем, что в нем, как и во всякой религии, содержится немало положений, привлекательных для широких масс. Прежде всего это: религиозное единство арабов, братство верующих, соблюдение элементарных общепризнанных норм морали, осуждение жадности и нечестности богатых и власть имущих, запрет ростовщичества, помощь бедным (через специальный налог на имущество). Вместе с тем ислам оправдывает имущественное неравенство, считает законным рабство, порицает жадность богачей, осуждает завистливость бедняков, предписывает безусловную покорность властям. Власть изображается как божественное установление. Проповеди, наставления и изречения Мухаммеда изложены в Коране, а рассказы о его поступках, высказываниях и даже молчании – в Сунне. Эти два источника составляют основу религиозных, правовых и моральных норм, регулирующих все стороны жизни мусульманина, определяющих «правильный путь к цели», т.е. то, что называется «шариат». Характерной чертой шариата является то, что он основан на идее обязательств, наложенных на человека, в то время как римское право исходит из концепции предоставляемых человеку прав. В шариате существуют следующие нормативные предписания: необходимые, рекомендуемые, нейтральные, нежелательные, запрещенные. Иначе говоря, шариат – это не столько свод законов, сколько свод обязанностей верующего. Он теоретически регулирует аспекты общественной и личной жизни, сферу торговли и сельского хозяйства, семьи и государства, права и религии, охватывает общие мировоззренческие вопросы, регламентирует правила поведения верующих друг с другом и с не мусульманами. Основные нормы и принципы шариата считались неизменными. Никто не имел полномочий изменить их. Поэтому в исламе отсутствует институт священников, которые бы правили от имени Бога и претендовали на исключительное право издавать законы, т.е. в исламе не признается посредничество между Богом и верующим. Но есть «люди религии», к которым относятся проповедники, знатоки и учителя богословия, теоретики и практики мусульманского права, кади и муфтии, вершившие суд по шариату. Они имели огромное влияние на верующих, контролировали и направляли политику халифов, султанов, эмиров, других носителей светской власти, хотя духовная и светская власти считаются едиными. Все течения ислама смыслом и основой власти считают осуществление религиозных предписаний, а саму власть чем-то производным и второстепенным по отношению к праву, источник которого – Коран и Сунна. Среди норм Корана и Сунны как действующего права в исламе преобладают общие положения, имеющие форму отвлеченных религиозно-моральных ориентиров и принципов, на основе которых можно сформулировать решение по любому вопросу и делу. Недостаточность конкретных предписаний Корана и Сунны обусловило то, что уже в VIII в. главную роль в ликвидации пробелов и приспособлений положений указанных источников к жизненным реалиям взяли на себя правоведы – основатели правовых школ-толков и их последователи. При этом поощрялось относительно свободное усмотрение при толковании норм Корана и Сунны, а также при формулировании новых правил поведения в случае их умолчания. Это привело к возникновению в исламе ряда течений, каждое из которых претендует на истинное исповедание религии. Важнейшие из них – суннитское и шиитское. Главное различие между ними – в вопросе принадлежности верховной власти в халифате. Сунниты считают, что владеет этой властью Аллах, а от его имени осуществляет её на земле община, которая избирает своего правителя (халифа). При этом община не уступает своих исключительных прав халифу, а лишь поручает, доверяет ему руководить собой. Воля Аллаха выражена в мусульманском праве, поэтому община может законодательствовать лишь по вопросам, не урегулированным Кораном и Сунной, а подчинение общины власти халифа обусловлено его точным следованием предписаниям мусульманского права. Шииты в отличие от суннитов считают, что имам руководит от имени Аллаха общиной единолично, не связан её волей. В свете вышеизложенного можно сказать, что мусульманское право базируется на двух началах: религиозно-этическом (Коран и Сунна) и собственно правовом – нормах, сформулированных мусульманской правовой доктриной на основе «рациональных» источников, прежде всего единогласного мнения наиболее авторитетных правоведов (муджтахидов). К середине X в. роль основного источника мусульманского права была закреплена за его доктриной. Доктринальная разработка мусульманского права затрудняла его систематизацию, так как нередко на уровне одной школы сосуществовали разнообразные, порой взаимоисключающие нормы и правила, но это придавало ему известную гибкость и поднимало значение правотворческих функций ученых-юристов, Особенно заметно возросла их роль с наступлением в XI в. так называемого периода традиции, когда мусульманское правоведение пришло к выводу о прекращении прямого толкования Корана и Сунны и приступило к строгой систематизации (канонизации) выводов основных правовых школ, к разработке методологической и общетеоретической основы мусульманского права. О высокой значимости правоведов в исламском мире свидетельствует тот факт, что в «Табели о рангах» Тимура наряду с потомками пророка они входили в первый разряд. «Моя дверь, – говорил Тимур, – была всегда открыта для них, они составляли славу и украшение моего двора. Часто я советовался с ними... От них я узнавал, что дозволено законом и что запрещено». К началу XIV в. процесс формирования мусульманского права в целом был завершен. Государственное право мусульман исходило из того, что законодательная власть принадлежала наиболее авторитетным правоведам-муджтахидам. Была разработана концепция «верховенства шариата» – прототип современных теорий «господства права» и «правового государства», в соответствии с которой глава государства во всех действиях обязан руководствоваться нормами мусульманского права, сформулированными муджтахидами на основе толкования всех его источников и анализа правоприменительной практики. Среди первых толкователей Корана, ставших наиболее авторитетными, был Абу-Наср алъ-Фараби (870-950гг.). Для него, как и для многих других мыслителей того периода, был характерен двоякий подход к рассмотрению политико-правовых проблем: нормативно-юридический, опирающийся на мусульманскую правовую теорию, и этико-философский, строящийся на традициях античной (особенно греческой) философии, на трудах представителей «восточной перипатетики». Перипатетиками называли учеников и последователей Аристотеля, по преданию преподававшего свое учение во время прогулок (греч. peripatos – прогулка, хождение). Однако доктрины исламских мыслителей значительно отличались от учений западноевропейских теоретиков как по содержанию политико-правовых теорий, так и по программным положениям. В теоретических построениях исламских мыслителей, по существу, отсутствовали проблемы происхождения государства и власти, соотношения государства и права, церкви и государства, права светского и канонического, ряд других проблем, волновавших западноевропейских теоретиков. Объясняется это тем, что арабские мыслители, как правило, не проводили строгого различия между политикой, правом, религиозной догматикой, государством и церковью, зачастую употребляли эти понятия как синонимы, поскольку действующее право содержалось в Коране, а власть определялась лишь как средство его осуществления. В исламе господствует идея теократического общества, в котором государство имеет значение лишь как служитель установленной религии, поэтому «исламское государство» выполняет функцию проводника божественных законов, а его главная цель – защита и сохранение веры. Реалии исламского мира не знают соперничества между церковным законом и законами государства, потому что в исламе только одно право – шариат. Отсюда главное, что привлекает внимание арабских мыслителей, – это применение шариата, его религиозно-этических постулатов к предмету политики. Так, аль-Фараби, предпринявший попытку изложить проект идеального общества – города-государства, исходил в его конструировании главным образом из моральных категорий: добра, зла, отношения к труду и др. По этому основанию он делил города-государства на добродетельные, коллективные и невежественные. Что касается политического устройства, то за основу бралась мусульманская община, морально-религиозные признаки которой, по аль-Фараби, тоже важны для характеристики города-государства. Формы правления также определялись им с учетом прежде всего моральных качеств и компетентности правителя. Аль-Фараби сравнивает государство с организмом, с человеческим телом, в котором есть главный орган, являющийся «согласно природе наиболее совершенным и законченным». В обществе таким «органом» был имам. Имам «ни одному из людей не подвластен», имам должен обладать двенадцатью совершенными качествами (моральными, духовными и физическими). Население добродетельного города будет «составлять как бы единую душу, независимо от того, будут ли эти люди по своим ступеням относиться к тем, кто главенствует, или к тем, кто обслуживает». Но в арабском мире есть мыслители, в трудах которых собственно религиозный и философский подходы были дополнены стремлением изучать конкретный исторический и правовой материал, опыт реально существовавших государств. Так, Ибн Халдун (1332-1406 гг.) стремился не к идеальным построениям, но к изучению реальной политической жизни во всем её многообразии. Согласно его учению, общество нуждается в сдерживающем начале, способном обуздать естественную агрессивность людей. Поэтому и возникает государство как орган принудительной власти, способной подавлять всех членов общества и вместе с тем объединять отдельные племена и народы. Правитель такого государства «всевластен». Иначе он не сможет осуществить цели, стоящие перед государством. Вместе с тем Халдун подчеркивал, что политика зависит не только от воли правителей, в ней в той или иной степени участвуют все подданные. Поэтому изменения государства носят более глубокий характер, они зависят от изменения общества в целом. По его теории, государства возникают и через некоторое время приходят в упадок. Он выделил пять периодов их развития: возникновение, когда на смену одной принудительной власти приходит другая; сосредоточение власти в руках одного лица – правителя, который уничтожает своих сподвижников; расцвет, когда в государстве и обществе господствуют спокойствие и достаток; снова переход к насилию, на этот раз для подавления, например, оппозиционных сил, и, наконец, упадок и гибель данного режима и данного государства, поскольку сущность государства заключается в его правителе. Ибн Халдун сформулировал также ряд выводов о влиянии на общество, государство и право природно-географических факторов, разделения труда, экономики, культуры. Средние века – период спада в истории политических и правовых учений по сравнению с античным миром. Перемещение центра тяжести в общественном сознании от государства к церкви, устремленность значительной части этого сознания к потусторонним, внеземным идеалам, господство догматического мышления, строго ориентированного на тексты Священного писания и каноны церкви, – все это резко сужало тематику и содержание политико-правовых доктрин. Но и в период средневековья политико-правовая идеология была далека от застоя. Постановка проблемы соотношения церкви и государства неизбежно порождала споры о сущности, целях и задачах государства, о его отличии от церкви. Логически это вело к постановке и решению проблем государственного суверенитета. Споры о соотношении церкви и государства сопровождались также выявлением различий между собственно правом как сферой государственной деятельности и законами совести, веры, морали, обращенными к внутреннему миру человека. В наиболее радикальных теориях этой эпохи уже провозглашались свобода совести и невмешательство церкви в государственные дела. В целом политико-правовая идеология средневековья мало сделала для развития идей свободы и равенства людей. Общества стран Западной Европы были организованы как монархическо-церковные сословные иерархии. Каждая ступень этой иерархии имела свой правовой статус, тесно привязывающий человека к своему месту в сословной структуре. Республиканский воздух городов делал свободным от крепостнического гнета, но не освобождал от гнета церкви, цеховой регламентации, сословных обязанностей и ограничений. Демократические тенденции раннего христианства нашли развитие в идеологии ряда еретических движений средних веков. Применяя к государству и праву тексты Священного писания о равенстве верующих перед Богом, радикальные ереси обосновывали равенство людей перед законом. Общим для политико-правовой идеологии стран Арабского Востока и Западной Европы было то, что та и другая строились на основе господствующего религиозного мировоззрения и в своих программных положениях отражали институты феодального общества. Однако доктрины исламских теоретиков значительно отличались от учений западноевропейских мыслителей как по содержанию политико-правовых теорий, так и по программным положениям. В странах ислама в большей степени, чем в средневековой Европе, была выражена тесная, доходящая до тождества связь религии и политики по той причине, что действующее право содержалось в Коране, а власть рассматривалась лишь как средство её осуществления. Поэтому в теоретических построениях исламских мыслителей не было места для обсуждения проблем происхождения государства, форм его устройства, соотношения государства и права, церкви и государства, права светского и права канонического, ряда других проблем, волновавших западноевропейских теоретиков. Место этих проблем занимали вопросы о нравственно-религиозных качествах носителей власти, об их связях с мусульманской общиной и преемниками пророка. Все это обусловило и особенности творчества арабских философов, весьма далеких от религиозного скептицизма и вольнодумства. Религия рассматривалась ими как реально существовавшая и необходимая связь мусульманских общин, социальная и духовная основа права, государства, политики. Вместе с тем политико-правовой идеологии ислама присущи качества, способные существенно замедлить социальное, политическое и духовное развитие стран и регионов, где господствует эта религия. Как отмечено, уже в средние века стремление народных масс освободиться от власти угнетателей выражалось в форме борьбы одного исламского вероучения против другого. И чем сильнее было стремление упразднить то или иное конкретное государство или заменить его другим, тем ревностнее и фанатичнее отстаивалось миропонимание «своей» ветви ислама. Поэтому на смену политическому отчуждению шло отчуждение религиозное, порождающее в свою очередь новую разновидность государства, все так же противостоящего обществу и народу. В ряде стран и регионов эта тенденция не только не была изжита, но и усилилась в последующие века. Современный мусульманский фундаментализм, распространившийся в ряде стран и выступающий против модернизации ислама, за неуклонное соблюдение традиционных норм религии и права, способен затормозить их развитие. А ведь одна из главных черт ислама – его тотальность, гибкость, универсализм. Поэтому как предостережение звучат постулаты теорий мусульманских мыслителей XIX-XX вв., отстаивающих необходимость его изменений, а значит и изменений всей системы мусульманского права в соответствии с требованиями времени и потребностями общества. Вопросы для обсуждения на семинаре 1. Политико-идеологические и социально-экономические реалии средневековья. 2. Учение Фомы Аквинского. 3. Средневековая юридическая мысль. 4. Источники, основные идеи, особенности исламских учений о государстве и праве. 5. Темы рефератов 1. Средневековые ереси: политические, социальные и нравственные идеалы. 2. Сущность, функции теократического общества. 3. Суннитская и шиитская мусульманско-правовые политические теории: общее и особенное. 4. Роль ученого-юриста в раннеисламском мире. 5. Политико-правовые воззрения Ибн-Халдуна, Аль-Фара-би, Ибн-Сины. Вопросы для повторения, размышления, самоконтроля и самостоятельной работы 1. Какие политико-правовые идеи высказал М. Падуанский в своем сочинении «Защитник мира»? 2. Какова цель государства, по мнению мыслителей раннеисламского мира? 3. Каковы философско-этические представления арабских мыслителей о государстве и праве? 4. Проведите сравнительный анализ европейских и исламских традиций, трактовки принципов справедливости и равенства в обществе. 5. Определите сходные идеи, содержащиеся в учениях и концепциях средневековых мыслителей Западной Европы и Арабского Востока. 6. В чем заключается концепция исламского государства? Чем она отличается от аналогичных концепций западноевропейских мыслителей средневековья? 7. Дайте сравнительную характеристику воззрений западноевропейских и арабских мыслителей на роль местных обычаев и традиций общества в формировании права. 8. Согласны ли Вы с утверждением, что средневековые юристы объективно содействовали прогрессу законодательства, обогатили политико-правовое знание? Аргументируйте свой ответ. Список рекомендуемой литературы 1. Акадов А. Ислам в погоне за веком. М., 1988. 2. Аритов М. Ислам и мировая цивилизация // Свободная мысль. 1991. №4. 3. Васильев Л.С. История религий Востока. М., 1988. 4. Григорьян С.И. Средневековая философия народов Ближнего и Среднего Востока. М., 1966. 5. Гуревич Л.Я. Категории средневековой культуры. М., 1972. 6. Игнатенко А.Л. В поисках счастья (общественно-политические воззрения арабо-исламских философов средневековья). М., 2006. 7. История политических и правовых учений средневекового Запада. М., 2005. 8. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 2005. 9. Средние века и Возрождение. М., 2004. Глава IV. Русская политико - правовая мысль в XI - XVII вв. Некоторые особенности становления и развития древнерусской государственности и политико-правовой мысли. Политико-правовая идеология в древнерусском государстве. Политико-правовая идеология в период становления и развития Московского царства. Политико-правовая мысль в России в первой половине XVII в. Абсолютистские направления в политико-правовой мысли во второй половине XVII в. Теократическая концепция власти.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 453; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |