КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Западноевропейского средневековья
Своеобразие политико-правовой мысли
История западноевропейского средневековья заняла более чем тысячелетнюю эпоху – от падения Римской империи (476 г.) до начала XVII в. Это время эволюции новой общественно-экономической формации-феодализма – от его возникновения до упадка. Процессы, сопровождавшие эту эволюцию, требовали своего теоретического осмысления и обоснования, что и предопределяло особенности и динамику средневековой западноевропейской политико-правовой мысли. Своеобразие последней обусловливалось также исключительно сильным влиянием на нее христианской религии, римско-католической церкви. В условиях, когда средневековые монархии представляли собой конгломерат раздробленных политических образований, церковь, будучи мощной экономически и политически (она имела около трети земель, свои суды, вооруженные силы, свое каноническое право), обладая строгой иерархией и незыблемыми догмами, была единственной силой, способной играть главенствующую роль в обществе и в идеологии, объединять западноевропейский мир. Естественно, что одной из центральных проблем тогдашней политико-правовой мысли того времени был вопрос о власти: какая власть (организация) – духовная (церковь) или светская (государство) – должна иметь приоритет. Конечно, этот вопрос мыслители средневековья разрешали в пользу церкви. Ими была создана христианская политико-правовая концепция, согласно которой государство выступало частью универсального порядка, создателем и правителем которого является Бог. Общей идейной основой всех политических и правовых доктрин средневековья были религиозные представления, тексты Священного писания. Идеологи господствующих классов стремились обосновать сословное неравенство, привилегии феодалов, зависимое положение крестьян. Этой цели служили тексты о «покорности рабов своим господам», «богоустановленности власти», «непротивления злу насилием», содержащиеся в Новом Завете. Своего рода энциклопедией официальной церковной идеологии средних веков явились сочинения ученого-богослова Фомы Аквинского (1225-1274). Его идеи относительно государства, закона, права изложены в работах «О правлении властителей», «Сумма теологии» и др. В них он пытался приспособить взгляды Аристотеля к догмам католической церкви и таким путем еще больше укрепить её позиции. Аквинский считал, что светской власти подчинены лишь тела людей, но не их души. Верховная, всеобъемлющая власть, в том числе и право распоряжаться духовной жизнью людей, принадлежит церкви. Насколько Бог выше человека, настолько духовная власть выше земного государя. Поэтому, делал вывод Аквинский, римскому папе – наместнику Бога на земле – должны как вассалы подчиняться все светские государи. С учетом данного положения Аквинский развивает теократическую концепцию власти. Государственную власть он рассматривает как результат воли Бога. Именно так, по его мнению, следует понимать слова апостола Павла: «Существующие же власти от Бога установлены». Однако, продолжает мыслитель, отсюда не следует, что каждый отдельный правитель поставлен непосредственно Богом и Бог же благославляет любое действие правителя. Он, как и каждый человек, имеет свободную волю и потому способен творить зло, отдавать противоречащие божественным законам приказы. В этих случаях суждение о законности происхождения и использования власти правителя принадлежит церкви. Если при этом церковь приходит к выводу о необходимости низложения правителя, то она все равно не посягает на божественный принцип власти, поскольку только через церковь Бог осуществляет непосредственное руководство человеческим миром. Таким образом, в учении Аквинского государственная власть выступает скорее не как непосредственное, а как опосредованное церковью установление Бога. Государство существует для того, чтобы заботиться об общем благе, считает Аквинский. Однако это не означает, что он выступает за социальное равенство. Напротив, социальные различия рассматриваются им как необходимые и вечные. Покорность подданных, как всех христиан в целом, является их основной добродетелью. Вместе с тем мыслитель признает право подданных на свержение главы государства, если тот явно творит зло. Как уже отмечалось, судьей в таких случаях призвана выступать церковь, что практически означает ограничение власти светского правителя волей католического духовенства. Лучшей формой государства Аквинский считал монархию, что вполне отвечало особенностям общества. По его мнению, основной задачей монарха является забота о добродетельной жизни подданных. Монарх должен быть в своем царстве тем, чем является душа в теле, а Бог – в мире. Большое место в политико-правовой доктрине Фомы Аквинского занимает учение о законах, их видах и соподчиненности. Закон определяется им как общее правило для достижения цели, правило, которым кто-либо побуждается к действию или к воздержанию от него. Взяв у Аристотеля деление законов на естественные и положительные, Фома Аквинский дополнил его делением на законы человеческие, определяющие порядок общественной жизни, и божественные, указывающие пути достижения «небесного блаженства». Из сочетания этих двух классификаций выводятся четыре вида законов: вечный, естественный, человеческий и божественный. Вечный закон – это «божественный разум, управляющий миром». Этот закон лежит в основе всего мирового порядка, природы и общества. Естественный закон трактуется им как отражение вечного закона человеческим разумом; к нему относятся законы общежития, стремление к самосохранению и продолжению рода. Человеческий закон, под которым ученый разумел действующее феодальное право, рассматривался им как выражение требований естественного закона и подкрепление их принуждением, санкцией. Необходимость этого закона обосновывалась тем, что люди вследствие грехопадения имеют извращенную волю, свобода которой сводится к возможности творить зло. Для обеспечения незыблемости требований естественного закона необходимо принуждение людей к добродетели путем применения силы и страха наказания. Наконец, к божественному, или откровенному, закону, Фома Аквинский относил Библию. Практически суть этой концепции сводится к тому, что предписания действующего закона в конечном счете вытекают из воли и разума Бога и потому нарушение феодального закона не только влечет принуждение и наказание, но и является тяжким грехом. В средневековой Западной Европе было и немало протестных идей и течений, выступавших против монополии церкви на идеологию, политику и право. Течения, критиковавшие официальные религиозные догмы, получили название ересей (греч. hairesis – вероучение, отклоняющееся от догматов и организационных форм господствующей религии). Протестные идеи в то время облекались в религиозную оболочку. Все еретики считали себя истинными христианами и выступали прежде всего против современной им католической церкви, которая, по их мнению, извратила подлинное учение Христа. Они осуждали её иерархическую структуру и пышную обрядность, неправедно нажитые ею богатства и погрязших в пороке священнослужителей. Еретики призывали верующих вернуться к раннехристианской организации церкви, её «удешевлению», упразднению сословий священников, ликвидации их привилегий. Первые ереси возникли еще в IV в. в Восточном Средиземноморье (арианство, несторианство, донатизм и др.). Они не имели массовой поддержки, и официальная церковь к концу VII в. их победила. Второй всплеск еретических учений и движений приходится на XI-XIII вв. (богомильцы, патарены, вальденсы, альбигойцы, катары и др.). Теперь в них стали принимать участие уже значительные группы людей. Для искоренения ереси римская церковь организовала в этот период ряд крестовых походов, учредила инквизицию и нищенствующие ордена (доминиканцы и францисканцы). Мощным орудием в руках еретиков в их борьбе против римско-католической церкви была Библия. Стремясь лишить их этого грозного оружия, папа Григорий IX в 1231 г. издал специальную буллу, запрещавшую мирянам читать Библию. Но основным аргументом церкви в борьбе с ересями были петля, топор и палач. Все это позволило католицизму и на сей раз выйти победителем, хотя в некоторых районах Италии и Франции его влияние существенно ослабло. Во второй пол овине XIV-XV вв. происходит новый подъем религиозного диссидентства. В еретических движениях этого периода выявились два самостоятельных течения: бюргерское и плебейско-крестьянское. Главными идеологами бюргерской ереси были профессор Оксфордского университета в Англии Джон Уиклиф (1324-1384 гг.) и знаменитый чешский теолог Ян Гус (1371-1415 гг.), сожженный на костре инквизиторами. Плебейские еретические движения представляли собой выступления странствующих священников, лоллардов, в Англии, требовавших передачи земель крестьянским общинам и ликвидации крепостного права, и таборитов в Чехии. Оппозиционные официальной церкви идеи получили теоретическое выражение в трудах Марсилия Падуанского (1280-1343 гг.). Его учение о государстве носит по существу светский характер. Государство, полагал он, есть наиболее совершенное устройство общества, которое возникает ради хорошей, благополучной и спокойной жизни. Оно не зависит от религии и церкви и развивается по собственным законам. Возникло государство из разросшейся семьи, а затем гражданского общества. Падуанский одним из первых в истории западноевропейской мысли выдвинул и обосновал идею народоправства. Именно народ как совокупность почетных сословий (военные, священники, судьи) и простых сословий (земледельцы, ремесленники, купцы) является подлинным источником законов и права в целом, поэтому он вправе в лице выбранных им органов назначать правителей и сменять их и осуществлять за ними контроль. Церковь, по Падуанскому, не должна вмешиваться в мирские дела. К её ведению относятся только божественные, но не человеческие законы. Он резко критиковал теократические теории, считал, что основная причина войн, смут и возмущений – неверные представления о соотношении церкви и государства. Он отрицал правомерность церковного суда, инквизиционных трибуналов, какого бы то ни было принуждения в делах религии. Из этого вытекало крайне радикальное для того времени требование свободы совести. Идеи Марсилия Падуанского о народоправстве, подзаконной деятельности правительства, выборности правителей, его высказывания о реформе церкви, выборности священников, отмене ряда их привилегий – всё это подготовило теории эпохи Возрождения и Реформации.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 562; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |