КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Древнегреческая политико-правовая мысль
В Древней Греции политико-правовое сознание начинает формироваться на рубеже II и I тысячелетий до н.э. с возникновением государственности, которая здесь, как известно, представляла собой своеобразную систему самостоятельных и независимых городов-государств (полисов), пребывавших в постоянных междоусобицах. Небольшие масштабы городов-государств не способствовали формированию бюрократии и армии, что лишало полисы стабильности и вело к ожесточенной борьбе за власть. Это находило свое концентрированное выражение в борьбе за учреждение одной из соответствующих форм правления: аристократии (власти старой или новой знати, привилегированных слоев), олигархии (власти богатых и имущих), демократии (власти народа, т.е. взрослых свободных граждан; уроженцев данного полиса – не рабов) или тирании. Эти процессы получали свое отражение и теоретическое осмысление в политико-правовых учениях Древней Греции, сыгравших исключительную роль в становлении европейской цивилизации. Развитие древнегреческой политико-правовой мысли можно разделить на три этапа: – Ранний период (IX-VI вв. до н.э.) – время возникновения древнегреческой государственности, заметной рационализации политико-правовых представлений и формирования философского подхода к проблемам государства и права. – Период расцвета (V- первая половина IV в. до н.э.) – время расцвета древнегреческой философской и политико-правовой мысли. – Период эллинизма (вторая половина IV-II вв. до н.э.) – время начавшегося упадка древнегреческой государственности, подпадения греческих полисов под власть сначала Македонии, а затем и Рима. Политико-правовая мысль Древней Греции оформилась и развивалась как идеология свободных людей. Свобода являлась фундаментальной ценностью, главной целью усилий и основным предметом заботы мыслителей и политиков. Но это была ограниченная свобода – не для рабов и не греков, которые находились вне политики и закона и удел которых – прежде всего физический труд. Политика как дело свободы – это форма жизни и сфера усилий свободных людей. Из этого незыблемого принципа исходили даже самые выдающиеся мыслители Древней Греции. Иначе говоря, политико-правовой идеологии Древней Греции свойственны обоснование господства свободных людей и апология рабства. Важно отметить и еще одну особенность древнегреческой политико-правовой мысли: в процессе развития она во многом отошла от мифологического восприятия мира к рационально-логическому способу его познания и объяснения. Именно древнегреческие мыслители заложили основы эмпирико-научного и историко-политического исследования проблематики государства, права и политики, сформировали понятийный аппарат современной политической науки. Ими были введены в оборот такие понятия, как политика, государство, право, мораль, власть, республика и др. Античные политико-правовые концепции отличает от предшествующих еще одна особенность. Если в этико-политических учениях Древнего Востока речь в основном шла о той или иной интерпретации общинной, коллективной морали, то в античной Греции на передний план выдвигаются вопросы, связанные с положением индивида в обществе, возможностью морального выбора и субъективной стороной поведения человека. Опора на идеи нравственной свободы индивида позволила древнегреческим мыслителям сформулировать ряд важных положений о равенстве граждан и условном (договорном) происхождении закона и государства. Особенности политико-правовой мысли античной Греции, о которых шла речь выше, отчетливо проявились уже на раннем этапе её развития. В эти времена у древних греков доминирует представление о том, что утверждение начал справедливости, законности и полисной жизни связано с установлением власти богов с Олимпа во главе с Зевсом. Идея справедливости как основа обычного права и закона – писаного права – широко представлена в поэмах Гомера и Гесиода. Древние мифы у них теряют свой сакральный характер и начинают подвергаться этической и политико-правовой интерпретации. Согласно трактовке Гомера и Гесиода борьба богов за власть над миром и смена верховных богов сопровождалась сменой принципов их правления, что проявлялось не только во взаимоотношениях между богами, но и в их отношениях к людям, во всем порядке, формах и правилах земной общественной жизни. Характерные для поэм Гомера и Гесиода попытки рационализации представлений об этическом, нравственно-правовом порядке в человеческих делах и отношениях получают дальнейшее развитие в творчестве знаменитых семи мудрецов Древней Греции: Фалеса, Питтака, Периандра, Бианта, Солона, Клеобула и Хилона. В своих кратких изречениях (гномах) они сформулировали уже вполне рациональные и светские по своему духу этические и политические сентенции практической мудрости, настойчиво подчеркивая основополагающее значение господства справедливых законов в полисной жизни. Так, наилучшим государственным устройством Биант считал такое, когда граждане боятся закона в той же мере, в какой боялись бы тирана. «Повинуйся законам» – призыв Хилона, начертанный на храме Аполлона в Дельфах. С идеей необходимости преобразования общественных и политико-правовых порядков на философских основах выступили Пифагор, пифагорейцы (Архит, Лизис, Филолай и др.) и Гераклит. Пифагорейцы первыми начали теоретическую разработку понятия «равенство», столь существенного для понимания роли права как равной меры нормирования неравных отношений и неравных индивидов. Справедливость, считал Пифагор, состоит в воздаянии равным за равное. Пифагорейские представления о том, что человеческие отношения могут быть очищены от распрей и анархии и приведены в надлежащий порядок и гармонию, если будут править «лучшие» и будет царить законопослушание, в дальнейшем вдохновляли многих приверженцев идеального строя человеческой жизни. Автором одной из таких идеальных моделей полиса был Фалей Халкедонский, который утверждал, что всякого рода внутренние беспорядки возникают из-за вопросов, касающихся собственности. Чтобы достигнуть совершенного устройства полисной жизни, необходимо уравнять земельную собственность всех граждан. Пифагор и Гераклит – сторонники аристократического правления, но не наследственной (родовой) аристократии, а аристократии лучших, способных познать мировой разум и волю богов и на основе этого создавать законы. Выбор ими интеллектуального (духовного, а не природного) критерия для определения того, что есть «лучший», «благородный», оказал заметное влияние на последующих мыслителей. Пик древнегреческой цивилизации связан с расцветом афинской демократии, доказавшей свою жизнеспособность в греко-персидских войнах. Небольшая Греция отстояла право на существование в борьбе с огромной Персидской империей. После победы последовал период небывалого всестороннего расцвета античной жизни, в том числе и политико-правовой мысли. её развитию в этот период в значительной мере содействовало углубление философского и социального анализа проблем государства, политики и права, объяснение происхождения человека и общества как части естественного процесса мирового развития. Одну из первых попыток такого объяснения предпринял Демокрит (460-370 гг. до н.э.). Он пришел к выводу, что люди приобрели все свои основные знания и умения, необходимые для общественной жизни, в ходе естественного процесса, под влиянием нужды, подражая природе и животным и опираясь на свой собственный опыт. А потому общество, полис, законодательство возникли искусственно, но их происхождение представляет собой естественно-необходимый, а не случайный процесс. Критерием справедливости в этике, политике, праве, согласно Демокриту, является правильно понятый характер связи искусственного с естественным. В этом смысле несправедливо все то, что противоречит природе. Деление людей на рабов и свободных Демокрит считал естественным и свободным. Государство, как полагал Демокрит, воплощает общее благо и справедливость; следовательно, заботы граждан должны быть направлены на его лучшее устройство и управление. Законы призваны обеспечить благоустроенную жизнь людей в полисе. Но, чтобы достичь этого, люди должны повиноваться законам, власти, обуздать присущие им зависть, раздоры, стремиться к умеренности во всем, ко взаимному сочувствию, взаимопомощи, взаимозащите. Демокрит отдавал предпочтение демократии. Но считал естественным подчинение «умственному превосходству». «Глупым, – утверждал он, – лучше повиноваться, чем повелевать. По самой природе управлять свойственно лучшему». В развитие античной политико-правовой мысли заметный вклад внесли софисты. Название «софист» происходит от слова «софос» (мудрый). Одним из наиболее известных среди них был Протагор – выдающийся мыслитель, великий мастер дискуссий и блестящий оратор. Именно он сформулировал тезис «человек – мера всех вещей», который воспринимался современниками как своеобразное кредо софистов. Из этого положения он делал вывод о правомерности и справедливости демократического строя. Софисты пополнили политико-правовую мысль идеей одинаковой причастности людей к мудрости, добродетели, политическому искусству и определением закона как договора, как совместного установления граждан, или народа. Закон, по определению Гиппия, – это «то, что граждане по общему соглашению написали, установив, что должно делать и от чего надо воздержаться». В русле естественно-правовых представлений софисты рассматривали и многие проблемы политики, считая её областью проявления человеческих сил и интересов, сферой человеческого, а не божественного действования. Реальный критерий практической политики и принцип властвования они видели в выгоде сильнейшего. Справедливо то, утверждал Калликл, что лучший выше худшего и сильный выше слабого. Тема разумно-справедливых основ государства и права получила дальнейшую разработку у Сократа (464-349 гг. до н.э.). Критикуя субъективизм софистов, он сосредоточил внимание на поиске рационального, логически-понятийного обоснования объективного характера нравственной природы государства и права, тем самым став основоположником собственно теоретического исследования в названной области. На этом пути Сократ пришел к выводу о непосредственной связи разумного, справедливого и законного. Он прямо отождествлял знание (мудрость) и добродетель. Для Сократа лишь мудрый есть истинно добродетельный человек. Править должны только знающие, компетентные люди. Только они способны познать разумное начало, к которому восходит и справедливое, и позитивное право. Отстаивая свой политический идеал, Сократ неоднократно сталкивался с властями, был в оппозиции и подвергался гонениям и при демократии, и при правлении тридцати тиранов. В 399 г. до н.э. его обвинили в безбожии, нарушении законов и развращении молодежи. Но и осужденный на смерть, Сократ не изменил своим принципам – не нарушать закона, не отвечать несправедливостью на несправедливость. Он отказался от подготовленного его друзьями побега из тюрьмы и принял яд. Большое внимание обоснованию принципа компетентного управления уделял ученик Сократа – Платон (427-347 гг. до н.э.), один из величайших мыслителей не только античного мира, но и всей истории человеческой цивилизации. В своих главных сочинениях «Государство» и «Законы» он разрабатывает модель идеального, или «совершенного», государства, в основу которого положено его учение об идеях, о душе, нравственности и справедливости. Платон сравнивал индивидуальный человеческий организм с обществом. Душа каждого человека состоит из разумной, яростной и вожделеющей (низменной) частей. В государстве разумное начало преобразуется в совещательное, яростное – в защитное, вожделеющее – в деловое. Трем началам соответствуют три основных сословия: правители (философы), воины и производители (земледельцы и ремесленники). Платоновское идеальное государство мудро своими философами, мужественно – стражами, рассудительно – повиновением людей. Справедливость состоит в том, чтобы каждое сословие занималось своим делом: философы правили, воины охраняли, подчиняясь правителям, ремесленники и земледельцы содержали два первых сословия и самих себя. Обосновывая модель идеального общества, Платон решает ряд теоретических проблем. Государство возникает, по его мнению, по причине стремления людей жить вместе, сообща, так как совместная жизнь облегчает существование каждого. Государство у Платона стоит над гражданином и именно в этом он также усматривал справедливость: что хорошо для государства, то хорошо и для гражданина. Но, как отмечал он, отношения между личностью и государством должны быть сбалансированными. Государство не должно обладать абсолютной полнотой власти по сравнению с гражданином, но и граждане не должны обладать по отношению к государству чрезмерной свободой. Первое ведет к тирании, второе – к анархии, причем анархия тоже чревата тиранией, так как всякая крайность оборачивается своей противоположностью. Очень важно, чтобы в государстве, по мнению Платона, было отсутствие разногласий среди правителей, господство закона над всеми гражданами, отсутствие поляризации общества на бедных и богатых. Чтобы правители и воины в идеальном государстве отдавали все свои силы и время служению обществу, их нужно избавить от соблазнов личного обогащения и преследования частных интересов. Он предлагал упразднить среди них частную собственность, организовать их жизнь на началах общности имущества и быта, даже жены и дети у них должны быть общими, при этом женщины пользуются одинаковыми правами с мужчинами. Эти предложения явились основанием для того, чтобы считать Платона первым идеологом коммунизма, что, однако, спорно. Платоновский «коммунизм» не для всех, а лишь для узкого круга избранных – для потребителей, но не производителей. Платон не выступает за равенство, за устранение социальных различий. Наоборот, речь идет о сословном, кастовом коммунизме. Социалистические учения, возникшие позже проекта Платона, ориентированы на защиту угнетенных, проникнуты стремлением покончить с социальной несправедливостью. Платон же преследует цель только рациональной организации общества, основанного на неравенстве. Платон сконструировал не только модель идеального государства, но и рассмотрел те модели, которые, по его мнению, представляли собой отклонение от идеала. Их четыре: аристократия, тимократия, олигархия, демократия. Каждая последующая модель наносит все больший ущерб государственности. Вырождение аристократии из-за падения нравов приводит к появлению частной собственности. Возникает тимократия, правление честолюбцев, где господствует «яростный дух». Затем идет олигархия, где, как говорил Платон, «у власти стоят богатые, а бедняки не участвуют в управлении». Наконец, демократия, где власть распределена среди большинства и где правление не способно ни на большое добро, ни на большое зло. Безграничная свобода в условиях демократии приводит к тирании. Следовательно, в основе политической власти должны лежать знания и мудрость. Идеальное государство Платона- это справедливое правление философов, лучших, т.е. аристократов. Аристократический тип государственного устройства, по Платону, может быть двух видов: если среди правителей выделяется кто-то один – это царская власть (монархия), если же правят несколько человек – это аристократия. Как видим, только две формы правления Платон считал хорошими: монархию и аристократию. Другие же даже не считал за государственное устройство и рассматривал как длительную междоусобицу. Платон подробно описывает, какими качествами должны обладать правители, как их готовить к осуществлению функций управления, как испытывать в практических делах, с какого возраста они могут управлять государством и в каком возрасте должны отойти от дел. Правителю, по его мнению, должны быть присущи следующие качества: мужество, разумность, рассудительность, великодушие, память, справедливость. Платон называет их одним словом – добродетель. Кроме того, необходима также способность охранять законы и обычаи государства, правитель должен быть глубоко религиозным и иметь соответствующие физические данные. Одним из главнейших во всей системе воззрений Платона является вопрос о законах. Он связывает понятие закона со справедливостью. Закон есть то, что устраивает всех людей, делает их жизнь в сообществе друг с другом вполне приемлемой. Закон – это та основная несущая опора, на которой держится государство. Но Платон предостерегает от абсолютизации роли закона, так как последний имеет пределы, обусловленные временем и ситуацией. Разум человеческий должен стоять выше закона, корректируя его в случае необходимости или заменяя на новый. Платон называет два средства, с помощью которых законы выполняются: убеждение и сила. На страже законов стоит правосудие. Всякое государство, считал Платон, перестает быть государством, если суды в нем не устроены должным образом. От Платона многое перенял его прославленный ученик и самый универсальный мыслитель в истории – Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Аристотель следовал учению своего наставника критически. Именно ему принадлежат крылатые слова: «Платон мне друг, но больший друг – истина». Воззрения Аристотеля изложены в трактатах «Политика», «Афинская по-лития», «Этика» и др. В отличие от Платона, конструировавшего идеальную, на его взгляд, модель государства, Аристотель перенес проблему государственности из абстрактно-теоретической области в практически-политическую. Он указал на то, что наилучший тип государства следует не измысливать, а выводить из конкретно-исторических условий времени и места, поскольку оно имеет не божественное, а естественное, т.е. земное происхождение. Если в основе учения Платона лежало представление о частях человеческой души, то для Аристотеля главным является учение о справедливости и её двух видах: распределительном (предоставление благ по достоинству и пропорционально личному вкладу в дела общества) и уравнительном (каждому равное). Первый вид предполагает неравенство и оправдывает его. Здесь Аристотель солидарен с Платоном, говорившим о справедливом неравенстве. Этот вид справедливости может господствовать только между свободными гражданами. Второй вид основан на равенстве. Область его применения – гражданско-правовые сделки, имущественные отношения и вопросы наказания. Важным показателем справедливости Аристотель считает отсутствие большого разрыва между богатством и бедностью, золотую середину. Его этический принцип – ничего чрезмерного. По Аристотелю, лучшие люди в полисе, его надежная опора – это люди среднего достатка, не бедные, но и не богатые, так как только они способны понять общее благо, не впадая в крайности. Он также стремится достигнуть равновесия между простыми людьми и аристократами, людьми заурядных умственных способностей и мудрецами-философами. Потому Аристотеля иногда называют идеологом здравого смысла среднего класса. Аристотель сделал политику предметом рационального анализа, основанного на обобщении огромного эмпирического материала, поэтому с его именем связывают зарождение политической науки. Но политику Аристотель понимал значительно шире, чем понимают её сейчас. Его политика охватывает право, экономическую и социальную сферы жизни, которые органически связаны с этикой. Научное понимание политики предполагает развитие представления о нравственности (добродетели), знание этики: нравов, традиций, правил, которые регулируют жизнь общества. Этика, таким образом, предстает у Аристотеля как начало политики, введение к ней. Цель этики и политики одна – счастье, благосостояние человека и полиса. Объектами политической науки, как и этики, являются прекрасное и справедливое. её назначение – «придать гражданам известного рода хорошие качества и сделать их людьми, поступающими прекрасно». В отличие от Платона, полагавшего, что государство своим возникновением обязано воле Всевышнего, Аристотель подходит к возникновению государства исторически, выявляя в его развитии различные этапы. Человек – существо общественное, политическое. Он всегда стремится к совместной жизни. Первой формой такого общежития была семья, в которой складывались троякого рода отношения: супружеские, родительские, господские. Эти разновидности отношений патриархальной семьи Аристотель переносит и на государство в целом, возникшее естественным путем по мере эволюции семьи, роста потребностей и обмена. Государство – высшая форма общения. Его назначение – благо всех граждан. Для решения этой задачи оно должно обладать соответствующей организацией – формой. Разработка учения о формах государства – несомненная заслуга Аристотеля. Формы государства, считал он, зависят от того, кто признается гражданином. По его мнению, нельзя признавать гражданами всех, кто необходим для государства, а только тех, кто может участвовать в законосовещательной и судебной власти данного государства. Из числа граждан, полагал Аристотель, нужно устранить тех, кто не способен самостоятельно приходить к разумным решениям. Вместе с изменением понятия «гражданин» и, следовательно, формы государства, изменяется и само государство. Если форма государственного устройства, по Платону, обусловливалась тем, кто стоит у власти, то, по Аристотелю государственная форма определяется не только числом властвующих (один, немногие, большинство), но и тем, в чьих интересах осуществляется власть, т.е. к «арифметическому» принципу он прибавляет качественный и этический. Кроме того, он различает правильные и неправильные формы государства. В правильных формах, к которым он относил монархию, аристократию и политию, правят соответственно один, немногие, все, но это делается в интересах всех. В неправильных – тирания, олигархия, демократия – правление осуществляется в личных (или групповых, но не всеобщих) интересах. Аристотель допускал, что при определенных ситуациях могут возникать и смешанные формы государства, а каждая форма может иметь много разновидностей, различные комбинации формообразующих элементов. Самой правильной формой государства Аристотель считает «среднюю» политию, неправильной – тиранию. Исходя из этого задачу политики он видел в том, чтобы обеспечить существование наилучшей из возможных форм правления, избежать гражданской войны, возмущений и переворотов, основная причина которых заключена в имущественном неравенстве, усилении одного из классов, слабости среднего класса, абсолютизации принципа, лежащего в основе разных форм правления. При демократии – это абсолютизация равенства. Олигархия, наоборот, абсолютизирует неравенство. Аристотель дает советы, как укрепить разные формы правления. Лучшим способом обеспечения стабильности он считает установление политии смешанного строя, укрепление среднего класса. Этому же должны служить право и законы, ибо политическое правление есть правление законов, а не отдельных людей. В своем правопонимании Аристотель солидарен с Сократом и Платоном, отождествлявшими право и справедливость. Право олицетворяет собой политическую справедливость и служит регулирующей нормой политических отношений между людьми. В целом право как политическое явление Аристотель называет «политическим правом». Это значит, что вне политического общения права не существует. Политическое право делится им на естественное и условное. Естественное право – «то, которое везде имеет одинаковое значение и не зависит от признания или непризнания его». По смыслу его концепции к предписаниям естественного права относятся все общественные явления, существующие «от природы»: семья, рабство, частная собственность, война и др. Под условным правом Аристотель понимает законы, установленные в государстве, включая сюда как законы писаные, так и неписаное обычное право. Естественное право стоит выше закона; среди законов важнее неписаные, основанные на обычае. Аристотель был сторонником стабильности права и искусство законодателя видел в том, чтобы создавать законы, соответствующие государству, а не подчинять государственный строй к придуманным законам. Все усилия античных мыслителей, все богатство их идей не предотвратили тем не менее кризиса древнегреческой государственности. В последней трети IV в. до н.э. греческие полисы теряют свою независимость и попадают сначала в зависимость от Македонии, а затем Рима. С походов Александра Македонского начинается эллинизация Востока и формирование эллинистических монархий как переходной ступени к рабовладельческой империи. Утрата государствами независимости породила среди граждан настроения упадничества, неуверенности, что проявилось и в учениях о государстве и праве. Теоретическое изучение политики и права деградирует, уступая место моральным наставлениям или религиозной мистике. Политико-правовая мысль этого периода нашла свое выражение в учениях Эпикура, стоиков и Полибия. Эпикур (341-270 гг. до н.э.) по своим философским воззрениям был сторонником атомистического учения Демокрита, считавшего, что природа развивается по своим собственным законам, без вмешательства богов. Он полагал, что право и государство существуют не от природы, они суть продукты договора, результат соглашения. Государство создается для обеспечения безопасности людей и условий для разумной, а следовательно, приятной и нравственной жизни, и, будучи результатом договора, оно охраняет справедливость. Однако Эпикур подчеркивал относительный и условный характер справедливости, воплощенной в законах различных государств. Для каждого места и времени, утверждал он, есть своя справедливость – свое «естественное представление о справедливости». Воззрения Эпикура отличались от предшествующих учений призывом избегать политической деятельности. Своим последователям он предлагал «жить незаметно и посвятить жизнь моральному самоусовершенствованию». Счастье человека Эпикур усматривал в удовольствиях, в отсутствии страданий, безмятежном спокойствии духа, в независимости от общества. Эти положения, переносившие центр тяжести общественной теории в область морали, выражали крайний индивидуализм и безразличие к политике и были характерны для идеологии периода эллинизма. Против эпикуровской философии и этики выступила школа стоиков, основателем которой является Зенон (336-264 гг. до н.э.). Стоики, как и Аристотель, утверждали, что общественные порядки и государство коренятся в том, что человек от природы склонен к общению. Государство, следовательно, выступает у стоиков как естественное объединение, а не как искусственное, условное, договорное образование. Мироздание, согласно их взглядам, управляется судьбой, которая отождествляется с божественным естественным законом, человеку не остается ничего другого, как добровольно подчиняться неотвратимой судьбе. Того, кто повинуется ей, судьба ведет, а непокорного тащит. Отталкиваясь от универсальной сущности естественного закона, стоики обосновывали космополитические представления о том, что все люди – граждане единого мирового государства, а человек – гражданин вселенной. Акцентируя внимание на универсальной ценности и безусловной силе естественного закона и мирового государства, стоики обесценивали тем самым смысл и роль полисных законов, порядков и установлений. Но в противоположность эпикурейцам они не отрицали общественную, политическую деятельность. Благо государства ценилось ими выше, чем благо индивида. Более того, они заявляли, что добродетельный человек не остановится перед тем, чтобы принести себя в жертву обществу. Идеи древнегреческих стоиков получили свое дальнейшее развитие в римском стоицизме. Исходя из космополитических представлений, положений о всеобщей обязательности мировых законов, Сенека (ок. 4 г. до н.э. – 65 г. до н.э.), Марк Аврелий (121-180 гг. н.э.) и другие развили идею о духовном равенстве людей независимо от их этнической принадлежности и общественного положения, идею о государстве с равными для всех законами, государстве, «управляемом согласно равенству и равноправию всех», что, однако, отнюдь не исключало социального и политического неравенства. Согласно воззрениям стоиков, рабство не имеет оправдания, поскольку оно противоречит общему закону и мировому согражданству людей. Но говоря о несостоятельности рабства, они имели в виду лишь духовные и этические, а не социально-политические аспекты этого явления. Одним из последних крупных мыслителей Древней Греции был Полибий (210-123 гг. до н.э.). Его воззрения отражены в написанной им знаменитой «Истории в сорока книгах». Свою трактовку политического процесса Полибий основывает на представлениях стоиков о циклическом развитии социально-политических явлений. Историю возникновения государственности и последующей смены форм государства он изображает как необходимый естественный процесс, совершающийся по «закону природы». Подобно живым организмам, всякое общество проходит состояния становления, расцвета и, наконец, упадка. Завершаясь, этот процесс повторяется сначала. Круговорот политической жизни проявляется в последовательной смене шести основных форм государства: царской власти (монархии), тирании, аристократии, олигархии, демократии и охлократии. Преодолеть этот круговорот может только мудрый законодатель, способный установить смешанную форму государства, сочетающую начала монархии, аристократии и демократии, чтобы каждая власть служила противовесом другой. Только при таком сочетании обеспечивается наибольшая устойчивость государства. Рассуждения Полибия о смешанной форме правления предвосхитили идеи возникших позднее теорий «сдержек и противовесов». А в целом его концепция стала одним из связующих звеньев между политико-правовыми учениями Древней Греции и Древнего Рима.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 2687; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |