КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Истоки политико-правовой мысли древних народов
История политических и правовых идей своими корнями уходит в то далёкое время, когда в цивилизациях Древнего Востока возникли первые государства: Египет, Вавилон, Персия, Индия, Китай и др. По мере их становления и функционирования формировались и представления людей о власти, управлении, справедливости, правосудии и т.д. Самые первые в истории человечества попытки осознать общественно-политические проблемы содержатся в религиозных мифах и легендах. Религиозное воздействие на общество было огромным и длилось на протяжении тысячелетий. В дошедших до нас древних текстах, относящихся к концу III - началу II тысячелетия до н.э., обосновывается, правда, далеко не всегда с понятной современному читателю мудрой таинственностью суждений божественная, сверхъестественная природа политической власти и с этих же позиций объясняется назначение государства, правителей, способы правления, социальное, политическое и правовое неравенство членов различных сословий общества. В мифах древних народов по разному решается и освещается вопрос о способах и характере связи божественного начала с земными порядками. К примеру, по мифологическим версиям Египта, Вавилона, Индии, боги, будучи источниками власти земного правителя, вместе с тем и сами являются вершителями земных дел. По христианской мифологии – «вся власть от Бога» и связь земной жизни с Богом только через сына Бога – Иисуса Христа, ставшего Богом. У древних евреев их главой, царем (верховным законодателем, исполнительной властью и судьей) является единый Бог, который находится в особых договорных отношениях со всем еврейским народом. По священному учению, законы еврейского народа были получены Моисеем прямо от Бога. По древнекитайскому мифу, единственной точкой связи с небесными силами выступает верховный правитель, император Китая. Вся власть сконцентрирована, по этим воззрениям, в особе верховного правителя в качестве его личной потенции и внутренней силы. Обеспечивая стабильность общества, религии укрепляли авторитет властителей, то причисляя их к богам, то провозглашая их помазанниками божьими. Наряду с этим, они предлагали каждому человеку божественные заповеди общественного поведения. Эти заповеди несли не только нравственное начало, но и идеологические принципы, определявшие основы государственности и общественных отношений. В древних мифах и религиозных текстах неизменно подчеркиваются такие ценности, как уважение к старшим, терпеливость, покорность властям, почитание учителя, преклонение перед природой, трудолюбие, философское отношение к смерти и др. Кроме того, существенную часть их содержания составляют сугубо прикладные вопросы, касающиеся искусства управления, конкретных механизмов осуществления власти и правосудия. Таким образом, воззрения древних, условно именуемые как политические и правовые, поскольку они еще не успели отпочковаться в относительно самостоятельную форму общественного сознания, являлись сложными идеологическими образованиями и представляли собой не только религиозно-мифологические, но и философско-этические доктрины, а многие оставались чисто прикладными. Среди источников древнеегипетской политико-правовой мысли следует назвать «Поучения Птахотепа» (XXVIII в. до н.э.) и «Книгу мертвых» (ок. XXV-XXIV вв. до н.э.), где наряду с восхвалениями богов и божественной власти фараона, божественной справедливости как основы земных порядков, законов и правил человеческих взаимоотношений, содержится призыв не делать ничего несправедливого и противозаконного, ибо только таким поведением можно снискать милость богов в загробной жизни. Божественный характер власти древневавилонского правителя и его законов получил отражение в «Законах Хаммурапи» (XVIII в. до н.э.). Изображая свое законодательство как осуществление воли богов, Хаммурапи провозглашает: «По велению Шамаша, великого судии небес и земли, да сияет моя справедливость в стране, по слову Мардука, моего владыки, да не найдут мои предначертания никого, кто бы отменил их». Справедливость, о которой говорится в «Законах Хаммурапи», подразумевает деление людей на свободных и рабов, неравноправное положение самих свободных – членов различных сословий и т.д. Мировоззрение древних персов нашло свое развитие и выражение в зороастризме. Основателем этого религиозно-этического течения был Заратустра, чья жизнь и деятельность относятся примерно к VIII в. до н.э. В дальнейшем идеи зороастризма получили довольно широкое распространение в древнем мире (на Ближнем Востоке, в Передней Азии, Индии, Греции) и оказали заметное влияние на становление христианской доктрины. Основным положением зороастризма является борьба двух противоположных начал – добра и зла. Добро и свет предполагают активную деятельность, борьбу человека против зла и тьмы. В такой борьбе и состоит положительный смысл и цель бытия. В конечном счете, говорил Заратустра, победа будет за добром, несмотря на временное торжество зла.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 441; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |