КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
И учебная дисциплина
История политических и правовых учений как наука ВВЕДЕНИЕ История политических иправовых учений является одной из дисциплин юридического образования исторического и теоретического профиля одновременно. Такаяеё особенность обусловлена тем, что она исследует и освещает специфический предмет – историю теорий государства, права иполитики. Теоретически оформленная в доктрину система взглядов на государство, право и политику основывается на понятийно-категориальном аппарате. Все политические и правовые доктрины, как правило, исходят из трех категорий: справедливости, власти и свободы. Первая из них наиболее адекватно выражается в праве, вторая – в государстве, третья – в положении личности. Поэтому можно и иначе определить предмет истории политических иправовых учений: это процесс развития представлений (теорий) о том, какой должна быть государственная (политическая) власть и её деятельность, чтобы оказались реализованными принципы справедливости и свободы личности. Историяполитических и правовых учений охватывает более трех с половиной тысячелетий развитиячеловеческой мысли. За это время кардинально менялись социальные условия жизни людей и формы их политической организации, что неизбежно влияло на их мировоззрение и содержание политико-правовых учений. Тем не менее со временем сложился традиционный круг проблем, составивших содержание политических и правовых учений, решением которых занимались и продолжают заниматься мыслители всех времен и народов. К ним обычно относят следующие вопросы: – Что такое государство? Создается оно людьми по их воле или высшими силами? Служит государство общему благу или интересам отдельных групп, находящихся у власти? – Какова лучшая форма государства? Чему отдать предпочтение: воле большинства, наследственным правам монархов, богатству или компетентности правителей? – Каковы пределы деятельности государства, обязанностей и прав гражданина? – Что такое право: божественное установление, веление разума или распоряжение правителей? – Что является первостепенным для права, свобода или государственное принуждение? – В чем состоит справедливость? Справедливо равенство или неравенство? Следует ли терпеть несправедливость или бороться с ней? – Политика и мораль. Должен ли государственный деятель соответствовать определённым нравственным представлениям? Таким образом, в общем движении политико-правовой мысли на протяжении десятков веков прослеживается своего рода историческая эстафета: от автора к автору, от страны к стране, в конечном счете – от эпохи к эпохе. Без учета фактора преемственности история политических и правовых учений способна превратиться в некий калейдоскоп,в котором переходы и этапы, имена и течения, поиски истины, открытия и заблуждения предсталибы как не связанные друг с другом случайные и независимые феномены. Действительно, употребляемые категории и понятия почти одни и те же, проблемы схожие, варианты решения так же в чем-то близки, как бы повторяются. Но следует иметь в виду, что эта схожесть и повторяемость относительна, ибо история– процесс развития, а не движение по кругу, не чередование идей, а их постепенное усложнение, обновление, наполнение старых понятий новым смыслом. К тому же необходимо учитывать, что политико-правовая мысль, как и всякая другая, не развивается только из самой себя врезультате интеллектуальных усилий илитературного творчества мыслителей. Инициирует это творчество конкретная историческая ситуация. Она ставит перед мыслителями практические задачи и придает соответствующий смысл вечным категориям. Среди факторов, влияющих на политико-правовую мысль, наряду с традиционной любознательностью, стремлением постигнуть причины и истоки сущего, важное значение имеют экономический и общественный строй, распределение богатства, собственности, а также политические учреждения и традиции, уровень развития политико-правовойтеории. Но основная причина и стимул теоретической деятельности – это идеологическая борьба, борьба мировоззрений, стремление опровергнуть противостоящую политико-правовую идеологию, представить государство и право такими, какими их хочет видеть или изобразить идеолог, стремление преобразовать или защитить подвергающиеся нападкам государство и право, повлиять на массовое и государственное политико-правовое сознание общества, отстоять идеалы своего класса или группы и опровергнуть идеологию противоположных классов или групп. Классовый характер политико-правовых доктрин часто скрыт, далеко не всегда очевиден. Но давно замечено, что «учения о праве и несправедливости постоянно оспариваются как пером, так и мечом, между тем как учения о линиях и фигурах не подлежат спору, ибо истина об этих последних не задевает интересов людей, не сталкиваясь ни с честолюбием, ни с их выгодой или вожделениями». «Я не сомневаюсь, – писал Гоббс, – что если бы истина, что три угла треугольника равны двум углам квадрата, противоречила чьему-либо праву на власть или интересам тех, кто уже обладает властью, то, поскольку это было бы во власти тех, чьи интересы задеты этой истиной, учение геометрии было бы если не оспариваемо, то вытеснено сожжением всех книг по геометрии». Предпринималось немало попыток создать политико-правовые концепции и доктрины, своим бесстрастием подобные математике или аппелирующие к «всенародной воле», «общему благу» и т. п. Однако все они заведомо были обречены на неуспех. Распространялись, принимались и включались в историю политических и правовых учений лишь те, которые совпадали с интересами какой-либо социальной группы, отвечали её общественному идеалу. Поэтому к политико-правовым доктринам применяется критерий не истинности, а способности выражать социально-классовые интересы, которые и создают почву для восприятия идей и их распространения. Разумеется, наряду с классовыми интересами в политико-правовых доктринах нередко находили выражение и общечеловеческие ценности и идеалы. Прежде всего это идеи справедливости, свободы, равенства людей перед законом, элементарные нормы морали и др. Но нередко эти идеи лишь терминологически включались в системы взглядов, направленных на оправдание и укрепление жестокой и несправедливой для большинства людей социально-политической действительности. Чтобы определить, действительно ли в той или иной доктрине речь идет об общечеловеческих ценностях или же в них соответствующая терминология используется лишь формально, необходима конкретизация этих понятий и норм применительно к специфике государства и права. Что касается актуальности истории политических и правовых учений, её значимости для практической и теоретической деятельности, то здесь следует иметь в виду следующее. Формирование всех политико-правовых доктрин начинается с возникновения идей о природе и смысле государства, права и политики. Эти идеи стали ядром, центром всех последующих представлений и концепций о внутренней взаимосвязи и единстве права, свободы и справедливости, о правах и свободах человека, о господстве права, о правовом законе и правовом государстве. И в том, что сегодня эти правовые и политические идеи стали общепризнанными мировым сообществом ценностями, – неоспоримая заслуга истории политических и правовых учений. Это и определяет её важное место и значение в системе юридических и других социально-гуманитарных наук и учебных дисциплин, объектами изучения которых являются право, государство и политика. Это теория государства и права, их отечественная и зарубежная история, политология, философия и социология права и др. Вместе с тем очевидна взаимосвязь и взаимовлияние истории политических и правовых учений, с одной стороны, и теории и истории государства и права – с другой. Без знания государственно-правовых форм, учреждений, институтов невозможно уяснить конкретное содержание соответствующих политико-правовых доктрин и концепций, как и без соответствующих теоретических положений невозможно научно осветить и трактовать исторически развивающуюся политико-правовую реальность. История политических и правовых учений способствует формированию теоретического мышления и исторического сознания студента-юриста, воспитывает умение сопоставлять и самостоятельно оценивать политико-правовые доктрины современности. Многие проблемы, относящиеся к государству, праву, политике, неоднократно обсуждались в предшествующие эпохи, в результате чего сложились системы доводов и аргументов в пользу того или иного решения. Представление о различных вариантах решения этих проблем и об обоснованиях этих решений – необходимая и важнейшая предпосылка развития современного политического и правового совершенствования теоретических разработок проблем государства и права. Кто не владеет прошлым, тот не способен объяснить настоящее. История политических и правовых учений, ввиду совмещения в ней исторического и теоретического направлений исследования, использует практически все методы социальных наук, причем отдать приоритет какой-либо одной группе методов довольно сложно. Это и правовые, и социологические, и исторические, и общелогические (анализ и синтез, абстрагирование, обобщение, индукция и дедукция, аналогия и моделирование) методы. Среди других методов можно выделить сравнительно-исторический, системный. Общей методологической основой исследований для большинства аналитиков остается диалектико-материалистический метод. В свете событий последнего времени некоторые исследователи поспешили отказаться от диалектического метода познания, видя в нем некую теоретическую схему обоснования коммунистического тоталитаризма. Если принять во внимание, что основателями диалектики являются не Маркс или Сталин, а Зенон Элейский и Гераклит, то подобный отказ выглядит поспешным и несостоятельным. Сущность диалектики составляют освоенные теоретически разумом и современной культурой идеи развития, целостности, противоречия, детерминизма. Плодотворность их использования в историко-теоретическом анализе не вызывает сомнений. Сознательное применение диалектики дает возможность правильно пользоваться понятиями, учитывать взаимосвязь явлений, их противоречивость, изменчивость, вскрывать действительные закономерности и движущие силы развития.
Глава Ι. Политико-правовая мысль в странах Древнего Востока Истоки политико-правовой мысли. Трактовка общественно-политических проблем в религиозных мифах и легендах древних народов. Политико-правовые идеи в Древней Индии. Брахманизм и буддизм. Политический трактат «Артхашастра». Политические и правовые учения в Древнем Китае. Конфуцианство. Даосизм. Монеты. Легизм.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 398; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |