КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Политико-правовые учения в Древней Индии
Индия дала одну из наиболее разработанных и хорошо сохранившихся систем древнего мировоззрения. Первыми дошедшими до нас литературными памятниками индийской духовной культуры, имеющими системное, мировоззренческое значение для политики и права, являются Веды – собрания религиозных гимнов арийских племен. Санскритское слово «веды» означает «ведение», «знание». Главной среди них была «Ригведа» (конец II тысячелетия до н.э.). Правда, до ведийской эпохи на территории Индии существовала высокоразвитая Хараппская цивилизация, закат которой наступил при невыясненных до сих пор обстоятельствах в середине II тысячелетия до н.э. Однако идеи людей этой цивилизации остаются для нас тайной из-за неразгаданности их письменности и общей скудости источников. Ведийское мировоззрение получило систематизированное отражение в идеологии брахманизма, обосновывающего божественность происхождения власти и государства, кастово-сословную организацию индийского общества. Сословий, или варн, у древних индусов было четыре: варна жрецов (брахманы), варна воинов (кшатрии), варна земледельцев, ремесленников и купцов (вайшьи) и низшая варна (шудры). Социально-политические идеи различных школ брахманизма отражены в многочисленных законоведческих и политических трактатах. Наиболее авторитетным среди них был трактат «Манавадхармашастра». На русский язык он переведен под названием «Законы Ману». Эти законы основаны на признании руководящей не только религиозной, но и политической роли брахманов. Одним из краеугольных положений религии брахманизма был догмат о перевоплощении душ, согласно которому душа человека после смерти будет блуждать по телам людей низкого происхождения, животных и растений, либо, если он провел праведную жизнь, возродится в человеке более высокого общественного положения или в небожителе. Поведение человека и его будущее перерождение брахманы оценивали в зависимости от того, как он выполняет предписания дхармы: культовые, общественные и семейные, установленные богами для каждой варны. Сословная принадлежность определялась по рождению и являлась пожизненной. Переход в высшие варны брахманы допускали лишь после смерти человека, в его «будущей жизни», как награду за служение богам, терпение и кротость. Средством, обеспечивающим кастовые предписания, выступало в брахманизме государственное принуждение, понимаемое как продолжение карающей силы богов. Идея наказания была основополагающей. Ей придавалось столь огромное значение, что саму науку управления государством называли учением о наказании. «Весь мир подчиняется посредством наказания», – провозглашали «Законы Mану». Определяя принуждение как главный метод осуществления власти, идеологи жречества усматривали его назначение в том, чтобы «…ревностно побуждать вайшьев и шудр исполнять присущие им дела, так как они, избегая присущих им дел, потрясают этот мир». За одно и то же преступление представители различных варн наказывались по-разному. За убийство шудры брахман подвергался лишь покаянию и штрафу, как за убийство животного. Но если шудра осмеливался только поспорить с брахманом, то ему в рот вставляли кусок раскаленного железа. Используя представления о переселении душ после смерти, «Законы Ману» наряду со многими земными наказаниями перечисляют и те загробные кары, которым подлежат нарушители дхармы. Государственную власть «Законы Ману» описывают как единоличное правление государя. В каждом благоустроенном государстве, разъясняли составители трактата, существует семь элементов: царь (государь), советник, страна, крепость, казна, войско и союзники (указаны в порядке их значимости). Важнейший элемент в этом перечне – царь. Учение о «семичленном царстве» соответствовало уровню развития политических учреждений в раннеклассовом обществе, особенно при деспотических режимах, и представляло собой одну из первых в истории попыток создать обобщенный образ государства. Но к обожествлению царской власти идеологи жречества подходили также с кастовых позиций. Правители из кшатриев и брахманов приравнивались к богам, тогда как цари, принадлежащие к низшим кастам, уподоблялись содержателям притонов. Политическим идеалом брахманизма являлось своеобразное теократическое государство, в котором царь правит под руководством жрецов. Ведийская эпоха с её идеологией брахманизма заканчивается в середине I тысячелетия до н.э., когда на территории Индии активизировался типичный для восточных деспотий процесс образования новых государств, обособления местных правителей. Этот процесс сопровождался изживанием родоплеменной организации и идеологии. В VI-IV вв. до н.э. в Индии возникло множество неортодоксальных еретических течений, ставивших под сомнение истинность ведийско-брахманских идей, жреческой религии, ратовавших за утверждение всевластия «естественного закона» в природе и жизни человека. Крупнейшим из них был буддизм. Буддийские законы изложены в «Дхаммападе» («Стезя закона»). Буддизм отвергает мысль о Боге как верховной личности и нравственном правителе мира, первоисточнике закона. Дела человеческие, согласно Будде, зависят от собственных усилий людей. С позиций признания нравственно-духовного равенства всех людей Будда и его последователи отрицали святость сословно-кастовых установлений, подвергали критике как саму систему варн, так и принцип их неравенства. Но понимание буддистами равенства между людьми ограничивалось областью нравственных отношений. Главная цель буддизма – избавить человека от страданий, которые сопровождают его в земной жизни. Буддизм проповедует избавление от страданий путем отказа от желаний и достижения «высшего просветления» – нирваны. К счастью ведет «восьмеричный путь», а именно: правильная вера, правильное решение, правильная речь, правильные действия, правильная жизнь, правильные усилия, правильная мысль, правильное сосредоточение. Буддизм акцентирует внимание на 10 видах греховных действий и 10 видах хороших. К 10 темным деяниям относятся 3 физических поступка: убийство, воровство, прелюбодеяние; 4 вербальных действия: ложь, клевета, оскорбление словом, легкомысленная речь; 3 намерения, вызванные жадностью, недоброжелательством, невежеством. К 10 светлым деяниями приносящим заслуги, являются: великодушие, высокая нравственность, медитация, почтительность, услуга кому-либо, передача своей заслуги другому, умение радоваться успеху других, слушание дхармы (природной закономерности, естественного закона), распространение дхармы, следование правильному учению. Как еретическое учение буддизм первоначально был рассчитан на узкий круг приверженцев. Но уже вскоре многие его идеи получили актуальное социально-политическое значение и звучание и уже во время правления Ашоки (268-232 гг. до н.э.), объединившего Индию, буддизм был признан государственной религией. Особое место в истории древнеиндийской политической мысли занимает трактат «Артхашастра» («Наставления о пользе»). Его автором считается брахман Каутилья – советник царя Чандрагупты, основавшего в IV в. до н.э. могущественную империю Маурьев. Трактат воспроизводит положения брахманизма о кастовых предписаниях, о необходимости обеспечения закона дхармы суровыми наказаниями, о превосходстве жречества над другими сословиями, его монополии на отправление религиозного культа. В то же время он содержит идеи, не совпадающие с традиционным учением жречества. В отличие от ортодоксальных школ брахманизма, настаивавших на верховенстве религиозного закона, авторы трактата отводили главную роль в законодательной деятельности государю, который предстает здесь неограниченным самодержавным правителем. Каутилья рекомендует царям руководствоваться в первую очередь интересами укрепления государства, соображениями государственной пользы и не останавливаться, если того требуют обстоятельства, перед нарушением религиозного долга и норм нравственности. Выделение полезности в качестве основной общественной ценности означало заметный шаг в формировании светской доктрины политики и законодательства. Дальнейшая история политико-правовой мысли Индии связана с возникновением и утверждением индуизма – религии, впитавшей элементы брахманизма, буддизма и ряда других верований. Буддизм же получает распространение в других странах и в первых веках нашей эры становится одной из мировых религий.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 466; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |