Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Первой половины XVII в




Российская политико-правовая мысль

 

Преодоление Смуты, опас­ность лишения страны незави­симости, национально-освободительная борьба, утверж­дение новой династии в России в начале XVII в. оттеснили на второй план борьбу социальную, консолидировали здоровые силы общества, способствовали подъему национального само­сознания и настроений патриотизма. Это наложило свой отпе­чаток на развитие политической и правовой мысли, вызвало появление многочисленных и разножанровых произведений, в которых предпринималась попытка, с одной стороны, ра­зобраться в причинах кризиса российского общества, который по глубине и масштабу можно определить как системный, и, с другой – спрогнозировать наступление новой эпохи новых по­литических порядков.

В начале века появились такие оригинальные сочинения по­литического характера, как «Повесть 1606 года», «Иное сказа­ние», «Плач о пленении и о конечном разорении превысокого и пресветлейшего Московского государства» (1612), «Новая повесть о преславном Российском царстве и великом государ­стве Московском» (1610) и др.

Одним из ярких выразителей политико-правовых взглядов этого времени был Иван Семенович Тимофеев (ок. 1551-1631 гг.). Политическое содержание современных ему событий он пытал­ся раскрыть с помощью анализа исторической ситуации, по­ставив себе задачу рассказать современникам и потомкам «хотя бы немногое о нынешних Божиих наказаниях», извлечь поли­тические уроки из трагических событий Смутного времени.

Основное внимание Тимофеев уделил политическим про­блемам, связанным с выяснением происхождения власти, её сущ­ности и в особенности форм её организации и способов реали­зации. В своем историческом труде «Временник» он дал харак­теристику политических режимов и оценку нравственно-политического облика Ивана Грозного, Федора Ивановича, Бори­са Годунова, Лжедмитрия I, Василия Шуйского.

Тимофеев последовательно проводит мысль о том, что в основу всей государственной практики должен быть положен «законный и нормальный порядок». Прежде всего в государ­стве следует «законно и святолепно» замещать престол. Нару­шение закона в этом главном основании государственной жиз­ни неизбежно ведет к повсеместному падению уважения ко всем законам государства, создает тяжкие последствия для страны и её народа. К законным он относит, прежде всего, наследствен­ных царей, а также царей, избранных установленным поряд­ком (по возможности избранных «всей землей», «всенародным множеством», т.е. представителями всех сословий). К незакон­ным – «захватчиков» и «самовенчиков», которые сами «наско­чили на трон».

Иван Грозный, по мнению Тимофеева, царь законный, бо­гоизбранный, но правил небезупречно, тиранически, законопреступно, что и способствовало назреванию смуты. Борис Годунов – человек низкого происхождения, преступно захва­тивший высшую власть, насильственно завладевший троном. Это – «рабоцарь», но человек умный, «силен в управлении цар­ством», «в земных делах... полон справедливости и благоразу­мия». Лжедмитрий – просто захватчик. Шуйский же – «само­вольно, как хищник, вскочил на царство». «Истинно самодер­жавным» царем был «кроткий» Федор Иванович. Юридичес­кий характер такого анализа положил начало становлению в русской политической мысли исторического, объективного метода характеристики политических режимов и политических деятелей, который существенно отличался от господствовав­шего в прошлом морального, оценочного подхода.

Но Тимофеев считал бедствием для страны не только про­извол и злодеяния верховной власти, но и неспособность обще­ства выступить в защиту истины, «малодушность» соотечествен­ников, которые покорно переносили беззакония и злодейства властей, «как бы ничего не зная, прикрывшись бессловесным молчанием, и, как немые, смотрели на все случившееся». Про­извол властей, по его утверждению, должен вызывать протест со стороны подданных, гражданский долг которых в подобных обстоятельствах выражается в праве народа на оказание сопро­тивления подобной власти. Знаменательно, что тираноборческие идеи Тимофеева возникли одновременно с появлением по­добных идей на Западе.

Тимофеев предпринял попытку смоделировать такую фор­му организации власти, которая бы обеспечила участие всех сословий общества в политической жизни государства, усили­ла влияние общественного мнения на деятельность власть пре­держащих. Сословно-представительную монархию он считал наилучшей формой государственной власти. Отсутствие пред­ставительных учреждений Тимофеев воспринимал как свиде­тельство политической отсталости страны. В качестве органа, ограничивающего верховную власть, выражающего обществен­ное мнение, он предлагал создать Вселюдский собор, а как фор­му сопротивления законопреступной власти – Тайный совет, задача которого – следить за соблюдением законов, не допус­кая их нарушения ни словом, ни делом.

Вклад Тимофеева в развитие политико-правовой мысли трудно переоценить: его юридическая характеристика полити­ческих режимов, критика тиранического правления, постанов­ка вопроса о гражданской ответственности всего народа и его отдельных представителей за судьбы страны и суверенной го­сударственности, учение о сословно-представительной монар­хии аккумулировали достояние всей средневековой политико-правовой мысли и во многом определяли её содержание и на­правления развития в новом времени.


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 370; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.