КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Политико-правовые воззрения Ж. Бодена
Другим видным идеологом централизованного государства является француз Жан Боден (1530-1596 гг.). Теоретическое обоснование того, каким образом королевская власть могла бы вывести Францию из хаоса междоусобицы католиков и протестантов (гугеноты), защищать и осуществлять общегосударственные интересы, стоящие выше религиозных и иных распрей, он изложил в работе «Шесть книг о государстве». Важную роль в преодолении феодальных распрей, объединении государств и укреплении их внутреннего мира сыграла выдвинутая Боденом одна из самых замечательных идей того времени – идея государственного суверенитета (фр. souverain – носитель верховной власти). Суверенитет, под которым Боден понимал высшую абсолютную и постоянную власть над подданными в политическом сообществе, является самым существенным признаком государства. Именно он составляет принципиальное отличие государства от всех других объединений людей. Высший характер государственной власти Боден усматривал в том, что она всегда обладает верховенством, стоит выше всех других видов господства. Выше носителя суверенной власти – только Бог и законы природы. Абсолютность власти состоит в том, что она не ограничена какими-либо условиями для проявления своего могущества. Суверенная власть, по Бодену, есть также власть единая. Единая в том смысле, что её прерогативы принадлежат только ей. Она не может их делить с кем бы то ни было. На суверенитет не могут посягать ни граждане (подданные), ни церковь, ни какие-либо другие организации (рыцарские ордена, городские корпорации и т.п.). Воплощением суверенитета является монарх. Его власть неограничена и безусловна. Постоянство же суверенитета означает, что государственная власть не установлена на какой-либо срок, а существует по собственному праву. Суверенитет реализуется в полномочиях государственной власти решать важнейшие вопросы жизни страны: издавать законы, адресуемые всем без исключения подданным и учреждениям государства; решать вопросы войны и мира; назначать должностных лиц; вершить правосудие в последней инстанции и право помилования; чеканить монеты, определять меры взимания налогов и податей. Государство Боден определяет как правовое управление множеством семейств, или домохозяйств, и тем, что является общим у них, на основе суверенной власти. Государственность как организация возникает посредством договора, и высшая цель её состоит в заботе об истинном счастье индивидов. Из трех постоянно дискутируемых форм правления (демократия, аристократия, монархия) он предпочитает такое государство, в котором суверенитет принадлежит монарху, а управление имеет аристократический и демократический характер. Такое государство Боден называет королевской монархией. Идеальное государство, по Бодену, возможно лишь там, где государь сообразуется с естественным правом в той же мере, в какой сам он желает повиновения от подданных. Такой государь боится Бога, милостив к провинившимся, благоразумен в предприятиях, смел в осуществлении планов, уверен в успехе, тверд в несчастии, непоколебим в данном слове, мудр в советах, заботлив о подданных, внимателен к друзьям, страшен для врагов, любезен к расположенным к нему, грозен для злых и ко всем справедлив. Боден определяет условия стабильности и прочности различных форм государства. Он связывает это с поощрением слоя людей среднего достатка путем введения законов против ростовщичества, законов о наследовании и других, чтобы не допустить чрезмерного обнищания народа и концентрации земель и богатств в руках олигархов. Важно также, по его мнению, не допустить раскола общества по религиозным основаниям. Государство должно защищать свободу вероисповедания. Бодену принадлежит также идея натуралистической, т.е. географической, типологизации государств. Он считал, что тип государства зависит от природно-климатических условий. Для умеренного пояса, по его мнению, типичным является государство разума, ибо живущие здесь народы имеют чувство справедливости и любовь к труду. Южные народы безразличны к труду, но у них развит ум и процветают науки, поэтому они нуждаются в религиозной власти и государстве. Народы севера, живущие в суровых условиях, храбры, их можно заставить подчиняться лишь сильному государству. На государство влияют также горы, равнины, плодородие и бесплодие почвы.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 378; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |