Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политико-правовые воззрения Ж. Бодена




 

Другим видным идеологом централизованного государства является француз Жан Боден (1530-1596 гг.). Теоретическое обоснование того, каким образом ко­ролевская власть могла бы вывести Францию из хаоса междо­усобицы католиков и протестантов (гугеноты), защищать и осу­ществлять общегосударственные интересы, стоящие выше ре­лигиозных и иных распрей, он изложил в работе «Шесть книг о государстве».

Важную роль в преодолении феодальных распрей, объеди­нении государств и укреплении их внутреннего мира сыграла выдвинутая Боденом одна из самых замечательных идей того времени – идея государственного суверенитета (фр. souverain – носитель верховной власти). Суверенитет, под которым Боден понимал высшую абсолютную и постоянную власть над под­данными в политическом сообществе, является самым суще­ственным признаком государства. Именно он составляет прин­ципиальное отличие государства от всех других объединений людей.

Высший характер государственной власти Боден усматри­вал в том, что она всегда обладает верховенством, стоит выше всех других видов господства. Выше носителя суверенной вла­сти – только Бог и законы природы. Абсолютность власти со­стоит в том, что она не ограничена какими-либо условиями для проявления своего могущества. Суверенная власть, по Бодену, есть также власть единая. Единая в том смысле, что её пре­рогативы принадлежат только ей. Она не может их делить с кем бы то ни было. На суверенитет не могут посягать ни граж­дане (подданные), ни церковь, ни какие-либо другие организа­ции (рыцарские ордена, городские корпорации и т.п.). Вопло­щением суверенитета является монарх. Его власть неограничена и безусловна. Постоянство же суверенитета означает, что государственная власть не установлена на какой-либо срок, а существует по собственному праву.

Суверенитет реализуется в полномочиях государственной власти решать важнейшие вопросы жизни страны: издавать за­коны, адресуемые всем без исключения подданным и учрежде­ниям государства; решать вопросы войны и мира; назначать должностных лиц; вершить правосудие в последней инстанции и право помилования; чеканить монеты, определять меры взи­мания налогов и податей.

Государство Боден определяет как правовое управление множеством семейств, или домохозяйств, и тем, что является общим у них, на основе суверенной власти. Государственность как организация возникает посредством договора, и высшая цель её состоит в заботе об истинном счастье индивидов.

Из трех постоянно дискутируемых форм правления (де­мократия, аристократия, монархия) он предпочитает такое го­сударство, в котором суверенитет принадлежит монарху, а управление имеет аристократический и демократический харак­тер. Такое государство Боден называет королевской монархи­ей.

Идеальное государство, по Бодену, возможно лишь там, где государь сообразуется с естественным правом в той же мере, в какой сам он желает повиновения от подданных. Такой госу­дарь боится Бога, милостив к провинившимся, благоразумен в предприятиях, смел в осуществлении планов, уверен в успехе, тверд в несчастии, непоколебим в данном слове, мудр в сове­тах, заботлив о подданных, внимателен к друзьям, страшен для врагов, любезен к расположенным к нему, грозен для злых и ко всем справедлив.

Боден определяет условия стабильности и прочности раз­личных форм государства. Он связывает это с поощрением слоя людей среднего достатка путем введения законов против рос­товщичества, законов о наследовании и других, чтобы не допу­стить чрезмерного обнищания народа и концентрации земель и богатств в руках олигархов. Важно также, по его мнению, не допустить раскола общества по религиозным основаниям. Го­сударство должно защищать свободу вероисповедания.

Бодену принадлежит также идея натуралистической, т.е. географической, типологизации государств. Он считал, что тип государства зависит от природно-климатических условий. Для умеренного пояса, по его мнению, типичным является государ­ство разума, ибо живущие здесь народы имеют чувство спра­ведливости и любовь к труду. Южные народы безразличны к труду, но у них развит ум и процветают науки, поэтому они нуждаются в религиозной власти и государстве. Народы севе­ра, живущие в суровых условиях, храбры, их можно заставить подчиняться лишь сильному государству. На государство вли­яют также горы, равнины, плодородие и бесплодие почвы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 352; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.