![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Политико-правовая концепция Н. Макиавелли
Общая характеристика эпохи Возрождения и Реформации
В XIV-XVI вв. сначала в Италии, а затем в других странах Западной Европы наступает эпоха Возрождения и реформации, ознаменовавшая ломку феодальных и возникновение раннекапиталистических отношений, нарастание рационалистической критики религиозного мировоззрения, утверждение принципиально новых форм человеческого бытия, гуманистической культуры. Динамичные процессы той эпохи обусловили выход на новые рубежи политико-правовой мысли, привели к появлению новых идей, новых подходов к анализу общественной проблематики. Люди, разрабатывавшие новые идеи, называли себя гуманистами, потому что стремились заменить Традиционное для средневековой схоластики исследование текстов Библии, сочинений теологов изучением человека, его психологии и морали, его земных потребностей и интересов. При этомиспользовали не схоластически применяемый силлогизм, а наблюдение, опыт, сравнение, рационалистические оценки – вывод гуманистический настрой мыслителей Возрождения и Реформации, естественно, побуждал их обращаться к первоначальному христианству, не знавшему иерархии и сложных рядов католической церкви, возрождать идеи античной дохристианской цивилизации, когда философия и наука не были служителями богословия, а человеческая природа не толковалась как средоточие зла и греховности. В античном наследии они искали и находили государствоведческие идеи, теоретико-правовые модели, нужные для решения новых исторических задач в эпоху Возрождения и Реформации. Центральное место в политико-правовых доктринах этой эпохи занимает идеология централизованного государства. И это не случайно, так как наступило время «пробуждения» европейских наций, а их образованию и консолидации могли способствовать только централизованные абсолютистские государства. Только они могли отстоять национальный суверенитет в борьбе против гегемонии церкви, бывшей до того единственной объединяющей силой Западной и Центральной Европы.
Первым среди тех мыслителей, которые стали смотреть на государство человеческими глазами и выводить его законы и политику не из теологии, а из разума и опыта, считается флорентиец Никколо Макиавелли (1469-1527 гг.). Именно он ввел в научный оборот термин «государство» для определения политически организованного общества и перестал отождествлять государство с обществом. Некоторые исследователи считают, что он же впервые употребил слово «республика» в его современном понимании, как государственную форму, противоположную монархии. Главное в исследовании Макиавелли – государственная власть, анализ её завоевания, отправления, сохранения, приумножения и утраты. При этом он в противоположность средневековой схоластике исследовал не абстрактные идеи, не субъективные логические конструкции, а живую социально-политическую реальность. Макиавелли широко прибегал к сравнительному методу, сопоставляя формы государственности, особенности управления, способы ведения войны в разных странах. Это позволило ему прийти к обобщающим выводам относительно принципов государственного строительства, политического искусства властителей, условий достижения политических целей. Основной его вывод гласит: для сохранения и упрочения власти в государстве должны быть использованы все средства. Какими способами государи могут управлять государствами и удерживать власть над ними, Макиавелли подробно описал в знаменитом труде «Государь». Основой власти во всех государствах, полагал он, служат «хорошие законы и хорошее войско. Но хороших законов не бывает там, где нет хорошего войска, и, наоборот, где есть хорошее войско, там хороши и законы». Поэтому главным помыслом, заботой и делом правителя должны стать армия, вооруженные силы. Но законодательство и право, по Макиавелли, также должны быть предметом внимания правителя. «Когда народ увидит, что никто ни при каких обстоятельствах не нарушает данных ему законов, он очень скоро начнет жить жизнью спокойной и довольной». Непременным условием эффективного осуществления власти Макиавелли считал согласие с ней подданных. «Презрение и ненависть подданных, – пишет он, – это то самое, чего государь должен более всего опасаться». Добиться согласия и безусловного повиновения подданных государю можно, как считал Макиавелли, двумя способами. Первый – любовь к государю. Второй – страх перед ним. Что эффективнее и надежнее? С точки зрения Макиавелли лучше всего, разумеется, «когда боятся и любят одновременно, однако любовь плохо уживается со страхом, поэтому, если уж приходится выбирать, то надежнее выбирать «страх» и поддерживать его «угрозой наказания», которой невозможно пренебречь». Чтобы добиться блага государства, советовал Макиавелли, правитель обязан использовать не только закон, силу, умение, но и хитрость, обман, лицемерие, тактику лисицы и одновременно льва. А чтобы сохранить престиж власти, следует любые действия прикрывать нравственными и религиозными добродетелями. Как видим, и догматы христианства, считал он, также следует оценивать, исходя из их земной полезности. Государство должно использовать религию для руководства подданными. Вероломство и жестокость в управлении Макиавелли обосновывал асоциальной сущностью человека, исконной его порочностью как существа эгоистичного и злобного. О людях в целом, писал автор «Государя», «можно сказать, что они неблагодарны и непостоянны, склонны к лицемерию и обману, что их отпугивает опасность и влечет нажива». При этом Макиавелли советовал все жестокости учинять разом: «ибо за малое зло человек может отомстить, а за большое – не может», а благодеяния же оказывать мало-помалу, «чтобы их распробовали как можно лучше». В конечном счете, исходя из того, что политику определяет не Бог и мораль, а сама практика, естественные законы жизни и человеческая психология, Макиавелли сформулировал принцип политического реализма, который предполагает учет в политике подлинных условий действительности, подчинение политических действий практическим интересам и оставление без внимания того, что должно быть согласно априорным схемам или предписаниям религиозной морали. В политике, подчеркивал он, действуют особые правила, не тождественные, а подчас противоположные требованиям морали. Действия, конкретные поступки властителя, по мнению Макиавелли, должны оцениваться не в соответствии с моралью, а в соответствии с их конечным результатом. «Пусть обвиняют его поступки, – считает он, – лишь бы оправдывали результаты». Макиавелли и макиавеллизм как синоним постулата «цель оправдывает средства» по-разному оценивались в последующей истории. Чаще всего Макиавелли упрекали в том, что он освободил политику от морали, проповедовал и оправдывал обман и коварство. В известной мере это так. Но не следует забывать, что его рекомендации не носят абсолютного характера, а лишь выступают злом против большего зла во имя блага государства. Его установки были обусловлены исторической ситуацией, реакцией на обстановку, сложившуюся тогда в Италии. В этом контексте вряд ли есть основание упрекать Макиавелли в цинизме и коварстве, в том, что гуманистический дух едва обозначился в «Государе». Он не превозносил высокое достоинство человеческой личности и не испытывал радости от предлагаемых им методов управления людьми и государством, но он не мог в тех условиях предложить ничего другого для благой цели объединения своей страны, обеспечения её независимости. Жизнь делала иные методы нереальными, не эффективными. Во всяком случае и много позже все централизованные государства (Англия, Франция, Россия) создавались именно в соответствии с его рекомендациями и методами, а его «Государь» до сих пор является настольной книгой многих политиков и правителей. То же можно сказать о его идее политического республиканизма, которую он предлагал для будущих времен. Современная Макиавелли итальянская действительность требовала установления единовластия, что он и доказывал в «Государе». Но его тезис о том, что демократическая республика – идеал государства, оказал глубокое влияние на развитие европейской и американской политической мысли и впоследствии был реализован во многих странах.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 773; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |