КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
России во второй половине ХVII в
Абсолютистские направления в политико-правовой мысли
Вторая половина XVII столетия в России – время перехода от сословно-представительнои монархии к абсолютизму. Провозглашенная в XVI в. неограниченная власть самодержца не выдержала испытаний Смутного времени. Отставание России от западноевропейских стран в социально-экономическом отношении, постоянное напряжение на границах в условиях ограниченных материальных возможностей общества компенсировались сосредоточением всей полноты государственной власти – законодательной, исполнительной, судебной, а также духовной (религиозной) – в руках монарха. Утверждение подобной модели стимулировалось целым рядом факторов: особенностями национального сознания с преобладанием монархических, консервативных черт, отсутствием ограничений монаршей власти, ослаблением роли земских соборов, низким уровнем социально-правовой зрелости населения, мощными антикрепостническими выступлениями, переходившими в городские восстания и крестьянские войны, кризисом средневековой религиозно-феодальной идеологии, нараставшим противостоянием между царем и патриархом, светской и духовной властями и др. Эти факторы инициировали разработку политических учений о «просвещенной» абсолютной монархии. Абсолютистское направление возникло как реакция на падение авторитета царской власти в народной среде, на самозванство, на неспособность власти должным образом осуществлять свои функции. Одним из первых известных идеологов просвещенного абсолютизма в России был Симеон Полоцкий (1629-1680 гг.). Аргументируя необходимость установления просвещенной монархии, он рассматривает царя и Бога как равные величины, отождествляет царя и государство, вводит в русскую политическую литературу формулу «царь – солнце», являющуюся характерным атрибутом абсолютной монархии. Полоцкий дает подробную характеристику образа царя, который должен быть непременно образованным человеком, стремящимся к приобретению знаний из книг и бесед с «премудрыми людьми». Особенно полезно ему, полагал Симеон, читать книги по истории и усваивать опыт других стран и народов. Царю необходимо не только просвещаться самому, но и просвещать свой народ, поэтому он обращался к царю с просьбой открывать училища, приглашать «благоискусных» учителей и всех «честьми поощрять на трудолюбие». Просвещенная монархия, в понимании Симеона, должна быть государством, деятельность которого основывается только на законах. Традиционно употребляя в значении «закон» термин «правда», он просит царя «хранить правду» и утверждать её во всем царстве. Все люди в гражданстве обязаны бояться закона, подчинение которому укрепляет государство. Значительный вклад в развитие политико-правовых идей второй половины XVII в. внес Юрий Крижанич (1617-1683 гг.), хорват по национальности, священник-миссионер, энциклопедически образованный человек. Крижанич мечтал о миссионерской деятельности в России в целях достижения содружества славянских народов во главе с Россией в целях противостояния османскому наступлению на Европу. В 1659 г. он приехал в Москву и поступил на службу к царю Алексею Михайловичу. Самое известное его произведение – «Политика». Здесь впервые в русской мысли политика представлена как наука, более того, как самая благородная из всех мирских наук – всем наукам «госпожа», по выражению Крижанича. В «Политике» Крижанич, рассмотрев широкий спектр российских социально-экономических, политико-юридических и внешнеполитических проблем, рисует ужасающую картину отсталости русского общества в сравнении с западноевропейскими странами. Но его анализ состоит не только из критических замечаний, но и позитивной программы, намечающей необходимые преобразования, прогноз дальнейшего развития России с учетом уже накопленного другими народами опыта государственного и правового строительства. Особое внимание Крижанич уделяет исследованию вопроса о происхождении государства, его целях и задачах. Он отстаивает положение о божественной сущности верховной власти, полагая, что «все законные короли поставлены не сами собой, а Богом», а король «подобен Богу на земле». Цель же государства Крижанич видит в «общей пользе». Долг короля – «обеспечить благочестие, справедливость, покой и изобилие... веру, суд, мир и дешевизну. Эти четыре вещи каждый король должен обеспечить народу, и для этого Бог поставил его королем». Крижанич – апологет неограниченной наследственной монархии («совершенного самовладства», по его терминологии) как наилучшего правления, полностью превосходящего любое иное: при «самовладстве» легко исправить все ошибки, недостатки и извращения, ибо «все, что вправе приказать самовладец, исполняется без проволочки». Наследование предпочтительнее выборов, от которых бывает много смут, злодеяний и обманов, поскольку многие недостойные люди хитростями добиваются власти. Но монархия чревата тиранией, от которой происходят все «беззаконные законы». Чтобы этого не случилось, Крижанич предлагает определенные гарантии, посредством которых можно предотвратить тиранию. Прежде всего это наличие на троне монарха-философа, затем ограничение законами всевластия «слуг царя», «чтобы на царских чиновников всегда была надета узда», установление в государстве в целом хороших законов и контроль за их исполнением. Если в государстве действуют такие законы и люди знают свои права и обязанности, то все подвластные довольны, а если «законы жестокие, там свои подданные жаждут перемены правления и часто изменяют... Каковы законы – таков и порядок вещей в государстве». Но своего монарха-философа Крижанич ставит над законом. «Король не подвластен никаким людским законам, и никто не может осудить его или наказать... Две узды связывают короля и напоминают ему об его долге: это правда, или заповедь Божия, и стыд перед людьми». Король сам «живой закон», и «он не подвержен иным законам, кроме Божественного». Крижаничем были выдвинуты оригинальные предложения по организации правосудия в России, которое, по его мнению, лишь «продает правду». «Нигде на всем широком свете короли не получают ни корысти никакой, ни доходов от судов, только здесь на Руси возник этот безбожный, людоедский и уничтожающий справедливость закон». Все это создает русской монархии «худую славу жестокости или тирании и отпугивает людей нашим правлением». Крижанич предлагает ввести коллегиальные суды, решающие все дела большинством голосов, выборных судей на местах. Судей следует назначать царю или правительству, а на местах судебные полномочия передавать выбранным горожанами судьям. Крижанич сформулировал немало выводов и суждений, предвосхитивших многие политико-правовые идеи западноевропейских просветителей. Но в России они не были своевременно востребованы. Такая же участь постигла многие прогрессивные идеи А.Л. Ордина-Нащокша (1605-1680 гг.), предложившего первую модель меркантилизма в России. Составленный им Новоторговый устав стал крупнейшим правовым памятником второй половины XVII в. В нем содержались правовые нормы, регулирующие внутреннюю и внешнюю торговлю. Устав написан в духе государственного протекционизма национальной торговли. Исторически прогрессивными были внешнеполитические взгляды Нащокина, многие годы возглавлявшего Посольский приказ. Хорошо понимая необходимость усиления роли Российского государства в европейских делах, он выступал за установление добрососедских отношений с окружающими странами, которые в то время складывались трагически, ратовал за развитие светских традиций, считал необходимым заимствование опыта развитых западноевропейских государств, усиление взаимодействия с европейской культурой. Но российское общество еще не было готово к осуществлению программы Нащокина, так как формирование абсолютной власти монарха было не завершено. Этому серьезное сопротивление оказывала прежде всего церковь, возглавлявшая оппозицию абсолютизму.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 413; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |