КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
И старообрядцев
Теократические концепции власти Патриарха Никона Православная церковь располагала огромными земельными владениями, широким иммунитетом, административными и судебными привилегиями и оказывала определяющее влияние на социально-политическую и духовную жизнь общества, особенно в Смутное время, эпоху «расцаревщины» и в первые годы царствования Романовых. Соборное Уложение 1649 г., укрепляя позиции царя, ликвидировало некоторые льготы церкви, ограничивало монастырское землевладение, стремясь поставить церковь на службу интересам монарха. Это вызвало протест духовных иерархов. Их возглавил патриарх Никон (1605-1681 гг.), который к тому времени, благодаря покровительству царя Алексея Михайловича, единолично решал многие вопросы внутренней и внешней политики государства и именовал себя государем наравне с царем. Никон, человек решительный, умный, великолепный оратор, последовательно и страстно боролся за автономию церкви, её верховенство над светской властью. Уложение 1649 г. он именовал не иначе как «беззаконной книгой», а вошедшие в него законы – «бесовскими, поставленными по совету Антихриста». Никон призывал духовенство не признавать мирской суд, обвинял царя во вмешательстве в церковные дела и в ограблении церкви, с теократических позиций пытался доказать верховенство духовной власти над светской. Царь, естественно, не мог согласиться с такой концепцией и стал ей противодействовать. В 1666 г. взгляды Никона были осуждены Церковным Собором: он был лишен патриаршества и сослан в монастырь. В бытность свою патриархом Никон, стремясь повысить авторитет церкви внутри страны и укрепить её международный престиж, начал церковную реформу по греческим образцам, считая их, а не русские традиции истинными. Реформа в сущности сводилась к упорядочению богослужения, исправлению церковных книг и обрядовой техники. К примеру, земные поклоны были заменены поясными, двоеперстие – троеперстием и др. Нововведения вызвали недовольство значительной части духовенства и верующих. В церкви произошел раскол. Возникло течение «старообрядцев», идейным вдохновителем которого стал протопоп Аввакум (1620-1682 гг.). Раскол в церкви принял социальный характер, поскольку за сторонниками или противниками реформ стояли различные социальные слои. Так, Аввакум, выступая против церковных нововведений, выдвигал народные социально-политические требования. Он обвинял Никона не только в ереси, но и в насаждении среди духовных «начальников» жестокости и насилия, «сребролюбия» и «чревоугодия». Одновременно он не соглашается с абсолютистской интерпретацией светской власти и её носителя – царя. Светская власть, по мнению Аввакума, исторически преходящий институт: придет время, когда Бог ликвидирует «всяко начальство и всяку власть и силу». Рассматривая царя как ставленника Бога, он одновременно подчеркивает его человеческую природу: он, как и все, только раб Божий (а не Бог), возвышающийся над людьми врученным ему «скипетром царствия». Протопоп осуждал царя за то, что тот вознамерился стать Богом, что узурпирует всю верховную власть. Такую власть аввакумовцы называли властью царя-антихриста и призывали население бежать от такой власти и неправедной жизни. Основой справедливого общества они считали общину, которая базируется на таких раннехристианских ценностях, как правда, вера, истина, любовь, общность имущества, братство, равенство, всеобщность труда, осуждение богатства и частной собственности. Старообрядческие идеи и призывы находили отклик у многих. Люди тысячами уходили в далекие леса на Север, за Волгу, где создавали раскольнические скиты – общины, спасаясь от произвола церкви и государства; но одновременно они уходили от активной борьбы с этим явлением. Раннехристианская ориентация идеологии старообрядцев определила и консервативно-реакционные аспекты в их учении: враждебность светской культуре и знанию, фанатичную приверженность старине, мистицизм, предельный аскетизм, религиозную экзальтацию. В среде раскольников развивались изуверские скиты и направления вроде скопцов, многие раскольники подвергли себя мучительному «огненному крещению» – самосожжению. Исходя из этого, можно, очевидно, характеризовать сознание Аввакума как антигосударственное и антиправовое. Церковным Собором 1666 г. Аввакум был расстрижен, подвергнут анафеме, затем сослан в Пустозерск в заключение. В 1682 г. он и его сподвижники по решению Церковного Собора были сожжены на костре. Так в противостоянии консервативной негосударственной доктрины права Аввакума, полугосударственных теократических воззрений Никона и прогосударственной идеологии Алексея Михайловича восторжествовала последняя. Тем самым были созданы идейные и психологические предпосылки для движения Российского государства в новом направлении – по пути решительных перемен. Вопросы для обсуждения на семинаре 1. Особенности развития древнерусской государственности и политико-правовой мысли. 2. Политико-правовые идеи в древнерусских источниках (XI -XV вв.). 3. Проблемы укрепления верховной власти в сочинениях русских мыслителей XVI в. 4. Политико-правовые идеи в средневековой Руси (XVII в.). Темы рефератов 1. Характер влияния византийской цивилизации на формирование древнерусского государства и его культуру. 2. Политико-правовые традиции «Русской Правды». 3. Татаро-монгольское нашествие и его последствия для русской политико-правовой мысли. Политико-правовые идеи в «Поучении...» Мономаха. 4. Вопросы самодержавной власти, места и значения церкви в государстве в сочинениях «нестяжателей» и «стяжателей». 5. Формирование национально-государственной идеологии Русского государства в XVI в. 6. Программа реформ Н. Пересветова. 7. Реформы церкви. Раскол. Протопоп Аввакум. Патриарх Никон. 8. Формирование политико-правовых основ абсолютизма в XVII в. Ю. Крижанич. С. Полоцкий. А.А. Ордин-Нашокин. Вопросы для повторения, размышления, самоконтроля и самостоятельной работы 1. Подберите высказывания известных мыслителей прошлого и настоящего о значении крещения Руси для развития русской государственности и культуры. Прокомментируйте их. 2. На основе анализа юридических норм, содержащихся в «Русской Правде», попробуйте охарактеризовать политические отношения на Руси в XI-XIII вв. 3. В каких сочинениях XIV в. впервые определился: мотив морального перевеса русского духа над иноземной, чуждой силой? 4. Проанализируйте и сравните трактовки «нестяжателей» и «стяжателей» проблем собственности, свободы воли, форм организации власти, отношений государства и церкви, знания и образования, образа правителя и др. 5. Какие идеи и требования выдвигали вольнодумцы, идеологи городских и крестьянско-плебейских ересей конца XV-XVI вв.? 6. Как трактовал проблему самодержавия и самовластия И. Тимофеев? Почему он считал, что царствование Ивана IV способствовало назреванию смуты? 7. Кто из русских мыслителей XVI в. выдвигал идеи участия в управлении государством «служивых людей»? 8. Сделайте общий анализ содержания Соборного уложения (1649). Интересы каких сословий Российского государства оно удовлетворяло в первую очередь? Аргументируйте свои выводы ссылками на соответствующие статьи Уложения. 9. Пользуясь сочинением Ю. Крижанича «Политика», раскройте содержание его идеи всеславянского единства, роли России в единении славянских народов и освобождении их от иноземного ига. Как Вы полагаете, почему эта идея так и не получила воплощения в жизни? 10. Каковы основные направления эволюции правовой системы в средневековой Руси (сравните «Русскую Правду», Судебник 1497 г., Судебник 1550 г., Соборное Уложение 1649 г.)? Список рекомендуемой литературы Белов Г.А. Особенности развития политической мысли России // Кентавр. 1994. № 1. Борисов Н.С. Русская церковь в политической борьбе XIV-XVII веков. М., 2004. Волоцкий И. Послания. М., 1953. Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль X-XVII веков. М., 2005. Громов М.Н. Максим Грек. М., 1983. Гумилев Н. Древняя Русь и Великая Степь. М., 1989. Замалеев А.Ф., Овчинникова Е.А. Еретики и ортодоксы: Очерки древнерусской духовности. Л., 2000. Замалеев А.Ф., Зон В.А. Отечественные мыслители позднего средневековья, конец XIV – первая треть XV в. Киев, 1990. Зимин А.А. Пересветов и его современники. М., 1959. Золотухина Н.М., Исаев И.А. Политические и правовые учения на Руси XI-XVII вв. М., 1984. Золотухина Н.М. Развитие русской средневековой политической мысли. М., 1985. Иван IV (Грозный). Послания. М., 1951. Илларион. Слово о Законе и Благодати. Киев, 1984. Крижанич Ю. Политика. М., 1996. Курбский A.M. Послания Ивану IV. Л., 1979. Паламарчук П.Г. Москва, или Третий Рим? М., 1991. Пресняков А.Е. Княжное право в Древней Руси. М., 1993. Тихомиров М.П. Российское государство в XVI-XVII вв. М., 1978.
Глава V. Западноевропейская политико-правовая мысль эпохи Возрождения и Реформации Политико-правовая концепция Н. Макиавелли. Его трактовка происхождения государства, его форм, способов правления, целей и средств в политике соотношения политики и морали, силы и права. Реформация как результат кризиса идеологии католицизма. Основные направления в Реформации. Возникновение протестантизма, кальвинизма. Взгляды Ж. Бодена на государство, пути и методы укрепления централизованной монархической власти. Разработка проблемы суверенитета государства – крупнейший вклад Ж. Бодена в развитие политико-теоретическою знания. Политико-правовые идеи европейского утопического социализма Т. Мор. Т. Кампанелла.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 423; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |