Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политико-правовые идеи Реформации




Реформация, охватившая в XVI в. многие страны Европы, ставила своей целью преобразовать, упростить и демократизировать римско-католическую церковную организацию в соответствии с положениями раннего христианства, перестроить взаимоотношения церкви и государства. Вреформационном движении участвовали разно­родные общественные силы, что, естественно, определило на­личие в нем существенно отличающихся друг от друга полити­ческих программ, представлений о государстве, праве, законе.

Но наиболее отчетливо в этом движении выделялись два течения: бюргерское и плебейское. Первое представляло в ос­новном имущие элементы оппозиции: дворянство, бюргерство, часть светских князей. Они прежде всего рассчитывали обога­титься за счет конфискации церковного имущества. В другом лице объединились народные массы – крестьяне и плебеи. Они выступали за радикальное, революционное переустройство мира на началах социальной справедливости.

Идейным и политическим вождем бюргерского лагеря яв­лялся немецкий теолог Мартин Лютер (1483-1546гг.). Основу его учения составлял тезис о том, что каждый христианин достига­ет спасения души исключительно верой, оправдываясь ею лич­но перед Богом. Тем самым он отверг догмат католицизма о спасающей силе церкви, её претензии на контроль за верой и совестью в качестве посредника между Богом и мирянами. Толь­ко Богу люди обязаны повиноваться и служить. Такая трактов­ка Лютером основных положений христианства являлась свое­го рода провозглашением принципа равноправия, равенства людей в вопросах веры.

На основе тезиса «каждый христианин сам себе священник» Лютер построил и свою концепцию государства. Он решительно порвал с господствовавшей тогда теорией двух властей (свет­ская и духовная) и двух прав (гражданское и каноническое), отверг тезис католицизма о примате духовной власти над свет­ской и пришел к выводу о разграничении религиозной и свет­ской сфер, о самостоятельности государства по отношению к церкви и необходимости полной автономии религиозной орга­низации общества. Юрисдикция светской власти – экономика, политика, просвещение, культура; власти духовной – область веры, внутренний мир человека, распространение Божьего сло­ва, поучение христиан.

Реформация в Германии всколыхнула крестьянство и го­родские низы, которые выступили против сословного неравен­ства, феодальной иерархии, бесчисленных повинностей и по­боров. Они стали требовать возвращения к практике христианского равенства не только в церковной, но и в общественной жизни.

Крестьянско-плебейский лагерь возглавлял Томас Мюнцер (ок. 1490-1525гг.). Реформацию он толковал наиболее радикаль­ным образом: призывал трудовой народ объединиться в «хрис­тианский союз и братство», сообща устранить иго господ и установить справедливую народную власть, практически воп­лотить на земле «царство Божие» – общественный строй, в ко­тором не будет существовать ни классовых различий, ни част­ной собственности, ни обособленной, противостоящей членам общества и чуждой им государственной власти.

Мюнцер стал одним из вождей всеобщего восстания немец­ких крестьян 1524 г., был организатором самых значительных эпизодов этого крупнейшего социального катаклизма в исто­рии Германии. В 1525 г. он попал в плен и после жестоких пы­ток казнен. Программу Мюнцера осуществить не удалось. Для её реализации тогда не было соответствующих социально-эко­номических условий. Его идеи намного опередили свое время.

Влиятельным деятелем и видным мыслителем радикально­го религиозно-политического течения Реформации был Жан Кальвин (1509-1564гг.). Он провел кардинальную реформу устрой­ства церкви, упразднил духовное сословие в том виде, в каком оно существовало в католицизме. Общины верующих стали уп­равляться выборной консисторией, состоящей из пресвитеров-старейшин, проповедников и диаконов. Идея самоуправления церковными общинами оказалась весьма плодотворной. Спро­ецированная на государство, эта идея стала концептуальной ба­зой для разработки республиканских программ.

Основополагающий тезис кальвинизма – учение о пре­допределении. По Кальвину, Бог предопределил судьбу каж­дого человека: одних к спасению и блаженству, других – к по­гибели. Человек бессилен изменить волю Бога, но обязан вести себя так, чтобы быть достойным оказаться среди «избранных» и, наоборот, воздерживаться от дурных поступков.

Божественное предопределение означало для истинного кальвиниста прежде всего нравственную обязанность целиком и полностью посвящать себя своей профессии, быть трудолю­бивым, предприимчивым и рачительным хозяином, а не толь­ко набожным и добродетельным человеком.

Из этого догмата также следовало, что предызбранность и спасение человека не зависят от его происхождения, сословных привилегий, социального статуса. Лишь успехи в делах могут быть истолкованы как возможное доказательство избраннос­ти, как благоволение Бога к этому человеку. Таким образом, Кальвин заложил основы так называемой протестантской эти­ки, составившей фундамент буржуазной социально-экономи­ческой практики и духовной атмосферы капитализма в Запад­ной Европе.

Но кальвинизм – явление не однозначное. Этой доктрине была свойственна жестокая религиозная нетерпимость ко вся­ким иным воззрениям и установкам, в особенности к крестьянско-плебейским ересям. Кальвин решительно отвергал веру во всесилие человеческого разума: «Лучше невежество верующе­го, нежели дерзость мудрствующего». Для него был только один безусловный авторитет – Священное писание. Всякую власть он объявлял божественной и на этом строил свою кон­цепцию государства.

В отличие от Лютера, разделившего церковь и государство, Кальвин стремился соединить их в единое целое, подчиняя, по существу, государство церкви. По его мнению, государство, независимо от того, какую форму оно принимает, установлено самим Богом, а потому протест против власти, даже самой же­стокой, тиранической, квалифицировал как дерзость против Божьей воли.

Несмотря на свою противоречивость, в XVI-XVII вв. кальвинистская идеология широко распространилась во многих странах Западной Европы. Под её влиянием совершилась пер­вая буржуазная революция в Нидерландах и утвердилась рес­публика. Последователи Кальвина – пуритане – победили в ан­глийской буржуазной революции XVII в. Они же стояли у ис­токов будущих США. В конечном счете на почве кальвинизма сложилось классическое политико-юридическое мировоззрение буржуазии.

Реформация нанесла тяжелый удар по католической церк­ви: от нее почти одновременно отошли несколько миллионов человек, множество регионов. Протестантизм приняли ряд гер­манских княжеств и городов, а также скандинавские страны, кальвинизм получил широкое признание в Швейцарии, Нидер­ландах, Франции, Шотландии, Англии.

Католическая церковь, естественно, всячески этому сопро­тивлялась. В борьбе против протестантства развернулась кон­трреформация. её основным орудием стал монашеский орден иезуитов («боевой отряд воинствующей церкви»), основанный испанским дворянином Лойолой. Стремясь завоевать власть над умами, иезуиты создали широкую сеть школ, заняли ведущие позиции в области образования и науки, проникали в окруже­ние монархов, склоняя их к борьбе с протестантством, устраня­ли и шантажировали неугодных католической церкви, исполь­зовали инквизицию, запрещали мирянам под угрозой отлуче­ния от церкви читать сочинения еретиков, утверждая таким образом свое влияние не только словом, но и с помощью кост­ра, веревки и палача.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 510; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.