КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Политико-правовые идеи Реформации
Реформация, охватившая в XVI в. многие страны Европы, ставила своей целью преобразовать, упростить и демократизировать римско-католическую церковную организацию в соответствии с положениями раннего христианства, перестроить взаимоотношения церкви и государства. Вреформационном движении участвовали разнородные общественные силы, что, естественно, определило наличие в нем существенно отличающихся друг от друга политических программ, представлений о государстве, праве, законе. Но наиболее отчетливо в этом движении выделялись два течения: бюргерское и плебейское. Первое представляло в основном имущие элементы оппозиции: дворянство, бюргерство, часть светских князей. Они прежде всего рассчитывали обогатиться за счет конфискации церковного имущества. В другом лице объединились народные массы – крестьяне и плебеи. Они выступали за радикальное, революционное переустройство мира на началах социальной справедливости. Идейным и политическим вождем бюргерского лагеря являлся немецкий теолог Мартин Лютер (1483-1546гг.). Основу его учения составлял тезис о том, что каждый христианин достигает спасения души исключительно верой, оправдываясь ею лично перед Богом. Тем самым он отверг догмат католицизма о спасающей силе церкви, её претензии на контроль за верой и совестью в качестве посредника между Богом и мирянами. Только Богу люди обязаны повиноваться и служить. Такая трактовка Лютером основных положений христианства являлась своего рода провозглашением принципа равноправия, равенства людей в вопросах веры. На основе тезиса «каждый христианин сам себе священник» Лютер построил и свою концепцию государства. Он решительно порвал с господствовавшей тогда теорией двух властей (светская и духовная) и двух прав (гражданское и каноническое), отверг тезис католицизма о примате духовной власти над светской и пришел к выводу о разграничении религиозной и светской сфер, о самостоятельности государства по отношению к церкви и необходимости полной автономии религиозной организации общества. Юрисдикция светской власти – экономика, политика, просвещение, культура; власти духовной – область веры, внутренний мир человека, распространение Божьего слова, поучение христиан. Реформация в Германии всколыхнула крестьянство и городские низы, которые выступили против сословного неравенства, феодальной иерархии, бесчисленных повинностей и поборов. Они стали требовать возвращения к практике христианского равенства не только в церковной, но и в общественной жизни. Крестьянско-плебейский лагерь возглавлял Томас Мюнцер (ок. 1490-1525гг.). Реформацию он толковал наиболее радикальным образом: призывал трудовой народ объединиться в «христианский союз и братство», сообща устранить иго господ и установить справедливую народную власть, практически воплотить на земле «царство Божие» – общественный строй, в котором не будет существовать ни классовых различий, ни частной собственности, ни обособленной, противостоящей членам общества и чуждой им государственной власти. Мюнцер стал одним из вождей всеобщего восстания немецких крестьян 1524 г., был организатором самых значительных эпизодов этого крупнейшего социального катаклизма в истории Германии. В 1525 г. он попал в плен и после жестоких пыток казнен. Программу Мюнцера осуществить не удалось. Для её реализации тогда не было соответствующих социально-экономических условий. Его идеи намного опередили свое время. Влиятельным деятелем и видным мыслителем радикального религиозно-политического течения Реформации был Жан Кальвин (1509-1564гг.). Он провел кардинальную реформу устройства церкви, упразднил духовное сословие в том виде, в каком оно существовало в католицизме. Общины верующих стали управляться выборной консисторией, состоящей из пресвитеров-старейшин, проповедников и диаконов. Идея самоуправления церковными общинами оказалась весьма плодотворной. Спроецированная на государство, эта идея стала концептуальной базой для разработки республиканских программ. Основополагающий тезис кальвинизма – учение о предопределении. По Кальвину, Бог предопределил судьбу каждого человека: одних к спасению и блаженству, других – к погибели. Человек бессилен изменить волю Бога, но обязан вести себя так, чтобы быть достойным оказаться среди «избранных» и, наоборот, воздерживаться от дурных поступков. Божественное предопределение означало для истинного кальвиниста прежде всего нравственную обязанность целиком и полностью посвящать себя своей профессии, быть трудолюбивым, предприимчивым и рачительным хозяином, а не только набожным и добродетельным человеком. Из этого догмата также следовало, что предызбранность и спасение человека не зависят от его происхождения, сословных привилегий, социального статуса. Лишь успехи в делах могут быть истолкованы как возможное доказательство избранности, как благоволение Бога к этому человеку. Таким образом, Кальвин заложил основы так называемой протестантской этики, составившей фундамент буржуазной социально-экономической практики и духовной атмосферы капитализма в Западной Европе. Но кальвинизм – явление не однозначное. Этой доктрине была свойственна жестокая религиозная нетерпимость ко всяким иным воззрениям и установкам, в особенности к крестьянско-плебейским ересям. Кальвин решительно отвергал веру во всесилие человеческого разума: «Лучше невежество верующего, нежели дерзость мудрствующего». Для него был только один безусловный авторитет – Священное писание. Всякую власть он объявлял божественной и на этом строил свою концепцию государства. В отличие от Лютера, разделившего церковь и государство, Кальвин стремился соединить их в единое целое, подчиняя, по существу, государство церкви. По его мнению, государство, независимо от того, какую форму оно принимает, установлено самим Богом, а потому протест против власти, даже самой жестокой, тиранической, квалифицировал как дерзость против Божьей воли. Несмотря на свою противоречивость, в XVI-XVII вв. кальвинистская идеология широко распространилась во многих странах Западной Европы. Под её влиянием совершилась первая буржуазная революция в Нидерландах и утвердилась республика. Последователи Кальвина – пуритане – победили в английской буржуазной революции XVII в. Они же стояли у истоков будущих США. В конечном счете на почве кальвинизма сложилось классическое политико-юридическое мировоззрение буржуазии. Реформация нанесла тяжелый удар по католической церкви: от нее почти одновременно отошли несколько миллионов человек, множество регионов. Протестантизм приняли ряд германских княжеств и городов, а также скандинавские страны, кальвинизм получил широкое признание в Швейцарии, Нидерландах, Франции, Шотландии, Англии. Католическая церковь, естественно, всячески этому сопротивлялась. В борьбе против протестантства развернулась контрреформация. её основным орудием стал монашеский орден иезуитов («боевой отряд воинствующей церкви»), основанный испанским дворянином Лойолой. Стремясь завоевать власть над умами, иезуиты создали широкую сеть школ, заняли ведущие позиции в области образования и науки, проникали в окружение монархов, склоняя их к борьбе с протестантством, устраняли и шантажировали неугодных католической церкви, использовали инквизицию, запрещали мирянам под угрозой отлучения от церкви читать сочинения еретиков, утверждая таким образом свое влияние не только словом, но и с помощью костра, веревки и палача.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 510; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |