КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Теория стремится к четкости
Единства взглядов в определении процесса воспитания нет. Выявить его специфику можно лишь в сопоставлении с процессами формирования, становления, социализации личности. Но и для этих процессов нет пока четких определений. Одни исследователи считают, что понятие «формирование» более широкое, чем понятие «воспитание», другое — что оно уже, ибо формирование — это внутренняя сторона воспитания. Соотношение понятий «социализация личности», «формирование личности» и «воспитание» может быть представлено следующим образом: социализация есть процесс усвоения социального опыта, освоения и присвоения общественных отношений, продолжающийся всю жизнь индивида и имеющий определенные стадии: становления и развития личности. Процесс воспитания — это процесс формирования, развития личности, включающий в себя как целенаправленное воздействие извне, так и самовоспитание личности. Согласно одной из распространенных ныне концепций процесс воспитания представляется как взаимосвязанная цепь развивающихся воспитательных ситуаций (воспитательных дел), каждая из которых строится с учетом результатов предыдущей. При таком понимании процесс воспитания — это саморазвивающаяся система, единица которой — развивающаяся воспитательная ситуация (воспитательное дело). Развиваются не только воспитанники, воспитательная деятельность, сам воспитатель, его взаимодействие с воспитанниками; развивается целостный объект, который, будучи системой, есть нечто большее, чем совокупность компонентов. Так преодолевается односторонность обособленных подходов к пониманию воспитания — социологического, психологического, технологического, социально-психологического; теория воспитания приобретает собственный объект исследования1. ' См.: Битинас Б.А. Структура процесса воспитания: Методологический аспект. — Каунас, 1984. Выявлены и охарактеризованы такие свойства воспитательного процесса, как статистичность, многомерность, иерархичность, самоуправляемость. В процессе воспитания выделяются содержательная и процессуальная стороны. Их единство становится очевидным только при достаточно высокой степени абстрагирования, позволяющей выйти за пределы тех конкретных обстоятельств, в которых осуществляется воспитание. Представления о воспитательной деятельности преподавателя учебного предмета, классного руководителя, коллектива — это еще отнюдь не процесс воспитания в целом. Необходимо педагогическое абстрагирование, чтобы увидеть за ними нечто целостное. Допустимая степень абстрагирования, как уже отмечалось, — важнейшая методологическая проблема теории воспитания: на низкой стадии абстрагирования процесс воспитания не прослеживается, а при чрезмерном абстрагировании возникает опасность отрыва от действительности. Особенности воспитательного процесса В целостном педагогическом процессе важное место занимает процесс воспитания (воспитательный процесс). Сущность, а также место и роль этого процесса легче всего обнаружить, рассматривая его в структуре более общего процесса формирования личности (рис. 1). В той части, где формирование личности имеет управляемый, контролируемый характер, где люди руководствуются сознательными намерениями, действуют не стихийно, а по заранее намеченному плану в соответствии с поставленными задачами, и проявляется воспитание. Воспитание — процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу. В учебных пособиях по педагогике прежних лет была распространена формулировка, согласно которой процесс воспитания — это организованное, целенаправленное руководство воспитанием школьников в соответствии с целями, поставленными обществом. Уязвимость данного определения мы легко обнаруживаем, сопоставляя значения понятий «взаимодействие» и «руководство». Первое, как мы Рис.1 уже знаем, отражает сложнейшие отношения воспитателей и воспитуемых, отводя последним активную роль, а второе представляет их как пассивный объект педагогического руководства. В современном понимании процесс воспитания — это именно эффективное взаимодействие (сотрудничество) воспитателей и воспитанников, направленное на достижение заданной цели. Воспитательный процесс имеет ряд особенностей. Прежде всего это процесс целенаправленный. Наибольшую эффективность обеспечивает такая его организация, при которой цель воспитания превращается в цель, близкую и понятную воспитаннику. Именно единством целей, сотрудничеством при их достижении характеризуется современный воспитательный процесс. Процесс воспитания — процесс, многофакторный, в нем проявляются многочисленные объективные и субъективные факторы, обусловливающие своим совокупным действием невообразимую сложность данного процесса. Установлено, что соответствие субъективных факторов, выражающих внутренние потребности личности, объективным условиям, в которых личность живет и формируется, помогает успешно решать задачи воспитания. Чем больше по своему направлению и содержанию совпадают влияния организованной воспитательной деятельности и объективных условий, тем успешнее осуществляется формирование личности. Особенность воспитательного процесса проявляется и в том, что деятельность воспитателя, уп- равляющего этим процессом, обусловлена не только объективными закономерностями. Это в значительной мере искусство, в котором выражается своеобразие личности воспитателя, его индивидуальности, характера, его отношения к воспитанникам. Сложность воспитательного процесса состоит в том, что его результаты не так явственно ощутимы и не так быстро обнаруживают себя, как, например, в процессе обучения. Между педагогическими проявлениями воспитанности или невоспитанности лежит длительный период образования необходимых свойств личности. Личность подвергается одновременному воздействию множества разнохарактерных влияний и накапливает не только положительный, но и отрицательный опыт, требующий корректировки. Сложность воспитательного процесса обусловлена и тем, что он очень динамичен, подвижен и изменчив. Воспитательный процесс отличается длительностью. По сути, он длится всю жизнь. К. Гельвеций писал: «Я продолжаю еще учиться; мое воспитание еще не закончено. Когда же оно закончится? Когда я не буду более способен к нему: после моей смерти. Вся моя жизнь есть, собственно говоря, лишь одно длинное воспитание»1. Школьное воспитание оставляет наиболее глубокий след в сознании человека, потому что нервная система в молодом возрасте отличается высокой пластичностью и восприимчивостью. Но даже при четкой организации воспитательного процесса в школе рассчитывать на быстрые успехи нельзя: для процесса воспитания характерна отдаленность результатов от момента непосредственного воспитательного воздействия. Одна из особенностей воспитательного процесса — его непрерывность. Процесс школьного воспитания — это процесс непрерывного, систематического взаимодействия воспитателей и воспитанников. Заблуждаются воспитатели, полагающие, что одно яркое «мероприятие» способно изменить поведение ученика. Необходима система работы, освещенная определенной целью. Если процесс воспитания прерывается, идет от случая к случаю, то воспитателю постоянно приходится заново прокладывать «след» в сознании ученика, вместо того чтобы, углубляя его, вырабатывать устойчивые привычки. ' Гельвеций К.А. О человеке, его умственных способностях и его воспитании. - М., 1938. - С. 10. Процесс воспитания — процесс комплексный. Комплексность в данном контексте означает единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, подчиненное идее целостности формирования личности. Мы уже знаем, что формирование личностных качеств происходит не поочередно, а одновременно, в комплексе, поэтому и педагогическое воздействие должно иметь комплексный характер. Это не исключает, что в какой-то момент приходится уделять большее внимание тем качествам, которые по уровню сформированное™ не соответствуют развитию других качеств. Комплексный характер воспитательного процесса требует соблюдения целого ряда важных педагогических требований, тщательной организации взаимодействия между воспитателями и воспитанниками. Воспитательному процессу присущи значительная вариативность (неоднозначность) и неопределенность результатов. В одних и тех же условиях последние могут существенно отличаться. Это обусловлено действиями названных выше субъективных факторов: большими индивидуальными различиями воспитанников, их социальным опытом, отношением к воспитанию. Уровень профессиональной подготовленности воспитателей, их мастерство, умение руководить процессом также оказывают большое влияние на его ход и результаты. Процесс воспитания имеет двусторонний характер. Его течение необычно тем, что идет в двух направлениях: от воспитателя к воспитаннику (прямая связь) и от воспитанника к воспитателю (обратная связь). Управление процессом строится главным образом на обратных связях, т. е. на той информации, которая поступает от воспитанников. Чем больше ее в распоряжении воспитателя, тем целесообразнее воспитательное воздействие.
Диалектика процесса воспитания и Процесс воспитания диалектичен. Это выражается в его непрерывном развитии, динамичности, подвижности, изменчивости. Воспитательный процесс развивается в соответствии с действующими причинами. Он изменяется в зависимости, например, от возрастных особенностей учеников, он становится иным в различных условиях и конкретных ситуациях. Бывает так, что одно и то же воспитательное средство в одних условиях оказывает сильное воздействие на воспитанников, а в других — самое незначительное. Диалектика воспитательного процесса раскрывается в его противоречиях, которые, как мы уже знаем, бывают внутренними и внешними. Именно противоречия рождают ту силу, которая поддерживает непрерывное течение процесса. Одним из основных внутренних противоречий, проявляющихся на всех этапах становления личности, выступает противоречие между возникающими у нее новыми потребностями и возможностями их удовлетворения. Возникающее при этом «рассогласование» побуждает человека активно пополнять, расширять опыт, приобретать новые знания и формы поведения, усваивать нормы и правила. Какую направленность приобретут эти новые качества, зависит от многих условий: деятельности, активности, жизненной позиции личности. Назначение воспитания — правильно сориентировать формирование личности, а это возможно лишь на основе глубокого знания движущих сил, мотивов, потребностей, жизненных планов и ценностных ориентации воспитанников. Внешние противоречия также сильно сказываются на направленности и результатах воспитательного процесса. Весьма неблагоприятно, например, влияют противоречия между школой и семьей, противодействие со стороны семьи некоторым требованиям педагогов. Отметим и сильно обострившееся в последнее время противоречие в содержании информации (исторической, литературной, политической), внесшее немалую сумятицу в молодые умы. Противоречие между словом и делом нередко становится причиной многих затруднений и недостатков в воспитании так же, как и преобладание словесных методов воспитания и относительной их обособленности от практического поведения личности (Н.И. Болдырев, Ф.Ф. Королев). Особенно внимательно педагогам надо относиться к противо- летний Иоганн поступает в элементарную немецкую школу. Затем последовали латинская школа и гуманитарная коллегия. В 1764 г. для получения высшего образования Песта-лоцци перешел в другую коллегию — Каролиниум и приступил к изучению юридических наук, готовясь стать политическим деятелем. Учился Песталоцци не то чтобы плохо, но без всякой охоты. Школьные предметы не интересовали его. Учителя постоянно бранили за лень и невнимательность. Директор публично обзывал тупицей и болваном. Веснушчатый, с побитым оспой лицом, нескладный подросток был мало кому симпатичен. Грамотно писать он так и не научился. Товарищи по школе постоянно дразнили его и избивали — за то, что он всегда заступался за слабых. Чуткая, отзывчивая душа — его единственное сокровище. Необъятный запас доброты перекрывал все недостающие качества. «Он был добр до самозабвения, — пишет биограф Песталоцци, — он был впечатлителен до истерики и слез, вспыльчив до исступления — горячее, пламенное сердце билось в этом тщедушном, слабом, некрасивом ребенке». Песталоцци готов был отдать другому последнюю рубашку. Однажды нищий попросил у него милостыню. Денег у юноши не было. Не раздумывая, он снял с башмаков серебряные пряжки и отдал бродяге. Человеческая доброта беззащитна. Жить доброму тяжело, его нещадно эксплуатируют другие. Но Песталоцци и не думает менять свой характер. Он укрепляется в чувстве сострадания, готовит себя к лишениям. Восемнадцатилетним стал ходить в самой бедной одежде, спать на голых досках. Пробовал даже питаться одной травой, отчего едва не умер. Политическая карьера, к которой приступил Песталоцци после окончания коллегии, ему не удалась. Не осуществились и планы стать землепашцем. Хозяйствовать Песталоцци не умел. На его полях ничего не росло, а батраки разбегались. Он еще не знает, что его жизненное призвание — дарить людям душевную щедрость. Нет такой должности под солнцем. На нее не назначают. Высокие души занимают ее по велению сердца. Песталоцци находит способ облегчить участь беспризорных детей, сотнями бродивших по дорогам Швейцарии. В своем доме в Нейгофе он устраивает приют. Воспитателей в приюте два: сам Песталоцци и преданная ему жена Анна. Вместе они кормят детей, как могут, одевают их, обучают в мастерских. Приданое Анны, из которого черпались средства, было не очень значительным. Деньги кончились. Приют пришлось закрыть. Всех детей, неузнаваемо изменившихся за время обучения, пришлось опять выпустить на большую дорогу. Песталоцци едва перенес этот удар, в округе распространился слух о его болезни. С трудом оправившись от пережитых потрясений, Песталоцци решает заняться литературным трудом. Одну за другой пишет шесть повестей и все уничтожает. Но роман «Лин-гард и Гертруда» приносит ему известность. В нем Песталоцци развивает идеи переустройства общества с помощью воспитания. Главную педагогическую ценность составляет книга «Как Гертруда учит своих детей», вышедшая в 1801 г. Простая крестьянка, жена каменщика Гертруда олицетворяет новый тип учителя-воспитателя. Описывая последовательность и содержание обучения, Песталоцци создает новую дидактику начального обучения. Задачей воспитания, по Песталоцци, должно быть развитие способностей человека в соответствии с законами природы. Основа для этого — деятельность. «Глаз, — пишет Песталоцци, — хочет смотреть, ухо — слышать, нога — ходить и рука — хватать. Но также и сердце хочет верить и любить, а ум — мыслить». Деятельность в обучении должна принимать форму упражнения. Исходя из открытого им закона «развития человеческого ума», Песталоцци заключает: «Познание истины у человека вытекает из познания самого себя». Осуществляется оно через число, форму и язык, которые и должны стать отправными пунктами всякого обучения: «Я так сужу: число, форма и язык есть элементарные средства обучения, так как все внешние свойства какого-либо предмета заключаются в пределах его контура и в его числовых отношениях и при посредстве языка Делаются достоянием моего сознания...» Книга вызвала сенсацию, ее переводят на многие языки. Песталоцци присуждают премию и золотою медаль. Медаль эту тут же пришлось продать, чтобы купить хлеба. Кажется, судьба и люди, наконец, смилостивились. Позднее выяснилось, что это была всего-навсего передышка в испытаниях. Песталоцци, уже знаменитый, открывает приют в Станце: «Они были со мною, и я был с ними. Их пища была моей пищей, их питье — моим питьем. Я спал вместе с ними. У меня никого не было, были только они». «... После ужина я их спрашивал: "Дети, что хотите: спать или учиться?" Они обыкновенно отвечали "учиться"...». Приют просуществовал недолго, всего полгода. Песталоцци вместе с его воспитанниками выгоняют французы. Отчаяние снова овладевает педагогом: «Казалось, и физические, и душевные силы совершенно оставили этот живой труп. Измученное лицо его было просто страшно, а душа действительно словно совершенно окаменела», — констатирует биограф. Придя в себя, Песталоцци опять садится за книгу. Пишет о душевной теплоте, вере в человека. Призывает вместо школы «пустых слов», приводящих ребенка в замешательство, искать возможность проводить в сознание детей «великие, обширные понятия, важные и незаменимые для начального развития разумных чувствований и твердой решимости». Путь к познанию — через «наглядность связанного с действительными отношениями опыта». Мягкий и добрый Песталоцци становится суровым и даже очень строгим, когда этого требует дело воспитания: «Если же у детей обнаруживалась жесткость и грубость, то я был строг и пускал в ход даже телесные наказания...» Слава Песталоцци растет. Его издатели богатеют на нем, а он остается нищим. Все гонорары тратит на устройство новых воспитательных учреждений. Четыре года продержалась школа Песталоцци в Бурдор-фе. Она не понравилась правительству. «Рассадник демократизма!» Шестидесятилетнему Песталоцци приходится снова искать место и начинать все сначала. Чем больше людей во всем мире знакомятся с идеями Песталоцци, тем больше растет его популярность. Он становится гордостью Швейцарии. Просвещенные люди Европы хотят встретиться и поговорить с ним. Последнее детище Песталоцци — институт в Ивердоне. Двести воспитанников из всех стран Европы приехали учиться искусству воспитания у Песталоцци. Гостями Песталоцци в Ивердоне были знаменитый географ Риттер, военачальник Клаузевиц, император Александр I, писательница Сталь, педагоги Гербарт, Фребель, Раушер, Белль, Шварц, Нимейер и другие. Он совершенно счастлив. Как может быть счастливым человек, добравшийся, наконец, до любимого дела. На все остальное Песталоцци просто не обращает внимания — некогда, годы стремительно уходят, а работы непочатый край. «Представьте себе человека, — рисует нам ивердонский портрет Песталоцци швейцарский историк И. Миллер, — очень некрасивого, с взъерошенными волосами, лицом, сильно изрытым оспой и покрытым веснушками, с колючей бородой в беспорядке, всегда без галстука, в панталонах, плохо застегнутых и ниспадающих на чулки, которые, в свою очередь, спускались на толстые башмаки, с подпрыгивающей неровной походкой, с глазами, которые то расширялись, как бы бросая молнии, то закрывались, чтобы предаться внутреннему созерцанию, с чертами лица, выражающими то глубокую печаль, то полное неги блаженство, с речью медленною или стремительною, нежною и мелодичною или гремевшую как гром — таков был тот, кого мы называли папой Песталоцци». Всю жизнь отдал великий гуманист другим, ничего не приберег для себя. Даже когда его единственный сын Яков, которого Песталоцци очень любил, умирал в Нейгофе, он не поехал к умирающему, не мог оставить Бургдорф ни на один день. Только человек святой веры в правое дело воспитания мог оставить такую заповедь для людей: «Уже начиная с колыбельки младенца следует вырвать из рук слепой природы... и передать его в руки лучшей силы, получить которую нас научил тысячелетний опыт, касающийся сущности ее вечных законов». 17 февраля 1827 г. Песталоцци умер. Мир не забыл имени этого человека. На памятнике в Ивердоне выбито: «Все для других, ничего для себя».
Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 1059; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |