Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория стремится к четкости




Единства взглядов в определении процесса воспитания нет. Выявить его специфику можно лишь в сопоставлении с процессами формирования, становления, социализации личности. Но и для этих процессов нет пока четких опреде­лений. Одни исследователи считают, что понятие «форми­рование» более широкое, чем понятие «воспитание», дру­гое — что оно уже, ибо формирование — это внутренняя сторона воспитания. Соотношение понятий «социализация личности», «формирование личности» и «воспитание» мо­жет быть представлено следующим образом: социализация есть процесс усвоения социального опыта, освоения и при­своения общественных отношений, продолжающийся всю жизнь индивида и имеющий определенные стадии: станов­ления и развития личности. Процесс воспитания — это про­цесс формирования, развития личности, включающий в себя как целенаправленное воздействие извне, так и самовоспи­тание личности.

Согласно одной из распространенных ныне концепций процесс воспитания представляется как взаимосвязанная цепь развивающихся воспитательных ситуаций (воспита­тельных дел), каждая из которых строится с учетом резуль­татов предыдущей. При таком понимании процесс воспи­тания — это саморазвивающаяся система, единица кото­рой — развивающаяся воспитательная ситуация (воспи­тательное дело). Развиваются не только воспитанники, воспитательная деятельность, сам воспитатель, его взаимо­действие с воспитанниками; развивается целостный объект, который, будучи системой, есть нечто большее, чем сово­купность компонентов. Так преодолевается односторон­ность обособленных подходов к пониманию воспитания — социологического, психологического, технологического, со­циально-психологического; теория воспитания приобретает собственный объект исследования1.

' См.: Битинас Б.А. Структура процесса воспитания: Методологический аспект. — Каунас, 1984.

Выявлены и охарактеризованы такие свойства воспита­тельного процесса, как статистичность, многомерность, иерархичность, самоуправляемость. В процессе воспитания выделяются содержательная и процессуальная стороны. Их единство становится очевидным только при достаточно вы­сокой степени абстрагирования, позволяющей выйти за пределы тех конкретных обстоятельств, в которых осуществля­ется воспитание. Представления о воспитательной деятель­ности преподавателя учебного предмета, классного руково­дителя, коллектива — это еще отнюдь не процесс воспита­ния в целом. Необходимо педагогическое абстрагирование, чтобы увидеть за ними нечто целостное. Допустимая степень абстрагирования, как уже отмечалось, — важнейшая мето­дологическая проблема теории воспитания: на низкой стадии абстрагирования процесс воспитания не прослеживается, а при чрезмерном абстрагировании возникает опасность от­рыва от действительности.

Особенности воспитательного процесса

В целостном педагогическом процессе важное место зани­мает процесс воспитания (воспитательный процесс). Сущ­ность, а также место и роль этого процесса легче всего обнару­жить, рассматривая его в структуре более общего процесса формирования личности (рис. 1). В той части, где формирова­ние личности имеет управляемый, контролируемый характер, где люди руководствуются сознательными намерениями, дей­ствуют не стихийно, а по заранее намеченному плану в соот­ветствии с поставленными задачами, и проявляется воспита­ние. Воспитание — процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и кон­тролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу. В учебных пособиях по педаго­гике прежних лет была распространена формулировка, соглас­но которой процесс воспитания — это организованное, целе­направленное руководство воспитанием школьников в соответ­ствии с целями, поставленными обществом. Уязвимость данно­го определения мы легко обнаруживаем, сопоставляя значения понятий «взаимодействие» и «руководство». Первое, как мы

Рис.1

уже знаем, отражает сложнейшие отношения воспитателей и воспитуемых, отводя последним активную роль, а второе пред­ставляет их как пассивный объект педагогического руководства. В современном понимании процесс воспитания — это именно эффективное взаимодействие (сотрудничество) воспитателей и воспитанников, направленное на достижение заданной цели.

Воспитательный процесс имеет ряд особенностей. Прежде всего это процесс целенаправленный. Наибольшую эффектив­ность обеспечивает такая его организация, при которой цель воспитания превращается в цель, близкую и понятную воспитан­нику. Именно единством целей, сотрудничеством при их дости­жении характеризуется современный воспитательный процесс.

Процесс воспитания — процесс, многофакторный, в нем проявляются многочисленные объективные и субъективные факторы, обусловливающие своим совокупным действием не­вообразимую сложность данного процесса. Установлено, что соответствие субъективных факторов, выражающих внутренние потребности личности, объективным условиям, в которых лич­ность живет и формируется, помогает успешно решать задачи воспитания. Чем больше по своему направлению и содержа­нию совпадают влияния организованной воспитательной дея­тельности и объективных условий, тем успешнее осуществляет­ся формирование личности. Особенность воспитательного про­цесса проявляется и в том, что деятельность воспитателя, уп-

равляющего этим процессом, обусловлена не только объектив­ными закономерностями. Это в значительной мере искусство, в котором выражается своеобразие личности воспитателя, его индивидуальности, характера, его отношения к воспитанникам.

Сложность воспитательного процесса состоит в том, что его результаты не так явственно ощутимы и не так быстро обнару­живают себя, как, например, в процессе обучения. Между пе­дагогическими проявлениями воспитанности или невоспитан­ности лежит длительный период образования необходимых свойств личности. Личность подвергается одновременному воз­действию множества разнохарактерных влияний и накапливает не только положительный, но и отрицательный опыт, требую­щий корректировки. Сложность воспитательного процесса обусловлена и тем, что он очень динамичен, подвижен и из­менчив.

Воспитательный процесс отличается длительностью. По сути, он длится всю жизнь. К. Гельвеций писал: «Я продолжаю еще учиться; мое воспитание еще не закончено. Когда же оно закончится? Когда я не буду более способен к нему: после моей смерти. Вся моя жизнь есть, собственно говоря, лишь одно длинное воспитание»1. Школьное воспитание оставляет наиболее глубокий след в сознании человека, потому что нерв­ная система в молодом возрасте отличается высокой пластич­ностью и восприимчивостью. Но даже при четкой организации воспитательного процесса в школе рассчитывать на быстрые успехи нельзя: для процесса воспитания характерна отдален­ность результатов от момента непосредственного воспитатель­ного воздействия.

Одна из особенностей воспитательного процесса — его не­прерывность. Процесс школьного воспитания — это процесс непрерывного, систематического взаимодействия воспитателей и воспитанников. Заблуждаются воспитатели, полагающие, что одно яркое «мероприятие» способно изменить поведение уче­ника. Необходима система работы, освещенная определенной целью. Если процесс воспитания прерывается, идет от случая к случаю, то воспитателю постоянно приходится заново прокла­дывать «след» в сознании ученика, вместо того чтобы, углубляя его, вырабатывать устойчивые привычки.

' Гельвеций К.А. О человеке, его умственных способностях и его воспита­нии. - М., 1938. - С. 10.

Процесс воспитания — процесс комплексный. Комплекс­ность в данном контексте означает единство целей, задач, со­держания, форм и методов воспитательного процесса, подчи­ненное идее целостности формирования личности. Мы уже знаем, что формирование личностных качеств происходит не поочередно, а одновременно, в комплексе, поэтому и педаго­гическое воздействие должно иметь комплексный характер. Это не исключает, что в какой-то момент приходится уделять большее внимание тем качествам, которые по уровню сформи­рованное™ не соответствуют развитию других качеств. Ком­плексный характер воспитательного процесса требует соблюде­ния целого ряда важных педагогических требований, тщатель­ной организации взаимодействия между воспитателями и вос­питанниками.

Воспитательному процессу присущи значительная вариа­тивность (неоднозначность) и неопределенность результатов. В одних и тех же условиях последние могут существенно отли­чаться. Это обусловлено действиями названных выше субъек­тивных факторов: большими индивидуальными различиями воспитанников, их социальным опытом, отношением к воспи­танию. Уровень профессиональной подготовленности воспита­телей, их мастерство, умение руководить процессом также ока­зывают большое влияние на его ход и результаты.

Процесс воспитания имеет двусторонний характер. Его те­чение необычно тем, что идет в двух направлениях: от воспи­тателя к воспитаннику (прямая связь) и от воспитанника к воспитателю (обратная связь). Управление процессом строится главным образом на обратных связях, т. е. на той информации, которая поступает от воспитанников. Чем больше ее в распо­ряжении воспитателя, тем целесообразнее воспитательное воз­действие.


1. Из перечисленных утверждений выберите те, которые выражают особенности воспитательного процесса.  
1. Целенаправленность.   9. Экономичность.  
2. Многофакторность.   10. Опора на положительное.  
3. Уважение к личности.   11. Сложность.  
4. Длительность.   12. Отдаленность результатов.  
5. Воспитание чувств.   13. Непрерывность.  
6. Комплексность.   14. Вариативность.  
7. Двусторонний характер.   15. Неопределенность  
8. Массовость.   результатов.  
    16. Содружество с семьей.  

 

Диалектика процесса воспитания и

Процесс воспитания диалектичен. Это выражается в его не­прерывном развитии, динамичности, подвижности, изменчи­вости. Воспитательный процесс развивается в соответствии с действующими причинами. Он изменяется в зависимости, на­пример, от возрастных особенностей учеников, он становится иным в различных условиях и конкретных ситуациях. Бывает так, что одно и то же воспитательное средство в одних услови­ях оказывает сильное воздействие на воспитанников, а в дру­гих — самое незначительное.

Диалектика воспитательного процесса раскрывается в его противоречиях, которые, как мы уже знаем, бывают внутрен­ними и внешними. Именно противоречия рождают ту силу, которая поддерживает непрерывное течение процесса. Одним из основных внутренних противоречий, проявляющихся на всех этапах становления личности, выступает противоречие между возникающими у нее новыми потребностями и возмож­ностями их удовлетворения. Возникающее при этом «рассогла­сование» побуждает человека активно пополнять, расширять опыт, приобретать новые знания и формы поведения, усваи­вать нормы и правила. Какую направленность приобретут эти новые качества, зависит от многих условий: деятельности, ак­тивности, жизненной позиции личности. Назначение воспита­ния — правильно сориентировать формирование личности, а это возможно лишь на основе глубокого знания движущих сил, мотивов, потребностей, жизненных планов и ценностных ори­ентации воспитанников.

Внешние противоречия также сильно сказываются на на­правленности и результатах воспитательного процесса. Весьма неблагоприятно, например, влияют противоречия между шко­лой и семьей, противодействие со стороны семьи некоторым требованиям педагогов. Отметим и сильно обострившееся в последнее время противоречие в содержании информации (ис­торической, литературной, политической), внесшее немалую сумятицу в молодые умы. Противоречие между словом и делом нередко становится причиной многих затруднений и недостат­ков в воспитании так же, как и преобладание словесных мето­дов воспитания и относительной их обособленности от практи­ческого поведения личности (Н.И. Болдырев, Ф.Ф. Королев). Особенно внимательно педагогам надо относиться к противо-

летний Иоганн поступает в элементарную немецкую школу. Затем последовали латинская школа и гуманитарная колле­гия. В 1764 г. для получения высшего образования Песта-лоцци перешел в другую коллегию — Каролиниум и присту­пил к изучению юридических наук, готовясь стать полити­ческим деятелем.

Учился Песталоцци не то чтобы плохо, но без всякой охо­ты. Школьные предметы не интересовали его. Учителя по­стоянно бранили за лень и невнимательность. Директор публично обзывал тупицей и болваном. Веснушчатый, с по­битым оспой лицом, нескладный подросток был мало кому симпатичен. Грамотно писать он так и не научился. Товари­щи по школе постоянно дразнили его и избивали — за то, что он всегда заступался за слабых.

Чуткая, отзывчивая душа — его единственное сокровище. Необъятный запас доброты перекрывал все недостающие качества. «Он был добр до самозабвения, — пишет био­граф Песталоцци, — он был впечатлителен до истерики и слез, вспыльчив до исступления — горячее, пламенное серд­це билось в этом тщедушном, слабом, некрасивом ребен­ке». Песталоцци готов был отдать другому последнюю ру­башку. Однажды нищий попросил у него милостыню. Денег у юноши не было. Не раздумывая, он снял с башмаков се­ребряные пряжки и отдал бродяге.

Человеческая доброта беззащитна. Жить доброму тяже­ло, его нещадно эксплуатируют другие. Но Песталоцци и не думает менять свой характер. Он укрепляется в чувстве со­страдания, готовит себя к лишениям. Восемнадцатилетним стал ходить в самой бедной одежде, спать на голых досках. Пробовал даже питаться одной травой, отчего едва не умер.

Политическая карьера, к которой приступил Песталоцци после окончания коллегии, ему не удалась. Не осуществи­лись и планы стать землепашцем. Хозяйствовать Песталоц­ци не умел. На его полях ничего не росло, а батраки разбе­гались.

Он еще не знает, что его жизненное призвание — дарить людям душевную щедрость. Нет такой должности под солн­цем. На нее не назначают. Высокие души занимают ее по велению сердца.

Песталоцци находит способ облегчить участь беспризор­ных детей, сотнями бродивших по дорогам Швейцарии.

В своем доме в Нейгофе он устраивает приют. Воспитате­лей в приюте два: сам Песталоцци и преданная ему жена Анна. Вместе они кормят детей, как могут, одевают их, обу­чают в мастерских.

Приданое Анны, из которого черпались средства, было не очень значительным. Деньги кончились. Приют пришлось закрыть. Всех детей, неузнаваемо изменившихся за время обучения, пришлось опять выпустить на большую дорогу. Песталоцци едва перенес этот удар, в округе распростра­нился слух о его болезни.

С трудом оправившись от пережитых потрясений, Песта­лоцци решает заняться литературным трудом. Одну за дру­гой пишет шесть повестей и все уничтожает. Но роман «Лин-гард и Гертруда» приносит ему известность. В нем Песта­лоцци развивает идеи переустройства общества с помощью воспитания.

Главную педагогическую ценность составляет книга «Как Гертруда учит своих детей», вышедшая в 1801 г. Простая крестьянка, жена каменщика Гертруда олицетворяет новый тип учителя-воспитателя. Описывая последовательность и содержание обучения, Песталоцци создает новую дидактику начального обучения.

Задачей воспитания, по Песталоцци, должно быть разви­тие способностей человека в соответствии с законами при­роды. Основа для этого — деятельность. «Глаз, — пишет Песталоцци, — хочет смотреть, ухо — слышать, нога — хо­дить и рука — хватать. Но также и сердце хочет верить и любить, а ум — мыслить». Деятельность в обучении должна принимать форму упражнения.

Исходя из открытого им закона «развития человеческого ума», Песталоцци заключает: «Познание истины у человека вытекает из познания самого себя». Осуществляется оно через число, форму и язык, которые и должны стать отправ­ными пунктами всякого обучения: «Я так сужу: число, форма и язык есть элементарные средства обучения, так как все внешние свойства какого-либо предмета заключаются в пределах его контура и в его числовых отношениях и при посредстве языка Делаются достоянием моего сознания...»

Книга вызвала сенсацию, ее переводят на многие языки. Песталоцци присуждают премию и золотою медаль. Медаль эту тут же пришлось продать, чтобы купить хлеба.

Кажется, судьба и люди, наконец, смилостивились. Позд­нее выяснилось, что это была всего-навсего передышка в испытаниях.

Песталоцци, уже знаменитый, открывает приют в Станце:

«Они были со мною, и я был с ними. Их пища была моей пи­щей, их питье — моим питьем. Я спал вместе с ними. У меня никого не было, были только они». «... После ужина я их спрашивал: "Дети, что хотите: спать или учиться?" Они обыкновенно отвечали "учиться"...».

Приют просуществовал недолго, всего полгода. Песта­лоцци вместе с его воспитанниками выгоняют французы. Отчаяние снова овладевает педагогом: «Казалось, и физи­ческие, и душевные силы совершенно оставили этот живой труп. Измученное лицо его было просто страшно, а душа действительно словно совершенно окаменела», — конста­тирует биограф.

Придя в себя, Песталоцци опять садится за книгу. Пишет о душевной теплоте, вере в человека. Призывает вместо школы «пустых слов», приводящих ребенка в замешатель­ство, искать возможность проводить в сознание детей «ве­ликие, обширные понятия, важные и незаменимые для на­чального развития разумных чувствований и твердой реши­мости». Путь к познанию — через «наглядность связанного с действительными отношениями опыта».

Мягкий и добрый Песталоцци становится суровым и даже очень строгим, когда этого требует дело воспитания: «Если же у детей обнаруживалась жесткость и грубость, то я был строг и пускал в ход даже телесные наказания...»

Слава Песталоцци растет. Его издатели богатеют на нем, а он остается нищим. Все гонорары тратит на устройство но­вых воспитательных учреждений.

Четыре года продержалась школа Песталоцци в Бурдор-фе. Она не понравилась правительству. «Рассадник демо­кратизма!» Шестидесятилетнему Песталоцци приходится сно­ва искать место и начинать все сначала.

Чем больше людей во всем мире знакомятся с идеями Песталоцци, тем больше растет его популярность. Он ста­новится гордостью Швейцарии. Просвещенные люди Евро­пы хотят встретиться и поговорить с ним.

Последнее детище Песталоцци — институт в Ивердоне. Двести воспитанников из всех стран Европы приехали учить­ся искусству воспитания у Песталоцци. Гостями Песталоцци

в Ивердоне были знаменитый географ Риттер, военачаль­ник Клаузевиц, император Александр I, писательница Сталь, педагоги Гербарт, Фребель, Раушер, Белль, Шварц, Нимейер и другие.

Он совершенно счастлив. Как может быть счастливым че­ловек, добравшийся, наконец, до любимого дела. На все остальное Песталоцци просто не обращает внимания — не­когда, годы стремительно уходят, а работы непочатый край. «Представьте себе человека, — рисует нам ивердонский портрет Песталоцци швейцарский историк И. Миллер, — очень некрасивого, с взъерошенными волосами, лицом, сильно изрытым оспой и покрытым веснушками, с колючей бородой в беспорядке, всегда без галстука, в панталонах, плохо застегнутых и ниспадающих на чулки, которые, в свою очередь, спускались на толстые башмаки, с подпрыги­вающей неровной походкой, с глазами, которые то расширя­лись, как бы бросая молнии, то закрывались, чтобы пре­даться внутреннему созерцанию, с чертами лица, выражаю­щими то глубокую печаль, то полное неги блаженство, с речью медленною или стремительною, нежною и мелодич­ною или гремевшую как гром — таков был тот, кого мы на­зывали папой Песталоцци».

Всю жизнь отдал великий гуманист другим, ничего не при­берег для себя. Даже когда его единственный сын Яков, ко­торого Песталоцци очень любил, умирал в Нейгофе, он не поехал к умирающему, не мог оставить Бургдорф ни на один день. Только человек святой веры в правое дело воспита­ния мог оставить такую заповедь для людей: «Уже начиная с колыбельки младенца следует вырвать из рук слепой при­роды... и передать его в руки лучшей силы, получить кото­рую нас научил тысячелетний опыт, касающийся сущности ее вечных законов».

17 февраля 1827 г. Песталоцци умер. Мир не забыл име­ни этого человека. На памятнике в Ивердоне выбито: «Все для других, ничего для себя».





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 1034; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.