Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблема определения мотивов. Мотивация как психологическая категория




Мотивация как психологическая категория

ТЕМА 6. МОТИВЫ УЧЕНИЯ

Темы курсовых работ и рефератов

1. Учебная деятельность в концепции Эльконина - Давыдова.

2. Сущность учебной деятельности.

3. Основные особенности учебной деятельности.

4. Структура учебной деятельности.

5. Учебные действия в структуре учебной деятельности.

6. Закономерности формирования и функционирования учебной деятельности.

7. Основные возрастные особенности формирования УД.

8. Ведущий характер учебной деятельности в младшем школьном возрасте.

9. Основные аспекты диагностики учебной деятельности.

 

Интернет-ресурсы (ссылки)

1. Кафедра педагогики и педагогической психологии факультета психологии МГУ

2. Кафедра возрастной психологии МГУ

3. Сайт Психологического института РАО

4. Группа психологии обучения и развития младших школьников ПИ РАО

5. Группа построения школьных учебников ПИ РАО

6. Лаборатория изучения психического развития в подростковом и юношеском возрастах ПИ РАО

7. Лаборатория психологии учения ПИ РАО

8. Центры развивающего обучения Международной общественной организации - Ассоциации "Развивающее обучение"

9. Сайт средней московскую общеобразовательную школу № 91

10. Статья А.В. Брушлинского "О развитии В.В. Давыдовым своей теории психического развития"

11. Статья Г.А. Цукерман "Опыт типологического анализа младших школьников как субъектов учебной деятельности"

12. Статья Г.А. Цукерман "Что развивает и чего не развивает учебная деятельность младших школьников?"

13. Работа Д. Б. Эльконина "Об историческом возникновении ролевой игры" (глава 2 из книги "Психология игры"

14. Статья А.О. Прохорова, Г.Н. Генинга "Особенности психических состояний младших школьников в учебной деятельности"

15. Статья В.В. Репкина, Г.В. Репкиной, Е.В. Заики "О системе психолого-педагогического мониторинга в построении учебной деятельности"

 


· 6.1. Мотивация как психологическая категория

· 6.2. Учебная мотивация

· 6.3. Мотивация достижения успеха

· 6.4. Формирование и изучение учебной мотивации

 

· 6.1.1. Проблема определения мотивов

· 6.1.2. Основные трактовки мотива

· 6.1.3. Мотив - мотивация - мотивационная сфера личности

 

Проблема мотивации и мотивов поведения и деятельности - одна из стержневых в психологии. Б.Ф. Ломов отмечает, что в психологических исследованиях деятельности мотивации и целеполагания принадлежит ведущая роль (Ломов Б.Ф., 1991; аннотация) (рис. 1).
Неудивительно, что мотивации и мотивам посвящено большое количество монографий, как отечественных (В.Г. Асеев, В.К. Вилюнас, В.И. Ковалев, А.Н. Леонтьев, М.Ш. Магомед-Эминов, В.С. Мерлин, П.В. Симонов, Д.Н. Узнадзе, А.А. Файзуллаев, П.М. Якобсон), так и зарубежных авторов (Дж. Аткинсон, Г. Холл, К. Мадсен, А. Маслоу, Х. Хекхаузен и др.).
Концепции и теории мотивации, относимые только к человеку, начали появляться в психологической науке начиная с 20-х гг. XX в. Первой была теория мотивации К. Левина (1926). Вслед за ней были опубликованы работы представителей гуманистической психологии - А. Маслоу, Г. Олпорта, К. Роджерса.
В зарубежной психологии имеется около 50 теорий мотиваций. В связи с таким положением В.К. Вилюнас (Вилюнас В.К., 1990) высказал сомнение о целесообразности обсуждения вопроса, что такое "мотив".
В ряде работ "мотив" рассматривается только как интеллектуальный продукт мозговой деятельности. Так, Ж. Годфруа (Годфруа Ж., 1992) пишет, что "мотив" - это соображение, по которому субъект должен действовать. Еще более резко говорит Х. Хекхаузен (Хекхаузен Х., 1986; аннотация): это лишь "конструкт мышления", т.е. теоретическое построение, а не реально существующий психологический феномен. Неудивительно, что в его 2-томной монографии за мотив принимаются либо потребность (потребность во властвовании, называемая им "мотивом власти"; потребность в достижении - "мотив достижения"), либо личностные диспозиции (тревожность и др.), либо внешние и внутренние причины того или иного поведения (оказание помощи, проявление агрессии).
Когда ищут ответ на вопрос: "что же такое мотивы?", нужно помнить, что это одновременно ответ на вопросы: "зачем?", "для чего?", "почему?", "от чего человек ведет себя именно так, а не иначе"? Чаще всего бывает так, что то, что принимается за мотив, способствует ответу только на один или два из перечисленных вопросов, но никогда на все.

· Действительно, в качестве мотива назывались самые различные психологические феномены, такие, как:

o намерения, представления, идеи, чувства, переживания (Л.И. Божович);

o потребности, влечения, побуждения, склонности (X. Хекхаузен);

o желания, хотения, привычки, мысли, чувство долга (П.А. Рудик);

o морально-политические установки и помыслы (Г.А. Ковалев);

o психические процессы, состояния и свойства личности (К.К. Платонов);

o предметы внешнего мира (А.Н. Леонтьев);

o установки (А. Маслоу);

o условия существования (К. Вилюнас);

o побуждения, от которых зависит целенаправленный характер действий (В.С. Мерлин);

o соображение, по которому субъект должен действовать (Ж. Годфруа).

Тем не менее большинство психологов сходятся на том, что чаще всего мотив- это либо побуждение, либо цель (предмет), либо намерение, либо потребность, либо свойство личности, либо ее состояние.
(http://psychol.ras.ru/; см. сайт Института психологии РАН);
(http://www.pirao.ru/; см. сайт Психологического института РАО);
(http://www.psy.msu.ru/; см. сайт факультета психологии МГУ).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-25; Просмотров: 616; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.