КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
II э т а п - знакомство с уравнением
Методика обучения решению простейших уравнений. В начальном курсе математики. Формирование представлений об уравнении
Уравнение в начальном курсе математики трактуется как равенство, содержащее неизвестное число, которое надо найти. Решить уравнение - значит найти такое значение х, при котором равенство будет верным. В начальных классах учащиеся решают простейшие уравнения способом подбора и на основе правила зависимости между компонентами и результатами действий. В формировании у младших школьников представлений об уравнении можно выделить следующие этапы:
I э т а п - подготовительный (при изучении нумерации чисел в пределах 10). Выполняются следующие виды упражнений: 1. Способом подбора дети решают примеры с «окошками» (М-1, ч. 1, с. 84). В процессе выполнения таких упражнений дети привыкают к мысли, что неизвестным может быть не только сумма или разность (с. 56), но и одно из слагаемых (уменьшаемое, вычитаемое) – с. 70. Следует иметь в виду, что упражнения с «окошками» можно использовать с различной целью (в зависимости от этого формулируется задание): а) с целью закрепления и проверки состава чисел: - Вставь в окошко нужное число 3 + = 7; б) с целью подготовки к решению уравнений способом подстановки: - Какое число нужно вставить в «окошко», чтобы получить верное равенство? - Объясни, почему числа 1, 2, 3, 5 нельзя вставить в «окошко»? - Какое равенство получим, если вставим в «окошко» число 6? 2. Раскрывается связь между слагаемыми и суммой (правило нахождения неизвестного слагаемого) - М-1, ч. 2 с. 24. Это правило вводится либо сразу (где вводится взаимосвязь) или на последующих уроках (дедуктивный путь). Для этого надо переосмыслить взаимосвязь и подвести детей к выводу-правилу: «Чтобы найти слагаемое …». а) повторяем взаимосвязь: 5 + 3 = 8 8 – 5 = 3 8 – 3 = 5 б) учитель предлагает одно из слагаемых сделать неизвестным: + 3 = 8 - Прочитаем: к какому числу надо прибавить 3, чтобы получить 8. Давайте найдем это число. Какое из этих равенств поможет найти первое слагаемое? (8 – 3 = 5) - Как же найти неизвестное первое слагаемое? (…) в) аналогично проводится работа со вторым неизвестным слагаемым и делается общий вывод: чтобы найти неизвестное слагаемое, надо …. 3. Раскрывается связь между компонентами и результатом действий: - вычитания, М2, ч. 1, с. 73, - умножения, М2, ч. 2, с. 62, - деления, М3, ч. 2, с. 16. 4. Выполнение упражнений в виде таблиц (М1, ч. 2, с. 89). (в концентре «Сотня» - 2 класс, ч. 1, с. 68). 1. Дается понятие «уравнение», которое фактически сводится к замене «окошка» латинской буквой х и введению термина «неизвестное число». На этом этапе уравнения решаются у с т н о способом подбора. Начать работу можно с решения 2-3 примеров с «окошками»: + 7 = 10 – 5 = 8 15 – = 6 - В разных примерах неизвестное число было обозначено «окошком», а в математике принято обозначать неизвестное число буквами латинского алфавита. Будем обозначать неизвестное число буквой х: х + 7 = 10 х – 5 = 8 15 – х = 6 - Это уравнения. Решить его - значит найти неизвестное число. Чему равно неизвестное число в первом уравнении? втором? третьем? 2. Следует обратить внимание на отличие уравнения от выражения с переменной и числовых равенств (М-2, ч. 1, с. 70, № 1). 3. Учатся читать уравнения различными способами. III э т а п - овладение способом решения уравнения. 1. Знакомство с решением уравнения на основе знания зависимости между компонентами и результатом действия сложения (М3, ч. 1, с. 7). Для решения уравнений с помощью правила предлагается такое уравнение, которое дети не могут быстро решить способом подбора, например: х + 14 = 79. Чтобы они лучше уяснили последовательность выполнения операций на основе взаимосвязи между компонентами и результатом арифметических действий, полезно использовать памятку «Как решить уравнение»: 1. Прочитай уравнение. 2. Назови, что известно и что неизвестно в уравнении и вспомни, как найти неизвестное число. 3. Найди неизвестное число, выполнив соответствующее арифметическое действие. 4. Запиши, чему равен х. 5. Сделай проверку. 2. Решение уравнений на основе знания зависимости между компонентами и результатом действия вычитания (М3, ч. 1, с. 8), умножения (М3, ч. 2, с. 19), деления ((М3, ч. 2, с. 17). 3. С целью формирования умений решать уравнения предлагают разнообразные упражнения: 1) Решите уравнения и выполните проверку. 2) Выполните проверку решенных уравнений в неверно решенных уравнениях: 20 - х = 8 х + 7 = 13 х: 24 = 2 х = 20 - 8 х = 13 + 7 х = 24: 2 х = 12 х = 20 х = 12 3) Составьте уравнения с числами х, 7, 10, решите и проверьте решение. 4) Из заданных уравнений выберите и решите те, в которых неизвестное число находят вычитанием (делением). 5) Из заданных уравнений выпишите те, в которых неизвестное число равно 8. 6) Рассмотрите решение уравнения, определите, чем является неизвестное в уравнении, и вставьте пропущенный знак действия: х * 2 = 12 х * 2 = 12 х = 12: 2 х = 12 × 2 7) Вставь пропущенный знак действия и закончи решение уравнений: х + 39 = 81 81 – х = 39 х – 39 = 81 х = 81 … 39 х = 81 … 39 х = 81 …39 8) Подчеркни уравнения, которые имеют одинаковые корни: а) х: 27 = 120 + 29 б) х × (47 – 35) = 312 х: (3 × 9) = 130 + 270 х × (40 – 27) = 300 + 12 х: (9 × 3) = 400 х × (43 – 30) = 290 + 22 х: (54: 2) = 200 × 2 х: 13 = 312 9) Выбери уравнения, которые соответствуют данной схеме, и реши их: х 16 1) х + 16 = 25 4) 16 + х = 25 2) х – 16 = 25 5) 16 – х = 25 25 3) 25 – х = 16 6) х × 16 = 25
10) Выбери уравнение, которое соответствует данной схеме, и реши его: 64 29 х – 29 = 64 х + 29 = 64 х 11) Зачеркни уравнения, корни которых ты не сможешь найти: 375 – х = 207 х × 70 = 9 375 – х = 481 630: х = 5 х + 129 = 117 570 – х = 750 534 + х = 670 х + 483 = 384 х: 20 = 300 х – 390 = 217 540: х = 8 720: х = 70 12) Соедини уравнения, у которых одинаковые корни: 5 × х + 3 × х = 60 5 × (х + 3) = 60 3 × х + 15 = 60 8 × х = 60 3 × (х + 5) = 60 5 × х + 5 × 3 = 60 15 + 5 × х = 60 (5 + 3) × х = 60
13) Соедини уравнения, которые имеют одинаковые корни:
14) Решите уравнения, сравните уравнения и их решения: х + 8 = 40 х × 3 = 24 х – 8 = 40 х: 3 = 24
15) Пользуясь записью умножения «в столбик», найди корни уравнений: х 375 375 × х = 9000 х = … 24 1500 + х = 9000 х = … 1500 375 × х = 750 х = … + 750 375 × х = 7500 х = … 9000 9000 – х = 1500 х = …
16) Запиши различные уравнения, пользуясь их решением. Вычисли корни уравнений: а)
б)
17) Запиши уравнение, пользуясь его решением, и вычисли корень:
х = 12 × 7 х = 17 × 4 х = 54 – 38 х = … х = … х = …
18) Закончи деление и, пользуясь выполненной записью, найди корни уравнений: _98437 ½ 173 х × 173 = 865 х = … 865 ½ 69 _ 3 х – 10380 = 1550 х = … _____ _ 98400 – х = 11900 х = … _____ 0 173 × х = 98437 х = …
19) Соедини каждое уравнение с его решением:
20) Вставь пропущенные знаки действий, чтобы получились уравнения, соответствующие данной схеме: х 10 20 35 … (х + 10)= 20 х … 10 = 35 – 20 35 … х = 10 + 20
21) Используя данную схему, составь два уравнения и найди их корни: х
22) Используя данную запись, найди корни уравнений: 6 × х = 871 – 1 145 × 6 = 871 – х х = … х = … 145 × х = 871 – 1 145 × 6 + х = 871 х = … х = … (871 – х): 6 = 145 (871 – 1): х = 145 х = … х = …
4. В 3 классе продолжается работа над уравнениями. В учебнике представлена система постепенно усложненных заданий, хотя уравнения остаются простейшими. 5. В 4 классе уравнения усложняются, в правой части вместо числа появляется простейшее выражение: х – 16 = 14 + 5 6. Составление уравнений по задачам. Задачи предлагаются только с отвлеченными числами (несюжетные): - Какое число надо увеличить в 3 раза, чтобы получить число, равное разности 96 и 6: х × 3 = 96 - 6 На этом этапе главным для учителя является умение составлять уравнения по тексту задачи. Задание 12. Найдите в учебниках М-3 (М-4) различные упражнения с целью формирования умения решать уравнения.
Дата добавления: 2015-04-25; Просмотров: 3023; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |