Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

З.1 Роль правовой службы предприятия в принятии локальных нормативных правовых актов




ЛОКАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ

В ПОДГОТОВКЕ И ПРИНЯТИИ

РОЛЬ ПРАВОВОЙ СЛУЖБЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

Учет и систематизация нормативных актов, издаваемых на предприятии

Следует различать работу по систематизации актов, поступаю­щих на предприятие, и систематизацию актов, издаваемых на дан­ном предприятии.

Порядок учета и хранения нормативных актов закрепляется в соот­ветствующих инструкциях министерства. В инструкции определяется форма, в которой ведется учет нормативных актов, и правила ведения контрольных экземпляров нормативных актов и сборников.

Министерства могут издавать сборники правовых актов. Эти сборники должны поддерживаться в контрольном состоянии. В сборник вносятся все отметки об изменениях, внесенных в акты с даты, на которую акты помещены в сборнике.

Нормативные акты хранятся в месте и в порядке, установлен­ном специальной инструкцией соответствующего министерства.

Нормативные акты министерства, предприятия группируются в зависимости от года издания. Сгруппированные за календарный год акты брошюруются с включением полных текстов актов со всеми приложениями, содержащими предписания.

На акты, содержащиеся в брошюре, составляется опись с указа­нием наименования актов, их дат и номеров страниц, на которых эти акты помещены. Опись располагается в начале брошюры.

 

 


ТЕМА 3

3.1Роль правовой службы предприятия в принятии локальных нормативных пра­вовых актов

3.2Участие правовой службы предприятия в разработке, принятии и регист­рации учредительных документов организации

3.3Подготовка и принятие коллективного договора

Еще до начала создания предприятия готовятся его учредитель­ные документы. Весьма важно, чтобы эти документы отражали специфику деятельности предприятия, строго соответствовали за­кону.

Специфика деятельности правовой службы предприятия за­ключается в том, что она объективно располагает возможностью рассмотреть проект локального акта — решения общего собрания, постановления совета директоров, приказа или распоряжения ис­полнительного органа предприятия еще до принятия, подписания или утверждения соответствующего акта. Тем самым правовая служба может реально способствовать предотвращению принятия незаконных управленческих решений.

Следует подчеркнуть, что проверка законности локальных (внутренних) документов предприятия — это один из наиболее сложных участков работы юриста. Сложность состоит в том, что юристу нужно не только знать законодательство, чтобы обеспечить соответствие ему издаваемых в организации ло­кальных актов, но и принять правильное решение, когда он сталки­вается с противоречиями между правовыми актами.

При применении норм законодательных актов необходимо учиты­вать решения Конституционного Суда Республики Беларусь, его оцен­ку актов или их отдельных положений, которые в случае признания их неконституционными утрачивают силу и не подлежат применению.

Весьма важное значение имеют локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, принятие которых работода­телем предусмотрено Трудовым кодексом (далее — ТК). Особен­ность таких актов в том, что при их принятии работодатель обязан в установленных случаях учитывать мнение представительного органа работников. К числу таких актов относится определение порядка индексации заработной платы, введение, замена и пере­смотр норм труда, правила внутреннего трудового распорядка и т. п. Правовая служба, работая с проектами локальных нормативных актов по труду, должна учитывать требования закона о том, что акты, ухудшающие положение работников по сравнению с трудо­вым законодательством, коллективным договором, соглашениями либо принятые без соблюдения предусмотренного ТК порядка уче­та мнения представительного органа работников, являются недей­ствительными. Предусмотрено, что в таких случаях применяются законы или иные нормативные правовые акты, содержащие соот­ветствующие нормы трудового права.

Следует подчеркнуть, что юридическое основание принятия локальных актов определяется, как правило, в учредительных до­кументах, которые должны соответствовать требованиям, преду­смотренным законодательными актами. Подавляющее большинст­во действующих в стране негосударственных коммерческих орга­низаций создано в виде обществ, правовое положение которых рег­ламентировано специальным законодательством и уставами кон­кретных предприятий. Для таких предприятий характерна высокая степень саморегулирования в пределах компетенции органов управления, предусмотренной соответствующими законами.

Работа юриста, связанная с правовым анализом локальных ак­тов не завершается проверкой их законности. На предприятии должна быть выработана система подготовки, издания и признания утратившими силу локальных актов. Если такой порядок в органи­зации определен, то можно избежать появления не согласованных друг с другом документов, своевременно отменять устаревшие до­кументы, вовремя реагировать на изменения законодательства.

В тех случаях, когда на предприятии имеется множество ло­кальных актов, изданных в разные годы, и работа по их упорядоче­нию не проводилась, целесообразно создать комиссию во главе с руководителем организации для отбора действующих локальных актов и признания утратившими силу (полностью или частично) устаревших и не соответствующих законодательству внутренних документов. При этом роль правовой службы в работе такой ко­миссии была бы весьма важной, поскольку одним из основных критериев этого отбора является соответствие или несоответствие законодательству того или иного локального акта. Другим крите­рием является степень полноты реализации полномочий данного юридического лица в соответствующих локальных актах.

Результатом этой работы может быть реестр действующих ло­кальных нормативных актов предприятия, который позволит учесть все изданные здесь нормативные документы правового ха­рактера. Создание такого реестра значительно облегчит работу правовой службы по приведению проектов решений общих собра­ний, приказов генерального директора и иных документов право­вого характера в соответствие с законодательством. Это даст воз­можность одновременно с принятием нового локального акта ста­вить вопрос о признании утратившими силу (полностью или час­тично) ранее действовавших документов по данному вопросу, вне­сению в них изменений и дополнений.

Следует иметь в виду, что предприятие обязано приводить свои учредительные документы и локальные акты в соответствие со вступившими в силу новыми законодательными актами, постанов­лениями правительства, другими обязательными для исполнения правовыми актами. Смысл всей этой работы в том, чтобы все виды деятельности предприятия осуществлялись в правовых рамках. Это, в свою очередь, позволяет избежать материальных потерь — например, в виде штрафов за нарушения законодательства.

Учитывая, что работа с локальными акгами на предприятии должна вестись регулярно, целесообразно издать приказ (постановление, рас­поряжение и т. п.) по предприятию, утверждающий положение о по­рядке подготовки локальных нормативных актов в соответствующей организации. В таком положении можно определить систему работы с внутренними документами предприятия, порядок их визирования, пе­ресмотра, участия отдельных служб и должностных лиц в этой работе.

В условиях рыночных отношений получает развитие принцип юридического дозволения, когда предприятие по собственной ини­циативе вправе принимать любые решения, не противоречащие за­конодательству. Очевидно, что именно юрист предприятия, как специалист по праву, обладает наибольшей компетентностью в вопро­сах подготовки таких решений, которые бы не противоречили зако­нодательству. В условиях, когда действуют многочисленные законы, указы, постановления, акты министерств, местных органов власти, от правовой службы зависит многое. И прежде всего она должна объективно информировать руководство предприятия о действую­щем законодательстве, о тех последствиях, которые могут наступить в случае нарушения законов или иных нормативных актов. Актуаль­ным остается древнее латинское изречение «Scire leges non est verba tenere sed vim ac mentem» («Знание законов заключается не в том, чтобы помнить их слова, а в том, чтобы понимать их силу и смысл»).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-25; Просмотров: 1805; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.