КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Организационная форма, наименование кадровой службы предприятия
Создание кадровой службы в организации является объективной необходимостью. Государство обязывает каждое юридическое лицо осуществлять определенные функции, связанные с учетом привлечения и использования труда работников. Отдельные лица, выполняющие такие функции, исходя из профессиональных обязанностей, именуются «кадровой службой». Упомянутые функции составляют следующую группу: - учет личного состава, формирование и ведение личных дел; - оформление приема, перевода, увольнения работников, предоставление им отпусков; - прием, заполнение, ведение и выдача при увольнении трудовых книжек работникам; - оформление карточек пенсионного страхования; - составление отчетности по кадрам; - выдача справок о настоящей и прошлой работе. Подобная деятельность в полном объеме должна осуществляться каждой организацией. Поэтому с самого ее создания в состав кадровой службы на профессиональной основе принимаются работники, удовлетворяющие соответствующим квалификационным требованиям. Безусловно, перечисленные выше функции кадровой службы не являются исчерпывающими. Существуют и другие, достаточно мноначисленные. Но их выполнение наряду с приведенными становится необходимым на последующих стадиях развития организации, приобретения дополнительных направлений ее деятельности. Увеличение функций влечет расширение кадровой службы либо передачу отдельных из них другим структурным подразделениям организации. Кадровая служба организации, как правило, функционирует в виде отдельного структурного подразделения и традиционно именуется отделом кадров. В ряде коммерческих организаций отдел кадров выполняет роль по обслуживанию персонала, а функция управления им передается иным подразделениям — службе безопасности, совету директоров, некоторым департаментам и др. Во вновь создаваемых и развивающихся организациях кадровая служба может получать другое наименование. Оно возникает в случае перемены направления деятельности и интересов организации, существенных структурных и организационных изменений и зависит от профессиональных, деловых качеств руководителя организации и, конечно, работников кадровой службы. Наименование «кадровая служба» может быть отражено в учредительных документах организации и обязательно присутствует в ее штатном расписании. Несмотря на то что кадровая служба может иметь различное наименование и к ее работе могут привлекаться другие подразделения, в организации должен выполняться весь комплекс присущих ей задач и функций. Положение кадровой службы в организации может быть различным. Оно определяется: - степенью развития и особенностями деятельности организации; - отраслевой и производственной спецификой организации; - численностью работников; - содержанием и сложностью задач, решаемых организацией; - сложившимися традициями организации; - профессиональным уровнем работников кадровой службы и др. В случае если кадровая служба функционирует в виде отдельного структурного подразделения, она состоит из руководителя и нескольких работников. Наиболее распространены следующие должности работников кадровой службы: начальник отдела кадров, менеджер по персоналу, специалист по кадрам, инспектор по кадрам. Прием работников на эти должности осуществляется в тех случаях, когда появляется необходимость в выполнении ими обязанностей. В организациях с численностью работников 50—100 человек кадровая служба может состоять из одного работника. Встречаются организации, в которых работа с кадрами распределена между отдельными работниками. Оформляет документы, например, секретарь или бухгалтер; правовые вопросы, связанные с применением трудового законодательства, решает юрисконсульт и т. п. Конечно, к их обязанностям не относится ведение кадровой работы. Но трудовое законодательство предоставляет право нанимателю при определении трудовой функции конкретного работника обязывать работать на условиях совмещения по нескольким профессиям, специальностям, должностям с указанием квалификации. Подобные вопросы должны отражаться в трудовом договоре и должностной инструкции работника. Следует отметить, что правильно сформированная структура кадровой службы положительно влияет на процесс принятия решений в организации, свидетельствует об уровне профессиональной культуры и квалификации персонала. На практике часто возникает вопросы определении численности кадровой службы в соответствующей организации. ТК определяет, что нормы труда (в том числе нормативы численности) устанавливаются в соответствии с достигнутым уровнем техники, технологии, организации производства и труда, а для отдельных категорий работников — также с учетом физиологических и половозрастных факторов (ст. 86). Указанные нормы устанавливаются нанимателем с участием профсоюзов (ст. 87 ТК). Законодательного акта, регулирующего вопросы численности кадровой службы, нет. Однако для определения необходимой численности работников кадровой службы можно использовать методологию, изложенную в Типовых нормах времени на работы по комплектованию и учету кадров, разработанных в 1988 г. Сборник содержит нормы времени на следующие виды работ: оформление документов при приеме на работу и увольнении с работы работников, оформление и учет трудовых книжек, составление статистической отчетности по учету личного состава, составление справок, разработку планов и расчет численности, табельный учет, другие работы работников отдела кадров. Оценивая Типовые нормы с учетом современных требований, следует подчеркнуть, что они не всегда учитывают нынешние условия труда работников отдела кадров (в частности, компьютеризацию работ). Кроме того, подсчет трудовых затрат й расчет численности работников по данным Типовым нормам является нелегким делом. Для определения численности работников необходимо использовать межотраслевые и отраслевые нормативы по труду. Причем они должны быть приведены в соответствие со спецификой производства соответствующей организации, выполняемым объемом работ ее отдела кадров с другими конкретными факторами. Практика показывает, что основными объективными факторами, влияющими на определение численности работников отдела кадров, являются: - численность работников организации; - круг функций, вменяемых в обязанности кадровой службы; - количество работников, принимаемых на работу в организацию и увольняемых в течение года; - условия, в которых работники кадровой службы выполняют свои обязанности (наличие оргтехники, персональных компьютеров и др.). При необходимости численность работников может быть рассчитана самостоятельно организацией либо по просьбе ее работников научно-исследовательским учреждением по труду.
Дата добавления: 2015-04-25; Просмотров: 1395; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |