КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Контроль за исполнением хозяйственных договоровРоль правовой службы предприятия в организации работы по заключению хозяйственных договоров. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ ПО ЗАКЛЮЧЕНИЮ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ДОГОВОРОВ Тема 5 5.1 Роль правовой службы предприятия в организации работы по заключению хозяйственных договоров. Контроль за исполнением хозяйственных договоров 5.2 Порядок заключения хозяйственных договоров Юрисконсульты не всегда привлекаются к планированию сделок и нередко узнают о необходимости заключить договор с контрагентом тогда, когда этот вопрос уже решен руководством предприятия. Нередко бывает и так, что к ним обращаются лишь тогда, когда договор заключен без участия правовой службы, но возникла конфликтная ситуация с контрагентом по договору. Необходимо привлекать правовую службу на стадии планирования будущих сделок. Ведь именно на этой стадии весьма важно оценить правовые последствия возможного неисполнения обязательств со стороны будущего контрагента, судебные перспективы споров, которые могут возникнуть. Это касается практически всех видов сделок, включая кредитные договоры. На следующей стадии — заключения договоров (контрактов) — роль правовой службы трудно переоценить. Для коммерческих организаций договоры (контракты) — это основные документы, в которых реализуется гражданская правоспособность соответствующих организаций. От качества текста договора (контракта) зависит многое. Однако визированием договора не ограничивается участие правовой службы в договорной работе. Не менее важно обеспечить юридическое сопровождение договора (контракта), имея в виду использование правовых средств для обеспечения выполнения договорных обязательств (Приложение В). Правовая служба организует работу или участвует в работе по предъявлению претензий к нарушителям договорных обязательств в тех случаях, когда предъявление претензий является обязательным по закону или по условиям договора. Если в претензионном порядке не удается достичь разрешения спора, то правовая служба обеспечивает предъявление иска в судебные органы. В тех случаях, когда к предприятию предъявляются претензии или иски, правовая служба готовит самостоятельно либо с участием других подразделений отзывы по предъявленным требованиям. Как правило, предприятие имеет множество договоров (контрактов) со своими контрагентами, поэтому целесообразно регламентировать порядок прохождения документации, связанной с подготовкой и заключением договоров (контрактов) и осуществлением контроля за их выполнением. Такая регламентация возможна в виде специального приказа (распоряжения) руководителя предприятия или стандарта предприятия. Локальный акт предприятия по вопросу организации договорной работы регламентирует деятельность всех его подразделений и должностных лиц, связанных с подготовкой, прохождением, порядком визирования, подписания, отправления договоров, рассмотрением разногласий, контролем за их реализацией. Важно понять, что речь идет о том, чтобы исключить случаи подписания некачественных документов, когда устанавливаются нереальные обязательства, отсутствуют сроки их выполнения, договоры (контракты) подписываются лицами, не имеющими соответствующих полномочий, не согласовываются цены на те или иные виды товаров, подлежащих поставке и т. п. В случаях, когда законом предусматривается государственная регистрация договоров (контрактов), необходимо в локальном акте отразить, какое именно подразделение или должностное лицо будет заниматься подготовкой и представлением соответствующих материалов для государственной регистрации. Слабое место многих локальных актов по вопросам организации договорной работы — это недостаточная урегулированность или полное отсутствие упоминаний о контроле за выполнением договорных обязательств. При этом речь идет как о собственных договорных обязательствах, так и об обязательствах партнеров по договору. Для контроля за выполнением собственных договорных обязательств необходимо определить конкретные службы, отвечающие за снабжение сырьем, материалами, оборудованием, производство и реализацию товаров, подлежащих поставке. Для контроля за выполнением обязательств контрагента по договору следует определить те службы, которые обязаны незамедлительно информировать руководство предприятия о случаях срыва поставок продукции на предприятие, подготавливать и передавать правовой службе материалы для предъявления претензий и (или) исков. В зависимости от конкретных условий возможен вариант, когда соответствующие службы готовят претензионные материалы самостоятельно. Одним из этапом построения договорной работы является оформление процедуры визирования. Это внутренняя процедура, заключающаяся в проставлении уполномоченным работником организации подписи на договоре в подтверждение того, что соответствующая функциональная служба ознакомлена с договором и он соответствует интересам организации в части условий, проверка соответствия которым возложена на данного работника. Будучи внутренней процедурой, визирование не оказывает влияния на заключенность либо незаключенность договора, равно как и на права и обязанности соответствующего предприятия в отношении третьих лиц. Подчеркнем, что визирование не является обязательной процедурой, но его введение позволяет достичь как минимум следующих целей: - ознакомить ключевых участников бизнес-процессов с возникающими у предприятия обязательствами; - уменьшить риски в деятельности субъекта хозяйствования путем предварительной проверки законности и целесообразности совершаемых хозяйственных операций. Очевидно, что введение процедуры визирования приводит к небольшому замедлению обращения внутренней информации. Поэтому необходимость ее введения каждый субъект хозяйствования определяет самостоятельно в зависимости от объемов производства, внешних и внутренних рисков и численности персонала. Визирование проектов договоров осуществляется в следующем порядке: 1) договоры с поставщиками-нерезидентами и покупателями-нерезидентами визируются исполнителем, его начальником, начальником финансово-экономического отдела (далее — ФЭО), главным бухгалтером, начальником отдела организации внешнеэкономической деятельности (далее — ООВЭД), начальником юридического отдела; 2) договоры с поставщиками-резидентами визируются исполнителем, его начальником, начальником ФЭО, главным бухгалтером, начальником юридического отдела; 3) договоры с потребителями визируются исполнителем, его начальником, начальником ФЭО и начальником юридического отдела. Допускается тиражирование стандартных бланков договоров с единожды проставленными визами; 4) договоры аренды и хранения визируются начальником юридического отдела, начальником ФЭО и главным бухгалтером; 5) иные договоры, связанные с основной деятельностью по закупке и реализации товаров, визируются исполнителем, его начальником, начальником ФЭО, главным бухгалтером и начальником юридического отдела; 6) договоры, опосредующие осуществление вспомогательной деятельности, визируются исполнителем, его начальником, начальниками функциональных служб в зависимости от наличия в договорах условий, проверяемых соответствующими службами, и начальником юридического отдела. В свою очередь, визированием договора следующие должностные лица подтверждают: -Начальник ООВЭД — что все условия договора в части соблюдения внешнеэкономического законодательства соблюдены; - главный бухгалтер — что договор соответствует требованиям бухгалтерского учета и в нем присутствуют все условия, необходимые для осуществления бухгалтерского и налогового учета при исполнении договора; - начальник ФЭО — что условия договора в части экономического обоснования выбора поставщика, условия о порядке расчетов соответствуют интересам, заключение договора экономически целесообразно; - начальник юридического отдела — что условия договора в части порядка, сроков рассмотрения и разрешения споров и претензий соответствуют интересам, проект договора не нарушает действующее законодательство Республики Беларусь и локальные акты, договор оформлен без нарушений. Довольно редко на практике проект договора подписывается в редакции, первоначально предложенной каким-либо из участников гражданско-правовых отношений. Логичным следствием такой ситуации выступает необходимость регламентировать процедуру внесения изменений в проект договора и согласования его условий до момента заключения. При этом ключевым моментом данной процедуры является определение лица, занимающегося урегулированием разногласий с контрагентом по условиям договора. В случае наличия замечаний к проекту договора у визирующих его лиц данные замечания излагаются исполнителю, который обязан провести переговоры с контрагентом, объяснив последнему необходимость корректировки проекта договора и позицию организации в части оспариваемых условий. Возможны две группы замечаний к условиям договора — замечания в связи с нарушением проектом договора действующего законодательства Республики Беларусь и замечания, продиктованные потребностью усилить положение субъекта хозяйствования но отношению к контрагенту либо исключить дискриминирующие организацию условия. Первая группа замечаний в обязательном порядке должна быть учтена исполнителем и внесена в проект договора. Допускается оставление проекта договора в первоначальной редакции, если исполнителем проведены переговоры по замечаниям второй группы, контрагент отказывается корректировать проект договора, существует реальный риск нанесения ущерба интересам предприятия отказом контрагента от заключения договора, а риск возникновения негативных последствий в случае заключения договора на условиях контрагента нивелируется длительностью хозяйственных отношений и устойчивой деловой репутацией контрагента. В случае отказа контрагента от принятия замечаний второй группы и заключения договора на первоначальных условиях руководитель соответствующего подразделения по соответствующей номенклатуре продукции обязан взять под свой контроль исполнение договора с целью предупреждения нарушения его условий со стороны предприятия и применения санкций. Изменение условий проекта договора, как правило, осуществляется путем внесения исполнителем измененных условий в его текст. В случае если проект договора уже подписан контрагентом, исполнитель совместно с юридическим отделом оформляет протокол разногласий к проекту договора. Изменение условий внешнеторгового договора, как правило, оформляется путем составления дополнительного соглашения к договору. До подписания протокола разногласий и (или) дополнительного соглашения исполнитель обязан провести переговоры с контрагентом относительно наличия препятствии к подписанию им протокола разногласий. В случае отказа от подписания протокола разногласий договор является незаключенным и исполнителю запрещается его использовать в своей деятельности. Допускается внесение в проект договора (за исключением внешнеторговых) редакционных изменений, не касающихся прав и обязательств сторон договора (исправление описок, опечаток, неверного указания фамилий, имен, отчеств, законодательно закрепленных терминов и т. д.), путем корректировки текста договора. Изменения, касающиеся прав и обязанностей сторон договора, оформляются путем подписания дополнительных соглашений к нему. Отдельным этапом договорной работы является подписание договоров, что, в свою очередь, требует регламентации полномочий по их подписанию. Особенно актуальным данный вопрос становится для крупных предприятий, в которых исполнительный орган физически не способен собственноручно подписать все договоры, да и не должен это делать в силу необходимости сконцентрировать свои усилия на стратегических вопросах развития субъекта хозяйствования. Подписание договоров тесно связано с распределением полномочий между директором, его заместителями и иными лицами. Если договор подписывает лицо, не указанное в преамбуле договора, в договоре делается отметка с проставлением косой черты и указанием должности, фамилии, инициалов лица, подписавшего договор, а также его полномочий (исполнение обязанностей генерального директора на основании устава, действие на основании доверенности). Печать организации, как правило, проставляется на договорах, подписанных генеральным директором, его заместителями, главным инженером. Допускается проставление печати на документах, являющихся приложениями к договорам и подписанных иными работниками субъекта хозяйствования, а также на иных документах для подтверждения их происхождения от предприятия. Отсутствие печати на договоре не влияет на заключенность договора, подписанного уполномоченным лицом. Вопросы, связанные с присвоением реквизитов проекту договора, а также хранением документов, являются составной частью документооборота организации и в значительной степени зависят от специфики ее деятельности. При заключении договоров исполнитель присваивает договору номер, состоящий из следующих частей: номер структурного подразделения, номер по порядку в данном структурном подразделении, год заключения. Если договор является разовым, индекс «год заключения» не ставится. При заключении иных договоров, в том числе с поставщиками, используются реквизиты, присвоенные договору контрагентом. При заключении договоров аренды номер присваивается договору по порядку с соответствующим индексом в зависимости от местонахождения арендуемого имущества. Структурные хозяйственные отделы регистрируют заключенные договоры с поставщиками продукции в специальном журнале в хронологическом порядке. Допускается вести электронный учет заключенных договоров. Заключенные договоры хранятся в отделе, который их зарегистрировал, с разбивкой по поставщикам. В аналогичном порядке в отдельном журнале регистрируются заключенные договоры и направленные проекты договоров с потребителями. Договоры аренды регистрируются в книге договоров аренды юридического отдела и хранятся в данном отделе с разбивкой по базам и годам. Ответственность за ведение журналов и книги регистрации договоров, своевременность внесения записей, их достоверность, возлагается на начальника соответствующего подразделения. Все остальные договоры хранятся в управлении бухгалтерского учета, отчетности и контроля с разбивкой по годам в хронологическом порядке. Договоры со всеми документами и приложениями хранятся в соответствующих отделах в течение всего периода их действия, а после его окончания в порядке, установленном Инструкцией по делопроизводству организации, сдаются в архив по истечении установленного срока, но не ранее истечения срока исковой давности с момента осуществления последней поставки либо последнего платежа по договору.
Дата добавления: 2015-04-25; Просмотров: 3040; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |