КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Пятое поколение 2 страница
учет и регистрация законов Российской Федерации, постановлений Федерального Собрания, указов и распоряжений Президента Российской Федерации и решений Совета Министров — Правительства Российской Федерации; участие в создании территориально распределенных телекоммуникационных сетей. Общенациональная территориально распределенная система помимо своего прямого назначения позволит рационально и эффективно решить проблему информационного взаимодействия государственных структур. Научно-техническим центром "Система" формируются еженедельные электронные бюллетени "Собрания законодательства Российской Федерации", информационно-поисковая система "Свод законов Российской Империи" в машиночитаемом виде. Основная задача НТЦ "Система" — донести максимум достоверной правовой информации до предельного количества пользователей с различным уровнем компьютерной подготовки. Эта задача и определила выбор в качестве средства разработки программного обеспечения СУБД (систем управления базами данных). Кроме того, система должна предусматривать постоянное обновление баз данных. Правовая информация не может быть получена из одного источника — она распределена практически по всей территории страны; это приводит к необходимости доставки информации с мест (даже на одной территории постановления правительства, местных органов власти, материалы арбитражных судов, проекты законов реально готовятся в разных государственных структурах, слабо связанных друг с другом). Вследствие этого сбор информации является сильно распределенным, с одной стороны, географически, а с другой — тематически. В создании Общенациональной системы правовой информации все большую роль играют негосударственные компьютерные фирмы и компании.* К их числу относятся: Научно-производственное предприятие "Гарант-Сервис"; Центр новых компьютерных разработок (Санкт-Петербург); Информационно-правовой консорциум "Кодекс"; Юридическое информационное агентство "Interlex"; Акционерное объединение "Консультант Плюс"; Юридический дом "Юстицинформ" и другие. * В России действует до 40 таких фирм и компаний.
Компьютерные фирмы работают в тесном контакте с правотворческими органами, вследствие чего повышается их влияние на эффективность правотворческих решений.* * Российские фирмы, оказывающие услуги по предоставлению и распространению правовой информации, регистрируются в Научно-техническом центре "Система".
В настоящее время в России интенсивно формируется рынок информационных услуг и технологий. В число инструментальных технологий рыночной экономики активно внедряются компьютерные системы: коммерческие базы данных тематического характера; системы электронных бирж и рекламных досок (объявлений); системы удаленной обработки информации, средства предоставления информационных услуг. Рынок информационных ресурсов опосредует связь между индустрией информации и потребителями информации.* * Коммерческие фирмы, частные лица не вправе публиковать текст принятых нормативных правовых актов до их официального опубликования.
Информационными продуктами являются компьютерные технологии, информационные ресурсы и информационные услуги.* Формируется мировой рынок информационных технологий. Законы конкуренции и рынка обеспечивают неуклонное повышение качества информационных продуктов. * Информационная услуга — получение и предоставление в распоряжение пользователя информационных продуктов.
Среди негосударственных (частных) компьютерных фирм лидирующее место занимает Научно-производственное предприятие "Гарант-Сервис" (создано в 1990 г.). Сегодня это высокотехнологическое и наукоемкое производство со штатом. более 300 человек в Москве и широкой сетью представительств в России и за рубежом. Общее число работников предприятия — свыше двух тысяч. В практической и научной деятельности "Гаранта" неразрывно соединены данные юридической науки и информатики. Фирма активно сотрудничает с Государственно-правовым управлением Аппарата Государственной Думы, рядом других федеральных учреждений и организаций. Нормативные акты поступают в "Гарант" непосредственно из Администрации Президента РФ, Правительства РФ, Министерства финансов РФ, Центрального банка Российской Федерации, Государственного таможенного комитета РФ, Государственной налоговой службы РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, других официальных источников.* * Информационные базы фирмы содержат свыше 150 тыс. документов.
Правовые базы и Справочники составляют справочную правовую систему "Гарант". Федеральное законодательство представлено в универсальных и специализированных правовых базах. Универсальная база — "Законодательство России". Такой порядок дает возможность не только просто и эффективно обновлять информационный банк пользователя, но и проводить эту операцию практически с любой необходимой периодичностью. Система "Гарант" формирует подборки основных документов по всем разделам законодательства. В системе представлено банковское, таможенное, жилищное, земельное законодательство, уголовное и административное право, международное право (Россия — СНГ), судебная и арбитражная практика. Российское законодательство представлено в сети Интернет.* По заказу Государственной Думы НПП "Гарант-Сервис" разрабатывает компьютерные средства для законотворческой и законопроектной деятельности. * Агентство Reuter каждую неделю транслирует новости российского законодательства, поступающие из сети "Гарант":
Для удобства вся информация, поступающая в НПП "Гарант-Сервис", разделяется на четыре группы по значимости и частоте использования и имеет разветвленную структуру. Группа 1 — Правовые базы. Это программные продукты, поступающие в продажу и устанавливаемые на компьютер пользователя. Каждая из баз содержит полный комплекс документов и сопроводительную аналитическую информацию. Группа 2 — Электронный архив. Это общий банк документов, хранящихся в НПП "Гарант-Сервис" преимущественно в электронном виде, информация, которая может дополнить правовые базы и быть предоставлена по телекоммуникационным каналам в течение одного дня. Группа 3 — Библиотека "Гаранта". Это документы на бумажных носителях, к которым НПП "Гарант-Сервис" имеет доступ и может передать копии пользователям "Гаранта". Группа 4 — Справочники и программы, связанные с правовой тематикой. Это программные продукты, имеющиеся в продаже и устанавливаемые на компьютер пользователя. Другая лидирующая компьютерная фирма — Акционерное объединение "Консультант Плюс". Ее сеть объединяет 300 региональных информационных центров, производящих поставку справочных правовых систем, сервисное обслуживание и передачу информации пользователям.* * Информационные ресурсы "Консультант Плюс" — более 340 тыс. документов. Объединение обслуживает более 105 тыс. пользователей, из них — 20 тыс. в органах государственной власти. В его составе работает до 10 тыс. сотрудников.
Технология "Консультант Плюс" позволяет обновлять информационный банк пользователя без его полной замены, требующей больших материальных и временных затрат. В пополнение включаются только новые документы и изменения уже находящихся в эталонном банке документов. Региональные информационные центры ежедневно получают текущие дополнения и изменения из эталонного банка Координационного Центра Сети по системе электронных телекоммуникаций. Пользователю пополнение доставляется либо по модему, либо курьером регионального центра. В результате процедуры обновления, занимающей несколько минут, информационный банк пользователя становится идентичным эталонному информационному банку. Одним из приоритетных направлений работы Сети "Консультант Плюс" является сотрудничество с правотворческими органами. На настоящий момент в государственных учреждениях используется более 6 тыс. систем. Эффективность и надежность сервиса и технологии "Консультанта Плюс" позволяет обслуживать органы власти и управления вплоть до местного уровня, в том числе в самых удаленных регионах России. Объединение создает центры правовой информации в каждом регионе страны. Кроме того, установлены коммерческие и научные связи с рядом аналогичных зарубежных фирм и организаций.* * Разработана уникальная технология представления русскоязычной правовой информации в сети Интернет и оперативной доставки новых юридических документов в любую точку России и мира.
Для деятельности частных фирм характерен нестандартный подход. Например, система "Кодекс" содержит в своей базе данных более 25 тыс. нормативных актов России. Каждая отрасль права представлена: основными документами; множеством инструкции; приложениями и комментариями, подробно разъясняющими тот или иной законодательный акт. Все содержащиеся в базе документы получены по официальной рассылке из органов государственной власти, причем большая часть документов передается в электронном виде. Общее число источников информации — более 170. Имеется база данных "Правовое регулирование бизнеса в России" на английском языке. Помимо законодательных актов в правовой системе "Кодекс" содержится также консультационная информация, разъяснения отдельных положений законов, практика их применения; ответы на некоторые вопросы, возникающие в работе юриста. Собранная в этой базе информация в основном была опубликована в периодических изданиях, таких, как "Экономика и жизнь", "Финансовая газета", "Коммерсанта ". Все материалы, содержащиеся в базе, были получены в электронном виде непосредственно от их авторов и благодаря специальной технологии обработки документов не содержат ошибок. § 3. Автоматизированная система информационного обеспечения — Юстиция Автоматизированная система информационного обеспечения — Юстиция призвана осуществлять информационное обеспечение органов и учреждений Министерства юстиции РФ. К основным задачам Министерства юстиции Российской Федерации относятся: координация нормотворческой деятельности федеральных органов исполнительной власти; юридическая экспертиза нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в целях обеспечения их соответствия Конституции Российской Федерации и федеральным законам; обеспечение государственной регистрации общественных и политических объединений, контроль за соответствием их деятельности уставным целям; контроль за соответствием нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти законодательству Российской Федерации, ведение Государственного реестра этих актов; государственная регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; организация службы судебных приставов; участие в формировании и реализации государственной политики в области правовой информатизации (организация ее системы, создание банков данных правовой информации); исполнение уголовных наказаний, судебных актов и актов других органов, предусмотренных законодательством об исполнительном производстве. Информатизация судов, органов и учреждений юстиции проводится на основании соответствующих решений коллегии Министерства юстиции РФ и утверждаемых Министром юстиции РФ ежегодных планов информатизации деятельности центрального аппарата, местных органов, учреждений юстиции и судов. В соответствии с этими документами создается автоматизированная система информационного обеспечения органов и учреждений юстиции Российской Федерации (АСИО — Юстиция). АСИО — Юстиция предназначена для автоматизации деятельности односоставных и многосоставных районных и городских судов, областных (краевых) судов, отделов (управлений) юстиции, Верховных судов и министерств юстиции республик в составе Российской Федерации, нотариата, центрального аппарата Министерства юстиции Российской Федерации. Основная функция АСИО — Юстиция — сбор, обработка, хранение и передача правовой информации в суды, органы и учреждения юстиции, что заменяет традиционные "ручные" методы ее обработки.* По предварительным расчетам, полученным на основе заявок судов, органов и учреждений юстиции, требуется создать около 100 тыс. автоматизированных рабочих мест.** * В структуре Министерства действует Департамент правовой информатизации. ** По оценкам экспертов Организации Объединенных Наций по разработке информационных систем в Западной Европе, Японии и США, средняя стоимость одного рабочего места (кадровое — 20%, техническое — 40%, программное — 30% и телекоммуникационное обеспечение — 10%) составляет порядка 10 тыс. долларов США.
Возникает задача построения локальной информационной сети Министерства юстиции РФ. Все сотрудники центрального аппарата нуждаются в оснащении их рабочих мест персональными компьютерами. Каждое управление должно быть подключено к многосегментной сети с возможностью работы в режиме on line и передачи материалов по электронной почте. Центральным звеном системы является Научный центр правовой информации Министерства юстиции РФ (НЦПИ). НЦПИ создан в 1975 г. для обеспечения правовой информацией высших органов власти и управления. Продолжая выполнять эту функцию в качестве национального центра, НЦПИ предоставляет информацию пользователям СНГ, Совета Европы и ООН. Одновременно он является методическим центром научных исследований в сфере правовой информатики. Все программы Центра функционируют в составе аппаратно-программного комплекса "Фонд" для обработки правовой информации. "Фонд" содержит более 100 тыс. правовых актов Союза ССР и Российской Федерации. Рис. 18. Автоматизированная система информационного обеспечения — Юстиция (НТИ. Сер. 1. 1996. № 7).
С 1975 г. НЦПИ ведет государственный учет нормативных актов. Созданная в Центре база "Эталон" представляет собой полнотекстовую базу данных с действующими официальными редакциями текстов нормативных актов и развитым поисковым аппаратом. Тексты законодательных нормативных актов имеют ссылки на их официальное опубликование, а тексты ведомственных актов — ссылки на регистрацию в Министерстве юстиции РФ. Все нормативные акты базы данных оперативно поддерживаются в контрольном состоянии (т. е. соответствуют текущему правотворчеству) штатом квалифицированных юристов. База данных "Эталон" содержит более 45 тыс. документов, среди которых: действующие нормативные акты бывшего СССР (с 1922 г.); нормативные акты представительных и законодательных органов РФ, Президента и Правительства РФ, принятые начиная с 1990 г., а также все ранее принятые, в которые внесены изменения; общеобязательные нормативные акты министерств и ведомств, прошедшие регистрацию в Министерстве юстиции РФ; нормативные акты межгосударственного характера СНГ; правовые акты Мэрии и Правительства г. Москвы. Информация, содержащаяся в базе данных системы "Эталон", обновляется дважды в неделю. Законодательные акты не позже чем через неделю со дня принятия вводятся в базу данных "Эталон", включаются в систему и немедленно становятся доступными пользователям, работающим в удаленном режиме. Научный центр правовой информации проводит значительную работу по созданию в регионах центров правовой информатизации (ЦПИ). Одна из задач этих центров — обеспечение нормативной информацией правоприменительной и правотвор-ческой деятельности государственных органов субъектов Федерации. Центры правовой информатизации создаются во всех регионах РФ. Со второй половины 1995 г. пользователям НЦПИ, имеющим высокоскоростные каналы связи, предоставляется возможность работать в интерактивном режиме в БД "Фонд" (около 10 Гбайт), содержащей в контрольном состоянии все документы (и их предыдущие версии) федеральных органов государственной власти, министерств и ведомств, изданные с 1922 г. БД "Фонд" включает и материалы судебной практики: определения по уголовным, гражданским, административно-хозяйственным делам областных, краевых, районных и городских судов, а также постановления Верховного Суда и судов республик в составе Российской Федерации. Концепция и программа информатизации органов и учреждений юстиции предусматривает создание сети центров правовой информатизации в субъектах Федерации, передающих нормативную методическую и справочную информацию в суды и нотариальные конторы, и статистическую отчетность из судов и нотариальных контор — в органы юстиции. ЦПИ должны иметь возможность качественной высокоскоростной связи с Министерством юстиции и судами регионов. В соответствии со ст. 5 Конституции РФ Российская Федерация состоит из равноправных субъектов. Каждая республика в составе РФ имеет свои конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеют свой устав и законодательство. Законодательная деятельность субъектов РФ связана с рядом трудностей. Так, растет число законов, принимаемых на данном уровне, противоречащих Конституции РФ и федеральным законам. В настоящее время ведется интенсивная работа по созданию региональных баз правовой информации, без чего невозможно развитие регионов.* * Организация региональных систем правовой информации и создание соответствующих баз данных субъектов Российской Федерации предусмотрены постановлением Правительства РФ "О дополнительных функциях Министерства юстиции Российской Федерации" № 550 от 3 июня 1995 г. и другими документами.
Региональная система представляет собой совокупность автоматизированных информационных центров и абонентских пунктов, объединенных с помощью каналов связи и средств передачи информации, устройств сопряжения аппаратуры в единый программно-технический комплекс. Основное назначение региональных систем — аккумуляция данных о нормативных актах, принимаемых на уровне субъекта Федерации (законы, постановления, распоряжения и иные документы региональных органов государственной власти и решение тех вопросов поиска правовой информации, для которых не требуется обращения в Центр.* * В решении проблем информатизации на уровне региона важная роль принадлежит частным юридическим фирмам, которые специализируются на сборе и распространении нормативной правовой информации субъектов Федерации.
Региональные центры правовой информации: поддерживают в актуальном состоянии и распространяют правовую информацию; разрабатывают и поддерживают базы данных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, судебной и арбитражной практики, судебной статистики, государственный реестр юридических лиц, а также прав на недвижимое имущество и сделок с ним, зарегистрированных соответствующим органом и учреждением юстиции субъекта Российской Федерации. § 4. Автоматизированная система информационного обеспечения органов МВД РФ Министерство внутренних дел РФ является федеральным органом, подчиненным Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации; оно возглавляет систему органов внутренних дел и несет ответственность за выполнение возложенных законодательством на органы внутренних дел задач и обязанностей. Деятельность органов внутренних дел включает несколько самостоятельных направлений: охрана общественного порядка; охрана собственности; охрана прав и законных интересов граждан от преступных посягательств; предупреждение и пресечение правонарушений; раскрытие и расследование преступлений; соблюдение разрешительной системы; обеспечение безопасности дорожного движения и пожарной безопасности. Все эти виды деятельности нуждаются в информационно-аналитическом обеспечении. В современных условиях происходит существенная активизация криминогенных процессов практически по всему спектру противоправных проявлений. Преступность превратилась в один из самых дестабилизирующих факторов общественного развития, а ее масштабы достигли порога, представляющего реальную угрозу безопасности государства и осуществлению социально-экономических реформ. В Положении о Министерстве внутренних дел РФ указано, что Министерство формирует, ведет и использует федеральные учеты, банки данных и оперативно-справочной, розыскной, криминалистической, статистической и иной информации, осуществляет справочно-информационное обслуживание органов внутренних дел и внутренних войск, заинтересованных государственных органов, организует государственную статистику и статистику в системе Министерства. Основные направления работ по этой проблеме изложены в "Концепции развития системы информационного обеспечения органов внутренних дел в борьбе с преступностью", утвержденной приказом Министра внутренних дел РФ от 12 мая 1993 г. № 229. В Концепции сформулированы принципы использования компьютерных технологий на текущий момент и ближайшую перспективу. Информация, которая сосредоточена в органах МВД, делится на следующие три группы: информация оперативно-розыскного и оперативно-справочного характера; информация статистического и управленческого назначения; информация производственно-экономического назначения. Потребность органов внутренних дел в актуальной и достоверной информации удовлетворяется не более чем на 40% из-за несовершенства методологии сбора, обработки и хранения криминальной информации, недостаточного уровня компьютеризации низовых звеньев, неразвитой сети телекоммуникаций на региональном уровне. В 1968 г. в МВД СССР была установлена первая в системе юридических учреждений электронно-вычислительная машина Минск-22. С 1969 г. стали создаваться информационно-вычислительные центры. В 1972 г. в системе органов МВД СССР функционировало 5 центров, оснащенных ЭВМ "Минск-22" и "Минск-32". Основными задачами информационно-вычислительных систем органов внутренних дел России являются: интеграция баз данных, формирование и сопровождение проблемно-ориентированных банков данных массового пользования по всем направлениям деятельности органов внутренних дел;* обеспечение оперативного доступа пользователей к базам данных различного назначения независимо от удаленности от этих баз; проведение активной наступательной стратегии в борьбе о преступностью на основе широкой выдачи с центральной ЭВМ на места рекомендаций профилактического, оперативно-розыскного, директивного и сигнального характера; внедрение безбумажной информационной технологии на всех уровнях функционирования органов внутренних дел; обеспечение информационного взаимодействия с базами данных стран СНГ и международных полицейских организаций, а также с отраслевыми информационными системами в народном хозяйстве. * Принцип интегрированности информационных систем означает, что любые данные, введенные в систему, должны быть доступны всем пользователям. Будучи введенными в систему, данные представляются различным подразделениям правоохранительных органов в том формате, который необходим.
Развивающаяся система интегрированных баз данных органов внутренних дел, объединенных в единую информационно-вычислительную сеть, складывается из: федерального и одиннадцати отраслевых центров, расположенных в МВД РФ; зональных (в пределах 10), объединяющих данные нескольких управлений внутренних дел субъектов Федерации; региональных (около 100), аккумулирующих криминальную информацию низовых органов внутренних дел. С учетом административно-территориального деления РФ определены три уровня управления и соответственно три уровня информационно-вычислительных сетей.
Дата добавления: 2015-04-25; Просмотров: 545; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |