Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пятое поколение 2 страница




учет и регистрация законов Российской Федерации, по­становлений Федерального Собрания, указов и распоряжений

Президента Российской Федерации и решений Совета Мини­стров — Правительства Российской Федерации;

участие в создании территориально распределенных те­лекоммуникационных сетей.

Общенациональная территориально распределенная сис­тема помимо своего прямого назначения позволит рациональ­но и эффективно решить проблему информационного взаимо­действия государственных структур.

Научно-техническим центром "Система" формируются еженедельные электронные бюллетени "Собрания законода­тельства Российской Федерации", информационно-поисковая система "Свод законов Российской Империи" в машиночитае­мом виде.

Основная задача НТЦ "Система" — донести максимум до­стоверной правовой информации до предельного количества пользователей с различным уровнем компьютерной подготов­ки. Эта задача и определила выбор в качестве средства разра­ботки программного обеспечения СУБД (систем управления базами данных). Кроме того, система должна предусматривать постоянное обновление баз данных.

Правовая информация не может быть получена из одно­го источника — она распределена практически по всей тер­ритории страны; это приводит к необходимости доставки ин­формации с мест (даже на одной территории постановления правительства, местных органов власти, материалы арбит­ражных судов, проекты законов реально готовятся в разных государственных структурах, слабо связанных друг с дру­гом).

Вследствие этого сбор информации является сильно рас­пределенным, с одной стороны, географически, а с другой — тематически.

В создании Общенациональной системы правовой инфор­мации все большую роль играют негосударственные компью­терные фирмы и компании.* К их числу относятся:

Научно-производственное предприятие "Гарант-Сервис";

Центр новых компьютерных разработок (Санкт-Петербург);

Информационно-правовой консорциум "Кодекс";

Юридическое информационное агентство "Interlex";

Акционерное объединение "Консультант Плюс";

Юридический дом "Юстицинформ" и другие.

* В России действует до 40 таких фирм и компаний.

 

Компьютерные фирмы работают в тесном контакте с правотворческими органами, вследствие чего повышается их вли­яние на эффективность правотворческих решений.*

* Российские фирмы, оказывающие услуги по предоставлению и рас­пространению правовой информации, регистрируются в Научно-техни­ческом центре "Система".

 

В настоящее время в России интенсивно формируется рынок информационных услуг и технологий. В число инстру­ментальных технологий рыночной экономики активно внедряются компьютерные системы: коммерческие базы данных те­матического характера; системы электронных бирж и реклам­ных досок (объявлений); системы удаленной обработки инфор­мации, средства предоставления информационных услуг. Ры­нок информационных ресурсов опосредует связь между инду­стрией информации и потребителями информации.*

* Коммерческие фирмы, частные лица не вправе публиковать текст при­нятых нормативных правовых актов до их официального опубликования.

 

Информационными продуктами являются компьютерные технологии, информационные ресурсы и информационные услуги.* Формируется мировой рынок информационных техно­логий. Законы конкуренции и рынка обеспечивают неуклонное повышение качества информационных продуктов.

* Информационная услуга — получение и предоставление в распоряже­ние пользователя информационных продуктов.

 

Среди негосударственных (частных) компьютерных фирм лидирующее место занимает Научно-производственное пред­приятие "Гарант-Сервис" (создано в 1990 г.). Сегодня это высокотехнологическое и наукоемкое производство со штатом. более 300 человек в Москве и широкой сетью представительств в России и за рубежом. Общее число работников предприятия — свыше двух тысяч. В практической и научной деятельности "Гаранта" неразрывно соединены данные юридической науки и информатики. Фирма активно сотрудничает с Государствен­но-правовым управлением Аппарата Государственной Думы, рядом других федеральных учреждений и организаций.

Нормативные акты поступают в "Гарант" непосредствен­но из Администрации Президента РФ, Правительства РФ, Министерства финансов РФ, Центрального банка Российской Федерации, Государственного таможенного комитета РФ, Го­сударственной налоговой службы РФ, Высшего Арбитражно­го Суда РФ, других официальных источников.*

* Информационные базы фирмы содержат свыше 150 тыс. документов.

 

Правовые базы и Справочники составляют справочную правовую систему "Гарант". Федеральное законодательство представлено в универсальных и специализированных пра­вовых базах. Универсальная база — "Законодательство Рос­сии".

Такой порядок дает возможность не только просто и эф­фективно обновлять информационный банк пользователя, но и проводить эту операцию практически с любой необходимой периодичностью.

Система "Гарант" формирует подборки основных докумен­тов по всем разделам законодательства. В системе представ­лено банковское, таможенное, жилищное, земельное законо­дательство, уголовное и административное право, междуна­родное право (Россия — СНГ), судебная и арбитражная прак­тика.

Российское законодательство представлено в сети Интернет.* По заказу Государственной Думы НПП "Гарант-Сер­вис" разрабатывает компьютерные средства для законотворческой и законопроектной деятельности.

* Агентство Reuter каждую неделю транслирует новости российского законодательства, поступающие из сети "Гарант":

 

Для удобства вся информация, поступающая в НПП "Га­рант-Сервис", разделяется на четыре группы по значимости и частоте использования и имеет разветвленную структуру.

Группа 1 — Правовые базы. Это программные продукты, поступающие в продажу и устанавливаемые на компьютер пользователя. Каждая из баз содержит полный комплекс доку­ментов и сопроводительную аналитическую информацию.

Группа 2 — Электронный архив. Это общий банк доку­ментов, хранящихся в НПП "Гарант-Сервис" преимуществен­но в электронном виде, информация, которая может допол­нить правовые базы и быть предоставлена по телекоммуника­ционным каналам в течение одного дня.

Группа 3 — Библиотека "Гаранта". Это документы на бумажных носителях, к которым НПП "Гарант-Сервис" имеет доступ и может передать копии пользователям "Гаранта".

Группа 4 — Справочники и программы, связанные с пра­вовой тематикой. Это программные продукты, имеющиеся в продаже и устанавливаемые на компьютер пользователя.

Другая лидирующая компьютерная фирма — Акционер­ное объединение "Консультант Плюс". Ее сеть объединяет 300 региональных информационных центров, производящих поставку справочных правовых систем, сервисное обслужива­ние и передачу информации пользователям.*

* Информационные ресурсы "Консультант Плюс" — более 340 тыс. доку­ментов. Объединение обслуживает более 105 тыс. пользователей, из них — 20 тыс. в органах государственной власти. В его составе работает до 10 тыс. сотрудников.

 

Технология "Консультант Плюс" позволяет обновлять ин­формационный банк пользователя без его полной замены, тре­бующей больших материальных и временных затрат.

В пополнение включаются только новые документы и из­менения уже находящихся в эталонном банке документов.

Региональные информационные центры ежедневно полу­чают текущие дополнения и изменения из эталонного банка Координационного Центра Сети по системе электронных те­лекоммуникаций. Пользователю пополнение доставляется либо по модему, либо курьером регионального центра.

В результате процедуры обновления, занимающей не­сколько минут, информационный банк пользователя становится идентичным эталонному информационному банку.

Одним из приоритетных направлений работы Сети "Кон­сультант Плюс" является сотрудничество с правотворческими органами. На настоящий момент в государственных учрежде­ниях используется более 6 тыс. систем. Эффективность и на­дежность сервиса и технологии "Консультанта Плюс" позволя­ет обслуживать органы власти и управления вплоть до мест­ного уровня, в том числе в самых удаленных регионах России. Объединение создает центры правовой информации в каждом регионе страны. Кроме того, установлены коммерческие и на­учные связи с рядом аналогичных зарубежных фирм и орга­низаций.*

* Разработана уникальная технология представления русскоязычной пра­вовой информации в сети Интернет и оперативной доставки новых юри­дических документов в любую точку России и мира.

 

Для деятельности частных фирм характерен нестандарт­ный подход. Например, система "Кодекс" содержит в своей базе данных более 25 тыс. нормативных актов России. Каждая отрасль права представлена: основными документами; множе­ством инструкции; приложениями и комментариями, подроб­но разъясняющими тот или иной законодательный акт. Все содержащиеся в базе документы получены по официальной рассылке из органов государственной власти, причем большая часть документов передается в электронном виде.

Общее число источников информации — более 170. Име­ется база данных "Правовое регулирование бизнеса в России" на английском языке.

Помимо законодательных актов в правовой системе "Ко­декс" содержится также консультационная информация, разъяснения отдельных положений законов, практика их при­менения; ответы на некоторые вопросы, возникающие в рабо­те юриста. Собранная в этой базе информация в основном была опубликована в периодических изданиях, таких, как "Эконо­мика и жизнь", "Финансовая газета", "Коммерсанта ". Все ма­териалы, содержащиеся в базе, были получены в электронном виде непосредственно от их авторов и благодаря специальной технологии обработки документов не содержат ошибок.

§ 3. Автоматизированная система информационного обеспечения — Юстиция

Автоматизированная система информационного обеспече­ния — Юстиция призвана осуществлять информационное обес­печение органов и учреждений Министерства юстиции РФ.

К основным задачам Министерства юстиции Российской Федерации относятся:

координация нормотворческой деятельности федеральных органов исполнительной власти;

юридическая экспертиза нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в целях обеспечения их со­ответствия Конституции Российской Федерации и федераль­ным законам;

обеспечение государственной регистрации общественных и политических объединений, контроль за соответствием их деятельности уставным целям;

контроль за соответствием нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти законодательству Российской Федерации, ведение Государственного реестра этих актов;

государственная регистрации прав на недвижимое иму­щество и сделок с ним;

организация службы судебных приставов;

участие в формировании и реализации государственной политики в области правовой информатизации (организация ее системы, создание банков данных правовой информации);

исполнение уголовных наказаний, судебных актов и ак­тов других органов, предусмотренных законодательством об исполнительном производстве.

Информатизация судов, органов и учреждений юстиции про­водится на основании соответствующих решений коллегии Ми­нистерства юстиции РФ и утверждаемых Министром юстиции РФ ежегодных планов информатизации деятельности централь­ного аппарата, местных органов, учреждений юстиции и судов. В соответствии с этими документами создается автоматизиро­ванная система информационного обеспечения органов и учреж­дений юстиции Российской Федерации (АСИО — Юстиция).

АСИО — Юстиция предназначена для автоматизации де­ятельности односоставных и многосоставных районных и го­родских судов, областных (краевых) судов, отделов (управле­ний) юстиции, Верховных судов и министерств юстиции рес­публик в составе Российской Федерации, нотариата, централь­ного аппарата Министерства юстиции Российской Федерации.

Основная функция АСИО — Юстиция — сбор, обработка, хранение и передача правовой информации в суды, органы и учреждения юстиции, что заменяет традиционные "ручные" методы ее обработки.* По предварительным расчетам, полу­ченным на основе заявок судов, органов и учреждений юсти­ции, требуется создать около 100 тыс. автоматизированных ра­бочих мест.**

* В структуре Министерства действует Департамент правовой информа­тизации.

** По оценкам экспертов Организации Объединенных Наций по разработ­ке информационных систем в Западной Европе, Японии и США, средняя стоимость одного рабочего места (кадровое — 20%, техническое — 40%, программное — 30% и телекоммуникационное обеспечение — 10%) со­ставляет порядка 10 тыс. долларов США.

 

Возникает задача построения локальной информационной сети Министерства юстиции РФ. Все сотрудники центрально­го аппарата нуждаются в оснащении их рабочих мест персо­нальными компьютерами. Каждое управление должно быть подключено к многосегментной сети с возможностью работы в режиме on line и передачи материалов по электронной почте.

Центральным звеном системы является Научный центр правовой информации Министерства юстиции РФ (НЦПИ). НЦПИ создан в 1975 г. для обеспечения правовой информацией высших органов власти и управления. Продолжая выполнять эту функцию в качестве национального центра, НЦПИ предоставляет информацию пользователям СНГ, Совета Европы и ООН. Одновременно он является методическим центром науч­ных исследований в сфере правовой информатики. Все про­граммы Центра функционируют в составе аппаратно-программного комплекса "Фонд" для обработки правовой информации. "Фонд" содержит более 100 тыс. правовых актов Союза ССР и Российской Федерации.

Рис. 18. Автоматизированная система информационного обеспечения — Юстиция (НТИ. Сер. 1. 1996. № 7).

 

С 1975 г. НЦПИ ведет государственный учет нормативных актов.

Созданная в Центре база "Эталон" представляет собой полнотекстовую базу данных с действующими официальными редакциями текстов нормативных актов и развитым поиско­вым аппаратом. Тексты законодательных нормативных актов имеют ссылки на их официальное опубликование, а тексты ведомственных актов — ссылки на регистрацию в Министер­стве юстиции РФ. Все нормативные акты базы данных опера­тивно поддерживаются в контрольном состоянии (т. е. соответ­ствуют текущему правотворчеству) штатом квалифицирован­ных юристов. База данных "Эталон" содержит более 45 тыс. документов, среди которых:

действующие нормативные акты бывшего СССР (с 1922 г.);

нормативные акты представительных и законодательных органов РФ, Президента и Правительства РФ, принятые на­чиная с 1990 г., а также все ранее принятые, в которые вне­сены изменения;

общеобязательные нормативные акты министерств и ве­домств, прошедшие регистрацию в Министерстве юстиции РФ;

нормативные акты межгосударственного характера СНГ;

правовые акты Мэрии и Правительства г. Москвы.

Информация, содержащаяся в базе данных системы "Эта­лон", обновляется дважды в неделю. Законодательные акты не позже чем через неделю со дня принятия вводятся в базу данных "Эталон", включаются в систему и немедленно стано­вятся доступными пользователям, работающим в удаленном режиме.

Научный центр правовой информации проводит значитель­ную работу по созданию в регионах центров правовой инфор­матизации (ЦПИ). Одна из задач этих центров обеспечение нормативной информацией правоприменительной и правотвор-ческой деятельности государственных органов субъектов Фе­дерации. Центры правовой информатизации создаются во всех регионах РФ.

Со второй половины 1995 г. пользователям НЦПИ, имею­щим высокоскоростные каналы связи, предоставляется воз­можность работать в интерактивном режиме в БД "Фонд" (око­ло 10 Гбайт), содержащей в контрольном состоянии все доку­менты (и их предыдущие версии) федеральных органов госу­дарственной власти, министерств и ведомств, изданные с 1922 г. БД "Фонд" включает и материалы судебной практики: опреде­ления по уголовным, гражданским, административно-хозяй­ственным делам областных, краевых, районных и городских судов, а также постановления Верховного Суда и судов рес­публик в составе Российской Федерации.

Концепция и программа информатизации органов и учреж­дений юстиции предусматривает создание сети центров пра­вовой информатизации в субъектах Федерации, передающих нормативную методическую и справочную информацию в суды и нотариальные конторы, и статистическую отчетность из су­дов и нотариальных контор — в органы юстиции. ЦПИ долж­ны иметь возможность качественной высокоскоростной связи с Министерством юстиции и судами регионов.

В соответствии со ст. 5 Конституции РФ Российская Фе­дерация состоит из равноправных субъектов. Каждая респуб­лика в составе РФ имеет свои конституцию и законодатель­ство. Край, область, город федерального значения, автоном­ная область, автономный округ имеют свой устав и законода­тельство.

Законодательная деятельность субъектов РФ связана с рядом трудностей. Так, растет число законов, принимаемых на данном уровне, противоречащих Конституции РФ и феде­ральным законам.

В настоящее время ведется интенсивная работа по созда­нию региональных баз правовой информации, без чего невоз­можно развитие регионов.*

* Организация региональных систем правовой информации и создание соответствующих баз данных субъектов Российской Федерации предус­мотрены постановлением Правительства РФ "О дополнительных функ­циях Министерства юстиции Российской Федерации" № 550 от 3 июня 1995 г. и другими документами.

 

Региональная система представляет собой совокупность автоматизированных информационных центров и абонентских пунктов, объединенных с помощью каналов связи и средств передачи информации, устройств сопряжения аппаратуры в единый программно-технический комплекс.

Основное назначение региональных систем — аккумуля­ция данных о нормативных актах, принимаемых на уровне субъекта Федерации (законы, постановления, распоряжения и иные документы региональных органов государственной вла­сти и решение тех вопросов поиска правовой информации, для которых не требуется обращения в Центр.*

* В решении проблем информатизации на уровне региона важная роль принадлежит частным юридическим фирмам, которые специализируют­ся на сборе и распространении нормативной правовой информации субъек­тов Федерации.

 

Региональные центры правовой информации:

поддерживают в актуальном состоянии и распространяют правовую информацию;

разрабатывают и поддерживают базы данных норматив­ных правовых актов субъекта Российской Федерации, судеб­ной и арбитражной практики, судебной статистики, государ­ственный реестр юридических лиц, а также прав на недви­жимое имущество и сделок с ним, зарегистрированных соот­ветствующим органом и учреждением юстиции субъекта Рос­сийской Федерации.

§ 4. Автоматизированная система информационного обеспечения органов МВД РФ

Министерство внутренних дел РФ является федеральным органом, подчиненным Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации; оно возглавляет сис­тему органов внутренних дел и несет ответственность за вы­полнение возложенных законодательством на органы внутрен­них дел задач и обязанностей. Деятельность органов внутрен­них дел включает несколько самостоятельных направлений: охрана общественного порядка; охрана собственности; охрана прав и законных интересов граждан от преступных посяга­тельств; предупреждение и пресечение правонарушений; рас­крытие и расследование преступлений; соблюдение разреши­тельной системы; обеспечение безопасности дорожного дви­жения и пожарной безопасности.

Все эти виды деятельности нуждаются в информационно-аналитическом обеспечении.

В современных условиях происходит существенная акти­визация криминогенных процессов практически по всему спектру противоправных проявлений. Преступность превратилась в один из самых дестабилизирующих факторов общественного развития, а ее масштабы достигли порога, представляющего реальную угрозу безопасности государства и осуществлению социально-экономических реформ.

В Положении о Министерстве внутренних дел РФ указа­но, что Министерство формирует, ведет и использует феде­ральные учеты, банки данных и оперативно-справочной, ро­зыскной, криминалистической, статистической и иной инфор­мации, осуществляет справочно-информационное обслужива­ние органов внутренних дел и внутренних войск, заинтересо­ванных государственных органов, организует государственную статистику и статистику в системе Министерства.

Основные направления работ по этой проблеме изложе­ны в "Концепции развития системы информационного обес­печения органов внутренних дел в борьбе с преступностью", утвержденной приказом Министра внутренних дел РФ от 12 мая 1993 г. № 229. В Концепции сформулированы принципы использования компьютерных технологий на текущий момент и ближайшую перспективу.

Информация, которая сосредоточена в органах МВД, де­лится на следующие три группы:

информация оперативно-розыскного и оперативно-спра­вочного характера;

информация статистического и управленческого назначения;

информация производственно-экономического назначения.

Потребность органов внутренних дел в актуальной и дос­товерной информации удовлетворяется не более чем на 40% из-за несовершенства методологии сбора, обработки и хране­ния криминальной информации, недостаточного уровня ком­пьютеризации низовых звеньев, неразвитой сети телекомму­никаций на региональном уровне.

В 1968 г. в МВД СССР была установлена первая в системе юридических учреждений электронно-вычислительная маши­на Минск-22. С 1969 г. стали создаваться информационно-вы­числительные центры. В 1972 г. в системе органов МВД СССР функционировало 5 центров, оснащенных ЭВМ "Минск-22" и "Минск-32".

Основными задачами информационно-вычислительных систем органов внутренних дел России являются:

интеграция баз данных, формирование и сопровождение проблемно-ориентированных банков данных массового пользования по всем направлениям деятельности органов внутрен­них дел;*

обеспечение оперативного доступа пользователей к базам данных различного назначения независимо от удаленности от этих баз;

проведение активной наступательной стратегии в борьбе о преступностью на основе широкой выдачи с центральной ЭВМ на места рекомендаций профилактического, оперативно-розыск­ного, директивного и сигнального характера;

внедрение безбумажной информационной технологии на всех уровнях функционирования органов внутренних дел;

обеспечение информационного взаимодействия с базами данных стран СНГ и международных полицейских организа­ций, а также с отраслевыми информационными системами в народном хозяйстве.

* Принцип интегрированности информационных систем означает, что любые данные, введенные в систему, должны быть доступны всем пользо­вателям. Будучи введенными в систему, данные представляются различ­ным подразделениям правоохранительных органов в том формате, кото­рый необходим.

 

Развивающаяся система интегрированных баз данных ор­ганов внутренних дел, объединенных в единую информацион­но-вычислительную сеть, складывается из:

федерального и одиннадцати отраслевых центров, распо­ложенных в МВД РФ;

зональных (в пределах 10), объединяющих данные несколь­ких управлений внутренних дел субъектов Федерации;

региональных (около 100), аккумулирующих криминаль­ную информацию низовых органов внутренних дел.

С учетом административно-территориального деления РФ определены три уровня управления и соответственно три уров­ня информационно-вычислительных сетей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-25; Просмотров: 515; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.