КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тест по теме 61. Политико-юридические взгляды И. Канта содержатся преимущественно в труде:
а- «Идеи всеобщей истории с космополитической точки зрения» б- «К вечному миру» в- «Метафизические начала учения о праве» г- все ответы верны -
2. Источником положительного права, по И. Канту, является: а- честь и совесть народа б- всенародный референдум в- воля законодателя - г- отношения индивидов как собственников
3. Найдите ложное суждение. В структуре гражданского общества Г. Гегель выделяет такие сословия: а- субстанциальное (землевладельцы – дворяне и крестьяне) б- промышленное (фабриканты, торговцы, ремесленники) в- всеобщее (чиновники) г- криминальное (воры, рецидивисты) -
4. Каких политических и правовых позиций придерживался М.М. Сперанский в начальный период своей деятельности? а- республиканское правление б- демократия в- дворянский либерализм - г- неограниченная монархия
5. Что предлагал Н.М. Карамзин для смягчения крепостного права?
а- разрешить крестьянам менять помещика б- обуздать жестокость господ - в- установить посильные и твердые цены за выкуп свободы г- учредить сельские школы для ликвидации крестьянской безграмотности
ТЕМА 7. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В СТРАНАХ ЕВРОПЫ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.
7.1. ПРАВОВОЕ УЧЕНИЕ Р. ИЕРИНГА Учение немецкого правоведа Рудольфа фон Иеринга (1818-1892), автора книги «Борьба за право», оказало серьезное влияние на развитие социологического направления в юриспруденции, воздействовало на формирование ряда правовых доктрин XX в., таких, как юриспруденция интересов (в Германии) и юридический прагматизм (в США). Право, по теории Р. Иеринга, является суммой условий социальной жизни, обеспеченной мощью государства с помощью средств внешнего принуждения. Отсюда ученый выводил следующие важные элементы права: его зависимость от принуждения, его норму и его цель (или условия общественной жизни). Поскольку единственным орудием принуждения в обществе является государство, оно служит и единственным источником права. Критерием, благодаря которому мы отличаем право от этики и морали, выступает его признание государством и осуществление с помощью государственной власти. Так же, как принуждение является внешней стороной права, норма является его внутренним элементом, абстрактным императивом человеческого поведения. Таким образом, норма, согласно Р. Иерингу, — правило, но отличается от всех других правил благодаря своей направленности на человеческое поведение. Так как она отличается от моральных максим своим обязывающим и императивным характером, из этого следует, что норма, как и принуждение, — это чисто формальный элемент. Однако и норма, и принуждение, будучи чисто формальными элементами, ничего не говорят о содержании права, но именно благодаря содержанию права мы узнаем о той цели, которой служит право в обществе. Право у Р. Иеринга предстает в обязательном порядке защищенным именно государством, среди его формулировок определения права можно привести следующее: «Право есть совокупность жизненных условий общества в широком смысле, обеспечиваемых внешним принуждением, т.е. государственной властью». Получается, что природа права не присуща ему самому, а привносится извне, государством. С формальной точки зрения Р. Иеринг традиционно определяет право как совокупность общеобязательных норм: «Ходячее определение права гласит право есть совокупность действующих вгосударстве принудительных норм, и такое определение, по-моему, вполне правильно» С точки зрения Р. Иеринга, право не может осуществлять одни и те же нормы регулирования жизни для всех времен и народов и должно быть адаптировано к условиям жизни народа, уровню его цивилизации и потребностям времени Иеринг утверждал, что мерилом праве служит не истина, являющаяся абсолютной, а цель, являющаяся относительной. Право способствует осуществлению определенной цели, которая заключается в обеспечении условий общественной жизни Осуществление действия закона государства способствует возникновению в индивиде стремления к реализации всеобщего интереса в обществе наряду с его личным интересом. Общество воздействует на индивида, используя два основных стимула поведения человека — эгоизм и альтруизм. Одну из важнейших задач теории права Р. Иеринг видел в исследовании тех условий жизни индивида и общества, которые существуют независимо от права, предшествуют ему и которые определяют функции и цели права.
7.2. ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ ИДЕОЛОГИЯ СОЛИДАРИЗМА И ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМА У Л. ДЮГИ И М. ОРИУ Теоретическое правоведение во Франции первой трети XX в связано прежде всего с именами Л. Дюги и М. Ориу. Выдающимся теоретиком права, конституционалистом был Леон Дюги (1859-1928), занимавший в течение нескольких лет пост декана юридического факультета Бордоского университета (Франция). Его главным трудом является «Трактат о конституционном праве» (1911) В целом Л. Дюги можно назвать приверженцем позитивистско-социологического правопонимания с некоторыми отступлениями в сторону естественно-правовой доктрины. Л. Дюги старался упразднить в теоретико-правовой науке такие «метафизические» понятия, как «суверенная личность государства», «субъективное право личности» Он называл объективно существующую в обществе публичную власть «просто фактом», а субъективные права полагал иллюзорными и попросту несуществующими. При этом утверждал, что в XX в. прежний государственный строй (свойственный, например, политико-правовому режиму Третьей республики во Франции) исчезает, заменяется новым — «более гибким, более гуманным. Этот новый строй покоится на концепции социальной нормы (основывающейся на объективном «факте взаимной зависимости», связывающей воедино все человечество) и «синдикальном федерализме» (децентрализации) Л. Дюги в этой связи указывал, что современное общество постепенно Движется «к федерализму классов, сорганизованных в синдикаты», а роль центральной государственной власти со временем «примет совершенно другой характер и сведется к функциям контроля и надзора». Центральной идеей учения Л. Дюги является концепция солидаризма, у основания которой стоит французский философ-позитивист, один из основателей современной социологии Огюст Конт (1797-1857). Значительный теоретический вклад в рассматриваемую проблематику был внесен другим французским социологом Эмилем Дюркгеймом (1858-1917), в частности его работой «О разделении общественного труда» (1893). О солидарности в рассматриваемом контексте Л. Дюги высказывался следующим образом: «В солидарности я вижу только факт взаимной зависимости, соединяющей между собой, в силу общности потребностей и разделения труда, членов рода человеческого, в частности, членов одной социальной группы. Прибавлю, что в последние годы до того злоупотребляли прекрасным словом «солидарность», что я колеблюсь произносить его; нет деревенского политика, который не разглагольствовал бы о социальной солидарности, не понимая, впрочем, значения этих слов. Поэтому я предпочитаю говорить: взаимная социальная зависимость». «Особо тесная зависимость» (солидарность), по мысли Л. Дюги, объединяет людей в классы и иные социальные группы. Помимо общественной солидарности, в трактовке Л. Дюги индивидов интегрируют в социальные общности те правила поведения, которые заданы не субъективными правами индивидов и коллективов а социальной нормой «Всякое общество есть дисциплина, а так как человек не может жить без общества, то он может жить, только подчиняясь какой-нибудь дисциплине», каковой и является основополагающая и априорная социальная норма. Л. Дюги придавай концепции социальной нормы приоритетное значение в своих разработках «Как Эвклил основал всю геометрическую систему на постулате нормы поведения, обязательной для всех». Социальная норма является, по выражению Дюги, «органическим законом общественной жизни» Институционализм утверждает, что существующие в обществе коллективы (социальные общности, учреждения, общественные объединения, разнообразные ассоциации и группы) являются основными интегративными механизмами, преобразуют общество в нацию-государство. При этом указанная публичная функция подобных коллективов выполняется ими в связи с реализацией более частных социальных ролей, связанных со служением, выгодным им самим. Концептуальная основа институциональной теории в праве восходит к идее равновесия, которую Полибий считал краеугольным камнем смешанной формы государства, а Ш.Л. Монтескье положил в основание своей концепции разделения властей в государстве. М. Ориу и другие институционалисты утверждают, что в обществе нет никакого предустановленного (ни природой, ни каким-либо сувереном) порядка: «Мы верим только, что существует здесь определенное направление, являющееся для обществ линией их прогресса. Существует социальный идеал и существует порядок вещей, но он не предустановлен, он рождается». Правовые отношения с точки зрения выполняемых ими социальных функций предстают у М. Ориу областью социального мира, в котором уравновешиваются враждебные и антагонистичные интересы отдельных личностей, социальных групп, право уравновешивает, таким образом, перманентное противостояние между личностью и обществом. Таким образом и создается универсальная система правового равновесия. М. Ориу не согласен с тезисом Л. Дюги об иллюзорности прав человека, в частности он отмечает, что право собственности (например, на землю) является «естественно вечным, так как сама возможность уничтожения вещи длится вечно». Разработки О. Конта, Л. Дюги, М. Ориу, Э. Дюркгейма заложили основу социологической традиции в правоведении, ставшей одной из основных в теоретико-правовой науке XX в. и выразившейся, в частности, в трудах Р. Паунда, ПА Сорокина и других исследователей.
7.3. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ Б.Н. ЧИЧЕРИНА Юрист, государствовед, историк и философ, Борис Николаевич Чичерин (1828-1904), профессор юридического факультета Московского университета (1861-1868), стал одним из видных представителей либерального течения российской философско-юридической мысли; вместе с тем его взгляды носили значительный оттенок консерватизма. В 1893 г. Б.Н. Чичерин был избран почетным членом Петербургской академии наук. Основание права, по Б.Н. Чичерину, следует искать в природе человека, который для ученого является носителем абсолютной ценности. Б.Н. Чичерин критикует материализм и позитивизм, которые не признают в полной мере потенциал человека как субъекта. В человеке следует признать духовное начало, которое отличает его от объектов (вещей). Свобода человека не рассматривается Б.Н. Чичериным как абсолютная и самодовлеющая ценность, так как она дарована человеку Богом. Человек, обладая свободой, стремится расширить границы своего господства. Право должно установить такой порядок, чтобы свобода одного не мешала свободе остальных, чтобы сильнейший не мог превратить других в орудия для осуществления своих целей. Право призвано создавать условия для свободного развития личности, установить твердые правила разрешения споров, неизбежных при совместном действовании многих людей. Право, таким образом, оказывается взаимным и справедливым ограничением свободы в соответствии с общим законом, определяет внешние пределы свободы лица. Б.Н. Чичерин отвергал концепцию естественных прав. Право для него существует только в государстве. Соотношение права и закона сводится у Б.Н. Чичерина к соотношению субъективного и объективного права (как у М.М. Сперанского). Свобода человека только тогда становится субъективным правом, когда она освящена позитивным законом (объективным правом). Для объяснения сущности справедливости Б.Н. Чичерин обращается к Аристотелю, выделяя уравнивающий и распределяющий типы справедливости. Первый означает принцип формального равенства, в соответствии с которым все люди признаются разумными существами, одинаково созданными по образу и подобию Бога. Второй подразумевает, что каждому в соответствии с его заслугами определена некоторая мера свободы. В частно-правовых отношениях господствует уравнивающая справедливость (формально-правовое равенство субъектов), а в публично-правовых — распределяющая. Аксиомой общественной жизни Б.Н. Чичерин справедливо полагает наличие у субъекта прав. Он убежден, что определение границ индивидуальной свободы зависит не от личного усмотрения или указаний естественного права, а лишь от постановлений государственной власти, которая призвана ограничивать индивидуальную свободу во имя общественной пользы. Не существует ни одного субъективного права, которое государство не вправе ограничить. По взглядам на государство Б.Н. Чичерин указывается последователем Г.В.Ф. Гегеля. Он полагает государство высшим порядком общественных отношений, в нем находят свое выражение национально-психологические качества народа. Государство организует отечество, т е. ту среду, где обитает человек, тот социум, чьи интересы человек воспринимает как свои собственные. Политическим идеалом Б.Н. Чичерина была конституционная монархия, так как она, являясь смешанной формой правления, сочетает в себе достоинства всех иных государственных форм. Такая форма правления заимствует у монархии личностное воплощение власти (в лице монарха), у аристократии — начало законности, у демократии — начало свободы. Чтобы демократическое начало в конституционной монархии никогда не привело к власти народа, Б Н. Чичерин обосновывает различные цензы (прежде всего избирательные). В конституционной монархии, как полагает Б.Н. Чичерин, возможно провести разделение властей, сохранив единство государственной власти, при этом лично монарх, стоящий над всеми ветвями, образует как бы самостоятельную, координирующую деятельность остальных ветвь государственной власти. Б.Н. Чичерин полагал, что устойчивость государству сообщает надлежащий баланс между свободой и равенством. Крен в сторону равенства приводит к деспотизму, а в сторону свободы — к анархии. Б.Н. Чичерин стал основоположником «государственной школы» в российской историографии. В 1929-1934 гг. были опубликованы «Воспоминания» Б.Н. Чичерина (в четырех частях).
Дата добавления: 2015-04-25; Просмотров: 748; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |