КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 5. Политические и правовые учения 1 страница
Тест по теме 4 1. Автором какого произведения является Н. Макиавелли? а- «Государь» б- «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия» в- «История Флоренции» г- все ответы верны -
2. Макиавелли вводит один из ключевых терминов политической науки нового времени – Stato. Что означает данный термин? а- правление б- государство - в- идеология
3. Государство в теории Макиавелли означает: а- политическое состояние общества б- отношения властных и подвластных в- наличие соответствующим образом устроенной, организованной политической власти, юстиции, учреждений закона г- все ответы верны -
4. В чем смысл идеи «всесвящества» М. Лютера? а- в сравнении с богом абсолютно все смертные ничтожны б- каждый верующий оправдывается перед богом лично, становясь священником самому себе и вследствие этого не нуждается более в услугах духовенства - в- опора только на государство, учреждения светской власти г- властвовать должен лишь тот монарх, для которого власть не привилегия, а бремя, возложенное на него богом
5. Кто является автором богословского трактата «Наставление в христианской вере» (1536 г.)? а- М. Лютер б- Н. Макиавелли в- Ж. Кальвин - г- Дж. Бьюкенен
6. Кто является автором произведения «Утопия»? а- Т. Кампанелла б- Т. Мор - в- Н. Макиавелли г- С. Миро
7. Дж. Локк является автором доктрины: а- монархического абсолютизма б- социалистического утопизма в- раннебуржуазного либерализма - г- великодержавного шовинизма
В ПЕРИОД КРИЗИСА ФЕОДАЛИЗМА (XVIII в.)
5.1. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ВОЗЗРЕНИЯ ВОЛЬТЕРА Вольтер (Мари Франсуа Аруэ) (1694-1778) был великим французским мыслителем, просветителем, литератором. Вольтер вел переписку с Екатериной II, которая неоднократно приглашала его в Россию, был иностранным и почетным членом Петербургской академии наук. Он не оставил после себя специальных политико-юридических трудов, его программу в области права и правосудия мы узнаем из его произведений. «Свобода, — писал Вольтер, — состоит в том, чтобы зависеть только от законов». Так прорастала на французской почве ставшая позже весьма известной и популярной на Западе идея «господства права» («rule of law»). Равенство людей понимается Вольтером только в строго формальном политико-юридическом смысле: обретение всеми людьми одинакового статуса гражданина, одинаковая зависимость всех граждан от закона и одинаковая защита их законом. Такое равенство в его трактовке весьма содержательно и социально эффективно. Однако сторонником имущественного равенства и общности имуществ он не был. Вольтер предлагал реформировать феодальное общество, неизменно вызывавшее его протест. С таких позиций он выступал за уничтожение сословных привилегий и упразднение церковных судов. Аристократию, занявшую почти все ключевые должности в системе управления государством, следует, по Вольтеру, заменить профессиональной бюрократией. Он настаивал на необходимости устранить партикуляризм действующего законодательства, добиться справедливого судопроизводства с широким участием адвокатов в процессе, отменить пытки и т п. Корень существующих-социальных зол, которые могут и должны быть уничтожены, Вольтер видел прежде всего в засилье невежества, предрассудков, суеверия, в подавлении разума Главным оплотом и виновником всего этого он считал церковь, католицизм. Понятно, почему беспощадная борьба с ними занимает весьма большое место в творчестве мыслителя. Достается от него Богу, который изображается тираном, сеющим злобу судья получает возможность стать угнетателем. Все погибло бы, если бы в одном и том же лице или учреждении, составленном из сановников, из дворян или простых людей, были соединены эти три власти: власть создавать законы, власть приводить в исполнение постановления общегосударственного характера и власть судить преступления или тяжбы частных лиц».
5.3. Ж.-Ж. РУССО ОБ ОСНОВАНИЯХ СОЦИАЛЬНОГО НЕРАВЕНСТВА, ОБЩЕСТВЕННОМ ДОГОВОРЕ И НАРОДНОМ СУВЕРЕНИТЕТЕ Одним из самых ярких и оригинальных мыслителей во всей истории общественных и политических учений является Жан-Жак Руссо (1712-1778), французский политический писатель и философ; ему принадлежат следующие труды: «Рассуждение по вопросу: способствовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов?» (1750), «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми» (1754), «О политической экономии» (1755), «Суждение о вечном мире» (опубликовано в 1782 г.), «Об общественном договоре, или Принципы политического права» (1762). Происхождение и основания неравенства между людьми описаны Ж.-Ж. Руссо в «Рассуждении о происхождении и основаниях неравенства между людьми». В естественном состоянии, по Ж.-Ж. Руссо, все равны. Неравенство здесь вначале лишь физическое, обусловленное природными различиями людей. Ж.-Ж. Руссо (в отличие от Т. Гоббса) идеализировал естественное состояние всеобщего равенства и свободы людей, разрушенное в связи с возникновением частной собственности. Социальное неравенство, пришедшее на смену физическому, также возникает с появлением частной собственности, начинается перманентная борьба между бедными и богатыми. В итоге бедные вынуждены были согласиться на создание государства, которое тем не менее закрепило социальное неравенство. Созданные путем договора государство и законы «наложили новые путы на слабого и придали новые силы богатому, безвозвратно уничтожили естественную свободу, навсегда установили закон собственности и неравенства, превратили ловкую узурпацию в незыблемое право и ради' выгоды нескольких честолюбцев обрекли с тех пор весь человеческий род на труд, рабство и нищету». Неравенство частной собственности, дополненное политическим неравенством, привело, согласно Ж.-Ж. Руссо, в конечном счете к абсолютному неравенству при деспотизме, когда по отношению к деспоту все равны в своем рабстве и бесправии. Только благодаря общественному договору, предлагаемому Ж.-Ж. Руссо, все оказываются «равными в результате соглашения и по праву». Не отрицая самой частной собственности, Ж.-Ж. Руссо вместе с тем выступает за относительное выравнивание имущественного положения граждан и с этих эгалитаристских позиций критикует роскошь и излишки, поляризацию богатства и бедности. В общественном состоянии, считает Ж.-Ж. Руссо, «ни один гражданин не должен обладать столь значительным достатком, чтобы иметь возможность купить другого, и ни один — быть настолько бедным, чтобы быть вынужденным себя продавать; это предполагает в том, что касается до знатных и богатых, ограничение размеров их имущества и влияния, что же касается до людей малых — умерение скаредности и алчности». В основе общественного договора (в трактовке Ж.-Ж. Руссо) и правомочий формируемого суверенитета лежит общая воля. Ж.-Ж. Руссо при этом подчеркивает отличие общей воли от воли всех: первая имеет в виду общие интересы, вторая — интересы частные и представляет собой лишь сумму изъявленной воли частных лиц. Отстаивая господство в государстве и его законах общей воли, Ж.-Ж. Руссо резко критикует всевозможные частичные ассоциации, партии, группы и объединения (например, феодальные сословия и цехи), которые вступают в неизбежную конкуренцию с сувереном. Суверен (Народ) создает законы, однако не связан ими навеки: «Нет и не может быть никакого основного закона, обязательного для Народа в целом, для него не обязателен даже Общественный договор». Народ, по Ж.-Ж. Руссо, имеет право не только изменить форму правления, но и вообще расторгнуть само общественное соглашение и вновь возвратить себе естественную свободу. В своей идеализированной конструкции народного суверенитета Ж.-Ж. Руссо отвергает требования каких-либо гарантий защиты прав индивидов в их взаимоотношениях с государственной властью: «Итак, поскольку суверен образуется лишь из частных лиц, у него нет и не может быть таких интересов, которые противоречили бы интересам этих лиц; следовательно, верховная власть суверена нисколько не нуждается в поручителе перед подданными, ибо невозможно, чтобы организм захотел вредить всем своим членам». Однако соответствующие гарантии нужны против подданных, чтобы обеспечить выполнение ими своих обязательств перед сувереном. В целом общественное соглашение, по словам Ж.-Ж. Руссо, дает политическому организму (государству) неограниченную власть над всеми его членами. Эту власть, направляемую общей волей, он и именует суверенитетом. Народ как суверен, как носитель и выразитель общей воли, по Ж.-Ж. Руссо, «может быть представляем только самим собою». «Передаваться, — подчеркивал он, — может власть, но никак не воля». Тем самым Ж.-Ж. Руссо, по существу, отрицал как представительную форму власти (парламент или другой законодательный орган в форме народного представительства), так и принцип и идеи разделения верховной, суверенной власти в государстве на различные ветви. Законодательная власть как собственно суверенная государственная власть может и должна, по Ж.-Ж. Руссо, осуществляться только самим народом-сувереном непосредственно. Исполнительная власть (правительство) создается не на основе общественного договора, а по решению суверена в качестве посредствующего организма для сношений между подданными и сувереном. Идеи Ж.-Ж. Руссо оказали влияние на общественную мысль и литературу многих стран.
5.4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ ИДЕОЛОГИИ В США В ПЕРИОД БОРЬБЫ ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ Для североамериканской политико-правовой идеологии периода борьбы за независимость (первой американской революции) характерно использование естественно-правовой аргументации. С помощью апелляций к «естественным и неотчуждаемым правам и свободам человека» обосновывалась справедливость отделения североамериканских колоний от британской метрополии. В этом духе была выдержана Декларация независимости США, торжественно провозглашенная 4 июля 1776 г., а также написанная за несколько недель до этого Декларация прав Вирджинии. Текст Декларации независимости был создан Т. Джефферсоном при участии Б. Франклина и Дж. Адамса. Бенджамин Франклин (1706-1790) — пожалуй, самый известный среди американских «отцов-основателей», прославившийся как на ниве просветительства, так и в естествознании. Он родился в семье ремесленника, работал в типографии, в 1731 г. основал первую в североамериканских колониях публичную библиотеку, в 1740 г. основал Пенсильванский университет, в 1743 г. стал учредителем Американского философского общества. Именно Б. Франклин еще в 1769 г. впервые назвал североамериканские британские колонии штатами, т.е. независимыми государствами. Он принял активное участие в составлении Декларации независимости США 1776 г., Статей конфедерации 1781 г, Конституции США 1787 г. Б. Франклин не был сторонником радикальных, политических преобразований, верил в быстрый прогресс североамериканского континента за счет роста населения, территории и социальных достижений. Его усилиями к защите американского республиканизма было привлечено идейное наследие античной политико-правовой мысли (что нашло свое отражение, в частности, в греко-римских наименованиях органов государственной власти США). В отличие от многих своих современников Б. Франклин призывал к отмене рабства. В 1789 г. он был избран иностранным почетным членом Петербургской академии наук. Томас Джефферсон (1743-1826), впоследствии государственный секретарь США (в администрации Дж. Вашингтона, в 1790-1793 гг.), вице-президент США (при Дж. Адамсе, в 1797-1801 гг.), третий Президент США (1801-1809), основой автор Декларации независимости США (1776), Закона штата Вирджиния об установлении религиозной свободы (1777), произведения по истории и государственному устройству того же штата «Заметки о штате Вирджиния» (1785), был одним из главных идеологов демократической формы политико-правового режима в США. Лидером федералистов (с 1789 г.), выступавших за сильную централизованную власть федерального правительства США, был Александр Гамильтон (1757-1804), соавтор статей под общим названием «Федералист» (1787-1788), бывший министром финансов США в администрации первого Президента США Джорджа Вашингтона (в 1789-1795 гг.). К группе федералистов примыкает также Джон Адаме (1735-1826), второй Президент США (1797-1801), обосновавший в монографии «В защиту конституций правительственной власти в Соединенных Штатах Америки» (1878-1788) необходимость разделения властей и оформления системы взаимных сдержек и противовесов на конституционном уровне. Один из авторов «Федералиста» и Конституции США Джеймс Мэдисон (1751-1836), четвертый Президент США (1809-1817), был государственным секретарем США в администрации Президента Т. Джефферсона (в 1801-1809 гг.), перенес на американскую почву философские идеи естественного права и общественного договора. Также здесь следует упомянуть имя Дж. Маршалла, который, будучи в 1803 г. председателем Верховного суда США, в ходе разбирательства по делу «Мэрбери против Мэдисона» обосновал концепцию судебного конституционного контроля, по-настоящему введя суд в конституционную систему разделения властей и сдержек и противовесов в США.
5.5. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII в. Среди получивших официальное признание отечественных политических и правовых мыслителей второй половины XVIII в. следует прежде всего назвать имена М.М. Щербатова и С. Е. Десницкого. Историк и публицист, почетный член Петербургской академии наук, князь Михаил Михайлович Щербатов (1733-1790) был явным идеологом корпоративных устремлений российского дворянства, обосновывал естественные права этого сословия. Среди его трудов можно упомянуть трактат «О повреждении нравов в России» (опубликован в 1858 г.). М.М. Щербатов в целом придерживался основных принципов естественно-правовой теории и концепции договорного происхождения государства. Анализ исторического опыта человечества приводит М. М. Щербатова к мысли о том, что «равенство состояний было возможно только в диком образе» Происхождение собственности, а затем и «потомственного благородства» М.М. Щербатов, подобно Дж. Локку, ставит в зависимость от таких личных качеств человека, как ум, доблесть, добродетель, сила, трудолюбие. М.М. Щербатов выделял такие формы правления в государстве, как монархия, аристократия, демократия и деспотия. Форму правления и законы государства М.М. Щербатов ставит в зависимость от климата страны, размера территории, ее рельефа, плодородия почв и численности населения. Наиболее привлекательной, с точки зрения Щербатова, является конституционная монархия (по образцу современной ему Англии) с разделением властей и ограничением государства правом. Ограниченная монархия должна иметь основные законы и «хранить жизнь, честь, имение и спокойствие своих граждан» исключительно по законам. М.М. Щербатов жестко критикует деспотизм, отмечая, что самовластие «есть мучительство, в котором нет иных законов и иных правил, окромя безумных своенравий деспота». В республиканском строе М.М. Щербатову претила «химера равенства», способная разрушить любое государство. Идеальная модель государства сформулирована М.М. Щербатовым в произведении «Путешествие в землю Офирскую шведского дворянина С.». Верховным представительным органом государственной власти является Высшее правительство, в состав которого входят дворянские, купеческие и мещанские депутаты. Высшее правительство состоит из департаментов уголовных дел, государственных доходов, торговли, морских и сухопутных войск и чужестранных дел, вопросы в которых решаются коллегиально. Монарх в проекте М.М. Щербатова является лишь высшим государственным чиновником (в частности, он лишен особых торжественных одеяний и церемоний). В духе естественно-правовой школы М.М. Щербатов классифицирует законы на божественные, естественные и позитивные, подчеркивая, что последние должны неизменно соответствовать первым двум. Семен Ефимович Десницкий (1740-1789), получивший докторскую степень в области права в Шотландии, в 1767 г. стал одним из первых профессоров юридического факультета Московского университета. С.Е. Десницкий, видный русский просветитель, был противником теории общественного договора, склоняясь к патриархальной теории происхождения государства в своей оригинальной трактовке с элементами социально-экономического и психологического объяснения указанной теории. Общество на своем пути к государству, по мнению С.Е. Десницкого, проходит следующие четыре этапа: этап охоты и собирательства (первобытный); этап скотоводства (пастушеский); этап хлебопашества (земледельческий); этап коммерции (общения). Переход от одного этапа развития к другому сопровождается изменениями в форме семьи, которую С.Е. Десницкий (возможно, следуя в рассуждениях за Аристотелем) полагает первоначальным образом государства. На первобытном этапе отношения полов не упорядочены, женщины находятся вподчинении у мужчин. На пастушеском этапе существует полигамная семья, женщины также находятся в подчиненном состоянии. На земледельческом этапе полигамная семья преобразуется в моногамную с сохранением подчинения женщины. На этапе коммерции супружеские отношения в семье получают правовую регламентацию с учетом принципа формально-правового равенства супругов. Причиной образования государства С.Е. Десницкий полагает необходимость защиты семьи и частной собственности со стороны публичной власти, появившейся еще в земледельческий период развития общества. На вопрос, почему на практике немногие властвуют над многими, С.Е. Десницкий дает несколько ответов: по физической силе (особенно у варварских народов); по духовной силе (особенно у просвещенных варваров); по силе богатства (безусловно, открывающего дорогу к почестям и чинам на этапе коммерции). Политический идеал С.Е. Десницкого касался адаптации теории разделения властей к условиям российской монархии. В 1768 г. С.Е. Десницкий представил Екатерине II проект «Представление об учреждении законодательной, судительной и наказательной власти в Российской империи». В этом проекте C.E. Десницкий предлагал разделить законодательную власть между монархом и однопалатным Сенатом, состоящим из народных представителей (600-800 человек), структурированным по политическим фракциям. С.Е. Десницкий обосновывает несменяемость судей, необходимость введения для судей квалификационного экзамена, суда присяжных. Наказательная власть в проекте С.Е. Десницкого выполняет полицейские функции. Как и все западники, С.Е. Десницкий мечтал о создании в России разветвленной системы органов местного самоуправления.
5.6. РЕВОЛЮЦИОННО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ А.Н. РАДИЩЕВА Наряду с лояльными в целом официальной власти политико-правовыми учениями М.М. Щербатова и С.Е. Десницкого, в екатерининское время формируется и находит свое выражение в сочинениях А.Н. Радищева революционно-демократическая традиция отечественной политической и правовой мысли. Александр Николаевич Радищев (1749-1802), выдающийся революционно-демократический русский мыслитель, в оде «Вольность» (1783) и литературном произведении «Путешествие из Петербурга в Москву» (1760) выразил широкий круг идей русского Просвещения, правдиво, с глубоким сочувствием изобразил жизнь простого народа, резко обличил самодержавие и крепостничество. Тираж книги «Путешествие из Петербурга в Москву» был конфискован царским правительством, и до 1905 г. книга в России была запрещена, распространялась только в списках. А.Н. Радищев рассматривает самодержавие (как и любую монархическую форму правления) как состояние, «наипротивнейшее человеческому естеству». В своих суждениях он исходит из примата естественных прав человека, концепции договорного происхождения государства. При заключении договора об учреждении государства народ оставляет суверенитет за собой. Крепостное право А.Н. Радищев полагает нарушающим основы естественного права, что приводит мыслителя к революционным выводам: «Из мучительства неминуемо рождается вольность, а мучительство достигло в России крайнего предела». Народ в условиях грубых и массовых нарушений его естественных свобод вправе поднять восстание. Так, например, в оде «Вольность» А.Н. Радищев оправдывает казнь короля Карла I в ходе английской буржуазной революции: «Ликуйте, склепанны народы! Се право мщенное природы на плаху привело царя». Социальным идеалом А.Н. Радищева является отнюдь не коммунистическая утопия, а общество свободных и равноправных собственников: «Себе всяк сеет, себе всяк жнет». Наилучшей политической организацией такого общества является народное (демократическое) правление. В связи с этим А.Н. Радищев не признает концепцию разделения властей, так как единственным и неделимым сувереном является лишь народ. Такое справедливое государственное устройство сможет обеспечить народу его священные естественные права, которые заключаются «в свободе мысли; слова; деяния; в защите самого себя, когда того закон сделать не в сипах; в праве собственности; и быть судимым себе равными». В 1790 г. А.Н. Радищев за написание и публикацию «Путешествия из Петербурга в Москву», был сослан в Сибирь (первоначально его приговорили к смертной казни), вернулся из ссылки лишь после смерти Екатерины II по личному разрешению Павла I в 1797 г. В своих проектах юридических реформ (1801-1802), уже при Александре I, вновь выступил за отмену крепостного права в России. Угроза новых репрессий привела А.Н. Радищева к самоубийству.
Тест по теме 5 1. Вальтер считал, что социальное зло коренится в отсутствии просвещения и невежестве. Всю силу своей острой, как меч, сатиры, пафос обличения («Раздавите гадину») он направлял против: а- конституционной системы б- английской монархии в- дворянства г- католической церкви -
2. Ш. Монтескье призывал к созданию народного представительства, ограничивающего власть монарха. Эта идея была использована при создании: а- Декларации прав человека и гражданина 1789 г., Конституции 1791 г. - б- К. Гельвецием произведения «Разделяй и властвуй» в- Д. Дидро сочинения «Племянник Рамо» г- П. Гольбахом сочинений «Естественная политика», «Система природы»
3. Взгляды Ж.Ж. Руссо на государство и право были несравненно радикальнее политических идей Вольтера, Ш. Монтескье. Он сделал основным принципом своей теории идею: а- народного представительства б- народного суверенитета - в- конституционной монархии г- президентского правления
4. Назовите политический идеал М. Робеспьера. а- социалистическое государство б- конституционная монархия в- демократическая республика - г- господство буржуазной аристократии
5. Чьи интересы отстаивали идеологи жирондистов: Ж. Бриссо, Ж. Кондорсе? а- мелкой, радикально настроенной буржуазии б- крестьян и ремесленников в- монархически настроенного дворянства г- средней и части крупной буржуазии, настроенной радикально -
ТЕМА 6. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В СТРАНАХ ЕВРОПЫ В ПЕРИОД СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА (КОНЕЦ XVIII — ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XIX в.)
6.1. УЧЕНИЕ И. КАНТА О ПРАВЕ И ГОСУДАРСТВЕ Профессор философии Кенигсбергского университета (в Восточной Пруссии) Иммануил Кант (1724-1804) был в Германии первым, кто приступил к систематическому обоснованию либерализма — идейной платформы, буржуа» выделившихся из конгломерата третьего сословия, осознавших свое место в обществе и стремившихся утвердить в стране экономическую и политическую свободы. И. Кант задался целью истолковать эту платформу в качестве единственно разумной, попытался подвести под нее специальный философско-этический фундамент и таким образом оправдать ее. Кантовское учение о государстве и праве — итог решения мыслителем указанной задачи. Политико-юридические взгляды И. Канта содержатся преимущественно в трудах: «Идеи всеобщей истории с космополитической точки зрения», «К вечному миру», «Метафизические начала учения о праве». В 1794 г. И. Кант был избран иностранным почетным членом Петербургской академии наук. Навеян духом Просвещения и перекликается с индивидуализмом школы естественного права краеугольный принцип социальных воззрений И. Канта: каждое лицо обладает совершенным достоинством, абсолютной ценностью; личность не есть орудие осуществления каких бы то ни было планов, даже благороднейших и направленных на достижение общего блага. Человек — субъект нравственного сознания, в корне отличный от окружающей среды, — в своем поведении должен руководствоваться велениями нравственного закона. Закон этот априорен, не подвержен влиянию никаких внешних обстоятельств и потому безусловен. И. Кант называет его «категорическим императивом», стремясь тем самым подчеркнуть абстрактно-обязательный и формалистический характер данного предписания. Категорический (моральный) императив лишен у И. Канта связи с конкретными предметами, реальными эмпирическими событиями: «Поступай так, чтобы максима твоего поведения могла быть вместе с тем и принципам всеобщего законодательства». Или, иными словами, поступай так, чтобы ты относился к человечеству и в своем лице, и в лице любого другого как к цели и никогда только как к средству. Соблюдение требований категорического императива возможно тогда, когда индивиды в состоянии свободно следовать голосу «практического разума», которым, по убеждению немецкого мыслителя, охватывается как область этики, так и область права. Истинное призвание права (по И. Канту) — надежно гарантировать морали то социальное пространство, в котором она могла бы нормально проявлять себя, в котором может быть беспрепятственно реализована свобода индивида. В этом суть кантовской идеи о моральной подоплеке, моральной обоснованности права. Выводить же юридические нормы из этических у философа намерений не было. Он избегал указанной дедукции. Ему она представлялась своего рода санкционированием превращения дела моральной саморегуляции поведения личности в объект прямого государственного воздействия. Случись такое, предпринимаемым государством в отношении подданных мерам ни за что уже нельзя будет придать строго правового характера. Его они способны приобрести и удержать, если только издаваемые органами государства юридические правила останутся исключительно внешними, «легальными» нормативами поведения, не разрушающими моральную автономию личности. И. Кант многократно подчеркивал насущную необходимость для государства опираться на право, ориентироваться в своей деятельности на него, согласовывать с ним свои решения и практические действия. Отступление от этого положения может стоки, государству чрезвычайно дорого. Государство, которое уклоняется от соблюдения прав и свобод, не обеспечивает охраны позитивных законов, рискует потерять доверие и уважение своих граждан. Его мероприятия могут перестать находить в них внутренний отклик и поддержку. Люди будут сознательно занимать позицию отчужденности от такого государства. И. Кант различает в праве три категории: естественное право, которое имеет своим источником самоочевидные априорные принципы; положительное (позитивное) право, источником которого является воля законодателя; справедливость — притязание, не предусмотренное законом и потому не обеспеченное принуждением. Естественное право, в свою очередь, распадается на две ветви: частное право (регулирует отношения индивидов как собственников) и публичное право (определяет взаимоотношения между людьми, объединенными в союз граждан (государство), как членами политического целого). Осуществление права требует того, чтобы оно было общеобязательным, что достигается через его наделение принудительной силой. Сообщить праву столь нужное ему свойство способно лишь государство — исконный и первичный носитель принуждения. По И. Канту, оказывается, что государственность вызывают к жизни и оправдывают ее бытие требования категорического императива. Необходимость государства (объединения «множества людей, подчиненных правовым законам») И. Кант связывает отнюдь не с практическими, чувственно осязаемыми индивидуальными, групповыми и общими потребностями членов общества, а с категориями, которые всецело принадлежат рассудочному, умопостигаемому миру. Отсюда ясно, почему на государстве нет бремени заботы о материальной обеспеченности граждан, об удовлетворении их социальных и культурных нужд, об их труде, здоровье, просвещении и т.д. Благо государства составляет, по И. Канту, вовсе не решение названных и других аналогичных им задач. Под этим благом «не следует понимать благо граждан и их счастье, ибо счастье может быть (как утверждает Руссо) скорее и лучше достигнуто в естественном состоянии или при деспотическом правительстве. Под благом государства следует понимать состояние наибольшей согласованности конституции с принципами права, к чему нас обязывает стремиться разум при помощи категорического императива». Выдвижение и защита И. Кантом тезиса о том, что благо и назначение государства — в совершенном праве, в максимальном соответствии устройства и режима государства принципам права, дали основание считать И. Канта одним из главных создателей концепции «правового государства», государства, чей возможный произвол раз и навсегда ограничен предписаниями правового характера.
Дата добавления: 2015-04-25; Просмотров: 551; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |