Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 4. Политические и правовые учения в Европе




Тест по теме 3

1. Когда возникло христианство?

а- I в. н.э.-

б- II в. н.э.

в- III в. н.э.

 

2. В каком сочинении Аврелий Августин разрабатывает основные положения христианской философии?

а- «Трактат о происхождении христианства»

б- «О религиозной этике»

в- «О граде божием» -

 

3. В методе средневекового политико-юридического мышления, разрабатывавшемся в рамках богословской схоластики, был весьма велик удельный вес религиозного:

а- догматизма -

б- фарисейства

в- стоицизма

 

4. Чьи сочинения («О правлении властителей», «Сумма теологии») являются своего рода энциклопедией официальной церковной идеологии средних веков?

а- Я. Гуса

б- Дж. Уиклифа

в- Ф. Аквинского -

 

5. Каково предназначение человеческого (позитивного) закона по Ф. Аквинскому?

а- силой и страхом принуждать людей (создания по природе несовершенные) избегать зла и достигать добродетели -

б- стремиться к самосохранению и продолжению рода, искать истину (бога) и уважать достоинство людей

в- стараться уйти от мирской суеты, земных радостей и найти успокоение в молитве

 

6. Каково предназначение естественного закона по Ф. Аквинскому?

а- силой и страхом принуждать людей избегать зла и достигать добродетели

б- стремиться к самосохранению и продолжению рода, искать истину (бога) и уважать достоинство людей -

в- стараться уйти от мирской суеты, земных радостей и найти успокоение в молитве

 

7. Назовите крупное еретическое движение, имевшее место в Болгарии.

а- оппозиционизм

б- антиклерикализм

в- богомильство -

г- плебисцит

 

8. Назовите яркого представителя бюргерской ереси в Англии?

а- Дж. Уиклиф -

б- Ян Гус

в- М. Лютер

г- М. Падуанский

 

9. Какую основную цель преследовало движение лоллардов в Англии и таборитов в Чехии?

а- создание национальной церкви

б- ограничение власти Римского папства

в- передачу земель крестьянским общинам и освобождения земледельцев от пут крепостничества -

г- упразднение сословия священников

 

В ПЕРИОД РАННИХ АНТИФЕОДАЛЬНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ

 

4.1. МАКИАВЕЛЛИЗМ

Одним из первых политико-правовых теоретиков новой эпохи был итальянский государственный деятель Никколо Ма­киавелли (Макьявелли) (1469-1527), итальянский политический мыслитель, историк и писатель оставивший после себя следу­ющие значительные труды: «Рассуждение на первую декаду Тита Ливия», «Государь» (или «Князь», или «О принцепсе», на­писано в 1518 г., впервые издано в 1532 г.), «О военном искус­стве», «История Флоренции». Н. Макиавелли выступал за спло­чение раздробленных итальянских земель в единое государство. Учение Н. Макиавелли свободно от теологии, многое восприня­ло из античных источников.

Природа человека, по Н. Макиавелли, — единая и неизмен­ная, у всех народов существуют единые стремления и страсти, которые политику следует изучить и использовать в своих инте­ресах. Важнейшие черты любого человека: властолюбие и коры­столюбие. Люди всегда неблагодарны, трусливы, лживы, лице­мерны, завистливы, непостоянны. Способности людей ограниче­ны, а желания неуемны. Люди всегда недовольны настоящим и хвалят прошлое. Люди подражают порокам, а не достоинствам, — неумолимо заключал Н. Макиавелли. Мудрый политик должен учитывать свойства человеческой природы, игнорируя при этом принципы морали.

Н. Макиавелли отделяет политику от морали. Он подчерки­вает, что все поступки основателей государств, завоевателей и узурпаторов не нужно рассматривать с точки зрения морали и права, нужно учитывать исключительно достигнутые ими резуль­таты. Лозунг его политики: цель оправдывает средства. Н. Ма­киавелли пытается обосновать несовместимость политических и моральных норм. Государства создаются и охраняются как при помощи военной силы, так и посредством хитрости, коварства и обмана, — считал Н. Макиавелли.

С врагами Н. Макиавелли призывал бороться двумя спосо­бами: законами или силой.

Образцом государства Н. Макиавелли считал античную рес­публику (скажем, Афинскую или Римскую), где, как он полагал, все было приспособлено к человеку. Цель нормального государ­ства: обеспечение благ свободы, чтобы каждый человек мог свободно пользоваться своим имуществом, не страшиться за своих жен и детей, только тогда государство в целом будет про­цветать. Заботясь о своем собственном благополучии, люди обеспечивают общественное и государственное процветание.

Государство (независимо от конкретной формы) рассматри­вается Н. Макиавелли как отношения между правительством и подданными, которые могут опираться либо на любовь, либо на страх подданных. При этом любовь не должна перерастать в презрение, а страх — в ненависть.

Н. Макиавелли указывает на ряд положений, способству­ющих правильному управлению государством. Рекомендации Н. Макиавелли основываются на исследовании природы чело­века. Основы государства — безопасность личности и незыбле­мость собственности. Мудрый правитель не должен посягать на имущество своих подданных, так как это обязательно вызовет у них ненависть, Н. Макиавелли пишет по этому поводу: «Люди скорее забудут смерть отца, чем потерю наследства». Указан­ные основы могут быть обеспечены только при республиканском строе.

Основные формы государства (по Н. Макиавелли) — это мо­нархия (княжество) и республика. В республике управлять одно­временно должны представители народа и знати, глава государ­ства должен быть выборным. Таким образом удачно сочетаются интересы демократии, аристократии, монархии. Республика луч­ше приспосабливается к обстоятельствам времени. В республи­ках наиболее возможно осуществлять политическую свободу по­средством городского самоуправления, где власть должна при­надлежать городскому патрициату. В республике не нужно бояться злоупотреблений должностных лиц, так как они переиз­бираются. В республике лучше осуществляется принцип фор­мально-правового равенства граждан, так как все феодальные сословные привилегии должны быть отменены. При избрании должностных лиц народ обычно делает более правильный выбор, чем монарх. Даже взбунтовавшийся народ менее страшен, чем необузданный тиран,подчеркивает Н. Макиавелли.

Особенно большое значение Н. Макиавелли придает законо­дательству, позитивному праву, приводя в пример мудрые спар­танские законы Ликурга. При законности гарантирована общест­венная безопасность. Право — орудие власти, выражение силы.

Главная забота любого правителя — война, военная орга­низация и военная наука. Вообще говоря, по Н. Макиавелли, война — единственная и исключительная обязанность монарха.

Н. Макиавелли одним из первых выступает против наемных войск, подчеркивая необходимость и неизбежность создания национального ополчения.

Н. Макиавелли выступал за единое централизованное наци­ональное (итальянское) светское государство. По его мнению, объединению Италии в то время мешали церковь (амбиции пап­ской власти) и дворяне.

Н. Макиавелли считал, что религия — важное средство по­литики, так как она помогает воздействовать на умы и нравы людей. Поэтому умные правители и законодатели всегда ссы­лаются на волю богов, — верно подмечает Н. Макиавелли. Хо­рошая религия помогает создать армию. Государство должно ис­пользовать религию как подходящий инструмент для руковод­ства людьми, — резюмировал он.

При этом Н. Макиавелли был глубоко светским мыслителем, он рационалистически освобождал политико-правовую мысль от влияния религии и теологии.

Хотя сам он и склонялся к демократической республике, однако понимал, что в современной ему политической ситуации в Италии этот идеал недостижим. Поэтому считал, что для на­чала страну от иностранных наемников, мелких тиранов и мно­гочисленных ненужных дворян должен освободить чрезвычай­ный единоличный правитель. Правлению одного человека посвя­щена книга Н. Макиавелли «Государь».

Государь должен уподобиться льву и лисе. Н. Макиавелли считает, что государственный деятель не должен быть верен своему слову, договоренностям, обещаниям. Идеал государ­ственного деятеля для Н. Макиавелли — его современник гер­цог Чезаре Борджиа (Борджа). Для укрепления и расширения государства правитель должен решаться на великие и виртуоз­ные злодейства. Единственный критерий оценки деятельности правителя — укрепление государства и расширение его границ. Цель оправдывает средства, даже аморальные, в этом был убежден Н. Макиавелли. При этом все вероломства и жестоко­сти должны совершаться так, чтобы не подрывать авторитет верховной власти. Недовольных людей надо либо истреблять, либо ласкать, при этом жестокость лучше, чем милосердие, под­черкивает Н. Макиавелли. Для государя лучше скупость, чем щедрость. Людям лучше внушать страх, чем любовь При этом все обиды и жестокости нужно учиться учинять разом, а благо­деяния — растягивать, чтобы лучше запоминалось. Дела, не угодные подданным, следует поручать другим (т.е. подчиненным, чиновникам). Нужно внимательно следить за обстановкой, скла­дывающейся конъюнктурой. Правитель должен притворяться перед народом носителем нравственных и религиозных добродетелей. Лисью натуру правителя следует лицемерно скрывать. Самое главное для государя — создать себе славу великого человека, сконструировать себе культ личности.

Некоторые исследователи пытались противопоставить два основных труда Н. Макиавелли: «Государь» (где он описывает политическое единовластие сильного и коварного монарха) и «Размышления на первую декаду Тита Ливия» (где он выступа­ет апологетом республиканского строя). На самом деле они вполне состыковываются. Как уже отмечалось, Н. Макиавелли подчеркивал, что лучше, конечно, свободная республика, но в современных условиях предпочтительнее объединять Италию именно единоличному правителю (государю, князю, принцепсу).

В отдельных идеях и теоретических построениях последо­вателями Н. Макиавелли можно назвать Б. Спинозу, Ж.-Ж. Рус­со, других политических и правовых мыслителей, в том числе современных.

Н. Макиавелли — символ политического коварства и бесприн­ципности. Его советам следовали такие деятели, как кардинал Ри­шелье, император Наполеон I Бонапарт, дуче Б. Муссолини и др. В.И. Ленин называл Н. Макиавелли «умным писателем по госу­дарственным вопросам». Термин «макиавеллизм» употребляет­ся для обозначения политики, пренебрегающей нормами морали.

 

4.2. Ж. БОДЕН О СУВЕРЕНИТЕТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И О ФОРМАХ ГОСУДАРСТВА

Жан Воден (1530-1596) был апологетом французского абсолютизма. Его основной труд: «Шесть книг о государстве».

Ж. Воден сравнивал власть отца и мужа в семье и власть монарха в государстве. Основой семьи и государства Ж. Воден считал частную собственность, он подчеркивал, что общность имущества невозможна, так как противоречит Божественным установлениям и природе человека.

Государственная власть, по Ж. Бодену, верховна и суверен-на, постоянна во времени и пространстве. Суверен вне (выше) закона и не связан волей других субъектов политической сис­темы. Он делает все, что считает нужным, в законодательной, исполнительной, судебной государственных сферах. Власть суверена ограничивается лишь естественными и Божественны­ми законами (в частности, неприкосновенностью частной соб­ственности). Суверенитет может принадлежать либо одному лицу (королю), либо одному собранию (парламенту), либо все­му народу; смешанная форма государства с разделением государственного суверенитета невозможна. Смешанной может быть только правительственная (исполнительная) власть.

Если государственный суверенитет единолично принадлежит королю (что предпочтительнее, как считал Ж. Воден), то Гене­ральные штаты (парламент) никак не должны препятствовать суверенной воле короля. Суверенный монарх — наместник Бога на земле, он по рождению призван управлять другими людьми.

Ж. Боден отвергает ставшее классическим и идущее от Ари­стотеля разделение форм государства на правильные и непра­вильные. Главой государства (сувереном) является тот, кто при­нимает законы: один человек (король, монархия), несколько лю­дей (парламент или другое собрание, аристократия) либо весь народ (республика). Ж. Боден отдает предпочтение монархии, т.е. тому случаю, когда суверенная власть принадлежит одно­му человеку — королю (монарху). В республике, полагает Ж. Боден, народ не способен прийти к правильным решениям. Демократия соседствует с анархией, общее благо там погиба­ет. Также радужных настроений не вызывает у Ж. Бодена и ари­стократия, уничтожающая народные массы. Только в монархии государственная власть — действительно единая и нераздель­ная, по-настоящему сильная.

Ж. Боден выделяет при этом следующие монархии.

1. Законная (королевская).

2. Сеньориальная (основанная на праве завоевания).

3. Тирания (незаконная и неправедная форма монархии), обу­словленная не методами управления, а незаконной узурпаци­ей власти тираном. Тиран становится Государем насильствен­ным путем, не имея на престол никаких законных прав, поэто­му тирана, в свою очередь, можно и должно низложить и убить. Монархия существовала в течение тысяч лет человеческой истории, подчеркивал Ж. Боден, и продолжает существовать в большинстве государств мира (так действительно было при его жизни). Особенно монархия необходима обширным госу­дарствам.

Все государства, по Ж. Бодену, создавались путем либо за­воевания, либо внутреннего насилия, но никак не по договору.

Справедливые войны вели к созданию господских (вотчинных) государств (с сеньориальной монархией), которые, по мнению Ж. Бодена, в его время существовали на патерналистском Вос­токе. А в Европе они преобразовались в законные монархии, в которых народ повинуется монарху, а монарх повинуется Божественным и естественным законам, оставляя подданным ес­тественные свободы и неприкосновенную частную собственность.

Ж. Боден не поддерживал тезис о необходимости выборно­сти монарха, так как выборы сопровождаются междоусобицами, а выборный монарх не будет заботиться об общем благе, пото­му что сразу же начнет сводить политические счеты. Монарх должен быть наследственен. Наилучшая форма — королевская монархия, где верховным сувереном является король, а прави­тельственная власть может делегироваться королем другим го­сударственным органам и должностным лицам. При этом выс­шие должностные лица государства должны быть аристократа­ми по происхождению.

Ж. Боден выделяет два вида государственных объединений.

1.Основанные на неравенстве, т.е. вассальная зависимость ча­стей государства от суверенного сюзерена, — федерация, где суверенитетом обладают только федеральные власти. Пример: Священная Римская Империя Германской Нации.

2.Основанные на равенстве, т.е. конфедерация, где суверени­тетом обладают субъекты конфедерации. Пример: Швейцар­ская конфедерация, состоявшая в то время из суверенных кантонов.

Причиной восстаний Ж. Боден называл резкое имуществен­ное неравенство различных социальных слоев, жестокости и притеснения со стороны сильных мира сего, изменение закона, неудачные войны. Но менее всего подвержены государственным переворотам монархии, подчеркивал убежденный монархист-роялист Ж. Боден. Однако настоящий политик должен уметь предвидеть и предотвращать перевороты, поэтому иногда коро­лю нужно идти на определенные уступки (например, созвать Генеральные штаты).

Ж. Боден изложил свободное от богословия, светское уче­ние о государственной власти, обосновал требование полити­ческой централизации страны, был сторонником абсолютной монархи. В те времена королевский абсолютизм был прогрес­сивным явлением для государства (в частности, родной для Ж. Бодена Франции).

 

4.3. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ИДЕИ РАННЕГО СОЦИАЛИЗМА: Т. МОР И Т. КАМПАНЕЛЛА

Английский социалист Томас Мор (1478-1535) в своей «Утопии» (1516) описал идеальное коммунистическое государство, построенное на принципе отрицания частной собственности.

Т. Мор — один из основоположников утопического социа­лизма, был другом знаменитого европейского гуманиста Эраз­ма Роттердамского. В 1529-1532 гг. Т. Мор являлся канцлером Англии. Будучи католиком, он отказался дать присягу английскому королю как «верховному главе» англиканской церкви, после чего был обвинен в государственной измене и казнен. В 1935 г. Т. Мор был канонизирован католической церковью.

«Где только есть частная собственность, там вряд ли возмож­но правильное и успешное течение государственных дел», — писал Т. Мор. Утопия Т. Мора — укор существовавшему тогда обществу с ярко выраженным социальным неравенством. В Уто­пии все: и земля, и производимая продукция — общественное, нет ничего частного. Производственную структуру утопийского об­щества составляет семейно-ремесленная организация труда. Сельскохозяйственные работы ведутся на началах трудовой по­винности, которую обязаны отбывать все граждане. Рабочий день длится 6 часов. Особые должностные лица следят за тем, как ра­ботают утопийцы.

Утопийцы живут, не зная нужды, люди в Утопии пребывают в достатке, однако связано это прежде всего с сокращением потребностей. Так, например, все ходят в одинаковой одежде, простой и грубой.

Однако есть в этом государственно-организованном общест­ве и рабы, выполняющие неприятные для свободных утопийцев работы; ими становятся военнопленные и преступники, однако рабство не является наследственным.

Должностные лица выбираются ежегодно из старейшин, умудренных жизненным опытом. В целом в Утопии учреждает­ся «смешанное правление».

Как и в любой другой социалистической утопии, у Т. Мора государственная армада нависает над человеческой личностью, фактически уничтожая сферу ее частной жизни. Все должны быть одинаково счастливы и одинаково бедны. Само слово «уто­пия» («место, которого нет») стало нарицательным для обозна­чения подобных неосуществимых проектов.

Итальянский социалист и монах-доминиканец Томмазо Кампанелла (1568-1639) изобразил свою утопию в книге «Город Солнца». Т. Кампанелла стал создателем коммунистической уто­пии, причем старался реализовать свои идеи на практике. В 1598-1599 гг. Т. Кампанелла возглавил заговор против испан­ского владычества в Калабрии, но был схвачен и около 27 лет провел в тюрьмах.

Город-государство соляриев занимается военным делом (ру­ководит этим правитель Мощь), наукой (под водительством пра­вителя Мудрость), воспроизводством населения, обеспечением его пищей и воспитанием граждан (этим командует правитель Любовь). Во главе управленческой пирамиды города Солнца стоит премудрый Метафизик. В городе Солнца, где нет частной собственности, земледелие, ремесла и прочие занятия являют­ся делом совместного труда соляриев, коим ведают правители и подчиненные им должностные лица — специалисты в одной из трех областей. Все, в чем солярии (жители города Солнца) нуждаются, «они получают от общины, и должностные лица тщательно следят за тем, чтобы никто не получал больше, чем ему следует». Государство вмешивается буквально во все (даже в творчество поэтов), делая это, что подчеркивает Т. Кампанел­ла, в интересах общего блага, чтобы все были одинаково счаст­ливы. Труд общеобязателен при 4-часовом рабочем дне. Гос­подствуют здесь установки на аскетизм, авторитаризм, отдель­ная человеческая личность пренебрегается (так, хоть граждане и участвуют в политическом процессе, на деле им отведена там роль статистов), даже имена детей подбираются не случайно, а Метафизиком по определенной схеме. Над городом Солнца царит дух однообразия: у всех одинаковые жилье, одежда, пища, занятия, развлечения, обыкновения, даже строй мыслей. Доми­нируют интересы государства, а интересы частных лиц суще­ствуют постольку, поскольку все они являются частичками еди­ного государственно-общественного целого. Нет не то чтобы сфер, даже уголков общественной жизни, скрытых от всевидя­щего ока государства и лично Метафизика.

 

4.4. Г. ГРОЦИЙ О ВИДАХ ПРАВА, О ПОНЯТИИ И ПРЕДПИСАНИЯХ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА, О ПРОИСХОЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВА

Голландский юрист Гуго Гроций (де Грот) (1583-1645) под воздействием буржуазной революции в Нидерландах напи­сал свои знаменитые труды «Свободное море» (1609), «О пра­ве войны и мира в 3 книгах» (1625). В учении Г. Греция видны истоки нарождающегося юридического мировоззрения, кроме того, его считают во многом основателем современной доктри­ны международного права.

По Г. Гроцию, государство должно обеспечивать общую пользу, являясь союзом свободных людей. Государство — со­знательная деятельность людей, результат общественного до­говора, что противопоставлялось Г. Гроцием теологической кон­цепции богоустановленности государства. Государство — основа длящихся отношений власти и подчинения. Верховная государ­ственная власть, обладающая государственным суверенитетом, издает законы, осуществляет правосудие, назначает должност­ных лиц и руководит ими, взимает налоги, решает вопросы вой­ны и мира, заключает международные договоры.

Государство обязано признавать и охранять частную соб­ственность своих граждан.

Г. Гроций осуждал агрессивные захватнические войны. Во время войны Г. Гроций требовал щадить женщин, стариков, во­еннопленных. В международных отношениях все решает не сила, а договор, считал Г. Гроций.

Г. Гроций не был согласен с концепцией народного сувере­нитета, считая более важной волю государства, нежели граждан. Носителем государственного суверенитета могут являться либо одно лицо (монарх), либо несколько лиц (парламент). Без согла­сия правителей народ не может изменить форму правления.

Г. Гроций первым из западно-европейских политических и правовых мыслителей раннего Нового времени изложил концеп­цию естественного права. По Г. Гроцию, право основано преж­де всего не на воле Бога, а на природе человека. У людей есть стремление к мирному общению (здесь Г. Гроций рассуждает в духе Аристотеля), которое организовано согласно разуму. Это стремление к общению и есть источник права, независимый от положительного (позитивного) права, выводил Г. Гроций. Право стремится к самой природе человека и не зависит от законов, установленных у различных народов.

Принципы естественного права (по Г. Гроцию):

1. Не трогать чужого добра.

2. Возвращать то, что нам не принадлежит.

3. Исполнять обещания.

4. Вознаграждать за причиненный вред.

5. Воздаяние людям заслуженного наказания.

В любом случае право соответствует природе общественно разумных существ, т.е. людей, писал Г. Гроций.

Что касается установленного (позитивного) права, не явля­ющегося естественным, то тут Г. Гроций выделяет Божествен­ное и человеческое право.

Источником позитивного (человеческого) права является воля людей. Человеческое право Г. Гроций подразделяет на внутригосударственное и международное (jus gentium).

Но выше всего в иерархии остается, конечно, естественное право, которое никем не может быть нарушено или изменено.

 

4.5. РАЗВИТИЕ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ ИДЕОЛОГИИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ИНДЕПЕНДЕНТОВ, ЛЕВЕЛЛЕРОВ, ДИГГЕРОВ В ПЕРИОД АНГЛИЙСКОЙ БУРЖУАЗНОЙ РЕВОЛЮЦИИ

Джон Мильтон (1608-1674), известный английский поэт, был основоположником учения индепендентов. Его политико-правовые взгляды изложены в двух памфлетах под общим на­званием «Защита английского народа» (1650, 1654).

Из естественно-правовой концепции Дж. Мильтон делает вывод о допустимости революции. Королевская власть в госу­дарстве нужна для защиты мира. Чтобы ограничить произвол королей и их сановников, над ними существуют законы. Власть дана королю народом в порядке поручения. Король отчитыва­ется не только перед Богом, но и перед народом. Дж. Мильтон настаивает на возможности низложения монарха, не выполня­ющего свои функции и нарушающего законы (концепция народ­ного суверенитета). Народ, обладающий политическими права­ми и суверенитетом, по Дж. Мильтону, — не толпа, а лишь луч­шие люди, поэтому необходима система избирательных цензов. Дж. Мильтон провозглашал и выступал за свободу мысли, сво­боду слова, свободу вероисповедания.

Джон Лильберн (1614-1657) был идеологом партии левел­леров (уравнителей) — наиболее радикальной группировки в ан­глийской буржуазной революции. Его труд «Народное соглаше­ние», который являлся программой действия левеллеров, так­же называют республиканской конституцией Англии.

Левеллеры провозглашали такие естественные права и сво­боды личности, как право собственности, свобода совести, сво­бода печати, свобода промышленной и торговой деятельности. Также прирожденным и неотъемлемым объявлялось формаль­ное равенство всех перед законом и судом. Никакие власти и никакие органы, по мнению левеллеров, не полномочны отме­нять либо изымать эти естественные права и свободы челове­ка. Объективно данное мнение покоилось на той презумпции, что естественные права и свободы людей существуют раньше и стоят выше всякого гражданского, позитивного закона.

Дж. Лильберн выступал за ликвидацию палаты лордов ванглийском парламенте, реорганизацию палаты общин на демо­кратических началах. Все должностные лица должны быть по­дотчетны парламенту (представленному только палатой общин). В основе государственной власти, по мнению Дж. Лильберна, ле­жит общественный договор, которым учреждается правительство (государство). Дж. Лильберн выступал за всеобщее избиратель­ное право для всех англичан, достигших 21-летнего возраста, не являвшихся слугами короля, не находящихся в домашнем услужении и не живущих на милостыню и (или) пособия. Таким образом, в основу механизма формирования органов государ­ственной власти кладется принцип народного суверенитета, так как любая власть (и парламента, и должностных лиц исполнитель­ных органов) является производной от народной воли. Дж. Лиль­берн был близок к идее разделения властей (между парламентом и исполнительными органами). Присяжные (в суде) должны избираться народом, что, с одной стороны, обеспечит незави­симость судебной власти, а с другой — соблюдение принципа народного суверенитета и в правосудии.

Дж. Лильберн выступал за реформу церкви на началах са­моуправления.

В уголовном праве, как совершенно точно замечал Дж. Лиль­берн, не может быть преступления без прямого упоминания на то в законе.

Дж. Лильберн выступает за формальное равенство всех пе­ред законом и правосудием. Вместе с тем уравнение не долж­но касаться частной собственности, которую левеллеры вовсе не хотели упразднить. Уравнение должно ограничиваться толь­ко сферой политических прав граждан.

Теоретиком и идеологом диггеров («истинных левеллеров») был Джерард Уинстэнли (1609 — после 1652), ему принадлежат такие труды, как «Новый закон справедливости», «Закон свобо­ды» (1652).

Дж. Уинстэнли утверждал, что каждый человек должен иметь столько земли, сколько способен обработать. Купля-продажа земли должна быть запрещена. Каждый должен наслаждаться исключительно трудом рук своих. Дж. Уинстэнли сформулиро­вал понятие свободы, обозначив ее через свободное пользова­ние землей.

«Закон свободы» — программа создания общности имущест­ва диггерами. Дж. Уинстэнли предлагает отменить частную соб­ственность, торговлю, деньги, имущественное неравенство. Все необходимое для жизни люди будут брать из общественных складов. Все будут абсолютно равны. Для осуществления про­граммы диггеров необходима революция, после чего — переход­ный период (от частной собственности к общности имущества). В парламенте должны заседать малоимущие и неимущие граждане, его депутаты должны переизбираться ежегодно, не­обходимо ввести всеобщее избирательное право для всех муж­чин-англичан, достигших 20-летнего возраста и не домогающих­ся государственных должностей. Основное внимание Дж. Уин­стэнли уделяет законам и воспитанию, которые должны сообща искоренить частную собственность. Принятые законы должны обсуждаться народом, который вправе их отклонить. Должност­ные лица, как и парламент, должны переизбираться ежегодно. В таком государстве должна быть централизованная нала­женная служба информации. Государство, по Дж. Уинстэнли, представляется единой, управляемой свыше семьей.

Дж. Уинстэнли думает об организации правильного судопро­изводства в этом государстве. Тяжкие преступники и тунеядцы подлежат каторжным работам и телесным наказаниям, убийцы — смертной казни. Прочих (менее опасных) преступников сначала надо попробовать увещевать и только позже (если преступник не исправляется) — наказывать.

 

4.6. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ Т. ГОББСА

Томас Гоббс (1588-1679), виднейший представитель ес­тественно-правового учения, был убежденным сторонником аб­солютной монархии. Среди его трудов следует выделить: «За­щита власти и прав короля, необходимых для сохранения мира в государстве», «О гражданине», «О теле», «О человеке», «Ле­виафан» (1651).

В «Левиафане» Т. Гоббс отстаивает абсолютную власть не­ограниченного монарха.

Государство распоряжается силами и способностями от­дельных лиц в интересах общего блага. Общественным дого­вором люди отказались от своих естественных прав в пользу государства. Власть государственного суверена является аб­солютной.

Т. Гоббс был убежденным противником всяческих револю­ций. Поэтому после победы английской буржуазной революции и казни короля ему пришлось уехать в политическую эмиграцию в абсолютистскую Францию.

Т. Гоббс — основоположник механистического материализма. Математический (геометрический) метод он считал универсаль­ным для всего научного познания. Его механистические воззре­ния выражаются во взглядах на природу государства. Т. Гоббс рассматривал государство как единый грандиозный механизм, Левиафан (огромное библейское морское чудовище). Верховная власть — душа государства. Судьи и чиновники — его суставы. Советники — его память. Законы — его разум и воля. Награды и наказания — его нервы и т д.

Вслед за Г. Гроцием и Н. Макиавелли Т. Гоббс пытается исследовать природу человека и вывести из нее понятие госу­дарства. Основа природы человека, по Т. Гоббсу, — страх, вы­текающий из человеческого эгоизма. Человек ищет всегда не общения, а господства над другими. По природе люди равны друг другу, поэтому в естественном состоянии каждый человек имеет право на все, а все борются друг против друга. Нужно выйти из естественного состояния в поисках мира (первый естественный закон Т. Гоббса). Из этого вытекает обязанность проявлять благодарность, прощать прошлые обиды, проявлять уважение к другим людям и т.д. (естественные и вечные зако­ны Т. Гоббса). Т. Гоббс подчеркивает незыблемость и всеобщ­ность естественных законов.

Общественный договор заключается каждым с каждым. По­средством этого договора масса людей преобразуется в единое общество, образуя новое лицо, чья воля объединяет и выража­ет волю всех.

Организация государственной власти может быть различной: монархия, аристократия, демократия. Эти формы отличаются друг от друга лишь количеством властей предержащих. При этом наилучшей формой правления Т. Гоббс считает, естественно, монархическую.

Государственная власть никем и ничем не ограничена, она стоит над гражданским законом и подобна человеческой душе в государственном теле. Только верховная власть вправе решать, что хорошо, а что плохо для государства. Власть государственно­го суверена является абсолютной. По мнению Т. Гоббса, даже мысли и религиозные чувства подданных должны быть подчине­ны воле суверена. Подданные — рабы государства.

 

4.7. УЧЕНИЕ ДЖ. ЛОККА О ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА, О ПРОИСХОЖДЕНИИ И ЗАДАЧАХ ГОСУДАРСТВА, О РАЗДЕЛЕНИИ ВЛАСТЕЙ

Основным трудом Джона Локка (1632-1704) является «Два трактата о государственном правлении» (1689-1690).

Дж. Локк — непоследовательный материалист, он допускал существование Бога как некоей основы мира. Дж. Локк был по­следователем естественно-правовой теории. Он утверждал, что феодальный строй противоречит естественному праву. Среди основополагающих ценностей естественного состояния Дж. Локк называл свободу и равенство. В отличие от Т. Гоббса Дж. Локк не считал естественное состояние войной «всех против всех».

По мнению Дж. Локка, собственность как естественное право возникает до государства и существует независимо от государства. Свобода включает свободу на действия, свободу на труд и его результаты. Именно из труда проистекает частная собственность.

Господство, основанное на началах абсолютизма, не может быть признано государством, по мнению Дж. Локка. Над абсо­лютным монархом нет суда, он по отношению к своим поддан­ным как бы остается в естественном состоянии.

Дж. Локк также разрабатывает учение о разделении властей: нужно различать три ветви власти: исполнительную, законода­тельную, союзную (федеративную). Последней должны быть подведомственны вопросы внешней политики. Дж. Локк не вы­делял судебную власть из исполнительной, не отделяя таким образом суд от администрации.

Каждая власть должна принадлежать отдельному органу: за­конодательная — парламенту (представительному учреждению всей нации); исполнительная — монарху или кабинету министров; союзная — специальным органам. С другой стороны, исполни­тельную и союзную власти может совмещать монарх. Власти неявляются равноправными. Верховными полномочиями обладает законодательная власть, хотя и она имеет определенные огра­ничения. Так, даже парламент не может покушаться на частную собственность граждан. Парламент не должен заседать постоян­но, дабы он не узурпировал всю полноту власти. Законодатель­ными полномочиями не могут быть наделены монарх или прави­тельство (кабинет). Исполнительными полномочиями не может быть наделен парламент. Разделение властей не исключает их единства под верховенством законодательной власти. Также единству государственной власти способствует монарх, явля­ющийся главой государства. Он созывает и распускает парламент, имеет право законодательной инициативы, утверждает законопро­екты, обладая при этом правом вето. Монарх имеет право смяг­чить силу закона, если последний может причинить вред народу. Со своей стороны народ имеет право на восстание против мо­нарха, злоупотребляющего своими прерогативами.

В обществе люди вынуждены частично отказаться от своей природной свободы. Гарантом естественных прав и свобод явля­ется государство, издающее законы, снабженные определенны­ми санкциями. Люди, частично отказываясь от своих естествен­ных прав и свобод, передают их обществу в целом.

Дж. Локк — главный теоретик и идеолог английской консти­туционной монархии, либерализма, естественно-правовой кон­цепции в теоретическом правоведении.

 

 

4.8. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В РОССИИ В ПЕРИОД УКРЕПЛЕНИЯ САМОДЕРЖАВИЯ И КРЕПОСТНИЧЕСТВА: Ф. ПРОКОПОВИЧ, В.Н. ТАТИЩЕВ

Еще в 1697-1698 гг. у Петра I возникает замысел про­вести церковную реформу по протестантскому (англиканскому) образцу. Идеологом такой реформы (упразднения патриаршества и введения синодальной системы управления Русской пра­вославной церковью, б условиях которой священнослужители фактически становились государственными служащими, а мо­нарх возглавлял всю церковную иерархию) и стал Феофан Прокопович (1681-1736).

Главное произведение Ф. Прокоповича — трактат «Правда воли монаршей» — результат адаптации теории естественного права и общественного договора к российским условиям начала XVIII в.

В своем учении Ф. Прокопович опирается на идеи Г. Греция и Т. Гоббса. При этом он использует двойную систему аргумен­тации: с помощью Священного Писания и опираясь на рационалистическую теорию общественного договора.

Ф. Прокопович исходит из гипотезы о естественном (догосударственном) состоянии «войны всех против всех». Постепен­но разум как главное свойство человека приводит его к позна­нию естественных законов. Инстинкты самосохранения и продол­жения рода побуждают людей прекратить естественное состояние и заключить общественный договор, учреждающий го­сударство. Ф. Прокопович примирил идеи богоустановленности государственной власти и общественного договора: народной во­лей при выборе первого монарха руководит Божественный Про­мысел (vox populi vox del).

После заключения общественного договора народ обязан безгранично повиноваться монарху, он уже не обладает суве­ренитетом и какими-то правами по отношению к монарху. Мо­нарх, в свою очередь, должен владеть народом для его общей пользы. Народ, отдавший однажды свою волю монарху, не мо­жет отобрать ее обратно, вернуться к естественному состоянию или изменить форму государственного правления.

Ф. Прокопович формулирует принципы верховенства госу­дарственной власти в обществе: абсолютность; несвязанность никакими законами; безответственность; неприкосновенность. Ф. Прокопович утверждал: «Вся правда, и Божеская, и челове­ческая, во власти монарха». Он писал, что абсолютный монарх подчинен только Божественному суду, но не земным церковным властям.

Из вышеизложенного с неизбежностью следовал тезис о не­обходимости подчинения церкви государству и лично монарху.

Ф. Прокопович выделяет три основные формы правления (по Аристотелю), при этом он явно симпатизирует монархии (осо­бенно неограниченной, так как монарх не должен быть связан каким бы то ни было договором или ограничением иного рода). Благодаря Ф. Прокоповичу в России в начале XVIII в. появи­лась светская политическая теория с характерными для нее понятиями общего блага, формы правления и пр. Он дал эффек­тивное идеологическое обоснование упразднению патриарше­ства на Руси в1700 г., петровской церковной реформе 1721 г. Более того, он обосновывает полицейский абсолютизм Петра I.

Первым официальным русским историографом стал Василий Никитич Татищев (1686-1750). Он начал писать «Историю Россий­скую с самых древнейших времен» по приказу Петра I (5 книг «Ис­тории» изданы в 1768-1848 гг.). В.Н. Татищев был также государ­ственным деятелем и царедворцем, в частности в 1741-1745 гг. состоял астраханским губернатором.

При аргументации своих взглядов В.Н. Татищев опирается на труды видных европейских политических и правовых мыслителей Нового времени — Т. Гоббса, Дж. Локка, Г. Гроция, С. Пуфендорфа и др.

В.Н. Татищев предлагает светское представление о челове­ке. Он в духе естественного права считает, что неприкосновен­ная личность автономна. Главным свойством человека полага­ется естественный разум, подсказывающий наиболее удобные пути для удовлетворения естественных потребностей, что и со­ставляет смысл жизни (добро — то, что полезно для человека). Для объяснения исторического процесса В.Н. Татищев при­бегает к органической теории, уподобляющей все человеческое общество одному человеку. На основании этого выделяются та­кие этапы человеческой истории, как младенчество (примитивный уровень человеческой культуры), юношество (начинающееся по­явлением письменности), мужество (начинающееся зарождением христианства), полная зрелость (наступающая вследствие «рас­крепощение знания», возникновения вольных, т.е. независимых от религии, наук). Таким образом, на российской почве выдвига­ется и обосновывается вариант эволюционной (прогрессистской) теории общественного развития.

В.Н Татищев признавал, что в историческом развитии ли­дируют страны Западной Европы, Россия, являющаяся печаль­ным отклонением, вновь приобщается к европейской цивилиза­ции посредством петровских реформ (от секуляризации до пре­образования армии).

В.Н. Татищев предлагает вариант договорной теории происхож­дения государства, при этом он пытается внедрить в нее истори­ческие начала. Он использует гипотезу о естественном (преддого­ворном) состоянии «войны всех против всех», в связи с чем чело­век оказывается вынужденным наложить на себя узы ради своего собственного блага. Государство поэтому строится на рациональ­ных основаниях общей пользы. Вместе с тем в основании государ­ства лежит не один, а несколько договоров (3 в монархии, 4 в рес­публике). В монархии это договор супружества (природная узда), договор между родителями и детьми (природная узда), договор между господами и слугами (природная узда) Получается, что монархия является природной (естественной) формой правления, а монарх в государстве уподобляется отцу (супругу, господину) в семье. В республике к 3 указанным договорам добавляется обще­народный договор, т.е. договор между представителями народа, учреждающими общее государство (узда по воле, не являющаяся природной). В монархии в отличие от республики нет и не может быть никакого договора между народом и монархом, власть монар­ха понимается патриархально.

Подобно Аристотелю В. Н. Татищев выделяет три «порядоч­ные» и три «непорядочные» формы правления, причем выбор той или иной «порядочной» формы правления в каждом конкрет­ном случае зависит от размера территории страны и степени защищенности внешних границ государства. Для малых стран допустима демократия, для больших стран с безопасными гра­ницами — аристократия, для больших непросвещенных стран с открытыми границами (таких, как Россия) подходит только мо­нархия, причем лучше абсолютная (неограниченная).

Издаваемые монархом позитивные законы должны соответ­ствовать естественному праву и следовать общественной пользе, поэтому при монархе должен существовать законосове­щательный Двухпалатный представительный орган. Верхней палатой должен быть Сенат, состоящий из 21 дворянина, назна­чаемый царем Нижнюю палату — Совет — формируют выбор­ные представители.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-25; Просмотров: 650; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.