КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 4. Политические и правовые учения в Европе
Тест по теме 3 1. Когда возникло христианство? а- I в. н.э.- б- II в. н.э. в- III в. н.э.
2. В каком сочинении Аврелий Августин разрабатывает основные положения христианской философии? а- «Трактат о происхождении христианства» б- «О религиозной этике» в- «О граде божием» -
3. В методе средневекового политико-юридического мышления, разрабатывавшемся в рамках богословской схоластики, был весьма велик удельный вес религиозного: а- догматизма - б- фарисейства в- стоицизма
4. Чьи сочинения («О правлении властителей», «Сумма теологии») являются своего рода энциклопедией официальной церковной идеологии средних веков? а- Я. Гуса б- Дж. Уиклифа в- Ф. Аквинского -
5. Каково предназначение человеческого (позитивного) закона по Ф. Аквинскому? а- силой и страхом принуждать людей (создания по природе несовершенные) избегать зла и достигать добродетели - б- стремиться к самосохранению и продолжению рода, искать истину (бога) и уважать достоинство людей в- стараться уйти от мирской суеты, земных радостей и найти успокоение в молитве
6. Каково предназначение естественного закона по Ф. Аквинскому? а- силой и страхом принуждать людей избегать зла и достигать добродетели б- стремиться к самосохранению и продолжению рода, искать истину (бога) и уважать достоинство людей - в- стараться уйти от мирской суеты, земных радостей и найти успокоение в молитве
7. Назовите крупное еретическое движение, имевшее место в Болгарии. а- оппозиционизм б- антиклерикализм в- богомильство - г- плебисцит
8. Назовите яркого представителя бюргерской ереси в Англии? а- Дж. Уиклиф - б- Ян Гус в- М. Лютер г- М. Падуанский
9. Какую основную цель преследовало движение лоллардов в Англии и таборитов в Чехии? а- создание национальной церкви б- ограничение власти Римского папства в- передачу земель крестьянским общинам и освобождения земледельцев от пут крепостничества - г- упразднение сословия священников
В ПЕРИОД РАННИХ АНТИФЕОДАЛЬНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ
4.1. МАКИАВЕЛЛИЗМ Одним из первых политико-правовых теоретиков новой эпохи был итальянский государственный деятель Никколо Макиавелли (Макьявелли) (1469-1527), итальянский политический мыслитель, историк и писатель оставивший после себя следующие значительные труды: «Рассуждение на первую декаду Тита Ливия», «Государь» (или «Князь», или «О принцепсе», написано в 1518 г., впервые издано в 1532 г.), «О военном искусстве», «История Флоренции». Н. Макиавелли выступал за сплочение раздробленных итальянских земель в единое государство. Учение Н. Макиавелли свободно от теологии, многое восприняло из античных источников. Природа человека, по Н. Макиавелли, — единая и неизменная, у всех народов существуют единые стремления и страсти, которые политику следует изучить и использовать в своих интересах. Важнейшие черты любого человека: властолюбие и корыстолюбие. Люди всегда неблагодарны, трусливы, лживы, лицемерны, завистливы, непостоянны. Способности людей ограничены, а желания неуемны. Люди всегда недовольны настоящим и хвалят прошлое. Люди подражают порокам, а не достоинствам, — неумолимо заключал Н. Макиавелли. Мудрый политик должен учитывать свойства человеческой природы, игнорируя при этом принципы морали. Н. Макиавелли отделяет политику от морали. Он подчеркивает, что все поступки основателей государств, завоевателей и узурпаторов не нужно рассматривать с точки зрения морали и права, нужно учитывать исключительно достигнутые ими результаты. Лозунг его политики: цель оправдывает средства. Н. Макиавелли пытается обосновать несовместимость политических и моральных норм. Государства создаются и охраняются как при помощи военной силы, так и посредством хитрости, коварства и обмана, — считал Н. Макиавелли. С врагами Н. Макиавелли призывал бороться двумя способами: законами или силой. Образцом государства Н. Макиавелли считал античную республику (скажем, Афинскую или Римскую), где, как он полагал, все было приспособлено к человеку. Цель нормального государства: обеспечение благ свободы, чтобы каждый человек мог свободно пользоваться своим имуществом, не страшиться за своих жен и детей, только тогда государство в целом будет процветать. Заботясь о своем собственном благополучии, люди обеспечивают общественное и государственное процветание. Государство (независимо от конкретной формы) рассматривается Н. Макиавелли как отношения между правительством и подданными, которые могут опираться либо на любовь, либо на страх подданных. При этом любовь не должна перерастать в презрение, а страх — в ненависть. Н. Макиавелли указывает на ряд положений, способствующих правильному управлению государством. Рекомендации Н. Макиавелли основываются на исследовании природы человека. Основы государства — безопасность личности и незыблемость собственности. Мудрый правитель не должен посягать на имущество своих подданных, так как это обязательно вызовет у них ненависть, Н. Макиавелли пишет по этому поводу: «Люди скорее забудут смерть отца, чем потерю наследства». Указанные основы могут быть обеспечены только при республиканском строе. Основные формы государства (по Н. Макиавелли) — это монархия (княжество) и республика. В республике управлять одновременно должны представители народа и знати, глава государства должен быть выборным. Таким образом удачно сочетаются интересы демократии, аристократии, монархии. Республика лучше приспосабливается к обстоятельствам времени. В республиках наиболее возможно осуществлять политическую свободу посредством городского самоуправления, где власть должна принадлежать городскому патрициату. В республике не нужно бояться злоупотреблений должностных лиц, так как они переизбираются. В республике лучше осуществляется принцип формально-правового равенства граждан, так как все феодальные сословные привилегии должны быть отменены. При избрании должностных лиц народ обычно делает более правильный выбор, чем монарх. Даже взбунтовавшийся народ менее страшен, чем необузданный тиран, — подчеркивает Н. Макиавелли. Особенно большое значение Н. Макиавелли придает законодательству, позитивному праву, приводя в пример мудрые спартанские законы Ликурга. При законности гарантирована общественная безопасность. Право — орудие власти, выражение силы. Главная забота любого правителя — война, военная организация и военная наука. Вообще говоря, по Н. Макиавелли, война — единственная и исключительная обязанность монарха. Н. Макиавелли одним из первых выступает против наемных войск, подчеркивая необходимость и неизбежность создания национального ополчения. Н. Макиавелли выступал за единое централизованное национальное (итальянское) светское государство. По его мнению, объединению Италии в то время мешали церковь (амбиции папской власти) и дворяне. Н. Макиавелли считал, что религия — важное средство политики, так как она помогает воздействовать на умы и нравы людей. Поэтому умные правители и законодатели всегда ссылаются на волю богов, — верно подмечает Н. Макиавелли. Хорошая религия помогает создать армию. Государство должно использовать религию как подходящий инструмент для руководства людьми, — резюмировал он. При этом Н. Макиавелли был глубоко светским мыслителем, он рационалистически освобождал политико-правовую мысль от влияния религии и теологии. Хотя сам он и склонялся к демократической республике, однако понимал, что в современной ему политической ситуации в Италии этот идеал недостижим. Поэтому считал, что для начала страну от иностранных наемников, мелких тиранов и многочисленных ненужных дворян должен освободить чрезвычайный единоличный правитель. Правлению одного человека посвящена книга Н. Макиавелли «Государь». Государь должен уподобиться льву и лисе. Н. Макиавелли считает, что государственный деятель не должен быть верен своему слову, договоренностям, обещаниям. Идеал государственного деятеля для Н. Макиавелли — его современник герцог Чезаре Борджиа (Борджа). Для укрепления и расширения государства правитель должен решаться на великие и виртуозные злодейства. Единственный критерий оценки деятельности правителя — укрепление государства и расширение его границ. Цель оправдывает средства, даже аморальные, в этом был убежден Н. Макиавелли. При этом все вероломства и жестокости должны совершаться так, чтобы не подрывать авторитет верховной власти. Недовольных людей надо либо истреблять, либо ласкать, при этом жестокость лучше, чем милосердие, подчеркивает Н. Макиавелли. Для государя лучше скупость, чем щедрость. Людям лучше внушать страх, чем любовь При этом все обиды и жестокости нужно учиться учинять разом, а благодеяния — растягивать, чтобы лучше запоминалось. Дела, не угодные подданным, следует поручать другим (т.е. подчиненным, чиновникам). Нужно внимательно следить за обстановкой, складывающейся конъюнктурой. Правитель должен притворяться перед народом носителем нравственных и религиозных добродетелей. Лисью натуру правителя следует лицемерно скрывать. Самое главное для государя — создать себе славу великого человека, сконструировать себе культ личности. Некоторые исследователи пытались противопоставить два основных труда Н. Макиавелли: «Государь» (где он описывает политическое единовластие сильного и коварного монарха) и «Размышления на первую декаду Тита Ливия» (где он выступает апологетом республиканского строя). На самом деле они вполне состыковываются. Как уже отмечалось, Н. Макиавелли подчеркивал, что лучше, конечно, свободная республика, но в современных условиях предпочтительнее объединять Италию именно единоличному правителю (государю, князю, принцепсу). В отдельных идеях и теоретических построениях последователями Н. Макиавелли можно назвать Б. Спинозу, Ж.-Ж. Руссо, других политических и правовых мыслителей, в том числе современных. Н. Макиавелли — символ политического коварства и беспринципности. Его советам следовали такие деятели, как кардинал Ришелье, император Наполеон I Бонапарт, дуче Б. Муссолини и др. В.И. Ленин называл Н. Макиавелли «умным писателем по государственным вопросам». Термин «макиавеллизм» употребляется для обозначения политики, пренебрегающей нормами морали.
4.2. Ж. БОДЕН О СУВЕРЕНИТЕТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И О ФОРМАХ ГОСУДАРСТВА Жан Воден (1530-1596) был апологетом французского абсолютизма. Его основной труд: «Шесть книг о государстве». Ж. Воден сравнивал власть отца и мужа в семье и власть монарха в государстве. Основой семьи и государства Ж. Воден считал частную собственность, он подчеркивал, что общность имущества невозможна, так как противоречит Божественным установлениям и природе человека. Государственная власть, по Ж. Бодену, верховна и суверен-на, постоянна во времени и пространстве. Суверен вне (выше) закона и не связан волей других субъектов политической системы. Он делает все, что считает нужным, в законодательной, исполнительной, судебной государственных сферах. Власть суверена ограничивается лишь естественными и Божественными законами (в частности, неприкосновенностью частной собственности). Суверенитет может принадлежать либо одному лицу (королю), либо одному собранию (парламенту), либо всему народу; смешанная форма государства с разделением государственного суверенитета невозможна. Смешанной может быть только правительственная (исполнительная) власть. Если государственный суверенитет единолично принадлежит королю (что предпочтительнее, как считал Ж. Воден), то Генеральные штаты (парламент) никак не должны препятствовать суверенной воле короля. Суверенный монарх — наместник Бога на земле, он по рождению призван управлять другими людьми. Ж. Боден отвергает ставшее классическим и идущее от Аристотеля разделение форм государства на правильные и неправильные. Главой государства (сувереном) является тот, кто принимает законы: один человек (король, монархия), несколько людей (парламент или другое собрание, аристократия) либо весь народ (республика). Ж. Боден отдает предпочтение монархии, т.е. тому случаю, когда суверенная власть принадлежит одному человеку — королю (монарху). В республике, полагает Ж. Боден, народ не способен прийти к правильным решениям. Демократия соседствует с анархией, общее благо там погибает. Также радужных настроений не вызывает у Ж. Бодена и аристократия, уничтожающая народные массы. Только в монархии государственная власть — действительно единая и нераздельная, по-настоящему сильная. Ж. Боден выделяет при этом следующие монархии. 1. Законная (королевская). 2. Сеньориальная (основанная на праве завоевания). 3. Тирания (незаконная и неправедная форма монархии), обусловленная не методами управления, а незаконной узурпацией власти тираном. Тиран становится Государем насильственным путем, не имея на престол никаких законных прав, поэтому тирана, в свою очередь, можно и должно низложить и убить. Монархия существовала в течение тысяч лет человеческой истории, подчеркивал Ж. Боден, и продолжает существовать в большинстве государств мира (так действительно было при его жизни). Особенно монархия необходима обширным государствам. Все государства, по Ж. Бодену, создавались путем либо завоевания, либо внутреннего насилия, но никак не по договору. Справедливые войны вели к созданию господских (вотчинных) государств (с сеньориальной монархией), которые, по мнению Ж. Бодена, в его время существовали на патерналистском Востоке. А в Европе они преобразовались в законные монархии, в которых народ повинуется монарху, а монарх повинуется Божественным и естественным законам, оставляя подданным естественные свободы и неприкосновенную частную собственность. Ж. Боден не поддерживал тезис о необходимости выборности монарха, так как выборы сопровождаются междоусобицами, а выборный монарх не будет заботиться об общем благе, потому что сразу же начнет сводить политические счеты. Монарх должен быть наследственен. Наилучшая форма — королевская монархия, где верховным сувереном является король, а правительственная власть может делегироваться королем другим государственным органам и должностным лицам. При этом высшие должностные лица государства должны быть аристократами по происхождению. Ж. Боден выделяет два вида государственных объединений. 1.Основанные на неравенстве, т.е. вассальная зависимость частей государства от суверенного сюзерена, — федерация, где суверенитетом обладают только федеральные власти. Пример: Священная Римская Империя Германской Нации. 2.Основанные на равенстве, т.е. конфедерация, где суверенитетом обладают субъекты конфедерации. Пример: Швейцарская конфедерация, состоявшая в то время из суверенных кантонов. Причиной восстаний Ж. Боден называл резкое имущественное неравенство различных социальных слоев, жестокости и притеснения со стороны сильных мира сего, изменение закона, неудачные войны. Но менее всего подвержены государственным переворотам монархии, подчеркивал убежденный монархист-роялист Ж. Боден. Однако настоящий политик должен уметь предвидеть и предотвращать перевороты, поэтому иногда королю нужно идти на определенные уступки (например, созвать Генеральные штаты). Ж. Боден изложил свободное от богословия, светское учение о государственной власти, обосновал требование политической централизации страны, был сторонником абсолютной монархи. В те времена королевский абсолютизм был прогрессивным явлением для государства (в частности, родной для Ж. Бодена Франции).
4.3. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ИДЕИ РАННЕГО СОЦИАЛИЗМА: Т. МОР И Т. КАМПАНЕЛЛА Английский социалист Томас Мор (1478-1535) в своей «Утопии» (1516) описал идеальное коммунистическое государство, построенное на принципе отрицания частной собственности. Т. Мор — один из основоположников утопического социализма, был другом знаменитого европейского гуманиста Эразма Роттердамского. В 1529-1532 гг. Т. Мор являлся канцлером Англии. Будучи католиком, он отказался дать присягу английскому королю как «верховному главе» англиканской церкви, после чего был обвинен в государственной измене и казнен. В 1935 г. Т. Мор был канонизирован католической церковью. «Где только есть частная собственность, там вряд ли возможно правильное и успешное течение государственных дел», — писал Т. Мор. Утопия Т. Мора — укор существовавшему тогда обществу с ярко выраженным социальным неравенством. В Утопии все: и земля, и производимая продукция — общественное, нет ничего частного. Производственную структуру утопийского общества составляет семейно-ремесленная организация труда. Сельскохозяйственные работы ведутся на началах трудовой повинности, которую обязаны отбывать все граждане. Рабочий день длится 6 часов. Особые должностные лица следят за тем, как работают утопийцы. Утопийцы живут, не зная нужды, люди в Утопии пребывают в достатке, однако связано это прежде всего с сокращением потребностей. Так, например, все ходят в одинаковой одежде, простой и грубой. Однако есть в этом государственно-организованном обществе и рабы, выполняющие неприятные для свободных утопийцев работы; ими становятся военнопленные и преступники, однако рабство не является наследственным. Должностные лица выбираются ежегодно из старейшин, умудренных жизненным опытом. В целом в Утопии учреждается «смешанное правление». Как и в любой другой социалистической утопии, у Т. Мора государственная армада нависает над человеческой личностью, фактически уничтожая сферу ее частной жизни. Все должны быть одинаково счастливы и одинаково бедны. Само слово «утопия» («место, которого нет») стало нарицательным для обозначения подобных неосуществимых проектов. Итальянский социалист и монах-доминиканец Томмазо Кампанелла (1568-1639) изобразил свою утопию в книге «Город Солнца». Т. Кампанелла стал создателем коммунистической утопии, причем старался реализовать свои идеи на практике. В 1598-1599 гг. Т. Кампанелла возглавил заговор против испанского владычества в Калабрии, но был схвачен и около 27 лет провел в тюрьмах. Город-государство соляриев занимается военным делом (руководит этим правитель Мощь), наукой (под водительством правителя Мудрость), воспроизводством населения, обеспечением его пищей и воспитанием граждан (этим командует правитель Любовь). Во главе управленческой пирамиды города Солнца стоит премудрый Метафизик. В городе Солнца, где нет частной собственности, земледелие, ремесла и прочие занятия являются делом совместного труда соляриев, коим ведают правители и подчиненные им должностные лица — специалисты в одной из трех областей. Все, в чем солярии (жители города Солнца) нуждаются, «они получают от общины, и должностные лица тщательно следят за тем, чтобы никто не получал больше, чем ему следует». Государство вмешивается буквально во все (даже в творчество поэтов), делая это, что подчеркивает Т. Кампанелла, в интересах общего блага, чтобы все были одинаково счастливы. Труд общеобязателен при 4-часовом рабочем дне. Господствуют здесь установки на аскетизм, авторитаризм, отдельная человеческая личность пренебрегается (так, хоть граждане и участвуют в политическом процессе, на деле им отведена там роль статистов), даже имена детей подбираются не случайно, а Метафизиком по определенной схеме. Над городом Солнца царит дух однообразия: у всех одинаковые жилье, одежда, пища, занятия, развлечения, обыкновения, даже строй мыслей. Доминируют интересы государства, а интересы частных лиц существуют постольку, поскольку все они являются частичками единого государственно-общественного целого. Нет не то чтобы сфер, даже уголков общественной жизни, скрытых от всевидящего ока государства и лично Метафизика.
4.4. Г. ГРОЦИЙ О ВИДАХ ПРАВА, О ПОНЯТИИ И ПРЕДПИСАНИЯХ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА, О ПРОИСХОЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВА Голландский юрист Гуго Гроций (де Грот) (1583-1645) под воздействием буржуазной революции в Нидерландах написал свои знаменитые труды «Свободное море» (1609), «О праве войны и мира в 3 книгах» (1625). В учении Г. Греция видны истоки нарождающегося юридического мировоззрения, кроме того, его считают во многом основателем современной доктрины международного права. По Г. Гроцию, государство должно обеспечивать общую пользу, являясь союзом свободных людей. Государство — сознательная деятельность людей, результат общественного договора, что противопоставлялось Г. Гроцием теологической концепции богоустановленности государства. Государство — основа длящихся отношений власти и подчинения. Верховная государственная власть, обладающая государственным суверенитетом, издает законы, осуществляет правосудие, назначает должностных лиц и руководит ими, взимает налоги, решает вопросы войны и мира, заключает международные договоры. Государство обязано признавать и охранять частную собственность своих граждан. Г. Гроций осуждал агрессивные захватнические войны. Во время войны Г. Гроций требовал щадить женщин, стариков, военнопленных. В международных отношениях все решает не сила, а договор, считал Г. Гроций. Г. Гроций не был согласен с концепцией народного суверенитета, считая более важной волю государства, нежели граждан. Носителем государственного суверенитета могут являться либо одно лицо (монарх), либо несколько лиц (парламент). Без согласия правителей народ не может изменить форму правления. Г. Гроций первым из западно-европейских политических и правовых мыслителей раннего Нового времени изложил концепцию естественного права. По Г. Гроцию, право основано прежде всего не на воле Бога, а на природе человека. У людей есть стремление к мирному общению (здесь Г. Гроций рассуждает в духе Аристотеля), которое организовано согласно разуму. Это стремление к общению и есть источник права, независимый от положительного (позитивного) права, выводил Г. Гроций. Право стремится к самой природе человека и не зависит от законов, установленных у различных народов. Принципы естественного права (по Г. Гроцию): 1. Не трогать чужого добра. 2. Возвращать то, что нам не принадлежит. 3. Исполнять обещания. 4. Вознаграждать за причиненный вред. 5. Воздаяние людям заслуженного наказания. В любом случае право соответствует природе общественно разумных существ, т.е. людей, писал Г. Гроций. Что касается установленного (позитивного) права, не являющегося естественным, то тут Г. Гроций выделяет Божественное и человеческое право. Источником позитивного (человеческого) права является воля людей. Человеческое право Г. Гроций подразделяет на внутригосударственное и международное (jus gentium). Но выше всего в иерархии остается, конечно, естественное право, которое никем не может быть нарушено или изменено.
4.5. РАЗВИТИЕ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ ИДЕОЛОГИИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ИНДЕПЕНДЕНТОВ, ЛЕВЕЛЛЕРОВ, ДИГГЕРОВ В ПЕРИОД АНГЛИЙСКОЙ БУРЖУАЗНОЙ РЕВОЛЮЦИИ Джон Мильтон (1608-1674), известный английский поэт, был основоположником учения индепендентов. Его политико-правовые взгляды изложены в двух памфлетах под общим названием «Защита английского народа» (1650, 1654). Из естественно-правовой концепции Дж. Мильтон делает вывод о допустимости революции. Королевская власть в государстве нужна для защиты мира. Чтобы ограничить произвол королей и их сановников, над ними существуют законы. Власть дана королю народом в порядке поручения. Король отчитывается не только перед Богом, но и перед народом. Дж. Мильтон настаивает на возможности низложения монарха, не выполняющего свои функции и нарушающего законы (концепция народного суверенитета). Народ, обладающий политическими правами и суверенитетом, по Дж. Мильтону, — не толпа, а лишь лучшие люди, поэтому необходима система избирательных цензов. Дж. Мильтон провозглашал и выступал за свободу мысли, свободу слова, свободу вероисповедания. Джон Лильберн (1614-1657) был идеологом партии левеллеров (уравнителей) — наиболее радикальной группировки в английской буржуазной революции. Его труд «Народное соглашение», который являлся программой действия левеллеров, также называют республиканской конституцией Англии. Левеллеры провозглашали такие естественные права и свободы личности, как право собственности, свобода совести, свобода печати, свобода промышленной и торговой деятельности. Также прирожденным и неотъемлемым объявлялось формальное равенство всех перед законом и судом. Никакие власти и никакие органы, по мнению левеллеров, не полномочны отменять либо изымать эти естественные права и свободы человека. Объективно данное мнение покоилось на той презумпции, что естественные права и свободы людей существуют раньше и стоят выше всякого гражданского, позитивного закона. Дж. Лильберн выступал за ликвидацию палаты лордов ванглийском парламенте, реорганизацию палаты общин на демократических началах. Все должностные лица должны быть подотчетны парламенту (представленному только палатой общин). В основе государственной власти, по мнению Дж. Лильберна, лежит общественный договор, которым учреждается правительство (государство). Дж. Лильберн выступал за всеобщее избирательное право для всех англичан, достигших 21-летнего возраста, не являвшихся слугами короля, не находящихся в домашнем услужении и не живущих на милостыню и (или) пособия. Таким образом, в основу механизма формирования органов государственной власти кладется принцип народного суверенитета, так как любая власть (и парламента, и должностных лиц исполнительных органов) является производной от народной воли. Дж. Лильберн был близок к идее разделения властей (между парламентом и исполнительными органами). Присяжные (в суде) должны избираться народом, что, с одной стороны, обеспечит независимость судебной власти, а с другой — соблюдение принципа народного суверенитета и в правосудии. Дж. Лильберн выступал за реформу церкви на началах самоуправления. В уголовном праве, как совершенно точно замечал Дж. Лильберн, не может быть преступления без прямого упоминания на то в законе. Дж. Лильберн выступает за формальное равенство всех перед законом и правосудием. Вместе с тем уравнение не должно касаться частной собственности, которую левеллеры вовсе не хотели упразднить. Уравнение должно ограничиваться только сферой политических прав граждан. Теоретиком и идеологом диггеров («истинных левеллеров») был Джерард Уинстэнли (1609 — после 1652), ему принадлежат такие труды, как «Новый закон справедливости», «Закон свободы» (1652). Дж. Уинстэнли утверждал, что каждый человек должен иметь столько земли, сколько способен обработать. Купля-продажа земли должна быть запрещена. Каждый должен наслаждаться исключительно трудом рук своих. Дж. Уинстэнли сформулировал понятие свободы, обозначив ее через свободное пользование землей. «Закон свободы» — программа создания общности имущества диггерами. Дж. Уинстэнли предлагает отменить частную собственность, торговлю, деньги, имущественное неравенство. Все необходимое для жизни люди будут брать из общественных складов. Все будут абсолютно равны. Для осуществления программы диггеров необходима революция, после чего — переходный период (от частной собственности к общности имущества). В парламенте должны заседать малоимущие и неимущие граждане, его депутаты должны переизбираться ежегодно, необходимо ввести всеобщее избирательное право для всех мужчин-англичан, достигших 20-летнего возраста и не домогающихся государственных должностей. Основное внимание Дж. Уинстэнли уделяет законам и воспитанию, которые должны сообща искоренить частную собственность. Принятые законы должны обсуждаться народом, который вправе их отклонить. Должностные лица, как и парламент, должны переизбираться ежегодно. В таком государстве должна быть централизованная налаженная служба информации. Государство, по Дж. Уинстэнли, представляется единой, управляемой свыше семьей. Дж. Уинстэнли думает об организации правильного судопроизводства в этом государстве. Тяжкие преступники и тунеядцы подлежат каторжным работам и телесным наказаниям, убийцы — смертной казни. Прочих (менее опасных) преступников сначала надо попробовать увещевать и только позже (если преступник не исправляется) — наказывать.
4.6. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ Т. ГОББСА Томас Гоббс (1588-1679), виднейший представитель естественно-правового учения, был убежденным сторонником абсолютной монархии. Среди его трудов следует выделить: «Защита власти и прав короля, необходимых для сохранения мира в государстве», «О гражданине», «О теле», «О человеке», «Левиафан» (1651). В «Левиафане» Т. Гоббс отстаивает абсолютную власть неограниченного монарха. Государство распоряжается силами и способностями отдельных лиц в интересах общего блага. Общественным договором люди отказались от своих естественных прав в пользу государства. Власть государственного суверена является абсолютной. Т. Гоббс был убежденным противником всяческих революций. Поэтому после победы английской буржуазной революции и казни короля ему пришлось уехать в политическую эмиграцию в абсолютистскую Францию. Т. Гоббс — основоположник механистического материализма. Математический (геометрический) метод он считал универсальным для всего научного познания. Его механистические воззрения выражаются во взглядах на природу государства. Т. Гоббс рассматривал государство как единый грандиозный механизм, Левиафан (огромное библейское морское чудовище). Верховная власть — душа государства. Судьи и чиновники — его суставы. Советники — его память. Законы — его разум и воля. Награды и наказания — его нервы и т д. Вслед за Г. Гроцием и Н. Макиавелли Т. Гоббс пытается исследовать природу человека и вывести из нее понятие государства. Основа природы человека, по Т. Гоббсу, — страх, вытекающий из человеческого эгоизма. Человек ищет всегда не общения, а господства над другими. По природе люди равны друг другу, поэтому в естественном состоянии каждый человек имеет право на все, а все борются друг против друга. Нужно выйти из естественного состояния в поисках мира (первый естественный закон Т. Гоббса). Из этого вытекает обязанность проявлять благодарность, прощать прошлые обиды, проявлять уважение к другим людям и т.д. (естественные и вечные законы Т. Гоббса). Т. Гоббс подчеркивает незыблемость и всеобщность естественных законов. Общественный договор заключается каждым с каждым. Посредством этого договора масса людей преобразуется в единое общество, образуя новое лицо, чья воля объединяет и выражает волю всех. Организация государственной власти может быть различной: монархия, аристократия, демократия. Эти формы отличаются друг от друга лишь количеством властей предержащих. При этом наилучшей формой правления Т. Гоббс считает, естественно, монархическую. Государственная власть никем и ничем не ограничена, она стоит над гражданским законом и подобна человеческой душе в государственном теле. Только верховная власть вправе решать, что хорошо, а что плохо для государства. Власть государственного суверена является абсолютной. По мнению Т. Гоббса, даже мысли и религиозные чувства подданных должны быть подчинены воле суверена. Подданные — рабы государства.
4.7. УЧЕНИЕ ДЖ. ЛОККА О ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА, О ПРОИСХОЖДЕНИИ И ЗАДАЧАХ ГОСУДАРСТВА, О РАЗДЕЛЕНИИ ВЛАСТЕЙ Основным трудом Джона Локка (1632-1704) является «Два трактата о государственном правлении» (1689-1690). Дж. Локк — непоследовательный материалист, он допускал существование Бога как некоей основы мира. Дж. Локк был последователем естественно-правовой теории. Он утверждал, что феодальный строй противоречит естественному праву. Среди основополагающих ценностей естественного состояния Дж. Локк называл свободу и равенство. В отличие от Т. Гоббса Дж. Локк не считал естественное состояние войной «всех против всех». По мнению Дж. Локка, собственность как естественное право возникает до государства и существует независимо от государства. Свобода включает свободу на действия, свободу на труд и его результаты. Именно из труда проистекает частная собственность. Господство, основанное на началах абсолютизма, не может быть признано государством, по мнению Дж. Локка. Над абсолютным монархом нет суда, он по отношению к своим подданным как бы остается в естественном состоянии. Дж. Локк также разрабатывает учение о разделении властей: нужно различать три ветви власти: исполнительную, законодательную, союзную (федеративную). Последней должны быть подведомственны вопросы внешней политики. Дж. Локк не выделял судебную власть из исполнительной, не отделяя таким образом суд от администрации. Каждая власть должна принадлежать отдельному органу: законодательная — парламенту (представительному учреждению всей нации); исполнительная — монарху или кабинету министров; союзная — специальным органам. С другой стороны, исполнительную и союзную власти может совмещать монарх. Власти неявляются равноправными. Верховными полномочиями обладает законодательная власть, хотя и она имеет определенные ограничения. Так, даже парламент не может покушаться на частную собственность граждан. Парламент не должен заседать постоянно, дабы он не узурпировал всю полноту власти. Законодательными полномочиями не могут быть наделены монарх или правительство (кабинет). Исполнительными полномочиями не может быть наделен парламент. Разделение властей не исключает их единства под верховенством законодательной власти. Также единству государственной власти способствует монарх, являющийся главой государства. Он созывает и распускает парламент, имеет право законодательной инициативы, утверждает законопроекты, обладая при этом правом вето. Монарх имеет право смягчить силу закона, если последний может причинить вред народу. Со своей стороны народ имеет право на восстание против монарха, злоупотребляющего своими прерогативами. В обществе люди вынуждены частично отказаться от своей природной свободы. Гарантом естественных прав и свобод является государство, издающее законы, снабженные определенными санкциями. Люди, частично отказываясь от своих естественных прав и свобод, передают их обществу в целом. Дж. Локк — главный теоретик и идеолог английской конституционной монархии, либерализма, естественно-правовой концепции в теоретическом правоведении.
4.8. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В РОССИИ В ПЕРИОД УКРЕПЛЕНИЯ САМОДЕРЖАВИЯ И КРЕПОСТНИЧЕСТВА: Ф. ПРОКОПОВИЧ, В.Н. ТАТИЩЕВ Еще в 1697-1698 гг. у Петра I возникает замысел провести церковную реформу по протестантскому (англиканскому) образцу. Идеологом такой реформы (упразднения патриаршества и введения синодальной системы управления Русской православной церковью, б условиях которой священнослужители фактически становились государственными служащими, а монарх возглавлял всю церковную иерархию) и стал Феофан Прокопович (1681-1736). Главное произведение Ф. Прокоповича — трактат «Правда воли монаршей» — результат адаптации теории естественного права и общественного договора к российским условиям начала XVIII в. В своем учении Ф. Прокопович опирается на идеи Г. Греция и Т. Гоббса. При этом он использует двойную систему аргументации: с помощью Священного Писания и опираясь на рационалистическую теорию общественного договора. Ф. Прокопович исходит из гипотезы о естественном (догосударственном) состоянии «войны всех против всех». Постепенно разум как главное свойство человека приводит его к познанию естественных законов. Инстинкты самосохранения и продолжения рода побуждают людей прекратить естественное состояние и заключить общественный договор, учреждающий государство. Ф. Прокопович примирил идеи богоустановленности государственной власти и общественного договора: народной волей при выборе первого монарха руководит Божественный Промысел (vox populi vox del). После заключения общественного договора народ обязан безгранично повиноваться монарху, он уже не обладает суверенитетом и какими-то правами по отношению к монарху. Монарх, в свою очередь, должен владеть народом для его общей пользы. Народ, отдавший однажды свою волю монарху, не может отобрать ее обратно, вернуться к естественному состоянию или изменить форму государственного правления. Ф. Прокопович формулирует принципы верховенства государственной власти в обществе: абсолютность; несвязанность никакими законами; безответственность; неприкосновенность. Ф. Прокопович утверждал: «Вся правда, и Божеская, и человеческая, во власти монарха». Он писал, что абсолютный монарх подчинен только Божественному суду, но не земным церковным властям. Из вышеизложенного с неизбежностью следовал тезис о необходимости подчинения церкви государству и лично монарху. Ф. Прокопович выделяет три основные формы правления (по Аристотелю), при этом он явно симпатизирует монархии (особенно неограниченной, так как монарх не должен быть связан каким бы то ни было договором или ограничением иного рода). Благодаря Ф. Прокоповичу в России в начале XVIII в. появилась светская политическая теория с характерными для нее понятиями общего блага, формы правления и пр. Он дал эффективное идеологическое обоснование упразднению патриаршества на Руси в1700 г., петровской церковной реформе 1721 г. Более того, он обосновывает полицейский абсолютизм Петра I. Первым официальным русским историографом стал Василий Никитич Татищев (1686-1750). Он начал писать «Историю Российскую с самых древнейших времен» по приказу Петра I (5 книг «Истории» изданы в 1768-1848 гг.). В.Н. Татищев был также государственным деятелем и царедворцем, в частности в 1741-1745 гг. состоял астраханским губернатором. При аргументации своих взглядов В.Н. Татищев опирается на труды видных европейских политических и правовых мыслителей Нового времени — Т. Гоббса, Дж. Локка, Г. Гроция, С. Пуфендорфа и др. В.Н. Татищев предлагает светское представление о человеке. Он в духе естественного права считает, что неприкосновенная личность автономна. Главным свойством человека полагается естественный разум, подсказывающий наиболее удобные пути для удовлетворения естественных потребностей, что и составляет смысл жизни (добро — то, что полезно для человека). Для объяснения исторического процесса В.Н. Татищев прибегает к органической теории, уподобляющей все человеческое общество одному человеку. На основании этого выделяются такие этапы человеческой истории, как младенчество (примитивный уровень человеческой культуры), юношество (начинающееся появлением письменности), мужество (начинающееся зарождением христианства), полная зрелость (наступающая вследствие «раскрепощение знания», возникновения вольных, т.е. независимых от религии, наук). Таким образом, на российской почве выдвигается и обосновывается вариант эволюционной (прогрессистской) теории общественного развития. В.Н Татищев признавал, что в историческом развитии лидируют страны Западной Европы, Россия, являющаяся печальным отклонением, вновь приобщается к европейской цивилизации посредством петровских реформ (от секуляризации до преобразования армии). В.Н. Татищев предлагает вариант договорной теории происхождения государства, при этом он пытается внедрить в нее исторические начала. Он использует гипотезу о естественном (преддоговорном) состоянии «войны всех против всех», в связи с чем человек оказывается вынужденным наложить на себя узы ради своего собственного блага. Государство поэтому строится на рациональных основаниях общей пользы. Вместе с тем в основании государства лежит не один, а несколько договоров (3 в монархии, 4 в республике). В монархии это договор супружества (природная узда), договор между родителями и детьми (природная узда), договор между господами и слугами (природная узда) Получается, что монархия является природной (естественной) формой правления, а монарх в государстве уподобляется отцу (супругу, господину) в семье. В республике к 3 указанным договорам добавляется общенародный договор, т.е. договор между представителями народа, учреждающими общее государство (узда по воле, не являющаяся природной). В монархии в отличие от республики нет и не может быть никакого договора между народом и монархом, власть монарха понимается патриархально. Подобно Аристотелю В. Н. Татищев выделяет три «порядочные» и три «непорядочные» формы правления, причем выбор той или иной «порядочной» формы правления в каждом конкретном случае зависит от размера территории страны и степени защищенности внешних границ государства. Для малых стран допустима демократия, для больших стран с безопасными границами — аристократия, для больших непросвещенных стран с открытыми границами (таких, как Россия) подходит только монархия, причем лучше абсолютная (неограниченная). Издаваемые монархом позитивные законы должны соответствовать естественному праву и следовать общественной пользе, поэтому при монархе должен существовать законосовещательный Двухпалатный представительный орган. Верхней палатой должен быть Сенат, состоящий из 21 дворянина, назначаемый царем Нижнюю палату — Совет — формируют выборные представители.
Дата добавления: 2015-04-25; Просмотров: 650; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |