КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Органы управления региональным развитием, их функции.Состав и функции органов управления территориальным развитием
Современное административно-территориальное устройство Российской Федерации и соответствующие уровни управления и компетенции федеральных органов управления. Структурная перестройка экономики регионов в период рыночных реформ.
Современное административно-территориальное устройство Российской Федерации отражает конституционно продекларированное федеративное устройство страны. Согласно Конституции Российской Федерации его составляют субъекты Российской Федерации. В отличие от противоположного типа государственного устройства – унитарного государства – федерализм характеризуется разграничением ряда государственных компетенций между собственно федеративным государством и входящими в него субъектами федерации, территориями. Это, как правило, предмет постоянного договорно-согласительного процесса. федерация – это такое территориально-государственное устройство общества, которое предполагает свободное обсуждение всеми входящими в него субъектами федерации проблем совместного жизнеустройства и выбора таким же демократическим путем направлений своего развития, включая вопросы пропорций отраслевой и территориальной структуры производства, выбора предпочтительных моделей социальных отношений и т.п. Аналогичным образом каждый субъект федерации в таком последовательно проведенном «территориальном демократизме» также выступает как особый институт сообщества местных самоуправляемых общин – муниципальных образований соответствующего уровня, предполагающий свободное обсуждение всеми ими путей своего совместного развития. Очевидно, что в такой модели место России характеризуется лишь самым начальным пунктом на пути формирования «территориальной демократии». Правда, справедливости ради надо отметить, что во всем мире пока нет практически реализованных идеальных моделей подобного рода, и все так называемые развитые страны находятся на разных подходах к такой модели.
Преобладающим принципом федеративного устройства в современном мире является соблюдение подвижного и отражающего уровень общественно-политического и социально-экономического развития баланса территориально-политической децентрализации и государственного единства. Федерализм - определяет соответствующие уровни управления и компетенции федеральных органов управления по всем ветвям власти. Каждая ветвь имеет свою иерархию: представительная региональная власть формирует на самом высоком (федеральном) уровне Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Будучи представительным органом всех субъектов Российской Федерации, Совет Федерации Российской Федерации является высшим законодательным и одновременно представительным органом управления. Его уровень компетенции охватывает рассмотрение всех федеральных законопроектов, подготовленных Государственной Думой, и тем самым – осуществление руководства региональным развитием всех регионов. За Советом Федерации Российской Федерации идут представительные органы собственно региона: госсоветы, законодательные собрания субъектов Российской Федерации. Ими принимаются законодательные акты на субфедеральном уровне, на уровне субъектов Российской Федерации. Исполнительная власть на самом высшем государственном уровне представлена Президентом страны. Им издаются указы, определяющие основные направления развития страны и в том числе регионов, обеспечивающих общенациональные интересы страны. Президент страны также корректирует при необходимости межбюджетные отношения, используя их как инструмент обеспечения необходимых пропорций финансовых ресурсов для регионального развития.
Следующим уровнем общенационального масштаба в деле регионального управления является Правительство Российской Федерации. Им определяются концептуальные направления развития регионов и межотраслевых комплексов, задающих соответствующие перспективы регионального развития. Так, если принятая Концепция стратегии экономического и социального развития Российской Федерации до 2020 года своим предметом имеет именно развитие всех регионов, субъектов Российской Федерации, то такие Концепции и Программы, как Транспортная стратегия на период до 2020 года, Энергетическая стратегия на долгосрочный период, Программы «Юг России», развития Дальневосточного региона и другие вовлекают большинство субъектов Российской Федерации целенаправленно. Разрабатывая и принимая Федеральные целевые программы (ФЦП) и Федеральные адресные инвестиционные программы (ФАИП), Правительство страны является регулирующим региональное развитие органом. Кроме того, им принимаются постановления, обязательные для всех субъектов регионального управления и хозяйствования, регулируя инвестиционные процессы на субфедеральном уровне. Также им разрабатываются механизмы обеспечения поставленных в указах Президента целей и задач. Правительство реализует регулирование федеральными министерствами и ведомствами как сугубо регионального профиля (прежде всего, Министерство регионального развития Российской Федерации), так и общеэкономического характера (Министерство экономического развития, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Минфин России), обязательного для всех регионов. Следующий уровень государственного регионального управления представлен руководителями высших органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Это – президенты республик в составе России, губернаторы областей, председатели областных Правительств или главы Администраций областей (краев, автономной области, автономных округов), мэр города федерального значения, правительство области (края, автономной области, автономного округа), руководители республиканских, областных министерств и ведомств.
Соответственно федеральному устройству страны выстраивается и ее судебная система. Хотя судебная система напрямую не является органом регулирования территориального развития страны, но тем не менее ее вклад существенен. Так, Конституционный Суд Российской Федерации корректирует принятые Федеральным собранием федеральные законы и законодательными представительными органами субъектов федерации региональных законов на предмет соответствия Конституции Российской Федерации и при необходимости приводит их в соответствие. Тем самым обеспечивается правовое поле для регулирования всех сторон регионального развития, общих территориальных пропорций развития страны, а главное – свободному передвижению труда, товаров и капитала по всей территории страны как единому экономическому пространству. Функции каждого субъекта регионального управления определены Конституцией Российской Федерации. Соответственно каждый субъект Российской Федерации своей функциональной ролью обеспечивает целостность страны в процессе ее развития. 17.Основные цели и задачи региональной экономической политики России.
Строго говоря, следует делать различие между субъектами регионального управления и органами управления региональным развитием. Хотя это, как сказали бы математики, и пересекающиеся множества, но не совпадающие полностью. Действительно, субъектами регионального управления потенциально могут являться не только органы государственного управления, но и субъекты общественной деятельности, которые консолидируются вокруг региональных хозяйственных (экономических) интересов, общих для большинства хозяйствующих субъектов. Ими могут быть региональные Торгово-промышленные палаты, союзы промышленников и предпринимателей и другие представительные органы среднего и крупного бизнеса субъектов Российской Федерации. Наряду с региональными экономическими интересами, которые фокусируются на некоем обобществленном выражении интересов большинства хозяйствующих субъектов на территории того или иного региона, существуют хозяйственные интересы отдельных представителей тех или иных предпринимательских или государственных структур, которые могут иметь и противоречивые интересы, а значит не региональные экономические интересы. Субъектов, проводящих свои и в целом региональные экономические интересы, можно условно разделить на такие функциональные группы, как: • группа носителей хозяйственных интересов региона, • группа выразителей экономических интересов региона и • группа исполнителей хозяйственных интересов. Носителями хозяйственных интересов региона являются в большей или меньшей степени осознанно практически все социальные группы региона. Объективно у каждого социального слоя есть свои интересы, и даже не объединяясь между собой, эти группы объективно и стихийно (если не осознано) консолидируются вокруг своих социально-групповых (классовых, профессиональных, возрастных и т.п.) интересов. Важнейшим признаком, по которому в настоящее время и, похоже, в дальнейшем будет группироваться социальная структура общественности региона, является имущественный, потому что он определяет такие характеристики, как уровень дохода, качество жизни, уровень благосостояния и т.п. Нет необходимости доказывать, что у владельцев предприятий и занятых на них наемных работников интересы расходятся. В то же время есть определенная общность интересов и даже в таких антагонистических группах. Так, например, никто из даже низкооплачиваемых рабочих, также как и собственники предприятия, не желают его банкротства, коль скоро он обеспечивает наемного работника определенным доходом. Такие одновременно оппозиционные и объединенные пары интересов существуют в каждом регионе, принимая формы землевладельцем и сельскохозяйственных рабочих, продавец и покупатель, работодатель и наемный работник в любой отрасли и сфере экономики и т.п. Кроме того, есть профессионально устойчивые социальные группы, также имеющие общие интересы. К числу таких профессиональных групп относятся, например, работники оборонно-промышленного комплекса, государственные и муниципальные служащие, предприниматели независимо от того, мелкие они или крупные, акционеры, пенсионеры и т.п. Каждая из указанных социальных групп является носителем схожих экономических интересов, которые в силу естественных при чин складываются и оформляются как региональные экономические интересы, потому что все носители заинтересованы в повышении социальной и производственной инфраструктурной обустроенности региона, насыщенности его рыночной инфраструктурой, системой транспорта и коммуникаций. При всей относительно разнице таких оценок и предпочтений единство целевых установок очевидно. Несомненно, перед органами управления стоит задача в максимальной степени использовать единство такого рода интересов для наращивания потенциала региона. Нет необходимости говорить, что чем более консолидирован носитель хозяйственного интереса, тем больше к нему прислушиваются местные и региональные органы власти. Выразителями региональных интересов являются представительные органы соответствующих социальных групп (профессиональных, классовых, имущественных и т.п.). Так, товарищество собственников жилья (ТСЖ) является представительными на уровне отдельно взятого жилого дома и через это – как орган самоуправления, выступая как выразитель интересов собственников жилья. Существуют и более отчетливо выраженные региональные интересы в лице таких представительных органов, как отраслевые профессиональные союзы наемных работников, общества потребителей, союзы предпринимателей. Имеются и профессиональные союзы, объединяющие специализированные профессиональные группы работников, как гильдия финансистов, палата аудиторов и бухгалтеров и т.п. Наконец, исполнители хозяйственных интересов – это те организации, которые правомочны решать вопросы, присущие всей территории того или иного региона. Их и формируют органы государственной и муниципальной власти. Ими являются представители всех трех ветвей государственной власти: законодательная, исполнительная и судебная. Соответственно строятся и функции каждой ролевой группы из перечисленных. Наиболее активными в долгосрочной перспективе должны становится носители хозяйственных интересов. Их слабая консолидация в настоящее время, будучи в нашей стране обстоятельством, во многом обусловленным исторически, способствует тому, что исполнители хозяйственных интересов, представленные государственными и муниципальными органами исполнительной власти, выполняют функции носителей хозяйственных интересов, хотя им по праву принадлежит только часть таких функций. Прогресс «территориальной демократии», о которой шла речь выше, должен обеспечить реальную демократическую основу для всех локально-территориальных общин, начиная с ТСЖ, через квартальные (уличные) комитеты до муниципального сообществе сельских и городских поселений, чтобы на уровень субъекта федерации выходила уже отлаженная и зрелая представительная часть наиболее подготовленных людей региона, способная решать задачи федерального порядка и уровня. 19.Федеральные округа, принципы их выделения, цели и задачи. Функции полномочного представителя Президента РФ в Федеральном округе. Федеральный округ — это экономический район высшего звена, представляющий собой крупный территориально-производственный комплекс, в котором сочетаются отрасли рыночной специализации с отраслями, дополняющими территориальный комплекс, и инфраструктурой. В 2000 г. для укрепления экономических районов в связи с необходимостью обеспечить точное выполнение государственных решений были выделены семь федеральных округов, а 19 января 2010 года указом президента России Д.А.Медведевым из состава Южного федерального округа был выделен Северо-Кавказский федеральный округ (центр-г. Пятигорск), таким образом в России существует восемь федеральных округов. Главной целью выделения федеральных округов России, т.е. практически значимых изменений в экономическом районировании, является укрепление государственности, предотвращение распада страны, ограничение чрезмерной суверенизации отдельных субъектов Федерации. Деятельность Федеральных Округов (далее - ФО) призвана была способствовать повышению степени конституционного порядка в том правовом пространстве неупорядоченности, где большинство конституций республик в составе России практически противоречили Конституции страны и де юре представляли собой самостоятельные государства. .Одной из наиболее важных экономических задач федеральных округов в России является выравнивание уровней социально - экономического развития и финансово-бюджетного состояния субъектов Федерации. Учреждение федеральных округов и института полномочныхпредставителей Президента РФ предполагало решение целого ряда задач в рамках определенных территорий: Таким образом, создание федеральных округов создает условия для развития интеграционных процессов в рамках территориально-экономических структур, формирования рыночной инфраструктуры, способствует повышению эффективности инвестицонно-инновационной деятельности и функционированию региональных рынков. Решая возложенные на него задачи, Полномочный представитель Президента в федеральном округе осуществляет следующие основные
20. Распределение полномочий по комплексному развитию территорий между федеральными, региональными и муниципальными органами управления.
21.Система показателей и методы анализа и прогнозирования регионального развития и размещения производительных сил.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 3020; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |