Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Закономерности функционирования пространственных систем на основе энерго-производственных циклов, локальных воспроизводственных циклов




Методы оценки комплексности развития региональной экономики.Методика оценкимежрегиональных экономических связей и тесноты межотрослевых связей внутри региона как характеристика его целостности.

Комплексность-х-какачества, полнота,многообразия качества.отражает от структуры.

Наиболее обобщающим показателем,х-щим комплексность развития является показательструктуры ВР:чем более диферсивицированна(разнообразна)структура ВРП,тем более комплексно при прочих равных условиях развивается эконом. региона.

Сравнивая доли каждого вида эк.деятельностив структуре ВРП,за определенный промежуток времени,по структурным сдвигом можно определять расширяется или наоборот сокращается комплексность.

Определив комплексность развития региона по структуре ВРП,анализ структурных сдвигов,наблюдаемых во времени позволяет выявить направленность развитие эконом.региона.Скорость структурных сдвигов(индексы,динамики,долей)позволяет выработать меры направленные на совершенствование отраслевой структуре с позиций

а)роста благосостояния населения региона

б)усиление взаимоотнош.этого региона с другими.

Регион -это территория в административных границах субъекта Федерации, характеризующаяся: комплексностью, целостностью, специализацией и управляемостью, т.е. наличием политико-административных органов управления.

Комплексность хозяйства региона означает сбалансированность, пропорциональное согласованное развитие производительных сил региона. Это такая взаимосвязь между элементами хозяйства, когда эффективно выполняется основная народнохозяйственная функция -- специализация региона, не наблюдается значительных внутрирегиональных диспропорций и сохраняется способность региона осуществлять в своих пределах расширенное воспроизводство на основе имеющихся ресурсов.

Иначе говоря, комплексность как черта экономики - скорее исключение, чем правило. Фундаментальным свойством развития любой национальной экономики является его неравномерный характер, поэтому о комплексном характере народного хозяйства всегда можно говорить лишь с определенной степенью условности. Причем, сказанное справедливо не только при расширенном воспроизводстве, но и в условиях спада производства, так как при суженном воспроизводстве преобладают случаи обвального и неравномерного спада общественного воспроизводства. В связи с этим можно сформулировать общий закон о неравномерном характере функционирования национальной экономики, справедливого как в условиях спада, так и в условиях подъема общественного производства (неравномерность социально-экономического развития находит подтверждение в рамках развиваемой нами теории экономического ядра.

23.Основные формы территориальной организации хозяйства.
Следует разграничивать территориальные формы организации производительных сил и организационные формы производительных сил. Между ними нет "китайской стены", и вторые есть формы реализации первых. К первым относятся: территориальная концентрация производства, территориальное комбинирование производства, территориальная специализация производства, межрегиональная интеграция общественного производства и территориальная кооперация. Ко вторы относятся: промышленный узел, районный комбинат, территориально-производственный комплекс, организационная форма расселения населения и пространственный кластер.
Территориальные формы организации производительных сил показывают, как организуется размещение производительных сил. Ораганизационные формы производительных сил показывают, в каких организационных формах происходит это размещение.
Совокупность предприятий, обладающих общей производственно-транспортной инфраструктурой, но более не имеющих ничего общего - промышленный узел.
Организационная форма реализации территориального комбинирования производства, ориентированная на конечный продукт - районный комбинат.
Целостность добывающих предприятий, объединенных единой транспортной инфраструктурой, профилем деятельности - территориально-производственный комплекс.
Объединение ориентированных на производство конкурентноспособной на мировом рынке продукции, предприятий, организация и служб - пространственный кластер.

24.Программно-целевой метод развития региона. Федеральные и региональные программы развития регионов.
Всю первую декаду XXI в. Россия не только восстанавливала программно-целевой метод управления развития региона, но и сделала его основой регионального управления. Тем самым, брошен вызов органам государственного управления регионами и органами местного самоуправления на адекватность(соответствие) уровня их компетенции сложности поставленных задач.
Программно-целевой метод управления представляет собой систему целеполагания, при которой четко обоснованная цель разбивается на цели и задачи, каждая из которых обеспечивается материально-техническими и финансовыми ресурсами, закрепляется за конкретными исполнителями с назначенными сроками исполнения, таким образом сформированных программных мероприятий; и, способами и механизмами контроля их исполнения. Аналог программно-целевого метода - РРВ(планирование, проектирование, бюджетирование).
Программирование на уровне региона отражает освоение новых управленческих технологий и развитие их экономических функций и ведет к усилению регионального регулирования социально-экономического положения региональной экономики и социальной сферы. Предпосылками, предопределяющими усиление экономических функций администрации региона являются:
- усиление взаимосвязи проблем, находящихся в ведении региона по мере отладки его экономических рычагов, необходимости учета круга факторов, от которых зависит выполнение поставленных задач по обеспечению повышения уровня и качества жизни региона;
- увеличение размеров регионального бюджета, масштабов и комплексности решаемых задач, в том числе в части усиления выполнения "столичных функций" города-центра региона;
- ограниченность ресурсов бюджетных средств и соответственно альтернативность возможных направлений их использования с точки зрения выбора наиболее предпочтительных, социально обоснованных и наиболее эффективных;
- расширение временного горизонта программируемых мероприятий в тесной взаимосвязи результатов, получаемых вследствие реализации первоочередных мероприятий;
- усложнение используемых управленческих технологий и соответственно глубины аналитической работы, а также - сложности и стоимости самого управленческого аппарата администрации региона.

25.Формы и способы проведения экономической политики: инвестиционная политика, социальная политика, налоговая политика, научно-техническая политика, внешнеэкономическая и межрегиональная политика, молодежная политика.

инвестиционная политика:

Инвестиции играют важнейшую роль в поддержании и наращивании экономического потенциала страны. Это, в свою очередь, благоприятно сказывается на деятельности предприятий, ведет к увеличению валового национального продукта, повышает активность страны на внешнем рынке.

Следует отметить, что современная российская деловая среда не является благоприятной для привлечения инвестиций в реальную экономику. Инвестиционные ресурсы распределяются между регионами крайне неравномерно, в основном концентрируясь в крупных мегаполисах и богатых природными ресурсами регионах. Остальные регионы и большая часть перерабатывающих отраслей России не имеют возможности использовать инвестиционный потенциал.

налоговая политика:

Формирование налоговой базы также является серьезным инструментом налоговой политики государства, поскольку от этого зависит увеличение или уменьшение налоговых обязательств различных категорий налогоплательщиков. Это создает дополнительные стимулы или, наоборот, ограничения для расширения производства и инвестиционных проектов и соответствующего роста (снижения) экономического развития.

научно-техническая политика:

Государственная научно-техническая ЭКОНОМИЧЕСКАЯ политика сочетает указанные альтернативные формы в зависимости от фактически складывающейся ситуации, состояния экономики и активности научного сообщества. Типичным примером служит научно-техническая политика японского государства. Япония, как известно, после второй мировой войны была имитатором зарубежных изобретений. В начале 70-х годов она решает изменить свою прежнюю стратегию и перейти от политики импорта научно-технических знаний и технологий к развитию собственных НИОКР. Причем государство сосредоточивает внимание на фундаментальных исследованиях, так как эта область заметно отстает от развития прикладной науки.

Реализация государственной научно-технической политики осуществляется посредством финансирования НИОКР, финансирования и совершенствования системы среднего и высшего образования, осуществления ряда организационно-институциональных мер.

26.Формирование свободных экономических зон:опыт достижений и неудач

Для мировых хозяйственных связей свободные экономические зоны предстают, в основном, как фактор ускоренного экономического роста за счет активизации международного товарооборота, мобилизации инвестиций, углубления интеграционных экономических процессов.

Свободные экономические зоны представляют собой часть национального экономического пространства, где используется особая система льгот и стимулов, не применяемая в остальных частях страны. Как правило, свободная экономическая зона -- это в той или иной степени обособленная географическая территория. В научных публикациях и отчетах международных организаций для характеристики разного рода зон используется термин "свободные экономические зоны". Однако этот термин не в полной мере отражает сущность этого явления. Так, применяемые во многих из них экономические правила, рычаги, специальные административные законы отнюдь не освобождают от определенного правового и хозяйственного режима, а лишь облегчают его, предоставляют льготы, стимулирующие предпринимательство. Фактически государство в этих зонах лишь сокращает масштабы своего вмешательства в экономические процессы.

Цели создания СЭЗ зависят от уровня социально-экономического развития организующих их стран, их стратегических народнохозяйственных планов и др.

Поэтому причины и цели создания свободных экономических зон в каждом конкретном случае могут отличаться друг от друга. Так, в промышленно развитых странах, таких как США, Великобритания, Франция свободные экономические зоны часто создавались для активизации внешнеэкономических связей, реализации региональной политики, направленной на оживление мелкого и среднего бизнеса в депрессивных районах, выравнивание межрегиональных различий. В этих целях такой категории предпринимателей предоставлялась большая, чем в других районах страны, свобода деятельности и значительные финансовые льготы. Эти программы не имели специальной ориентации на привлечение иностранного капитала.

Со сходной целью создавались свободные экономические зоны и в ряде развивающихся государств. Однако в отличие от промышленно развитых стран в этих государствах упор при создании СЭЗ делается на привлечение иностранного капитала, технологий, модернизацию промышленности, повышение квалификации рабочей силы.

Помимо названных целей и причин создание свободных экономических зон увязывается с тремя основными задачами:

- стимулированием промышленного экспорта и получением на этой основе валютных средств;

- ростом занятости;

- превращением зон в полигоны по опробованию новых методов хозяйствования, полюса роста национального хозяйства.

Создание свободных экономических зон рассматривается их учредителями как важное звено в реализации принципов открытой экономики. Их функционирование связывается с либерализацией и активизацией внешнеэкономической деятельности. В свободных экономических зонах экономика имеет высокую степень открытости внешнему миру, а таможенный, налоговый и инвестиционный режимы благоприятны для внешних и внутренних инвестиций.

В то же время образование свободной экономической зоны может означать то, что страна, не желая полностью открывать свою экономику иностранному капиталу или повсеместно использовать особый инвестиционный климат, использует частичную, локальную открытость в виде специальной зоны. В последнее десятилетие в мировой экономике развернулась острая конкуренция между государствами в области налоговых и иных льгот, предоставляемых для привлечения капиталовложений из других стран. Волна разного рода налоговых льгот, зафиксированных национальными законодательствами, получила название "налоговой революции". Свободные экономические зоны в этом процессе играют достаточно заметную роль. Фактически они представляют своеобразные ловушки для мигрирующих в масштабах мирового хозяйства капиталов. Поэтому причины и цели создания свободных экономических зон в каждом конкретном случае могут отличаться друг от друга.

27.Методы выравнивания уровней социально-экономического развития регионов.
Методы выравнивания различий в уровнях социально-экономического развития ограничены известным набором:
- бюджетно-налоговые рычаги(налоговые послабления для необходимых производств, бюджетные кредиты);
- институциональные, когда создаются определенные благоприятные условия в части ускорения проведения бизнес-решений;
- программно-целевые, использующие комплекс различных рычагов.
Все они нацелены на привлечение инвестиционных ресурсов в регионы, отстающие по социально-экономическим параметрам от среднего общенационального уровня. Их использование во многом определяется подходом, выбранным для обеспечения выравнивания уровней социально-экономического разивтия регионов страны.

28.Задачи и цели миграционной политики и формы ее реализации в современной России.
Государственная политика, направленная на регулирование потоков перемещения значительных масс людей внутри страны, в т. ч. за счет привлечения иностранной рабочей силы (миграционных потоков), получила название миграционной. Как составная часть государственной политики она сформировалась относительно недавно, когда миграционные потоки по разным общественно-политическим причинам получили характер массового явления. Сложившаяся в стране миграционная политика во многом носит так называемый реактивный характер, т.е. сформировалась, приобретя самостоятельный статус в ответ на реакцию нерегулируемого передвижения людских потоков, перемещающимися правдами и неправдами через государственную границу.
Как и любая государственная политика, миграционная политика имеет свои инструменты, цели и задачи. Среди используемых инструментов в советский период российской истории были повышенные уровни оплаты труда, позволяющие за относительно небольшой период накопить денежные суммы на покупку таких благ, которые требовали несопоставимых с обыкновенной средней заработной платы затрат.
В современных условиях регулирование миграционных потоков из так называемого Ближнего Зарубежья (страны СНГ) и КНР происходит на основе заранее рассчитанных потребностей в дополнительной рабочей силе и выделении лимитов на рабочие места. Привлечение осуществляется рабочими местами и заработной платой, существенно более высокой, чем они могут получать у себя на родине. Проводимая на уровне региона миграционная политика, осуществляемая тонкой настройкой и в тесной взаимосвязи с другими направлениями региональной экономической политики, может стать мощным фактором экономического роста в нем.

29.Региональная экономика как основа регионального социально-культурного комплекса.
На протяжении всей истории освоения территориального пространства каждого региона формируется такая структура хозяйства, которая в наибольшей степени соответствует уровню развития науки и техники, организации и управления этого региона. Не всегда этот уровень совпадает с общенациональным уровнем, сложившемся в государстве. Каждый регион единой страны развивается в соответствии со своим сложившимся уровнем производственно-технического потенциала, который усложняется при прочих равных условиях достаточно быстро, отражая общие тенденции технического обновления соответствующих видов деятельности, постепенно приспосабливая к ней всю надстройку социокультурной сферы.
Очевидно, что профессиональный уровень работников, проживающих на этой территории, поколениями сменявших друг друга, соответствует тем техническим условиям, при которых функционирует практически все производственные подразделения, работающие в регионе. Для достижения этого культурно-технического уровня по каждой профессии, имеющей место в региональной экономики конкретного района, существует соответствующая система обучения, начиная с дошкольного уровня, через формы детских школьных учреждений и профессионального среднего и, если в этом есть потребность, высшего образования. Причем эта система работает достаточно регулярно, потому что необходима постоянная подготовка детей работников, занятых в региональном производственном комплексе, а также - службы, обеспечивающие ее нормальное функционирование.
Для регионального социума складывается и социальная инфраструктура, адекватная производственной базе, включая не только отрасли сферы торговли, бытового обслуживания семей работников региональных предприятий, но и соответствующие учреждения культурного досуга работников, отражающих предпочтения работников региональных предприятий и учреждений, всем жителям региона каждой половозрастной и культурно-образовательной группы. В результате сложившаяся производственно-отраслевая структура региональной экономики, будучи первичной в иерархии всех видов деятельности и их организационных форм реализации, задает при прочих равных условиях практически всю структуру социально-культурного комплекса региона. Поэтому региональная экономика является базой, основой всего социально-культурного регионального комплекса.

 

30.Основные задачи дисциплины "Региональная экономика и управление"
Главной целью региональной экономики и управления как научно-учебной дисциплины является подготовка квалифицированных и подготовленных специалистов, способных решать беспрецедентные задачи регионального управления в условиях перехода мира на принципиально новый режим функционирования при усиливающейся в разных формах глобализации рынков и становления новой экономики в целях защиты национальных интересов России. Главнейшей задачей данной дисциплины становится исследование всего комплекса факторов, обеспечивающих повышение качества и уровня жизни населения региона. Достижение результативного решения этой главнейшей для данной дисциплины задачи немыслимо без изучения:
•условий и сценариев повышения благосостояния населения региона;
•факторов прогрессивной диверсификации производства товаров и услуг, в т.ч. в части поставок на межрегиональный и внешнеэкономический рынки;
•условий для эффективного собственного производства продовольственных товаров и услуг, рационализации поставок продовольствия, не производимого в регионе или производимого в недостаточном объеме;
•факторов для повышения культурно-технического уровня населения и обеспечения условий для непрерывного образования;
•условий для устойчивого повышения конкурентоспособности региона;
•условий обеспечения качественного образования по всем основным видам специализации деятельности региона;
•предпосылок обеспечения безопасности региона (продовольственной, технологической, радиационной, энергетической и экологической);
•условий для повышения социокультурной и общественно-политической активности муниципальных сообществ и активизации гражданского общества в регионе.
Изучение и исследование перечисленных направлений и всего комплекса условий должно стать непременным требованием самого регионального менеджмента. Управлять результативно можно только тем объектом, закономерности движения и развития которого известны.

31.Теории территориальной организации хозяйства и размещения производительных сил.
Теоретическое осмысление освоенного и осваиваемого ландшафта как пространства территориальной организации хозяйства начинало складываться позже, чем практическое освоение пространства как условия хозяйствования. В соответствии с географическим представлением того времени первые знания о взаимосвязи торговли с различными отдаленными странами и территориями начали складываться в средние века по мере колонизации территорий с еще не сформированной государственностью. Этот процесс происходил как в странах Западной Европы, так и в России. Начиная с простейших форм хозяйствования, формировались виды деятельности в максимальной степени учитывающие особенности того или иного региона. Первые формы межстрановой взаимосвязи, к которым относились обмен и торговля, расширяли представление о географии.
Для России значительное влияние на расширение ареала хозяйственного освоения территорий, расположенных вокруг места проживания, оказывали реки. Не случайно именно в России уже в ХIХ веке появляются исследования, в которых с реками связывается развитие основных древних цивилизаций на Земле: Янцзы и Хуанхэ с древней цивилизацией Поднебесной (Китая), Месопотамия с Тигром и Ефратом, Индия с Индом и Гангом, Египет с Нилом. Автором такого исследования стал русский ученый Лев Мечников (1838-1888), написавший книгу «Цивилизация и великие исторические реки».
Влияние пространства на ту или иную культуру народа, его населяющего, настолько велико, особенно на начальной стадии развития человечества, что с ландшафтом той или иной местности связывали особенности национального характера, мыслительных способностей, т.е. того, что сейчас зовется этническим менталитетом и национальным стереотипом деятельности. И в этом нет ничего удивительного, поскольку каждое общество, живя на определенной территории и используя природные компоненты этой среды, вступают в отношения взаимообмена с соседними регионами, отличающимися некоторыми особенностями своего ландшафта. В результате формируется то, что потом будет определено как территориальное разделение труда. А поскольку материальное производство во многом определяет и духовную культуру соответствующего народа с приспособленными к конкретным региональным условиям орудиями труда, средствами бытового хозяйства, включая специфически особенности жилья и т.п., то предстоит попытаться выявить общее и особенное в развитии пространственных социально-экономических систем.

 

32.Теоретическое обоснование плана ГОЭЛРО как смены парадигмы территориальной организации хозяйства.
Устоявшаяся система мировоззренческих и установочных положений, формирующих своеобразную картину мира в той или иной сфере человеческой практики, принято называть парадигмой. Активное вовлечение этого понятия в современный научный лексикон было вызвано выходом в свет и переводом практически на все основные мировые языки книги Томаса Куна (1922-1996) «Структура научной революции». В ней было показано, как установившаяся научная картина мира выполняет свои мировоззренческие функции до тех пор, пока новые факты, накопленные научным сообществом, не укладываясь в рамки старой парадигмы, приводят к ее слому и постепенной замене на новую всеобобщающую картину мира, которая вбирает в себя и объясняет все ранее не укладывающиеся в лоно старой парадигмы знания и факты.
Формируемые региональная экономика и экономическая география, теории развития и размещения производительных сил на территории стран и региона в целом исходили из объективно обусловленного стихийного и спонтанного развития и размещения производительных сил на территории страны или ее региона. Иными словами, сложился так называемый онтологический подход к территориальной организации хозяйства. Это такой подход, который рассматривал территориальную организацию хозяйства как результирующую процесса, управляемого различными объективными и слабо поддающимися регулированию социальными и природными силами и закономерностями.
Уже в начале века складывалась ситуация, готовящая почву для так называемого гносеологического, или, по европейской традиции - эпистемологического, подхода. Его сутью становилась позиция, согласно которой территориальную организацию хозяйства можно не только познавать, но и то, что этим объективным процессом можно управлять, регулировать его, преобразуя территории регионов в соответствии с интересами человека. Одним из важных обстоятельств для постепенного упрочения именно такого подхода становилось создание в 1915 году в России Комиссии по изучение естественных производительных сил (КЕПС), возглавляемой В.И. Вернадским. Также объективными обстоятельствами для этого подхода стали такие события, как установление Советской власти в России, способной мобилизовать ресурсы для национальных проектов.
Важнейшей вехой в территориальной организации хозяйства, рассматриваемой как процесс целенаправленного формирования наиболее предпочтительной для страны территориальной структуры размещения производительных сил, явился опыт разработки и реализации плана ГОЭЛРО.
В России план ГОЭЛРО представлял собой беспрецедентный проект смены самой парадигмы территориальной организации хозяйства. Суть этой смены в том, что территориальная организация хозяйства региона предстала не как результат предшествующей стихийно сформированной в нем структуры производства, а как объект целенаправленной деятельности по созданию целесообразной, необходимой региональной структуры, сознательно формируемой как процесс, подлежащий постоянным корректировкам, если в этом есть необходимость. Смена парадигмы территориальная организация хозяйства региона происходила по следующим основаниям.
Во-первых, Советская Россия впервые в мире реализовала возможности новой управленческой технологии - стратегического планирования. Во-вторых, это стратегическое планирование было реализовано как централизованное планирование в масштабе всей страны, чего до России также никто не делал. В-третьих, Советская Россия впервые реализовала возможности централизованного планирования в таком крупном проекте, как целенаправленное совершенствование инфраструктурной и производственно-промышленной территориальной структуры целого региона, охваченного планом ГОЭЛРО.

В результате этого территориальная структура становилась «каркасом» для формирования целого комплекса сопутствующих и взаимосвязанных производств и видов деятельности. В-четвертых, Советская Россия впервые реализовала возможности централизованного планирования в таком принципиально новом проекте, как практика технологической модернизации промышленно-производственной базы. Модернизация произошла за счет перехода от первого и второго технологических укладов, основанных на физической силе человека и тягловой силе скота на электрическую энергию, приводящую в движение электромеханические механизмы, производящие необходимую работу.

34. Социальная организация пространства.
Социальная организация пространства - это «наполненность» природного пространства, которая преобразуется деятельностью человека как родового существа, т.е. социальных субъектов деятельности разного уровня (социальные группы, классы, государства, нации и т.п.). Весь прогресс человечества, если на него смотреть как на поступательный процесс все большего освоения природы и использование ее закономерностей в интересах человека, выступает как процесс расширения социального пространства человека в прямом и переносном смысле.
В прямом смысле говорят о расширении социального пространства, имея в виду экстенсивное освоение пространства, когда осваивается все большая площадь, ранее считавшаяся не пригодной для жизнедеятельности, и приспособленной для жизни, заселяется.
В переносном смысле говорят о расширении социального пространства, имея в виду интенсивное освоение пространства. Здесь, появляются новые формы, порожденные научно-техническим прогрессом.
Формой интенсивного освоения сферы жизнедеятельности человека явилось первичное территориальное разделение труда и выделение городской формы расселения населения. Город стал одной из первых форм новой организации социального пространства. Она характеризовалась иным способом жизнедеятельности, чем сложившийся порядок жизнедеятельности в сельских поселениях. Формирование города явилось началом перехода от сельской цивилизации со своими трудовыми и социально-психологическими стереотипами деятельности, пронизанными традиционными институтами и обычным правом, к городской цивилизации с усложненными и разнообразными видами деятельности и постепенно переплавляющими традиционные институты в новые формы социального взаимодействия, регулируемыми гражданским правом.
Главная направленность основной тенденции освоения социального пространства заключается во все большем приспособлении под нужды человека пространства, понятого как территория. Есть оценки, что уже в последние десятилетия ХХ столетия, когда население Земли перешагнуло отметку в 5 млрд. человек, людьми было занято из неизменных 510 млн.кв. км лишь 60% поверхности всей суши, включая такие мало приспособленные для жилья площади, какие занимают Гималаи, пустыни Сахара и Гоби, Антарктида и ледовые пустыни полярного Севера Земли. При этом есть прогнозные оценки, что внутренняя организация пространства такого расселения будет уплотняться за счет формирования производственно-коммуникационной инфраструктуры, которая где-то через лет 100 покроет «30% пригодных для расселения площадей Земли …сплошной «тканью» искусственной среды». Здесь как бы охватывается материально-пространственный аспект формирования социального пространства, характеризующегося экстенсивным вовлечением в социальную жизнь все больших участков поверхности Земли, приспосабливаемых под нужды человека.
Социальное пространство – это так же определенная социальная форма общественной жизнедеятельности, включая формы расселения населения, во взаимосвязи с территориальной организацией реализации этой жизнедеятельности. Важным моментом, который здесь подразумевается ввиду многозначности слова «организация», является также и то, что социальная организация представляет собой одновременно результат предшествующей социальной жизнедеятельности в наиболее приемлемых и наиболее адекватных организационных и социально-экономических и общественно-культурных формах, но также и в то же время - процесс целенаправленного совершенствования социальной организации пространства. Удается это делать или нет, это конкретно-исторический вопрос. Но то, что в этом целенаправленном совершенствовании своего социального бытия заключается генеральная линия социального прогресса, сомнений нет, и это показывает вся история цивилизации, формируя все новые и новые способы такого развития. По мере преодоления ряда противоречий, вызванных низким уровнем развития производительных сил, доминанта целенаправленного сознательного формирования своего будущего перед человечеством станет не только как возможность, но и как реальность.

35. Региональный социально-экономический комплекс
Здесь важно рассмотреть взаимосвязь таких понятий, как население и регион.
На протяжении достаточно долгого периода времени на европейском историко-культурном пространстве территория рассматривалась в основном как пространство расселения населения, обеспечивающего своего сеньора продовольственными товарами и в последующем - деньгами в качестве денежной формы оброка и барщины, постепенно переросшего в налоги. Одновременно и централизация государства через объединение отдельных княжеств и графств все более нивелировало какие-либо различия между регионами, если они исправно платили налоги.
На Востоке население также рассматривалось прежде всего как податное население, его связь с регионом была настолько тесная, что эти понятия отождествлялись и получали звучание территория-население. Такое смешение понятий было вызвано фискальным значением проживающего на территории страны населения то есть то что касается налогов.
Лишь углубление разделения труда способствовало тому, что население по территориям начало различаться в зависимости от того, какой товар оно выставляло на национальный, а затем и на международный рынок. При этом надо иметь в виду, что процесс этот пошел задолго до регионального объеденения Евросоюза. По Фернану Броделю (1902–1985), известному французскому историку, автору капитального труда «Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV-XVIII вв.», Еще в начале Средних веков регионы начали выделяться из сплошного европейского пространства только своими выдающимися продуктами.
Расселение населения происходило в соответствии с условиями региона, наиболее пригодными для того, чтобы обеспечивать людям себе пропитание на базе существующего для такого периода технологически достигнутого уровня производить достаточный объем потребительских продуктов. Лишь со временем в процессе достижения преобладания социокультурных форм социальной организации пространства над естественно-природными формами детерминации жизнедеятельности общества территория как «кормящий ландшафт», по Л.Н. Гумилеву (1912—1992),перестает быть единственным фактором, задающим пространство расселения. Недостающие продукты питания и ремесленного производства приобретаются в процессе товарного обмена, формируя соответствующее рыночное пространство. Поэтому чисто территориальные факторы, связанные с наиболее приспособленными для проживания формами пашни или скотоводства, сохраняя определенные специфические социокультурные факторы для населения, перестают быть однозначно преобладающими.
В связи с преобладанием социокультурных форм социальной организации пространства над естественно-природными складывается региональный социально-экономический комплекс. Его встроенность в систему межрегиональных обменов на базе реализации своих региональных конкурентных преимуществ в производстве тех или иных региональных продуктов труда становится базовой характеристикой способности региона со своим населением формировать новые закономерности функционирования данного регионального комплекса. Неспособность организовать межрегиональные связи, чтобы минимизировать недостатки собственного производства, по мере накопления продовольственных проблем становится приговором для правящей элиты, не сумевшей сделать правильные выводы из сложившейся геодемографической обстановки.
Территория и население задает для каждой конкретно-исторической эпохи свой общественно-политический императив (обязательное для лиц, принимающих решение, условие долженствования). Необходимо выстроить систему отношений таким образом, чтобы региональные конкурентные преимущества формировали новые «кормящие ниши»например новые технологии как пример, которые превышают возможности сырьевой базы своего региона, становится качественно новой формой социокультурного развития населения региона. Единственным условием для этого становится создание модели инновационного пути развития как конкурентные преимущества в интенсивном освоении своего социального пространства и новых ниш на мировом рынке, поскольку глобализация вовлекает все территории в свое влияние




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 642; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.