КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Реинтеграция, или новая интеграция. Необходимость новой стратегии
регионального развития страны. Проблемные регионы........................... 58 1.4.1. Специфика российской ситуации в 1990-х годах........................... 58 1.4.2. Необходимость новой стратегии регионального развития страны..61 1.4.3. Проблемные регионы.............................................................................. 63 Резюме........................................................................................................................... 69 Контрольные вопросы................................................................................................. 71 Литература.................................................................................................................... 72 Введение Возможность распада СССР была заложена в тех принципах, на основе которых он строился. Все входившие в него республики и созданные в них автономные образования были сформированы по национальному признаку, хотя в некоторых случаях нация, давшая название республике или автономной области, составляла меньшинство. За каждой республикой признавалось право свободного выхода из Союза, чего нет ни в одной федерации в мире. Право выхода подтверждалось Конституциями 1936 и 1977 годов, а в последней к тому же был провозглашен безусловный суверенитет каждой республики. Делалось это в пропагандистских целях для укрепления политического «фасада»: руководители СССР были уверены, что этими правами никто и никогда не воспользуется, вернее — не осмелится воспользоваться. СССР оставался нерушимым, пока существовала строго однопартийная система и страна не вошла в экономический и политический кризис. Как только ослабла зависимость руководителей предприятий от центра, директивно-плановая экономика оказалась дезорганизована. Предоставленные сами себе руководители-хозяйственники вышли из-под партийно-государственного контроля, сокрушив прежнюю систему управления до начала рыночных реформ. Сокращение функций министерств и ведомств и лишение Центрального партийного аппарата властных полномочий, возможности устанавливать директивные плановые задания, лимиты снабжения и цену на продукцию разрушили систему, которая объединяла экономическое, правовое и информационное пространство СССР. В числе других причин, способствовавших распаду СССР, следует назвать: • низкую эффективность производства и сельского хозяйства; • непомерные военные расходы; • сокращение добычи нефти и газа и падение мировых цен на них; • кризис вертикальной структуры власти; .. ■■ 1Ja. Модуль 1. Теория и практика регионального управления Введение
• усиление роста национального самосознания и стремление к самостоятельности у коренного населения республик; • ошибочную кадровую и национальную политику КПСС; • появление сепаратистской национальной элиты и лидеров; • рост теневой экономики (до 25%); • обесценивание денег и нараставший товарный дефицит; • дефицит бюджета, который к концу 1991 г. составил около 30% ВВП; • сокращение золотого запаса к 1991 г. до беспрецедентно низкого уровня — 289,6 т (в 1917 г. —1,3 тыс. т); • долг западным странам — 83 млрд долл.; • долг социалистическим странам — 30 млрд долл. В условиях надвигающейся экономической катастрофы выход был в том, чтобы, освободив цены и либерализовав внешнюю торговлю, развивать рыночные отношения, сделать рубль работающим. Конкурентный рынок мог утвердиться только на базе частной собственности, поэтому необходимо было приватизировать значительную часть предприятий, ограничить роль государства как хозяйствующего субъекта и одновременно повысить его роль в рыночных отношениях. После подписания Беловежского соглашения в декабре 1991 г. и соответственно распада СССР требовалось правовое оформление нового демократического государства, так как центробежные тенденции, набравшие силы при распаде Союза, грозили проявиться и в России. Уже в 1990 г. некоторые республики в составе СССР подхватили брошенную союзным руководством инициативу и заявили о желании стать равноправными в составе СССР. В августе 1990 г. свой суверенитет провозгласили Татария и Карелия, в сентябре — Якутия, Коми, Удмуртия, Башкирия, Бурятия, Калмыкия и Марий Эл, в ноябре — Чечня, в декабре — Мордовия. Такая ситуация вынудила российское руководство подготовить три общих договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами и органами власти региональных уровней: первый — республики; второй — края, области, города Москва и Санкт-Петербург; третий — автономные области и округа. Эти договоры составили Федеративный договор, который 31 марта 1992 г. подписали все республики, кроме единой тогда Чечено-Ингушской республики и Татарстана, области и округа ратифицировали договор к 10 апреля того же года. В последующем, чтобы укрепить молодые федеративные отношения в нашей стране, обеспечить приоритетность федеральных законодательных актов и на этой основе совершенствовать нормативно-правовую базу федерального и регионального уровней, проводить взвешенную национальную и региональную политику, обеспечить баланс интересов государства в целом и регионов, были заключены договоры между государством в целом и его частями при условии, что они не нарушают исторически сложившегося государственного единства народов России и целостности ее территории. Первый такой договор был подписан 15 февраля 1994 г. с Татарстаном, 3 августа 1994 г. — с Башкортостаном, затем с Якутией, Тувой и др. К 1998 г. были подписаны договоры более чем с 40 субъектами Федерации, а в последующие годы — со всеми остальными. В настоящее время Российская Федерация объединяет 88 субъектов. Это республики, области, края, города федерального значения, автономные области и автономные округа. Необходимость введения нового курса «Региональное управление» вызвана некоторым «вакуумом», образовавшимся в системе управления регионом. Изучение вопросов регионального управления позволит более профессионально сформировать знания и выработать умения в управлении регионом, опираясь на знания вопросов государственного, муниципального управления и органов местного самоуправления. Различные вопросы управления изучаются многими отраслями знания. В данном модуле рассматриваются лишь вопросы управления в обществе и только одна его сторона — региональное управление. Региональное управление — это не только деятельность, явления и процессы, но и в какой-то степени наука, синтезированная отрасль знаний, а также учебный курс. Как отрасль знаний она изучает институты, органы, явления, способы, процессы регионального управления, анализирует их достоинства и недостатки (в том числе и в сравнении с зарубежными государствами), вскрывает тенденции и перспективы развития, разрабатывает предложения по совершенствованию регионального управления и его взаимосвязи с государственным и муниципальным управлением. Для этого в региональном управлении используются данные многих гуманитарных, да и не только их, наук — социологии, политологии, экономической теории, менеджмента, правовых и других наук, а также информатики, экономической географии, региональной экономики, демографии и других прикладных наук. 1.1. Что изучает региональное управление
,в
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 461; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |