КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Регион и система регионов. Основные направления исследований в региональном управлении
Что изучает региональное управление. Основная часть 1.1.1. Что изучает региональное управление Управление — универсальный и необходимый элемент окружающего нас мира. В предельно широком смысле слова — это различные способы воздействия субъекта (нескольких субъектов) на объект (несколько объектов), изменяющих положение, свойства, поведение, качества объекта. Однако под управлением чаще всего понимают воздействие, которое имеет целевое назначение и при котором объект поддается регулированию со стороны людей. Управлению могут быть подвергнуты естественные явления (с помощью упорных тренировок человек может изменить свою фигуру). Предмет регионального управления в широком смысле сложен и многосторонен. Его основными составляющими являются: • управление отдельными регионами; • управление межрегиональными связями; • система управления регионом; • региональные аспекты управления. Название данного учебного курса соединяет два элемента: регион и управление. Термин «регион» используется в самых различных значениях. В обыденном употреблении речь нередко идет о географическом понятии, конкретной территории. Иногда регионом обозначают экономические районы, а не административные территории. В России в настоящее время существуют 88 регионов и все они имеют свои особенности. Многозначным является и термин «управление». В самом общем виде региональное управление — это регулирование поведения управляемого объекта (государственного и негосударственного) региональными органами, организациями, должностными лицами в целях, определяемых государством и регионом, направ- ление деятельности объекта путем применения самых различных средств: экономических, административных, идеологических, правовых и не правовых, путем стимулирования, требований, запретов, репрессий и т. д.
Основой регионального управления является овладение властью в регионе. В учебном курсе изучается региональное управление в его различных связях и опосредованиях. На поставленный вопрос в обобщенном виде ответ может быть следующим. Региональное управление изучает управление экономикой отдельного региона: формирование объективных предпосылок экономического развития региона, управление производственной структурой, социальной сферой, обеспечением условий жизни, расселение и размещение хозяйства, формирование механизма функционирования и управления экономикой, социальной сферой и экологией. Предметом изучения, кроме элементов внутренней структуры управления регионом, должны быть связи данного региона с другими регионами страны, государствами — членами СНГ и зарубежными странами. 1.1.2. Сущность регионального управления В системе регионального управления определяющее место занимают его цели. Наиболее общими целями в современных условиях являются безопасность, жизнеобеспечение, целостность и упорядоченность экономической и социальной системы. Эти цели должны сообразовываться с общечеловеческими ценностями: улучшением качества жизни; гарантией прав и развития личности; обеспечением демократии; социальной справедливостью; социальным прогрессом общества. Практика показывает, что стабильность системы регионального управления важное, но не доминирующее ее качество. Главное — это адаптация управленческого механизма к изменению условий управления, динамике общества, региона, потребностей людей. Важнейшей материальной базой регионального управления являются ресурсы управления: наличие соответствующих органов Управления; наличие кадров; финансовые возможности; укомплектованность управленческой техникой и др.
От этого в значительной степени зависит эффективность регионального управления. При изучении региона как управляющей системы рассматривается ее содержание (реализация региональной власти), структура взаимоотношений этой системы с Модуль 1. Теория и практика регионального управления 1.1. Что изучает региональное управление
личностью, различными коллективами, обществом; необходимость, возможность и пределы регионального управления, его различные территориальные уровни (в масштабах региона, автономии, города, поселка и других административно-территориальных единиц); особенности в различных сферах общественной жизни (экономика, социальная сфера, политика, идеология); использование для управления законодательной и исполнительной власти, статус и роль государственного служащего; методы и особенности управления в различных регионах, учреждениях, предприятиях и т. д.; технические средства регионального управления. Методы изучения регионального управления могут быть самыми различными: как общенаучными, так и специальными. Среди общенаучных методов важное значение имеют анализ и синтез. С их помощью, например, выделяются ветви региональной власти (законодательная, исполнительная, судебная и др.). Наибольшее распространение при изучении регионального управления получили следующие методы: • логический — с его помощью делаются различные умозаключения, например, о принципе законченности в региональном управлении; • формализации — помогает, например, сформулировать понятие государственного служащего; • сравнительный — позволяет сопоставлять возможности разных ветвей власти в региональном управлении; • количественные, в том числе статистические, свидетельствующие о состоянии аппарата управления; • прогнозирования, с помощью которого разрабатываются перспективные планы регионального развития; • экстраполяции — позволяющий проводить распространение признаков данного явления на другие сходные явления; • моделирования — позволяет проводить искусственное воссоздание тех или иных управленческих процедур;
• эксперимент — позволяет проводить практическую проверку При изучении регионального управления в числе специфических широко используются и другие методы. Так, исторический метод позволяет выявлять тенденции и закономерности регионального управления; конкретно-социологические методы и приемы — анкетирование, интервью, опросы населения и госслужащих; социально-качественные методы исследования используются для выявления социальных предпочтений разных групп государственных служащих; правовые и сравнительно-правовые методы позволяют изучать нормативные акты, регулирующие региональное управление, и сравнивать их с зарубежными аналогами. Сущностью регионального управления является также оценка его эффективности. Эффективность регионального управления — это достижение цели управления с минимальной затратой ресурсов и управленческой энергии в возможно короткий срок и с возможной полнотой. Например, в России приватизация государственных предприятий хотя и была проведена быстрее, чем в Великобритании в 1970—1980-х годах в отношении части предприятий (в этой стране приватизация продолжалась десятилетия), но неэффективно. В Великобритании приватизация принесла государству около 100 млрд долл., была передана в частную собственность небольшая часть (всего несколько процентов), но крупных предприятий. В России же быстрая приватизация охватила более 70% предприятий и дала в казну приблизительно лишь 5 млрд долл.1 В конечном счете, эффективность регионального управления напрямую связана с повышением уровня жизни человека (населения). /. 1.3. Государственное управление на уровне субъекта Федерации В федерациях (это примерно 1/8 всех государств в мире) проблема соотношения федеративного и «субъективного» управления стоит весьма остро и иногда порождает существенные противоречия, вплоть до требований о выходе из состава федерации (например, в референдуме 1995 г. в канадской провинции Квебек не хватило всего 40 тыс. голосов для решения вопроса о ее выходе из состава федерации). Положение о суверенитете содержат и конституции некоторых российских республик — субъектов Федерации, но важно учитывать, что провозглашение и реальная способность осуществить государственный суверенитет — разные вещи. Для этого необходимо иметь материальные, военные, политические возможности, в том числе и возможности участвовать в равноправной деятельности на международной арене. К тому Же Конституционный суд РФ в 2000 г. подтвердил, что положения о суверенитете республик в составе Российской Федерации неконституционны и противоречат Конституции РФ.
Субъекты федераций имеют местные парламенты, издают свои законы, иногда, как отмечалось, принимают собственные консти- Московский комсомолец. 1997. 5 июня. Модуль 1. Теория и практика регионального управления 1.1. Что изучает региональное управление
туции, избирают президентов, обладают другими атрибутами государственной власти. Однако государственная власть субъектов федераций имеет ограниченный и в определенной степени подчиненный характер. Это находит выражение в закреплении на конституционном уровне исключительной компетенции федерации, в принципе — верховенства федерального права. Указанные факторы определяют особенности государственного управления на уровне субъектов федерации. Во-первых, в регионах осуществляется двойное, но раздельное государственное управление. С одной стороны, на территории региона федеральные органы ведают общегосударственными вопросами на основе либо общего регулирования (издание федеральных законов, постановлений правительства и т. д.), либо путем управления на местах отделами, управлениями федеральных министерств, либо в соответствии с договорами о разграничении полномочий между Федерацией и тем или иным субъектом РФ. С другой стороны, субъект федерации осуществляет государственное управление по вопросам, отнесенным конституцией к его совместному ведению. Во-вторых, государственное управление субъекта ограничено не только территориально, но и кругом полномочий. К собственным исключительным полномочиям субъекта относятся обычно те, которые остаются за вычетом исключительных полномочий федерации и совместных полномочий федерации и субъекта. Это так называемые остаточные полномочия. В субъектах федерации могут существовать отделы и управления центральных министерств и ведомств. Они осуществляют исключительные полномочия федерации и совместные полномочия федерации и субъектов в сфере исполнительной власти. Например, в России с 2000 г. в группах субъектов (в округах) есть полномочные представители Президента РФ, осуществляющие координирующие функции и контролирующие исполнение федеральных законов субъектом Федерации. В административно-территориальных единицах субъектов федерации (тех, которые являются муниципальными образованиями) действует местное самоуправление. Субъекты же принимают законы о местном самоуправлении (федерация устанавливает только общие принципы). Местное самоуправление автономно. Многие вопросы в соответствии с конституцией и законами входят в его сферу. К тому же субъект может по своему желанию передать часть своих функций местному самоуправлению. Передавая определенные функции, субъект в соответствии с законом должен передавать материальные и финансовые средства, необходимые для выполнения этих функций, что иногда забывается в практике регионального управления. Функции исполнительной власти осуществляет администрация субъекта. Это может быть единоличный губернатор, реже (в России, Югославии) — президент субъекта федерации. Губернатор или президент избираются гражданами субъекта (Россия, США). В субъектах федерации иногда существует свое правительство. В тех случаях, когда его назначает губернатор, глава правительства является «слабым» премьером и действует под руководством губернатора, а правительство решает в основном вопросы оперативного управления, что характерно для России. Один из самых сложных вопросов управленческой деятельности субъекта федерации связан с соблюдением ее границ. Субъект обычно стремится расширить границы собственного управления, захватывает «куски» федеральных полномочий и вмешивается в сферу муниципального самоуправления. Это порождает проблему дву- и трехсторонней координации деятельности федерации, ее субъекта и муниципалитетов. Нередко она осложняется неясностями в осуществлении совместных полномочий. В конституциях они сформулированы в общем виде, а конкретно права и обязанности не разделены. С этой целью федерация и субъекты заключают между собой договоры о распределении совместных предметов ведения между органами государственной власти федерации и субъекта, иногда одни совместные полномочия передаются федерации, а другие — субъекту. С 1994 по 2000 г. в России подписано 46 таких договоров. Есть единичные аналогичные документы за подписями трех участников: Федерации, субъекта и другого субъекта (автономного округа), который расположен на территории другого, более крупного субъекта (например, Тюменская область). Двусторонние договоры о распределении полномочий и ответственности заключают также Правительство РФ и органы исполнительной власти субъектов Федерации. 1.1.4. Территориальное деление (районирование страны) Особенность территории (акватории, аэротории) Российской Федерации, а также ее неоднородность по различным признакам или чрезмерные размеры с точки зрения определенных целей изучения или практической деятельности предполагают необходимость членения территории на части — регионы. Регион — это определенная территория, отличающаяся от других территорий по ряду признаков и обладающая некоторой целостностью, взаимосвязанностью составляющих ее элементов. Модуль 1. Теория и практика регионального управления 1.1. Что изучает региональное управление
Слово «регион» — латинского происхождения (от корня regio), в переводе означает страна, край, область [3]. Существует много определений данного термина, например: 1. Под регионом понимается крупная территория с более или менее однородными природными условиями, главным образом, характерной направленностью развития производительных сил на основе сочетания комплекса природных ресурсов с соответствующей сложившейся и перспективной материально-технической базой, производственной и социальной инфраструктурой [11]. 2. Регионы — это определенная территория, отличающаяся от других территорий по ряду признаков и обладающая некоторой целостностью составляющих ее элементов [4]. 3. Регион — это часть территории Российской Федерации, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий. Регион может совпадать с границами территории субъекта Российской Федерации, либо объединять территории нескольких субъектов. В тех случаях, когда регион выступает как субъект права, под ним понимается только субъект Российской Федерации [16]. Таким образом, понятие региона является весьма абстрактным (как регион вообще) и предполагает, что его конкретизация и содержательная интерпретация осуществляются при выделении определенных типов регионов. Регионы — понятие типологическое, они выделяются из территории в соответствии с определенными целями и задачами. Определение 3 особенно важно, поскольку позволяет реализовать нормативно-законодательное равенство субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, заложенное в Конституции РФ, создает реальные условия для учета региональных особенностей каждого субъекта в экономической деятельности и обеспечивает более устойчивое управление регионом. Конституционное признание регионов субъектами РФ требует раскрытие их роли в системе реформирования экономики России. Многоукладность экономики потребовала принципиально нового подхода к содержанию системы управления народным хозяйством, что нашло свое отражение в региональной концепции реформирования, основными положениями которой являются: • признание самостоятельности субъектов РФ и обеспечение их экономического равноправия с целью укрепления единства России;
• признание предприятия в качестве основного самостоятельного хозяйствующего субъекта, в качестве необходимого условия реализации рыночных отношений в экономике страны; • формирование системы государственного регулирования регионального развития при переносе центра тяжести социально-экономических преобразований на региональный уровень. Данные положения определяют содержание регионального управления, которое учитывается федеральным центром и осуществляется на региональном уровне самими регионами. Наибольший вклад в определение термина «регион» внесли ученые Б. Один, Т. Паландер, А. Леш, У. Айзар. При выделении региона они исходили из того, что речь идет об определении со-циографической области с общим центром или несколькими дополняющими друг друга центрами на основе экономических (области сбыта различных товаров, миграция населения и др.), управленческих, естественно-географических критериев. В совокупности свойства региона должны характеризовать его как можно более однозначно и в то же время как можно более отличать от соседних территорий. В учебной литературе деление территории на регионы принято называть районированием. Районирование проводится в соответствии с поставленными целями и всегда является целевым или проблемно ориентированным. В настоящее время существует несколько видов районирования России, а именно: • административно-территориальное; • общее экономическое; • проблемное экономическое. Рассмотрим более подробно каждый из перечисленных видов районирования России. С административно-территориальным районированием связана вся территория Российского государства. До Октябрьской революции 1917 г. основной административно-территориальной единицей была губерния. В 1708 г. впервые Петр I учредил восемь губерний, затем их число росло и в начале XX в. Россия уже была разделена на 97 губерний и областей, которые в свою очередь делились на уезды и волости. С 1922 по 1991 г. Россия (РСФСР) входила в состав СССР в качестве одной из союзных республик и имела в своем составе кРая, области, автономные республики, автономные области, автономные (национальные) округа. В настоящее время в России 88 регионов—субъектов Федерации, включающих 21 республику, семь краев, 48 областей, два города федерального значения, одну автономную область, девять Модуль 1. Теория и практика регионального управления 1.1. Что изучает региональное управление
автономных округов, 1868 районов, 1095 городов, 329 городских районов, (округов), 1359 поселков городского типа, 23315 сельских администраций (включая сельсоветы, волости, сельские округа и органы самоуправления). По оценке на 1 января 2006 г. на территории Российской Федерации насчитывалось 11 городов с численностью населения свыше 1 млн человек: Москва — 10,4 млн; Санкт-Петербург — 4,6 млн; Новосибирск — 1,4 млн; Екатеринбург — 1,3 млн; Нижний Новгород — 1,3 млн; Омск — 1,1 млн; Самара — 1,1 млн; Казань — 1,1 млн; Челябинск — 1,1 млн; Ростов-на-Дону — 1,1 млн; Уфа — 1,0 млн человек. Все 88 регионов различаются по размеру территории, численности населения, экономическому потенциалу и другим показателям. Однако все они принадлежат одному уровню государственного районирования, поскольку имеют одинаковый правовой статус субъекта РФ. На территории России в мае 2000 г. было образовано семь федеральных округов: Северо-Западный, Центральный, Приволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный. Они не затрагивают основное (конституциональное) административно-территориальное деление, а являются формой укрепления вертикали государственности. Общее экономическое районирование России в настоящее время содержит 11 экономических районов. При этом каждый экономический район включает определенные субъекты Федерации по принципу смежности. Вне экономических районов находится экономическая область как свободная экономическая зона. Интересы районов в значительной мере определяются структурой их хозяйства. По такому принципу можно классифицировать регионы: • на добывающие (Тюмень, Якутия и др.), у которых высока доля экспорта, обеспечивающая им привилегированное положение; • на агропромышленные (Черноземье, Ставропольский край, Кубань и др.), которые, будучи самодостаточными (особенно в отношении продовольствия), стремятся к формированию внутреннего регионального рынка, ограждают себя от проблем других регионов; • с ярко выраженной этнической доминантой (Северный Современное административно-территориальное деление Российской Федерации прошло сложный путь в своем развитии и сформировалось под влиянием экономического районирования, содержанием которого было экономико-территориальное размещение производительных сил, что определяло специализацию и уровень развития регионов. Теория и практика определили четыре типа экономических районов: • основной экономический район, охватывающий несколько областей, автономных республик; • экономический административный район, состоящий, как правило, из одной области, края, автономной республики; • внутриобластной экономический район, объединяющий несколько городов или административных районов; • местный экономический район, являющийся, как правило, одновременно административным районом или городом. Урбанизированные промышленные регионы, в том числе с высокой долей ВПК, при всем разнообразии их хозяйственной структуры ориентируются преимущественно на внутренний рынок и рынки стран СНГ. В таких районах проживает большинство россиян. Наряду с экономическими районами для стратегического анализа и прогнозирования в практике применяется деление России на две макроэкономические зоны: • Запад (Европейская часть и Урал); • Восток (Сибирь и Дальний Восток). Таким образом, общее экономическое районирование — это не механическое деление территории на заданное количество регионов, а деление, базирующееся на определенной методологии и содействующее совершенствованию территориального разделения труда и эффективности национального рынка. Проблемное экономическое районирование осуществляется для государственного регулирования территориального развития. С этой целью выделяются различные типы проблемных регионов. К таковым могут относиться отстающие или слаборазвитые регионы, депрессивные, кризисные регионы, особо выделяются приграничные регионы. Проблемы связаны с тем, что эти регионы не могут развиваться с опорой только на собственные экономические Ресурсы, им в обязательном порядке требуется государственная поддержка. К регионам проблемного типа могут относиться те части территории страны, где осуществляются общегосударственные (федеральные) целевые программы (программа развития Дальнего Востока и Забайкалья, программа развития зоны Севера). Следовательно, проблемное экономическое районирование не охватывает всю территорию России, как и выделяемые проблемные регионы. Подводя итог изложенному выше, следует подчеркнуть, что процесс образования регионов связан с развитием общественного (территориального) разделения труда и специализаций отдельных территорий. 1.1.5. Элементы системы управления регионом Система управления регионом представляет собой множество взаимосвязанных элементов (звеньев), составляющих единое целое и реализующих процесс регионального управления для достижения поставленных целей. Система управления состоит из 10 основных элементов, представленных на рис. 1.1. В некоторых источниках, помимо указанных, в состав элементов включают такие элементы, как управленческое решение, регламенты управления, закономерности управления и др. К концепциям управления относятся научные модели менеджмента (идеи, школы, учения, парадигмы). Наиболее значительными концепциями XX в. являются: • научное управление трудом и классическая административ-; ная школа (1910-1930); [ • школы человеческих отношений и поведенческих наук (1930-1950); • теория принятия решений и количественный подход (1950— 1960); • системный и ситуационный подход к управлению (1950— 1960); • теория стратегий, инноваций и лидерства (1970—1980); • теория устойчивого развития и глобального «менеджмента без границ» (1980-1990). Цели управления. Цель — это идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности человека. Она является непосредственным мотивом, направляющим и регулирующим человеческую деятельность. Содержание цели зависит от объективных законов деятельности, разных возможностей человека и применяемых средств для достижения цели. Различают стратегические (глобальные) и тактические (локальные) цели. Применительно к теме учебного пособия цели — это конкретная миссия региона в форме, доступной при управлении процессом их реализации. Принципы управления — основные исходные положения теории управления, применение которых позволяет осуществлять эффективное управление и достигать результатов при минимальных затратах ресурсов. Принципами управления являются: • централизация и децентрализация; • единоначалие и коллегиальность; • отраслевой и территориальный подходы; < • материальное и моральное стимулирование труда;..'. Модуль 1. Теория и практика регионального управления 1.1. Что изучает региональное управление
• планомерность и научность; • разделение прав и ответственности и т. д. Персонал управления является одним из основных элементов системы регионального управления. Данный элемент включает: • анализ содержания функций каждого работника аппарата управления регионом; • планирование, подбор и расстановку персонала; • наем и увольнение работников аппарата; • обучение, развитие и планирование карьеры работников, оценка их труда и управление его оплатой. Информация управления — совокупность сведений, устраняющих неопределенность знаний, и получателей сообщений, передаваемых по различным каналам связи и используемых персоналом для выработки управленческого решения. В сфере управления наибольшее распространение получили документальная и электронная формы представления информации. Техника управления — взаимосвязанный комплекс технических средств (сбора и регистрации, передачи, ввода, накопления, обработки, вывода, отображения и размножения информации), предназначенных для механизации и автоматизации информационных процессов в системе управления регионом с целью выработки рациональных решений. Технология управления — представляет собой целенаправленную последовательность операций управления, результатом которых является принятое и реализованное решение. Технология управления моделируется с помощью сетевого графика процесса управления, оперограмм и органиграмм решения задач и технологических карт процесса управления. Функции управления — особый вид управленческой деятельности, продукт процесса разделения и систематизации труда, представляющий собой часть процесса управления, выделенный по определенному признаку. Различают основные (прогнозирование, планирование, нормирование, учет, контроль, анализ, регулирование или координация) и конкретные (предметные) функции (например, управление персоналом). Структура управления — структура объекта управления, построенная с учетом требований наилучшего функционирования системы. Методы управления — способы осуществления управленческих воздействий на персонал для достижения цели управления регионом. Существуют административные, экономические, социально-психологические методы, которые различаются способом воздействия на людей. Иными словами, это система спосо- бов и приемов воздействия субъекта управления на объект управления для достижения определенного результата. Как отмечалось, в качестве элементов могут быть: Управленческое решение — это логическое взаимоотношение уровней управления и функциональных областей (департаментов, управлений, отделов, подразделений), построенное в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать поставленные цели, или — это акт деятельности менеджера, ведущий к разрешению проблемы, а тем самым определяющий нормальное функционирование или развитие региона как системы. Процесс принятия решения включает: • постановку цели; • сбор и обработку информации; • подготовку проектов решения; • согласование; • принятие решения; • контроль. Регламенты управления —определенная совокупность правил, устанавливающих порядок деятельности регионального органа, предприятия, учреждения и организации. Существующие регламенты разделяются на общесистемные (устав, договор, правила внутреннего распорядка и т. д.) и элементные (персонал, информация, техника, процесс и др.) и представляют собой комплекс нормативных документов по регулированию отдельных направлений региональной деятельности. Закономерности управления —повторяющиеся существенные связи явлений в системе регионального управления, неразрывно связанные с деятельностью персонала и проявляющиеся в виде тенденций, определяющих основную стратегию развития региона. 1.1.6 Регион как открытая система Известно, что территория играет важную и многоплановую роль в развитии человеческого общества вообще и в частности его экономических отношений. Она выполняет такие важнейшие функции, как создание материальных условий производственной Деятельности, обеспечение мест проживания и профессионально-трудовой деятельности населения, организация быта и отдыха, выступает как пространство, формирующее признаки этнической общности людей. Сам термин «регион», означающий, как отмечалось, область, Местность, страна, т. е. определенную территорию, предполагает Наличие открытой системы. 30 Модуль 1. Теория и практика регионального управления Открытая система — система, которая взаимодействует с окружающей ее внешней средой в каком-либо аспекте: информационном, энергетическом, вещественном и т. д. Основываясь на выше изложенном, регион можно определить как часть территории с более или менее однородными природными условиями, специфическими экономическими, демографическими, историческими условиями, на которой функционирует определенный комплекс отраслей производства, производственной и социальной инфраструктуры. В качестве хозяйственной системы регион представляет собой часть территории, на которой функционирует и развивается система связей и зависимостей между предприятиями и организациями, расположенными в нем. В то же время регион может рассматриваться как подсистема социально-экономического комплекса страны и одновременно как относительно самостоятельная его часть с законченным циклом воспроизводства, имеющим свою специфику. Вместе с тем с воспроизводственной точки зрения отдельный регион не является замкнутой системой. Он зачастую связан с другими регионами и функционирует в условиях межрегиональной интеграции и межрегионального обмена. Определяя регион в качестве открытой системы, нельзя базироваться только на экономических аспектах, таких как его хозяйственная специализация, рациональность размещения производительных сил, развитие интеграционных процессов и т. д. Например, АПК, сформированный как интегрированная структура сельского, лесного, рыбного и водного хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, материально-технического обеспечения и агросервисного обслуживания, в настоящее время не представляет собой целостной системы. Система государственного управления им как единым специфическим народнохо-зяйственным объектом распалась. Функции государственного управления АПК рассредоточены между Минсельхозпродом России, Госкомимуществом России, Минэкономразвития России, Минфином России, органами управления в субъектах Федерации. Распыленность и недостаточность мер государственного регулирования привели к нарушению функционирования системы, нарушению межотраслевых и межрегиональных связей, несогласованности интересов на различных стадиях производства и реализации продуктов питания и сельскохозяйственного сырья. 1.1. Что изучает региональное управление В условиях рынка и многообразия форм собственности задачи органов регионального управления, например в АПК, сводятся к следующему: • управление государственной собственностью и земельными ресурсами; • разработка и осуществление целевых государственных программ по основным направлениям аграрной и продовольственной политики, развитию отраслей АПК; • реформирование, структуры регионального АПК; • проведение инвестиционной политики, контроль за целевым использованием централизованных финансовых, кредитных, валютных и материальных ресурсов; • баланс производства и использования основных видов сельхозпродукции, продовольствия, сырья; • регулирование региональных рынков сельскохозяйственного сырья и продовольствия, создание рыночной инфраструктуры; • осуществление мер по воспроизводству плодородия и сохранению почв, защите растений и охране окружающей среды; • содействие развитию эффективных организационно-хозяйственных формирований, коммерциализации и демонополизации агропромышленного производства, научное, кадровое и информационное его обеспечение. Демократизация форм управления предполагает, что любой трудовой коллектив сам становится субъектом управления. При этом нельзя упускать из виду интересы населения как социально-территориальной общности, не принимать во внимание социальные факторы, значение которых по мере перехода к рынку резко возрастает. Объективный социально-экономический интерес региона как открытой системы состоит в создании для его населения эффективной занятости и благоприятных условий для естественного воспроизводства, повышении уровня жизни, социальной и экономической защищенности населения, развитии образования, культуры, этнического своеобразия, что и определяет устойчивое развитие региона как системы. 1.1.7. Основные направления исследования в региональном управлении Для научного обоснования радикальных экономических преобразований и создания единого экономического пространства России с формированием региональных и местных рынков, раз-вития регионального, муниципального и местного самоуправле- Модуль 1. Теория и практика регионального управления 1 1 Что изучает региональное управление
ния необходимо повысить роль, изменить содержание, методологию и методы исследований. Прежде всего должны меняться подходы к формированию целей исследования в новых условиях социально-экономического развития. Вместо нацеленности управления на обеспечение дополнительного экономического эффекта за счет оптимальной территориальной организации хозяйства в современных условиях на первое место выдвигается создание благоприятных условий для жизни и социального благополучия населения регионов. Это означает, что подход к населению как, например, лишь к источнику трудовых ресурсов и соответственно как к одному из факторов размещения производства должен быть переосмыслен: удовлетворение потребностей населения должно быть выдвинуто в качестве цели развития экономики региона, что естественно потребует новых направлений исследований в региональном управлении. Поскольку уровень и качество жизни населения региона определяются не только экономической сферой, но и степенью экологической безопасности, возможностями развития национальных структур, свободой выбора между новыми видами деятельности и сохранением традиционного образа жизни и рядом других обстоятельств, меняются условия управления, критерии рационализации и эффективности управленческого труда, а следовательно, повышается роль новых направлений в исследовании регионального управления. Таким образом, наиболее важные направления эволюции методологии региональных исследований — расширение изучаемых факторов, более полный учет местных особенностей, интересов и потребностей населения, а также многокритериальный подход к оценке эффективности регионального управления. Совершенно новым для регионального управления является исследование и прогнозирование процессов формирования региональных рынков труда, жилья, финансов, услуг, образования, здравоохранения и других финансовых проблем территорий, создание в региональной экономике среды, необходимой не только для внутреннего рынка, но и для международной торговли. В серьезном обогащении нуждается комплекс самих методов региональных исследований, возрастает значение программно-целевого метода. Целевые программы стали уже одним из центральных способов управления региональным развитием. Существенно расширяется применение балансового метода в связи с необходимостью использования финансовых балансов, развитием балансов занятости населения, повышением требова- ний к территориальным балансам произведенной и потребленной продукции. При прогнозировании процессов регионального развития все более широкое использование находят вероятные методы и методы экспертной оценки. Это связано как с переходом к рыночным отношениям, так и с усилением воздействия на экономику социальных и экологических процессов, имеющих стохастический характер. В сегодняшних условиях при проведении исследования возникла необходимость более полного учета разнообразных местных условий и интересов населения, межрегиональных связей, а повышающиеся требования к достоверности и объективности информации вызывают особую необходимость в проведении различного рода специальных обследований, опросов населения и проведения экспертиз — маркетинговых исследований. Предмет маркетинговых исследований — процесс социально-экономического развития региона в различных его аспектах и взаимосвязях. С этой целью в регионе целесообразно разрабатывать схему маркетинговых исследований, основными направлениями которыми могут быть: • динамика и пропорции экономики, сбалансированность ее развития; • решение социальных проблем, жизненный уровень населения, сбалансированность потребительского рынка, демографические процессы; • инфляция, динамика цен, финансовое обращение, курс рубля; • развитие отраслей, демонополизация и структурная перестройка производства, реализация важнейших программ регионального развития; • инвестиции, технический уровень, развитие производственного потенциала; • развитие региона, социально-экономическое положение его структурных территорий (краев, областей, районов и т. д.); • финансовое положение экономики, рентабельность, состояние расчетов, сбалансированность бюджетов; • внешнеэкономическая деятельность, экспорт и импорт, межрегиональное взаимодействие. Любая из этих социально-экономических проблем может изучаться самостоятельно или в сочетании с другими направления-и исследований в различных комбинациях. Выбор направлений УДет обусловлен задачами анализа, его масштабом и сроками, оторые должен определять заказчик. Модуль 1. Теория и практика регионального управления 1.2. Новые парадигмы, концепции и типология регионов
1.2. Новые парадигмы, концепции и типология регионов. Анализ межрегиональных связей
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 6204; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |