Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Регион и система регионов. Основные направления исследований в региональном управлении




Что изучает региональное управление.

Основная часть

1.1.1. Что изучает региональное управление

Управление — универсальный и необходимый элемент окру­жающего нас мира. В предельно широком смысле слова — это различные способы воздействия субъекта (нескольких субъектов) на объект (несколько объектов), изменяющих положение, свой­ства, поведение, качества объекта.

Однако под управлением чаще всего понимают воздействие, которое имеет целевое назначение и при котором объект подда­ется регулированию со стороны людей. Управлению могут быть подвергнуты естественные явления (с помощью упорных трени­ровок человек может изменить свою фигуру).

Предмет регионального управления в широком смысле сло­жен и многосторонен. Его основными составляющими являются:

• управление отдельными регионами;

• управление межрегиональными связями;

• система управления регионом;

• региональные аспекты управления.

Название данного учебного курса соединяет два элемента: ре­гион и управление. Термин «регион» используется в самых раз­личных значениях. В обыденном употреблении речь нередко идет о географическом понятии, конкретной территории. Иногда ре­гионом обозначают экономические районы, а не административ­ные территории. В России в настоящее время существуют 88 ре­гионов и все они имеют свои особенности.

Многозначным является и термин «управление». В самом об­щем виде региональное управление — это регулирование поведе­ния управляемого объекта (государственного и негосударствен­ного) региональными органами, организациями, должностными лицами в целях, определяемых государством и регионом, направ-


ление деятельности объекта путем применения самых различных средств: экономических, административных, идеологических, правовых и не правовых, путем стимулирования, требований, за­претов, репрессий и т. д.

Основой регионального управления является овладение вла­стью в регионе.

В учебном курсе изучается региональное управление в его раз­личных связях и опосредованиях.

На поставленный вопрос в обобщенном виде ответ может быть следующим. Региональное управление изучает управление экономикой отдельного региона: формирование объективных предпосылок экономического развития региона, управление про­изводственной структурой, социальной сферой, обеспечением условий жизни, расселение и размещение хозяйства, формирова­ние механизма функционирования и управления экономикой, социальной сферой и экологией. Предметом изучения, кроме элементов внутренней структуры управления регионом, должны быть связи данного региона с другими регионами страны, госу­дарствами — членами СНГ и зарубежными странами.

1.1.2. Сущность регионального управления

В системе регионального управления определяющее место за­нимают его цели. Наиболее общими целями в современных усло­виях являются безопасность, жизнеобеспечение, целостность и упорядоченность экономической и социальной системы. Эти це­ли должны сообразовываться с общечеловеческими ценностями: улучшением качества жизни; гарантией прав и развития лично­сти; обеспечением демократии; социальной справедливостью; со­циальным прогрессом общества.

Практика показывает, что стабильность системы региональ­ного управления важное, но не доминирующее ее качество. Глав­ное — это адаптация управленческого механизма к изменению условий управления, динамике общества, региона, потребностей людей.

Важнейшей материальной базой регионального управления являются ресурсы управления: наличие соответствующих органов Управления; наличие кадров; финансовые возможности; уком­плектованность управленческой техникой и др.

От этого в значительной степени зависит эффективность ре­гионального управления. При изучении региона как управляю­щей системы рассматривается ее содержание (реализация регио­нальной власти), структура взаимоотношений этой системы с



Модуль 1. Теория и практика регионального управления


1.1. Что изучает региональное управление



 


личностью, различными коллективами, обществом; необходи­мость, возможность и пределы регионального управления, его различные территориальные уровни (в масштабах региона, авто­номии, города, поселка и других административно-территориаль­ных единиц); особенности в различных сферах общественной жизни (экономика, социальная сфера, политика, идеология); ис­пользование для управления законодательной и исполнительной власти, статус и роль государственного служащего; методы и осо­бенности управления в различных регионах, учреждениях, пред­приятиях и т. д.; технические средства регионального управления.

Методы изучения регионального управления могут быть са­мыми различными: как общенаучными, так и специальными. Среди общенаучных методов важное значение имеют анализ и синтез. С их помощью, например, выделяются ветви региональ­ной власти (законодательная, исполнительная, судебная и др.).

Наибольшее распространение при изучении регионального управления получили следующие методы:

логический — с его помощью делаются различные умозаклю­чения, например, о принципе законченности в региональном управлении;

формализации — помогает, например, сформулировать поня­тие государственного служащего;

сравнительный — позволяет сопоставлять возможности раз­ных ветвей власти в региональном управлении;

количественные, в том числе статистические, свидетельст­вующие о состоянии аппарата управления;

прогнозирования, с помощью которого разрабатываются пер­спективные планы регионального развития;

экстраполяции — позволяющий проводить распространение признаков данного явления на другие сходные явления;

моделирования — позволяет проводить искусственное вос­создание тех или иных управленческих процедур;

эксперимент — позволяет проводить практическую проверку
деятельности тех или иных органов управления в условиях, соз­
данных экспериментатором.

При изучении регионального управления в числе специфиче­ских широко используются и другие методы. Так, исторический метод позволяет выявлять тенденции и закономерности регио­нального управления; конкретно-социологические методы и прие­мы — анкетирование, интервью, опросы населения и госслужа­щих; социально-качественные методы исследования используются для выявления социальных предпочтений разных групп государ­ственных служащих; правовые и сравнительно-правовые методы


позволяют изучать нормативные акты, регулирующие региональ­ное управление, и сравнивать их с зарубежными аналогами.

Сущностью регионального управления является также оценка его эффективности. Эффективность регионального управле­ния — это достижение цели управления с минимальной затратой ресурсов и управленческой энергии в возможно короткий срок и с возможной полнотой.

Например, в России приватизация государственных предприя­тий хотя и была проведена быстрее, чем в Великобритании в 1970—1980-х годах в отношении части предприятий (в этой стра­не приватизация продолжалась десятилетия), но неэффективно. В Великобритании приватизация принесла государству около 100 млрд долл., была передана в частную собственность неболь­шая часть (всего несколько процентов), но крупных предприя­тий. В России же быстрая приватизация охватила более 70% предприятий и дала в казну приблизительно лишь 5 млрд долл.1

В конечном счете, эффективность регионального управления напрямую связана с повышением уровня жизни человека (насе­ления).

/. 1.3. Государственное управление на уровне субъекта Федерации

В федерациях (это примерно 1/8 всех государств в мире) про­блема соотношения федеративного и «субъективного» управле­ния стоит весьма остро и иногда порождает существенные проти­воречия, вплоть до требований о выходе из состава федерации (например, в референдуме 1995 г. в канадской провинции Квебек не хватило всего 40 тыс. голосов для решения вопроса о ее выхо­де из состава федерации). Положение о суверенитете содержат и конституции некоторых российских республик — субъектов Фе­дерации, но важно учитывать, что провозглашение и реальная способность осуществить государственный суверенитет — разные вещи. Для этого необходимо иметь материальные, военные, по­литические возможности, в том числе и возможности участвовать в равноправной деятельности на международной арене. К тому Же Конституционный суд РФ в 2000 г. подтвердил, что положе­ния о суверенитете республик в составе Российской Федерации неконституционны и противоречат Конституции РФ.

Субъекты федераций имеют местные парламенты, издают свои законы, иногда, как отмечалось, принимают собственные консти-

Московский комсомолец. 1997. 5 июня.



Модуль 1. Теория и практика регионального управления


1.1. Что изучает региональное управление



 


туции, избирают президентов, обладают другими атрибутами го­сударственной власти. Однако государственная власть субъектов федераций имеет ограниченный и в определенной степени под­чиненный характер. Это находит выражение в закреплении на конституционном уровне исключительной компетенции федера­ции, в принципе — верховенства федерального права.

Указанные факторы определяют особенности государственно­го управления на уровне субъектов федерации.

Во-первых, в регионах осуществляется двойное, но раздель­ное государственное управление. С одной стороны, на террито­рии региона федеральные органы ведают общегосударственными вопросами на основе либо общего регулирования (издание феде­ральных законов, постановлений правительства и т. д.), либо пу­тем управления на местах отделами, управлениями федеральных министерств, либо в соответствии с договорами о разграничении полномочий между Федерацией и тем или иным субъектом РФ. С другой стороны, субъект федерации осуществляет государ­ственное управление по вопросам, отнесенным конституцией к его совместному ведению.

Во-вторых, государственное управление субъекта ограничено не только территориально, но и кругом полномочий. К собствен­ным исключительным полномочиям субъекта относятся обычно те, которые остаются за вычетом исключительных полномочий федерации и совместных полномочий федерации и субъекта. Это так называемые остаточные полномочия. В субъектах федерации могут существовать отделы и управления центральных мини­стерств и ведомств. Они осуществляют исключительные полно­мочия федерации и совместные полномочия федерации и субъ­ектов в сфере исполнительной власти. Например, в России с 2000 г. в группах субъектов (в округах) есть полномочные пред­ставители Президента РФ, осуществляющие координирующие функции и контролирующие исполнение федеральных законов субъектом Федерации.

В административно-территориальных единицах субъектов фе­дерации (тех, которые являются муниципальными образования­ми) действует местное самоуправление. Субъекты же принимают законы о местном самоуправлении (федерация устанавливает только общие принципы).

Местное самоуправление автономно. Многие вопросы в соот­ветствии с конституцией и законами входят в его сферу. К тому же субъект может по своему желанию передать часть своих функций местному самоуправлению. Передавая определенные функции, субъект в соответствии с законом должен передавать материальные


и финансовые средства, необходимые для выполнения этих функ­ций, что иногда забывается в практике регионального управления.

Функции исполнительной власти осуществляет администрация субъекта. Это может быть единоличный губернатор, реже (в Рос­сии, Югославии) — президент субъекта федерации. Губернатор или президент избираются гражданами субъекта (Россия, США).

В субъектах федерации иногда существует свое правительство. В тех случаях, когда его назначает губернатор, глава правительст­ва является «слабым» премьером и действует под руководством губернатора, а правительство решает в основном вопросы опера­тивного управления, что характерно для России.

Один из самых сложных вопросов управленческой деятельно­сти субъекта федерации связан с соблюдением ее границ. Субъ­ект обычно стремится расширить границы собственного управле­ния, захватывает «куски» федеральных полномочий и вмешивает­ся в сферу муниципального самоуправления. Это порождает проблему дву- и трехсторонней координации деятельности феде­рации, ее субъекта и муниципалитетов. Нередко она осложняется неясностями в осуществлении совместных полномочий. В кон­ституциях они сформулированы в общем виде, а конкретно права и обязанности не разделены. С этой целью федерация и субъекты заключают между собой договоры о распределении совместных предметов ведения между органами государственной власти фе­дерации и субъекта, иногда одни совместные полномочия пере­даются федерации, а другие — субъекту. С 1994 по 2000 г. в Рос­сии подписано 46 таких договоров. Есть единичные аналогичные документы за подписями трех участников: Федерации, субъекта и другого субъекта (автономного округа), который расположен на территории другого, более крупного субъекта (например, Тюмен­ская область). Двусторонние договоры о распределении полно­мочий и ответственности заключают также Правительство РФ и органы исполнительной власти субъектов Федерации.

1.1.4. Территориальное деление (районирование страны)

Особенность территории (акватории, аэротории) Российской Федерации, а также ее неоднородность по различным признакам или чрезмерные размеры с точки зрения определенных целей изучения или практической деятельности предполагают необхо­димость членения территории на части — регионы.

Регион — это определенная территория, отличающаяся от дру­гих территорий по ряду признаков и обладающая некоторой це­лостностью, взаимосвязанностью составляющих ее элементов.



Модуль 1. Теория и практика регионального управления


1.1. Что изучает региональное управление



 


Слово «регион» — латинского происхождения (от корня regio), в переводе означает страна, край, область [3].

Существует много определений данного термина, например:

1. Под регионом понимается крупная территория с более или менее однородными природными условиями, главным образом, характерной направленностью развития производительных сил на основе сочетания комплекса природных ресурсов с соответствую­щей сложившейся и перспективной материально-технической ба­зой, производственной и социальной инфраструктурой [11].

2. Регионы — это определенная территория, отличающаяся от других территорий по ряду признаков и обладающая некоторой целостностью составляющих ее элементов [4].

3. Регион — это часть территории Российской Федерации, об­ладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий. Регион может совпа­дать с границами территории субъекта Российской Федерации, либо объединять территории нескольких субъектов. В тех случа­ях, когда регион выступает как субъект права, под ним понима­ется только субъект Российской Федерации [16].

Таким образом, понятие региона является весьма абстракт­ным (как регион вообще) и предполагает, что его конкретизация и содержательная интерпретация осуществляются при выделении определенных типов регионов. Регионы — понятие типологиче­ское, они выделяются из территории в соответствии с определен­ными целями и задачами.

Определение 3 особенно важно, поскольку позволяет реализо­вать нормативно-законодательное равенство субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, заложенное в Конституции РФ, создает реальные условия для учета региональных особенностей каждого субъекта в эконо­мической деятельности и обеспечивает более устойчивое управ­ление регионом.

Конституционное признание регионов субъектами РФ требу­ет раскрытие их роли в системе реформирования экономики России. Многоукладность экономики потребовала принципиаль­но нового подхода к содержанию системы управления народным хозяйством, что нашло свое отражение в региональной концеп­ции реформирования, основными положениями которой явля­ются:

• признание самостоятельности субъектов РФ и обеспечение их экономического равноправия с целью укрепления единства России;


 

• признание предприятия в качестве основного самостоятель­ного хозяйствующего субъекта, в качестве необходимого условия реализации рыночных отношений в экономике страны;

• формирование системы государственного регулирования ре­гионального развития при переносе центра тяжести социально-экономических преобразований на региональный уровень.

Данные положения определяют содержание регионального управления, которое учитывается федеральным центром и осу­ществляется на региональном уровне самими регионами.

Наибольший вклад в определение термина «регион» внесли ученые Б. Один, Т. Паландер, А. Леш, У. Айзар. При выделении региона они исходили из того, что речь идет об определении со-циографической области с общим центром или несколькими до­полняющими друг друга центрами на основе экономических (об­ласти сбыта различных товаров, миграция населения и др.), управленческих, естественно-географических критериев. В сово­купности свойства региона должны характеризовать его как мож­но более однозначно и в то же время как можно более отличать от соседних территорий.

В учебной литературе деление территории на регионы приня­то называть районированием. Районирование проводится в соот­ветствии с поставленными целями и всегда является целевым или проблемно ориентированным. В настоящее время существу­ет несколько видов районирования России, а именно:

• административно-территориальное;

• общее экономическое;

• проблемное экономическое.

Рассмотрим более подробно каждый из перечисленных видов районирования России.

С административно-территориальным районированием связа­на вся территория Российского государства. До Октябрьской ре­волюции 1917 г. основной административно-территориальной единицей была губерния. В 1708 г. впервые Петр I учредил во­семь губерний, затем их число росло и в начале XX в. Россия уже была разделена на 97 губерний и областей, которые в свою оче­редь делились на уезды и волости.

С 1922 по 1991 г. Россия (РСФСР) входила в состав СССР в качестве одной из союзных республик и имела в своем составе кРая, области, автономные республики, автономные области, ав­тономные (национальные) округа.

В настоящее время в России 88 регионов—субъектов Федера­ции, включающих 21 республику, семь краев, 48 областей, два города федерального значения, одну автономную область, девять



Модуль 1. Теория и практика регионального управления


1.1. Что изучает региональное управление



 


автономных округов, 1868 районов, 1095 городов, 329 городских районов, (округов), 1359 поселков городского типа, 23315 сель­ских администраций (включая сельсоветы, волости, сельские ок­руга и органы самоуправления).

По оценке на 1 января 2006 г. на территории Российской Фе­дерации насчитывалось 11 городов с численностью населения свыше 1 млн человек: Москва — 10,4 млн; Санкт-Петербург — 4,6 млн; Новосибирск — 1,4 млн; Екатеринбург — 1,3 млн; Ниж­ний Новгород — 1,3 млн; Омск — 1,1 млн; Самара — 1,1 млн; Казань — 1,1 млн; Челябинск — 1,1 млн; Ростов-на-Дону — 1,1 млн; Уфа — 1,0 млн человек.

Все 88 регионов различаются по размеру территории, числен­ности населения, экономическому потенциалу и другим показа­телям. Однако все они принадлежат одному уровню государст­венного районирования, поскольку имеют одинаковый правовой статус субъекта РФ.

На территории России в мае 2000 г. было образовано семь фе­деральных округов: Северо-Западный, Центральный, Приволж­ский, Северо-Кавказский, Уральский, Сибирский, Дальнево­сточный. Они не затрагивают основное (конституциональное) административно-территориальное деление, а являются формой укрепления вертикали государственности.

Общее экономическое районирование России в настоящее время содержит 11 экономических районов. При этом каждый эконо­мический район включает определенные субъекты Федерации по принципу смежности. Вне экономических районов находится экономическая область как свободная экономическая зона.

Интересы районов в значительной мере определяются струк­турой их хозяйства. По такому принципу можно классифициро­вать регионы:

• на добывающие (Тюмень, Якутия и др.), у которых высока до­ля экспорта, обеспечивающая им привилегированное положение;

• на агропромышленные (Черноземье, Ставропольский край, Кубань и др.), которые, будучи самодостаточными (особенно в отношении продовольствия), стремятся к формированию внут­реннего регионального рынка, ограждают себя от проблем других

регионов;

• с ярко выраженной этнической доминантой (Северный
Кавказ, Тува и др.), которые стремятся к обособлению не по
экономическим, а по национальным и политическим причинам.
Эти регионы имеют незначительные перспективы устойчивого
развития.... s............,.....,, с


Современное административно-территориальное деление Рос­сийской Федерации прошло сложный путь в своем развитии и сформировалось под влиянием экономического районирования, содержанием которого было экономико-территориальное разме­щение производительных сил, что определяло специализацию и уровень развития регионов. Теория и практика определили четыре типа экономических районов:

• основной экономический район, охватывающий несколько областей, автономных республик;

• экономический административный район, состоящий, как правило, из одной области, края, автономной республики;

• внутриобластной экономический район, объединяющий не­сколько городов или административных районов;

• местный экономический район, являющийся, как правило, одновременно административным районом или городом.

Урбанизированные промышленные регионы, в том числе с высокой долей ВПК, при всем разнообразии их хозяйственной структуры ориентируются преимущественно на внутренний ры­нок и рынки стран СНГ. В таких районах проживает большинст­во россиян.

Наряду с экономическими районами для стратегического ана­лиза и прогнозирования в практике применяется деление России на две макроэкономические зоны:

• Запад (Европейская часть и Урал);

• Восток (Сибирь и Дальний Восток).

Таким образом, общее экономическое районирование — это не механическое деление территории на заданное количество ре­гионов, а деление, базирующееся на определенной методологии и содействующее совершенствованию территориального разделе­ния труда и эффективности национального рынка.

Проблемное экономическое районирование осуществляется для государственного регулирования территориального развития. С этой целью выделяются различные типы проблемных регионов. К таковым могут относиться отстающие или слаборазвитые регио­ны, депрессивные, кризисные регионы, особо выделяются при­граничные регионы. Проблемы связаны с тем, что эти регионы не могут развиваться с опорой только на собственные экономические Ресурсы, им в обязательном порядке требуется государственная поддержка.

К регионам проблемного типа могут относиться те части тер­ритории страны, где осуществляются общегосударственные (фе­деральные) целевые программы (программа развития Дальнего Востока и Забайкалья, программа развития зоны Севера).


           
   
     
 
 
 


Следовательно, проблемное экономическое районирование не охватывает всю территорию России, как и выделяемые проблем­ные регионы.

Подводя итог изложенному выше, следует подчеркнуть, что процесс образования регионов связан с развитием общественно­го (территориального) разделения труда и специализаций отдель­ных территорий.

1.1.5. Элементы системы управления регионом

Система управления регионом представляет собой множество взаимосвязанных элементов (звеньев), составляющих единое це­лое и реализующих процесс регионального управления для дос­тижения поставленных целей. Система управления состоит из 10 основных элементов, представленных на рис. 1.1.

В некоторых источниках, помимо указанных, в состав элемен­тов включают такие элементы, как управленческое решение, рег­ламенты управления, закономерности управления и др.

К концепциям управления относятся научные модели менедж­мента (идеи, школы, учения, парадигмы).

Наиболее значительными концепциями XX в. являются:

• научное управление трудом и классическая административ-; ная школа (1910-1930); [

• школы человеческих отношений и поведенческих наук (1930-1950);

• теория принятия решений и количественный подход (1950— 1960);

• системный и ситуационный подход к управлению (1950— 1960);

• теория стратегий, инноваций и лидерства (1970—1980);

• теория устойчивого развития и глобального «менеджмента без границ» (1980-1990).

Цели управления. Цель — это идеальное, мысленное предвос­хищение результата деятельности человека. Она является непо­средственным мотивом, направляющим и регулирующим чело­веческую деятельность. Содержание цели зависит от объектив­ных законов деятельности, разных возможностей человека и применяемых средств для достижения цели. Различают стратеги­ческие (глобальные) и тактические (локальные) цели. Примени­тельно к теме учебного пособия цели — это конкретная миссия региона в форме, доступной при управлении процессом их реа­лизации.


Принципы управления — основные исходные положения тео­рии управления, применение которых позволяет осуществлять эффективное управление и достигать результатов при минималь­ных затратах ресурсов.

Принципами управления являются:

• централизация и децентрализация;

• единоначалие и коллегиальность;

• отраслевой и территориальный подходы; <

• материальное и моральное стимулирование труда;..'.



Модуль 1. Теория и практика регионального управления


1.1. Что изучает региональное управление



 


планомерность и научность;

• разделение прав и ответственности и т. д.

Персонал управления является одним из основных элементов системы регионального управления. Данный элемент включает:

• анализ содержания функций каждого работника аппарата управления регионом;

• планирование, подбор и расстановку персонала;

• наем и увольнение работников аппарата;

• обучение, развитие и планирование карьеры работников, оценка их труда и управление его оплатой.

Информация управления — совокупность сведений, устраняю­щих неопределенность знаний, и получателей сообщений, пере­даваемых по различным каналам связи и используемых персона­лом для выработки управленческого решения. В сфере управле­ния наибольшее распространение получили документальная и электронная формы представления информации.

Техника управления — взаимосвязанный комплекс техниче­ских средств (сбора и регистрации, передачи, ввода, накопления, обработки, вывода, отображения и размножения информации), предназначенных для механизации и автоматизации информаци­онных процессов в системе управления регионом с целью выра­ботки рациональных решений.

Технология управления — представляет собой целенаправлен­ную последовательность операций управления, результатом кото­рых является принятое и реализованное решение. Технология управления моделируется с помощью сетевого графика процесса управления, оперограмм и органиграмм решения задач и техно­логических карт процесса управления.

Функции управления — особый вид управленческой деятельно­сти, продукт процесса разделения и систематизации труда, пред­ставляющий собой часть процесса управления, выделенный по определенному признаку. Различают основные (прогнозирова­ние, планирование, нормирование, учет, контроль, анализ, регу­лирование или координация) и конкретные (предметные) функ­ции (например, управление персоналом).

Структура управления — структура объекта управления, по­строенная с учетом требований наилучшего функционирования системы.

Методы управления — способы осуществления управленче­ских воздействий на персонал для достижения цели управления регионом. Существуют административные, экономические, со­циально-психологические методы, которые различаются спосо­бом воздействия на людей. Иными словами, это система спосо-


бов и приемов воздействия субъекта управления на объект управ­ления для достижения определенного результата. Как отмечалось, в качестве элементов могут быть: Управленческое решение — это логическое взаимоотношение уровней управления и функциональных областей (департамен­тов, управлений, отделов, подразделений), построенное в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать по­ставленные цели, или — это акт деятельности менеджера, веду­щий к разрешению проблемы, а тем самым определяющий нор­мальное функционирование или развитие региона как системы. Процесс принятия решения включает:

• постановку цели;

• сбор и обработку информации;

• подготовку проектов решения;

• согласование;

• принятие решения;

• контроль.

Регламенты управления —определенная совокупность правил, устанавливающих порядок деятельности регионального органа, предприятия, учреждения и организации. Существующие регла­менты разделяются на общесистемные (устав, договор, правила внутреннего распорядка и т. д.) и элементные (персонал, инфор­мация, техника, процесс и др.) и представляют собой комплекс нормативных документов по регулированию отдельных направ­лений региональной деятельности.

Закономерности управления —повторяющиеся существенные связи явлений в системе регионального управления, неразрывно связанные с деятельностью персонала и проявляющиеся в виде тенденций, определяющих основную стратегию развития региона.

1.1.6 Регион как открытая система

Известно, что территория играет важную и многоплановую роль в развитии человеческого общества вообще и в частности его экономических отношений. Она выполняет такие важнейшие функции, как создание материальных условий производственной Деятельности, обеспечение мест проживания и профессиональ­но-трудовой деятельности населения, организация быта и отды­ха, выступает как пространство, формирующее признаки этниче­ской общности людей.

Сам термин «регион», означающий, как отмечалось, область, Местность, страна, т. е. определенную территорию, предполагает Наличие открытой системы.


                       
   
 
   
 
     
     
     
 
 
 
 

 

30 Модуль 1. Теория и практика регионального управления

Открытая система — система, которая взаимодействует с окру­жающей ее внешней средой в каком-либо аспекте: информаци­онном, энергетическом, вещественном и т. д.

Основываясь на выше изложенном, регион можно определить как часть территории с более или менее однородными природны­ми условиями, специфическими экономическими, демографиче­скими, историческими условиями, на которой функционирует определенный комплекс отраслей производства, производствен­ной и социальной инфраструктуры.

В качестве хозяйственной системы регион представляет собой часть территории, на которой функционирует и развивается сис­тема связей и зависимостей между предприятиями и организа­циями, расположенными в нем.

В то же время регион может рассматриваться как подсистема социально-экономического комплекса страны и одновременно как относительно самостоятельная его часть с законченным цик­лом воспроизводства, имеющим свою специфику. Вместе с тем с воспроизводственной точки зрения отдельный регион не являет­ся замкнутой системой. Он зачастую связан с другими регионами и функционирует в условиях межрегиональной интеграции и межрегионального обмена.

Определяя регион в качестве открытой системы, нельзя бази­роваться только на экономических аспектах, таких как его хо­зяйственная специализация, рациональность размещения произ­водительных сил, развитие интеграционных процессов и т. д.

Например, АПК, сформированный как интегрированная структура сельского, лесного, рыбного и водного хозяйства, пи­щевой и перерабатывающей промышленности, материально-технического обеспечения и агросервисного обслуживания, в настоящее время не представляет собой целостной системы. Система государственного управления им как единым специфи­ческим народнохо-зяйственным объектом распалась. Функции государственного управления АПК рассредоточены между Мин­сельхозпродом России, Госкомимуществом России, Минэко­номразвития России, Минфином России, органами управления в субъектах Федерации. Распыленность и недостаточность мер государственного регулирования привели к нарушению функ­ционирования системы, нарушению межотраслевых и межре­гиональных связей, несогласованности интересов на различных стадиях производства и реализации продуктов питания и сель­скохозяйственного сырья.


1.1. Что изучает региональное управление

В условиях рынка и многообразия форм собственности задачи органов регионального управления, например в АПК, сводятся к следующему:

• управление государственной собственностью и земельными ресурсами;

• разработка и осуществление целевых государственных про­грамм по основным направлениям аграрной и продовольствен­ной политики, развитию отраслей АПК;

• реформирование, структуры регионального АПК;

• проведение инвестиционной политики, контроль за целе­вым использованием централизованных финансовых, кредитных, валютных и материальных ресурсов;

• баланс производства и использования основных видов сель­хозпродукции, продовольствия, сырья;

• регулирование региональных рынков сельскохозяйственного сырья и продовольствия, создание рыночной инфраструктуры;

• осуществление мер по воспроизводству плодородия и сохра­нению почв, защите растений и охране окружающей среды;

• содействие развитию эффективных организационно-хозяй­ственных формирований, коммерциализации и демонополизации агропромышленного производства, научное, кадровое и инфор­мационное его обеспечение.

Демократизация форм управления предполагает, что любой трудовой коллектив сам становится субъектом управления. При этом нельзя упускать из виду интересы населения как социально-территориальной общности, не принимать во внимание социаль­ные факторы, значение которых по мере перехода к рынку резко возрастает.

Объективный социально-экономический интерес региона как открытой системы состоит в создании для его населения эффек­тивной занятости и благоприятных условий для естественного воспроизводства, повышении уровня жизни, социальной и эко­номической защищенности населения, развитии образования, культуры, этнического своеобразия, что и определяет устойчивое развитие региона как системы.

1.1.7. Основные направления исследования в региональном управлении

Для научного обоснования радикальных экономических пре­образований и создания единого экономического пространства России с формированием региональных и местных рынков, раз-вития регионального, муниципального и местного самоуправле-



Модуль 1. Теория и практика регионального управления


1 1 Что изучает региональное управление



 


ния необходимо повысить роль, изменить содержание, методоло­гию и методы исследований.

Прежде всего должны меняться подходы к формированию це­лей исследования в новых условиях социально-экономического развития. Вместо нацеленности управления на обеспечение до­полнительного экономического эффекта за счет оптимальной территориальной организации хозяйства в современных условиях на первое место выдвигается создание благоприятных условий для жизни и социального благополучия населения регионов. Это означает, что подход к населению как, например, лишь к источ­нику трудовых ресурсов и соответственно как к одному из факто­ров размещения производства должен быть переосмыслен: удов­летворение потребностей населения должно быть выдвинуто в качестве цели развития экономики региона, что естественно по­требует новых направлений исследований в региональном управ­лении.

Поскольку уровень и качество жизни населения региона оп­ределяются не только экономической сферой, но и степенью экологической безопасности, возможностями развития нацио­нальных структур, свободой выбора между новыми видами дея­тельности и сохранением традиционного образа жизни и рядом других обстоятельств, меняются условия управления, критерии рационализации и эффективности управленческого труда, а сле­довательно, повышается роль новых направлений в исследовании регионального управления.

Таким образом, наиболее важные направления эволюции ме­тодологии региональных исследований — расширение изучаемых факторов, более полный учет местных особенностей, интересов и потребностей населения, а также многокритериальный подход к оценке эффективности регионального управления.

Совершенно новым для регионального управления является исследование и прогнозирование процессов формирования ре­гиональных рынков труда, жилья, финансов, услуг, образования, здравоохранения и других финансовых проблем территорий, соз­дание в региональной экономике среды, необходимой не только для внутреннего рынка, но и для международной торговли.

В серьезном обогащении нуждается комплекс самих методов региональных исследований, возрастает значение программно-це­левого метода. Целевые программы стали уже одним из цен­тральных способов управления региональным развитием.

Существенно расширяется применение балансового метода в связи с необходимостью использования финансовых балансов, развитием балансов занятости населения, повышением требова-


ний к территориальным балансам произведенной и потреблен­ной продукции.

При прогнозировании процессов регионального развития все более широкое использование находят вероятные методы и ме­тоды экспертной оценки. Это связано как с переходом к рыноч­ным отношениям, так и с усилением воздействия на экономику социальных и экологических процессов, имеющих стохастиче­ский характер.

В сегодняшних условиях при проведении исследования воз­никла необходимость более полного учета разнообразных мест­ных условий и интересов населения, межрегиональных связей, а повышающиеся требования к достоверности и объективности информации вызывают особую необходимость в проведении раз­личного рода специальных обследований, опросов населения и проведения экспертиз — маркетинговых исследований.

Предмет маркетинговых исследований — процесс социально-экономического развития региона в различных его аспектах и взаимосвязях. С этой целью в регионе целесообразно разрабаты­вать схему маркетинговых исследований, основными направле­ниями которыми могут быть:

• динамика и пропорции экономики, сбалансированность ее развития;

• решение социальных проблем, жизненный уровень населе­ния, сбалансированность потребительского рынка, демографиче­ские процессы;

• инфляция, динамика цен, финансовое обращение, курс рубля;

• развитие отраслей, демонополизация и структурная пере­стройка производства, реализация важнейших программ регио­нального развития;

• инвестиции, технический уровень, развитие производствен­ного потенциала;

• развитие региона, социально-экономическое положение его структурных территорий (краев, областей, районов и т. д.);

• финансовое положение экономики, рентабельность, состоя­ние расчетов, сбалансированность бюджетов;

• внешнеэкономическая деятельность, экспорт и импорт, межрегиональное взаимодействие.

Любая из этих социально-экономических проблем может изу­чаться самостоятельно или в сочетании с другими направления-и исследований в различных комбинациях. Выбор направлений УДет обусловлен задачами анализа, его масштабом и сроками, оторые должен определять заказчик.



Модуль 1. Теория и практика регионального управления


1.2. Новые парадигмы, концепции и типология регионов



 


1.2. Новые парадигмы, концепции и типология регионов. Анализ межрегиональных связей




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 6204; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.162 сек.