КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Реинтеграция, или новая интеграция
I----------------------------------------------- 1--------------------- 1--------------------- 1---------------------- 1--------------------- 1______________ I_______________ I_______________ I Инвестиции в основной капитал по регионам Российской Федерации (по федеральным округам) в период с 1999 по 2005 г. иллюстрируют данные табл. 1.7.
1.3.4. Инвестиции Одна из наиболее негативных черт экономического кризиса России — это значительное снижение инвестиционной активности. Так, объем инвестиций в основной капитал в целом по России за 1991—1998 годы уменьшился более чем в 4 раза. Данные табл. 1.6 отражают ситуацию инвестиций в основной капитал регионов по видам основных фондов. Так, начиная с 2000 г. происходит снижение инвестиций в жилища и к 2005 г. они снизились по сравнению с 1998 г. на 3,4%. Аналогичная ситуация наблюдается и с инвестированием в здания и сооружения. По сравнению с 1998 г. в 2005 г. произошло снижение на 2,3%. Вместе с тем наблюдается значительное увеличение инвестирования в машины, оборудование, транспортные средства. Так, если в 1999 г. этот показатель составлял 36,4%, то в 2005 г. — уже 40,9%. За последние годы инвестирование в прочие основные фонды значительно снизилось и в 2005 г. составило 5,4% против 7,9% в 1999 г.
Модуль 1. Теория и практика регионального управления \ 3. Региональные аспекты управления переходного периода 51
Как видно из табл. 1.7, наибольший прирост инвестиций в регионы пришелся на 2000 г. и последующие годы. Вместе с тем темпы прироста в разных регионах существенно отличаются и составляют от 1,1 до 1,3 раза по сравнению с предыдущим годом. Наибольшее падение инвестиций произошло в Северном экономическом районе (в 9 раз), наименьшее — в Центральном (в 3,3 раза). Объем инвестиций в 1990-х годах существенно уменьшился во всех без исключения регионах. Среди них относительно благополучно выглядит Москва, где объем инвестиций снизился на 33%. В различные годы, правда, в отдельных регионах происходил небольшой рост инвестиций. Число регионов с инвестиционным ростом по годам составило: 1993г. - 6; 1997 г. - 22; 2001 г. - 87; 1994г. - 4; 1998 г. - 29; 2002 г. - 70; 1995 г. - 10; 1999 г.- 86; 2003 г. - 77; Однако за инвестиционным всплеском, как правило, продолжалось падение. Главные причины инвестиционного спада в России кроются в следующем: • высокие налоги на предпринимательский доход; • высокая цена кредитных ресурсов; • значительные долги предприятий; • ограниченность бюджетных средств; • неуверенность инвесторов в экономическом будущем; • высокие инвестиционные риски. Инвестиции России имеет следующую структуру: • промышленность — 30,9%; • транспорт — 11,4%; • жилищное строительство — 8,8%; • прочее — 48,9%. В связи с высокой степенью износа основных фондов (в целом по России это прежде всего добывающее объекты и производство — до 41%, а удельный вес полностью изношенных фондов в среднем — 11%, при этом он существенно выше в регионах Поволжья —15% и на Урале — 14%). Поэтому привлечение инвестиций — абсолютно необходимая потребность всех регионах России. Проведенный анализ финансовых вложений организаций по видам экономической деятельности (табл. 1.8) показывает стабильный незначительный прирост вложений в сельское хозяйство, охоту и лесное хозяйство, добычу полезных ископаемых, а также значительный рост вложений в обрабатывающие производства. Происходит снижение финансовых вложений в рыболовство и рыбоводство, производство транспортных средств и оборудования, прочих финансовых вложений, связанных с экономической деятельностью. Таблица 1.8 Финансовые вложения организаций по видам экономической деятельности, млрд руб.
Модуль 1. Теория и практика регионального управления j з. Региональные аспекты управления переходного периода 53
Окончание табл. 1.8
Следует отметить, что в регионах России значительно растет число инвестиционно-активных организаций. Так, если в 2002 г. их было 2168, что составляет 9,8% от общего числа обследованных организаций, то в 2003 г. их число возросло до 2191, или 10,3%. В 2004 г. по существу прироста не произошло (2192 или 10,5%). Это связано с тем, что значительно возросли как число обследованных организаций, так и требования к организациям, относившимся к инновационным. В связи с этим инвестиции в основной капитал организаций с участием иностранного капитала приходится в основном на организации инновационно-активные в своих регионах. Наибольшие инвестиции в 1999—2004 годы были вложены в регионы ЦФО, СЗФО, ПФО, УФО. В табл. 1.9 отражен объем инвестиций, поступивших от инновационных инвесторов по отраслям экономики. Так, в 2004 г. на долю промышленности приходилось до 48,5%, строительства — 1,0, транспорта — 1,6, связи —3,4, торговли и общественного питания — 32,1, финансов, кредитов, страхования, пенсионного обеспечения — 2,1, общую коммерческую деятельность — 8,3%. При этом в промышленности наиболее привлекательными отраслями являются топливная — от 5,7% в 2000 г. до 20,1% в 2001 г. и нефтяная — соответственно от 5,1 до 19,9% (табл. 1.9). Таблица 1.9 Объем инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов, по отраслям экономики, млн долл.
54 Модуль 1. Теория и практика регионального управления 1 3. Региональные аспекты управления переходного периода
Анализ объема инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов, по регионам России показывает, что наибольший рост наблюдается в 2000 г. — от 4671 млн долл. до 19277 млн долл. в 2004 г., что составляет прирост в 4,1 раза. Наибольшую привлекательность для иностранных инвесторов представляют следующие регионы: г. Москва — до 40% всех инвестиций в ЦФО, г. Санкт-Петербург — до 3% всех инвестиций в СЗФО, Московская область — до 5% всех инвестиций в ЦФО, Липецкая область — до 3% всех инвестиций в ЦФО, Республика Татарстан — до 2% и Самарская область — до 3% всех инвестиций в ПФО, Красноярский край — 4% всех инвестиций в СФО, Омская область — до 3% всех инвестиций в СФО, Сахалинская область — около 10% всех инвестиций в ДФО. 1.3.5. Причины дифференциации регионов Исторически сложившаяся дифференциация экономического пространства России оказывает значительное влияние на государственное устройство, структуру и эффективность экономики, стратегию и тактику институциональных преобразований и социально-экономической политики. Причинами дифференциации являются: • неравномерное размещение по территории страны различных отраслей народного хозяйства; • территориальное разделение труда; • концентрация и специализация производства; • урбанизация населения. С нарастанием кризисных явлений в экономике и последующим переходом к рыночным реформам дифференциация регионов стала усиливаться. Это можно объяснить тремя комплексами причин. Первый комплекс причин: • включился механизм рыночной конкуренции, разделяющий регионы по их конкурентным преимуществам и недостаткам; • обнаружилась различная адаптируемость к рынку регионов с разной структурой экономики и различным менталитетом населения и власти. Второй комплекс причин: • значительно ослабла регулирующая роль государства; • сократились государственные инвестиции в региональное развитие; • отменены большинство региональных экономических и со экономики и социальной сферы, дотации и субсидии, плановые цены, разнообразные социальные компенсаторы и т. п.). Третий комплекс причин: 1 возникло фактическое неравенство различных регионов в экономических отношениях с центром; • дифференциация стала пространственным отображением растущей экономической и социальной неравномерности регионов. Дифференциацию регионов можно охарактеризовать по величине валового национального продукта (ВРП) на душу населения. В группу лидеров входит шесть регионов (Тюменская область, г. Москва, Республика Саха (Якутия), Чукотский автономный округ, Камчатская и Магаданская области). Группа наиболее отсталых в 1998 г. насчитывала 14 регионов (табл. 1.10). Тот факт, что северные регионы лидируют по величине ВРП на душу населения, объясняется главным образом тем, что здесь концентрируются предприятия по добыче нефти, газа, алмазов, золота, производству цветных и редких металлов, дающих наибольшую денежную выручку на одного работающего. Однако из этого не следует, что все северные регионы благополучны в социально-экономическом плане в широком понимании этого термина. Здесь наиболее тяжелые природно-климатические условия, наивысшая стоимость жизни, самые высокие инвестиционные издержки на единицу физического объема основного капитала и т. д. Таблица 1.10 Валовой региональный продукт (на душу населения), руб.
56 Модуль 1. Теория и практика регионального управления В последние годы вследствие сокращения производства и инвестиционной деятельности на значительной части северных территорий возросла безработица и начался интенсивный отток населения. Таким образом, первенство по ВРП на душу населения (в фактических ценах) и тяжелое социальное положение оказываются совместимыми. Межрегиональное сопоставление уровней (качества) жизни населения является одной из самых сложных проблем социально-экономических измерений, тем не менее существующая и доступная статистика ряда показателей позволяет составить достаточно полную картину пространственной дифференциации уровня жизни в РФ. Это денежные доходы населения, показатели реального потребления, обеспеченности жильем, демографического воспроизводства, занятости населения, здоровья, социально-психологического климата. 1.3.6. Выравнивание регионов по уровню социально-экономического развития с Во всех ранее существовавших документах региональной политики в бывшем СССР и Российской Федерации присутствует тезис о необходимости выравнивания регионов по уровню социально-экономического развития. Вместе с тем в действительности уже длительное время преобладающей тенденцией является усиление межрегиональной социально-экономической дифференциации. Существующие различия регионов по уровням социально-экономического развития столь значительны, что нельзя надеяться на их преодоление посредством только механизмов саморегулирования. Практика ЕС показывает, что необходима сильная государственная политика, направленная на социально-экономическое сближение регионов. Подтягивание отстающих регионов необходимо рассматривать как приоритетную задачу региональной политики. Проблема выравнивания регионов имеет две стороны — социальную и экономическую. Первая заключается в преодолений межрегионального социального неравенства, подтягивании ре' гионов, наиболее отставших по уровню жизни. Вторая — уменьшение межрегиональных различий по уровню экономического развития, являющееся главным средством решения социальны" задач. Возможности отдельного региона по обеспечению уровН# j з. Региональные аспекты управления переходного периода 57 лсизни населения в решающей степени определяются эффективностью регионального экономического комплекса. В сегодняшней ситуации, если наиболее отсталые регионы ориентировались на темпы роста среднероссийского ВРП в размере 3% в год, то выравнивание отстающих регионов до среднероссийского уровня ВРП на душу населения за 10 лет невозможно. При повышении среднероссийского темпа до 5% (развитые страны 8—10% в год), как прогнозируется в российской экономике, решение поставленной задачи отодвигается еще как минимум на 5 лет. Однако анализ результатов исследований по поводу того, какие темпы роста ВРП на душу населения в отстающих регионах необходимы, чтобы достичь среднероссийского уровня за определенное число лет, также демонстрирует неосуществимость надежд на скорое выравнивание регионов по уровню экономического развития. Например, при 3%-м темпе роста среднероссийского ВРП на душу населения для достижения наиболее отсталыми регионами среднероссийского уровня за 25 лет требу-, ется ежегодный рост не менее чем 9—12%, что практически не реально. Произведенные расчеты показывают, что полное выравнивание регионов по величине ВРП на душу населения в обозримой перспективе (15—30 лет) невозможно, если не добиваться выравнивания любой ценой (путем ограничения или даже снижения Уровня развития экономически эффективных регионов). На сегодня более реальная задача состоит в том, чтобы, например, уменьшить максимальное отставание регионов от среднероссийского уровня до 50%, 40% и т. д. Опыт стран ЕС показывает, что основная часть ресурсов направляется на поддержку тех регионов, где величина ВРП на Душу населения составляет менее 75% среднего уровня по ЕС. Подобных регионов в России насчитывается 25. Чтобы вывести все эти регионы на уровень 75%, требуется увеличить их суммарный ВРП по сравнению с фактическим объемом за!998 г. на 40%. Масштабы современной федеральной поддержки регионов яв-Но недостаточны. Так, фонд регионального развития федерально-г° бюджета составил всего 0,30% суммы его расходов. Идея выравнивания региональных уровней жизни также тре-Ует конкретизации с учетом реальных возможностей распреде-Ительных механизмов. Несмотря на то, что разрыв между регио- Модуль 1. Теория и практика регионального управления 1 4. Реинтеграция, или новая интеграция
нами по величине денежных доходов на душу населения менее значителен, радикальное межрегиональное выравнивание и здесь в обозримом будущем неосуществимо. Первоочередной задачей следует считать уменьшение доли населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума в тех регионах, где эта доля наиболее высокая. Для справки: в 1997 г. в целом по России численность населения за чертой бедности превышала 40% в 11 регионах (население 11,5 млн человек), а в 21 регионе — 30% (численность населения 25,6 млн человек). Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума начиная с 2000 г. составляла: в 2000 г. — 42,3 млн человек, в 2002 г. — 35,6 млн, в 2003 г. — 29,3 млн, в 2004 году — 25,2 млн человек, что в процентах от общей численности населения составляет соответственно 29,0; 24,6; 20,3; 17,6%. Таким образом, можно сделать следующий вывод: чем выше будут темпы экономического роста, тем шире станут возможности для межрегионального перераспределения финансовых ресурсов с целью сближения регионов по уровню социального развития. ("■
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 754; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |