КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Необходимость новой стратегии регионального развития страны. Проблемные регионы
1.4.1. Специфика российской ситуации в 1990-х годах В России соотношения интегрированности (дезинтегрирован-ности) экономического пространства существенно изменились при переходе от административно-плановой к регулируемой рыночной экономике. Неоднородность экономического пространства, особенно территориальная разобщенность производственного потенциала, трудовых и природных ресурсов, усиливала взаимозависимость регионов и требовала интенсивного межрегионального взаимодействия. Для развития интеграционных процессов на рыночной основе неоднородность экономического пространства не является для России непреодолимым препятствием, но ограничивает возможности рыночного саморегулирования и отвлекает значи- тельные ресурсы государства на поддержку «слабых» регионов. Здоровая рыночная интеграция предполагает усиление не только интегрированности (связности), но и однородности экономического пространства. В анализе интеграционных процессов, проходящих в российской экономике, необходимо различать влияние внешних и внутренних факторов, действующих внутри российского пространства. К внешним факторам относятся: 1) переориентирование многих регионов в своей торговле на • импорт вытеснял с внутреннего рынка отечественных товаропроизводителей; • внешняя торговля (топливо, сырье, материалы) мало затрагивает внутренние межотраслевые производственные связи и подавляет межрегиональные связи; • преобладание конкурентных преимуществ у приграничных регионов; • усиление внешних связей ведет к свертыванию связей с внутренними регионами (Калининград, Мурманская область, Дальний Восток);
2) увеличение транспортных затрат на экспортно-импортные Важнейшими внутренними факторами дезинтеграции российской экономики являются: • значительное сокращение межрегиональных торгово-экономических связей; • неудовлетворительное функционирование денежно-финансовой системы; • ослабление общероссийской производственной инфраструктуры; • сокращение межрегиональных гуманитарных контактов; • радикальный экономический регионизм. Однако следует отметить, что по межрегиональному обмену заметны позитивные изменения: стал действовать такой интеграционный фактор, как заинтересованность товаропроизводителей преодолении региональных ограничений спроса и расширении Рынков сбыта продукции. Бурное, но хаотичное развитие в России финансового рынка Sn&° способствовало межрегиональной интеграции. Поскольку '° и более финансовых активов и главные площади валютных и 60 Модуль 1. Теория и практика регионального управления фондовых рынков находятся в Москве, большинство регионов отключено от финансовых «игр» и являются заложниками зигзагов макроэкономической ситуации. Серьезная ситуация сложилась в потоках трудовой миграции, беженцы оседают в трудоизбыточных центральных и южных районах. В то же время уезжающие с Крайнего Севера также усиливают давление на рынки труда регионов с более благоприятными климатическими условиями. Серьезным препятствием для интенсификации целесообразной трудовой миграции, «рассасывающей» структурную безработицу и увеличивающей всеобщую занятость, является неразвитость рынка жилья для людей со средними и низкими доходами. В результате происходит дезинтеграция гуманитарного пространства России, наиболее ярко проявляющаяся в сокращении пассажирских перевозок между отдаленными друг от друга регионами. Наряду с общим сокращением пассажирооборота происходит изменение его пространственной структуры: увеличивается удельный вес внутригородского и пригородного сообщения и существенно сокращается удельный вес междугородного сообщения, что является признаком разобщения.
В первые годы новой российской государственности существенным фактором экономической дезинтеграции страны стало приобретение отдельными регионами различных экономических льгот (налоги, кредиты, внешняя торговля и т. д.). Факторами, затрудняющими экономическую интеграцию, остаются: • асимметричность России (наличие субъектов Федерации с различным региональным статусом); • незавершенность процесса распределения компетенции между центром и регионами; • расхождения между федеральными и региональными законами и нормативными актами. В основе экономической интеграции лежит взаимная заинтересованность субъектов рынка. В нормальной экономической среде ни одному региону не выгодно выживать в одиночку, каждый из них заинтересован в широком рынке. При этом для некоторых регионов более эффективными могут оказываться экономические связи не с другими российскими регионами, а с партнерами из других стран. 14. Реинтеграция, или новая интеграция 61 1.4.2. Необходимость новой стратегии регионального развития страны Необходимость новой стратегии регионального развития России вызвана сильно неоднородным и дезинтегрированным экономическим пространством, множеством внутренних деформаций. Это вызвано и тем, что Россия столкнулась с рядом таких новых явлений, как: • усиливающаяся зависимость регионов РФ от мирового хозяйства и развивающаяся глобализация экономики; • возобновление экономического роста на новой качественной основе; . смена технологических укладов и новые научно-технические прорывы; • введение единой европейской валюты; • ужесточение экологических требований (авиация, автомобили, атомные электростанции); • переход к обществу с особыми функциями различных регионов. Российская стратегия должна предусматривать пути решения новых сложных внутренних и внешних проблем.
Главными задачами стратегии территориального развития страны должны стать: • укрепление целостности экономического пространства на основе интенсификации межрегиональной кооперации и эффективного сотрудничества с сопредельными странами и их региональными группировками; • обеспечение устойчивого экономического роста в регионах на основе использования их человеческого, природно-ресурсного И производственно-технического потенциалов, конкретных преимуществ и возможностей межрегионального и международного сотрудничества; • сближение регионов по уровню экономического и социаль Для осуществления стратегии территориального развития не- ходимо не менее 15—20 лет — срок достаточный для модерни- аЦии и развития транспорта, энергетики, создания новых систем ^сселения, освоения природных ресурсов на новых территори- > подготовки перехода всех регионов на модель устойчивого Развития Модуль 1. Теория и практика регионального управления 1 4. Реинтеграция, или новая интеграция
Временной горизонт стратегии должен вместить три этапа: 1) завершение переходного периода; 2) реализация масштабных программ, способных привести к качественным изменениям в сферах производства, транспорта, расселения, образования, здравоохранения, природоиспользова-ния и экологии; 3) выход, по крайней мере, большинства регионов на траекторию устойчивого развития. Задачами первого этапа являются ускоренное преодоление последствий экономического кризиса в регионах, завершение в них основных институциональных преобразований, максимальное использование благоприятных факторов регионального развития. Специальной задачей стратегии первого этапа должны стать преодоление тенденций дивергенции (усиления неоднородности) и дезинтеграции (ослабления связанности) экономического пространства, концентрация усилий в направлении конвергенция-интеграция. На этом этапе разрыв между регионами по уровню развития может быть сокращен примерно в 1,5 раза путем подтягивания наиболее отсталых регионов. Необходимость укрепления экономической целостности страны сохранится как одна из главных целей стратегии на весь период ее осуществления.
Второй этап предполагает, что все проектировки регионального развития должны быть взаимосвязаны с прогнозами. Наряду с национальным уровнем решения экономических и социальных проблем в стратегии должен присутствовать межрегиональный уровень, направленный на решение крупных межрегиональных проблем (взаимодействие северных и южных частей Сибири и Дальнего Востока, развитие района «Большая Волга» и т. п.), и региональный уровень (формирование компактных экономических районов, субрегионов крупных экономических районов). Третий этап. Осуществление стратегии потребует серьезных изменений правовых, институциональных и экономических механизмов государственного регулирования. Реформирование государственного устройства должно предусматривать укрупнение субъектов РФ, повышение статуса крупных экономических районов в государственном управлении с использованием организационно-экономического потенциала института уполномоченных Президента РФ по федеральным округам и региональных ассоциаций экономического взаимодействия. В сфере правовых отношений необходимо завершить распределение полномочий между федеральным центром, субъектами РФ и местным самоуправлением, осуществить гармонизацию федерального и регионального экономического законодательства (особенно по собственности на природные ресурсы); применять базисные законы о государственном регулировании территориального развития. В процессе реформирования бюджетно-налоговой системы необходимо добиваться уменьшения числа регионов—доноров федерального бюджета (этому должно служить также укрупнение межбюджетных трансфертов на стимулирование регионального развития). Таким образом, объективные различия регионов требуют дифференцированных подходов к разработке стратегий их развития. С этой точки зрения особое значение имеют выделение и нало-гизация так называемых проблемных регионов.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 867; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |