Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Базовые концепции региональной политики




Можно выделить две полярные концепции территориальной политики: направляемая из центра общенациональная промыш­ленная политика и политика свободных рынков. Однако истори­ческий опыт выявляет явную односторонность каждой из них. Так, активное вмешательство в экономику регионов со стороны национальных правительств может быть полезным и необходи­мым (например, финансовое регулирование, установленное в на­чале «нового курса» Рузвельта). В то же время характерные для послевоенной Японии протекционистские меры, закрывающие рынки, обернулись явными потерями экономической эффектив­ности. Отмена подобной жесткой политики привела бы к тому, что японские потребители смогли бы экономить более 40 млрд долл. ежегодно. Между этими полюсами есть определенный диа­пазон выбора для формирования современной региональной по­литики. Если ее осуществить хорошо, это обеспечит локальное процветание, в отличие от локальных версий экономического за­стоя, охватившего основную часть территории большинства на­циональных государств.

Хорошая политика заключается в том, чтобы позволить ком­паниям учиться и быстро реагировать на меняющиеся условия, а не изолировать их от конкуренции или внешних изменений в ре­жиме протекционизма. Цель подобной перспективной регио­нальной политики — стимулировать развитие гибких сообществ по интересам через локальные сети, которые обеспечивают мно­гочисленные форумы для сотрудничества и обмена мнениями. В совокупности они делают возможной экономию обслужива­ния, которая оправдывает существование специализированной региональной инфраструктуры, ориентированной на коммуника­цию с глобальной экономикой. Смысл такого подхода к форми­рованию региональной политики не в том, чтобы решить все проблемы локально, а скорее в том, чтобы сделать возможным такое решение путем использования глобальных ресурсов. Одна­ко это далеко не всегда признавалось приемлемым в эпоху доми­нирования национальных государств, характерной политикой ко­торых являлся протекционизм. Основой такой политики была боязнь иностранных влияний.


Зарубежный опыт показывает, что для динамично развиваю­щихся территорий, подобных региону Гуаньчжоу в Китае, пред­почтительнее не быть жертвой централизованного контроля, а быть частью свободной группировки китайских регионов-стран — некоего рода китайской федерации. Исторический опыт свидетельствует о том, что, когда сильное, централизованно кон­тролируемое национальное государство не желает отказаться от унитарного контроля над своей территорией в пользу определен­ной децентрализации, направленной на повышение качества жизни населения, реальность этой власти подвергается эрозии. Подобная ситуация, например, наблюдалась в 1980-е годы в СССР: неспособность к подлинной федерализации отношений между союзными республиками привела, в конечном счете, к его распаду. Таким образом, современная эпоха выявляет преимуще­ства федеральной структуры по сравнению с унитарной схемой территориального управления.

Там, где существует процветание, оно ориентировано на кон­кретный регион, и когда регион процветает, происходит перелив его благополучия на примыкающие территории, нередко через национальные границы. Яркими примерами благотворного воз­действия на экономику страны ускоренного развития регионов столичных городов являются Бангкок (Таиланд), Куала-Лумпур (Малайзия), Джакарта (Индонезия). Можно отметить аналогич­ную (но трансграничную) роль Сингапура, который быстро стал неофициальной столицей ASEAN.

Отрицательным примером является региональная политика Бразилии, где подобную благотворную роль мог бы сыграть реги­он, связанный с Сан-Паулу, если бы центральное правительство обращалось бы с ним как с подлинным регионом-страной и по­зволило бы ему присоединиться к глобальной экономике.

Регионы-страны не являются врагами центрального прави­тельства. Отношения центра с региональными администрациями встраиваются с учетом взаимных интересов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 978; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.