КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общее описание задач и возможных средств региональной политики
Задачи и средства региональной политики При описании региональной политики необходимо принизь во внимание неоднозначность понимания объекта полити- ' Целей и средств ее проведения. Так, в ряде стран под объек-м политики понимают различного рода региональные (про- Модуль 2. Государственная региональная политика 2.2. Задачи и средства региональной политики
странственные) неравенства: в уровне и условиях жизни, в занятости, в темпах развития, в условиях предпринимательства. Под региональной политикой понимают вмешательство государства в функционирование различных подсистем региона в его экономической и социальной сферах. В описании государственной региональной политики ключевую роль играет система задач, которые должны быть решены органами центральной и региональной властей в процессе управления социально-экономическим развитием рассматриваемых регионов. Эти задачи связаны с повышением качества жизни на основе сокращения различий в уровне развития отдельных регионов и создания условий для сбалансированного функционирования систем их жизнедеятельности. В совокупности подобные задачи призваны обеспечить единство социально-экономического пространства страны. При выборе средств региональной политики, используемых федеральными органами власти, а также привлекаемыми к ее исполнению соответствующими региональными и местными властями, необходимо учитывать многие факторы: социально-экономическое положение конкретного региона, тип государственного устройства, цели правящих партий и групп и т. д. При формировании региональной политики необходимо иметь в виду широкий спектр средств ее осуществления. В частности, особого внимания требует институциональная среда, обеспечивающая реализацию региональной политики. Необходимо рассматривать фонд регионального развития, региональную дифференциацию налогов и расходов, управленческие режимы специальных зон в качестве особых форм региональной политики.
Специализированным инструментом региональной политики являются региональные и межрегиональные программы общенационального правительства. Такая политика реализуется через комплекс соответствующих мероприятий, которые должны быть адаптированы к региональным условиям. В частности, должны быть рассмотрены такие аспекты региональной политики, как политика на региональном рынке труда, политика в отношении регионального бизнеса, привлечение внешних и внутрирегиональных инвестиций. При осуществлении региональной политики должна учитываться мобильность факторов производства (прежде всего ликвидных форм капитала и высококвалифицированной рабочей силы). Важным инструментом поддержки региональной политики во многих странах является общенациональный фонд регионального развития. К ее инструментам можно отнести и систему регионального мониторинга, обеспечивающего сбор и обработку информации, необходимой как в процессе формирования региональной политики, так и в процессе ее осуществления. В эпоху Советского Союза территориальная политика играла большую роль в экономике страны. В условиях перехода к рыночной экономике базовые принципы советской территориальной политики морально устарели и перед Россией стоит задача ее кардинального реформирования. Развитие федерализма требует формирования политики, направленной на относительную экономическую самостоятельность регионов. В то же время региональная политика должна обеспечить поддержку предприятий и учреждений общегосударственного значения. В рамках такой политики должна быть обеспечена на общенациональном уровне организация федеративных отношений с регионами при обеспечении эффективных межрегиональных взаимодействий. Необходимым условием формирования успешной территориальной политики является установление границ компетенции по всем территориальным уровням управления на основе обоснованного разграничения полномочий между центром и регионами и соответственно между регионами и входящими в них муниципальными образованиями. Для успешного осуществления федеральной региональной политики необходимо обеспечить ее конкретизацию на уровне каждого региона, определив круг задач регионального уровня по реализации региональной социальной, экономической и национальной политики.
При анализе институциональной среды, обеспечивающей реализацию региональной политики, необходимо учитывать многие аспекты: различия в правах субъектов федерации по макроинст-Рументам (в частности, между автономными республиками и областями (краями) РФ), территориальные взаимодействия регионов (например, существующие и возможные ассоциации субъектов Рф по зонам и проблемам), конфликт регионов-доноров и Регионов-реципиентов, характерные как для стран переходного периода (в частности, для России), так и для весьма развитых СтРан (например, для Канады и Италии). Весьма значимыми яв-яются и условия для мобильности таких факторов производства, ак труд и капитал. Требуется иметь в виду и доминирующую в °Нце XX в. тенденцию, которая предполагает усиление фискаль-НЬ1х прав регионов. Для стран переходного периода необходимо учитывать темпы ановления рыночных отношений и порожденных ими явлений: спропорции, расслоение по доходам и уровню жизни, бан- Р°тства, сокращение занятости и т. п. Значимы как реформы центра, так и их торможение в регионах, во многом обусловлен- ное резким падением уровня жизни в ходе реформ. ции к региональным условиям микро- и макроэкономических
мероприятий этой политики, в частности, в таких ее микроэко- ского состояния конкретного региона, выход его из кризиса, све- дение к разумному минимуму межрегиональных различий. Сле- дует обеспечить координацию региональной политики на трех основных уровнях управления: центральном, региональном и местном. Обшая структура региональной политики представлена в на рис. 2.1. !' 2.2.2. Макро- и микроэкономические инструменты 'i региональной политики Макроэкономическими инструментами региональной политики Существенным аспектом современной региональной макрополитики является передача контроля над торговой и фискальной политиками регионам. В определенной степени можно говорить и о передаче регионам некоторых аспектов монетарной политики (например, в кредитной сфере). В то же время необходимо сохранение контроля из центра, в рамках которого должны осуществляться: • региональная дифференциация политики налогов и расхо- . • региональная дифференциация монетарной политики Льготные кредиты и т. п.); • Региональная дифференциация тарифов и других инструментов контроля (например, над тарифами и квотами по импор-Потребительских товаров из депрессивных регионов);
Модуль 2. Государственная региональная политика 2 2. Задачи и средства региональной политики
• разработка автоматических стабилизаторов экономики (подоходный налог и т. д.); • правительственные заказы, целевые для фирм депрессивных регионов, правительственные средства на целевые программы (реформирование системы здравоохранения, развитие дорожных сетей и т. п.). В рамках микроэкономического воздействия на такой фактор производства, как рабочая сила, используются две основные формы. 1. Переориентация рабочей силы на месте, предусматривающая переобучение работников фирм региона и проведение государственной политики в сфере образования (как общего, так и профессионального). 2. Перемещение рабочей силы, которое осуществляется посредством реализации: а) миграционной политики (субсидии на переезд в качестве компенсации денежных и физических затрат); б) политики мобильности (улучшение информированости потенциальных мигрантов, помощь им на приобретение жилья, облегчение продажи и купли жилья и т. п.); в) политики улучшения эффективности рынков труда (поощрение региональных коллективных договоров). В рамках микроэкономического воздействия на такой фактор производства, как капитал, используется весьма широкий спектр основных инструментов. В частности, здесь можно отметить такие типы инструментов, как налоги и субсидии, политика улучшения эффективности рынка капитала (гарантированные займы, венчурный капитал, обменные гарантии) и политика улучшения эффективности управления фирмами (субсидии на управленческие услуги малым фирмам и т. п.). Большую роль играют изменения в различных видах административного контроля в сфере: а) землепользования; б) смягчения таможенных и плановых правил; в) устранения административных требований к фирмам. Весьма существенна роль региональной политики в осуществ 2.2.3. Инфраструктура региона как один из важнейших объектов региональной политики Для экономического развития регионов весьма существенны такие особенности их территории, как наличие развитых сетей дорог и средств связи, систем энерго- и водоснабжения. Перечисленное является базовыми условиями развития регионов и объединяется в понятие «инфраструктура». При формировании региональной политики. России необходимо учитывать резкие различия между регионами по обеспеченности услугами инфраструктуры. Развитие региональной инфраструктуры является одной из важнейших предпосылок для стимулирования в регионе инвестиционных процессов и привлечения в него квалифицированной рабочей силы. Именно поэтому подобное развитие является одним из основных средств микро- и макроэкономической региональной политики государства. Основой положительного воздействия инфраструктуры на экономическую ситуацию региона являются эффекты внешней экономии, обусловленной агломерацией. Данные эффекты проявляются как на уровне системы связей между основными узлами территории региона (транспортные сети, системы телекоммуникаций, линии электропередач и т. п.), так и (прежде всего) на уровне самих узлов (городов и поселков городского типа). В существенной степени при концентрации производства на территории города экономия достигается за счет внешних по отношению к производственному процессу эффектов масштаба Рассматриваемых фирм. Ее называют внешней экономией (external economies). Такая экономия связана со снижением издержек на закупку однотипных ресурсов (например, оборудования, сырья, электроэнергии и т. д.) многими фирмами города, поскольку порождается их совместным размещением в одном полюсе экономического пространства. В городе формируется рынок сбыта соответствующих факторов производства, это стимулирует размещение в нем предприятий—поставщиков этих фак-оров, что усиливает степень концентрации производства. Таким "Разом, подобная экономия достигается благодаря действию °Жного хозяйственного механизма, большинство участников °торого являются внешними по отношению к конкретной При этом нередко возникает цепочка кумулятивно накапли-ЧапМЬ1Х эФФектов> все более повышающих концентрацию. Изна-CTvnH° В роли градообразующих для данного региона могут выбить предприятия определенной отрасли, в которой проявля- 90 Модуль 2. Государственная региональная политика 2 2. Задачи и средства региональной политики
ется заметная экономия масштаба. Возникают первичные полюса агломерации, оказывающие воздействие на размещение предприятий других отраслей. В частности, исходная концентрация предприятий создает центры притяжения для населения, ориентированного на данные рабочие места, что в свою очередь привлекает в города региона предприятия, ориентированные на конечный потребительский спрос. Параллельно происходит концентрация и фирм-поставщиков, обеспечивающих исходную отрасль необходимой промежуточной продукцией или услугами. Это происходит даже в тех случаях, когда в соответствующих видах производства отсутствуют эффекты масштаба. Данный процесс становится кумулятивным, он привлекает предприятия самых различных отраслей, в том числе и таких, которые не связаны непосредственно с исходным производством. Подобное разнообразие видов деятельности на ограниченной территории города стимулирует установление производственных контактов, резко облегчая обмен необходимой деловой информацией. На определенном этапе этот процесс стимулирует возникновение местного общественного сектора, развитие которого в свою очередь может усилить дальнейший кумулятивный эффект, в частности, за счет повышения качества рабочей силы. Подобный тип внешней экономии достигается, например, в рамках экстернализации услуг для бизнеса, что весьма характерно для второй половины XX в. Для большинства фирм оказывается экономически наиболее выгодным не создавать специализированные отделы по исследованию рынков сбыта, особенностей налогового законодательства, подбору кадров, а воспользоваться услугами соответствующих фирм. В частности, для завоевания и сохранения конкурентных позиций во многих случаях критически важным оказывается получение услуг управленческого характера (либо на постоянной основе, либо в форме разовых консультаций). Таким образом, в условиях мегаполиса фирмы получают доступ к специализированным функциям, что делает соответствующие регионы лидерами национального и даже международного масштаба. К элементу внешней экономии можно отнести и эффекты, порожденные концентрацией инновационной деятельности в мегаполисах. Благодаря наличию специализированных услуг и высокоточного оборудования для исследований и образования, крупный город берет на себя функции «инкубатора» технологического прогресса. Мегаполис в целом играет роль «питомника» малых предприятий. В частности, снижение издержек на ранней стадии жизненного цикла продукта, связанное с уменьшением стартового размера предприятия, достигается благодаря наличию сети диверсифицированных городских услуг, которую иногда называют инновационной инфраструктурой города (по аналогии с другими видами инфраструктуры). Внешняя экономия обусловлена здесь не столько снижением издержек, сколько сокращением динамической неопределенности, влекущей снижение предпринимательских рисков. Эта особая роль инновационных центров региона соответствует трем типам процессов: рождение новых предприятий, размещение новых продуктов, общая инновационная динамика. Особый вид внешней экономии связан со специализированными услугами, предоставляемыми городским хозяйством предприятиям и населению. К ним относятся электро-, газо- и водоснабжение, обеспечение теплом, телефонная связь, канализация, работа службы очистки и т. д. Здания, сооружения, оборудование, принадлежащее отдельным предприятиям, обеспечивающим эти услуги, или городу в целом образуют инфраструктуру соответствующего узла регионального каркаса. В частности, к такого рода преимуществам урбанизации несомненно относится развитая система общественного пассажирского транспорта, характерная для большинства крупных городов. Она позволяет резко сократить затраты времени на перемещение по городу. Соответствующая экономия может быть рассчитана по аналогии с вмененными издержками. Многочисленные обследования позволяют довольно реалистично определить стоимостной коэффициент эквивалентности в диапазоне 20—40% величины почасовой ставки заработной платы по различным группам работающего населения. Существенные эффекты экономии связаны с городскими услугами социальной сферы, (охрана порядка, образование, культу-РА здравоохранение и т. п.), которая обеспечивает приемлемые оптовые условия существования. Подобные формы обслужива-ния также можно интерпретировать в совокупности как социальную инфраструктуру. Все перечисленные виды экономии типич-Ь1 Для развитой территории. Нередко их называют экономией Урбанизации. в Усматривая инфраструктуру региона, мы уже затронули те Ды преимуществ, в которых активную роль играет его населе- ие. В частности, оно получает значительные преимущества, Редоставляемые развитой социальной сферой. В целом можно РУе3аТЬ' ЧТ° система муниципальных общественных благ форми- Ни Т На теРРитории городов региона специфическую среду обита- Hiw КотоРая обеспечивает более высокий стандарт качества жиз- (По сравнению с периферийными территориями региона). Модуль 2. Государственная региональная политика 2 3. Конкретные методы региональной политики
2.3. Конкретные методы региональной политики 2.3.1. Политика воздействия на рынок рабочей силы При анализе региональной политики на рынке труда важно иметь в виду возможные направления его переориентации, поскольку динамика современной экономики требует быстрой смены акцентов в спектре профессии рабочей силы региона. Во многих случаях некоторые виды профессиональной деятельности, характерные для вполне успешных регионов, уходят из них навсегда в регионы с более дешевой рабочей силой и менее высокими уровнями социальных стандартов. Для формирования рациональных решений со стороны региональных властей важна полнота информации о потребностях национального и мирового рынка труда. Здесь существенную помощь могут оказать результаты специализированных исследований, проводимых под эгидой центрального правительства в рамках антикризисной региональной политики. Весьма значимы также различные формы государственного и частного переобучения рабочей силы, субсидии или налоговые льготы фирмам на создание или сохранение рабочих мест. При этом необходимо учитывать межрегиональную разницу в оплате труда, которая далеко не всегда отражает дифференциацию регионов в производительности труда. Особого внимания заслуживает проблемы миграции, характерные для регионов России: недостаточная информированность потенциальных мигрантов о свободных рабочих местах в других регионах; большие затраты на переезд (относительно уровня заработной платы). Важно иметь в виду, что отток квалифицированной рабочей силы ухудшает условия развития региона. Во многих регионах РФ наблюдается стихийная миграция с Севера, где происходит резкий спад экономической активности, и приток мигрантов в Россию из стран СНГ; в начале 1990-х годов значимую роль играл также приток военных из-за рубежа в сла-боосвоенные регионы. Во многих странах существенным стимулом межрегиональной миграции является зональный подоходный налог (например, в Австралии и Индии). 2.3.2. Политика воздействия на рынок капитала Некоторые мероприятия государственной региональной политики могут оказывать непосредственное воздействие на условий производства и сбыта для фирм региона. Так, в США предусмотрены определенные налоговые скидки при налогообложении за- работной платы и прибыли. В некоторых случаях при согласовании с профсоюзами в качестве антикризисной меры предлагается так называемая урезанная зарплата. Аналогичные меры наблюдаются и в переходный период в России, где в связи с угрозой массовой безработицы на многих крупных предприятиях вводится неполная рабочая неделя; часть персонала отправляется в административные отпуска; заработная плата не только не повышается, но и месяцами не выплачивается. Во многих странах проблемным регионам выделяются целевые гранты для повышения конкурентоспособности продукции: на улучшение организации производства, технологии и т. п. По существу, аналогичную роль в современной России играют безвозмездные государственные субсидии, предоставляемые многим предприятиям. Однако им следует официально придать статус грантов с тем, чтобы четко обозначить цели и условия использования предоставляемых финансовых средств и обеспечить необходимый контроль за расходами. Существенную роль в помощи стагнирующим регионам играет активное участие государственных органов в разработке альтернативных планов дальнейшего функционирования крупных градообразующих фирм данного региона. Это характерно, в частности, для региональной политики Японии. Использование подобного опыта целесообразно при формировании антикризисной политики России, поскольку в наследство от периода централизованной экономики она получила производственную систему, в которой существенная часть рабочих мест сосредоточена в так называемых моногородах и поселках городского типа. В таких городах основная часть работоспособного населения работает на одном-двух градообразующих предприятиях. На ближайшие 10—20 лет следует сохранить основную массу занятых в этих населенных пунктах, поскольку для них характер-На весьма развитая городская инфраструктура. В противном слу-ае при массовой миграции из таких мест потребуются весьма рачительные затраты на дополнительное развитие инфраструктуры тех городов, в которые направятся основные потоки мигрантов. К тому же необходимо учитывать специфику менталите- нынешнего поколения работников подобных городов. Они в пРелЬ рабочеи силы- Одной из форм помощи стагнирующим Дприятиям региона является полная перестройка конкретного 94 Модуль 2. Государственная региональная политика завода на старом месте. Так поступали, в частности, с устаревшими предприятиями автомобильной и химической промышленности США. Подобные мероприятия проводились и в промышленных регионах Западной Европы и Японии в связи с существенным дефицитом участков земли, удобных для использования в качестве промышленных площадок. В общем спектре средств воздействия на капитал значительная роль принадлежит внешним по отношению к фирмам методам государственного регулирования. В частности, в период бурного экономического роста, исходя из требований сбалансированного территориального развития, государство может использовать такие формы прямого административного контроля, как запрет на размещение фирм в перенасыщенных регионах. В ситуациях экономического спада органы региональной власти могут выступить с инициативой региональных налоговых льгот и одновременно обратиться к общенациональному правительству с просьбой предоставить аналогичные льготы для фирм данного региона по их налоговым выплатам в пользу центра. Важной формой общего воздействия на деловую среду региона являются государственные мероприятия инфраструктурного характера. К ним относятся переобучение рабочих перепрофилируемых фирм в стагнирующих регионах (что было характерно, например, для кризисной зоны угледобычи в ряде восточных штатов США); создание общественных учреждений, которые сдаются в аренду со зданиями и землей; развитие транспортной системы и телекоммуникаций в кризисном регионе. Существенную роль играет также выделение финансовых средств для фирм проблемных регионов, призванное сохранить занятость за счет привлечения инвестиций в перепрофилировании экономической активности региона как на базе существующих фирм, так и с вовлечением инвестиций со стороны фирм других регионов. Оно может проводиться, например, в форме разовых (инвестиционных), временных и постоянных грантов. Например, в Великобритании во многих промышленных регионах в послевоенный период сложилась кризисная ситуация, в связи с чем малым фирмам выделялись инвестиционные и инновационные гранты. Кроме того, средства могут выделяться я форме льготных гарантированных займов (беспроцентных или низкопроцентных), при этом нередко при выполнении опредс ленных условий эти займы превращаются в безвозвратные ссуды. Нередко используются также и налоговые скидки на инвестиции. 2.3. Конкретные методы региональной политики 95 2.3.3. Некоторые проблемы общенациональной политики создания в ряде регионов новых полюсов развития Интересный опыт планирования регионального развития был накоплен в период существования плановой экономики в Советском Союзе, где разрабатывались территориальные схемы развития и размещения производительных сил, определявшие локализацию государственных инвестиционных проектов. Однако отсутствие рыночного механизма не давало возможности для определения подлинно реалистичных, экономически эффективных вариантов развития территориального каркаса страны. Однако заслуживают внимания сами методы изучения территориально распределенной экономики. Опыт Советского Союза и Франции подтверждает трудности, связанные с осуществлением политики создания новых городов. Если они создаются вдали от крупных центров (с целью активизации развития малоосвоенных зон экономического пространства), то перспективы их самостоятельного полноценного функционирования (без дополнительных централизованных капиталовложений) остаются весьма сомнительными. Если же они создаются вблизи крупных городов, тогда они испытывают их притяжение, превращаясь в города, призванные разгрузить центральный город, с неполным набором городских функций. По-видимому, именно данное направление политики создания новых городов следует признать основным, но тогда необходимо заранее осознать дополняющий, второстепенный характер таких городов по отношению к городу-центру и учесть это при выборе мест их размещения. Они должны располагаться достаточно близко от полюса влияния, чтобы обеспечить максималь-нУо эффективность инвестиций в инфраструктуру города. Опыт таких технополисов как Зеленоград в зоне влияния Москвы и еРЖи в пределах Большого Парижа свидетельствует об опреде-енной жизнеспособности этих городов, благодаря соседству с егаполисом, и одновременно об излишней удаленности от него, вязанной с недооценкой проектировщиками значимости данно-10 соседства. Таким образом, полностью успешным считать осуществление олитики создания новых городов нельзя, о чем свидетельствует к Российский, так и зарубежный опыт. Зац Целом специалисты признают, что формирование и реали- Ция политики территориального каркаса для страны или ее ре- Модуль 2. Государственная региональная политика гиона оказывается очень трудным делом, но в то же время представляют собой значительный резерв повышения конкурентных позиций региона и всей страны в случае успешного проведения подобной политики. ' 2.3.4. Методы стимулирования развития отдельных регионов В кризисных регионах достаточно широко используются прямые методы государственного регулирования. Так, нефтяной кризис 1970-х годов привел к обострению экономических проблем во многих регионах Западной Европы. В связи с этим в ряде стран были созданы государственные инвестиционные компании, ориентированные на привлечение новых инвесторов и осуществление инновационных государственных проектов, связанных с освоением новых технологий, выпуском новых продуктов, выполнением НИОКР, стимулированием роста производства и занятости. Аналогичным образом в США на территории семи юго-восточных штатов, расположенных в районе реки Теннесси, была создана государственная корпорация «Администрация долины Теннесси». Подобным образом региональные инвестиционные компании Бельгии играют роль банков развития, стимулируя создание, реконструкцию и расширение частных фирм, формированию новых государственных компаний. Они проводят собственную промышленную политику. В то же время в Бельгии существуют специализированные региональные корпорации развития, которые управляют банками данных, осуществляют поддержку отдельных секторов экономики, принимают участие в управлении проблемными фирмами. Аналогичные государственные компании регионального развития существуют в Нидерландах и в Швеции. Весьма интересен и опыт крупномасштабных региональных программ эпохи Советского Союза. При этом, однако, система принятия решений была ориентирована на интересы различных ведомств, представлявших отраслевые аспекты единой унитарной схемы территориального управления. В результате были сформированы территориально-производственные комплексы, для которых были характерны весьма негибкие отраслевые связи монопольного характера. В частности, такого рода комплексы были связаны с многочисленными монофункциональными городами на территории современной России. Подобные хозяйственные структуры были выстроены в рамках концепции централизован- 2,4. Основы российской государственной региональной политики 97 но управляемой плановой экономики. Они оказались весьма негибкими, и в условиях рыночной экономики их сохранение становится весьма проблематичным. Соответственно моногорода порождают массу проблем для региональных властей. Помощь таким городам является одним из важнейших аспектов региональной политики России.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 1168; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |