Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общее описание задач и возможных средств региональной политики




Задачи и средства региональной политики

При описании региональной политики необходимо прини­зь во внимание неоднозначность понимания объекта полити-

' Целей и средств ее проведения. Так, в ряде стран под объек-м политики понимают различного рода региональные (про-



Модуль 2. Государственная региональная политика


2.2. Задачи и средства региональной политики



 


странственные) неравенства: в уровне и условиях жизни, в занятости, в темпах развития, в условиях предпринимательства. Под региональной политикой понимают вмешательство государ­ства в функционирование различных подсистем региона в его экономической и социальной сферах.

В описании государственной региональной политики ключе­вую роль играет система задач, которые должны быть решены органами центральной и региональной властей в процессе управ­ления социально-экономическим развитием рассматриваемых регионов. Эти задачи связаны с повышением качества жизни на основе сокращения различий в уровне развития отдельных ре­гионов и создания условий для сбалансированного функциони­рования систем их жизнедеятельности.

В совокупности подобные задачи призваны обеспечить един­ство социально-экономического пространства страны.

При выборе средств региональной политики, используемых федеральными органами власти, а также привлекаемыми к ее ис­полнению соответствующими региональными и местными вла­стями, необходимо учитывать многие факторы: социально-эко­номическое положение конкретного региона, тип государствен­ного устройства, цели правящих партий и групп и т. д. При формировании региональной политики необходимо иметь в виду широкий спектр средств ее осуществления. В частности, особого внимания требует институциональная среда, обеспечивающая реализацию региональной политики. Необходимо рассматривать фонд регионального развития, региональную дифференциацию налогов и расходов, управленческие режимы специальных зон в качестве особых форм региональной политики.

Специализированным инструментом региональной политики являются региональные и межрегиональные программы общена­ционального правительства. Такая политика реализуется через комплекс соответствующих мероприятий, которые должны быть адаптированы к региональным условиям. В частности, должны быть рассмотрены такие аспекты региональной политики, как политика на региональном рынке труда, политика в отношении регионального бизнеса, привлечение внешних и внутрирегио­нальных инвестиций. При осуществлении региональной полити­ки должна учитываться мобильность факторов производства (прежде всего ликвидных форм капитала и высококвалифициро­ванной рабочей силы). Важным инструментом поддержки регио­нальной политики во многих странах является общенациональ­ный фонд регионального развития. К ее инструментам можно от­нести и систему регионального мониторинга, обеспечивающего


сбор и обработку информации, необходимой как в процессе фор­мирования региональной политики, так и в процессе ее осущест­вления.

В эпоху Советского Союза территориальная политика играла большую роль в экономике страны. В условиях перехода к ры­ночной экономике базовые принципы советской территориаль­ной политики морально устарели и перед Россией стоит задача ее кардинального реформирования. Развитие федерализма требует формирования политики, направленной на относительную эко­номическую самостоятельность регионов. В то же время регио­нальная политика должна обеспечить поддержку предприятий и учреждений общегосударственного значения. В рамках такой по­литики должна быть обеспечена на общенациональном уровне организация федеративных отношений с регионами при обеспе­чении эффективных межрегиональных взаимодействий. Необхо­димым условием формирования успешной территориальной по­литики является установление границ компетенции по всем тер­риториальным уровням управления на основе обоснованного разграничения полномочий между центром и регионами и соот­ветственно между регионами и входящими в них муниципальны­ми образованиями. Для успешного осуществления федеральной региональной политики необходимо обеспечить ее конкретиза­цию на уровне каждого региона, определив круг задач региональ­ного уровня по реализации региональной социальной, экономи­ческой и национальной политики.

При анализе институциональной среды, обеспечивающей реа­лизацию региональной политики, необходимо учитывать многие аспекты: различия в правах субъектов федерации по макроинст-Рументам (в частности, между автономными республиками и об­ластями (краями) РФ), территориальные взаимодействия регио­нов (например, существующие и возможные ассоциации субъек­тов Рф по зонам и проблемам), конфликт регионов-доноров и Регионов-реципиентов, характерные как для стран переходного периода (в частности, для России), так и для весьма развитых СтРан (например, для Канады и Италии). Весьма значимыми яв-яются и условия для мобильности таких факторов производства, ак труд и капитал. Требуется иметь в виду и доминирующую в °Нце XX в. тенденцию, которая предполагает усиление фискаль-НЬ1х прав регионов.

Для стран переходного периода необходимо учитывать темпы

ановления рыночных отношений и порожденных ими явлений:

спропорции, расслоение по доходам и уровню жизни, бан-

Р°тства, сокращение занятости и т. п. Значимы как реформы


               
 
       
 


 

центра, так и их торможение в регионах, во многом обусловлен-

ное резким падением уровня жизни в ходе реформ.
В процессе реализации государственной региональной поли-
тики требуется уделить определенное внимание проблеме адапта-

ции к региональным условиям микро- и макроэкономических

мероприятий этой политики, в частности, в таких ее микроэко-
номических аспектах, как стабилизация социально-экономиче-

ского состояния конкретного региона, выход его из кризиса, све-

дение к разумному минимуму межрегиональных различий. Сле-

дует обеспечить координацию региональной политики на трех основных уровнях управления: центральном, региональном и мест­ном. Обшая структура региональной политики представлена в на рис. 2.1.

!' 2.2.2. Макро- и микроэкономические инструменты

'i региональной политики

Макроэкономическими инструментами региональной политики
являются монетарная, фискальная и торговая политика, а также
политика дифференциации налогов и расходов. К микроэкономи­
ческим инструментам
относят различные виды воздействий на
труд и капитал. При осуществлении региональной политики
важная роль принадлежит также координации социально-поли­
тического развития как внутри отдельного региона, так и между
регионами. В частности, реализация этой политики на регио­
нальном уровне требует согласования в использовании таких
микроинструментов, как стимулирование инвестиций или обуче­
ния персонала фирм, а также соотношения между микро- и мак­
роэкономическими инструментами (стимулирование инвестиций
и бюджетные расходы региона на осуществление инфраструктур­
ных проектов). Должно быть обеспечено также согласование ре­
гиональной политики национального правительства и политики
Щ властей конкретного региона.

Существенным аспектом современной региональной макропо­литики является передача контроля над торговой и фискальной политиками регионам. В определенной степени можно говорить и о передаче регионам некоторых аспектов монетарной политики (например, в кредитной сфере). В то же время необходимо сохра­нение контроля из центра, в рамках которого должны осуществ­ляться:

• региональная дифференциация политики налогов и расхо-


. • региональная дифференциация монетарной политики Льготные кредиты и т. п.);

• Региональная дифференциация тарифов и других инстру­ментов контроля (например, над тарифами и квотами по импор-Потребительских товаров из депрессивных регионов);


Модуль 2. Государственная региональная политика


2 2. Задачи и средства региональной политики



 


разработка автоматических стабилизаторов экономики (по­доходный налог и т. д.);

• правительственные заказы, целевые для фирм депрессивных регионов, правительственные средства на целевые программы (реформирование системы здравоохранения, развитие дорожных сетей и т. п.).

В рамках микроэкономического воздействия на такой фактор производства, как рабочая сила, используются две основные формы.

1. Переориентация рабочей силы на месте, предусматриваю­щая переобучение работников фирм региона и проведение госу­дарственной политики в сфере образования (как общего, так и профессионального).

2. Перемещение рабочей силы, которое осуществляется по­средством реализации: а) миграционной политики (субсидии на переезд в качестве компенсации денежных и физических затрат); б) политики мобильности (улучшение информированости потен­циальных мигрантов, помощь им на приобретение жилья, облег­чение продажи и купли жилья и т. п.); в) политики улучшения эффективности рынков труда (поощрение региональных коллек­тивных договоров).

В рамках микроэкономического воздействия на такой фактор производства, как капитал, используется весьма широкий спектр основных инструментов. В частности, здесь можно отметить та­кие типы инструментов, как налоги и субсидии, политика улуч­шения эффективности рынка капитала (гарантированные займы, венчурный капитал, обменные гарантии) и политика улучшения эффективности управления фирмами (субсидии на управленче­ские услуги малым фирмам и т. п.). Большую роль играют изме­нения в различных видах административного контроля в сфере: а) землепользования; б) смягчения таможенных и плановых пра­вил; в) устранения административных требований к фирмам.

Весьма существенна роль региональной политики в осуществ­
лении контроля над государственными и региональными расхо­
дами: а) на производственное оборудование, здания, землю (в ча­
стности, предоставление грантов; льготных кредов; смягчение ре­
гиональных налогов); б) на рабочую силу (субсидии на зарплату,
миграцию основных рабочих и т. п.); в) другими видами расходов
(субсидии на транспорт, энергоресурсы и т. д.). Необходим так*е
контроль над государственными расходами, непосредственно
воздействующими на выпуск региональной продукции (экспорт­
ные скидки, субсидии на цены и т. п.), а также на технологию
производства (субсидии на НИОКР, технологическую информа­
цию И Т. Д.). ЮНО.Ч IW!, quVttLft 4И-..' -■ -инк^.-. ■■


2.2.3. Инфраструктура региона как один из важнейших объектов региональной политики

Для экономического развития регионов весьма существенны такие особенности их территории, как наличие развитых сетей дорог и средств связи, систем энерго- и водоснабжения. Пере­численное является базовыми условиями развития регионов и объединяется в понятие «инфраструктура». При формировании региональной политики. России необходимо учитывать резкие различия между регионами по обеспеченности услугами инфра­структуры. Развитие региональной инфраструктуры является од­ной из важнейших предпосылок для стимулирования в регионе инвестиционных процессов и привлечения в него квалифициро­ванной рабочей силы. Именно поэтому подобное развитие явля­ется одним из основных средств микро- и макроэкономической региональной политики государства.

Основой положительного воздействия инфраструктуры на экономическую ситуацию региона являются эффекты внешней экономии, обусловленной агломерацией. Данные эффекты про­являются как на уровне системы связей между основными узла­ми территории региона (транспортные сети, системы телекомму­никаций, линии электропередач и т. п.), так и (прежде всего) на уровне самих узлов (городов и поселков городского типа).

В существенной степени при концентрации производства на территории города экономия достигается за счет внешних по от­ношению к производственному процессу эффектов масштаба Рассматриваемых фирм. Ее называют внешней экономией (external economies). Такая экономия связана со снижением из­держек на закупку однотипных ресурсов (например, оборудова­ния, сырья, электроэнергии и т. д.) многими фирмами города, поскольку порождается их совместным размещением в одном по­люсе экономического пространства. В городе формируется ры­нок сбыта соответствующих факторов производства, это стиму­лирует размещение в нем предприятий—поставщиков этих фак-оров, что усиливает степень концентрации производства. Таким "Разом, подобная экономия достигается благодаря действию °Жного хозяйственного механизма, большинство участников °торого являются внешними по отношению к конкретной

При этом нередко возникает цепочка кумулятивно накапли-ЧапМЬ1Х эФФектов> все более повышающих концентрацию. Изна-CTvnH° В роли градообразующих для данного региона могут вы­бить предприятия определенной отрасли, в которой проявля-


90 Модуль 2. Государственная региональная политика


2 2. Задачи и средства региональной политики



 


ется заметная экономия масштаба. Возникают первичные полюса агломерации, оказывающие воздействие на размещение предпри­ятий других отраслей. В частности, исходная концентрация пред­приятий создает центры притяжения для населения, ориентиро­ванного на данные рабочие места, что в свою очередь привлекает в города региона предприятия, ориентированные на конечный потребительский спрос. Параллельно происходит концентрация и фирм-поставщиков, обеспечивающих исходную отрасль необ­ходимой промежуточной продукцией или услугами.

Это происходит даже в тех случаях, когда в соответствующих видах производства отсутствуют эффекты масштаба. Данный процесс становится кумулятивным, он привлекает предприятия самых различных отраслей, в том числе и таких, которые не свя­заны непосредственно с исходным производством. Подобное разнообразие видов деятельности на ограниченной территории города стимулирует установление производственных контактов, резко облегчая обмен необходимой деловой информацией. На определенном этапе этот процесс стимулирует возникновение местного общественного сектора, развитие которого в свою оче­редь может усилить дальнейший кумулятивный эффект, в част­ности, за счет повышения качества рабочей силы.

Подобный тип внешней экономии достигается, например, в рамках экстернализации услуг для бизнеса, что весьма характер­но для второй половины XX в. Для большинства фирм оказыва­ется экономически наиболее выгодным не создавать специализи­рованные отделы по исследованию рынков сбыта, особенностей налогового законодательства, подбору кадров, а воспользоваться услугами соответствующих фирм. В частности, для завоевания и сохранения конкурентных позиций во многих случаях критиче­ски важным оказывается получение услуг управленческого харак­тера (либо на постоянной основе, либо в форме разовых кон­сультаций). Таким образом, в условиях мегаполиса фирмы полу­чают доступ к специализированным функциям, что делает соответствующие регионы лидерами национального и даже меж­дународного масштаба.

К элементу внешней экономии можно отнести и эффекты, порожденные концентрацией инновационной деятельности в ме­гаполисах. Благодаря наличию специализированных услуг и вы­сокоточного оборудования для исследований и образования, крупный город берет на себя функции «инкубатора» технологи­ческого прогресса. Мегаполис в целом играет роль «питомника» малых предприятий. В частности, снижение издержек на ранней стадии жизненного цикла продукта, связанное с уменьшением


стартового размера предприятия, достигается благодаря наличию сети диверсифицированных городских услуг, которую иногда на­зывают инновационной инфраструктурой города (по аналогии с другими видами инфраструктуры).

Внешняя экономия обусловлена здесь не столько снижением издержек, сколько сокращением динамической неопределенно­сти, влекущей снижение предпринимательских рисков. Эта осо­бая роль инновационных центров региона соответствует трем ти­пам процессов: рождение новых предприятий, размещение новых продуктов, общая инновационная динамика.

Особый вид внешней экономии связан со специализирован­ными услугами, предоставляемыми городским хозяйством пред­приятиям и населению. К ним относятся электро-, газо- и водо­снабжение, обеспечение теплом, телефонная связь, канализация, работа службы очистки и т. д. Здания, сооружения, оборудование, принадлежащее отдельным предприятиям, обеспечивающим эти услуги, или городу в целом образуют инфраструктуру соответст­вующего узла регионального каркаса. В частности, к такого рода преимуществам урбанизации несомненно относится развитая система общественного пассажирского транспорта, характерная для большинства крупных городов. Она позволяет резко сокра­тить затраты времени на перемещение по городу. Соответствую­щая экономия может быть рассчитана по аналогии с вмененными издержками. Многочисленные обследования позволяют довольно реалистично определить стоимостной коэффициент эквивалент­ности в диапазоне 20—40% величины почасовой ставки заработ­ной платы по различным группам работающего населения.

Существенные эффекты экономии связаны с городскими ус­лугами социальной сферы, (охрана порядка, образование, культу-РА здравоохранение и т. п.), которая обеспечивает приемлемые оптовые условия существования. Подобные формы обслужива-ния также можно интерпретировать в совокупности как социаль­ную инфраструктуру. Все перечисленные виды экономии типич-Ь1 Для развитой территории. Нередко их называют экономией Урбанизации.

в Усматривая инфраструктуру региона, мы уже затронули те

Ды преимуществ, в которых активную роль играет его населе-

ие. В частности, оно получает значительные преимущества,

Редоставляемые развитой социальной сферой. В целом можно

РУе3аТЬ' ЧТ° система муниципальных общественных благ форми-

Ни Т На теРРитории городов региона специфическую среду обита-

Hiw КотоРая обеспечивает более высокий стандарт качества жиз-

(По сравнению с периферийными территориями региона).



Модуль 2. Государственная региональная политика


2 3. Конкретные методы региональной политики



 


2.3. Конкретные методы региональной политики

2.3.1. Политика воздействия на рынок рабочей силы

При анализе региональной политики на рынке труда важно иметь в виду возможные направления его переориентации, по­скольку динамика современной экономики требует быстрой смены акцентов в спектре профессии рабочей силы региона. Во многих случаях некоторые виды профессиональной деятель­ности, характерные для вполне успешных регионов, уходят из них навсегда в регионы с более дешевой рабочей силой и ме­нее высокими уровнями социальных стандартов. Для формиро­вания рациональных решений со стороны региональных вла­стей важна полнота информации о потребностях национально­го и мирового рынка труда. Здесь существенную помощь могут оказать результаты специализированных исследований, прово­димых под эгидой центрального правительства в рамках анти­кризисной региональной политики. Весьма значимы также раз­личные формы государственного и частного переобучения ра­бочей силы, субсидии или налоговые льготы фирмам на создание или сохранение рабочих мест. При этом необходимо учитывать межрегиональную разницу в оплате труда, которая далеко не всегда отражает дифференциацию регионов в про­изводительности труда.

Особого внимания заслуживает проблемы миграции, харак­терные для регионов России: недостаточная информированность потенциальных мигрантов о свободных рабочих местах в других регионах; большие затраты на переезд (относительно уровня за­работной платы). Важно иметь в виду, что отток квалифициро­ванной рабочей силы ухудшает условия развития региона. Во многих регионах РФ наблюдается стихийная миграция с Севера, где происходит резкий спад экономической активности, и при­ток мигрантов в Россию из стран СНГ; в начале 1990-х годов значимую роль играл также приток военных из-за рубежа в сла-боосвоенные регионы. Во многих странах существенным стиму­лом межрегиональной миграции является зональный подоход­ный налог (например, в Австралии и Индии).

2.3.2. Политика воздействия на рынок капитала

Некоторые мероприятия государственной региональной поли­тики могут оказывать непосредственное воздействие на условий производства и сбыта для фирм региона. Так, в США предусмот­рены определенные налоговые скидки при налогообложении за-


работной платы и прибыли. В некоторых случаях при согласова­нии с профсоюзами в качестве антикризисной меры предлагается так называемая урезанная зарплата. Аналогичные меры наблюда­ются и в переходный период в России, где в связи с угрозой мас­совой безработицы на многих крупных предприятиях вводится неполная рабочая неделя; часть персонала отправляется в адми­нистративные отпуска; заработная плата не только не повышает­ся, но и месяцами не выплачивается.

Во многих странах проблемным регионам выделяются целе­вые гранты для повышения конкурентоспособности продукции: на улучшение организации производства, технологии и т. п. По существу, аналогичную роль в современной России играют без­возмездные государственные субсидии, предоставляемые многим предприятиям. Однако им следует официально придать статус грантов с тем, чтобы четко обозначить цели и условия использо­вания предоставляемых финансовых средств и обеспечить необ­ходимый контроль за расходами.

Существенную роль в помощи стагнирующим регионам игра­ет активное участие государственных органов в разработке аль­тернативных планов дальнейшего функционирования крупных градообразующих фирм данного региона. Это характерно, в част­ности, для региональной политики Японии. Использование по­добного опыта целесообразно при формировании антикризисной политики России, поскольку в наследство от периода централи­зованной экономики она получила производственную систему, в которой существенная часть рабочих мест сосредоточена в так называемых моногородах и поселках городского типа. В таких городах основная часть работоспособного населения работает на одном-двух градообразующих предприятиях.

На ближайшие 10—20 лет следует сохранить основную массу занятых в этих населенных пунктах, поскольку для них характер-На весьма развитая городская инфраструктура. В противном слу-ае при массовой миграции из таких мест потребуются весьма рачительные затраты на дополнительное развитие инфраструк­туры тех городов, в которые направятся основные потоки ми­грантов. К тому же необходимо учитывать специфику менталите-

нынешнего поколения работников подобных городов. Они в
Чение десятилетий были воспитаны в традиции, которая ори-
стоЙР°Вала их почти полностью рассчитывать на поддержку со
годР01Г41 ТОГ° кРупного предприятия, где они проработали долгие
Нос* ЭТ° сУшественно сдерживает на данном этапе мобиль-

пРелЬ рабочеи силы- Одной из форм помощи стагнирующим

Дприятиям региона является полная перестройка конкретного


94 Модуль 2. Государственная региональная политика

завода на старом месте. Так поступали, в частности, с устаревши­ми предприятиями автомобильной и химической промышленно­сти США. Подобные мероприятия проводились и в промышлен­ных регионах Западной Европы и Японии в связи с существен­ным дефицитом участков земли, удобных для использования в качестве промышленных площадок.

В общем спектре средств воздействия на капитал значительная роль принадлежит внешним по отношению к фирмам методам государственного регулирования. В частности, в период бурного экономического роста, исходя из требований сбалансированного территориального развития, государство может использовать та­кие формы прямого административного контроля, как запрет на размещение фирм в перенасыщенных регионах. В ситуациях эко­номического спада органы региональной власти могут выступить с инициативой региональных налоговых льгот и одновременно обратиться к общенациональному правительству с просьбой пре­доставить аналогичные льготы для фирм данного региона по их налоговым выплатам в пользу центра.

Важной формой общего воздействия на деловую среду ре­гиона являются государственные мероприятия инфраструктур­ного характера. К ним относятся переобучение рабочих пере­профилируемых фирм в стагнирующих регионах (что было ха­рактерно, например, для кризисной зоны угледобычи в ряде восточных штатов США); создание общественных учреждений, которые сдаются в аренду со зданиями и землей; развитие транспортной системы и телекоммуникаций в кризисном ре­гионе. Существенную роль играет также выделение финансовых средств для фирм проблемных регионов, призванное сохранить занятость за счет привлечения инвестиций в перепрофилирова­нии экономической активности региона как на базе существую­щих фирм, так и с вовлечением инвестиций со стороны фирм других регионов. Оно может проводиться, например, в форме разовых (инвестиционных), временных и постоянных грантов. Например, в Великобритании во многих промышленных регио­нах в послевоенный период сложилась кризисная ситуация, в связи с чем малым фирмам выделялись инвестиционные и ин­новационные гранты. Кроме того, средства могут выделяться я форме льготных гарантированных займов (беспроцентных или низкопроцентных), при этом нередко при выполнении опредс ленных условий эти займы превращаются в безвозвратные ссу­ды. Нередко используются также и налоговые скидки на инве­стиции.


2.3. Конкретные методы региональной политики 95

2.3.3. Некоторые проблемы общенациональной политики создания в ряде регионов новых полюсов развития

Интересный опыт планирования регионального развития был накоплен в период существования плановой экономики в Совет­ском Союзе, где разрабатывались территориальные схемы разви­тия и размещения производительных сил, определявшие локали­зацию государственных инвестиционных проектов. Однако от­сутствие рыночного механизма не давало возможности для определения подлинно реалистичных, экономически эффектив­ных вариантов развития территориального каркаса страны. Одна­ко заслуживают внимания сами методы изучения территориально распределенной экономики.

Опыт Советского Союза и Франции подтверждает трудно­сти, связанные с осуществлением политики создания новых городов. Если они создаются вдали от крупных центров (с це­лью активизации развития малоосвоенных зон экономического пространства), то перспективы их самостоятельного полноцен­ного функционирования (без дополнительных централизован­ных капиталовложений) остаются весьма сомнительными. Если же они создаются вблизи крупных городов, тогда они испыты­вают их притяжение, превращаясь в города, призванные раз­грузить центральный город, с неполным набором городских функций.

По-видимому, именно данное направление политики созда­ния новых городов следует признать основным, но тогда необхо­димо заранее осознать дополняющий, второстепенный характер таких городов по отношению к городу-центру и учесть это при выборе мест их размещения. Они должны располагаться доста­точно близко от полюса влияния, чтобы обеспечить максималь-нУо эффективность инвестиций в инфраструктуру города. Опыт таких технополисов как Зеленоград в зоне влияния Москвы и еРЖи в пределах Большого Парижа свидетельствует об опреде-енной жизнеспособности этих городов, благодаря соседству с егаполисом, и одновременно об излишней удаленности от него, вязанной с недооценкой проектировщиками значимости данно-10 соседства.

Таким образом, полностью успешным считать осуществление

олитики создания новых городов нельзя, о чем свидетельствует

к Российский, так и зарубежный опыт.

Зац Целом специалисты признают, что формирование и реали-

Ция политики территориального каркаса для страны или ее ре-


                       
           

 

Модуль 2. Государственная региональная политика

гиона оказывается очень трудным делом, но в то же время пред­ставляют собой значительный резерв повышения конкурентных позиций региона и всей страны в случае успешного проведения подобной политики.

' 2.3.4. Методы стимулирования развития отдельных регионов

В кризисных регионах достаточно широко используются пря­мые методы государственного регулирования. Так, нефтяной кризис 1970-х годов привел к обострению экономических про­блем во многих регионах Западной Европы. В связи с этим в ря­де стран были созданы государственные инвестиционные ком­пании, ориентированные на привлечение новых инвесторов и осуществление инновационных государственных проектов, связанных с освоением новых технологий, выпуском новых продуктов, выполнением НИОКР, стимулированием роста про­изводства и занятости.

Аналогичным образом в США на территории семи юго-вос­точных штатов, расположенных в районе реки Теннесси, была создана государственная корпорация «Администрация долины Теннесси». Подобным образом региональные инвестиционные компании Бельгии играют роль банков развития, стимулируя создание, реконструкцию и расширение частных фирм, форми­рованию новых государственных компаний. Они проводят собст­венную промышленную политику. В то же время в Бельгии су­ществуют специализированные региональные корпорации разви­тия, которые управляют банками данных, осуществляют поддержку отдельных секторов экономики, принимают участие в управлении проблемными фирмами. Аналогичные государствен­ные компании регионального развития существуют в Нидерлан­дах и в Швеции.

Весьма интересен и опыт крупномасштабных региональных программ эпохи Советского Союза. При этом, однако, система принятия решений была ориентирована на интересы различных ведомств, представлявших отраслевые аспекты единой унитарной схемы территориального управления. В результате были сформи­рованы территориально-производственные комплексы, для кото­рых были характерны весьма негибкие отраслевые связи моно­польного характера. В частности, такого рода комплексы были связаны с многочисленными монофункциональными городами на территории современной России. Подобные хозяйственные структуры были выстроены в рамках концепции централизован-


2,4. Основы российской государственной региональной политики 97

но управляемой плановой экономики. Они оказались весьма не­гибкими, и в условиях рыночной экономики их сохранение ста­новится весьма проблематичным. Соответственно моногорода порождают массу проблем для региональных властей. Помощь таким городам является одним из важнейших аспектов регио­нальной политики России.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 1168; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.065 сек.