Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нормативная база региональной политики




Основы российской государственной региональной политики

Региональная политика складывалась постепенно, на протя­жении 1990-х годов в процессе разработки и осуществления фе­деральных целевых программ развития регионов, охвативших своим действием более половины субъектов РФ. Нормативная база региональной политики определялась (помимо соответст­вующих положений Конституции РФ) прежде всего Федераль­ным законом «О поставках продукции для федеральных государ­ственных нужд» от 13 декабря 1994 г. № 60-ФЗ и постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. № 594 «Порядок разработ­ки и реализации федеральных целевых программ и межгосудар­ственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация». Разработка и реализация указанных программ позволила накопить значительный опыт. При этом об­наружилась размытость целей и неконкретность задач многих программ, а также существенные недостатки процессов их реали­зации, и прежде всего хроническое недофинансирование данных программ, что привело к ситуации, когда не только не были дос­тигнуты сформулированные в них цели, но зачастую не выполня­лись и сами программные мероприятия, включенные в соответ­ствующие годовые перечни. Кроме того, выявилось несовершен­ство имеющейся нормативно-правовой базы формирования Региональной политики. Решением данной проблемы стало при­нятие двух специальных федеральных законов об основах госу­дарственного регулирования регионального развития в Россий­ской Федерации и о федеральных целевых программах регио-ального развития. Эти законы направлены на конкретизацию еРриториальных аспектов государственного регулирования со­циально-экономического развития регионов и дополняют суще-дующую систему конституционных и законоустановленных °Рм в этой сфере.


98 Модуль 2. Государственная региональная политика


4. Основы российской государственной региональной политики



 


Государственная региональная политика призвана сформи­ровать институциональные и организационные условия для корректного определения предметов ведения России и совме­стного ведения Федерации и ее субъектов (см. ст. 71 и 72 Конституции РФ). В названных законах достаточно четко опи­саны основные инструменты государственной региональной политики: федеральные и региональные целевые программы регионального развития, федеральные и региональные фонды развития регионов и фонды содействия реализации программ регионального развития, задаются рамочные механизмы инфор­мационного обеспечения этой политики и предъявляемые к ним требования, уточняются вопросы финансового обеспечения и контроля за осуществлением государственной региональной политики.

Принятие указанных законов позволит сконцентрировать бюджетные средства на приоритетных направлениях государст­венной региональной политики, а также определить процедуры разработки перечня наиболее актуальных проблем российских регионов. Этот перечень, который будет ежегодно обновляться, призван стать важнейшим инструментом формирования россий­ской государственной региональной политики.

2.4.2. Федеральные целевые программы регионального развития

Важнейшим инструментом государственной региональной по­литики является совокупность федеральных целевых программ регионального развития, которые разрабатываются и реализуют­ся соответствующими органами исполнительной власти. Анало­гичные программы социально-экономического развития субъек­тов РФ разрабатываются и осуществляются органами исполни­тельной власти этих субъектов для решения проблем социально-экономического, демографического и национально-культурного развития своих регионов. Большую роль в осуществлении госу­дарственной региональной политики играет также федеральный целевой фонд регионального развития и региональные фонды содействия реализации федеральным целевым программам ре­гионального развития и программам социально-экономического развития субъектов РФ. Необходимо учитывать и региональное воздействие тех инструментов общей государственной полити­ки, которые связаны с финансовыми, социальными, внешне-


экономическими, инвестиционными и прочими ее направле­ниями.

Федеральная целевая программа регионального развития рас­сматривается как комплекс правовых, организационных, эконо­мических, финансовых и социальных мероприятий, которые ориентированы на проблемы всестороннего развития регионов страны в их инфраструктурном, социально-экономическом и природно-ресурсном аспектах. Предполагается, что включенные в программу мероприятия взаимно согласованы по содержанию, срокам реализации и исполнителям и что экономика страны об­ладает необходимыми для их выполнения ресурсами. Предпола­гается также, что в многоуровневой российской системе бюджет­ных финансовых потоков предусмотрено финансирование этих мероприятий. Формирование подобных программ предполагает предварительное обследование существующего положения в ре­гионах и прогнозные исследования социально-экономического развития регионов с учетом демографических и национально-культурных характеристик.

Принятие закона «О федеральных целевых программах регио­нального развития» позволит уточнить место и роль федеральных целевых программ в общей системе государственной региональ­ной политики, обеспечит гласность и открытость процедур отбо­ра проблем, решение которых будет осуществляться в рамках фе­деральных целевых программ; позволит установить порядок при­нятия этих программ через процедуры разработки и утверждения федеральных законов. Закон призван:

• закрепить существенную роль органов региональной и мест­ной власти в процессах разработки и реализации программ;

• установить организационный механизм этих процессов с Учетом форм государственного управления (в частности, уточ­нить место, роль и конкретные функции полномочных предста­вителей Президента РФ в федеральных округах);

• привлечь к разработке программ социально-экономического Развития регионов межрегиональные ассоциации экономическо­го взаимодействия.

Закон предусматривает обязательное совместное финансиро-ание федеральных целевых программ регионального развития •оджетами всех трех уровней (федерального, регионального и ме-тного) и персонифицированную ответственность за финансиро-

Ние, целевое использование финансовых средств и выполнение РогРаммных заданий. Опыт реализации программ в некоторых

гИонах России позволил определить общий порядок разработки



Модуль 2. Государственная региональная политика


лЦ1АН0Ц!!«НЙИНЖ7У<.;ЙД>{001.£.1!У£Г>.0М Ц'Н


 


и реализации подобных программ, а также контроля за их выпол­нением. На основе данного опыта в законопроекте устанавлива­ются единые методы оценки результативности и эффективности этих программ; задаются формы и методы их организации; фор­мируется порядок межпрограммной координации. В целом дан­ный закон призван повысить качество разработки указанных про­грамм и усовершенствовать организационно-экономический ме­ханизм их реализации.


'п ' -,;:'»«

Резюме

Любая политика — это цели и задачи, преследуемые и решае­мые людьми в связи с их конкретными интересами, а также ме­тоды, средства и институты, с помощью которых данные интере­сы формируются, отстаиваются и защищаются. Региональной политикой можно считать лишь такую систему намерений и дей­ствий, которая реализует интересы государства в отношении ре­гионов и внутренние интересы самих регионов методами и спо­собами, учитывающими природу современных региональных процессов и которая осуществляет все это преимущественно в структуре меж- и внутрирегиональных связей.

Региональная политика — это целостное и самодостаточное звено политической основы общества, без которого каждый че­ловек в отдельности и природная среда могут лишь случайно и без гарантированного успеха существовать на каждой конкретной территории, оставаясь «наедине» с государством, его экономиче­ской, внешней, внутренней и иной политикой.

Всякая политика хороша настолько, насколько ей удается поддерживать баланс различных интересов. Региональная поли­тика — не исключение. Она в той мере политика и в той мере эффективна, в какой достигнут и стабилизирован компромисс между региональными интересами государства и местными инте­ресами самих регионов.

Объединительной идеей и государственной, и местной регио­нальной политики может и должна стать устойчивость, стабиль­ность меж- и внутрирегиональных отношений.

Главным интересом каждого региона является сбалансирован­ность социальных, экономических, природоресурсных и иных отношений; обеспечение на этой основе стабильного и согласо­ванного развития всех элементов локализованной сферы, соот-Ветствующего потребностям человека, общества и природы. При эТом подразумевается, что кроме общеэкономического, общесо-ЧНального и иного общего потенциала есть мощный внутрире-ональный потенциал, который можно реализовать исключи-ЗДьно на местном уровне — и это одна из первейших задач ре-анальной политики и самих регионов, и государства.


102 Модуль 2. Государственная региональная политика


i-MiiCHOKisq шшнзптзподэо!.£ <скудоМ Ф$1


 


Региональная политика, намечаемая и проводимая самими регионами, — это то, что должно делаться для согласованного и взаимно неразрушающего развития всех элементов на конкрет­ной территории и с учетом местных условий. Государственная региональная политика призвана обеспечить дееспособность ре­гиональной политики на местах. Объект региональной полити­ки — взаимосвязи и отношения между регионами. Главный ре­гиональный интерес России в настоящее время должен быть осознан как поддержка местных преобразований, как создание общероссийских условий для того, чтобы каждый субъект Феде­рации максимально использовал свой внутренний потенциал и во все меньшей мере претендовал на скудные возможности го­сударственной помощи. Местные интересы определяются обес­печением полнокровного и сбалансированного существования на данной территории человека, общества и природы, гаранти­рованием их согласованного воспроизводства на базе задейство­вания ресурсов и полномочий, государственно признаваемых местными.

Фундаментальными методами региональной политики можно считать разъяснение ее содержания, смысла и практической пользы для всех без исключения сторон, согласительно-договор­ные процедуры с развернутым закреплением условий, обеспечи­вающих интересы регионального развития, формирование соот­ветствующей правовой базы.

Только с осознанием общественной необходимости регио­нальной политики, с ее разработкой и реализацией появится воз­можность решения общероссийских проблем: начавшееся хозяй­ственное обособление регионов; региональная суверенизация и конфронтация в отношениях региональных структур власти и управления с общегосударственными; национально-этническое развитие и дополнительное обособление по этому поводу, внут­рирегиональные конфликты социального и общественно-поли­тического характера; формирование собственной региональной ресурсной базы социально-экономического развития; экологиче­ская стабильность и другие условия устойчивого развития регио­нов (особенно северных территорий); выделение и функциони­рование регионов со специфическими статусами (свободные эко­номические зоны, федеральные охраняемые территории, зоны экологического бедствия и т. п.) и др.

::w ы — 9:,н •;>>■■■'

,,.. 4........ ■ .:,..цг.чу-л. <-., ■■.т.,,.,jh,i?j:.:'


HNqo'. онэО 3.kfeovr* '"'.0.К т ■ г '■

1 «гам--.■■*€ . Ш'Шж.. лштэдп.!»он

йонсш,. j k" 'jBsmm. Л.ft.'.;

.<?'.М

Контрольные вопросы

1. Рассмотрите проблемы и факторы неравенства регионов.

2. Опишите основные цели региональной политики феде­рального правительства в контексте системы общенациональных целей.

3. Охарактеризуйте базовые концепции региональной поли­тики.

4. Опишите возможные средства региональной политики.

5. Что такое макроэкономические инструменты региональной политики?

6. Что такое микроэкономические инструменты региональной политики?

7. Охарактеризуйте инфраструктуру региона в качестве одного из важнейших объектов региональной политики.

8. Рассмотрите возможности информационного обеспечения региональной политики на основе анализа общенационального территориального каркаса.

9. В чем суть политики воздействия на рынок рабочей силы региона?

10. В чем суть политики воздействия в регионе на такой фак­
тор производства, как капитал.

П. Охарактеризуйте проблемы общенациональной политики создания в ряде регионов новых полюсов развития.

12. Рассмотрите методы стимулирования развития отдельных Регионов.

Литература

Основная

1- Гладкий Ю. Н., Чистобаев А. И. Основы региональной по-Литики. СПб.: Изд-во В. А. Михайлова, 1998. Ч. 1. ^ 2. Гранберг А. Г. Основы региональной экономики: Учеб. М.: 1У ВШЭ, 2000.

3. Котилко В. В. Региональная экономическая политика: Учеб. Пособие. М.: РДЛ, 2001.



Модуль 2. Государственная региональная политика


 


4. Маршалова А. С, Новоселов А. С. Основы теории региональ­ного воспроизводства: Курс лекций. М.: Экономика, 1998.

5. Смирнов С. Н. Региональные аспекты социальной политики. М.: Гелиос, 1999.

Дополнительная

1. Вардомский Л. Б., Скатерщикова Е. Е. Внешнеэкономиче­ская деятельность регионов России: Учеб. пособие. М.: АРКТИ 2002.

2. Фатель В. С. Менеджмент и региональная политика за ру­бежом. Минск, 1994.

3. Чагучиев М. Ч., Соколов М. М. Регионы, Экономика и
Управление. М.: ЮНИТИ, 2001.


9Н§

Модуль 3




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 2285; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.