КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Нормативная база региональной политики
Основы российской государственной региональной политики Региональная политика складывалась постепенно, на протяжении 1990-х годов в процессе разработки и осуществления федеральных целевых программ развития регионов, охвативших своим действием более половины субъектов РФ. Нормативная база региональной политики определялась (помимо соответствующих положений Конституции РФ) прежде всего Федеральным законом «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» от 13 декабря 1994 г. № 60-ФЗ и постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. № 594 «Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация». Разработка и реализация указанных программ позволила накопить значительный опыт. При этом обнаружилась размытость целей и неконкретность задач многих программ, а также существенные недостатки процессов их реализации, и прежде всего хроническое недофинансирование данных программ, что привело к ситуации, когда не только не были достигнуты сформулированные в них цели, но зачастую не выполнялись и сами программные мероприятия, включенные в соответствующие годовые перечни. Кроме того, выявилось несовершенство имеющейся нормативно-правовой базы формирования Региональной политики. Решением данной проблемы стало принятие двух специальных федеральных законов об основах государственного регулирования регионального развития в Российской Федерации и о федеральных целевых программах регио-ального развития. Эти законы направлены на конкретизацию еРриториальных аспектов государственного регулирования социально-экономического развития регионов и дополняют суще-дующую систему конституционных и законоустановленных °Рм в этой сфере. 98 Модуль 2. Государственная региональная политика 4. Основы российской государственной региональной политики
Государственная региональная политика призвана сформировать институциональные и организационные условия для корректного определения предметов ведения России и совместного ведения Федерации и ее субъектов (см. ст. 71 и 72 Конституции РФ). В названных законах достаточно четко описаны основные инструменты государственной региональной политики: федеральные и региональные целевые программы регионального развития, федеральные и региональные фонды развития регионов и фонды содействия реализации программ регионального развития, задаются рамочные механизмы информационного обеспечения этой политики и предъявляемые к ним требования, уточняются вопросы финансового обеспечения и контроля за осуществлением государственной региональной политики. Принятие указанных законов позволит сконцентрировать бюджетные средства на приоритетных направлениях государственной региональной политики, а также определить процедуры разработки перечня наиболее актуальных проблем российских регионов. Этот перечень, который будет ежегодно обновляться, призван стать важнейшим инструментом формирования российской государственной региональной политики. 2.4.2. Федеральные целевые программы регионального развития Важнейшим инструментом государственной региональной политики является совокупность федеральных целевых программ регионального развития, которые разрабатываются и реализуются соответствующими органами исполнительной власти. Аналогичные программы социально-экономического развития субъектов РФ разрабатываются и осуществляются органами исполнительной власти этих субъектов для решения проблем социально-экономического, демографического и национально-культурного развития своих регионов. Большую роль в осуществлении государственной региональной политики играет также федеральный целевой фонд регионального развития и региональные фонды содействия реализации федеральным целевым программам регионального развития и программам социально-экономического развития субъектов РФ. Необходимо учитывать и региональное воздействие тех инструментов общей государственной политики, которые связаны с финансовыми, социальными, внешне- экономическими, инвестиционными и прочими ее направлениями. Федеральная целевая программа регионального развития рассматривается как комплекс правовых, организационных, экономических, финансовых и социальных мероприятий, которые ориентированы на проблемы всестороннего развития регионов страны в их инфраструктурном, социально-экономическом и природно-ресурсном аспектах. Предполагается, что включенные в программу мероприятия взаимно согласованы по содержанию, срокам реализации и исполнителям и что экономика страны обладает необходимыми для их выполнения ресурсами. Предполагается также, что в многоуровневой российской системе бюджетных финансовых потоков предусмотрено финансирование этих мероприятий. Формирование подобных программ предполагает предварительное обследование существующего положения в регионах и прогнозные исследования социально-экономического развития регионов с учетом демографических и национально-культурных характеристик. Принятие закона «О федеральных целевых программах регионального развития» позволит уточнить место и роль федеральных целевых программ в общей системе государственной региональной политики, обеспечит гласность и открытость процедур отбора проблем, решение которых будет осуществляться в рамках федеральных целевых программ; позволит установить порядок принятия этих программ через процедуры разработки и утверждения федеральных законов. Закон призван: • закрепить существенную роль органов региональной и местной власти в процессах разработки и реализации программ; • установить организационный механизм этих процессов с Учетом форм государственного управления (в частности, уточнить место, роль и конкретные функции полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах); • привлечь к разработке программ социально-экономического Развития регионов межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия. Закон предусматривает обязательное совместное финансиро-ание федеральных целевых программ регионального развития •оджетами всех трех уровней (федерального, регионального и ме-тного) и персонифицированную ответственность за финансиро- Ние, целевое использование финансовых средств и выполнение РогРаммных заданий. Опыт реализации программ в некоторых гИонах России позволил определить общий порядок разработки Модуль 2. Государственная региональная политика лЦ1АН0Ц!!«НЙИНЖ7У<.;ЙД>{001.£.1!У£Г>.0М Ц'Н
и реализации подобных программ, а также контроля за их выполнением. На основе данного опыта в законопроекте устанавливаются единые методы оценки результативности и эффективности этих программ; задаются формы и методы их организации; формируется порядок межпрограммной координации. В целом данный закон призван повысить качество разработки указанных программ и усовершенствовать организационно-экономический механизм их реализации. 'п ' -,;:'»« Резюме Любая политика — это цели и задачи, преследуемые и решаемые людьми в связи с их конкретными интересами, а также методы, средства и институты, с помощью которых данные интересы формируются, отстаиваются и защищаются. Региональной политикой можно считать лишь такую систему намерений и действий, которая реализует интересы государства в отношении регионов и внутренние интересы самих регионов методами и способами, учитывающими природу современных региональных процессов и которая осуществляет все это преимущественно в структуре меж- и внутрирегиональных связей. Региональная политика — это целостное и самодостаточное звено политической основы общества, без которого каждый человек в отдельности и природная среда могут лишь случайно и без гарантированного успеха существовать на каждой конкретной территории, оставаясь «наедине» с государством, его экономической, внешней, внутренней и иной политикой. Всякая политика хороша настолько, насколько ей удается поддерживать баланс различных интересов. Региональная политика — не исключение. Она в той мере политика и в той мере эффективна, в какой достигнут и стабилизирован компромисс между региональными интересами государства и местными интересами самих регионов. Объединительной идеей и государственной, и местной региональной политики может и должна стать устойчивость, стабильность меж- и внутрирегиональных отношений. Главным интересом каждого региона является сбалансированность социальных, экономических, природоресурсных и иных отношений; обеспечение на этой основе стабильного и согласованного развития всех элементов локализованной сферы, соот-Ветствующего потребностям человека, общества и природы. При эТом подразумевается, что кроме общеэкономического, общесо-ЧНального и иного общего потенциала есть мощный внутрире-ональный потенциал, который можно реализовать исключи-ЗДьно на местном уровне — и это одна из первейших задач ре-анальной политики и самих регионов, и государства. 102 Модуль 2. Государственная региональная политика i-MiiCHOKisq шшнзптзподэо!.£ <скудоМ Ф$1
Региональная политика, намечаемая и проводимая самими регионами, — это то, что должно делаться для согласованного и взаимно неразрушающего развития всех элементов на конкретной территории и с учетом местных условий. Государственная региональная политика призвана обеспечить дееспособность региональной политики на местах. Объект региональной политики — взаимосвязи и отношения между регионами. Главный региональный интерес России в настоящее время должен быть осознан как поддержка местных преобразований, как создание общероссийских условий для того, чтобы каждый субъект Федерации максимально использовал свой внутренний потенциал и во все меньшей мере претендовал на скудные возможности государственной помощи. Местные интересы определяются обеспечением полнокровного и сбалансированного существования на данной территории человека, общества и природы, гарантированием их согласованного воспроизводства на базе задействования ресурсов и полномочий, государственно признаваемых местными. Фундаментальными методами региональной политики можно считать разъяснение ее содержания, смысла и практической пользы для всех без исключения сторон, согласительно-договорные процедуры с развернутым закреплением условий, обеспечивающих интересы регионального развития, формирование соответствующей правовой базы. Только с осознанием общественной необходимости региональной политики, с ее разработкой и реализацией появится возможность решения общероссийских проблем: начавшееся хозяйственное обособление регионов; региональная суверенизация и конфронтация в отношениях региональных структур власти и управления с общегосударственными; национально-этническое развитие и дополнительное обособление по этому поводу, внутрирегиональные конфликты социального и общественно-политического характера; формирование собственной региональной ресурсной базы социально-экономического развития; экологическая стабильность и другие условия устойчивого развития регионов (особенно северных территорий); выделение и функционирование регионов со специфическими статусами (свободные экономические зоны, федеральные охраняемые территории, зоны экологического бедствия и т. п.) и др. ::w ы — 9:,н •;>>■■■' .ь,,.. 4........ ■ .:,..цг.чу-л. <-., ■■.т.,,.,jh,i?j:.:' HNqo'. онэО 3.kfeovr* '"'.0.К т ■ г '■ 1 «гам--.■■*€ -М. Ш'Шж.. лштэдп.!»он йонсш,. j k" 'jBsmm. Л.ft.'.; .<?'.М Контрольные вопросы 1. Рассмотрите проблемы и факторы неравенства регионов. 2. Опишите основные цели региональной политики федерального правительства в контексте системы общенациональных целей. 3. Охарактеризуйте базовые концепции региональной политики. 4. Опишите возможные средства региональной политики. 5. Что такое макроэкономические инструменты региональной политики? 6. Что такое микроэкономические инструменты региональной политики? 7. Охарактеризуйте инфраструктуру региона в качестве одного из важнейших объектов региональной политики. 8. Рассмотрите возможности информационного обеспечения региональной политики на основе анализа общенационального территориального каркаса. 9. В чем суть политики воздействия на рынок рабочей силы региона? 10. В чем суть политики воздействия в регионе на такой фак П. Охарактеризуйте проблемы общенациональной политики создания в ряде регионов новых полюсов развития. 12. Рассмотрите методы стимулирования развития отдельных Регионов. Литература Основная 1- Гладкий Ю. Н., Чистобаев А. И. Основы региональной по-Литики. СПб.: Изд-во В. А. Михайлова, 1998. Ч. 1. ^ 2. Гранберг А. Г. Основы региональной экономики: Учеб. М.: 1У ВШЭ, 2000. 3. Котилко В. В. Региональная экономическая политика: Учеб. Пособие. М.: РДЛ, 2001. Модуль 2. Государственная региональная политика
4. Маршалова А. С, Новоселов А. С. Основы теории регионального воспроизводства: Курс лекций. М.: Экономика, 1998. 5. Смирнов С. Н. Региональные аспекты социальной политики. М.: Гелиос, 1999. Дополнительная 1. Вардомский Л. Б., Скатерщикова Е. Е. Внешнеэкономическая деятельность регионов России: Учеб. пособие. М.: АРКТИ 2002. 2. Фатель В. С. Менеджмент и региональная политика за рубежом. Минск, 1994. 3. Чагучиев М. Ч., Соколов М. М. Регионы, Экономика и 9Н§ Модуль 3
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 2308; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |