Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Опыт создания СЭЗ




По

История развития СЭЗ. Российский опыт создания СЭЗ. Система управления СЭЗ в Калининградской области и перспективы ее развития

3.1.1. История развития СЭЗ

Создание СЭЗ в мировом хозяйстве в середине XX в. явилось отражением новых экономических подходов и тенденций, свя­занных прежде всего с развитием отдельных стран в условиях уг­лубления процессов интернационализации, дифференциации и интеграции в мировой экономике.

Предшественником понятия «свободная экономическая зона» было понятие «свободный порт». Свободный порт представлял со­бой территорию порта, предназначенную для беспошлинного складирования товаров на период поиска покупателей для разви­тая в первую очередь внутреннего рынка, а в последующем — Для содействия выхода и на внешний рынок.

Первый свободный порт появился в Генуе в 1595 г., затем в 1661 г. — в Венеции, в 1669 г. — в Марселе. В России такими портами впервые были объявлены в 1817 г. Одесса, в 1862 г. — Владивосток и в 1878 г. — Батуми. В те времена международные нормативно-правовые документы не разрабатывались.

Определение понятия «свободная экономическая зона» впер-вЫе официально было дано в мае 1973 г. в конвенции КИОТО.

Свободная экономическая зона — 1) часть территории единого

УДарства, на которой ввезенные товары обычно рассматрива-

Тся как товары, находящиеся за пределами таможенной терри-

°Рии по отношению к праву импорта, не облагаемые соответст-

УЮщим налогом и не подвергающиеся обычному таможенному

НтРолю; 2) особая территория, предназначенная служить ме-

°^ Для вложения прямых иностранных инвестиций.

£ъ~ еРв°начально такой подход был использован при создании

Доп На части территории морских портов, аэропортов, железно-

nJ^KHbix узлов, а затем — и на территории примыкающих к

м Районов. В процессе развития СЭЗ товары, поступающие в



Модуль 3. Особенности регионального управления в СЭЗ


3.1. История развития СЭЗ. Российский опыт создания СЭЗ 111


 


такие зоны, стали в них не только сортироваться, но и дообраба-тываться, а в дальнейшем все большее значение приобретает и переработка товара.

Основателями данного типа экономических зон стали англи­чане П. Халл и С. Хоуль, а также американец С. Бутлер, которые пришли к выводу, что государственное вмешательство при раз­личных кризисных ситуациях не в состоянии сдержать экономи­ческий спад крупных промышленных центров. В экономических зонах предпринимателям предоставлялись льготы по налогообло­жению, а их деятельность менее жестко регламентировалась. Кроме того, здесь они могли осуществлять определенные опера­ции, которые обычно не разрешались нормативами местного за­конодательства.

На начальном этапе развития СЭЗ была присуща в большей степени коммерческая деятельность, в ходе которой осуществля­лось складирование товара и параллельно выполнялись опера­ции, способствовавшие качественному хранению, улучшению внешнего вида товаров и т. п.

Затем в СЭЗ стала осуществляться обработка товаров, что уве­личивало их прибавочную стоимость. Это значительно изменило экономическую сущность СЭЗ: из пунктов сбора и распределе­ния товаров они превратились в центры их доработки (производ­ства), имея при этом льготные условия экспорта.

Созданные в 1970—1980-е годы СЭЗ имели следующие осо­бенности:

• вольная гавань Манаус в Бразильской Амазонии была ори­ентирована на использование собственных сырьевых ресурсах для производства экспортной продукции;

• свободная зона Тринидада и Тобаго (переработка нефти и нефтехимическая промышленность) и зона в Гане (на базе пере­работки добываемых бокситов) были нацелены на развитие пред­приятий тяжелой промышленности на базе экспортной ориента­ции уже существующих предприятий тяжелой промышленности;

• свободная зона ОАЭ (переработка добывающей нефти и природного газа) ориентировалась на создание на ее территории предприятий тяжелой промышленности, в том числе как в смеж­ных отраслях (химической), так и в не смежных (машинострое­ние и автомобилестроение).

Таким образом, СЭЗ создаются не только с ориентацией на
предприятия легкой и пищевой промышленности, которые нуж­
даются в относительно небольших капиталовложениях и дают
наиболее быструю отдачу. >............. *— >ч -......... ■-.■■


С усилением конкурентной борьбы основным фактором реа­лизации становятся не цена товара, а его качество, новизна, нау-коемкость. Многие экспортно-производственные зоны преобра­зовались в научно-промышленные, новые СЭЗ стали образовы­ваться в форме технокомплексов — высокоразвитых структур по организации разработки и выпуска конкурентоспособной про­дукции.

Особым видом СЭЗ является оффшор-центр, в которых кон­центрируются банковский и страховой бизнесы и через которые осуществляются консалтинговая деятельность, экспортно-им­портные операции и операции с недвижимостью.

Таким образом, в историческом аспекте постоянно идет про­цесс эволюции экономических зон — от свободного порта до технополиса.

3.1.2. Классификация СЭЗ

Все многообразие известных мировой практике экономиче­ских зон можно классифицировать по следующим критериям:

• по степени интегрированности в мировую и национальную экономику;

• по отраслевому признаку;

• по характеру собственности;

• по экономической мотивации их создания.

• По степени интегрированности в мировую и национальную экономику можно выделить два типа зон:

экстравертивный — имеющий анклавный характер и ориен­тированный на внешний рынок;

интравертивный — интегрированный в национальную эко­номику.

По отраслевому критерию четкая классификация затруднена, поскольку это может быть как ярко выраженная отраслевая спе­циализация, так и специализация нескольких отраслей промыш­ленности или относительная универсальность.

По характеру собственности выделяют зоны:

государственные;

частные;

смешанные. __

По экономической мотивации их создания зоны делятся на две большие группы:

предпринимательские зоны (ПЗ); '

свободные экономические зоны (СЭЗ). ■-■ •-■•■•',...i...;;.. jioh



Модуль 3. Особенности регионального управления в СЭЗ


3.1. История развития СЭЗ. Российский опыт создания СЭЗ 113


 


Предпринимательские зоны — особая территория, созданная в результате целенаправленной региональной политики для ожив­ления мелкого и среднего бизнеса в депрессивных регионах пу­тем предоставления предпринимателям большой свободы дея­тельности и значительных финансовых льгот.

Анализ деятельности ПЗ и СЭЗ показывает, что они отлича­ются по своей экономической мотивации:

ПЗ — инструмент региональной политики, предназначены для стимулирования деятельности слаборазвитых и депрессивных регионов страны, создания в них новых рабочих мест;

СЭЗ — инструмент активизации экспорта, привлечения прямых иностранных инвестиций и новых технологий на отдель­ные территории страны.

(3.1.3. Особенности зарубежных СЭЗ

Традиционно в литературе можно встретить определение СЭЗ, подразумевающее часть суверенной территории государства, в пределах которой вводится особый льготный режим хозяйствова­ния. В связи с этим следует отметить концептуальное и организа­ционное сходство зарубежных СЭЗ, особенно в отношении льгот, предлагаемых иностранным инвесторам. Все существую­щие СЭЗ, как правило, сконцентрированы таким образом, чтобы служить территориями мирового рынка на национальной терри­тории, приближающими иностранный капитал прежде всего к такому относительно малоподвижному ресурсу, как рабочая сила, причем на условиях, максимально соответствующих требованиям иностранных инвесторов, в роли которых зачастую выступают транснациональные корпорации.

Для реализации целевых установок создания СЭЗ применяет­ся достаточно широкий набор льгот и стимулов для иностранных инвесторов. Этот набор носит специфические оттенки в каждой зоне, но, как правило, везде предусматривает:

• полную или частичную отмену таможенных пошлин на оп­ределенный срок в зависимости от условий на ввоз сырья, обору­дование, материалы и вывоз продукции;

• полное или частичное освобождение от налогов (федераль­ных, региональных) или налоговые льготы на определенный про­межуток времени в зависимости от конкретных условий;

• свободный перевод прибыли и капитала из зоны;

• полную или частичную отмену налогов на доход иностран­ного персонала, работающего в зоне;


 

• создание специальных органов управления, компетентных в области внешнеэкономической деятельности;

• предоставление льготных кредитов;

• предоставление в аренду земли, помещений, различных ус­луг по льготным тарифам;

• наличие необходимой инфрастуктуры как для обеспечения функционирования деятельности в зоне, так и для проживания.

Следует отметить, что для ряда иностранных инвесторов льготные стимулы не имеют такого решающего значения, как это может показаться на первый взгляд, многие из них отдают пред­почтение:

• политической и экономической стабильности в принимаю­щей стране;

• культуре уважения частной собственности;

• традициям свободных международных соглашений и дого­воров.

В настоящее время за рубежом наиболее распространены сле­дующие типы СЭЗ:

• свободные таможенные зоны (СТЗ);

• зоны экспертного производства (ЗЭП);

• технико-внедренческие зоны (ТВЗ);

• особые экономические зоны (ОЭЗ);

• зоны свободной торговли (ЗСТ).

На практике в «чистом виде» перечисленные выше зоны встречаются редко, чаще всего действующие зоны представляют собой сочетание ряда элементов названных зон.

Свободные таможенные зоны — зоны, охватывающие ограни­ченные участки таможенной территории страны, в пределах ко­торых вводится льготный (по сравнению с общим) режим внеш­неэкономической деятельности путем применения таможенных, налоговых и других льгот.

Первоначально СТЗ создавались на пересечениях крупных международных транспортных коридоров. Первый зарубежный прецедент — беспошлинные магазины в крупных международ­ных аэропортах. Достаточно часто под СТЗ понимались и сво­бодные торговые зоны (СТЗ) или зоны свободной торговли (ЗСТ).

В США в 1934 г. законодательно были созданы зоны, перво­начально использовавшиеся как транзитные (склады для хране­ния, переупаковки или незначительной обработки товаров, пред­назначенных для реэкспорта). Например, в 1990 г. общая стои­мость товаров, прошедших через эти зоны, достигла около 50 млрд долл.



Модуль 3. Особенности регионального управления в СЭЗ


3.1. История развития СЭЗ. Российский опыт создания СЭЗ 115


 


В развивающихся странах можно отметить такую СТЗ, как Колон в Панаме, являющуюся вторым в мире (после Гонконга) центром беспошлинной торговли. Зона была образована в 1948 г. В 1990 г. ее товарооборот достиг 5,8 млрд долл., около 50% всего внешнеторгового оборота Панамы.

Зоны такого типа являются наиболее простыми видами орга­низации СТЗ, так как требуют минимального объема капитало­вложений на их создание.

Зоны эксперного производства представляют собой ограничен­ные участки таможенной территории страны, в пределах которых вводится льготный (по сравнению с общим) режим хозяйствен­ной деятельности для предприятий, вывозящих за ее пределы продукцию собственного производства, в конечной цене которой величина стоимости, добавленной на территории зоны, составля­ет определенный размер.

Основные цели таких зон — создание ориентированного глав­ным образом на внешнюю торговлю производства (зачастую на местном сырье), получение свободной конвертируемой валюты, организация производств, занимающихся импортом, конверсия оборонных предприятий и др. В некоторых источниках к этому виду СЭЗ относят экспортно-производственные и экспортно-промышленные зоны, а также зоны поощрения экспорта.

Одна из первых ЗЭП была создана в 1965 г. на Тайване, а к началу 1990 г. в развивающихся странах насчитывалось уже око­ло 300 подобных зон. В них было занято более 2 млн человек, а объем экспорта составлял 15 млрд долл.

Многие специалисты сходятся во мнении, что благодаря та­ким зонам практически осуществляется экспорт дешевой рабо­чей силы, причем без перемещения ее в другие страны, что сни­мает с них ряд негативных проблем, возникающих с присутстви­ем рабочих-иностранцев.

Технико-внедренческие зоны — одна из наиболее распростра­ненных форм образования и функционирования модели научно-производственного центра, реализующего инновационные разра­ботки в строго ограниченной зоне. ТВЗ, как правило, должны иметь крупные предприятия самых передовых отраслей, научные центры, а также обладать достаточной численностью населения и развитой инфраструктурой.

Особая экономическая зона (ОЭЗ) (в Калининградской облас­ти) — зона, функционирующая в режиме свободной таможенной зоны на основе Федерального закона от 10 января 2006 г. № 16-ФЗ «Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Россий-


ской Федерации», который придал ей особый статус с целью обеспечения транспортной доступности и конкурентоспособно­сти на внутреннем и внешнем рынках производимой продукции при эффективном использовании двух незамерзающих морских портов и базы рыболовного флота, а также для обеспечения ин­тересов национальной безопасности. Ввозимые в область импорт­ные товары освобождаются от уплаты таможенных платежей, не облагаются налогом на добавленную стоимость и акцизами. С 1998 г. по вопросам создания и развития ОЭЗ в Калининград­ской области на разных уровнях управления было принято много различных нормативных документов, перечень которых приведен в приложении к данному модулю.

Зоны свободной торговли — часть территории страны, выде­ленная для проведения операций по приему, складированию, об­работке, упаковке, маркировке, контролю качества, доработки импортируемых товаров для дальнейшего сбыта на внутреннем рынке. Аналогичные операции ЗСТ осуществляют по отношению к экспортируемым товарам. Анализ существующих ЗСТ показы­вает, что, как правило, они создаются в морских портах, аэро­портах, местах пересечения транспортных коммуникаций, при­граничных регионах.

В связи с большим значением для России создания СЭЗ очень ценным является мировой опыт в данной области. И здесь преж­де всего надо выделить (в исторической последовательности) Ир­ландию с ее СЭЗ «Шеннон».

Шеннон — это аэропорт, который с 1935 г. использовался для дозаправки самолетов, выполнявших трансатлантические рейсы Европа — Америка. Вокруг аэропорта сложилась разветвленная инфраструктура, увеличивающая пассажиро-грузовые перевозки, приносящие значительные прибыли региону. С появлением но­вых видов самолетов рейсы стали выполняться беспосадочно и аэропорт потерял свое стратегическое значение. В этой ситуации на территории аэропорта была впервые в мире создана в 1947 г. свободная беспошлинная зона (СБЗ). Для этого территорию аэ­ропорта увеличили на 600 га и на весь регион был распространен беспошлинный экспортно-импортный режим, где ставка налога на прибыль составила только 10%, а территория получила назва­ние СЭЗ «Шеннон».

В настоящее время данная СЭЗ представляет собой высоко­развитый промышленный центр с ежегодным экспортом более


               
       


1 млрд долл. В составе этого центра в основном высокотехноло­гические предприятия, где действует свыше 100 иностранных фирм и трудится более 6 тыс. человек.

Созданная структура управления СЭЗ (рис. 3.1) позволяет ей и в настоящее время успешно функционировать и быть весьма привлекательной для иностранных инвесторов.

Китай. В конце 1970-х годов впервые в мире в стране социа­листической ориентации было заявлено о создании СЭЗ. Изначально зоны создавались в приморских районах как экспе­риментальные площадки. При положительном результате их опыт планировалось распространить на другие регионы.

Мотивация создания первых СЭЗ в Китае базировалась на следующих основных принципах:

• в каждой зоне должен находиться (или может быть создан) крупный порт;

• зона должна быть расположена вблизи от крупнейших фи­нансово-экономических мировых центров данного региона (го­родов Японии, Сингапура, Гонконга);

• зона должна располагаться на относительно свободных тер­риториях с невысокой плотностью населения (для строительства и привлечения рабочей силы) и в наиболее развитых районах страны, имеющих достаточную сырьевую и энергетическую базу и трудовые ресурсы.

Согласно китайским теоретическим разработкам процесс формирования СЭЗ предполагал три этапа общей продолжи­тельностью 20—25 лет.

I этап (до 10 лет) — формирование первичной инфраструкту­
ры, начало привлечения иностранного капитала (особенно через
механизм создания совместных предприятий), создание правовой
основы для сотрудничества с зарубежными компаниями.

II этап (до 8 лет) — СЭЗ, опираясь на иностранные инвести­
ции, переходят к сбыту своей продукции на внешнем рынке. Доля
местной торговли, мелкого сельскохозяйственного и промышлен­
ного производства сужается, а доля крупной промышленности в
сочетании с внешней торговлей растет. При этом 50—60% инве­
стиций предполагается иметь за счет иностранного капитала, а на
экспорт направить не менее 70% произведенной продукции.

III этап (5—7 лет) — переход от трудоемких производств к
наукоемким производствам, базирующимся на передовой техно­
логии.

Основными целями формирования СЭЗ являлись: „^ • привлечение иностранного капитала; vjS,.



Модуль 3. Особенности регионального управления в СЭЗ


3.1. История развития СЭЗ. Российский опыт создания СЭЗ



 


заимствование передовых технологий и мирового опыта ме­неджмента;

• создание эффективных рабочих мест, что обеспечивало за­нятость населения, улучшало условия жизни и приводило к ста­билизации социальной обстановки в стране.

С 1990 г. в Китае начали создаваться беспошлинные зоны, а с 1992 г. 13 приграничных городов получили статус «открытых» для внешнего мира с применением тех же льгот, что и для примор­ских зон (зоны технико-экономического развития).

Процесс создания СЭЗ в Китае привел к тому, что уже функ­ционирует более 13 беспошлинных зон, 32 зоны технического развития, 52 зоны новых и высоких технологий и этот процесс продолжается.

В начале 1970-х годов в Южной Корее появились СЭЗ, кото­рые сыграли положительную роль в становлении новой индуст­риальной страны. Ставка была сделана на привлечение в эконо­мику страны иностранного капитала, для чего хорошо была про­думана система стимулирования его притока. Данная система прошла два этапа.

/ этап (19621984). Все иностранные инвесторы пользова­лись:

• налоговыми льготами (снижение на 50% подоходного нало­га, корпоративного налога и налога на собственность);

• освобождении от таможенных пошлин;

• освобождением от налога на добавленную стоимость на им­портируемое оборудование.

// этап (с июня 1984 г.). Введен режим налогообложения, сти­мулирующий развитие только отраслей высокой технологии. Кроме этого в число льгот стало входить:

подоходный налог. Иностранные граждане, работающие на совместных предприятиях или на предприятиях со 100%-ным иностранным капиталом, освобождались от уплаты подоходного налога;

корпоративный налог. Предприятия со 100%-ным иностран­ным капиталом освобождались от уплаты налогов на собствен­ность и корпоративного налога;

дивиденды в течение пяти сроков были освобождены от на­логов, а в последующие три года налог взимается в размере 50%-

Предприятия в СЭЗ имеют право свободно заниматься экс­портно-импортной деятельностью без лицензирования. Учиты­вая, что все предприятия с иностранными инвестициями имеют привилегии в налогообложении, можно утверждать, что в какой-


то мере вся территория Южной Кореи может рассматриваться Как СЭЗ.

Польша. История создания СЭЗ в этой стране начинается с 20 сентября 1994 г., когда в ней появилась соответствующая пра­вовая основа для создания СЭЗ. Одна из первых СТЗ была созда­на в Гданьском порту в 1995 г.

Главная цель создания СЭЗ в Польше —ускоренное экономи­ческое развитие части территории страны, которое достигается:

• развитием определенной сферы хозяйственной деятельно­сти;

• использованием в национальной экономике новых техниче­ских и технологических решений;

• увеличением конкурентной способности производимых то­варов, услуг и продуктов;

• созданием соответствующей инфраструктуры, новых рабо­чих мест;

• освоением неиспользованных полезных ископаемых, но при условии соблюдения экологического равновесия.

Как правило, Правительство Польши самостоятельно опреде­ляет льготы и период их действия (от 10 до 20 лет). В настоящее время создано около 20 зон, называемых специальными эконо­мическими зонами (СЭЗ), в состав которых вошло свыше 80 ин­весторов, представителей как от малого бизнеса, так и от круп­ных международных концернов, которые предоставили инвести­ций на сумму более 3,9 млрд злотых и создали 12 тыс. новых рабочих мест.

Литва. Основой для создания здесь СЭЗ стал Закон Литов­ской Республики о свободных экономических зонах от 28 июня!995 г., целью которого является реализация хозяйственно-ком­мерческой деятельности в создаваемых зонах.

Такие зоны были созданы в Клайпеде и Шауляе, имеющих выгодное географическое расположение около перспективных Международных магистралей, водных путей и всех видов транс-Порта, развитую инфраструктуру, доступ к энергоносителям.

Товар, который находится в этих зонах, считается товаром, Находящимся за пределами таможенной территории Республики, инвесторам предоставлялись следующие льготы:

• зарегистрировавшие свои предприятия в свободных эконо-
Ических зонах в течение первых пяти лет их деятельности осво-
°*даются от подоходного налога в размере 80%, в последующие

Пять лет — в размере 50%;

• освобождение от уплаты налога на землю в размере 50%;,..■



Модуль 3. Особенности регионального управления в СЭЗ


3.1. История развития СЭЗ. Российский опыт создания СЭЗ 121


 


• если инвестор приобретает 30% и более уставного капитала
предприятия зоны и производит инвестиции в объеме 1 млн
долл. и более, он полностью освобождается от подоходного нало­
га на первые пять лет, а впоследствии в течение 10 лет платит
только 50% его размера.

Подводя итог рассмотрения опыта развития зарубежных СЭЗ, следует отметить, что процесс их создания наиболее быстрыми темпами распространяется в последние два десятилетия, особен­но в развивающихся странах. Для России наиболее интересен опыт Китая, поскольку СЭЗ там создавались в рамках общего процесса экономического реформирования. Управление этими зонами осуществляется специальными комитетами, которые раз­рабатывают комплексные планы и контролируют их выполнение, проводят экспертизы и утверждают инвестиционные проекты, контролируют распределение земли, регулируют обеспечение кадрами.

За годы своего существования СЭЗ Китая привлекли десятки миллионов долларов в инвестиции, которые в сочетании с госу­дарственными и частными отечественными инвестициями позво­лили:

• создать высокотехнологичные производства;

• развить экспорт;

• освоить передовой опыт управления;

• стать маяками рыночной экономики и технического про­гресса для всей страны.

Указанные критерии успеха СЭЗ применяются и в других странах. Функционирование большинства созданных зон, как правило, давало позитивные результаты.

Вместе с тем в мировой практике есть немало примеров малой результативности СЭЗ главным образом из-за слабого начально­го инвестиционного толчка, несистемного введения экономиче­ских льгот, недостаточной конкурентоспособности создаваемых производств по сравнению с другими регионами внутри страны и за рубежом, неконтролируемого развития теневой экономиче­ской деятельности.

3.1.5. Российский опыт создания и функционирования СЭЗ

Россия значительно позже других стран мира перешла к соз­данию СЭЗ, осознав значение этого направления для своего эко­номического развития.

Однако еще в XIX в. по опыту западных стран в России дела­ются попытки, как отмечалось, формирования статуса «свобоД'


ных портов» (Одесса, Владивосток, Батуми), обеспечивающих беспошлинное хранение на их территориях различных товаров на время поиска оптовых покупателей или в ожидании конъюнктур­ного срока их выгодной продажи. Но практика «свободных пор­тов» стала затухать, уступая место идеям создания более эффек­тивных СЭЗ.

В советский период СЭЗ фактически не признавались. Прак­тический интерес к проблемам СЭЗ возник в начале «перестрой­ки». Только в марте 1989 г. выходит постановление Правительст­ва РФ, в котором провозглашается создание в опытном порядке на территории России нескольких СЭЗ.

В качестве первого возможного эксперимента рассматрива­лись зоны в городах Находка, Выборг, Новгород. В экономиче­ских и государственных кругах, у общественности страны быстро развивается интерес к этой проблеме, и уже к концу 1990 г. поч­ти 60 регионов и городов России подают заявки и предложения в Правительство о создании на своих территориях СЭЗ различного типа.

На СЭЗ возлагались следующие экономические надежды:

• привлечение отечественных и иностранных инвестиций;

• привлечение передовых технологий и управленческого опыта;

• развитие экспорта и импортозаменяющих производств;

• увеличение дешевого (беспошлинного) импорта;

• значительный рост доходов населения и региональных бюд­жетов.

За один год (с июля 1990 г. по июль 1991 г.) было объявлено о создании 11 СЭЗ и ЗСП (зон свободного предпринимательства) на территориях следующих краев и областей:

• Ленинград и Ленинградская область;

• Калининградская область (Янтарь);

• Алтайский край (Алтай);

• Кемеровская область (Кузбасс);

• Читинская область (Даурия);

• Сахалинская область (Сахалин);

• Приморский край;

• Еврейская автономная область и др.

Следует отметить, что общая площадь 11 объявленных зон со­ставила около 1 млн кв. м, что в идеальном весе составляет 7% ТеРритории всей страны с населением 18,5 млн человек. По этим Показателям многократно был превзойден мировой рекорд. Ха-I Рактерно и то, что при этом не было принято ни одного государ-



Модуль 3. Особенности регионального управления в СЭЗ


3.1. История развития СЭЗ. Российский опыт создания СЭЗ



 


ственного нормативно-правового акта, определяющего статус и условия функционирования зон в рамках существующего законо­дательства. В результате законодательного вакуума деятельность по формированию и развитию большинства из 11 СЭЗ затормо­зилось, за исключением Калининградской области, Находки и Ингушетии, где в течение ряда лет наблюдалось некоторое про­движение в развитии и функционировании СЭЗ. Но к концу 1998 г. в какой-то степени функционировали лишь особая эконо­мическая зона в Калининградской области и частично в Находке. Наметившийся организованный и планомерный процесс созда­ния СЭЗ на территории России в связи с экономическим кризи­сом в период 1991—1998 годов замедлился, пришел в русло сти­хийного развития и не оправдал тот оптимизм, который связы­вался с идеей их развития в нашей стране.

На практике оказалось, что провозглашение СЭЗ само по себе не вызвало притока капиталов в зоны, а попытки получения ожидаемых льгот наталкивались на действующие законы. Затем и декларируемые льготы СЭЗ стали отменяться.

Анализируя причины неудачи в создании СЭЗ в России в 1990-х годах, следует отметить главные узловые моменты:

• отсутствие четкой законодательной базы создания и функ­ционирования зон на территории России;

• крайне слабое развитие их инфраструктуры (транспорт, сис­темы телекоммуникаций, связи, гостиничный сервис и т. п.), что оказывает отрицательное воздействие на иностранных инвесто­ров;

• высокий уровень коррупции и сложная криминальная об­становка в России, что являлось сдерживающим фактором для иностранных инвесторов;

• рост социальной напряженности по регионам страны, вы­званный затяжным экономическим кризисом.

Таким образом, можно констатировать, что на начало 1999 го­да инвестиционный климат и условия создания СЭЗ в России по ряду основных параметров не соответствовали сложившимся в мировой практике.

Но идея создания СЭЗ в России уцелела. В качестве потенци­альных СЭЗ стали рассматриваться, как правило, компактные территории, имеющие особо благоприятное экономическое по­ложение, конкурентные преимущества и другие предпосылки для формирования полюсов роста на стыках внешнего и внутреннего рынков. Предполагалось формирование на территории России локальных и точечных зон.


3.1.6. Принципы экономического механизма создания и функционирования СЭЗ в России

В результате стабилизации экономического и финансового положения в стране после августовского (1998 г.) кризиса и при поддержке Правительства РФ активизировалась деятельность по созданию различного типа СЭЗ.

Основными целями создания СЭЗ являются:

• развитие экспортного потенциала в отдельных регионах страны;

• увеличение поступлений в бюджет;

• активизация внешнеэкономических связей хозяйствующих субъектов;

• привлечение иностранных и российских инвестиций;

• использование передового научно-технического опыта.
Для России характерно несколько направлений:
во-первых, создание различного типа ОЭЗ как зон, прибли­
женных по своему характеру к зонам льготного налогообложе­
ния. Они наиболее приемлемы для окраинных территорий стра­
ны, имеющих непосредственные внешнеэкономические связи;

во-вторых, создание локальных специальных экономических зон (СЭЗ) на ограниченных территориях. Такие зоны могут располагать­ся и во внутренних регионах России, а также выступать зонами эко­номического роста для этих регионов. К СЭЗ могут быть отнесены различные промышленные зоны (ПЗ), научно-промышленные пар­ки (НПП), технопарки (ТП), российско-иностранные технополисы (РИТП), международные финансовые центры (МФЦ).

Практика свидетельствует, что, несмотря на огромный миро­вой опыт создания и функционирования СЭЗ, до настоящего времени не удалось разработать какого-либо универсального эко­номического механизма таких своеобразных национально-меж­дународных хозяйственных образований. Это обусловлено:

• наличием разных типов СЭЗ и множества различных целе-вЬ1х установок их создания;

• разнообразием экономических и организационных условий, а также ограничений и механизмов создания и функционирова­ния зон;

• разными потребностями в финансовых ресурсах;

• разными экономическими обоснованиями и бизнес-плани-Р°ванием создания любой СЭЗ;

• индивидуальной разработкой всех исходных документов, в
ом числе методической схемы технико-экономического обосно-
ания создания СЭЗ, проекта программы развития СЭЗ и поло-


               
       

жения о СЭЗ, применительно к конкретным экономическим правовым условиям и специализации той или иной СЭЗ;

• наличием межзональной конкуренции и др.;

В российских теоретических разработках, посвященных созда­нию СЭЗ, предусматриваются два этапа их формирования:

первый этап —этап создания СЭЗ.

второй этап —этап функционирования СЭЗ.

В графическом виде это можно выразить так, как представле­но на рис. 3.2, где для наглядности процесса создания СЭЗ пер­вый и второй этапы достаточно четко отделены друг от друга по времени. На практике, особенно если СЭЗ создается на основе какого-либо сложившегося хозяйственного комплекса (порт, от­дельные крупные предприятия и территории), эти временные границы весьма размыты.

Первый этап, как правило, характеризуется обустройством прежде всего инфрастуктуры СЭЗ, созданием правовой базы, привлечением инвестиций, модернизацией существующего и ор­ганизацией нового производства или технологических услуг.


Второй этап, переходящий из первого, характеризуется вхож­дением СЭЗ в режим нормального функционирования. Приме­няя метод критических соотношений, можно определить графи­чески так называемую точку безубыточности, т. е. момент, с ко­торого СЭЗ начинает работать эффективно и прибыльно.

Такой подход использования условной графической экономи­ческой модели создания и функционирования СЭЗ, несмотря на его ориентировочный характер, удобен для практического при­менения при разработке технико-экономического обоснования создания различных СЭЗ.

Впервые в отечественной учебной литературе дано достаточно полное описание финансового механизма создания и функцио­нирования СЭЗ в книге Т. П. Данько и 3. М. Округ «Свободные экономические зоны».

В общем виде экономический механизм создания и функцио­нирования СЭЗ строится на следующих принципах:

1. На первом этапе основные расходы по созданию СЭЗ берет на себя преимущественно принимающая сторона, т. е. страна (регион), на территории которой формируется СЭЗ.

2. Финансирование создания СЭЗ осуществляется из различ­ных источников:

 

• из государственного бюджета;

• регионального бюджета;

• муниципального бюджета;

• от иностранных инвесторов;

• отечественных инвесторов.

3. Основой экономической политики по созданию СЭЗ явля­
ется формирование на ее территории льготного налогового и та­
моженного режима, а именно:

• снижение ставок налога;

• освобождение от уплаты налогов на определенный пери-°Д — «налоговые каникулы»;

• введение пониженной ставки или отмена подоходного на­лога;

• введение ускоренной амортизации активной части основ­ных производственных фондов и т. п.

4. Экономическая деятельность СЭЗ базируется на собствен­
ном бюджете, источниками которого являются:

• налоговые поступления фирм и физических лиц, находя­щихся на территории зоны;

• спонсорская помощь;

• средства государственной поддержки (долгосрочный кре­дит)-



Модуль 3. Особенности регионального управления в СЭЗ


3.1. История развития СЭЗ. Российский опыт создания СЭЗ 127


 


таможенные сборы;

• поступления от собственной хозяйственно-предпринима­тельской деятельности администрации СЭЗ.

5. Управление административно-хозяйственной деятельно­
стью СЭЗ на этапе ее функционирования должно осуществляться
на основе самофинансирования, за счет системы налоговых кре­
дитов, когда на определенный период (5—10 лет) различные бюд­
жетные платежи, налоги, аккумулируемые в СЭЗ, остаются в рас­
поряжении администрации зоны — в зональном бюджете.

6. Государственное регулирование процесса создания и функ­
ционирования СЭЗ должно носить ограниченный нормативный
характер. К нему может относиться:

• утверждение устава (положение) СЭЗ;

• введение ставок таможенных тарифов на границе зоны;

• введение нормативов валютных и налоговых платежей в фе­деральный и региональный бюджет.

7. Денежный внутрихозяйственный оборот в СЭЗ должен
быть связан с системой национального государственного денеж­
ного оборота. Он обслуживается разными системами валют: на­
циональной валютой; свободно конвертируемой валютой (СКВ);
специальными сертификатами (обмениваемыми на иностранную
валюту).

Экономическая деятельность СЭЗ строится на принципах ва­лютной самоокупаемости.

Приведенные основные базовые принципы не исчерпывают всего спектра вопросов формирования экономического механиз­ма современных СЭЗ. Это исключительно сложная задача, тре­бующая дополнительной разработки отечественной наукой.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 1157; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.162 сек.