КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Опыт создания СЭЗ
По История развития СЭЗ. Российский опыт создания СЭЗ. Система управления СЭЗ в Калининградской области и перспективы ее развития 3.1.1. История развития СЭЗ Создание СЭЗ в мировом хозяйстве в середине XX в. явилось отражением новых экономических подходов и тенденций, связанных прежде всего с развитием отдельных стран в условиях углубления процессов интернационализации, дифференциации и интеграции в мировой экономике. Предшественником понятия «свободная экономическая зона» было понятие «свободный порт». Свободный порт представлял собой территорию порта, предназначенную для беспошлинного складирования товаров на период поиска покупателей для развитая в первую очередь внутреннего рынка, а в последующем — Для содействия выхода и на внешний рынок. Первый свободный порт появился в Генуе в 1595 г., затем в 1661 г. — в Венеции, в 1669 г. — в Марселе. В России такими портами впервые были объявлены в 1817 г. Одесса, в 1862 г. — Владивосток и в 1878 г. — Батуми. В те времена международные нормативно-правовые документы не разрабатывались. Определение понятия «свободная экономическая зона» впер-вЫе официально было дано в мае 1973 г. в конвенции КИОТО. Свободная экономическая зона — 1) часть территории единого 0сУДарства, на которой ввезенные товары обычно рассматрива- Тся как товары, находящиеся за пределами таможенной терри- °Рии по отношению к праву импорта, не облагаемые соответст- УЮщим налогом и не подвергающиеся обычному таможенному НтРолю; 2) особая территория, предназначенная служить ме- °^ Для вложения прямых иностранных инвестиций. £ъ~ еРв°начально такой подход был использован при создании Доп На части территории морских портов, аэропортов, железно-
nJ^KHbix узлов, а затем — и на территории примыкающих к м Районов. В процессе развития СЭЗ товары, поступающие в Модуль 3. Особенности регионального управления в СЭЗ 3.1. История развития СЭЗ. Российский опыт создания СЭЗ 111
такие зоны, стали в них не только сортироваться, но и дообраба-тываться, а в дальнейшем все большее значение приобретает и переработка товара. Основателями данного типа экономических зон стали англичане П. Халл и С. Хоуль, а также американец С. Бутлер, которые пришли к выводу, что государственное вмешательство при различных кризисных ситуациях не в состоянии сдержать экономический спад крупных промышленных центров. В экономических зонах предпринимателям предоставлялись льготы по налогообложению, а их деятельность менее жестко регламентировалась. Кроме того, здесь они могли осуществлять определенные операции, которые обычно не разрешались нормативами местного законодательства. На начальном этапе развития СЭЗ была присуща в большей степени коммерческая деятельность, в ходе которой осуществлялось складирование товара и параллельно выполнялись операции, способствовавшие качественному хранению, улучшению внешнего вида товаров и т. п. Затем в СЭЗ стала осуществляться обработка товаров, что увеличивало их прибавочную стоимость. Это значительно изменило экономическую сущность СЭЗ: из пунктов сбора и распределения товаров они превратились в центры их доработки (производства), имея при этом льготные условия экспорта. Созданные в 1970—1980-е годы СЭЗ имели следующие особенности: • вольная гавань Манаус в Бразильской Амазонии была ориентирована на использование собственных сырьевых ресурсах для производства экспортной продукции; • свободная зона Тринидада и Тобаго (переработка нефти и нефтехимическая промышленность) и зона в Гане (на базе переработки добываемых бокситов) были нацелены на развитие предприятий тяжелой промышленности на базе экспортной ориентации уже существующих предприятий тяжелой промышленности;
• свободная зона ОАЭ (переработка добывающей нефти и природного газа) ориентировалась на создание на ее территории предприятий тяжелой промышленности, в том числе как в смежных отраслях (химической), так и в не смежных (машиностроение и автомобилестроение). Таким образом, СЭЗ создаются не только с ориентацией на С усилением конкурентной борьбы основным фактором реализации становятся не цена товара, а его качество, новизна, нау-коемкость. Многие экспортно-производственные зоны преобразовались в научно-промышленные, новые СЭЗ стали образовываться в форме технокомплексов — высокоразвитых структур по организации разработки и выпуска конкурентоспособной продукции. Особым видом СЭЗ является оффшор-центр, в которых концентрируются банковский и страховой бизнесы и через которые осуществляются консалтинговая деятельность, экспортно-импортные операции и операции с недвижимостью. Таким образом, в историческом аспекте постоянно идет процесс эволюции экономических зон — от свободного порта до технополиса. 3.1.2. Классификация СЭЗ Все многообразие известных мировой практике экономических зон можно классифицировать по следующим критериям: • по степени интегрированности в мировую и национальную экономику; • по отраслевому признаку; • по характеру собственности; • по экономической мотивации их создания. • По степени интегрированности в мировую и национальную экономику можно выделить два типа зон: • экстравертивный — имеющий анклавный характер и ориентированный на внешний рынок; • интравертивный — интегрированный в национальную экономику. По отраслевому критерию четкая классификация затруднена, поскольку это может быть как ярко выраженная отраслевая специализация, так и специализация нескольких отраслей промышленности или относительная универсальность.
По характеру собственности выделяют зоны: • государственные; • частные; • смешанные. __ По экономической мотивации их создания зоны делятся на две большие группы: • предпринимательские зоны (ПЗ); ' • свободные экономические зоны (СЭЗ). ■-■ •-■•■•',...i...;;.. jioh Модуль 3. Особенности регионального управления в СЭЗ 3.1. История развития СЭЗ. Российский опыт создания СЭЗ 113
Предпринимательские зоны — особая территория, созданная в результате целенаправленной региональной политики для оживления мелкого и среднего бизнеса в депрессивных регионах путем предоставления предпринимателям большой свободы деятельности и значительных финансовых льгот. Анализ деятельности ПЗ и СЭЗ показывает, что они отличаются по своей экономической мотивации: • ПЗ — инструмент региональной политики, предназначены для стимулирования деятельности слаборазвитых и депрессивных регионов страны, создания в них новых рабочих мест; • СЭЗ — инструмент активизации экспорта, привлечения прямых иностранных инвестиций и новых технологий на отдельные территории страны. (3.1.3. Особенности зарубежных СЭЗ Традиционно в литературе можно встретить определение СЭЗ, подразумевающее часть суверенной территории государства, в пределах которой вводится особый льготный режим хозяйствования. В связи с этим следует отметить концептуальное и организационное сходство зарубежных СЭЗ, особенно в отношении льгот, предлагаемых иностранным инвесторам. Все существующие СЭЗ, как правило, сконцентрированы таким образом, чтобы служить территориями мирового рынка на национальной территории, приближающими иностранный капитал прежде всего к такому относительно малоподвижному ресурсу, как рабочая сила, причем на условиях, максимально соответствующих требованиям иностранных инвесторов, в роли которых зачастую выступают транснациональные корпорации. Для реализации целевых установок создания СЭЗ применяется достаточно широкий набор льгот и стимулов для иностранных инвесторов. Этот набор носит специфические оттенки в каждой зоне, но, как правило, везде предусматривает:
• полную или частичную отмену таможенных пошлин на определенный срок в зависимости от условий на ввоз сырья, оборудование, материалы и вывоз продукции; • полное или частичное освобождение от налогов (федеральных, региональных) или налоговые льготы на определенный промежуток времени в зависимости от конкретных условий; • свободный перевод прибыли и капитала из зоны; • полную или частичную отмену налогов на доход иностранного персонала, работающего в зоне;
• создание специальных органов управления, компетентных в области внешнеэкономической деятельности; • предоставление льготных кредитов; • предоставление в аренду земли, помещений, различных услуг по льготным тарифам; • наличие необходимой инфрастуктуры как для обеспечения функционирования деятельности в зоне, так и для проживания. Следует отметить, что для ряда иностранных инвесторов льготные стимулы не имеют такого решающего значения, как это может показаться на первый взгляд, многие из них отдают предпочтение: • политической и экономической стабильности в принимающей стране; • культуре уважения частной собственности; • традициям свободных международных соглашений и договоров. В настоящее время за рубежом наиболее распространены следующие типы СЭЗ: • свободные таможенные зоны (СТЗ); • зоны экспертного производства (ЗЭП); • технико-внедренческие зоны (ТВЗ); • особые экономические зоны (ОЭЗ); • зоны свободной торговли (ЗСТ). На практике в «чистом виде» перечисленные выше зоны встречаются редко, чаще всего действующие зоны представляют собой сочетание ряда элементов названных зон. Свободные таможенные зоны — зоны, охватывающие ограниченные участки таможенной территории страны, в пределах которых вводится льготный (по сравнению с общим) режим внешнеэкономической деятельности путем применения таможенных, налоговых и других льгот. Первоначально СТЗ создавались на пересечениях крупных международных транспортных коридоров. Первый зарубежный прецедент — беспошлинные магазины в крупных международных аэропортах. Достаточно часто под СТЗ понимались и свободные торговые зоны (СТЗ) или зоны свободной торговли (ЗСТ). В США в 1934 г. законодательно были созданы зоны, первоначально использовавшиеся как транзитные (склады для хранения, переупаковки или незначительной обработки товаров, предназначенных для реэкспорта). Например, в 1990 г. общая стоимость товаров, прошедших через эти зоны, достигла около 50 млрд долл. Модуль 3. Особенности регионального управления в СЭЗ 3.1. История развития СЭЗ. Российский опыт создания СЭЗ 115
В развивающихся странах можно отметить такую СТЗ, как Колон в Панаме, являющуюся вторым в мире (после Гонконга) центром беспошлинной торговли. Зона была образована в 1948 г. В 1990 г. ее товарооборот достиг 5,8 млрд долл., около 50% всего внешнеторгового оборота Панамы. Зоны такого типа являются наиболее простыми видами организации СТЗ, так как требуют минимального объема капиталовложений на их создание. Зоны эксперного производства представляют собой ограниченные участки таможенной территории страны, в пределах которых вводится льготный (по сравнению с общим) режим хозяйственной деятельности для предприятий, вывозящих за ее пределы продукцию собственного производства, в конечной цене которой величина стоимости, добавленной на территории зоны, составляет определенный размер. Основные цели таких зон — создание ориентированного главным образом на внешнюю торговлю производства (зачастую на местном сырье), получение свободной конвертируемой валюты, организация производств, занимающихся импортом, конверсия оборонных предприятий и др. В некоторых источниках к этому виду СЭЗ относят экспортно-производственные и экспортно-промышленные зоны, а также зоны поощрения экспорта. Одна из первых ЗЭП была создана в 1965 г. на Тайване, а к началу 1990 г. в развивающихся странах насчитывалось уже около 300 подобных зон. В них было занято более 2 млн человек, а объем экспорта составлял 15 млрд долл. Многие специалисты сходятся во мнении, что благодаря таким зонам практически осуществляется экспорт дешевой рабочей силы, причем без перемещения ее в другие страны, что снимает с них ряд негативных проблем, возникающих с присутствием рабочих-иностранцев. Технико-внедренческие зоны — одна из наиболее распространенных форм образования и функционирования модели научно-производственного центра, реализующего инновационные разработки в строго ограниченной зоне. ТВЗ, как правило, должны иметь крупные предприятия самых передовых отраслей, научные центры, а также обладать достаточной численностью населения и развитой инфраструктурой. Особая экономическая зона (ОЭЗ) (в Калининградской области) — зона, функционирующая в режиме свободной таможенной зоны на основе Федерального закона от 10 января 2006 г. № 16-ФЗ «Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Россий- ской Федерации», который придал ей особый статус с целью обеспечения транспортной доступности и конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках производимой продукции при эффективном использовании двух незамерзающих морских портов и базы рыболовного флота, а также для обеспечения интересов национальной безопасности. Ввозимые в область импортные товары освобождаются от уплаты таможенных платежей, не облагаются налогом на добавленную стоимость и акцизами. С 1998 г. по вопросам создания и развития ОЭЗ в Калининградской области на разных уровнях управления было принято много различных нормативных документов, перечень которых приведен в приложении к данному модулю. Зоны свободной торговли — часть территории страны, выделенная для проведения операций по приему, складированию, обработке, упаковке, маркировке, контролю качества, доработки импортируемых товаров для дальнейшего сбыта на внутреннем рынке. Аналогичные операции ЗСТ осуществляют по отношению к экспортируемым товарам. Анализ существующих ЗСТ показывает, что, как правило, они создаются в морских портах, аэропортах, местах пересечения транспортных коммуникаций, приграничных регионах. В связи с большим значением для России создания СЭЗ очень ценным является мировой опыт в данной области. И здесь прежде всего надо выделить (в исторической последовательности) Ирландию с ее СЭЗ «Шеннон». Шеннон — это аэропорт, который с 1935 г. использовался для дозаправки самолетов, выполнявших трансатлантические рейсы Европа — Америка. Вокруг аэропорта сложилась разветвленная инфраструктура, увеличивающая пассажиро-грузовые перевозки, приносящие значительные прибыли региону. С появлением новых видов самолетов рейсы стали выполняться беспосадочно и аэропорт потерял свое стратегическое значение. В этой ситуации на территории аэропорта была впервые в мире создана в 1947 г. свободная беспошлинная зона (СБЗ). Для этого территорию аэропорта увеличили на 600 га и на весь регион был распространен беспошлинный экспортно-импортный режим, где ставка налога на прибыль составила только 10%, а территория получила название СЭЗ «Шеннон». В настоящее время данная СЭЗ представляет собой высокоразвитый промышленный центр с ежегодным экспортом более 1 млрд долл. В составе этого центра в основном высокотехнологические предприятия, где действует свыше 100 иностранных фирм и трудится более 6 тыс. человек. Созданная структура управления СЭЗ (рис. 3.1) позволяет ей и в настоящее время успешно функционировать и быть весьма привлекательной для иностранных инвесторов. Китай. В конце 1970-х годов впервые в мире в стране социалистической ориентации было заявлено о создании СЭЗ. Изначально зоны создавались в приморских районах как экспериментальные площадки. При положительном результате их опыт планировалось распространить на другие регионы. Мотивация создания первых СЭЗ в Китае базировалась на следующих основных принципах: • в каждой зоне должен находиться (или может быть создан) крупный порт; • зона должна быть расположена вблизи от крупнейших финансово-экономических мировых центров данного региона (городов Японии, Сингапура, Гонконга); • зона должна располагаться на относительно свободных территориях с невысокой плотностью населения (для строительства и привлечения рабочей силы) и в наиболее развитых районах страны, имеющих достаточную сырьевую и энергетическую базу и трудовые ресурсы. Согласно китайским теоретическим разработкам процесс формирования СЭЗ предполагал три этапа общей продолжительностью 20—25 лет. I этап (до 10 лет) — формирование первичной инфраструкту II этап (до 8 лет) — СЭЗ, опираясь на иностранные инвести III этап (5—7 лет) — переход от трудоемких производств к Основными целями формирования СЭЗ являлись: „^ • привлечение иностранного капитала; vjS,. Модуль 3. Особенности регионального управления в СЭЗ 3.1. История развития СЭЗ. Российский опыт создания СЭЗ
• заимствование передовых технологий и мирового опыта менеджмента; • создание эффективных рабочих мест, что обеспечивало занятость населения, улучшало условия жизни и приводило к стабилизации социальной обстановки в стране. С 1990 г. в Китае начали создаваться беспошлинные зоны, а с 1992 г. 13 приграничных городов получили статус «открытых» для внешнего мира с применением тех же льгот, что и для приморских зон (зоны технико-экономического развития). Процесс создания СЭЗ в Китае привел к тому, что уже функционирует более 13 беспошлинных зон, 32 зоны технического развития, 52 зоны новых и высоких технологий и этот процесс продолжается. В начале 1970-х годов в Южной Корее появились СЭЗ, которые сыграли положительную роль в становлении новой индустриальной страны. Ставка была сделана на привлечение в экономику страны иностранного капитала, для чего хорошо была продумана система стимулирования его притока. Данная система прошла два этапа. / этап (1962 — 1984). Все иностранные инвесторы пользовались: • налоговыми льготами (снижение на 50% подоходного налога, корпоративного налога и налога на собственность); • освобождении от таможенных пошлин; • освобождением от налога на добавленную стоимость на импортируемое оборудование. // этап (с июня 1984 г.). Введен режим налогообложения, стимулирующий развитие только отраслей высокой технологии. Кроме этого в число льгот стало входить: • подоходный налог. Иностранные граждане, работающие на совместных предприятиях или на предприятиях со 100%-ным иностранным капиталом, освобождались от уплаты подоходного налога; • корпоративный налог. Предприятия со 100%-ным иностранным капиталом освобождались от уплаты налогов на собственность и корпоративного налога; • дивиденды в течение пяти сроков были освобождены от налогов, а в последующие три года налог взимается в размере 50%- Предприятия в СЭЗ имеют право свободно заниматься экспортно-импортной деятельностью без лицензирования. Учитывая, что все предприятия с иностранными инвестициями имеют привилегии в налогообложении, можно утверждать, что в какой- то мере вся территория Южной Кореи может рассматриваться Как СЭЗ. Польша. История создания СЭЗ в этой стране начинается с 20 сентября 1994 г., когда в ней появилась соответствующая правовая основа для создания СЭЗ. Одна из первых СТЗ была создана в Гданьском порту в 1995 г. Главная цель создания СЭЗ в Польше —ускоренное экономическое развитие части территории страны, которое достигается: • развитием определенной сферы хозяйственной деятельности; • использованием в национальной экономике новых технических и технологических решений; • увеличением конкурентной способности производимых товаров, услуг и продуктов; • созданием соответствующей инфраструктуры, новых рабочих мест; • освоением неиспользованных полезных ископаемых, но при условии соблюдения экологического равновесия. Как правило, Правительство Польши самостоятельно определяет льготы и период их действия (от 10 до 20 лет). В настоящее время создано около 20 зон, называемых специальными экономическими зонами (СЭЗ), в состав которых вошло свыше 80 инвесторов, представителей как от малого бизнеса, так и от крупных международных концернов, которые предоставили инвестиций на сумму более 3,9 млрд злотых и создали 12 тыс. новых рабочих мест. Литва. Основой для создания здесь СЭЗ стал Закон Литовской Республики о свободных экономических зонах от 28 июня!995 г., целью которого является реализация хозяйственно-коммерческой деятельности в создаваемых зонах. Такие зоны были созданы в Клайпеде и Шауляе, имеющих выгодное географическое расположение около перспективных Международных магистралей, водных путей и всех видов транс-Порта, развитую инфраструктуру, доступ к энергоносителям. Товар, который находится в этих зонах, считается товаром, Находящимся за пределами таможенной территории Республики, инвесторам предоставлялись следующие льготы: • зарегистрировавшие свои предприятия в свободных эконо- Пять лет — в размере 50%; • освобождение от уплаты налога на землю в размере 50%;,..■ Модуль 3. Особенности регионального управления в СЭЗ 3.1. История развития СЭЗ. Российский опыт создания СЭЗ 121
• если инвестор приобретает 30% и более уставного капитала Подводя итог рассмотрения опыта развития зарубежных СЭЗ, следует отметить, что процесс их создания наиболее быстрыми темпами распространяется в последние два десятилетия, особенно в развивающихся странах. Для России наиболее интересен опыт Китая, поскольку СЭЗ там создавались в рамках общего процесса экономического реформирования. Управление этими зонами осуществляется специальными комитетами, которые разрабатывают комплексные планы и контролируют их выполнение, проводят экспертизы и утверждают инвестиционные проекты, контролируют распределение земли, регулируют обеспечение кадрами. За годы своего существования СЭЗ Китая привлекли десятки миллионов долларов в инвестиции, которые в сочетании с государственными и частными отечественными инвестициями позволили: • создать высокотехнологичные производства; • развить экспорт; • освоить передовой опыт управления; • стать маяками рыночной экономики и технического прогресса для всей страны. Указанные критерии успеха СЭЗ применяются и в других странах. Функционирование большинства созданных зон, как правило, давало позитивные результаты. Вместе с тем в мировой практике есть немало примеров малой результативности СЭЗ главным образом из-за слабого начального инвестиционного толчка, несистемного введения экономических льгот, недостаточной конкурентоспособности создаваемых производств по сравнению с другими регионами внутри страны и за рубежом, неконтролируемого развития теневой экономической деятельности. 3.1.5. Российский опыт создания и функционирования СЭЗ Россия значительно позже других стран мира перешла к созданию СЭЗ, осознав значение этого направления для своего экономического развития. Однако еще в XIX в. по опыту западных стран в России делаются попытки, как отмечалось, формирования статуса «свобоД' ных портов» (Одесса, Владивосток, Батуми), обеспечивающих беспошлинное хранение на их территориях различных товаров на время поиска оптовых покупателей или в ожидании конъюнктурного срока их выгодной продажи. Но практика «свободных портов» стала затухать, уступая место идеям создания более эффективных СЭЗ. В советский период СЭЗ фактически не признавались. Практический интерес к проблемам СЭЗ возник в начале «перестройки». Только в марте 1989 г. выходит постановление Правительства РФ, в котором провозглашается создание в опытном порядке на территории России нескольких СЭЗ. В качестве первого возможного эксперимента рассматривались зоны в городах Находка, Выборг, Новгород. В экономических и государственных кругах, у общественности страны быстро развивается интерес к этой проблеме, и уже к концу 1990 г. почти 60 регионов и городов России подают заявки и предложения в Правительство о создании на своих территориях СЭЗ различного типа. На СЭЗ возлагались следующие экономические надежды: • привлечение отечественных и иностранных инвестиций; • привлечение передовых технологий и управленческого опыта; • развитие экспорта и импортозаменяющих производств; • увеличение дешевого (беспошлинного) импорта; • значительный рост доходов населения и региональных бюджетов. За один год (с июля 1990 г. по июль 1991 г.) было объявлено о создании 11 СЭЗ и ЗСП (зон свободного предпринимательства) на территориях следующих краев и областей: • Ленинград и Ленинградская область; • Калининградская область (Янтарь); • Алтайский край (Алтай); • Кемеровская область (Кузбасс); • Читинская область (Даурия); • Сахалинская область (Сахалин); • Приморский край; • Еврейская автономная область и др. Следует отметить, что общая площадь 11 объявленных зон составила около 1 млн кв. м, что в идеальном весе составляет 7% ТеРритории всей страны с населением 18,5 млн человек. По этим Показателям многократно был превзойден мировой рекорд. Ха-I Рактерно и то, что при этом не было принято ни одного государ- Модуль 3. Особенности регионального управления в СЭЗ 3.1. История развития СЭЗ. Российский опыт создания СЭЗ
ственного нормативно-правового акта, определяющего статус и условия функционирования зон в рамках существующего законодательства. В результате законодательного вакуума деятельность по формированию и развитию большинства из 11 СЭЗ затормозилось, за исключением Калининградской области, Находки и Ингушетии, где в течение ряда лет наблюдалось некоторое продвижение в развитии и функционировании СЭЗ. Но к концу 1998 г. в какой-то степени функционировали лишь особая экономическая зона в Калининградской области и частично в Находке. Наметившийся организованный и планомерный процесс создания СЭЗ на территории России в связи с экономическим кризисом в период 1991—1998 годов замедлился, пришел в русло стихийного развития и не оправдал тот оптимизм, который связывался с идеей их развития в нашей стране. На практике оказалось, что провозглашение СЭЗ само по себе не вызвало притока капиталов в зоны, а попытки получения ожидаемых льгот наталкивались на действующие законы. Затем и декларируемые льготы СЭЗ стали отменяться. Анализируя причины неудачи в создании СЭЗ в России в 1990-х годах, следует отметить главные узловые моменты: • отсутствие четкой законодательной базы создания и функционирования зон на территории России; • крайне слабое развитие их инфраструктуры (транспорт, системы телекоммуникаций, связи, гостиничный сервис и т. п.), что оказывает отрицательное воздействие на иностранных инвесторов; • высокий уровень коррупции и сложная криминальная обстановка в России, что являлось сдерживающим фактором для иностранных инвесторов; • рост социальной напряженности по регионам страны, вызванный затяжным экономическим кризисом. Таким образом, можно констатировать, что на начало 1999 года инвестиционный климат и условия создания СЭЗ в России по ряду основных параметров не соответствовали сложившимся в мировой практике. Но идея создания СЭЗ в России уцелела. В качестве потенциальных СЭЗ стали рассматриваться, как правило, компактные территории, имеющие особо благоприятное экономическое положение, конкурентные преимущества и другие предпосылки для формирования полюсов роста на стыках внешнего и внутреннего рынков. Предполагалось формирование на территории России локальных и точечных зон. 3.1.6. Принципы экономического механизма создания и функционирования СЭЗ в России В результате стабилизации экономического и финансового положения в стране после августовского (1998 г.) кризиса и при поддержке Правительства РФ активизировалась деятельность по созданию различного типа СЭЗ. Основными целями создания СЭЗ являются: • развитие экспортного потенциала в отдельных регионах страны; • увеличение поступлений в бюджет; • активизация внешнеэкономических связей хозяйствующих субъектов; • привлечение иностранных и российских инвестиций; • использование передового научно-технического опыта. во-вторых, создание локальных специальных экономических зон (СЭЗ) на ограниченных территориях. Такие зоны могут располагаться и во внутренних регионах России, а также выступать зонами экономического роста для этих регионов. К СЭЗ могут быть отнесены различные промышленные зоны (ПЗ), научно-промышленные парки (НПП), технопарки (ТП), российско-иностранные технополисы (РИТП), международные финансовые центры (МФЦ). Практика свидетельствует, что, несмотря на огромный мировой опыт создания и функционирования СЭЗ, до настоящего времени не удалось разработать какого-либо универсального экономического механизма таких своеобразных национально-международных хозяйственных образований. Это обусловлено: • наличием разных типов СЭЗ и множества различных целе-вЬ1х установок их создания; • разнообразием экономических и организационных условий, а также ограничений и механизмов создания и функционирования зон; • разными потребностями в финансовых ресурсах; • разными экономическими обоснованиями и бизнес-плани-Р°ванием создания любой СЭЗ; • индивидуальной разработкой всех исходных документов, в жения о СЭЗ, применительно к конкретным экономическим правовым условиям и специализации той или иной СЭЗ; • наличием межзональной конкуренции и др.; В российских теоретических разработках, посвященных созданию СЭЗ, предусматриваются два этапа их формирования: первый этап —этап создания СЭЗ. второй этап —этап функционирования СЭЗ. В графическом виде это можно выразить так, как представлено на рис. 3.2, где для наглядности процесса создания СЭЗ первый и второй этапы достаточно четко отделены друг от друга по времени. На практике, особенно если СЭЗ создается на основе какого-либо сложившегося хозяйственного комплекса (порт, отдельные крупные предприятия и территории), эти временные границы весьма размыты. Первый этап, как правило, характеризуется обустройством прежде всего инфрастуктуры СЭЗ, созданием правовой базы, привлечением инвестиций, модернизацией существующего и организацией нового производства или технологических услуг. Второй этап, переходящий из первого, характеризуется вхождением СЭЗ в режим нормального функционирования. Применяя метод критических соотношений, можно определить графически так называемую точку безубыточности, т. е. момент, с которого СЭЗ начинает работать эффективно и прибыльно. Такой подход использования условной графической экономической модели создания и функционирования СЭЗ, несмотря на его ориентировочный характер, удобен для практического применения при разработке технико-экономического обоснования создания различных СЭЗ. Впервые в отечественной учебной литературе дано достаточно полное описание финансового механизма создания и функционирования СЭЗ в книге Т. П. Данько и 3. М. Округ «Свободные экономические зоны». В общем виде экономический механизм создания и функционирования СЭЗ строится на следующих принципах: 1. На первом этапе основные расходы по созданию СЭЗ берет на себя преимущественно принимающая сторона, т. е. страна (регион), на территории которой формируется СЭЗ. 2. Финансирование создания СЭЗ осуществляется из различных источников:
• из государственного бюджета; • регионального бюджета; • муниципального бюджета; • от иностранных инвесторов; • отечественных инвесторов. 3. Основой экономической политики по созданию СЭЗ явля • снижение ставок налога; • освобождение от уплаты налогов на определенный пери-°Д — «налоговые каникулы»; • введение пониженной ставки или отмена подоходного налога; • введение ускоренной амортизации активной части основных производственных фондов и т. п. 4. Экономическая деятельность СЭЗ базируется на собствен • налоговые поступления фирм и физических лиц, находящихся на территории зоны; • спонсорская помощь; • средства государственной поддержки (долгосрочный кредит)- Модуль 3. Особенности регионального управления в СЭЗ 3.1. История развития СЭЗ. Российский опыт создания СЭЗ 127
• таможенные сборы; • поступления от собственной хозяйственно-предпринимательской деятельности администрации СЭЗ. 5. Управление административно-хозяйственной деятельно 6. Государственное регулирование процесса создания и функ • утверждение устава (положение) СЭЗ; • введение ставок таможенных тарифов на границе зоны; • введение нормативов валютных и налоговых платежей в федеральный и региональный бюджет. 7. Денежный внутрихозяйственный оборот в СЭЗ должен Экономическая деятельность СЭЗ строится на принципах валютной самоокупаемости. Приведенные основные базовые принципы не исчерпывают всего спектра вопросов формирования экономического механизма современных СЭЗ. Это исключительно сложная задача, требующая дополнительной разработки отечественной наукой.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 1157; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |