Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типология государственных должностей




Должности государственной службы

В государственном управлении как и в других сферах общественной жизни можно выделить функциональную, технологическую, профессиональную и квалифицированную формы разделения труда. Специфика той или иной формы разделения труда обусловлена в первую очередь объектом управления, так как он может принадлежать к человеческим, материальным финансовым, информационным и иным видам ресурсов. Для функциональной формы характерно деление управленческого труда по содержанию, роли и месту в иерархии, выполнение управленческих функций.

Выделяют следующие уровни должностей:

1. Стратегический (уровень руководства) – сюда относятся должности высшей формы управленческой деятельности.

2. Собственно управление (тактический уровень), организация – это должности низшего уровня управления.

Технологическая форма предполагает расчленение процесса управления на отдельные стадии.

Профессиональная раскрывает предметную область деятельности и представлена содержанием профессиональных требований, которыми характеризуется данная должность. Это специализация должности.

Квалификационная форма определяет степень сложности управленческого труда в конкретной профессиональной области.

Данные перечисленные формы разделения управленческого труда проявляются в традиционной или должностной структуре или в штате организации. Там определяются задачи и направления деятельности.

Элементами должностной структуры являются должности и связи между отдельными должностями.

В юридической литературе определение должности раскрывается через совокупность обязанностей, полномочий и ответственности.

Социальная сущность должности может быть выражена через ее ролевое определение.

Должность – это установленная социальная роль, выполняемая человеком в государственных, общественных, частных организациях, предприятиях или учреждениях.

Содержание должности составляют трудовые функции, которые предопределяют основные направления деятельности, задачи, выполняемые по должности, и выступают их неделимой формой в социальной структуре. Должность, в отличие от профессии и специальности может как принадлежать, так и не принадлежать человеку. В соответствии с этим должность может быть вакантной и занятой. На должность назначают, от нее отстраняют, избирают, т.е. способы замещения должностней определяется нормативными документами государственных органов. Со стороны работника должность выступает как форма реализации его способностей., профессиональных и квалифицированных навыков. Должность признана упорядочить не только деятельность человека в той или иной области, но и многообразие видов социальных отношений – профессиональных, управленческих, технологических и т.д.

При проектировании должности важно учитывать то, что у любой должности можно выделить ряд оснований, которые обуславливают социальный статус должности, содержание ее социальной роли, систему предписанных коммуникаций в организационной структуре.

Виды оснований:

1. Деятельностное основание должности составляет содержание основных задач, функций или направлений деятельности.

2. Правовое основание включает совокупность полномочий и ответственности, которыми наделяется эта должность. Данное основание создает правовую или нормативную среду, необходимую для выполнения соответствующих данной должности функций и задач.

3. Информационно-коммуникативное основание раскрывает должность в системе информационных, коммуникативных связей, существующих как внутри организации, так и вне ее. Данное основание позволяет определить количественное многообразие информационных потоков, степень их важности, сферу формального влияния данных информационных потоков.

4. Материальное основание характеризует весь объем материальных затрат, связанных с данной должностью. Сюда включается денежное содержание государственного служащего, все расходы по социальным льготам и гарантиям пенсионному и медицинскому обеспечению, затраты на оборудование рабочего места и обеспечение деятельности конкретной должности.

Три первых основания составляет функциональная должность.

Любую должность можно характеризовать с точки зрения требований, предъявляемых ею человеку, который ее занимает. Требования:

1. Профессионально - квалификационные.

2. К общему стажу и стажу по специальности.

3. К профессиональному опыту.

4. К личностным качествам, способностям.

Достаточно важным является социально-психологические и медико-физиологические требования:

1. Описание должности.

2. Должностные инструкции.

3. Описание рабочего места.

Практика разработки описаний должности позволяет более полно раскрыть должностную позицию, позволяет действовать человеку в рамках какой-то нормативной базы с высокой степенью самостоятельности. Т.е. описание должности – это описание того, что делать, и как делать и добиться нужных результатов – прерогатива самого служащего.

Должностная инструкция содержит правила, предписание именно того, как действовать или как делать.

В государственной службе структурообразующие элементы органов государственной власти выступает государственная должность. В отличие от должности вообще эта должность имеет свою точную принадлежность.

Государственные должности образуются во всех ветвях государственной власти, их органах и аппаратах.

Законодательная власть - Совет Федерации, Госдума и т.д.

Исполнительная ветвь - президент, правительство, Федеральные министерства и ведомства.

Судебная - Конституция, верховный, внешний арбитражный суд, прокуратура.

Также выделяют иные органы государственной власти - ЦБРФ, Совет безопасности, администрация президента, счетная палата. Кроме того устанавливается - в вооруженных силах, МВД и других военных структурах России. Также Федеральная служба налоговой полиции, ГТК и т.д.

С порядка установления государственных должностей и начинается их типология, которая и образует должностную структуру, создает предпосылки для иерархии должностей, для их унификации. Тем самым упорядочивает, согласует и обеспечивает функционирование органов государственной власти как единого механизма государственного управления.

При типологии государственных должностей определяется их соотношение с полномочиями органов государственной власти как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федераций. Поэтому основанию государственные должности подразделяются на категории. Выделяются государственные должности, устанавливаемые для непосредственного исполнения полномочий государственных органов. На федеральном уровне - это государственные должности РФ и на уровне субъектов Федерации - государственные должности субъектов РФ.

1. Законодательно устанавливается порядок и правило замещения этих должностей, порядок прохождения государственной службы, а также основы правового положения государственных служащих.

2. К эти должностям и лицам, их замещающим, устанавливается единая система профессионально квалификационных требований, система оценки соотношения требований данной должности по группам. Закон выделяет 5 групп: высшие, главные, ведущие, старшие, младшие.

Замещение каждой из должностей обусловлено рядом требований:

1. Уровень профессионального образования с учетом группы и специализации государственных должностей.

2. Стаж и опыт работы.

3. Уровень знания Конституции РФ, федеральных законов, уставов и законов субъектов Федераций РФ применительно к исполнению соответствующих должностей.

Для замещения младших государственных должностей необходимо иметь средне специальное образование по специальности государственных должностей. Ведущие и старшие государственные должности требуют высшего профессионального образования по специальности «Государственное управление», либо по специализациям государственных должностей. Для высших и главных государственных должностей необходимо высшее профессиональное образование по специальности государственной должности.

Стаж государственной службы на государственные должности должен быть для высших, главных и ведущих должностей - не менее 2-х лет, для старших и младших - не устанавливается. Опыт работы по специальности соответственно не менее 3-5 лет, для старших - не менее 3-х лет, для младших не устанавливается.

Квалификационные разряды устанавливаются по результатам, либо государственного экзамена, либо по результатам аттестации.

Согласно закону «Об основных государственных служащих в РФ» устанавливаются следующие квалификационные разряды:


1. Действительный государственный советник РФ

2. Государственный советник РФ.

3. Советник РФ.

4. Советник государственной службы.

5. Референт государственной службы.


Каждый из разрядов подразделяется на 3 класса, которые характеризуют степень соответствия уровня профессиональной подготовки внутри разряда.

Высшая 5-я группа соответствует действительному государственному советнику, 4-я группа - государственному советнику, 3-я группа - советник РФ, 2-я группа - советник государственной службы и 1-й группе - референт государственной службы.

При проектировании центральных аппаратов органов государственной власти правительством РФ рекомендовано следующее соотношение должностей. Количество ведущих - не более 10 %, старших - 40 %. А также рекомендованы нормативы по численности. Численность департамента - не менее 35 единиц, управления - не менее 20 единиц, отделе - не менее 10 единиц, отдела внутри департамента или управления - не менее 5 единиц. В структуре департамента не должно быть менее трех отделов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 3412; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.