КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ТЕМА 1. Методологические основы стратегического управления
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предпосылки возникновения на предприятиях стратегического управления. Развитие рыночных отношений делает необходимым изменение сложившихся стереотипов хозяйствования, характера управления. В первую очередь это относится к деятельности, определяющей перспективы развития предприятий. Условия появления методологии стратегического управления. По меткому выражению специалиста, изучающего проблемы устойчивого развития, будущее должно вступать в наши жизни «как друг, а не как громила». На первом уровне руководители объясняют существование проблем либо неблагоприятными условиями внешней среды (высокие налоги, темпы инфляции, экономическую и политическую нестабильность и др.), либо недостатками внутренней среды предприятий (нехватку финансовых средств, технологическую отсталость, плохую организацию производства и управления и др.). Второй уровень понимания руководителями проблем объясняет их существование в основном отсутствием перспективного видения, обусловленного плохим знанием рынка, факторов, определяющих конкурентные преимущества предприятия, недостаточным уровнем квалификации и др. Третий уровень понимания сути проблем включает тех руководителей, которые видят их истоки в недостаточном знании и умении мотивировать работников, разрабатывать стратегии развития предприятия, выбирать эффективные способы повышения инновационного потенциала, использовать результаты маркетинговых исследований, находить эффективные способы борьбы с бюрократизацией организации. Различный уровень понимания сути проблем отражает представление руководителей о сложности управления организацией и их возможностях. Понятие и сущность стратегического управления. Проблема номер один для любого предприятия (организации), действующего в условиях рынка – это проблема выживаемости и обеспечения непрерывности развития. В зависимости от складывающихся условий и обстоятельств эта проблема решается различными предприятиями по своему. Содержание и организацию этой работы раскрывает концепция стратегического менеджмента (управления). Сущность этой концепции заключена в ответе на вопрос «Как следует осуществлять управление предприятием в условиях динамичной, изменчивой и неопределенной среды?». Согласно закону необходимого разнообразия, сформулированному Уильям Росс Эшби (1903-1972), для успешного функционирования система управления должна иметь в своем арсенале не меньшее разнообразие реакций, чем возможное количество и сложность изменений, происходящих в среде. Поскольку количество и сложность ситуаций во внешней среде растут, система управления предприятия должна соответственно приобретать новые качества, увеличивая свои возможности по выработке и реализации адекватных ситуаций решений. Процесс развития предприятия не должен пониматься только как процесс устранения текущих причин несоответствий, но и как процесс, ориентированный на перспективу и организуемый соответствующим образом, исходя из требований и тенденций изменения среды. Это потребует чёткого представления возможностей предприятия, умения правильного определения и выбора направлений развития, обоснования перспективных целей и способов их достижения и многое другое, что составляет сущность стратегического управления,с помощью которого обеспечивается в целом поступательное развитие предприятия. В общем виде стратегическое управление представляет собойдеятельность, которая состоит в выборе сферы и образа действий по достижению долгосрочных целей предприятия в постоянно меняющихся условиях внешней среды. Существует целый ряд определений стратегического управления, в которых авторы делают упор на различные его аспекты и особенности, приводящие к неопределённости границ понятия. Дефиниция (т.е. установление содержания понятия) стратегического управления включает: Стратегическое управление – это вид, сфера деятельности по управлению, состоящий в реализации выбранных перспективных целей через осуществление изменений в организации; Стратегическое управление – это процесс, посредством которого осуществляется взаимодействие предприятия с окружением; Стратегическое управление – это область научных знаний, изучающая приёмы и инструменты, методологию принятия стратегических решений и способы практической реализации этих знаний. И.Ансофф так определил содержание понятия: «Деятельность по стратегическому управлению связана с постановкой целей и задач организации и с поддержанием ряда взаимоотношений между организацией и окружением, которые позволяют ей добиваться своих целей, соответствуют её внутренним возможностям и позволяют оставаться восприимчивой к внешним требованиям». Обобщая сказанное, можно дать уточнённое определение стратегическому управлению. Стратегическое управление – это не чётко определённый образ действий и тем более не конкретный план работ. Стратегическое управление – это концепция выживания в определённых условиях, оно даёт более или менее (в зависимости от используемой методологии, располагаемых ресурсов, качества выполнения работ и других факторов) конкретное представление о том, каким должно быть предприятие в будущем: в каком окружении ему предстоит работать, какую позицию занимать на рынке, какие иметь конкурентные преимущества, какие изменения в организации производства предстоит осуществить. Для понимания сущности стратегического управления отметим, что стратегическое управление - это управление в социально-экономических системах, в котором можно выделить следующие стороны: функциональную; процессную; элементную. Условия появления методологии стратегического управления. Появление стратегического управления было вызвано объективными причинами (главным образом усложнением условий производства и реализации продукта) и явилось результатом эволюционного развития подходов в управлении развитием предприятий (на стыке 1960-70 годов). До него существовали методы и формы долгосрочного и текущего планирования, основанные на оптимизационном моделировании, научно-технического и экономического прогнозирования, с помощью которых стремились определить тенденции развития производства, направления и характер деятельности предприятия. Главное, что следует отметить, стало значительно труднее, но и обязательнее в силу растущих потерь, поддерживать соответствие между требованиями рынка и деятельностью предприятия по их выполнению. В этих условиях жёстко регламентированные системы были уже не в состоянии успешно решать задачи развития предприятия. Наступил этап оценки, критического осмысления существующих подходов к управлению, их трансформации. Возникла методология стратегического управления, задача которого состоит в обеспечении подобного соответствия в долгосрочной перспективе. Мониторинг внешней среды, своевременное распознавание угроз, выявление возможностей для развития, определение преимуществ в конкурентной борьбе и способы их реализации, корректировки целей, гибкое маневрирование ресурсами стало основным в этой деятельности. Таким образом, стратегическое управление представляет собой по существу способ управления, используемый в условиях: - появления новых более сложных задач, обусловленных динамичностью и неопределённостью обстановки. - быстрой сменяемости задач и соответствующей реакции предприятий по изменению направлений капитальных вложений, организационных форм управления и др.; - высокой цены ошибок от принятия неправильных решений; - отсутствия разработанных формализованных схем и процедур решения задач. Важным аспектом нового подхода к управлению предприятиями стала методология стратегического управления. Методологические основы стратегического управления. Можно выделить четыре уровня знаний, составляющих методологию стратегического управления. Первый уровень – общефилософский, который представляет собой совокупность взглядов, знаний о явлениях окружающего мира. Этот уровень образует такие науки как философия, футурология, математика, теория информации и др. Второй уровень – общенаучный, который даёт понимание общих подходов, принципов, форм организации систем. Этот уровень образует науки: теория систем, кибернетика, теория организации и др. Третий уровень – конкретная методология наук, образующих совокупность знаний об управлении в социально-экономических системах: статистика, менеджмент, социология, право, макроэкономика, микроэкономика, теория управления и др. Четвёртый уровень – методология, методика и технология стратегического управления, предметом рассмотрения в дальнейшем будет являться четвёртый уровень. Стратегическое управление наиболее приближено к практической деятельности и призвано реализовать достижения других наук. Поэтому уровень развития стратегического управления зависит, во-первых, от уровня достижений других наук, и, во-вторых, от требований практики. Имеется и обратная связь: стратегическое управление может ускорить развитие других наук, появление новых методов и инструментов исследования. В частности, под его влиянием развивается такая область знаний, как принятие решений в условиях слабо структурированных и неструктурированных задач управления. Методологической базой стратегического управления является системный и ситуационный подходы. Стратегическое управление на предприятиях основывается на следующих положениях. 1. Предприятия являются сложными социально-экономическими системами, которые характеризуются рядом особенностей: · предприятия создаются для достижения определённой цели (целей); · наличие определённых ресурсов и их преобразование в материальные блага (услуги); · соизмерение затрат на производство и использование товара (услуги) с результатами деятельности; · сложность внутренней среды предприятия (большое число элементов, наличие взаимосвязей между ними, вероятностный характер взаимосвязей и др.); · многокритериальность задач управления; · большая динамичность протекающих в системе процессов; · невозможность формализации многих задач управления предприятиями; · обязательность развития и изменчивость критериев развития; · необходимость управления предприятием, для чего создаётся специальный орган управления, имеющий определённую функциональную и организационную структуру, систему утверждённых норм поведения и форм контроля за их соблюдением и т.д. 2. Предприятия являются открытыми системами, на которые воздействуют многочисленные факторы внешней среды. Поэтому эффективность деятельности предприятия и её стратегии в значительной степени будут определяться её адаптивными возможностями. 3. Стратегии предприятий во многом уникальны, поэтому универсальных решений, пригодных для всех случаев нет. Отсутствуют и «стандартные» наборы правил и порядка решений стратегических задач.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 1291; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |