Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория антикризисного управления предприятием 4 страница




Диагностика состояния предприятия является ключевым блоком антикризисного управления.

 

4.1. Взаимосвязь конкурентоспособности предприятия и банкротства. Оценка конкурентоспособности.

 

Конкурентоспособность предприятия является необходимым условием выживаемости в условиях рынка и недопущения его банкротства. В самом широком смысле по под конкурентоспособностью предприятия понимают его способность производить товары и услуги, соответствующие потребностям рынка.

Показатели конкурентоспособности образуют иерархическую систему, все элементы которой взаимосвязаны между собой. Показатели конкурентоспособности нижнего уровня входят как составные элементы в показатели верхнего уровня. В свою очередь показатели верхнего уровня оказывают влияние на формирование показателей более низкого уровня.

Так, при оценке конкурентоспособности предприятия необходимо учитывать, какие позиции занимает его продукция на рынке, т.е. конкурентоспособность продукции. Однако этим не исчерпывается их взаимосвязь. Имидж предприятия, его репутация как товаропроизводителя зачастую является решающим аргументом при выборе потребителя, а, следовательно, автоматически определяет позицию, товара в ряду аналогичных изделий. На внешнем рынке (для импортируемых товаров) такую же роль играет репутация страны изготовителя.

Конкурентоспособность является лишь внешним проявлением сложных процессов, происходящих в сфере производства, маркетинга и т.д. Это одно из сложнейших многоаспектных экономических понятий, которые динамично развиваются, подвергаясь постоянным изменениям.

Единого, универсального, общепринятого определения конкурентоспособности, не существует. Имеется множество определений конкурентоспособности, различающихся по сущностным признакам, включаемым элементам к другим критериям.

Конкурентоспособность предприятия – это возможность его эффективной хозяйственной деятельности в условиях рынка. Она обеспечивается всем комплексом имеющихся у предприятия средств, его умением эффективно использовать свой финансовый, производственный, научно0технический и трудовой потенциал.

Показатель конкурентоспособности для любого предприятия отображает итоги практически всех его служб и подразделений, а также его реакцию на изменения внешних факторов, в том числе в поведении потребителей продукции, их вкусов и предпочтений. Выход на рынок с конкурентоспособным товаром – лишь исходный момент в работе предприятия по освоению ранка и закреплению на нем. Далее следует постоянная работа по поддержанию конкурентоспособности и управлению конкурентоспособностью товара, т.е. выработка совокупности мер по систематическому совершенствованию продукции постоянному поиску новых каналов ее сбыта, новых групп покупателей, улучшению сервиса, рекламы.

На предприятии должна быть разработана соответствующая стратегия повышения качества продукции и стратегия маркетинга. Стратегии могут различаться по целям, временным параметрам и другим характеристикам, но их главной задачей является обеспечение продукции предприятия равенства или определенных рыночных преимуществ перед продукцией конкурентов.

Конкурентоспособность продукции предприятия – это совокупность качественных и стоимостных (ценовых) характеристик продукции, обеспечивающая удовлетворение конкретной потребности покупателя.

Конкурентоспособность продукции – синтетический показатель, включающий в себя итоги многих слагаемых: - эффективности работы конструкторских бюро, производственной деятельности предприятий, их смежников, работы внешнеэкономических посредников по реализации продукции на внешних рынках и др.

Конкурентоспособность продукции на внешнем и внутреннем рынках – это не только высокое качество и технический уровень, но и умелое маневрирование продукцией в рыночном пространстве и во времени, а главное – максимальный учет требований рынка, конкретных групп потребителей. Этот показатель предполагает гибкую реакцию поставщика продукции на требования рынка и поведение конкурентов. Продукция предприятия необходимой потребительской ценности должна быть не только произведена в обусловленных качествах и вовремя доставлена потребителям, но и обеспечена гарантированным сервисом.

Конкурентоспособность носит сопоставительный, а следовательно, относительный, а не абсолютный характер, хотя и сравниваются по преимуществу количественные величины. Исключением в этом отношении является конкурентоспособность товаров, обладающих уникальными свойствами, не имеющих товаров-заменителей (субститутов).

Относительность конкурентоспособности проявляется в другом ее важном свойстве – конкретности проявления, привязанности ее к точно определенным условиям и причинам. Конкурентоспособность любого экономического объекта не может быть универсальной, она имеет вполне конкретный характер. Продукция предприятия, конкурентная на одном внешнем рынке, может и не быть таковой на другом. Следовательно, конкурентоспособность продукции должна оцениваться, исходя из привязки к конкретным условиям. В противном случае определяемая конкурентоспособность отрывается от реальных условий и в силу этого оценивается неправильно.

Еще одной характеристикой конкурентоспособности, тесно связанной с предыдущей, является ее динамичность, относительная быстрота процессов ее протекания. Существует огромное число факторов (внутренних и внешних), оказывающих воздействие на конкурентоспособность, предприятий. Воздействие одних факторов имеет однонаправленный, других – разнонаправленных или противоположно направленный характер. Одни факторы носят долговременный, другие – кратковременный, третьи – случайный или одноразовый характер. Нарастает воздействие одних факторов, сокращается или прекращается влияние других.

Поэтому оценка степени воздействия всей совокупности факторов на конкурентоспособность является достаточно сложной задачей.

В теории и практике сложилось три направления анализа и оценки конкурентоспособности экономических объектов независимо от их уровня (масштабности).

Первое направление – Оценка конкурентоспособности на основе результатов экономической (хозяйственной) деятельности объектов анализа (предприятия). Анализ и оценка конкурентоспособности в рамках этого направления могут проводиться с привлечением ограниченного числа крупных интегрированных показателей.

Может быть использована и развернутая система показателей, раскрывающая отдельные стороны и характеристики конкурентоспособности предприятия, уточняющая уровень и динамики конкурентоспособности, а также воздействие на нее факторы, которые предоставляют дополнительные возможности для обоснованного прогнозирования конкурентоспособности.

Второе направление – факторный подход к анализу и оценке конкурентоспособности, предполагающей не просто выделение определенной совокупности показателей, характеризующих конкурентоспособность предприятия, а раскрытие характеристик этих показателей как особых факторов воздействия на конкурентоспособность.

Каждый из факторов обладает только ему присущими возможностями воздействия на конкурентоспособность предприятия.

Третье направление – стратегическая оценка, учитывающая характер воздействия на конкурентоспособность стратегий, перспективных программ, планов руководства предприятий и эффективности их реализации.

Уровень конкурентоспособности определяется наличием конкурентных преимуществ и возможностью их реализации, т.е. получение экономической выгоды. Конкурентоспособность выявляется в процессе борьбы за достижение больших выгод и преимуществ, которая регулируется механизмом конкуренции.

По мере усложнения и совершенствования рыночной системы экономики развивалась теория конкуренции и трансформировалось экономическое содержание конкурентных преимуществ.

Состояние конкуренции в промышленности зависит от действия от пяти основных движущих сил конкуренции. В их число входят:

· покупатели;

· поставщики;

· потенциальные конкуренты, желающие войти в отрасль;

· реальные конкуренты;

· производители товаров-заменителей.

Степень воздействия каждой их этих движущих сил определяется ее экономическим потенциалом. На интенсивность конкурентной борьбы также влияют структурные характеристики рынка.

Итогом взаимодействия движущих сил является установление величины отдачи на вложенной капитал, т.е. нормы прибыли. В отрасли происходит ранжирование предприятий в соответствии с их возможностями получит прибыль. Получают преимущественные возможности для экономического роста те, у кого выше уровень рентабельности, а аутсайдеры ликвидируются или переходят в другие отрасли.

 

4.2. Понятие и содержание диагностики состояния предприятия

 

В переводе с греческого слова «диагностика» означает распознавание, определение.

Диагностика имеет цель определить и выделить наиболее существенные проблемы (узкие места) в производственно – хозяйственной и финансовой деятельности предприятия, установить причины их возникновения.

Предмет диагностики финансово-экономического состояния предприятия – комплексное изучение финансово-хозяйственной деятельности, которая получает отражение в отчетности предприятия в системе экономических показателей для определения причин кризисных явлений и разработки мероприятий по их устранению или финансовому оздоровлению.

Для постановки диагноза состояние предприятия используются разнообразные методы финансового анализа, позволяющие всесторонне рассмотреть и оценить различные стороны его деятельности.

Для проведения анализа используются финансовые показатели, рассчитываемые на базе основных форм бухгалтерской отчетности, а также данных производственного и управленческого учета.

Основная задача финансового анализа кризисного предприятия – получение своевременной и полной информации о финансовом состоянии предприятия, его прибыльных и убыточных сторонах для разработки эффективных мер по стабилизации положения и разработки программ по преодолению кризиса.

Финансовый анализ – это не простой сбор данных финансовых показателей, это анализ состояния предприятия, выявление его проблем и возможностей, оценка его потенциала, эффективности выбранной стратегии ведения бизнеса. Финансовый анализ предприятия проводят не только непосредственные руководители и соответствующие подразделения. Финансовое состояние предприятия представляет также большой интерес для инвесторов и учредителей, в интересах которых оценить эффективность деятельности предприятия и использования ресурсов; кредиторов (банков) – для оценки риска кредитования данного предприятия.

Диагностика предприятия всегда означает проведение внешнего и внутреннего анализа.

Внешний анализ может проводиться органами власти, оценщиками, инвесторами, кредитами, поставщиками и покупателями, иными участниками рынка. Он основывается на официальной бухгалтерской и статистической отчетности. Цель внешнего анализа – определение причин возможного возникновения кризисной ситуации (неплатежеспособности) и выбор антикризисных мер.

Основные направления внешнего финансового анализа предприятия:

1) оценка финансовых итогов деятельности предприятия;

2) оценка имущественных ресурсов предприятия;

3) оценка основных финансовых показателей (ликвидности, рентабельности и платежеспособности);

4) исследование показателей по дебиторской и кредиторской задолжности;

5) исследование показателей использования инвестированных и вложенных средств.

Внутренний анализ базируется на данных оперативного учета (главных книг, ведомостей, сводных таблиц). Такая информация носит конфиденциальный характер. Цель внутреннего анализа – оценка внутренних резервов предотвращения неплатежеспособности предприятия или восстановления его платежеспособности.

Наилучшего результата анализа достигаются, когда внутренние и внешние аналитики работают согласованно.

Однако очевидно, что разные заинтересованные группы имеют различные интересы и по-разному относятся к построению и результатам анализа деятельности предприятия.

Виды диагностики неплатежеспособности организации. В международной практике выделяют следующие виды анализа:

· дескриптивный – это анализ описательного характера; представляет финансовую отчетность в различных разрезах и предназначен в основном для внешних пользователей;

· предикативный – это анализ прогностического характера, используется для определения будущих доходов и возможного финансового состояния (например анализ вероятности банкротства и мер по восстановлению платежеспособности предприятия);

· нормативный – это анализ, позволяющий сравнить фактические результаты деятельности предприятия с ожидаемыми.

Методы, формы и средства постановки диагноза могут весьма существенно различаться в зависимости от природы объекта исследования. Важным фактором, влияющим на выбор средств и методов диагноза, является время.

В соответствии с целями и задачами диагностирования состояние объекта может оцениваться на определенный момент времени – этот вариант называется диагностикой статистического состояния. Если нужно оценить состояние объекта в течение определенного периода времени, осуществляется диагностика процесса.

В диагностике необходимо точно оценить реальную потребность в выборе данной формы исследования, соотнося ее со сложностью и масштабностью объекта диагноза.

Диагностика осуществляется различными методами:

· аналитическими,

· экспертными,

· линейного и динамического программирования,

· диагностикой на моделях.

Аналитические методы – это методы, основанные на различных операциях со статистическими данными. Аналитическая диагностика предполагает проведение диагностических исследований бесконтактными методами с помощью статистической информации, с использованием методов комплексного экономического анализа, балльных оценок и т.п.

Экспертные методы – средства диагноза, основанные на обобщении оценок и информации, данной экспертами. Экспертная диагностика строится на информации, получаемой для целей диагноза контактными методами посредством проведения специальных экспертных опросов. В этой диагностике используется большое количество приемов и методов экспертных оценок, специальных коэффициентов и показателей сравнительной экономической эффективности и др.

Линейное программирование – математический прием, используемый для определения лучшей комбинации ресурсов и действий, необходимых для достижения оптимального результата. Он позволяет оптимизировать тот или иной процесс, увеличивать прибыль, эффективно использовать ресурс и время. Чтобы использовать этот прием, менеджер должен количественно определить цель – параметр, который будет подвергнут этому приему, и имеющиеся ориентиры и ограничения (ресурсы, мощности, время).

Диагностическое программирование – вычислительный метод для решения задач управления определенной структуры, когда задача с многочисленными переменами представляется как многоэтапный процесс принятия решений.

На каждом этапе определяется максимум функции только от одной переменной. В этом случае исследование проходит три этапа:

1) построение математической модели. Диагностика на модели представляет собой процесс получения информации о диагностируемом объекте с помощью модельных имитаций;

2) решение управленческой задачи;

3) анализ и обобщение полученных результатов.

Возможность использования различных методов диагностики позволяет получить комплекс принципиально новых данных относительно диагностируемого объекта, предмета, явления, процесса и сделать соответствующие выводы о его экономическом и социальном развитии.

В зависимости от целей и методов осуществления диагностики финансового кризиса предприятия подразделяется на две основные системы:

1) систему экспресс - диагностики финансового кризиса;

2) систему фундаментальной (проблемной) диагностики финансового кризиса.

Основной целью экспресс – диагностики финансового кризиса является раннее обнаружение признаков кризисного развития предприятия и предварительная оценка масштабов кризисного его состояния.

Фундаментальная (проблемная) диагностика финансового кризиса характеризует систему оценки параметров кризисного финансового развития предприятия, осуществляемой на основе методов факторного анализа и прогнозирования. В качестве основных методов фундаментальной диагностики применяются SWOT – анализ, PEST – анализ, SNW – анализ, портфельный анализ, сценарный анализ, анализ финансовых коэффициентов, интегральный анализ по модели Альтмана, экспертный анализ и др. Основное содержание перечисленных методов является предметом детального рассмотрения других дисциплин специальности «Антикризисное управление».

 

4.3. Основные варианты аналитической работы на предприятии и этапы диагностики кризиса.

 

Проведение аналитической работы осуществляется в рамках внутреннего и внешнего анализа. Внутренние аналитические службы предприятия владеют, как правило, всей информацией о предприятии, и их аналитическая работа связана с долгосрочными, среднесрочными и текущими планами предприятий.

Внешне аналитики работают в организациях имеющих возможность влиять на судьбу данного предприятия – федеральных, региональных и местных органах власти, аудиторских фирмах, банках и других финансовых структурах, на предприятиях-контрагентах и т.д.

Необходимо обратить внимание на следующие важные варианты аналитической работы:

· анализ в рамках внутреннего аудита;

· анализ в рамках внешнего аудита предприятия;

· анализ на различных этапах настоятельности предприятия.

Возможные варианты аналитической работы не ограничены перечисленными. Анализ предприятия в той или иной мере осуществляется представителями государства в акционерных обществах, профессиональными оценками, инвесторами и кредиторами предприятия, поставщиками и покупателями и другими заинтересованными участниками рынка.

Внешний анализ может проводиться на договорных началах, быть принудительным, вестись в рамках государственного регулирования и контроля.

Наилучшие результаты достигаются, когда внутренние и внешние аналитики работают согласованно, например, при решении проблем банковского кредитования, инвестиционного проектирования.

Анализ в рамках внутреннего и внешнего аудита.

Анализ финансового состояния предприятия может может проведен в качестве дополнительной услуги аудиторской фирмы или аудитора. Однако наиболее полное представление о предприятии дает финансовый анализ, проведенный непосредственно в рамках аудиторской деятельности, причем как внешнего, так и внутреннего аудита.

Необходимо отметить, что понятие «достоверность финансовой отчетности» не является элементарным. Мнение аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности должно выражать оценку соответствия во всех существенных аспектах бухгалтерской отчетности нормативным актам, регулирующим бухгалтерский учет и отчетность в Российской Федерации.

Аудитор, проверяя достоверность бухгалтерской отчетности, подтверждает, что финансовая отчетность дает необходимую информацию об имущественном положении предприятия, позволяет контролировать целесообразность хозяйственных операций.

Достоверность бухгалтерского учета в бухгалтерской отчетности в первую очередь обеспечивается разумно сформированной учетной политикой предприятия.

При формировании учетной политики предполагается, что:

· имущество и обязательства предприятия существуют обособленно от имущества и обязательств собственников этого предприятия и других предприятий (допущение имущественной обособленности предприятия);

· предприятие будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем, намерение и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности у него отсутствует и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке (допущение непрерывности деятельности предприятия);

· выбранная предприятием учетная политика применяется последовательно, от одного отчетного года к другому 9(допущение последовательности применения учетной политики);

· факты хозяйственной деятельности предприятия относятся к тому отчетному периоду (и, следовательно, отражаются в бухгалтерском учете), в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности).

Первое допущение (допущение имущественной обособленности) является существенно важным для понимания реального финансового положения предприятия. Ложное банкротство одних предприятий при одновременном повышении рентабельности (лучше скрытой от учета) других предприятий и физических лиц достигается нарушением возмездных отношений между предприятием и его контрагентами, дочерними предприятиями, кредиторами и собственниками, что означает фактическое нарушение имущественной обособленности.

Вторым допущением (допущение непрерывной деятельности) существенно важно для оценки активов предприятия. Оценка активов предприятия по исторической стоимости предполагает, что эти активы непрерывно превращаются в денежную составляющую в результате нормативного функционирования предприятия. В ином случае активы следует оценивать по ликвидационной стоимости.

Последние два допущения учетной политики (допущения последовательности и временной определенности) требуют для своего безусловного уровня платежеспособности участников, повышения планомерности материальных и финансовых потоков.

Учетная политика должна обеспечивать отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности, исходя не только из правовой формы, но и из экономического содержания фактов и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой).

Таким образом, аудитор, оценивающий достоверность бухгалтерской отчетности предприятия, должен подтвердить, что не только финансовая отчетность адекватно отражает допущения учетной политики, но и сама учетная политика не искажает экономического содержания хозяйственных фактов.

Финансовый (еще шире) – экономический анализ встроен во все аудиторские процедуры. Аудитор прибегает к финансовому анализу уже на стадии планирования аудита.

Расчет различных финансовых коэффициентов, например, могут заставить усомниться в соответствии декларируемой предприятием сферы, фактически проводимым хозяйственным операциям. Поэтому, расчеты коэффициентов ликвидности, устойчивости, рентабельности и т.д. должен быть аудитору первое представление о достоверности финансовой отчетности.

Также очевидно, что плохое финансовое состояние предприятия увеличивает вероятность авантюрных решений его руководства.

В процессе реализации плана аудита аудитор уточняет первоначальные оценки финансового состояния предприятия, с тем, чтобы его мнение о достоверности бухгалтерской отчетности известную степень риска и соответствовало рекомендациям порядка составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности.

Значительная часть аналитической работы на предприятии ведется на плановой основе. Аналитическая работа бухгалтерских, планово-финансовых служб предприятия регламентирована государственными нормативными документами по бухгалтерскому учету и отчетности, требованиями вышестоящих органов, а также регламентом внутреннего документооборота.

Внутренний аудит, как того требуют правила аудиторской деятельности, также должен быть направлен на обеспечение достоверности финансовой отчетности предприятия, выявление и своевременную нейтрализацию скрытых негативных тенденций на предприятии.

Анализ на различных этапах несостоятельности предприятия. В нормативных условиях функционирования предприятия управленческие ошибки покрываются его резервами. Неблагоприятные условия резко ухудшают финансовое состояние предприятия, и аналитическая работа имеет свои особенности, связанные с сокращением сроков принятия и реализации управленческих решений, а цена ошибочных решений возрастает. Особенности финансового анализа в неблагоприятных внешних условиях (высокая инфляция, резкий значительный спад совокупного спроса и разрыв традиционных хозяйственных связей) состоят в первую очередь в разработке путей нейтрализации негативных воздействий перечисленных внешних факторов на предприятие.

Аналитическая работа имеет решающее значение на различных стадиях банкротства предприятия. Собственники предприятия, его кредиторы, соответствующие органы власти – все они участвуют в определении судьбы предприятия-должника. На всех этапах, предусмотренных законом «О несостоятельности (банкротства)», проводится анализ финансового состояния предприятия для принятия согласованных и рациональных решений. Постановлением Правительства РФ от 25 июня 2003г. №367 утверждены «Правила проведения арбитражным управляющим финансового анализа», а приказом Финансовой службы по финансовому оздоровлению (ФСФО) России от23 января 2001г. №16 введены «Методические указания по проведению анализа финансового состояния организаций».

Финансовый анализ позволяет определить целесообразность применения той или иной процедуры банкротства.

Проведение финансового анализа является важнейший составляющей диагностики кризисной ситуации, сложившейся на предприятии.

Диагностика кризисной ситуации является наравне с методами ее преодоления незаменимой частью любой управленческой политики. Она дает данные, которые можно будет использовать в будущих периодах, указывает на ошибки и недостатки существующей производственной и управленческой системы, выявляет причины возникновения кризисной ситуации.

В разных литературных источниках встречаются разные системы диагностирования кризиса. Многое зависит от конкретных условий и ситуаций.

Наиболее полная система отражает диагностику кризиса в рамках внутренней и внешней среды бизнеса предприятия. Такая комплексная оценка позволяет лучше судить об истинных причинах возникновения кризиса, а следовательно и эффективнее с ними справляться.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 673; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.