Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

План практических занятий




Содержание дисциплины

Тематический план

Содержание дисциплины

Структура учебной дисциплины

 

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часов

Формы обучения Лекции (часы) Практические Занятия (часы) Самостоятельная работа (часы) Всего часов
  Заочная        

Трудоемкость (зачетные единицы) – 8

Форма итогового контроля - экзамен в письменной форме.

 

(ОЧНО-ЗАОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ)

Наименование разделов и тем Количество часов Самостоятельная работа Всего часов по теме
Лекции Практические занятия
Введение часы часы часы часы
Раздел 1. Социальное управление в современном обществе: теоретические аспекты
Тема 1.1. Современное состояние теории управления. Сущность и виды социального управления        
Тема 1.2. История развития управленческой мысли        
Тема 1.3. Управление и власть        
Раздел 2. Социальное управление как система деятельности: практические аспекты
Тема 2.1. Функции управления: основные подходы        
Тема 2.2. Управленческие функции: планирование, регламентация, оценка, контроль        
Тема 2.3. Аналитическое обеспечение управленческой деятельности        
Тема 2.3. Управление как деятельность по выработке и принятию управленческих решений.          
Тема 2.4 Эффективность управления        
Итого по дисциплине:        
№ п/п Наименование раздела/темы дисциплины Содержание раздела/темы
1. Раздел 1. Социальное управление в современном обществе: теоретические аспекты
  i Тема 1.1. Современное состояние теории управления. Сущность и виды социального управления Управление как тип взаимодействия. Основные подходы к пониманию социального управления: содержательный, ролевой, функциональный, отношенческий. Теория субъект-субъектного управления. Составляющие социального управления: управленческие знания, управленческая деятельность, управленческие отношения. Виды систем социального управления: их общие и специфические черты.
  Тема 1.2. История развития управленческой мысли     Управленческое знание как вид социального знания. Структура и специфика управленческого знания. Основные этапы развития управленческой мысли и практики. Утилитарный и гуманистический м енеджмент. Вклад различных школ менеджмента в теорию управления. Российские школы управления. Новая управленческая парадигма.  
  Тема 1.3. Управление и власть     Феномен власти: проблема определения. Субъектно-статусная концепция власти. Виды власти. Публичная и непубличная власть. Способы присвоения публичной власти. Неформальная власть и лидерство. Виды публичной власти: политическая и административная. Виды власти как основа организационных структур.
  Раздел 2. Социальное управление как система деятельности: практические аспекты
  i Тема 2.1. Функции управления: основные подходы Неуправленческая и управленческая деятельность. Специфика управленческой деятельности. Традиционная и современная интерпретации управленческих функций. Типология функций управления. Выделение систем управления на основе соотношения управленческих функций. Классификация функций управления на собственно управленческие и сервисно-управленческие.  
  Тема 2.2. Управленческие функции: планирование, регламентация, оценка, контроль.   Планирование как функция управления, виды планов. Регламентация как функция государственного управления. Стимулирование как функция управления. Соотношение оценочной функции и стимулирования. Контроль как функция управления: сущность и виды. Специфика контроля как функции государственного управления.
  i Тема 2.3. Аналитическое обеспечение управленческой деятельности. Сервисно-управленческие функции: коммуникативная, информационно-аналитическая. Специфика коммуникаций в процессе осуществления управленческой деятельности. Анализ как функция управления. Виды связей как объекты анализа. Роль анализа в разработке и принятии управленческих решений.
  i Тема 2.4. Управление как деятельность по выработке и принятию управленческих решений.   Принятие решений и функции управления. Понятие проблемы, виды проблем. Управленческое решение как процесс и результат. Виды управленческих решений-результатов. Основные этапы принятия управленческих решений. Специфика принятия и исполнения решений в государственном и муниципальном управлении.
  i Тема 2.5. Эффективность управления Традиционное понимание эффективности, анализ подходов к определению эффективности. Виды эффективности деятельности коммерческой организации. Качество управления как фактор эффективности организационной деятельности. особенности определения эффективности деятельности ОГВ и ОМСУ. Факторы и показатели эффективности государственного и муниципального управления.
       

 

Для эффективного освоения курса целесообразно проводить семинарские (практические) занятия в следующих формах:

– семинары-дискуссии по вопросам теории управления, реализации управленческих функций;

– анализ конкретных ситуаций, связанных с деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления, коммерческих организаций;

– составление словарей (глоссариев), структурно-логических схем, таблиц по определенным темам.

Раздел 1. Социальное управление в современном обществе: теоретические аспекты

 

Тема 1.1. История управленческой мысли. Современные подходы к пониманию социального управления. (4 часа)

Вопросы для обсуждения

1. Выделите основные этапы развития управленческой мысли

2. Сформулируйте значение идей, разработанных различными школами, для современной теории и практики управления.

3. Дайте характеристику имеющихся подходов к социальному управлению: содержательного, ролевого, функционального, отношенческого, выявите их сильные ми слабые стороны.

4. Дайте обоснование особенности управленческого знания: чем оно отличается от неуправленческого?

5. Какова структура управленческого знания? Каково соотношение проектного и методологического управленческого знания?

 

Творческие и письменные задания i

1. Составление сравнительной таблицы по двум парадигмам управления – традиционной и новой.

2. Письменная работа (на выбор):

- сравнительный анализ идей утилитарного и гуманистического менеджмента.

- сформулируйте особенность истинности проектного управленческого знания (с обоснованием своей точки зрения, примерами из управленческой практики)

Раздел 2. Социальное управление как система деятельности: практические аспекты

Тема 2.1. Функции управления: основные подходы (2 часа)

Вопросы для обсуждения

1. Сравнительный анализ традиционных (классических) и современных подходов к пониманию функций управления.

2. i Обсуждение традиционных трактовок и современных интерпретаций организации как функции управления (в форме дискуссии)

3. Обоснование выделения типов управления – государственного, муниципального, гражданского - на основе соотношения управленческих функций.

 

Творческие и письменные задания

(выполняется 1 задание – по выбору студента)

1. Сделать в виде таблицы характеристику систем управления на основе соотношения управленческих функций

2. Характеристика функций, выполняемых:

- управляющей подсистемой конкретной организации

- органом государственной власти

- органом местного самоуправления

 

Тема 2.2. Занятие 1. Планирование и контроль как функции управления (2 часа)

Вопросы для обсуждения

1. Что понимается под планированием?

2. Как соотносятся оперативные и стратегические планы?

3. Каковы этапы оперативного планирования?

4. Дайте характеристику новых видов контроля в условиях гуманистического менеджмента

5. Определение сущности регламентации как функции государственного управления

 

Творческие и письменные задания

1. Сделать в виде таблицы сравнительный анализ осуществления планирования в системах управления: государственном, муниципальном, в коммерческой организации.

2. Провести сравнительный анализ реализации функции контроля на уровне государства и в коммерческих организациях.

Тема 2.2. Занятие 2. Стимулирование и мотивация как функции управления (2 часа)

Вопросы для обсуждения

1. Чем различаются мотивация и стимулирование как функции управления?

2. Охарактеризуйте разработанные в теории менеджмента теории мотивации.

3. Какова роль оценочной функции в процессе формирования у работников мотивов к труду?

4. Дайте характеристику рациональных оценок и волевых побуждений.

5. Чем различаются стимулирование работников коммерческих предприятий – и государственных и муниципальных служащих?

Творческие и письменные задания

Письменное задание:

1. сформулируйте тенденции, сложившиеся в практике стимулирования во второй половине ХХ века;

2. сформулируйте проблемы, имеющиеся в мотивации и стимулировании работников коммерческих предприятий в России;

3. приведите примеры рациональных оценок;

4. проведите анализ одной из теорий мотивации (на выбор) – с определением ее сильных и слабых сторон

 

Тема 2.3. Аналитическое обеспечение управленческой деятельности (2 часа)

 

Вопросы для обсуждения

1. В чем состоит специфика сервисно-управленческих функций?

2. Какова роль анализа в осуществлении процесса управления?

3. Охарактеризуйте виды связей, являющиеся объектом аналитической деятельности

4. Гносеологические и практические аналитические проблемы – их характеристика, способы решения.

 

Творческие и письменные задания i

Проведение работы в малых группах:

1. факторный анализ деятельности коммерческой организации,

2. факторный анализ эффективности оказания государственных (муниципальных) услуг

 

Тема 2.4. Управление как деятельность по выработке и принятию управленческих решений (2 часа)

Вопросы для обсуждения

1. Обсуждение основных подходов к описанию управленческого решения как процесса:

1) формулирование главных идей, разработанных Г.Саймоном,

2) определение сущности процессуально-ролевого подхода.

2. В чем заключается сущность проблем, почему их нужно решать? Какие виды проблем можно выделить?

3. Дать характеристику нормативной и фактической (административной) технологий принятия управленческих решений.

 

Творческие и письменные задания i

1. На основе выводов, полученных в результате обсуждения, сформулировать "+" и "-" имеющихся подходов к пониманию решений и технологий их принятия.

2. Сформулировать практическую проблему (применительно к организации), возможные варианты ее решения.

Тема 2.5. Эффективность управления (2 часа)

Вопросы для обсуждения

1. Дайте обзор подходов к эффективности, представленных в современной теории менеджмента.

2. Дайте характеристику видов эффективности: относительной. абсолютной, предпринимательской, потребительской.

3. Какие системы показателей используются в настоящее время для определения эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления?

Творческие и письменные задания i

1. Дайте характеристику подхода к определению эффективности деятельности по оказанию государственных и муниципальных услуг через издержки, использования этого подхода в управленческой практике.

2. Дайте характеристику подхода к определению эффективности органов власти через результативность, его использования в управленческой практике.

3. Обосновать правомерность (неправомерность) использования для оценки эффективности деятельности органов власти понимания эффективности как соотношения затрат и результатов.

4. Дайте характеристику нормативной базы, на основе которой осуществляется оценка эффективности деятельности органов власти.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 600; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.